Ненадлежащее исполнение заказчиком муниципального контракта по 94 фз

О начислении неустойки, штрафа, пени при ненадлежащем исполнении (неисполнении) обязательств по контракту (отдельному этапу контракта)

В соответствии с частью 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Положениями пункта 4 Правил № 1063 не регламентируются условия применения штрафа в зависимости от объема неисполненных обязательств и не устанавливаются ограничения по применению ответственности, учитывающие принципы соразмерности при применении неустойки, так как Правила № 1063 разработаны в целях реализации частей 5, 6 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ, не устанавливающих вышеназванных положений.

Вместе с тем необходимо отметить, что неустойка рассматривается как одна из мер гражданско-правовой ответственности, что обусловливает ее компенсационный характер.

По мнению Департамента бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации, в отличие от иных видов ответственности, особенностью мер гражданско-правовой ответственности является то, что размер таких мер должен соответствовать понесенным потерпевшим (кредитором) убыткам и не допускать неосновательное обогащение лица, понесшего убытки. В этой связи наступившие убытки (вред) не только являются условием применения ответственности, но и определяют размер ответственности (в отличие от публичных отраслей права, где размер ответственности определяется степенью вины правонарушителя).

Для применения ответственности в виде неустойки достаточно факта нарушения обязательств (в соответствии с частью 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) отсутствие вины, влекущее освобождение нарушителя от ответственности, доказывается лицом, нарушившим обязательство).

Таким образом, по мнению Департамента, размер установленной в соответствии с Правилами № 1063 неустойки должен соотноситься с обязательством, неисполнение (ненадлежащее исполнение) которого должником влечет взыскание неустойки.

Кроме того, рассматривая вопрос о размере неисполненного обязательства, Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации исходит из того, что договор не является единым обязательством и в рамках договора может возникать несколько обязательств из единого юридического факта (пункт 2 статьи 307 Гражданского кодекса). Содержание каждого составляющего договор обязательства определяют право требования кредитора и противостоящая ему обязанность должника (пункт 1 статьи 307 Гражданского кодекса), а также характер обязательства: является ли оно делимым (предмет которого может быть разделен на однородные части так, чтобы каждая часть сохраняла все существенные свойства целого) или неделимым (предмет которого не допускает разделения на части).

Таким образом, условия контракта об ответственности контрагента за ненадлежащее исполнение (неисполнение) установленных обязательств могут быть разграничены по видам составляющих договор обязательственных правоотношений.

Согласно части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом № 44-ФЗ, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Федерального закона № 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком) (часть 7 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ).

Относительно начисления штрафов необходимо отметить, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом, по мнению Департамента, штрафы за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту могут быть взысканы любым способом, на усмотрение заказчика:

за каждый случай неисполненного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, по факту его наступления;

однократно за все случаи ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Ознакомиться с текстом письма можно в разделе настоящего сайта «Регулирование контрактной системы в сфере закупок», подраздел «Нормативно-правовая база», вкладка «Разъяснения».

Что относится к ненадлежащему исполнению контракта по 44-ФЗ?

Добрый день. Скажите, что относится к ненадлежащему исполнению контракта. Не могу найти информацию. В ФЗ-44 это не прописано

Ответы юристов (2)

Ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Доброго утра, Наталья!

Ненадлежащее исполнение контракта рассматривается в каждом контракте отдельно в зависимости от вида оказываемых услуг (выполнения работ).В статье 34 Федерального закона №44-ФЗ предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение контракта. Статьей 94 данного закона предусмотрены основания и порядок приемки товара (работ). Может что-то из указанного Вам подойдет.

Таким образом, если условие исполнения контракта не выполнено или недовыполнено (например, непоставка), то контракт считается ненадлежаще исполненным.Внимательнее составляйте контракт, особенно порядок его исполнения. Желаю удачи!

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 8

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечают начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев и юрисконсульт B2B-Center Александра Подъяблонская.

Из этого материала вы узнаете, как учитываются требования Закона № 44-ФЗ при заключении гражданско-правовых договоров с физическими лицами, необходимо ли проводить экспертизу по контрактам, заключенным в 2013 году на 2014 год, кто из сотрудников заказчика вправе утверждать план-график и что считать этапом исполнения контракта.

Необходимо ли включать закупки у единственного поставщика и естественных монополистов в расчет для определения доли участия субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок?

Положения ст. 30 Закона № 44-ФЗ, устанавливающей порядок участия субъектов малого предпринимательства в закупках, не распространяются на:

  • закупки товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • закупки Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов;
  • закупки товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
  • закупки работ в области использования атомной энергии.

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций

С другими формами, образцами и бланками документов по Закону № 44-ФЗ можно ознакомиться в разделе «Бланки»

Таким образом, если единственный поставщик является естественным монополистом (например, предоставляет услуги по водоснабжению или водоотведению с использованием централизованных систем), то долю участия субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок рассчитывать не нужно (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Однако, если единственный поставщик предоставляет услуги, не поименованные выше (например, услуги по реализации экскурсионных билетов и экскурсионных путевок в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), то закупка на предоставление этих услуг уже будет учитываться при определении совокупного годового объема закупок для расчета доли участия субъектов малого предпринимательства (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Каким образом необходимо учитывать требования Закона № 44-ФЗ при оплате труда внештатных сотрудников, с которыми заключается гражданско-правовой договор?

МКУ «УДМСиТ»; Элеонора Жемердей; Отдел спорта города Кургана;
ГБУ РК «Спортцентр инвалидов»; А.В. Скугутовская

На привлечение физических лиц по гражданско-правовому договору распространяются все общие требования Закона № 44-ФЗ о закупке работ и услуг. Закупку работ или услуг на сумму до 100 тыс. руб. заказчик может провести без применения конкурентных процедур (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). При этом ценой контракта необязательно должна быть цена годового договора – можно выплачивать вознаграждение физическому лицу в течение полугода, а потом заключить с ним новый контракт на следующие полгода.

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Обращаем Ваше внимание на то, что при проведении закупки с физическим лицом (за исключением ИП или лица, занимающегося частной практикой, – адвоката, нотариуса и т.п.) заказчик обязан включить в контракт обязательное условие об уменьшении вознаграждения физическому лицу на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Иными словами, заказчик будет выступать налоговым агентом по отношению к физическому лицу.

Требование об обосновании начальной (максимальной) цены контракта при заключении контракта с физическим лицом сохраняется – Закон № 44-ФЗ не содержит исключений в этой части.

Кроме того, физическое лицо может выступать и единственным поставщиком при приобретении у него творческих услуг (п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), а также преподавательских услуг и услуг экскурсовода (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) – в этом случае закупка услуг у физического лица может производиться без конкурса.

Контракт с физическим лицом нередко заключается на небольшие суммы, поэтому следует помнить, что при закупке работ на сумму до 100 тыс. руб. заказчик может провести ее без применения конкурентных процедур (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Важно, что совокупный годовой объем «малых» закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и должен составлять не более чем 50 млн руб. в год. При соблюдении этих требований можно привлекать по гражданско-правовому договору столько физических лиц, сколько необходимо заказчику.

Для оказания услуг государственной бюджетной организации по гражданско-правовому договору необходимо нанять сторожа-вахтера. Возможно ли заключение контракта с физическим лицом или же необходимо заключать договор с организацией, оказывающей подобные услуги?

Согласно п. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, участником закупки может быть в том числе и физическое лицо. Закон не запрещает заключать гражданско-правовые договоры с физическими лицами на оказание услуг, прямо в Законе № 44-ФЗ не поименованных (в том числе охранных услуг), поэтому привлечение специализированной организации не является обязательным.

Наша организация хочет провести запрос котировок на услуги интернет-связи. В нашем районе работают только два поставщика, которые оказывают такие услуги. Как мы понимаем, для обоснования цены нам необходимо проанализировать условия предоставления услуг как минимум трех поставщиков (п. 3.19 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567). Как нам правильно поступить в такой ситуации?

Пользователь под ником солнышко м.

Действительно, указанный документ рекомендует при расчете начальной (максимальной) цены методом анализа рынка использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками. Однако Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 (далее – Методические рекомендации) применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1.3 Методических рекомендаций). Если особенности рынка позволяют использовать для обоснования начальной (максимальной) цены контракта цены только двух поставщиков, в качестве дополнительного обоснования цены Вы можете использовать результаты анализа информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг. Критерии определения товаров как идентичных или однородных содержатся в п. 3.5, п. 3.6 Методических рекомендаций. Кроме того, можно:

  • разместить запрос о предоставлении ценовой информации на Портале госзакупок (п. 3.7.2 Методических рекомендаций);
  • использовать ценовую информацию в реестре контрактов, заключенных заказчиками (по контрактам, которые исполнены и по которым не взимались пени и штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта) (п. 3.7.3 Методических рекомендаций). Эти сведения можно получить на Портале госзакупок;
  • учитывать данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг (п. 3.7.4.4 Методических рекомендаций) или данные, содержащиеся в официальных источниках информации (п. 3.7.4.5 Методических рекомендаций);
  • применять информацию информационно-ценовых агентств (при этом в расчет рекомендуется принимать информацию таких агентств, которая предоставлена на условиях раскрытия методологии расчета цен) (п. 3.7.4.7 Методических рекомендаций).

Обращаем Ваше внимание на то, что тарифный метод в Вашем случае использован быть не может – он применяется только тогда, когда цены закупаемых товаров, работ или услуг подлежат государственному регулированию (п. 5.1 Методических рекомендаций), а цены на услуги сотовой связи государством не тарифицируются.

В связи с проведением соревнований нашим работникам часто приходится выезжать в командировки. Каким образом оформляются командировки по Закону № 44-ФЗ?

МБОУ ДОД «ДЮСШ «Центр игровых видов спорта» г. Ачинск Красноярского края,
Дмитрий Карпов, Денис Набиулин

При направлении сотрудника в командировку с предварительной оплатой всех расходов организацией-работодателем заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в том числе обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания является обязательным. Однако в соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ такая закупка может осуществляться у единственного поставщика, без использования конкурсных процедур. Таким образом, Вы обязаны произвести закупку на оказание услуг, связанных с направлением работника в командировку (заключить договоры с транспортной компанией, гостиницей и т.д.), однако закупка необязательно должна носить конкурентный характер.

Если же работник самостоятельно покупает билеты и оплачивает гостиницу, а организация впоследствии возмещает ему эти расходы, то требования Закона № 44-ФЗ в этой ситуации не применяются – компенсация расходов работника осуществляется на основании положений трудового законодательства (ст. 168 ТК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ по каждому контракту нужно проводить экспертизу с привлечением экспертов либо самостоятельно. Нужна ли экспертиза по контрактам, заключенным в 2013 году на 2014 год?

Заливина, Кутищева Ирина Юрьевна; пользователь под ником «лайм спрайт»

Контракты, заключенные в 2013 году, исполняются в соответствии с нормами Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Указанный закон не содержит требования о проведении экспертизы исполнения контракта, а следовательно, по результатам исполнения контрактов, заключенных в 2013 году на 2014 год, экспертиза не проводится.

Нужна ли экспертиза при исполнении контракта с единственным поставщиком?

Заливина, Кутищева Ирина Юрьевна; пользователь под ником «лайм спрайт»

Частью 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда привлечение экспертов или экспертных организаций на основе договора при осуществлении закупки у единственного поставщика не является обязательным.

К ним относятся, например: осуществление закупки у субъекта естественной монополии, осуществление «малой» закупки на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., осуществление закупки на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению и т.д.

В то же время, это не освобождает Вас от обязанности проводить экспертизу исполнения контракта – но уже своими силами (ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Документально она может быть оформлена в виде заключения о соответствии товаров, работ или услуг требованиям контракта, составленное и подписанное уполномоченным работником заказчика.

Также для проведения экспертизы исполнения контракта Ваша организация может создать приемочную комиссию, которая должна состоять не менее чем из пяти человек (ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Можно ли включить в сумму контракта стоимость экспертизы?

Заливина, Кутищева Ирина Юрьевна; пользователь под ником «лайм спрайт»

По смыслу ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, экспертиза проводится за счет заказчика, поскольку именно на него возложена эта обязанность. Особенности порядка заключения контракта с экспертом Законом № 44-ФЗ не установлены, поэтому контракт с экспертом или экспертной организацией (в случае их привлечения) должен заключаться в общем порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ – то есть путем проведения самостоятельной закупки, не входящей в состав основной. Таким образом, включение в сумму контракта стоимости экспертизы его исполнения не представляется возможным.

Каким образом учитывать требования Закона № 44-ФЗ при проведении аварийных работ, не вошедших в план-график (прорвало трубу, засорилась канализация и т.д.)?

Рустам Камилович Сабиров

Согласно положениям п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в случае аварии или иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика. При этом для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в этом случае заказчик обязан уведомить ФАС России о произведенной закупке в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта. К уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Могут ли изменения в план-график, размещенный на Портале госзакупок, оформляться распоряжением директора?

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

Форма планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков

С другими формами, образцами и бланками документов по Закону № 44-ФЗ можно ознакомиться в разделе «Бланки»

Законом № 44-ФЗ не урегулирован вопрос о распределении между сотрудниками заказчика обязанностей по утверждению плана-графика. В тексте закона и подзаконных актов фигурируют формулировки «утверждается заказчиком» и «утверждается и размещается заказчиком в информационной системе» (например, ч. 15 ст. 21 Закона № 44-ФЗ). Можно предположить, что утверждать план-график и изменения к нему должен руководитель заказчика, который вправе действовать от его имени без доверенности – в том числе размещать информацию о закупках в информационной системе, либо иное уполномоченное должностное лицо заказчика.

Такой вывод можно сделать на основе анализа Формы плана-графика, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044 (вступит в силу с 1 января 2015 года). Указанная Форма плана-графика предлагает оформлять утверждение плана-графика следующим образом:

Рис. Извлечение из Приложения к требованиям к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044

Что считать этапом исполнения контракта при формировании отчета об исполнении контракта на Портале закупок в рамках Закона № 44-ФЗ – ежемесячное оказание услуг либо четко определенные и зафиксированные в контракте этапы?

Пункт 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ определяет этап исполнения контракта как приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги. Поскольку поставка товаров необязательно происходит со строгой периодичностью раз в месяц, ориентироваться необходимо именно на зафиксированные в контракте этапы, а не на ежемесячное его исполнение.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: [email protected]

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
Определяем размер пени и штрафов за нарушение госконтракта на конкретных примерах.

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО «Тендеры.ру» Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Мнение:

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок.

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

Истина в суде: неустойка при выполнении государственного или муниципального контракта

Аналитический обзор составлен на основе решений по делам, касающимся взимания неустойки (пеней, штрафа) в связи с ненадлежащим исполнением одной из сторон условий государственного или муниципального контракта. Рассмотренные решения вынесены федеральными арбитражными судами в феврале — марте 2013 г. Проанализировано 165 судебных вердиктов. Приводятся нормы законодательства и нормативные правовые акты, которыми руководствуются арбитры, а также примеры конкретных решений.

Неустойка в цифрах

Всего за рассматриваемый период суды вынесли 165 вердиктов интересующей нас тематики. Доля таких дел составила примерно 30% от общего количества дел, связанных с заключением государственных и муниципальных контрактов.

Лидером по количеству рассмотренных дел стал Московский округ — 44 дела, или 26% от общего количества рассмотренных решений. Отметим, что по стоимостным показателям Москва также оказалась лидером. Средняя цена иска здесь почти на 7,5 млн руб. превышает аналогичный показатель по России. Отметим также, что большинство крупных исков в Московском округе за рассматриваемый период было связано с деятельностью Министерства обороны РФ. Ведомство являлось как истцом, так и ответчиком по ряду дел.

Из 44 дел в столице только восемь было инициировано хозяйствующими субьектами — исполнителями по госконтракту, пять из них сложились для истцов благоприятно. Остальные дела были инициированы заказчиками. При этом сложившаяся здесь практика по выигрышам и проигрышам повторяет тенденции и в других регионах.

Второе место по количеству дел поделили между собой Северо-Кавказский и Северо-Западный округа — по 27 дел, следом идет Западно-Сибирский округ — 17 дел и Дальневосточный — 12. В остальных округах количество дел не превышает 11.

Инициаторами судебных разбирательств в большинстве случаев становятся заказчики, посчитавшие что исполнитель (подрядчик, поставщик) нарушил условия контракта или сроки его исполнения.

Так, за рассматриваемый период из 165 дел 120 было возбуждено по инициативе заказчика. В этом случае истцы чаще всего пытаются взыскать с ответчика неустойку. Иногда заказчик пытается вернуть часть оплаты, аванс, взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами, взыскать понесенные в результате ненадлежащего исполнения контракта убытки, а также расторгнуть контракт. Следует отметить, что чаще всего судьи идут навстречу заказчикам, количество выигранных дел почти в три раза превышает количество проигранных. Однако довольно-таки часто суд удовлетворяет иск частично, существенно снижая размер требований.

Исполнители (подрядчики, поставщики) чаще всего идут в суд, если заказчик оплатил предоставленные по контракту услуги не в полном объеме или вообще отказался выполнять свои обязательства по оплате. В этом случае сумма иска складывается из суммы долга по контракту, неустойки и иногда также процентов за пользование чужими денежными средствами. Из поданных исполнителями 45 исков лишь в семи случаях суд отказал в удовлетворении заявленных требований, еще четыре дела было отправлено на новое рассмотрение. Однако размер требований, так же как и в случае с исками, инициированными заказчиками, может быть существенно снижен судом.

Самый крупный иск за рассматриваемый период был инициирован в Западно-Сибирском округе. Заказчик, государственное казенное учреждение, обратился в суд с иском о взыскании более 785 млн руб. неустойки по государственному контракту за несвоевременное окончание строительства объекта и нарушение сроков поставки оборудования. Заказчик указал, что подрядчик не поставил в полном объеме оборудование к названному в дополнительном соглашении сроку, а также нарушил срок выполнения работ. Суд снизил объем заявленных требований, в результате учреждение получило только 50 млн руб. неустойки за несвоевременное окончание строительства объекта, в удовлетворении остальной части требования было отказано, поскольку суд учел нарушение заказчиком сроков передачи подрядчику проектной документации. Кроме того, суд посчитал, что, исходя из условий контракта, невозможно точно определить сроки поставки оборудования (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 по делу № А70-4757/2012).

Иск на сумму свыше 133 млн руб. был рассмотрен в Волго-Вятском округе. Такую сумму неустойки попыталось взыскать Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за просрочку выполнения работ, предусмотренных государственными контрактами на строительство пожарной части. Суд установил, что подрядчик действительно нарушил обязательства, касающиеся сроков выполнения работ, однако снизил объем заявленных требований в связи с явной несоразмерностью последствиям нарушения обязательства. В результате министерство получило всего 6 млн руб. (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.02.2013 по делу № А31-7516/2010).

В Московском округе Министерство обороны попыталось взыскать с ООО более 386 млн руб. Сумма иска сложилась из неустойки за нарушение сроков поставки продукции, штрафа за поставку продукции ненадлежащего качества, штрафа за нарушение сроков замены продукции ненадлежащего качества, а также процентов за пользование коммерческим кредитом (авансом). В результате судебных разбирательств министерству удалось отстоять 4,5 млн руб. В части взыскания более 100 млн руб. процентов за пользование кредитом дело было передано на новое рассмотрение (постановление ФАС Московского округа от 20.03.2013 по делу № А40-26585/12-89-124).

Однако Министерство обороны обращалось в суд и с гораздо более скромными требованиями. Так, ведомство попыталось отсудить у ОАО 13 270 руб. неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту на выполнение картографических и топографических работ. Суд отказал в удовлетворении данных требований, так как было доказано, что министерство не предоставило подрядчику в полном объеме необходимые материалы, а также допустило просрочку в перечислении аванса. Таким образом, суд пришел к выводу, что ответчик не виноват в просрочке (постановление ФАС Московского округа от 18.03.2013 по делу № А40-77661/11-118-602).

Долг по госконтракту и неустойку в размере 95 млн руб. попыталось отстоять в суде ООО. Ответчиком по этому делу выступала Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Подрядчик заявил, что заказчик не оплатил произведенные работы. Суд удовлетворил лишь часть требований, так как было доказано, что подрядчик выполнил не все предусмотренные контрактом работы. Во взыскании неустойки было отказано, в результате истец получил 43 млн руб. (постановление ФАС Московского округа от 20.02.2013 по делу № А40-52411/12-77-520).

Самая незначительная сумма иска составила 2500 руб. Такую сумму неустойки попыталось отсудить у ООО бюджетное учреждение. Истец ссылался на выявление в период гарантийного срока недостатков в выполненных подрядчиком работах по капитальному ремонту фасада здания, а также нарушение подрядчиком сроков выполнения работ. В удовлетворении требования было отказано, поскольку заказчиком не выполнены условия контракта о порядке фиксации недостатков в выполненных работах, а доказательства несвоевременного выполнения подрядных работ отсутствовали (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2013 по делу № А13-4191/2012).

Статистика споров, связанных с взысканием неустойки
(период: февраль — март 2013 г.)

Особенности исполнения, изменения, расторжения контракта по закону о контрактной системе

  • при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
  • если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%.

text-align:center;line-height:normal»>
Норма закона о контрактной системе

text-align:center;line-height:normal»>
Норма закона № 94-ФЗ

text-align:center;line-height:normal»>
п. 2 ч. 1. ст. 95

justify;line-height:normal»>
Если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения правительства РФ.

text-align:center;line-height:normal»>
ч. 6.2 ст. 9

justify;line-height:normal»>
В случае если цена государственного контракта на выполнение работ для федеральных нужд, а также гражданско-правового договора федерального бюджетного учреждения на выполнение работ для нужд федерального бюджетного учреждения, заключенного на срок не менее чем три года, составляет 10 млрд руб. и более, и выполнение указанного контракта без изменения его цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ, такая цена может быть изменена на основании решения правительства РФ.

text-align:center;line-height:normal»>
п. 3 ч. 1. ст. 95

justify;line-height:normal»>
Если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

justify;line-height:normal»>
height:5px»>

text-align:center;line-height:normal»>
п. 4 ч. 1. ст. 95

justify;line-height:normal»>
Если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации.

text-align:center;line-height:normal»>
ч. 6.3. ст. 9

justify;line-height:normal»>
В случае если цена государственного или муниципального контракта на выполнение работ для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, а также гражданско-правового договора бюджетного учреждения субъекта РФ или муниципального бюджетного учреждения на выполнение работ для нужд бюджетного учреждения субъекта РФ или муниципального бюджетного учреждения, заключенного на срок не менее чем три года, составляет соответственно 1 млрд руб. и более и 500 млн руб. и более, и выполнение указанных контрактов без изменения их цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ, такая цена может быть изменена на основании соответственно закона субъекта РФ, решения представительного органа местного самоуправления.

text-align:center;line-height:normal»>
п. 5 ч. 1. ст. 95

justify;line-height:normal»>
Изменение в соответствии с законодательством РФ регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

text-align:center;line-height:normal»>
ч. 6.4. ст. 9

justify;line-height:normal»>
В случае изменения в соответствии с законодательством РФ регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса заказчик при исполнении контракта, заключенного на основании п.п. 1 или 2 ч. 2 ст. 55 закона № 94-ФЗ, обязан изменить цену такого контракта соответственно размеру изменения тарифов на соответствующие товары и услуги организаций коммунального комплекса, цен и тарифов в области газоснабжения, цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий.

text-align:center;line-height:normal»>
п. 6 ч. 1. ст. 95

normal;text-autospace:none»>
В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до государ-

normal;text-autospace:none»>
ственного или муниципального

normal;text-autospace:none»>
заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств

justify;line-height:normal»>
(в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ). При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в т. ч. цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.

Смотрите еще:

  • Устный договор по фз 44 Письмо Министерства экономического развития РФ от 21 октября 2016 г. N Д28и-2803 О заключении контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение. В соответствии с частью 15 статьи 34 Федерального закона […]
  • Ч1 94 коап Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и […]
  • Выполнение контракта или исполнение контракта Минфин России разъяснил особенности размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС после 1 июля Специалисты министерства ответили на вопрос, как заказчики должны применять положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, […]
  • Фз-44 статья 93 с изменениями Закупка у единственного поставщика: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей. Часть 15 Татьяна Вихрова, старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок Закупки у единственного поставщика привлекательны для заказчиков […]
  • Мировой суд канавинского района участок 3 Участки мировых судей Канавинского района города Нижнего Новгорода Судебный участок № 1 Канавинского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области Шмырина Галина Владимировна 603950, г. Нижний Новгород, ул. Гордеевская, д. 42 а 241-55-17 Территориальная подсудность […]
  • Статья 34 44-фз Статья 34. Контракт 2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и […]
  • Размер пени по законодательству рф Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные граждане. Поэтому способы расчета штрафов […]
  • 326 41 коап рф Обзор по административной практике за 11 месяцев 2013 года Отделом организации исполнительного производства УФССП России по РТ обобщена и проанализирована работа структурных подразделений по выявлению и пресечению административных правонарушений. За 11 месяцев 2013 года структурными […]
Записи созданы 6936

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх