Закон об образовании статья 30 2014

Закон об образовании статья 30 2014

Комментарий к статье 30

Понятие «локальный нормативный акт» встречалось еще в Законе РФ «Об образовании», однако только в комментируемом Законе впервые локальным актам посвящена отдельная статья, в которой объединены нормативные положения о предмете локального нормотворчества, процедуре принятия локальных актов, особенностях правового регулирования отношений в сфере образования с помощью локальных актов.

Локальный нормативный акт определяется законодателем (ч. 1 комментируемой статьи) как акт, который:

— принимается образовательной организацией в пределах своей компетенции и в порядке, установленном ее уставом;

— содержит нормы, регулирующие образовательные отношения в рамках данной образовательной организации.

Из самого названия «локальный акт» следует, что действие такого акта ограничивается пределами принявшей его образовательной организации. Нормами локального акта не могут регулироваться отношения, возникающие вне принявшей этот акт образовательной организации.

В то же время предписания локального акта имеют обязательный характер для всех участников образовательных отношений, которые регулируются нормами данного локального акта. На это указывают, в частности, отдельные положения комментируемого Закона. Так, например, в ч. 1 ст. 43 содержится норма, в соответствии с которой обучающиеся обязаны выполнять требования локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Обязательный характер норм локальных актов подтверждается установлением ответственности за их неисполнение или нарушение (в соответствии с ч. 4 ст. 43 к обучающимся в этом случае могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность). Обязанность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся соблюдать требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и их родителями (законными представителями), оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений, установлена в ч. 4 ст. 44 комментируемого Закона.

Локальный акт представляет собой официальный правовой документ, который издается в письменной форме и содержит необходимые реквизиты (наименование, дату издания, порядковый (регистрационный) номер, подпись уполномоченного должностного лица, печать образовательной организации и др.). Общеобязательные требования к оформлению локальных актов на данный момент отсутствуют. Требования, установленные ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» , носят рекомендательный характер.

Постановление Госстандарта России от 3 марта 2003 г. N 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Место локальных нормативных актов в механизме правового регулирования отношений в сфере образования определяется положениями законодательства, в соответствии с которыми они должны, во-первых, соответствовать законодательству Российской Федерации (ч. 1 комментируемой статьи), а во-вторых, уставу образовательной организации (ч. 1 комментируемой статьи, п. 5 ст. 52 Гражданского кодекса РФ и др.).

В обобщенном виде соответствующее положение нашло свое отражение в ч. 1 ст. 28 комментируемого Закона, в которой закреплена автономия образовательной организация, предполагающая среди прочего самостоятельность образовательной организации в разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом данной образовательной организации.

Предмет локального нормотворчества определяется как Федеральным законом об образовании, так и в уставе самой образовательной организации.

В ч. 1 комментируемой статьи устанавливается, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, устанавливая:

— правила приема обучающихся;

— режим занятий обучающихся;

— формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

— порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся;

— порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями несовершеннолетних обучающихся.

Отсылка к локальным нормативным актам присутствует и в других статьях Федерального закона об образовании в связи с:

— установлением порядка получения образования на иностранном языке (ч. 5 ст. 14);

— определением языка или языков образования (ч. 6 ст. 14);

— созданием в структуре образовательной организации различных структурных подразделений (ч. 2 ст. 27);

— установлением порядка обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения (ч. 1 ст. 34);

— установлением порядка участия обучающихся в формировании содержания своего профессионального образования (ч. 1 ст. 34);

— установлением порядка пользования обучающимися лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (ч. 1 ст. 34);

— установлением порядка реализации права обучающихся на посещение по своему выбору мероприятий, которые не предусмотрены учебным планом (ч. 4 ст. 34);

— определением размера материальной поддержки обучающимся и установлением порядка ее выплаты (ч. 15 ст. 36);

— установлением требований к одежде обучающихся (ее общему виду, цвету, фасону, знакам отличия) и правилам ее ношения (ч. 1 ст. 38);

— установлением порядка предоставления обучающимся жилых помещений в общежитиях (ч. 2 ст. 39);

— определением размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся (ч. 4 ст. 39);

— установлением порядка создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, организации ее работы, принятия комиссией решений и их исполнения (ч. 6 ст. 45);

— установлением порядка реализации педагогическими работниками права на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 3 ст. 47);

— установлением порядка доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности (ч. 3 ст. 47);

— установлением соотношения учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года (ч. 6 ст. 47);

— установлением режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников (ч. 7 ст. 47);

— установлением прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52);

— определением оснований и порядка снижения стоимости платных образовательных услуг (ч. 5 ст. 54).

— определением условий приема на обучение по дополнительным образовательным программам (ч. 5 ст. 55);

— определением порядка и условий восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации (ч. 2 ст. 62).

В уставах образовательных организаций локальным нормативным актам могут посвящаться отдельные статьи или даже отдельные разделы. В них, как правило, определяются виды таких актов, порядок их принятия и отмены, внесения в них изменений и дополнений, действия локальных актов в порядке юридических переживаний и т.д.

Например, в уставе Санкт-Петербургского государственного университета локальным актам, регламентирующим деятельность СПбГУ, посвящен раздел XI, включающий два пункта — 138 и 139. В п. 138 определена система локальных актов:

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1241 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» // СЗ РФ. 2011. N 4. Ст. 605.

а) коллективные договоры и соглашения, заключенные в соответствии с трудовым законодательством РФ;

б) приказы и распоряжения ректора СПбГУ;

в) приказы и распоряжения проректоров, руководителей филиалов и представительств СПбГУ, иных уполномоченных ректором должностных лиц СПбГУ.

В п. 139 установлены особенности действия локальных актов, принятых до вступления в силу действующего устава СПбГУ: изменяются или отменяются должностными лицами или органами управления СПбГУ в соответствии с их полномочиями, предусмотренными действующим уставом; впредь до их изменения или отмены действуют в части, не противоречащей настоящему уставу.

В уставе НИУ «Высшая школа экономики» также выделен отдельный раздел, посвященный локальным актам, содержащий единственный пункт (п. 151), в котором приведен открытый список видов локальных нормативных актов, которыми регламентируется деятельность университета: приказы, распоряжения, протокольные решения, положения, правила, регламенты, инструкции и иные документы.

Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2009 г. N 184 «Об утверждении устава государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет — Высшая школа экономики» // СЗ РФ. 2009. N 10. 1230.

В ч. 3 комментируемой статьи установлена важная особенность процедуры принятия локальных актов, которая соответствует принципу демократизма и обеспечивает локальным актам, наряду с легальностью, еще и их легитимность. Если проект локального нормативного акта затрагивает права обучающихся и работников образовательной организации, то в этом случае в ходе их обсуждения и принятия учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также представительных органов работников.

Порядок принятия локальных нормативных актов должен быть урегулирован в уставе образовательной организации на основании п. 1 ст. 30 комментируемого Закона. Процедура принятия локальных нормативны актов определяется образовательной организацией самостоятельно, за исключением случаев, когда законодательством предусмотрены определенные требования к порядку принятия отдельных локальных нормативных актов.

В уставе должна быть прописана процедура учета мнения указанных выше советов, в частности, порядок и сроки направления проектов соответствующих локальных нормативных актов, а также получения соответствующих мотивированных мнений. Кроме того, возможно предусмотреть проведение дополнительных согласительных процедур при отрицательном мнении советов.

Случаи, когда локальные акты принимаются с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, или представительных органов работников, определены в федеральных законах, а также установлены в уставе образовательной организации.

В Федеральном законе об образовании установлены следующие случаи принятия локальных актов с учетом мнения упомянутых советов или представительных органов:

— материальная поддержка обучающимся выплачивается в размерах и в порядке, которые определяются локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся (ч. 15 ст. 36);

— требования к одежде обучающихся и правила ее ношения устанавливаются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, который принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (ч. 1 ст. 38);

— размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 4 ст. 39);

— порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (ч. 6 ст. 45).

Порядок учета мнения представительного органа работников образовательной организации (при его наличии) установлен в трудовом законодательстве. В ст. 372 Трудового кодекса РФ определен порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов.

Вопросы о привлечении к ответственности за нарушение порядка принятия локальных нормативных актов, предусматривающих учет мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся и представительных органов работников (при их наличии), до сих пор остаются не урегулированными. Упоминание о такой ответственности содержится, например, в письме Минобрнауки России от 15 июля 2014 г. N ДЛ-208/09 «О выселении из студенческих общежитий в летний период» . В нем Минобрнауки России отмечает, что решение о предоставлении жилого помещения, в том числе в каникулярное время, определяется договором найма и локальными нормативными актами, при принятии которых необходим учет мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся. В случае выявления фактов нарушения прав обучающихся при предоставлении жилого помещения в студенческом общежитии, а также отсутствия учета мнения обучающихся руководители образовательных организаций «будут нести персональную ответственность».

Официальные документы в образовании. 2014. Август. N 22.

В ч. 4 комментируемой статьи определены неблагоприятные юридические последствия, которые наступают в случае нарушения законодательных норм, устанавливающих понятие локальных актов и процедуру их принятия.

Локальный нормативный акт принимается образовательной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и не может ухудшать положение участников образовательных правоотношений, снижать планку их социальной и юридической защиты по сравнению с тем, как эти отношения урегулированы законодательством об образовании или трудовым законодательством. Если же в локальном нормативном акте содержится норма, ухудшающая положение обучающихся или работников образовательной организации, то такая норма не применяется и подлежит отмене образовательной организацией.

Такие же неблагоприятные последствия предусмотрены в случае, если локальные акты были приняты образовательной организацией с нарушением процедур, установленных законодательством об образовании для принятия локальных нормативных актов.

Положения ч. 4 ст. 30 комментируемого Закона не раз становились предметом разъяснений Минобрнауки России и Рособрнадзора. Так, например, в письме Рособрнадзора от 10 октября 2013 г. N 03-116 «По вопросу резкого увеличения стоимости платы за проживание в студенческих общежитиях» , направленном в связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу резкого увеличения стоимости платы за проживание в студенческих общежитиях, Рособрнадзор обращает внимание на тот факт, что отдельными образовательными организациями, без учета мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся, плата за общежитие была повышена до 3000 — 4500 рублей в месяц, а в ряде случаев — до 5000 — 6000 рублей в месяц. Напоминая, что в соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством, положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией, Рособрнадзор предлагает образовательным организациям незамедлительно привести локальные акты, регламентирующие размер платы за общежитие, в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Вестник образования России. 2013. Ноябрь. N 21.

Автор — Козырин А.Н., проф., д.ю.н.
По состоянию на 01 августа 2106 года

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Комментарий к Ст. 30 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новой для отечественного образовательного законодательства. Отдельное упоминание о локальном нормотворчестве образовательных организаций содержал Закон N 3266-1, однако данные положения носили эпизодический характер и были «разбросаны» по отдельным статьям нормативного акта.

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет правомочие образовательной организации на принятие локальных нормативных актов. В компетенции образовательного учреждения, а в его лице выступают в различных комбинациях учредитель, совет образовательного учреждения, педагогический совет, попечительский совет, родительский комитет, объединения обучающихся, иные органы управления образовательной организацией при их наличии, находятся педагогический, воспитательный процесс, права и обязанности обучающихся, регламентация и оформление договорных взаимоотношений образовательной организации, взаимоотношения администрации учебного заведения и общественных организаций, объединений обучающихся, создание и функционирование хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности и некоторые другие вопросы. Компетенция образовательной организации определена статьёй 28 Закона Об образовании в Российской Федерации.

Более того, акты локального регулирования, поскольку отношения, складывающиеся в сфере образования, носят комплексный характер, регулируют отношения в сфере социальной защиты, бюджетного финансирования, налогового обложения, труда.

Наличие и качество уставных и иных документов, регламентирующих деятельность образовательной организации, является критерием оценки эффективности работы государственных образовательных учреждений.

Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет определенный перечень вопросов, по которым образовательная организация вправе принять локальные нормативные акты, а иногда и обязана это сделать.

Обязательным является принятие устава образовательной организацией, правил приема в образовательную организацию, положения о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора, плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации или бюджетной сметы образовательной организации, положения о формах получения образования (экстернат, самообразование по индивидуальным программам, положение о семейном образовании, положение о свободном посещении учебных занятий и др.).

В рамках локальных нормативных актов должны быть урегулированы вопросы участия обучающихся в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов; порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации; предоставления обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилого помещения в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций; порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения; порядок бесплатного пользования библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности.

В рамках подзаконных нормативных актов и инструктивных писем Минобрнауки России разрабатывает примерные перечни локальных актов образовательного учреждения, например, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования*(34), те акты, в которые потребуется вносить изменения в связи с использованием электронного журнала*(35).

Порядок принятия локальных нормативных актов устанавливается уставом образовательной организации.

Законодатель, обеспечивая демократичный порядок создания локального акта и соблюдая нейтралитет образовательной организации во внутренних делах, создает некий механизм «сдержек и противовесов» внутри учебного заведения в виде различных органов управления и самоуправления, устанавливая обязательность их участия при принятия решений, тем самым инициируя процессы внутреннего контроля и согласуемости предпринимаемых действий и актов.

Предметом внимания в судебном порядке несоблюдение процедуры принятия локального акта становится только в контексте рассмотрения дела по иным основаниям*(36), если это имеет существенное значение для правильного разрешения дела судом.

Мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, как правило учитывается путем включения в общее собрание представителя (руководителя) совета обучающихся, родителей, представительного органа обучающихся.

Участие представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) при принятии локального акта определяется, как правило, коллективным договором, соглашениями. Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (ст. 372). Работодатель направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, который не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Мнение представительного органа работников учитывается при реорганизации или ликвидации организации; введении технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников, формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении порядка проведения аттестации, при установлении системы оплаты труда, конкретных размеров повышения оплаты труда, форм расчетного листка, применении системы нормирования труда, при введении, замене и пересмотре норм труда, утверждении правила внутреннего трудового распорядка, наложении дисциплинарного взыскания.

Пункт 4 комментируемой статьи повторяет соответствующее положение, закрепленное в ст. 8 Трудового кодекса РФ. В тех случаях, когда нормы локального акта ухудшают положение работников или снижают уровень гарантий по сравнению с установленным образовательным или трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, они не подлежат применению. Применяются нормы соответственно образовательного законодательства либо трудового законодательства, а такой акт подлежит отмене. В случае несогласия работодателя — в административном или судебном порядке.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» глава 3

Главные вкладки

Глава 3. ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 21. Образовательная деятельность

1. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

2. На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

2. Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.

4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.

9. Образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа) (далее — учебно-воспитательные учреждения), создаются Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 23. Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 238-ФЗ)

4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования

1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет являются ведущими классическими университетами Российской Федерации. Особенности правового статуса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета определяются специальным федеральным законом.

2. В Российской Федерации в отношении образовательных организаций высшего образования Правительством Российской Федерации могут устанавливаться категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет». При установлении образовательной организации высшего образования категории «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет» в наименование такой организации включается указание на установленную категорию.

3. В целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации от имени Российской Федерации может быть создана образовательная организация высшего образования в форме автономного учреждения, которой устанавливается категория «федеральный университет». При создании федерального университета Правительство Российской Федерации учитывает предложения органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготовленные на основании программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

4. Развитие федеральных университетов осуществляется в рамках программ, разработанных федеральными университетами, утвержденных Правительством Российской Федерации и предусматривающих условия осуществления и критерии оценки эффективности образовательной деятельности, интеграцию образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, интеграцию в мировое образовательное пространство.

5. Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается образовательной организации высшего образования по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий. Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования (в том числе условия их финансового обеспечения) устанавливается Правительством Российской Федерации. Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

6. Образовательная организация высшего образования по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишена Правительством Российской Федерации категории «национальный исследовательский университет».

Статья 25. Устав образовательной организации

1. Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

3. В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом.

Статья 26. Управление образовательной организацией

1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее — советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее — представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Статья 27. Структура образовательной организации

1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.

2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).

3. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.

5. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном частями 11 и 12 статьи 22 настоящего Федерального закона.

7. Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.

9. Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией.

10. Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

11. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого иностранного государства.

12. В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;

4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

8) прием обучающихся в образовательную организацию;

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 135-ФЗ)

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 135-ФЗ)

12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;

14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;

15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;

15.1) организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

(п. 15.1 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 120-ФЗ)

16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;

17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей «За особые успехи в учении»;

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 135-ФЗ)

18) утратил силу. — Федеральный закон от 04.06.2014 N 148-ФЗ;

19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;

20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;

21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»;

22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

5. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

1. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность:

а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;

б) о структуре и об органах управления образовательной организацией;

в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;

г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

д) о языках образования;

е) о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии);

ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии);

з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;

и) о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);

к) о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);

л) о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления;

м) о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц);

н) о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;

о) о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии;

п) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

р) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;

с) о трудоустройстве выпускников;

а) устава образовательной организации;

б) лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);

в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);

г) плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;

д) локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;

3) отчета о результатах самообследования. Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;

4.1) документа об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за содержание детей в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, если в такой образовательной организации созданы условия для проживания обучающихся в интернате, либо за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования;

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 198-ФЗ)

5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний;

6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Статья 31. Организации, осуществляющие обучение

1. К организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

2. Научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам.

3. Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения.

4. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее — загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации) вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных статьей 88 настоящего Федерального закона.

5. Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

6. Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

1. Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.

2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные ему полномочия Российской Федерации в сфере образования, о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность.

3. Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 489-ФЗ)

4. Индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы.

5. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Смотрите еще:

  • Статья 42 фз 81 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 25 июня […]
  • Приговор по ч 2 ст 228 ук рф Проверка следствия. Продлить арест станет сложнее. 12 октября 2017 года 28 сентября 2017 года 13 июля 2017 года 20 июня 2017 года 28 апреля 2017 года 23 апреля 2017 года 22 марта 2017 года 21 марта 2017 года 29 декабря 2016 года 5 декабря 2016 года 18 ноября 2016 года 17 ноября 2016 […]
  • 37 статья об ооо Федеральный закон "Об ООО" Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ"Об обществах с ограниченной ответственностью" С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г., 27 июля, 18 декабря 2006 г., 29 апреля, 22, 30 декабря 2008 г., 19 […]
  • Судебная практика ст166 ук рф ч. 1 ст. 166 УК РФ Приговор суда условный сроком на один год | Судебная практика П Р И Г О В О Р Именем Российской Федерации 25 ноября 2014 года г. Москва Головинский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Арнаута Д.Ю.,при секретаре Аржанкиной Т.С.,с участием […]
  • 2621 тк рф Приказ Федеральной таможенной службы от 21.12.2015 № 2621 «О местонахождении и регионах деятельности таможенных органов ДВТУ» В соответствии со статьями 10 и 14 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание […]
  • Код дохода 3 ндфл продажа земельного участка Заполнение декларации при продаже земельного участка Марина С / 30 января 2015 г. В 2014 году я продала земельный участок, находившийся у меня в собственности (по праву наследования) менее 3 лет за 100 000 руб. Я сейчас готовлю налоговую декларацию для сдачи и у меня возникли вопросы по […]
  • Ст 264 фз Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ"О развитии сельского хозяйства" С изменениями и дополнениями от: 11 июня, 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 5 апреля, 24 июля […]
  • Изменения в ст 23 от 15 апреля ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 20 апреля 2015 года №97-ФЗ О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в […]
Записи созданы 6241

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх