Трудовой договор статья 54

Оглавление:

Статья 54. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Комментарий к Ст. 54 ТК РФ

1. Ответственность сторон социального партнерства за указанные в настоящей статье нарушения наступает в соответствии с положениями ст. ст. 5.28 — 5.30 КоАП в виде наложения административного штрафа в установленных законом размерах.

2. За уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки КоАП предусматривает в ст. 5.28 наложение штрафа в размере от 1000 до 3000 руб.

3. За необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения КоАП предусматривает в ст. 5.30 наложение штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.

4. Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 5.29 КоАП РФ).

Второй комментарий к Статье 54 Трудового кодекса

1. За нарушение законодательства о коллективных договорах, соглашениях (уклонение от коллективных переговоров, непредоставление информации, невыполнение коллективных договоров, соглашений и др.) может последовать дисциплинарная, материальная, административная ответственность.

2. К дисциплинарной ответственности привлекаются лица, в трудовые обязанности которых входит соблюдение трудового законодательства, в том числе законодательства о коллективных договорах и соглашениях.

3. К материальной ответственности привлекаются лица, виновные в причинении организации-работодателю материального ущерба неисполнением или ненадлежащим исполнением коллективного договора, соглашения.

4. В действующем УК РФ отсутствуют статьи об уголовной ответственности за нарушение трудового законодательства (в том числе законодательства о коллективных договорах, соглашениях).

В УК РФ имеется ст. 143 об уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда. Представляется, что если нарушены нормы об охране труда, включенные в коллективный договор, соглашение, то за это может последовать применение мер уголовной ответственности при наличии в действиях (бездействии) лица признаков преступления, предусмотренных ст. 143 УК РФ.

Федеральным законом от 15 марта 1999 г. УК РФ дополнен ст. 145.1 об уголовной ответственности за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.

Когда сроки выплаты заработной платы предусмотрены коллективным договором, а руководитель организации нарушил эти сроки из корыстной или иной личной заинтересованности, то может последовать уголовное наказание с применением к руководителю мер, предусмотренных в ст. 145.1.

5. К административной ответственности привлекаются указанные в законе лица, нарушения которых признаются административным проступком и наказываются в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

6. Административная ответственность (штрафы) за нарушения законодательства о коллективных договорах, соглашениях (уклонение от коллективных переговоров, непредоставление информации, невыполнение коллективных договоров, соглашений и др.) предусматривалась в Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (см. ст. 25 — 28), а также в прежнем Кодексе РСФСР об административных правонарушениях (см. ст. 41.1 — 41.4 КоАП).

В настоящее время ответственность за те же правонарушения предусмотрена ст. 54 — 55 ТК РФ и ст. 5.28 — 5.31 нового КоАП.

7. Сравнение Трудового кодекса и КоАП показывает, что в них предусматриваются прежде всего различные субъекты ответственности:

1) за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения в соответствии с ТК РФ (ч. 1 ст. 54) несут ответственность представители сторон (т.е. представители как работодателей, так и работников).

В соответствии со ст. 5.28 КоАП за уклонение от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения к административной ответственности (штрафу) могут быть привлечены работодатель или лица, его представляющие;

2) за неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения штрафу подвергаются представители сторон (ч. 1 ст. 54 ТК РФ).

В соответствии с КоАП необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения может повлечь административное наказание только для работодателя или лица, его представляющего (ст. 5.30);

3) на основе ТК РФ (ч. 2 ст. 54) за непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, виновные в этом лица (т.е. представители той и другой стороны) подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

В соответствии с КоАП (ст. 5.29) административному наказанию за подобное правонарушение может быть подвергнут работодатель или лицо, его представляющее. При этом в КоАП содержится указание на нарушение срока, установленного законом для предоставления информации;

4) за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения ТК РФ (ст. 55) предусматривает штрафные санкции для лиц, представляющих работодателя либо представляющих работников.

По КоАП (ст. 5.31) нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа на работодателя или лицо, его представляющее;

5) помимо приведенных выше видов нарушений законодательства о коллективных договорах, соглашениях КоАП (ст. 5.28) предусматривает административную ответственность работодателя или лица, его представляющего, за нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки.

8. При определении штрафных мер административного наказания ст. 54 и 55 ТК РФ предусматривают, что размер и порядок наложения штрафов определяется федеральным законом, т.е. КоАП.

КоАП (ст. 23.12) устанавливает, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.28 — 5.31, рассматривают Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда.

9. Представляется, что вопрос о различиях в субъектах административной ответственности, имеющих место в ТК РФ и КоАП, следует разрешать в пользу норм, установленных КоАП. Приоритет Кодекса РФ об административных правонарушениях перед Трудовым кодексом РФ в этой части вытекает из того, что речь идет об административных отношениях, административных наказаниях, которые являются предметом регулирования административного, а не трудового законодательства.

Статья 54 ТК РФ. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

Новая редакция Ст. 54 ТК РФ

Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Комментарий к Статье 54 ТК РФ

Если стороны (представители) решат уклоняться от участия в коллективных переговорах, то их ждет штраф. Так сказано в статье 54 Трудового кодекса РФ. Однако размер штрафа не указан.

Другой комментарий к Ст. 54 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Привлечение лиц, представляющих стороны социального партнерства, к юридической ответственности является одним из способов обеспечения функционирования социально-партнерского регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Трудовой кодекс впервые установил принцип равной юридической ответственности представителей всех сторон социального партнерства, виновных в нарушении законодательства о социальном партнерстве, а не только лиц, представляющих работодателя. Лица, представляющие в рассматриваемых отношениях как работников, так и работодателей, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

О дисциплинарной ответственности и особенностях привлечения к ней руководителя организации, его заместителей при нарушении ими условий коллективного договора, соглашения см. статьи гл. 30 ТК РФ и комментарий к ним.

Нормы, включенные в настоящую главу, предусматривают привлечение указанных в ней лиц к административной ответственности. Положения данной главы конкретизируются в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Дела о данных правонарушениях рассматривают Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда (ст. 23.12 КоАП).

2. Часть 1 ст. 54 направлена на обеспечение исполнения требований закона о порядке организации и проведения коллективных переговоров. Она предусматривает привлечение к ответственности тех представителей сторон социального партнерства, которые либо уклоняются от участия в коллективных переговорах, либо неправомерно отказываются от подписания проекта коллективного договора, соглашения, уже согласованного в ходе коллективных переговоров.

Ответственность за уклонение от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения предусматривается ст. 5.28 КоАП. Данная статья расширяет состав соответствующего правонарушения, предусматривая также ответственность за нарушение установленного законом срока проведения переговоров и необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки. На лиц, виновных в совершении данного правонарушения, может быть наложен административный штраф в размере от 10 до 30 МРОТ.

Однако, в отличие от ст. 54 ТК, КоАП предусматривает привлечение к административной ответственности только лишь работодателя или лица, представляющего работодателя. Тем самым следует констатировать, что представители работников, уклоняющиеся от участия в переговорах, не могут привлекаться к административной ответственности. Данное решение противоречит основным положениям ТК РФ.

Административная ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (отказ от подписания согласованного проекта коллективного договора, соглашения) предусмотрена ст. 5.30 КоАП. Соответствующую ответственность также несут лишь работодатель или лицо, его представляющее. Административный штраф, налагаемый за совершение данного правонарушения, ограничен пределами от 30 до 50 МРОТ.

3. Статья 5.29 КоАП устанавливает ответственность за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров, а также для последующего осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения. К ответственности за данное правонарушение могут быть привлечены лишь работодатель или лицо, его представляющее. За совершение указанного правонарушения соответствующее лицо подвергается взысканию в виде административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ.

Статья 54. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

СТ 54 ТК РФ.

Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

Комментарий к Ст. 54 Трудового кодекса РФ

1. Трудовой кодекс установил принцип равной юридической ответственности представителей всех сторон социального партнерства, виновных в нарушении законодательства о социальном партнерстве, а не только лиц, представляющих работодателя. Лица, представляющие в рассматриваемых отношениях как работников, так и работодателей, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

О дисциплинарной ответственности см. гл. 30 ТК РФ и комментарий к ней.

Нормы, включенные в настоящую главу, конкретизируются в КоАП РФ. Однако в отличие от комментируемой статьи КоАП предусматривает возможность привлечения к административной ответственности лишь работодателя или лица, представляющего работодателя; представители работников, уклоняющиеся от участия в переговорах, не могут привлекаться к административной ответственности. Это противоречит основным положениям ТК РФ.

Дела о соответствующих правонарушениях рассматривают федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда (ст. 23.12 КоАП).

2. Ответственность за уклонение от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения предусматривается ст. 5.28 КоАП. Данная статья расширяет состав соответствующего правонарушения, предусматривая также ответственность за нарушение установленного законом срока проведения переговоров и необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки. Административная ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (отказ от подписания согласованного проекта коллективного договора, соглашения) предусмотрена ст. 5.30 КоАП.

3. Ответственность за непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров, а также для последующего осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, установлена ст. 5.29 КоАП.

Статья 54. Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим

Статья 54. Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим

1. Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим Атюрьевского муниципального района может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:

1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;

2) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии, с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

4) применения административного наказания в виде дисквалификации.

2. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.

Статья 54. Договор об образовании

1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее — договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

4. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» на дату заключения договора.

5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

6. Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее — поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

7. Наряду с установленными статьей 61 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.

8. Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.

9. Правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.

10. Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Комментарий к Ст. 54 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Положения комментируемой статьи являются новацией образовательного законодательства, поскольку до настоящего времени образовательные законы самостоятельных статей, посвященных нормативной регламентации договора об образовании, не содержали. Появление самостоятельной статьи об образовательном договоре является вполне оправданным и обусловлено дальнейшим развитием экономических (рыночных) начал образовательной деятельности, осуществление которой все в большей степени опосредуется договорным регулированием.

Как следует из пункта 1 комментируемой статьи, договор об образовании заключается в случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц (договор об оказании платных образовательных услуг).

Договорами регламентируются общественные отношения, имеющие, как правило, частноправовую природу, и подпадающие под правовое регулирование нормами частного, в первую очередь, гражданского права.

Согласно действующему гражданскому законодательству (пункт 1 статьи 154 ГК РФ) договор является многосторонней сделкой. В силу пункта 3 статьи 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).

К форме договора применяются положения ГК РФ о форме сделки (статья 158).

Пунктом 1 статьи 160 ГК РФ установлено, что сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

Кроме того, в указанной статье определено, что двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными пунктами 2 и 3 статьи 434 ГК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

В пункте 3 указанной статьи установлено, что письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 ГК РФ.

В пункте 3 статьи 438 ГК РФ предусмотрено, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Хотя пункт 1 комментируемой статьи не содержит запрета на заключение договора об образовании в простой письменной форме путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, а также в порядке пункта 3 статьи 438 ГК РФ, с учетом особенностей образовательных отношении, содержания договора об образовании и сложившейся практики в сфере образования представляется, что договоры об образовании предпочтительнее заключать в виде одного документа, подписанного сторонами.

В части первой комментируемого пункта речь идет о двустороннем договоре, сторонами которого выступают организация, осуществляющая образовательную деятельность, с одной стороны, и лицо, зачисляемое на обучение либо родители или законные представители несовершеннолетнего лица, с другой стороны.

В том случае, если лицо, заключающее договор об образовании, обладает полной дееспособностью (пункт 1 статьи 21 ГК РФ), оно самостоятельно вступает в договорные отношения с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

В случае если лицо не достигло восемнадцатилетнего возраста, указанный договор заключают в его интересах его родители (законные представители).

В силу положений статьи 28 ГК РФ и статьи 64 СК РФ законными представителями несовершеннолетних, не достигших 14-ти лет, выступают родители, усыновители, опекуны.

Согласно статье 26 ГК РФ и статье 64 СК РФ законными представителями несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет являются родители, усыновители, попечители.

В том случае, когда оплата по договору образования будет вноситься не самим обучающимся (его законными представителями), а иным лицом (физическим или юридическим) (часть вторая комментируемого пункта), подлежит заключению договор об образовании, с участием: 1) организации, осуществляющей образовательную деятельность, 2) лицом, зачисляемым на обучение (его законными представителями), и 3) физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, с установлением соответствующих прав и обязанностей каждой из сторон.

Вместе с тем, по мнению специалистов, если в качестве заказчика по данному договору выступает организация, то в этом случае имеет место конструкция договора в пользу третьего лица, то есть обучающегося (статья 430 ГК РФ). Даже если договор подписывают три лица (исполнитель, заказчик, потребитель), то его никак нельзя рассматривать в качестве трехстороннего договора. Целью договора на оказание образовательных услуг является оказание образовательных услуг обучающемуся — потребителю, заказчик лишь оплачивает обучение*(71).

Гражданское законодательство связывает момент заключения договора с согласованием сторонами всех его существенных условий. Из указанного следует, что если стороны не достигли соглашения по какому-либо существенному условию договора, такой договор является незаключенным, то есть не влечет тех правовых последствий, которые стороны имели в виду, вступая в договорные правоотношения.

В абзаце первом пункта 1 статьи 432 ГК РФ определено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В связи со сказанным представляется чрезвычайно важным точно представлять, какие условия являются существенными для каждого отдельного вида договора.

Из абзаца второго пункта 1 статьи 432 ГК РФ следует, что существенными являются следующие условия: 1) условие о предмете договора; 2) условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также 3) все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В пунктах 2, 3 комментируемой статьи говорится о существенных условиях договора об образовании.

Независимо от того, заключается ли договор об образовании в связи с приемом на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц, обязательным условием данного договора является определение его предмета, то есть указание на вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

При этом под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (часть 9 статьи 2 комментируемого Закона Об образовании в Российской Федерации).

Из пункта 2 статьи 17 комментируемого Закона Об образовании в Российской Федерации следует, что обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, может осуществляться в очной, очно-заочной или заочной форме.

Пунктом 4 статьи 11 настоящего закона определено, что сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами.

Помимо предмета договора, для договора об оказании платных образовательных услуг существенными являются условие о полной стоимости образовательных услуг и условие о порядке их оплаты.

Из буквального толкования нормы об указании в договоре об оказании платных образовательных услуг полной стоимости платных образовательных услуг следует, что названный договор должен содержать условие о стоимости образовательных услуг за весь период обучения (срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения)).

При этом в комментируемом пункте содержится запрет на увеличение стоимости образовательных услуг после заключения договора, за исключением случая, когда такое увеличение обусловлено изменением уровня инфляции.

Кроме того, при заключении договора об оказании платных образовательных услуг, стороны должны согласовать условия о порядке оплаты по договору.

Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Законодатель оставляет на усмотрение сторон вопрос о том, каким образом будет осуществляться оплата по договору об оказании платных образовательных услуг. Стороны могут предусмотреть, что оплата полной стоимости образовательных услуг будет производиться единовременно при заключении договора, либо частями по истечении определенных периодов времени, либо в ином порядке и в иные сроки.

Частью 21 пункта 3 статьи 28 Закона Об образовании в РФ определено, что к компетенции образовательной организации относится, в том числе, обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет».

Согласно пункту 1 статьи 29 комментируемого Закона Об образовании в РФ образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

При этом в силу пункта 2 указанной статьи образовательные организации обеспечивают открытость и доступность, в том числе, информации о реализуемых образовательных программах, что составляет предмет договора об оказании платных образовательных услуг; о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии); а также копий документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе, что также является существенным условием названного договора.

Требование, сформулированное в комментируемом пункте, на наш взгляд, обусловлено теми признаками договора об оказании платных образовательных услуг, которые позволяют отнести его к категории публичных договоров по смыслу статьи 426 ГК РФ, и направлено на обеспечение принципов обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (часть 2 пункта 3 настоящего закона); равенства участников правоотношений (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Пунктом 2 указанной статьи определено, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Право организации, осуществляющей образовательную деятельность, на снижение стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг, закрепленное в комментируемом пункте, направлено на реализацию принципов признания приоритетности образования; обеспечения права каждого человека на образование, автономии образовательных организаций, сформулированных в пункте 1 статьи 3 настоящего Закона Об образовании в Российской Федерации.

Вместе с тем указанное снижение стоимости платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг должно осуществляться на нормативно-правовой основе — в соответствии с положениями соответствующего локального нормативного правового акта, информация о котором должна быть доведена до сведения обучающихся.

Экономическая возможность такого снижения стоимости платных образовательных услуг обусловлена возмещением недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет средств, полученных из указанных в комментируемом пункте источников, а именно: из собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

В части 6 комментируемой статьи, по существу, речь идет об условиях договора, которые на основании ст. 168 ГК РФ являются ничтожными, как не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов. Согласно ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Статья 61 комментируемого Закона содержит общие основания прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Вместе с тем обязательственные правоотношения, возникшие на основании договора об оказании платных образовательных услуг, подлежат прекращению в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в силу специальных положений, обусловленных их возмездной природой.

Комментируемый пункт не определяет, каким по продолжительности должен быть период просрочки для того, чтобы организация могла инициировать расторжение договора об оказании платных образовательных услуг в одностороннем порядке. Представляется целесообразным конкретизировать указанное основание расторжения договора в соответствующем разделе рассматриваемого договора.

Норма о праве организации, осуществляющей образовательную деятельность, на одностороннее расторжение названного договора в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося, корреспондирует пониманию образования и обучения как процессов, включающих в себя в качестве обязательной составляющей деятельность обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни (статья 2 настоящего закона).

В то же время для практического использования данного положения при исполнении и прекращении договора об оказании платных образовательных услуг, на наш взгляд, необходимо конкретизировать те действия (бездействия) обучающегося, которые приводят к невозможности надлежащего исполнения своих обязательств по договору организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Часть 8 комментируемой статьи относит к категории существенных условий договора об оказании платных образовательных услуг основания его расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и призвана способствовать защите прав обучающегося как изначально более «слабой» стороны в данных договорных правоотношениях. Два из указанных оснований закреплены в части 7 комментируемой статьи.

В настоящее время действуют Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 N 505 (ред. от 15.09.2008) «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (далее — Правила).

Согласно пункту 14 указанных Правил договор заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:

а) наименование государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации-исполнителя и место его нахождения (юридический адрес) либо фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;

б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;

в) сроки оказания образовательных услуг;

г) уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;

д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;

е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя.

Пунктом 17 данных Правил установлено, что потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре. Потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.

На основании пункта 18 данных Правил стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем.

В пункте 19 Правил предусмотрено, что на оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.

В части 10 комментируемой статьи содержится указание на утверждение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, примерной формы договоров об образовании.

В настоящее время действуют нормативные правовые акты Минобразования Российской Федерации, которыми утверждены примерные формы договоров об оказании платных образовательных услуг: Приказ Минобразования Российской Федерации от 10.07.2003 г. N 2994 «Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 13.08.2003 г. N 4971) и Приказ Минобразования Российской Федерации от 28.07.2003 г. N 3177 «Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 05.08.2003 г. N 4956).

Наличие утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти примерной формы договора призвано оказать помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, при определении условий договора об оказании платных образовательных услуг.

В то же время предложенные в них условия являются примерными и подлежат конкретизации при определении указанными организациями договоров об оказании платных образовательных услуг с учетом особенностей осуществления конкретной организацией образовательного процесса.

Рекомендательная информация о содержании договора об оказании платных образовательных услуг и его примерных формах содержится в Письме Минобразования России от 01.10.2002 г. N 31ю-31нн-40/31-09 «О Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования».

Во исполнение комментируемой нормы подлежат разработке и утверждению примерные формы иных договоров об образовании, названных в настоящем законе помимо договора об оказании платных образовательных услуг.

Смотрите еще:

  • Статье 251 коап В соответствии со ст. 251 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства. По делу . Омская область. Решением по вышеуказанному делу […]
  • Регистрация автомобиля на ооо Постановка на учет в ГИБДД Постановка автомобиля на учет в ГИБДД / Снятие с учета Вся процедура займет до 1,5 часа. Позвоните сейчас и забронируйте дату регистрации ! Стоимость (Физических лиц) - 4000 рублей 3000 рублей Стоимость (Юридических лиц) - 5000 рублей Экспресс постановка тс […]
  • Оформление договора дарения жилого дома на земельном участке Договор дарения жилого дома Договор дарения жилого дома – это двухстороннее соглашение собственника недвижимости (Дарителя) с лицом, которому собственник желает безвозмездно подарить или передать в собственность дом (Одаряемый). Сделка регулируется исключительно Гражданским правом […]
  • Статья ст158 ч2 пВ ук рф Какое наказание грозит за рецидив по ч 2 ст 158 УК РФ и каковы последствия? Здравствуйте недавно отсудился по 158 ч 2 за кражу металла дали 160 часов исправительных работ , из них отработал 40 и продолжаю отрабатывать, через месяц снова попался на краже железа вменяют туже статью ущерб […]
  • Бондарев юрист Бондарев юрист консультирование и ведение дел Что собой представляет Online консультирование: - Телефонное соединение или Skype /предпочтительнее/, юриста с клиентом в любой точке мира, в любое время! Что Вы получаете: - Существенное сокращение затрат заказчика - В любое время доступ к […]
  • Имущественные вычеты по ндфл на детей Налоговые вычеты в 2018 году Российское законодательство предусматривает ряд мер по снижению налоговой нагрузки на граждан. Это выражается в уменьшении налогооблагаемой базы или возврату уже оплаченного ранее налога. Называется этот процесс налоговым вычетом. В зависимости от ситуаций […]
  • Ст842 коап рф комментарии Законен ли штраф за парковку на берегу озера? Здравствуйте. Я припарковал автомобиль на берегу озера, в закутке перед пляжем, не на дороге. До берега меньше 50 метров. Знаков запрещающих парковку нет. Перед непосредственным входом на пляж есть табличка "Въезд на зелёный покров и […]
  • Договор банковского вклада консультант Статья 842. Вклады в пользу третьих лиц 1. Вклад может быть внесен в банк на имя определенного третьего лица. Если иное не предусмотрено договором банковского вклада, такое лицо приобретает права вкладчика с момента предъявления им к банку первого требования, основанного на этих правах, […]
Записи созданы 6936

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх