П 3 ст 146 нк

Налоговый кодекс РФ (глава 21 Налог на добавленную стоимость)

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация «предметов залога» и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении «отступного» или «новации», а также передача имущественных прав. (в ред. Федерального «закона» от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, «расходы» на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 «N 166-ФЗ», от 06.08.2001 «N 110-ФЗ»)

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. (в ред. Федерального «закона» от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:
(в ред. Федерального «закона» от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

1) операции, указанные в «пункте 3 статьи 39» настоящего Кодекса;

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке «приватизации»;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления; (в ред. Федерального «закона» от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

5) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям; (в ред. Федерального «закона» от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

6) операции по реализации земельных участков (долей в них);
(пп. 6 введен Федеральным «законом» от 20.08.2004 N 109-ФЗ)

7) передача имущественных прав организации ее «правопреемнику» (правопреемникам);
(пп. 7 введен Федеральным «законом» от 22.07.2005 N 118-ФЗ)

8) передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным «законом» «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»; (пп. 8 введен Федеральным «законом» от 30.12.2006 N 276-ФЗ)

9) операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со «статьей 3» Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со «статьей 3» Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи; (пп. 9 введен Федеральным «законом» от 01.12.2007 N 310-ФЗ)

10) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование «некоммерческим организациям» на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;
(пп. 10 введен Федеральным «законом» от 25.11.2009 N 281-ФЗ)

11) выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации; (пп. 11 введен Федеральным «законом» от 05.04.2010 N 41-ФЗ)

12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным «законом» от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (пп. 12 введен Федеральным «законом» от 28.12.2010 N 395-ФЗ).

ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ НДС (ПО СТ. 146 НК РФ)

1.1. Облагается ли НДС реализация товаров, работ, услуг при отсутствии волеизъявления сторон (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)?

1.1.1. Облагается ли НДС безвозмездная передача угля сотрудникам?

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе передача права собственности на товары на безвозмездной основе.

В силу п. 1 ст. 39 НК РФ реализация товаров организацией или индивидуальным предпринимателем – это передача права собственности на товары на возмездной основе (в том числе путем обмена). Такая передача права собственности признается реализацией в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) должны предоставить за счет собственных средств некоторым категориям лиц бесплатный пайковый уголь. Об этом сказано в п. 2 ст. 21 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ “О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности”.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Есть судебные акты, согласно которым при безвозмездной передаче угля сотрудникам на основании федерального закона нет объекта налогообложения по НДС, так как нет волеизъявления собственника.

Противоположная позиция, представленная в судебных актах, заключается в том, что при передаче сотрудникам бесплатного угля возникает объект налогообложения по НДС.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Безвозмездная передача угля сотрудникам не облагается НДС

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2008 N Ф04-3268/2008(5616-А27-15) по делу N А27-10273/2007-6

ФАС согласился с выводами суда нижестоящей инстанции о том, что обязанность общества бесплатно предоставлять своим работникам уголь прямо вытекает из Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ. Следовательно, такая передача угля работникам не является реализацией в смысле ст. 39 НК РФ. В связи с этим данная операция не является объектом налогообложения по НДС.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2007 N Ф04-2020/2007(33133-А27-31) по делу N А27-12731/2006-6 (Определением ВАС РФ от 14.08.2007 N 9120/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

По мнению суда, из анализа ст. ст. 38 и 39 НК РФ следует, что при реализации собственником имущества на возмездной или безвозмездной основе требуется его волеизъявление на такое отчуждение. При отсутствии волеизъявления собственника не может быть реализации. При этом передача угля сотрудникам происходит независимо от волеизъявления собственника в силу Федерального закона “О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности”. Следовательно, при такой передаче реализации не происходит.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.05.2007 N Ф04-3150/2007(35291-А27-40), Ф04-3150/2007(34396-А27-40) по делу N А27-18204/2006-6

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.03.2006 N Ф04-2299/2006(20809-А27-25) по делу N А27-34352/05-6

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.03.2006 N Ф04-1281/2006(20666-А27-6) по делу N А27-34353/05-6

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.02.2005 N Ф04-510/2005(8609-А27-34)

Позиция 2. Безвозмездная передача угля сотрудникам облагается НДС

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.12.2009 по делу N А53-6622/2009

Суд отклонил доводы инспекции о том, что передачу угля сотрудникам на безвозмездной основе нельзя рассматривать как реализацию в смысле ст. 39 НК РФ в целях обложения НДС. Это объясняется тем, что расходы по приобретению пайкового угля в силу п. 4 ст. 255 НК РФ являются расходами на оплату труда и носят производственный характер. На этом основании суд признал правомерным применение вычета по НДС, уплаченного при приобретении угля.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2009 по делу N А53-26985/2008 (Определением ВАС РФ от 14.12.2009 N ВАС-15844/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

1.1.2. Облагаются ли НДС услуги, оказываемые медицинским вытрезвителем?

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются, в частности, операции по реализации услуг на территории Российской Федерации.

Официальной позиции нет.

Есть постановление суда, в котором указано, что оказание услуг медицинским вытрезвителем не облагается НДС на основании пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ. Также имеется судебный акт, в котором суд пришел к аналогичному выводу и также отметил, что деятельность вытрезвителя по оказанию услуг нельзя отнести к коммерческой, а полученную плату с лиц нельзя считать выручкой от реализации услуг. Кроме того, суд подчеркнул, что для оказания услуг должно быть волеизъявление обеих сторон.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.05.2005 N А29-7699/2004а

Суд указал, что услуги, оказываемые гражданам медицинским вытрезвителем в силу возложенных на него Законом РФ “О милиции” функций, не являются объектом налогообложения по НДС на основании пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Постановление ФАС Центрального округа от 30.06.2004 N А09-13059/03-31

Суд отказал во взыскании НДС с услуг, оказываемых медвытрезвителем, в том числе и потому, что для их оказания должно быть волеизъявление обеих сторон, плата должна поступать исполнителю услуги. Основными видами деятельности медицинского вытрезвителя является доставление лиц, находящихся в пьяном виде, медосмотр и оказание помощи доставленным, размещение лиц, подлежащих вытрезвлению, в палатах, установление за ними наблюдения милиционерами и медперсоналом, содержание доставленных лиц до полного вытрезвления и т.п. Поэтому его деятельность нельзя отнести к коммерческой (по оказанию услуг), а полученную плату с лиц нельзя считать выручкой от реализации услуг.

1.1.3. Облагаются ли НДС услуги по доставке пенсий отделениями Пенсионного фонда РФ?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

Официальной позиции нет.

Есть судебные акты, в которых суд признал, что оказание услуг по доставке пенсий отделением Пенсионного фонда РФ не является реализацией, так как отсутствует волеизъявление сторон.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.08.2005 N Ф04-5575/2005(14236-А45-18)

Суд признал неправомерным отказ в возврате НДС и подтвердил отсутствие обязанности по уплате данного налога с услуг по доставке пенсий отделением Пенсионного фонда РФ. Основание – из п. 1 ст. 39 НК РФ следует, что для признания реализации товаров, работ или услуг для целей обложения НДС необходимо волеизъявление организации или индивидуального предпринимателя на отчуждение товара, выполнение работ или оказание услуг. Исполнение организацией обязанности по оказанию услуг, установленных государством, не может быть отнесено к действиям, подпадающим под обложение НДС.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.03.2005 N Ф04-1650/2005(9661-А45-34)

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.03.2005 N Ф04-1568/2005(9657-А45-31)

1.1.4. Облагается ли НДС реализация имущества в рамках исполнительного производства по решению суда?

Ситуация актуальна для отношений, возникших до 01.01.2009.

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальная позиция заключается в том, что при реализации арестованного имущества организация-собственник самостоятельно должна уплатить НДС.

Есть судебные акты, в которых указано, что при реализации имущества в рамках исполнительного производства объекта налогообложения по НДС не возникает, поскольку в данном случае реализация товара в смысле, придаваемом этому понятию НК РФ, отсутствует. Некоторые авторы поддерживают данную точку зрения.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Реализация имущества в рамках исполнительного производства облагается НДС

Письмо Минфина России от 11.08.2010 N 03-07-11/353

Разъяснено, что при реализации имущества по решению суда плательщиком НДС является организация – собственник имущества.

Письмо УФНС России по г. Москве от 05.09.2008 N 09-14/084326

Разъяснено, что налоговое законодательство не устанавливает каких-либо особенностей налогообложения операций по реализации арестованного имущества. Следовательно, в данном случае применяется общий порядок исчисления и уплаты налогов. Плательщиком НДС в данном случае является организация – собственник имущества. В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ она обязана выставить счет-фактуру.

Позиция 2. Реализация имущества в рамках исполнительного производства не облагается НДС

Постановление ФАС Уральского округа от 20.10.2008 N Ф09-7752/08-С2 по делу N А47-9700/07

Суд указал: поскольку имущество предприятия реализовалось специализированной организацией с торгов в порядке исполнительного производства и налоговый орган не доказал получение предприятием стоимости от реализации имущества с учетом НДС, у предприятия отсутствует обязанность по уплате в бюджет данного налога.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.02.2008 по делу N А56-39963/2006

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.09.2007 N Ф04-6017/2007(37695-А45-42) по делу N А45-524/2007-12/32 (Определением ВАС РФ от 20.12.2007 N 17030/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.09.2007 N Ф04-5989/2007(37731-А45-14) по делу N А45-16755/2006-52/447 (Определением ВАС РФ от 26.12.2007 N 17383/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Консультация эксперта, 2008

Постановление ФАС Центрального округа от 21.05.2007 по делу N А36-1664/2006 (Определением ВАС РФ от 02.11.2007 N 11152/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд пришел к выводу о том, что так как имущество реализовывалось с торгов в порядке исполнительного производства и общество не являлось стороной по сделке, то в данном случае отсутствует реализация товара в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом РФ.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.06.2006 N Ф08-2397/2006-994А по делу N А32-15585/2005-58/563

Суд указал, что, поскольку имущество организации реализовалось с торгов в порядке исполнительного производства, в данном случае отсутствует понятие реализации товара в смысле, придаваемом ему Налоговым кодексом РФ.

Статья: Реализация товаров, работ и услуг (Пашков К.Ю.) (“Все о налогах”, 2005, N 6)

В статье содержится анализ понятия “реализация” и приводятся примеры судебных споров по вопросам наличия/отсутствия объекта обложения НДС, разрешение которых зависит от определения наличия признаков реализации. Автор упоминает следующие ситуации: передача недвижимого имущества в рамках исполнения судебного решения о передаче прав по сделке; размещение информации об одном из выпускаемых налогоплательщиком изданий в другом принадлежащем ему издании; передача имущества юридического лица (крестьянского хозяйства) индивидуальному предпринимателю – члену хозяйства; отнесение к реализации работ и услуг деятельности по сдаче в аренду того или иного имущества; ликвидация основных средств; передача имущества в доверительное управление; реорганизация юридического лица; передача имущества некоммерческой организации; передача имущества по договору лизинга.

1.1.5. Облагаются ли НДС суммы компенсации в связи с изъятием объекта недвижимости (за исключением земельного участка) для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 146 НК РФ)?

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции, в частности, по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав являются объектом налогообложения по НДС.

При этом в п. 1 ст. 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признаются передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом другому лицу, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

С учетом изложенного возникают следующие вопросы: является ли изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд реализацией, влекущей возникновение объекта налогообложения в силу ст. 146 НК РФ? Нужно ли облагать НДС полученные в связи с этим суммы компенсации?

Согласно официальной позиции Минфина России и ФНС России денежные средства, полученные в виде компенсации в связи с изъятием объектов недвижимости для федеральных или муниципальных нужд, облагаются НДС. Есть работа автора с аналогичным выводом.

Судебной практики нет.

Письмо Минфина России от 27.09.2013 N 03-07-11/39995

Разъяснено, что при изъятии путем выкупа у организации объектов недвижимого имущества для федеральных нужд передача права собственности на данные объекты признается объектом налогообложения по НДС. Сумма компенсации за выкупаемые объекты является суммой оплаты, следовательно, организация должна уплатить налог в общеустановленном порядке.

Письмо Минфина России от 11.09.2012 N 03-07-11/369

Разъясняется, что при изъятии путем выкупа объектов недвижимого имущества для федеральных нужд у организации возникает объект налогообложения по НДС.

Письмо Минфина России от 30.03.2007 N 03-07-11/90

Финансовое ведомство разъясняет, что компенсация, полученная при изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд, включается в налоговую базу по НДС.

Аналогичные выводы содержит:

Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 13.03.2008 N 03-03-06/4/15 (“Консультант”, 2008, N 10)

Письмо ФНС России от 19.03.2010 N 3-1-11/[email protected]

Налоговая служба разъяснила, что сумма компенсации за сносимое здание не облагается налогом, поскольку осуществляемый собственником снос здания без передачи права собственности на него не является объектом налогообложения по НДС в силу ст. 146 НК РФ. В то же время если здание передается другому лицу, то такая операция является объектом налогообложения по НДС. Исчисление суммы налога производится исходя из налоговой базы, которая определяется в размере денежной компенсации (включая упущенную выгоду), получаемой налогоплательщиком за здание.

Письмо ФНС России от 14.12.2007 N 03-1-03/2467

Налоговое ведомство разъясняет, что компенсация, которая получена организацией за сносимые объекты недвижимости для использования освободившейся площади под застройку нового микрорайона, включается в налоговую базу по НДС.

1.1.6. Признается ли объектом налогообложения по НДС выбытие (списание) имущества по не зависящим от воли налогоплательщика причинам (например, утрата имущества вследствие порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и т.п.) (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 39 НК РФ)?

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации в том числе товаров являются объектом налогообложения по НДС. В целях гл. 21 НК РФ реализацией признается передача права собственности на товары на безвозмездной основе.

При этом в п. 1 ст. 39 НК РФ установлено, что реализацией, в частности, товаров организацией (индивидуальным предпринимателем) признается передача на возмездной основе права собственности на них (в том числе обмен товарами), а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, – передача права собственности на товары на безвозмездной основе.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 при выбытии (списании) имущества в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и т.п.), объекта налогообложения по НДС не возникает. Однако, если в ходе судебного разбирательства установлен факт выбытия имущества, но не подтверждено, что оно выбыло в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика, у последнего возникает обязанность исчислить НДС по правилам п. 2 ст. 154 НК РФ, предусмотренным для случаев безвозмездной реализации имущества. Есть разъяснения Минфина России о том, что не является объектом налогообложения по НДС, в частности, выбытие имущества в связи с его повреждением, истечением срока годности, недостачей, моральным устареванием. Существует судебный акт с аналогичными выводами.

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 “О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость”

В п. 10 Постановления указано, что в случае выбытия (списания) имущества в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и тому подобных событий), исходя из п. 1 ст. 146 НК РФ такое выбытие не является операцией, учитываемой при формировании объекта налогообложения по НДС.

При этом Пленум ВАС РФ отметил, что налогоплательщик обязан зафиксировать факт выбытия и то обстоятельство, что имущество выбыло именно по указанным причинам, без передачи его третьим лицам, поскольку в силу п. 1 ст. 54 НК РФ он обязан доказать наличие тех фактов своей хозяйственной деятельности, которые влияют на формирование финансового результата, служащего основанием для определения объема налоговой обязанности. Если в ходе судебного разбирательства установлен факт выбытия имущества, однако не подтверждено, что оно выбыло в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика, судам надлежит исходить из наличия у последнего обязанности исчислить НДС по правилам п. 2 ст. 154 НК РФ для случаев безвозмездной реализации имущества.

Письмо Минфина России от 16.04.2014 N 03-07-08/17292

Финансовое ведомство разъяснило, что выбытие у экспортера товаров в связи с их повреждением объектом налогообложения по НДС не является.

Письмо Минфина России от 05.07.2011 N 03-03-06/1/397

Министерство разъяснило, что выбытие товаров по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей (например, списание морально устаревших товаров), не является объектом налогообложения по НДС.

Аналогичные выводы содержит:

Письмо Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332

Письмо Минфина России от 04.07.2011 N 03-03-06/1/387

Финансовое ведомство разъяснило, что в соответствии с нормами ст. ст. 39 и 146 НК РФ выбытие товаров по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей (например, в связи с истечением срока годности, недостачей, выявленной при инвентаризации), не является объектом налогообложения по НДС.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.06.2012 по делу N А43-24764/2011 (Определением ВАС РФ от 17.08.2012 N ВАС-10271/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что выбытие имущества по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей (например, в связи с порчей, боем, хищением), не является реализацией (ст. ст. 39 и 146 НК РФ).

Вместе с тем, поскольку налогоплательщик не доказал факт хищения товара и не представил документы, свидетельствующие о его потере или порче, суд пришел к выводу о правомерном доначислении ему налога, пеней и штрафов.

1.1.7. Облагаются ли НДС суммы компенсации в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ)?

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав являются объектом налогообложения по НДС.

При этом в п. 1 ст. 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признаются, в частности, передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом другому лицу, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

В силу пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации земельных участков (долей в них) не признаются объектом налогообложения по НДС.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Согласно позиции Минфина России денежные средства, полученные в виде компенсации в связи с изъятием земельного участка для федеральных или муниципальных нужд, облагаются НДС. В то же время в более поздних разъяснениях ФНС России и УФНС России по г. Москве содержится иной вывод: суммы компенсации за изъятие земельных участков НДС не облагаются. Есть судебные акты с аналогичными выводами.

Позиция 1. Суммы компенсации в связи с изъятием земельного участка для государственных (муниципальных) нужд облагаются НДС

Письмо Минфина России от 30.03.2007 N 03-07-11/90

Разъяснено, что компенсация, полученная при изъятии в том числе земельного участка для муниципальных нужд, включается в налоговую базу по НДС.

Позиция 2. Суммы компенсации в связи с изъятием земельного участка для государственных (муниципальных) нужд не облагаются НДС

Письмо ФНС России от 19.03.2010 N 3-1-11/[email protected]

Налоговая служба отмечает, что согласно пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации земельных участков не являются объектом налогообложения по НДС. Следовательно, компенсация, выплачиваемая в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд, не должна облагаться НДС.

Письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 N 19-11/31917

Разъяснено, что изъятие земельных участков, производимое по решению Правительства Москвы, не признается реализацией, соответственно, выплачиваемая в связи с этим компенсация не облагается НДС.

Постановление ФАС Московского округа от 14.05.2013 по делу N А40-56423/12-107-313

Суд пришел к выводу, что выплата компенсации за изъятие земельного участка не связана с реализацией каких-либо товаров (работ, услуг) в смысле ст. 39 НК РФ. Следовательно, объект налогообложения по НДС отсутствует.

Постановление ФАС Московского округа от 13.05.2013 по делу N А40-60239/12-99-347

Суд указал, что выплаченная при изъятии земельного участка для государственных нужд сумма является возмещением убытков и упущенной выгоды. В данном случае отсутствует реализация товаров (работ, услуг). Следовательно, объекта налогообложения по НДС не возникает. Кроме того, суд отметил, что эти денежные средства не связаны с оплатой товаров (работ, услуг).

Постановление ФАС Московского округа от 15.07.2011 N КА-А41/7251-11 по делу N А41-30204/10

Суд, ссылаясь на п. 1 ст. 39 НК РФ, пришел к выводу о том, что изъятие земельного участка для государственных нужд не является реализацией. Полученная при этом компенсация в силу п. 2 ст. 146 НК РФ не облагается НДС, поскольку она связана с возмещением убытков, которые возникли у налогоплательщика при изъятии имущества, принадлежащего ему на праве собственности и не являющегося объектом налогообложения.

Статья 146. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса;

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

4.1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

4.2) оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;

5) передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

6) операции по реализации земельных участков (долей в них);

7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);

8) передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

8.1) передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Норма настоящего подпункта применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией — собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

9) не применяется с 1 января 2017 г.;

9.1) не применяется с 1 января 2017 г.;

9.2) не применяется с 1 января 2017 г.;

9.3) передача в собственность на безвозмездной основе образовательным и научным некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

10) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

11) выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

13) связанные с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Организационным комитетом «Россия-2018», дочерними организациями Организационного комитета «Россия-2018», Российским футбольным союзом, производителями медиаинформации FIFA и поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, определенными указанным Федеральным законом и являющимися российскими организациями;

14) реализация автономной некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Федеральным законом «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя», имущества и имущественных прав и оказание этой организацией услуг по представлению интересов вкладчиков;

15) операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами);

16) передача на безвозмездной основе органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и хозяйственными обществами, созданными с участием такого акционерного общества в указанных целях, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон.

Комментарий к Ст. 146 НК РФ

Статья 146 НК РФ содержит 2 перечня операций:

а) которые относятся к объектам налогообложения по НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ);

б) которые не признаются объектом налогообложения в целях применения гл. 21 НК РФ (п. 2 ст. 146 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектами налогообложения по НДС признаются:

1) реализация на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав. В свою очередь реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. Об этом сказано в п. 1 ст. 39 НК РФ.

В целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг).

Кроме того, реализацией признаются продажа предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд. Правда, только в том случае, если расходы на приобретение указанных товаров (работ, услуг) не учитываются при налогообложении прибыли.

Напомним: при расчете налога на прибыль доходы уменьшают только те расходы, которые соответствуют критериям, установленным ст. 252 НК РФ. То есть затраты должны быть обоснованны (экономически оправданны), документально подтверждены и произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Также объект налогообложения по НДС возникает в случае передачи структурным подразделениям имущества, приобретенного для собственных нужд;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23 ноября 2010 г. N 3309/10 указано, что согласно пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ в качестве выполняемых для собственного потребления строительно-монтажных работ подлежат квалификации те работы, в результате которых организацией создаются объекты, подлежащие использованию в ее собственной деятельности. При строительстве объектов с целью их последующей продажи строительные работы не могут быть квалифицированы как выполняемые для собственного потребления, а объект обложения НДС возникает при реализации построенного объекта. Если указанная цель строительства доказана, то не имеет правового значения, осуществлялось ли в период строительства его финансирование третьими лицами и были ли заключены соответствующие договоры, предполагающие отчуждение построенных объектов;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами. Такое определение приведено в пп. 3 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Под ввозом товаров в Российскую Федерацию в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон N 311-ФЗ) понимается фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств — членов Таможенного союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Законом N 311-ФЗ (пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона N 311-ФЗ).

В п. 2 ст. 146 НК РФ приведены операции, которые не признаются объектом налогообложения. Это, в частности:

1. Операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ, то есть которые не признаются реализацией, к которым относятся: осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за

исключением целей нумизматики); передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее

правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации; передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим

организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью; передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов); передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению в соответствии с

законодательством Российской Федерации; передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или

товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками; передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества; передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального

жилищного фонда при проведении приватизации; изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации; передача имущества участникам хозяйственного общества или товарищества при распределении

имущества и имущественных прав ликвидируемой организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи или маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Настоящее положение применяется в случае, если создание и ликвидация организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи или маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета в соответствии со ст. 3.1 указанного Федерального закона, осуществляются в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI

Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, установленный ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона; иные операции в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

2. Передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению).

3. Передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.

Приватизация государственного и муниципального имущества — это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Это следует из ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

4. Выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления (пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ).

При применении данной нормы необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) органами, входящими в систему органов

государственной власти и органов местного самоуправления;

б) обязательность выполнения этих работ (услуг) должна быть установлена федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации либо актами органов местного самоуправления;

в) на указанные органы должны быть возложены исключительные полномочия в установленной

Также указанная норма НК РФ применяется только в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) указанными органами, и не распространяется на реализацию товаров (например, в частности недвижимого имущества), осуществляемую этими органами.

Скажем, не облагаются НДС услуги:

— Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и организаций (предприятий) (Письмо МНС России от 2 марта 2001 г. N ВГ-6-03/[email protected]);

— Государственной фельдъегерской службы РФ, предусмотренные перечнем, приведенным в ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 1994 г. N 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» (Письмо Минфина России от 8 апреля 2005 г. N 03-04-11/77);

— по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров, которые оказывают подразделения вневедомственной охраны (Письмо МНС России от 29 июня 2004 г. N 03-1-08/1462/[email protected]);

— оказываемые территориальными органами Федерального агентства объектов недвижимости за право заключения договора аренды (Письмо МНС России от 10 июня 2002 г. N 03-1-09/1558/16-Х194).

5. Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

6. Оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением.

7. Передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

8. Реализация земельных участков (долей в них).

9. Передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).

10. Передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

11. Передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Норма настоящего подпункта применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией — собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

12. Согласно пп. 9 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения по НДС операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и г. Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

Согласно ст. 3 Федерального закона N 310-ФЗ российскими организаторами игр являются:

— автономная некоммерческая организация «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи»;

— созданные Федеральным законом организации, которые осуществляют управленческие и иные общественно полезные функции, связанные с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и развития г. Сочи как горноклиматического курорта.

Стоит отметить, что положение пп. 9 п. 2 ст. 146 НК РФ применяются до 1 января 2017 г.

13. Оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ).

14. Выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации (пп. 11 п. 2 ст. 146 НК РФ).

15. Операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. в перечень не облагаемых НДС операций включены операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Смотрите еще:

  • Реклама пива закон о рекламе Закон о рекламе алкоголя: как легально обойти запреты Статьи по теме Если говорить коротко, реклама алкогольной продукции и пива запрещена в общем понимании рекламы как таковой: на телевидении, на радио, в интернете и т. д. Однако существуют способы достаточно эффективного продвижения и […]
  • Тарифы за коммунальные услуги в красноярске В Красноярске повысились тарифы на коммунальные услуги В Красноярске и по всей России с 1 июля поднялись цены на коммунальные услуги. Больше придется платить за электричество, водоснабжение и газ. С 1 июля 2018 г. в России действуют новые тарифы на коммунальные услуги. Рассказываем что […]
  • Закон о рекламе 38 статья 19 Закон о рекламе 38 статья 19 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Закон о рекламе № […]
  • Раздел общего долевого имущества супругов Раздел долевой собственности при разводе Добрый день. Квартира с мужем у нас оформлена в долевую собственность, по 1/2, в ипотеку. Собираемся разводиться. Я с ребёнком проживаю в этой квартире. Как будет происходить раздел имущества? Ответы юристов (2) Поскольку доли у вас уже […]
  • Как делятся долги после развода Как разделить долги супругов при разводе? Юридический Яндекс Дзен! Там особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. В случае развода долги супруга, за исключением долгов, не подлежащих разделу, распределяются между супругами пропорционально […]
  • Выплаты при рождении второго ребенка молодой семье Лужковские выплаты молодым семьям в Москве В целях поддержки молодых семей в решении их социально-бытовых проблем, связанных с рождением ребенка, органы исполнительной власти города Москвы разработали существенную меру социальной поддержки в виде выплаты единовременного пособия молодым […]
  • Закон о системе регистрации Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ"О государственной регистрации недвижимости" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2015 г., 26 апреля, 1 мая, 2, 23 […]
  • В действиях состав административного правонарушения § 3. Состав административного правонарушения Прежде чем говорить о том, являются ли конкретные действия или бездействие какого-либо лица административным правонарушением, необходимо произвести квалификацию, или иными словами ответить на вопрос, имеются ли в рассматриваемых действиях […]
Записи созданы 6936

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх