Закон сми пмр

Оглавление:

ЗАКОН ПМР № 9-ЗИД-VI «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Повторно принят Верховным Советом

Приднестровской Молдавской Республики 19 октября 2016 года

Статья 1. Внести в Закон Приднестровской Молдавской Республики от 11 апреля 2003 года № 263-З-III «О средствах массовой информации» (САЗ 03-15) с изменениями и дополнениями, внесенными законами Приднестровской Молдавской Республики от 7 мая 2007 года № 211-ЗИД-IV (САЗ 07-20); от 16 мая 2007 года № 217-ЗИД-IV (САЗ 07-21); от 31 июля 2007 года № 267-ЗИД-IV (САЗ 07-32); от 24 октября 2007 года № 326-ЗИ-IV (САЗ 07-44); от 6 ноября 2007 года № 329-ЗИД-IV (САЗ 07-46); от 3 октября 2008 года № 569-ЗИ-IV (САЗ 08-39); от 18 июня 2009 года № 783-ЗИ-IV (САЗ 09-25); от 20 июня 2012 года № 102-ЗИД-V (САЗ 12-26); от 26 июня 2012 года № 103-ЗИД-V (САЗ 12-27); от 6 ноября 2012 года № 219-ЗД-V (САЗ 12-46); от 11 июня 2014 года № 111-ЗИД-V (САЗ 14-24); от 30 декабря 2014 года № 232-ЗИД-V (САЗ 15-1); от 30 декабря 2014 года № 234-ЗИ-V (САЗ 15-1); от 17 февраля 2015 года № 37-ЗД-V (САЗ 15-8); от 19 августа 2016 года № 210-ЗИД-VI (САЗ 16-33), следующие изменения и дополнения.

1. Подпункты у) и ф) статьи 2 изложить в следующей редакции:

«у) под государственным средством массовой информации понимается средство массовой информации, учредителем (соучредителями) которого является (являются) орган (органы) государственной власти;

ф) под муниципальным средством массовой информации понимается средство массовой информации, учредителем (соучредителями) которого является (являются) местный представительный орган и (или) местный исполнительный орган государственной власти».

2. В статье 2 слова «х) под информационной программой новостей понимаются ежедневные теле- и радиопередачи, сообщающие о наиболее важных событиях, произошедших в Приднестровской Молдавской Республике и в мире, за исключением авторской информационно-аналитической программы;

ц) под информационно-аналитической программой понимаются теле-, радиопередача, в которых за определенный промежуток времени представлена обобщенная, систематизированная информация, а также дан авторский анализ произошедших событий» исключить.

3. Пункт 2 статьи 8 исключить.

4. Дополнить Закон статьей 8-1 следующего содержания:

«Статья 8-1. Государственные средства массовой информации

1. Государственные средства массовой информации подразделяются:

а) на государственные республиканские средства массовой информации;

б) на государственные ведомственные средства массовой информации.

2. Учредителем (соучредителями) государственного республиканского средства массовой информации вправе совместно выступать Президент Приднестровской Молдавской Республики, органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в лице Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, Правительства Приднестровской Молдавской Республики и органа судейского сообщества.

Государственное республиканское средство массовой информации учреждается с целью доведения до граждан полной, достоверной и своевременной информации о деятельности органов государственной власти. Объем информации, а также органы государственной власти, о деятельности которых государственное республиканское средство массовой информации обязано оперативно информировать граждан, устанавливаются Законом Приднестровской Молдавской Республики «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных республиканских средствах массовой информации, а также местных представительных и исполнительных органов государственной власти в муниципальных средствах массовой информации».

Продукция государственного республиканского средства массовой информации предназначена для распространения на всей территории Приднестровской Молдавской Республики.

Особенности государственной регистрации государственного республиканского средства массовой информации устанавливаются
пунктом 2-1 статьи 9 и пунктом 2 статьи 10 настоящего Закона.

3. Учредителем (соучредителями) государственного ведомственного средства массовой информации является (являются) орган (органы) государственной власти.

Государственное ведомственное средство массовой информации учреждается с целью информирования граждан о деятельности учредившего (учредивших) его органа (органов) государственной власти, а также о политических, экономических, социальных и иных аспектах общественной жизни Приднестровской Молдавской Республики.

Требования, установленные Законом Приднестровской Молдавской Республики «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных республиканских средствах массовой информации, а также местных представительных и исполнительных органов государственной власти в муниципальных средствах массовой информации», не распространяются на государственное ведомственное средство массовой информации».

5. Дополнить Закон статьей 8-2 следующего содержания:

«Статья 8-2. Главный редактор государственного республиканского средства массовой информации

Главным редактором государственного республиканского средства массовой информации может быть гражданин Приднестровской Молдавской Республики, имеющий высшее образование и стаж работы в области журналистики не менее 5 (пяти) лет.

Главный редактор государственного республиканского средства массовой информации назначается на должность Верховным Светом Приднестровской Молдавской Республики путем его избрания большинством голосов депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики из числа кандидатов на должность главного редактора государственного республиканского средства массовой информации, представленных Президентом Приднестровской Молдавской Республики, Правительством Приднестровской Молдавской Республики, органом судейского сообщества, в случае реализации ими права на закрепление их статуса в качестве соучредителя государственного республиканского средства массовой информации, в порядке, предусмотренном статьями 9, 10 настоящего Закона.

В случае, когда право на учреждение государственного республиканского средства массовой информации реализовано Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики единолично, кандидатуры для назначения на должность главного редактора государственного республиканского средства массовой информации вносят на рассмотрение Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики комитеты (комиссии), депутатские фракции и депутатские группы, депутаты Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

Главный редактор государственного республиканского средства массовой информации может быть досрочно освобожден от должности Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики по представлению Прокурора Приднестровской Молдавской Республики. Основанием для внесения в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики Прокурором Приднестровской Молдавской Республики представления об освобождении от должности главного редактора государственного республиканского средства массовой информации является неоднократное нарушение редакцией государственного республиканского средства массовой информации требований настоящего Закона, Закона Приднестровской Молдавской Республики «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных республиканских средствах массовой информации, а также местных представительных и исполнительных органов государственной власти в муниципальных средствах массовой информации».

Главный редактор государственного республиканского средства массовой информации ежегодно до 15 мая представляет на рассмотрение Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики отчет об итогах своей деятельности за прошедший год, с приглашением на заседание Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики соучредителей соответствующего государственного республиканского средства массовой информации».

6. Часть первую пункта 2 статьи 9 изложить в следующей редакции:

«2. Заявление о регистрации средства массовой информации подается в регистрирующий орган учредителем либо уполномоченным им лицом».

7. В части второй пункта 2 статьи 9 слова «в пятнадцатидневный срок» заменить словами «в течение 15 (пятнадцати) календарных дней».

8. Статью 9 дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:

«2-1. До подачи заявления о регистрации государственного республиканского средства массовой информации инициатор учреждения либо лицо, действующее по его уполномочию, направляет органам, наделенным правом в соответствии с пунктом 2 статьи 8-1 настоящего Закона выступать соучредителями государственного республиканского средства массовой информации, уведомление о намерении учредить государственное республиканское средство массовой информации с предложением выразить свое согласие на закрепление их статуса в качестве соучредителя. В течение 10 (десяти) календарных дней со дня его получения указанные органы выражают свое согласие на закрепление их статуса в качестве соучредителя либо отказывают в нем. Отказ органа в закреплении его статуса в качестве соучредителя государственного республиканского средства массовой информации либо пропуск, установленного настоящей частью срока не препятствуют регистрации государственного республиканского средства массовой информации».

9. Пункт 2 статьи 10 дополнить частью второй следующего содержания:

«К заявлению о регистрации государственного республиканского средства массовой информации прилагается согласие Президента Приднестровской Молдавской Республики, Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, Правительства Приднестровской Молдавской Республики, органа судейского сообщества на закрепление их статуса в качестве соучредителя государственного республиканского средства массовой информации либо отказ от статуса соучредителя государственного республиканского средства массовой информации. При этом пропуск установленного пунктом 2-1 статьи 9 настоящего Закона срока для выражения согласия на закрепление статуса органа в качестве соучредителя государственного республиканского средства массовой информации подтверждается приложенным к заявлению о регистрации доказательством направления уведомления, предусмотренного пунктом 2-1 статьи 9 настоящего Закона».

10. Пункт 2 статьи 18 исключить.

11. Главу 3 исключить.

12. Пункт 3 статьи 31-1 изложить в следующей редакции:

«3. Государственные республиканские средства массовой информации в качестве обязательных сообщений обязаны распространять сообщения, предусмотренные Законом Приднестровской Молдавской Республики «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных республиканских средствах массовой информации, а также местных представительных и исполнительных органов государственной власти в муниципальных средствах массовой информации».

13. Подпункт е) статьи 46 изложить в следующей редакции:

«е) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики».

14. Пункт 3 статьи 47 после слов «Арбитражном Суде Приднестровской Молдавской Республики» дополнить через запятую словами «Центральной избирательной комиссии Приднестровской Молдавской Республики».

15. Пункт 4 статьи 47 изложить в следующей редакции:

«4. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, а также в случае принятия решения о проведении закрытого мероприятия».

16. Главу 7 исключить.

17. Дополнить Закон главой 10-1 следующего содержания:

«Глава 10-1. Финансирование редакций государственных и муниципальных средств массовой информации

Статья 62-1. Порядок финансирования редакций государственных и муниципальных средств массовой информации

1. В законе о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год отдельной строкой предусматривается выделение средств для финансирования производства и выпуска в свет государственного республиканского средства массовой информации, включая оплату труда работников редакции, производимую в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики «Об оплате труда работников бюджетной сферы и денежном довольствии военнослужащих и лиц, приравненных к ним по условиям выплат денежного довольствия».

2. Суммы средств на производство и выпуск в свет государственного ведомственного средства массовой информации, включая оплату труда работников редакции, производимую в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики «Об оплате труда работников бюджетной сферы и денежном довольствии военнослужащих и лиц, приравненных к ним по условиям выплат денежного довольствия», предусматриваются в смете расходов органа (органов) государственной власти, учредившего (учредивших) государственное республиканское средство массовой информации, на соответствующий финансовый год.

3. Суммы средств на производство и выпуск в свет муниципального средства массовой информации, включая оплату труда работников редакции, производимую в соответствии с Законом Приднестровской Молдавской Республики «Об оплате труда работников бюджетной сферы и денежном довольствии военнослужащих и лиц, приравненных к ним по условиям выплат денежного довольствия», предусматриваются отдельной строкой в бюджете соответствующего муниципального образования».

Статья 2. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем официального опубликования.

2. Государственное средство массовой информации, зарегистрированное до вступления в силу настоящего Закона в форме телевидения, радио, периодического печатного издания и, в соответствии с настоящим Законом, отвечающее признакам государственного республиканского средства массовой информации, подлежит обязательной перерегистрации, которая осуществляется в порядке, предусмотренном для регистрации государственного республиканского средства массовой информации, установленном настоящим Законом, не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня вступления в силу настоящего Закона.

3. Государственное средство массовой информации, зарегистрированное до вступления в силу настоящего Закона и, в соответствии с настоящим Законом, отвечающее признакам государственного ведомственного средства массовой информации, не подлежит перерегистрации.

Депутаты намерены внести изменения в закон «О СМИ»

Депутаты намерены внести изменения в закон «О СМИ»

Тирасполь, 11 мая. /ИА «Новости Приднестровья»/. Верховный Совет принял сегодня в первом чтении законопроект, вносящий изменения в закон «О средствах массовой информации». Авторами инициативы выступили приднестровские парламентарии Андрей Сафонов, Игорь Буга, Павел Шинкарюк.

Принципиальными отличиями нового проекта от действующего законодательства является норма, в соответствии с которой ограничение права журналистов на проведение записи, кино- и фотосъемки, а также права присутствия аккредитованных журналистов на мероприятиях устанавливается законодательством, а не законом ПМР, как сегодня. То есть появляется возможность ограничивать деятельность журналистов, в том числе, подзаконными актами.

Как отметила в рамках сегодняшнего заседания руководитель Госслужбы СМИ ПМР Инна Делева, таким образом создаётся опасный прецедент, когда любому журналисту может быть закрыт доступ к получению информации любым ведомственным приказом.

Вместе с тем автор инициативы Игорь Буга подчеркнул, что цель её создания – реализация гражданами республики конституционного права на получение полной и своевременной информации о деятельности органов госвласти. Также депутат напомнил, что в случае принятия законопроекта в окончательном чтении государственные СМИ будут подлежать перерегистрации.

Это связано с тем, что настоящий проект закона меняет порядок учреждения государственных средств массовой информации в форме телевидения и радио, финансируемых из средств республиканского бюджета. Согласно предлагаемому порядку, в случае учреждения государственных СМИ в форме телевидения и радио, финансируемых из республиканского бюджета, учредителями могут выступать Президент, органы исполнительной, законодательной и судебной власти.

Инициатор учреждения должен направить Президенту Приднестровской Молдавской Республики, Верховному Совету, Правительству, Совету судей уведомление о намерении создать государственное средство массовой информации с предложением выразить свое согласие на закрепление их статуса в качестве соучредителя.

Регистрация СМИ невозможна без предоставления согласия на закрепление статуса в качестве соучредителя либо отказа в согласии, подтвержденного соответствующими документами. Напомним, в настоящее время законом разрешается как совместное учреждение СМИ, так и их организация отдельными органами власти.

Как аргументируют авторы законопроекта, предложенный механизм исключит существующую, по их мнению, монополизацию государственных средств массовой информации, хотя запрет на нее установлен действующим законом «О СМИ».

В ходе прений глава профильной госслужбы опровергала обвинения отдельных депутатов в монополизации госСМИ Президентом, напомнив, что учредителем государственного издания «Советы Народа» выступает Верховный Совет. Также Инна Делева привела пример Российской Федерации, с которой Приднестровье нацелилось гармонизировать своё законодательство. Учредителем Всероссийской телерадиокомпании является отдельный орган госвласти – Правительство.

Отметим, что на данную инициативу поступило отрицательное заключение Президента.

«Данным проектом исключается возможность предоставления гражданам своевременной информации со стороны государственных СМИ, так как по утвержденному Верховным Советом ПМР новому порядку они будут получать материалы только после направления соответствующих запросов. Вызывает неоднозначное понимание предложение авторов о распространении предлагаемых норм закона на правоотношения, возникшие с 2003 года, для учредителей государственных СМИ. К сведению авторов законопроекта, в правотворческой деятельности действует принцип «обратной силы закона», который означает, что, как правило, закон обратной силы не имеет, т.е. не распространяется на отношения до его издания. Это правило создает устойчивость в отношениях между субъектами права, уверенность в стабильности правовых отношений, в прочности правопорядка. Отношения по учреждению средств массовой информации относимы к гражданско-правовым, которые основаны на равенстве, автономии воли и самостоятельности их участников. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие», — говорится в официальном заключении Главы государства.

Вместе с тем проект был принят большинством голосов в первом чтении.

Российский закон Шевчука «О СМИ» не нашел одобрения у депутатов

Российский закон Шевчука «О СМИ» не нашел одобрения у депутатов

Тирасполь, 25 октября. /ИА «Новости Приднестровья»/. Новый для Приднестровья закон «О средствах массовой информации» был представлен сегодня парламентскому комитету по общественным объединениям, спорту, информационной и молодежной политике. Его автор Президент Евгений Шевчук предлагает модернизировать правовые нормы о СМИ с учетом произошедших в последние годы технических и юридических изменений в области производства и распространения информации. Законопроект основан на действующих в России нормах и разработан в контексте гармонизации правовых систем Приднестровья и Российской Федерации.

Так, в новом законе раскрывается широкий круг понятий, связанных с современными СМИ. В частности, толкуется понятие журналист – «лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации». Отметим, что отсутствие в приднестровском законодательстве четкого понимания, кто такие журналисты, стало камнем преткновения в реформе способа формирования гонорарного фонда. Напомним, в сентябре парламентарии приняли закон, по которому гонорарный фонд будет формироваться от количества творческих работников организации СМИ, а не от списочного состава всех сотрудников как было ранее. Тем самым гонораров оказались лишены специалисты, участвующие в производстве информационного продукта, но не отмеченные в списке творческо-художественного персонала закона об оплате труда.

Кроме того, новый закон предполагает создание государственной информационной системы и введение реестра зарегистрированных СМИ. Законопроект также по аналогии с Россией четко определяет ограничения, связанные с учреждением СМИ.

Еще один момент: меняется концепция учредительства средств массовой информации, в том числе и государственных. «Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации может быть орган местного самоуправления», — говорится в проекте закона. О том, что органы госвласти должны выступать соучредителями госСМИ, здесь не сказано. В России, к примеру, учредителем государственного ВГТРК является только Правительство. Между тем, Верховный Совет недавно повторно принял поправки в действующий закон «О СМИ», где прописал механизм соучредительства республиканских средств массовой информации. При этом депутаты фактически ставят госСМИ ПМР под контроль парламента. Новый закон Президента, в случае его принятия, отменит такой подход.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что схожая инициатива по СМИ была представлена Верховному Совету в 2014 году Правительством ПМР. Тогда законопроект был отклонен в первом чтении, несмотря на 11 положительных заключений.

Нынешний президентский законопроект также не вызвал одобрения у депутатов профильного комитета. Они обнаружили множество статей, которые потребуют внесения изменений в десяток действующих норм. Парламентарии отметили, что вместе с инициативой Президента должен быть представлен целый пакет поправок, а это масштабная и кропотливая работа. Вместе с тем, депутаты полагают, что ряд российских норм неприменим в Приднестровье. Так, законопроектом запрещается выступать учредителем приднестровцу с двойным гражданством. Между тем, сегодня большинство жителей республики вынуждены обладать паспортами других стран ввиду отсутствия у приднестровского гражданства международного признания.

Представитель Госслужбы СМИ, впрочем, отмечает, что такие тонкости могут быть скорректированы в процессе совместной работы над законопроектом в рамках последующих чтений в Верховном Совете. Однако депутаты восприняли такое предложение без энтузиазма, заметив, что таких тонкостей в законопроекте очень много и адаптировать фактически российский закон к приднестровским реалиям придется очень долго. Заниматься этим, по их мнению, должен автор законодательной инициативы, то есть Президент. Исходя из этого, они предложили Госслужбе СМИ снять законопроект с рассмотрения и после доработки представить его снова в пакете поправок в законы, затронутых президентской инициативой по СМИ.

Таким образом, предложение Президента подойти совместно к работе над гармонизацией с правовым полем России на примере нового закона «О СМИ» не нашло понимания у депутатов профильного комитета. Напомним, что неделей ранее парламентарии отказались также от создания согласительной комиссии по ветированным Евгением Шевчуком поправкам в действующий закон «О СМИ».

В итоге парламентский комитет решил рекомендовать законопроект Президента к отклонению, продемонстрировав лишний раз тактику избирательного подхода к гармонизации и нежелание сотрудничать с Евгением Шевчуком в области актуального законотворчества.

Приднестровье начало приводить законодательство в соответствие с российским

Приднестровье начало приводить законодательство в соответствие с российским

Правительство Приднестровской Молдавской республики сформировало план приведения законодательства непризнанной республики в соответствие с российским. Соответствующее поручение ранее дал президент Приднестровья Евгений Шевчук.

Указ Шевчука от 7 сентября основан на результатах республиканского референдума 17 сентября 2006 года, в соответствии с которыми 97,2% граждан, принявших участие в голосовании, поддержали курс на независимость ПМР и последующее присоединение к Российской Федерации.

В документе приведение правовой системы Приднестровья в соответствие с федеральным законодательством РФ провозглашается основополагающим направлением внутренней политики.

Правительство непризнанной республики уже определило первые шаги по исполнению поручения президента. О каких шагах идет речь, в приднестровском кабмине не уточнили, но подчеркнули, что в ближайшее время работа над реализацией указа продолжится.

Павел Прокудин, председатель правительства ПМР: «Мы не единожды говорили, что наша национальная идея — это признание и вхождение в состав Российской Федерации. Если мы говорим о том, что рано или поздно Россия будет нашим домом, то и жить мы должны по законам этого дома».

Согласно указу президента ПМР, план по приведению законодательства Приднестровья в соответствие с российским должен быть представлен не позднее 1 ноября.

В Кишинёве по поводу указа президента Приднестровья выразили недоумение и сожаление, а в Москве воздержались от комментариев. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что не может ответить на этот вопрос.

Дмитрий Песков: «Мне неизвестно о какой-либо реакции. Нужно понимать, на чем основываются такие действия. Не обладая деталями, я не могу это никак комментировать».

Новый Закон о СМИ ситуацию не улучшит

Поправки в Закон «О средствах массовой информации», рассмотренные во втором чтении на пленарном заседании Верховного Совета ПМР, приняты в окончательном чтении и направлены на подписание Президенту.

Анализируя нормы действующего закона «О средствах массовой информации», очевидно, что «учредителями государственных СМИ, в том числе телевидения, радио, организаций теле-, радиовещания, информационных агентств, периодических печатных изданий, являются органы государственной власти» (ст. 8, п. 2 Закона ПМР «О СМИ»). В нем же заявлен и главный постулат – «о запрете монополизации средств массовой информации, а также подчинения их какому-либо органу государственной власти и управления» (ст. 18, п. 5 Закона ПМР «О СМИ»).

Несмотря на это, 31 августа 2012 года появился Указ Президента об учреждении Приднестровской государственной телерадиокомпании и отменен указ 2008 года о совместном учредительстве. Данное обстоятельство несомненно привело к монополизации государственных средств массовой информации одним лицом, и как отмечали некоторые депутаты ВС ПМР [https://www.youtube.com/watch?v=AjD2Zh5ALgs.], отражению неполной или недостоверной информации о деятельности тех или иных органов государственной власти.

Медиа центр Приднестровья также считает, что монополизация рынка СМИ прямо посягает на данное конституцией каждому гражданину право на получение достоверной информации. Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни. Сам же общественный контроль, является важной формой реализации демократии и способом привлечения населения к управлению обществом и государством.

Кроме того, депутаты Верховного Совета были лишены возможности выступить в эфире телевидения или на страницах государственной газеты «Приднестровье» хотя такая возможность закреплена в законодательстве и даже в конституционном законе «О статусе депутата» который дает преимущественное право обращаться к гражданам через СМИ, для этого предоставляется 300 строк в газете в месяц и 10 минут эфирного времени на телевидении. [http://www.nr2.ru/pmr/421083.html]

Таким образом, комментируя рассматриваемые в первом чтении поправки в закон «О СМИ» мы сделали вывод, что необходимость обновления закона «О средствах массовой информации» стоит остро и что предлагаемые поправки должны благоприятно отразиться на деятельности средств массовой информации, а также на гарантировании конституционного права гражданина в получении достоверной информации.

Однако, что предполагает законопроект одобренный во втором чтении?

Во-первых, законопроектом предполагается установление совместного учреждения государственных СМИ Президентом и тремя ветвями власти – Правительством, Верховным Советом и органом судейского сообщества. При этом в качестве первоначального учредителя может выступать одна ветвь власти (или же Глава государства). Перед подачей документов для регистрации государственного средства массовой информации инициатор его учреждения обязан будет уведомить об этом остальных потенциальных соучредителей, которые вправе принять предложение о соучредительстве или же отказаться от него. Отказ или несвоевременный ответ (на него даётся 30 дней) не должны препятствовать регистрации.
Эти положения были в первоначальном варианте законопроекта. Ко второму чтению парламентариями была внесена поправка, согласно которой ни одно государственное средство массовой информации не может быть создано, если на это не дали согласие все потенциальные соучредители.

Во-вторых, законопроект предлагает утверждение Верховным Советом предложенных кандидатур главных редакторов государственных СМИ. Также Парламент, согласно поправкам, вправе по представлению Прокурора ПМР отстранять главных редакторов за неоднократные нарушения законодательства в сфере функционирования государственных средств массовой информации.
По мнению Госслужбы по СМИ, это противоречит курсу на гармонизацию с российским законодательством, в котором институт соучредительства при создании государственных СМИ не предусмотрен.
Однако, как верно заметил еще на первом чтении Олег Василатий: «в РФ все ветви власти контролируют СМИ. У них другой механизм формирования правительства, которое формирует партия выигравшая парламентские выборы. Кроме того, в рамках Конституции РФ не нужен механизм соучредительства, так как все участники политического процесса имеют возможность выступать в государственной редакционной политике».
По поводу установленного ст. 70 Конституции ПМР, перечня лиц, назначаемых Верховным Советом, не можем не согласиться с Госслужбой по СМИ — главные редакторы республиканских СМИ действительно не входят в этот перечень. Опасения о возможности установления в стране цензуры, может быть и оправдано. Если не принимать во внимание, что она имеется и сейчас, и исходит как раз от исполнительной власти и называется «редакционной политикой».

В-третьих, рассматриваемый пакет законопроектов наделяет органы государственной власти возможностью ограничивать доступ аккредитованным журналистам к проводимым мероприятиям, запрещать работникам СМИ использовать видео- и аудиоузаписывающие устройства.
В этом плане хотелось бы отметить, что аккредитация при гос. органе для того и существует, чтобы предоставить журналистам незыблемое право присутствовать на всех заседаниях, совещаниях и всех мероприятиях, проводимых аккредитовавших его органом, за проведения закрытых заседаний или мероприятий. При этом на аккредитовавший журналиста гос. орган, возлагается обязанность извещать журналиста о проведении таких заседаний и мероприятий и создавать условия для производства записи.
Журналисты обладают целым рядом прав, которые призваны облегчить им получение информации, а кроме того ее фиксацию, чтобы собранная информация имела под собой основание. Так, Конституция ПМР в ст. 27 гарантирует право каждого любым законным способом искать, получать и распространять любую информацию.

Закон ПМР от 24 марта 2010 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в ст. 6 гласит, что «К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных законами ограничений в отношении распространения такой информации…», а статья 8 вышеуказанного закона устанавливает ограничения в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отмечая, что законами могут устанавливаться ограничения в связи с отнесением информации к сведениям, составляющим коммерческую, служебную и иную тайны.

Подводя итог, отметим, что принятый во втором чтении законопроект о средствах массовой информации:

1. Может привести к цензуре. Цензура естественно не может благоприятно отразиться на деятельности средств массовой информации, отдельных журналистов и общества в целом. Назначение и отстранение от должности главных редакторов Верховным Советом приведет к еще большему контролю со стороны государства за распространением информации в обществе, хотя само общество будет в этом контроле ограничено, как вероятно государственными органами, и так и путем самоограничений, в виде самоцензуры, страха и перестраховки.

2. К монополизация всех СМИ Приднестровья одной политической силой.

3. Ограничению законных прав аккредитованных журналистов приведет к сокрытию большой части информации, а значит к нарушению конституционных прав граждан в полной мере быть осведомленными о ситуации в республике.

Законодательство в области средств массовой информации оценивалось критично и требовало изменений, однако принятый пакет законопроектов на наш взгляд ситуацию в большей степени усугубит, нежели улучшит.

Война и ВПК

Все за сегодня

Мультимедиа

В Приднестровье будут наказывать за умаление заслуг России

В непризнанной приднестровской республике запрещено критиковать российских миротворцев и принижать роль РФ в сохранении мира в регионе. Нарушителей ждет тюрьма.

Кишинев — До трех лет тюрьмы может получить обычный гражданин непризнанной Приднестровской Молдавской республики (ПМР) за отрицание положительной роли российских миротворцев в зоне безопасности или за умаление положительной роли РФ в поддержании мира и стабильности в регионе. Так гласят поправки в Уголовный кодекс Приднестровья. Новый закон вступил в силу 11 июля. Опрошенные DW эксперты с обоих берегов Днестра говорят о политической подоплеке нововведений.

Что говорит закон

Новая статья в Уголовном кодексе Приднестровья предусматривает санкции за «публичные действия или высказывания, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе глобальной сети интернет, выражающие явное неуважение к миротворческой миссии Российской Федерации». Последствия также грозят за «умаление заслуг Российской Федерации в поддержании мира, безопасности и стабильности в регионе».

Приднестровье: пускай Ленин будет

Выборы в Приднестровье — советский праздник

Выборы в Приднестровье как поиск виновных

Мир или «Приднестровье»?

За нарушение этой статьи УК предусмотрен штраф в размере до 1000 минимальных зарплат, или до 770 евро, либо лишение свободы на срок до трех лет. Если речь идет о должностном лице или о группе лиц, то штраф увеличивается — до 1500 минимальных зарплат (около 1160 евро), либо тюремное заключение до семи лет и запрет в течение трех лет занимать определенные должности.

Российские миротворцы находятся в Приднестровье с 1992 года, когда после вооруженного конфликта на Днестре был определен формат миротворческой миссии в зоне безопасности. За порядком следят также миротворцы из правобережной Молдавии и непризнанной ПМР, а в качестве наблюдателей присутствуют украинские военные.

Смена формата?

В интервью приднестровским СМИ автор законопроекта, председатель Верховного совета непризнанной ПМР Вадим Красносельский пояснил, что необходимость нововведений связана с многочисленными заявлениями «из Молдавии и Европы о том, что пора прекратить миротворческую миссию, о том, что пора бы перевести данный формат в некую полицейскую составляющую. Я думаю, это практически невозможно на сегодняшний день». «Если мы поменяем формат, исключим Россию из этого процесса, я не исключаю эскалации конфликта, которая может привести к боевым действиям», — считает Красносельский. Официальный Кишинев давно предлагает заменить миротворческую миссию на Днестре гражданскими наблюдателями под эгидой ООН.

В своем выступлении на саммите НАТО в Варшаве 9 июля министр обороны Молдавии Анатолий Шалару попросил альянс помочь Кишиневу вывести с территории Приднестровья остатки войск и вооружений 14-й российской армии, как предусмотрено Стамбульскими соглашениями 1999 года, а также «поддержать инициативу о трансформации миссии в Приднестровском регионе в многонациональную гражданскую миссию».

По данным СМИ, в регионе еще остаются около 1000 российских военных и 402 миротворца.

Борьба с инакомыслием

Как считает приднестровский политолог Андрей Сафонов, новые положения Уголовного кодекса — «это политическое решение, которое подчеркивает позицию Приднестровья в отношении миротворческой операции и роли России в целом». Тирасполь «не пойдет на пересмотр формата данной операции и не согласится на то, чтобы вместо реальной защиты Приднестровья в лице российских солдат на берегах Днестра появились «гражданские наблюдатели» или некая «международная полицейская миссия». Также приднестровская сторона не пойдет на компромиссы, которые означали бы переход Приднестровья в сферу влияния Запада, который и добивается вывода российских миротворцев из зоны безопасности», — заявил Сафонов в интервью DW. «Этим Верховный Совет ПМР дал понять, что он твердо стоит за союз с Россией во всех сферах, включая военную», — не сомневается приднестровский политолог.

Кишиневский эксперт в области безопасности Семен Никулин также видит в нововведении политическую подоплеку, однако считает, что «весьма затруднительно хотя бы объяснить появление в УК непризнанной ПМР этой статьи и с точки зрения демократии и верховенства прав человека, и с точки зрения реальной ситуации в регионе, где очень мало, а может и вовсе нет людей, которые готовы поставить под сомнение позитивную роль России в приднестровском миротворчестве». Поэтому поправки в Уголовный кодекс — «это чистой воды борьба с инакомыслием, один из элементов полного контроля, который приднестровские политики хотят получить над жителями региона», уверен эксперт. «Вряд ли эта статья будет часто применяться, однако, наиболее вероятно, что чаще всего под нее будут попадать не жители непризнанной ПМР и даже не завсегдатаи социальных сетей, а молдавские и иностранные журналисты», — поделился эксперт с DW своей точкой зрения.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Смотрите еще:

  • Адвокат сидорова омск Коллегия судей Омского облсуда вынесла судье Станиславу БИТЕХТИНУ предупреждение, и на этом же заседании удовлетворила его заявление об отставке Квалификационная коллегия судей Омского областного суда 30 сентября вынесла судье Куйбышевского районного суда Станиславу БИТЕХТИНУ (на фото) […]
  • Приватизация жилья по жк рф Закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Информация об изменениях: Законом РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-I в название настоящего Закона внесены изменения Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" С изменениями и […]
  • Приговоры судов по ч3 ст158 ук рф Приговор Октябрьского районного суда г. Барнаула от 24 мая 2012 г. по делу N 1-302/12 (Статья 91 УПК РФ. Основания задержания подозреваемого. Ключевые темы: кража - ограничение свободы - причинение значительного ущерба - материальный ущерб - предварительное следствие) Приговор […]
  • Закон рф о сми правовой Закон "О СМИ" Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I"О средствах массовой информации" С изменениями и дополнениями от: 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 […]
  • Нарушение прав потребителя отказ Закон "О защите прав потребителей" Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I"О защите прав потребителей" С изменениями и дополнениями от: 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 […]
  • Федеральный закон 181 ст 23 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 24 июля 1998 г., 4 […]
  • Медицинская социальная экспертиза Медицинская социальная экспертиза Учреждение создано в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года № 1646-р в целях оказания государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы граждан. Учреждение действует на основании Устава, […]
  • Увольнение по 40 статье Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ настоящий Кодекс признан утратившим силу с 1 февраля 2002 г. Информация об изменениях: Законом РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 в […]
Записи созданы 6251

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх