Закон о защите прав потребителей ст161

Закон о защите прав потребителей в сфере ЖКХ (Борисова К.О.)

Дата размещения статьи: 01.08.2014

Распространяется ли на правоотношения, связанные с выполнением УК обязанностей по содержанию общего имущества в МКД, законодательство о защите прав потребителей? На этот вопрос Президиум ВС РФ дал утвердительный ответ. Аргументы представлены в статье.

Позиция Президиума ВС РФ

Вопрос 3 из Обзора судебной практики ВС РФ за IV квартал 2013 г. созвучен тому, который вынесен в преамбулу. При ответе на него судьи опирались на следующие нормы права:
— на преамбулу к Закону о защите прав потребителей , согласно которой данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями , продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг);
— на ст. ст. 161 и 162 ЖК РФ, раскрывающие суть договора управления и объем обязательств УК при управлении МКД.
———————————
Утвержден Президиумом ВС РФ 04.06.2014.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1.
Гражданами, имеющими намерение заказать или приобрести либо заказывающими или приобретающими работы или услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Организациями независимо от организационно-правовой формы, выполняющими работы или оказывающими услуги потребителям по возмездному договору.

Исходя из содержания названных норм, судьи пришли к выводу, что граждане — собственники помещений в МКД являются потребителями услуг, оказываемых им УК по возмездному договору управления. Следовательно, на отношения, возникающие между собственниками и УК, Закон о защите прав потребителей распространяется в полной мере.
В качестве дополнения судьи напомнили, что Закон о защите прав потребителей также охватывает взаимоотношения ТСЖ (ЖСК и т.д.) и граждан, в том числе членов этих организаций, в части оказания (выполнения) платных услуг (работ).

Таким образом, можно смело утверждать, что в случае, когда договор управления заключен УК непосредственно с собственником помещения, взаимоотношения сторон по данному договору подлежат специальному регулированию не только со стороны ЖК РФ и отраслевых подзаконных актов, но и со стороны Закона о защите прав потребителей.
А что если УК привлечена к управлению домом не собственниками, а иными заинтересованными лицами? Как в этом случае определить, попадают ли договорные отношения в сферу действия названного Закона? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо рассмотреть каждый договор в отдельности. Для этого выделим два основных типа договоров, с применением которых УК осуществляет свою профессиональную деятельность. Первый — договор управления, второй — договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.

Договор управления МКД

Договор управления МКД в зависимости от конкретной ситуации может быть заключен между УК и (п. 2 ст. 162 ЖК РФ):
— собственниками помещений в МКД;
— органами управления ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива;
— лицами, принявшими от застройщика помещения в доме по передаточному акту или иному документу о передаче;
— застройщиком.
Независимо от того, кто из перечисленных лиц является заказчиком по договору управления, обязанностью УК по такому договору признается оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и лицам, пользующимся помещениями в этом доме.
Одновременно в силу п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, предусмотренных договором и законом.
Поговорим о каждом из таких договоров подробнее.

Договор с собственниками помещений в МКД

Договор управления между УК и собственниками помещений в МКД может быть заключен, когда:
— на общем собрании собственники помещений в МКД определили способ управления домом (управление управляющей организацией), выбрали УК и заключили с ней соответствующий договор;
— собственники не выбрали или не реализовали способ управления домом, поэтому орган местного самоуправления (ОМСУ) по результатам проведения открытого конкурса определил УК, заключение договора с которой обязательно для всех собственников (п. 5 ст. 161 ЖК РФ).

Любопытный факт. По ряду причин мы не беремся утверждать, что заключение договора управления между собственниками и УК по инициативе ОМСУ можно считать выбором соответствующего способа управления. Ведь в п. 3 ст. 161 ЖК РФ прямо говорится о том, что способ управления МКД определяется на общем собрании собственников помещений в доме. В данном случае таковое не проводится. Одновременно в п. 6 ст. 161 ЖК РФ сформулировано следующее правило: за месяц до окончания срока действия договора управления, заключенного собственниками с УК в результате проведения открытого конкурса, ОМСУ созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления МКД, если такое решение ранее не было принято в соответствии с п. 3 ст. 161 ЖК РФ.

Несмотря на то что в первом случае собственники помещений в МКД заключают договор управления, реализуя свое право на выбор способа управления домом, а во втором — заключают договор с УК, подчиняясь требованию закона и ОМСУ, на сущности договорных отношений собственников и УК это никак не сказывается. Следовательно, даже если договор управления заключен собственниками «вынужденно» в силу требований п. 5 ст. 161 ЖК РФ, правоотношения по такому договору подпадают под действие Закона о защите прав потребителей.

Договор с органами управления ТСЖ

Договор управления между УК и ТСЖ (ЖСК и т.д.) возможен, если в доме реализован способ управления в виде управления товариществом, но при этом принято решение о необходимости привлечения УК в целях надлежащего содержания общего имущества и предоставления коммунальных услуг (пп. 1 п. 1 ст. 137 ЖК РФ). Подчеркиваем, что даже после заключения договора с УК способ управления таким домом не меняется. Этот вопрос решен на уровне Президиума ВАС РФ еще три года назад (Постановление от 22.03.2011 N 11333/10).
———————————
Правлением или председателем правления, общим собранием членов ТСЖ или общим собранием собственников — вопрос дискуссионный (см. Постановление ФАС ПО от 14.01.2014 по делу N А72-7929/2012).

В этой ситуации заказчиком по договору является юридическое лицо — ТСЖ (ЖСК и т.д.), а не граждане, приобретающие соответствующие работы и услуги для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Вместе с тем согласно п. 2.2 ст. 161 ЖК РФ при заключении договора управления между УК и ТСЖ (ЖСК и т.д.) последнее осуществляет контроль за выполнением УК своих обязательств, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, а также за предоставлением коммунальных услуг.
На уровне нормативных актов особенности правоотношений в случае заключения договора между ТСЖ и УК описываются несколько подробнее.
Так, согласно п. 16 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества в доме обеспечивается в зависимости от способа управления МКД:
— собственниками помещений путем заключения договора с УК;
— ТСЖ (ЖСК и т.д.) (при управлении МКД) путем членства собственников помещений в товариществе, а также путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами ТСЖ, договоров о содержании и ремонте общего имущества с ТСЖ.
Ремарка «при управлении МКД» наводит на мысль, что товарищество может и не управлять домом, а лишь контролировать того, кто в действительности этим занимается (например, УК). Поэтому осмелимся предположить, что в данной ситуации правоотношения УК и ТСЖ в рамках договора управления тоже подпадают под действие Закона о защите прав потребителей.
Пункт 9 новых Правил предоставления коммунальных услуг (далее — новые Правила) также взаимоувязывает предоставление коммунальных услуг со способом управления домом. Так, условия предоставления коммунальных услуг определяются:
— в договоре управления МКД, в том числе заключаемом органом управления ТСЖ (ЖСК и т.д.) с УК, выбранной для управления домом;
— в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом ТСЖ (ЖСК и т.д.) с собственниками помещений в доме, в котором создано товарищество (кооператив);
— в договорах энергоснабжения, заключаемых собственниками помещений в МКД с соответствующей РСО.
В 2007 г. Минрегион России при разъяснении положений прежних Правил предоставления коммунальных услуг (см. Письмо от 03.05.2007 N 8326-РМ/07) отметил, что в случае если ТСЖ (ЖСК и т.д.) на основании пп. 1 п. 1 ст. 137 и ст. 162 ЖК РФ заключает с УК договор управления МКД, то заключение им договоров ресурсоснабжения с РСО не требуется. При такой организации договорных отношений формирование заказа представителями собственников помещений в лице органов управления ТСЖ (ЖСК) будет сочетаться с исполнением профессионального управления на основании договора управления многоквартирным домом. В указанном случае все потребляемые в многоквартирном доме коммунальные ресурсы должны подаваться ТСЖ (ЖСК) управляющей организацией.

Важное дополнение. Согласно п. 6.1 ст. 155 ЖК РФ в случае заключения ТСЖ (ЖСК и т.д.) договора управления МКД потребители коммунальных услуг в этом доме вносят плату за них управляющей организации, если, конечно, собственники не перешли на прямые расчеты с РСО.

Мы находим эти разъяснения актуальными до сих пор.
В свою очередь, в силу п. 13 новых Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается посредством заключения с РСО договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Таким образом, в домах, где созданы ТСЖ (ЖСК и т.д.), которые привлекают УК по договору управления, исполнителем коммунальных услуг следует считать именно управляющую организацию. Это подтверждается и содержанием п. 15 новых Правил о начале и прекращении предоставления коммунальных услуг потребителям со стороны ТСЖ.
Таким образом, и в части предоставления коммунальных услуг договор управления между УК и ТСЖ (ЖСК и т.д.) находится в сфере действия Закона о защите прав потребителей.

Договор с застройщиком и лицами, принявшими от него помещения в доме

Что касается заключения УК договоров управления с застройщиком или лицом, принявшим от него помещения в доме по передаточному акту (иному документу), необходимо отметить следующее.
Управление новостройками регулируется отдельными положениями ЖК РФ. Согласно п. 13 ст. 161 ЖК РФ по факту ввода МКД в эксплуатацию (в течение 20 дней) ОМСУ инициирует проведение открытого конкурса по отбору УК для этого дома. Лица, принявшие помещения в доме, уведомляются о результатах конкурса, так как они обязаны заключить с УК — победительницей конкурса договор управления.
Очевидно, что данная ситуация аналогична той, которая имеет место при заключении договора управления между собственниками помещений и УК в результате проведения ОМСУ открытого конкурса по отбору управляющего для МКД. Путь, который привел каждую из сторон договора управления к его заключению, никакой роли не играет. Важно лишь то, что в указанных правоотношениях заказчик является гражданином, приобретающим у профессионального участника рынка жилищно-коммунальных услуг работы и услуги для личных нужд. Это означает, что договор управления и в этом случае подпадает под действие Закона о защите потребителей.

Любопытный факт. В ситуации, которая описана в данном разделе статьи, также преждевременно говорить о том, что в построенном доме выбран в порядке, установленном п. 3 ст. 161 ЖК РФ, какой-либо способ управления из трех возможных.

До заключения обозначенных выше договоров управление домом осуществляет либо сам застройщик, либо УК, с которой он в течение пяти дней с момента ввода МКД в эксплуатацию заключил договор управления (п. 14 ст. 161 ЖК РФ). При этом плату за жилое помещение и коммунальные услуги потребители (лица, принявшие помещения по акту) вносят в полном объеме именно управляющей организации (п. 7.4 ст. 155 ЖК РФ).
Срок действия такого договора не может превышать трех месяцев (п. 5 ст. 162 ЖК РФ). Предполагается, что за это время ОМСУ проведет все необходимые мероприятия по отбору УК для нового дома, и в итоге будет заключен «прямой» договор между УК и лицами, принявшими от застройщика помещения в доме по передаточному акту (иному документу).
Озвученные законоположения позволяют предположить, что и в этой системе правоотношений УК обязана руководствоваться требованиями Закона о защите прав потребителей.

Договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД

Такой договор заключается между УК и (ст. 164 и пп. 1 п. 1 ст. 137 ЖК РФ):
— собственниками помещений в МКД;
— органами управления ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива.
Уделим внимание каждому из этих двух случаев.

Договор с собственниками помещений в МКД

Договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества между УК и собственниками помещений в МКД может иметь место, если:
— на общем собрании собственники помещений в МКД (с количеством квартир, превышающим 12) в качестве способа управления домом выбрали непосредственное управление, определили УК и заключили с ней договор данного вида, что обязательно в силу п. 1.1 ст. 164 ЖК РФ;
— на общем собрании собственники помещений в доме (с количеством квартир, не превышающим 12) выбрали в качестве способа управления непосредственное управление, определили УК и заключили с ней договор данного вида, что необязательно в силу ЖК РФ, но возможно с учетом положений о свободе договора (ст. 421 ГК РФ).
Совершенно очевидно, что на правоотношения данного рода в полной мере распространяются положения Закона о защите прав потребителей.

Договор с органами управления ТСЖ

Договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества между УК и ТСЖ (ЖСК и т.д.) возможен в силу пп. 1 п. 1 ст. 137 ЖК РФ, как и договор управления. Однако в данном случае ТСЖ (ЖСК и т.д.) не только воплощает выбранный способ управления домом, но и выступает в качестве полноценного управляющего МКД, который исполняет свои отдельные функции путем привлечения третьих лиц. Полагаем, что в этой ситуации отношения сторон договора между УК и ТСЖ (ЖСК и т.д.) не подчинены законодательству о защите прав потребителей.

В статье рассмотрены два правовых основания, по которым УК может быть причастна к управлению МКД, — это договор управления домом и договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Положения ЖК РФ и нормативных актов, изданных в его исполнение, по мнению автора, дают основания полагать, что при осуществлении деятельности по договору управления УК всегда находится в поле действия Закона о защите прав потребителей (независимо от того, кто является заказчиком по договору). Деятельность, связанная исключительно с оказанием услуг и (или) выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества, осуществляемая по одноименному соглашению, подпадает под действие Закона о защите прав потребителей только в случае заключения такого договора с собственниками помещений в МКД в рамках реализации ими непосредственного управления домом.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

О применении Закона РФ «О защите прав потребителей» к обязанностям УК по содержанию МКД — Верховный Суд РФ (2014)

Вопрос 3. Распространяется ли Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» на правоотношения, связанные с выполнением управляющими компаниями обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома?

Ответ. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» согласно его преамбуле регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

При этом под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий или приобретающий работы или услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а исполнителем — организация независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей распространяется.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в этом доме (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

Таким образом, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Управление систематизации
законодательства и анализа
судебной практики
Верховного Суда РФ

Как осуществляется защита прав потребителей в сфере ЖКХ

Чтобы противостоять нарушению собственных прав, надо знать, на какие законы опираться, а также профильные надзорные органы.

В этой статье подробно поговорим про права человека и ЖКХ, а также разберем, что такое защита прав потребителей в ЖКХ.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Правовой базой в сфере прав потребителя коммунальных услуг считается 161 статья Жилищного кодекса.

Она устанавливает основные правила управления многоквартирным домом.

Это основной закон, который регулирует права граждан в ЖКХ.

Исходя из того, какие обязанности несет управляющая компания, мы можем определить, какими правами наделены ее клиенты.

Не только Жилищный кодекс устанавливает нормы отношений между УК и жильцами. Закон «О защите прав потребителей» также устанавливает правила управления домом.

Этот закон не стоит рассматривать в отрыве от Жилищного кодекса, их статьи дополняют друг друга и точно регламентируют права потребителя в сфере ЖКХ.

Первое, на что указывает закон — право потребителя на безопасность и соответствие эксплуатации дома требованиям закона.

Об этом говорится в п.1.1 ст.161 ЖК РФ, еще в пользу этого говорит седьмая статья закона о ЗПП. Управляющая компания должна систематически проводить уборку помещений и заменять старое или поломанное оборудование.

Чтобы реализовывалось право потребителя на проживание в безопасной и чистой среде УК обязана, не только проводить соответствующие работы, но и отчитываться за них перед жителями.

Отчет она должна подготовить в течение 5 дней после поступления соответствующей заявки от жильца в офис. В отчете должны содержаться сведения об объеме работ, бухгалтерии и результатах.

Потребитель имеет право требовать от управляющей компании оказания услуг без задержек. И если в доме не делается плановый косметический ремонт, согласно ст.19 закона о ЗПП жильцы имеют право подать на компанию в суд.

Третьим главным правом жильцов является получение достоверных сведений о работе УК. Прежде всего, финансовых, касающихся траты средств на закупку коммунальных ресурсов у сторонних фирм.

Об этом говорит п.10 ст.161 ЖК РФ. Управляющая компания обязана каждый квартал направлять жильцам отчет о расходах и доходах.

Жильцы имеют право в любой момент сделать запрос, чтобы узнать финансовую отчетность компании.

Права наследников перед ЖКХ

Получив в наследство жилплощадь, наследник может внезапно узнать, что умерший имеет крупную задолженность перед управляющей компанией.

Получив квартиру в собственность таким путем, человек автоматически становится одной из сторон коллективного договора. Он имеет право получать в полном объеме те же услуги, что и умерший.

Но если, последний имел при жизни крупную задолженность перед коммунальной компанией, то наследники приобретают обязанность выплатить их в полном объеме. Одновременно принять наследство и отказаться от платежей они не имеют права.

Перечислив основные права потребителей коммунальных услуг, мы можем описать и основные нарушения, совершаемые управляющими компаниями.

Нарушение прав потребителя в сфере ЖКХ влечет за собой ответственность по закону о ЗПП.

Статья 9 этого документа обязывает управляющую фирму предоставлять жильцам всю информацию, касающуюся ее деятельности.

И, если она не отчитывается по запросу, либо если не рассылает в конце каждого квартала эту информацию по квартирам, это нарушение прав потребителя.

Если УК медлит с оказанием услуг и не может поставлять газ, свет или просто не делает плановый ремонт, то это также является нарушением прав жильцов. Они могут потребовать возмещения неустойки согласно п.5 ст.28 закона о ЗПП.

Сумма ущерба должна быть вычтена из счета, который получат жильцы. Неустойка согласно этой статье составляет 3% от цены услуги.

Явным нарушением прав являются растраты в самой УК, проведение работ, которые не соответствуют санитарным и техническим нормам.

Бывают случаи, когда управляющие компании просто завышают цены на услуги, берут с жильцов сумму, которая намного превышает тарифы.

Директор компании может нанимать некомпетентных сотрудников, либо нанимать их на фиктивную ставку, экономить на материалах для ремонта.

Бывают случаи, когда давнему неплательщику по счетам УК отключает подачу электричества в квартиру.

А согласно 541 статье Гражданского кодекса, жильцы имеют право использовать энергию на бытовые нужды в необходимых им объемах.

ГК РФ Статья 541. Количество энергии

1. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

2. Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.

3. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

Учитывая, что согласно Конституции право гражданина может быть ограничено исключительно силой изданного закона, отключение должников от электричества является нарушением их прав.

Защита прав потребителей в сфере ЖКХ

Защита потребителей в сфере ЖКХ основывается на заключенном договоре.

Чтобы защитить свои права по договору, в большинстве случаев придется обращаться в жилищную инспекцию.

Это государственный надзорный орган, который контролирует все коммунальные службы в пределах одной территориальной единицы.

Она осуществляет надзор за тем, как управляющие компании соблюдают договор.

Многие при несоблюдении их прав жалуются в прокуратуру, но чтобы не терять время, сразу отправляйте жалобу в жилищную инспекцию.

Направьте в этот орган по защите прав потребителей ЖКХ свое обращение, если хотите добиться исполнения обязанностей УК по договору.

Инспекция разрешит все вопросы, связанные с финансовой деятельностью компании, с управлением имуществом и его содержанием.

Орган рассмотрит все жалобы и выпишет компании штраф по необходимости, а также заставит ее выполнить договор.

В жалобе излагается суть проблемы, наименование компании и реквизиты пострадавшего лица. Подробно опишите, в чем именно состоит нарушение ваших прав.

Сошлитесь на 161 статью ЖК РФ. Жилищную инспекция должна за 30 дней рассмотреть заявку и отреагировать на нее в течение двух недель.

Под досудебной защитой прав понимают способ разрешения конфликта, при котором либо стороны сами приходят к компромиссу, либо дело рассматривают внесудебные органы.

Поход в суд тратит время и силы на изучение законодательства, поэтому прежде чем подавать иск, направьте жалобу директору УК.

Если это крупная компания со множеством ответвлений, направляйте жалобу сразу в главный офис.

Установленного законом срока рассмотрения нет. И если вы чувствуете, что ваше требование так и не будет выполнено, пишите жалобу в жилищную инспекцию или идите в суд.

Когда внесудебные методы не работают, нужно направлять иск в суд. В теле иска изложите суть проблемы, как вы ее видите.

Любые недочеты в эксплуатации дома станут вашим аргументом в суде. Сошлитесь на ЖК и закон о ЗПП.

Приложите к исковому заявлению свое удостоверение личности и копию договора с УК. Чтобы доказать, что вы выполняли свою часть договора, приложите также чеки об оплате коммунальных услуг.

Если направлялись жалобы в офис управляющей компании, приложите их копии к заявлению, как доказательство халатности фирмы.

Исковое заявление по делу, в котором ущерб составляет менее 50 тысяч рублей, рассматривается местным мировым судом.

Закон РФ «О защите прав потребителей» и управление многоквартирными домами

Верховный суд еще раз акцентировал внимание на том, на какие отношения в сфере ЖКХ распространяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей». Под сферу действия Закона подпадают отношения между собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом. Так сказано в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013.

Указанный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий или приобретающий работы или услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а исполнителем — организация независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.

В п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» даются разъяснения: законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях, на отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей распространяется

Согласно ч.2.ст.161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (в нашем случае — управляющая организация) по заданию другой стороны — это могут быть:

  • собственники помещений в многоквартирном доме,
  • органы управления товарищества собственников жилья, управления жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива,
  • лицо, принявшее от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи,
  • застройщик, который осуществляет управление многоквартирным домом до заключения договора с управляющей компанией, в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Управляющая организация многоквартирного дома несет ответственность перед собственниками помещений в этом доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества (ч.2.3 ст. 161 ЖК РФ).

Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом

СТ 161 ЖК РФ.

1. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

1.1. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

1.2. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1.3. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.

2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

2.1. При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

2.2. При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

2.3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

3. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

3.1. При прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество, кооператив в течение трех рабочих дней с даты принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа управления таким домом обязаны передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, либо в случае выбора непосредственного способа управления многоквартирным домом собственнику помещения в многоквартирном доме, указанному в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе непосредственного способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком многоквартирном доме.

4. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

4.1. Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (далее — официальный сайт в сети «Интернет»). Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети «Интернет» и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети «Интернет» извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд. Информация о проведении указанного конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о результатах открытого конкурса размещается на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором была размещена информация о его проведении, не позднее трех дней со дня определения таких результатов, а также опубликовывается в официальном печатном издании, в котором была опубликована информация о его проведении.

5. Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

6. Орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного в части 5 настоящей статьи договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

7. Любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 настоящей статьи.

8. Заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 настоящей статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.

8.1. Не допускается заключение договора управления многоквартирным домом по результатам открытого конкурса или в случае, если указанный конкурс признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах указанного конкурса на официальном сайте в сети «Интернет». Данное требование не применяется до определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети «Интернет».

9. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

9.1. Утратила силу с 1 сентября 2014 г.

10. Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

10.1. Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

11. В случае заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией, в других случаях коммунальные услуги указанным собственникам и пользователям предоставляются лицами, несущими ответственность за содержание сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в данном доме.

11.1. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

12. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.

13. В течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Интернет» и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.

14. До заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

14.1. В случае прекращения использования здания в качестве наемного дома собственник, которому принадлежат все помещения в многоквартирном доме, принимает решения по вопросам, связанным с управлением многоквартирным домом, в порядке, установленном частью 7 статьи 46 настоящего Кодекса. В случае продажи или отчуждения иным образом первого помещения в данном многоквартирном доме собственники помещений в данном многоквартирном доме в течение одного года со дня продажи или отчуждения иным образом первого помещения в данном многоквартирном доме должны выбрать на общем собрании таких собственников и реализовать способ управления данным многоквартирным домом.

15. Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

15.1. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.

16. Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

Комментарий к Ст. 161 Жилищного кодекса РФ

1. Согласно статье 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом — это действия, направленные на организацию жилищно-коммунального обслуживания жильцов многоквартирного дома.

Поэтому по содержательному элементу управление, по существу, есть организация обслуживания, ее правовая форма.

По функциональной направленности жилищно-коммунального обслуживания (управления) следует выделить:

а) организацию внешних управляющих систем (государственные, муниципальные управляющие подразделения жилищно-коммунального хозяйства);

К субъектам управления относятся:

а) государственные управляющие подразделения (специализированные унитарные предприятия, объединения);

б) местное самоуправление (муниципальные унитарные предприятия и учреждения жилищно-коммунального хозяйства, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и др.).

2, 3. В комментируемой статье 161 ЖК РФ предусмотрены формы: самообслуживание, групповая саморегуляционная система (товарищества собственников жилья) и подразделения государственной жилищно-коммунальной службы.

В условиях недостатка материально-технических средств, оснащенности кадрами, навыков организации и управления вряд ли будет возможность, как отмечалось, ориентироваться на систему самообслуживания. На начальном этапе внедрения новых форм обслуживания возникнут сложности и при создании товариществ собственников жилья.

4, 5, 6, 7, 8, 9. а) При проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации местные органы обязаны руководствоваться Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г.
———————————
Российская газета. 2006. 22 февраля.

Правила предусматривают требования относительно: организации конкурсной комиссии, информационного обеспечения проведения конкурса, предоставления конкурсной документации и организации осмотра объекта конкурса, порядка подачи и рассмотрения заявок на участие в конкурсе, порядка проведения конкурса и заключения договора управления многоквартирным домом по результатам конкурса.

Для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по соответствующей форме. При этом срок подачи заявок должен составлять не менее 25 дней.

Заявка на участие в конкурсе включает в себя:

— сведения и документы о претенденте; местонахождение, почтовый индекс — для юридического лица;

— выписку из Единого государственного реестра индивидуального предпринимателя;

— документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя;

— реквизиты банковского счета для возврата средств, выплаченных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;

— документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов.

— реквизиты банковского счета для внесения собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда платы за содержание или ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.

Участник конкурса принимает на себя обязанности выполнять предложенные ему основные и дополнительные работы и услуги за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации;

б) победитель конкурса в течение 10 рабочих дней со дня утверждения протокола конкурса предоставляет организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнение обязательства.

Победитель конкурса в течение 20 дней с даты утверждения протокола конкурса направляет подписанный им проект договора управления многоквартирным домом собственникам помещений в многоквартирном доме для подписания указанного договора в порядке, установленном ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если победитель конкурса в срок, предусмотренный выше, не представил организатору конкурса подписанный им проект договора управления многоквартирным домом, а также обеспечение исполнения обязательств (нотариально заверенную копию договора о страховании ответственности или договора о залоге депозита либо безотзывную банковскую гарантию), он признается уклонившимся от заключения договора управления многоквартирным домом.

Смотрите еще:

  • П б ч 2 ст 161 ук рф Как определить степень тяжести преступления по ст 161 ч 2? Здравствуйте. Под какую степень тяжести попадает преступление по ст. 161 ч.2. На суде определено наказание - 3 года условно. Ответы юристов (3) Относится к тяжкому преступлению до 7 лет лишение свободы. Условное осуждение очень […]
  • Комментарий к ст 162 жк Комментарий к ст 162 жк Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Статья 162 Жилищного […]
  • Глава 21 статья 158 ук рф Глава 21. Преступления против собственности Комментарий к гл. 21 УК РФ Понятие и виды преступлений против собственности Дела о преступлениях против собственности занимают особое место среди уголовных дел, рассматриваемых судами. Посягательство на чужое имущество в связи с его […]
  • С ч 2 ст 162 жк рф Статья 162. Договор управления многоквартирным домом 1. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в […]
  • Уголовный кодекс статья 20 Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность 1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. 2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной […]
  • Ст 166 нк рф с комментариями 2018 Статья 166. Порядок исчисления налога 1. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 — 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в […]
  • Ст161часть 1 Ук рф Дата опубликования: 18 июля 2011 г. Электростальский городской суд Московской области Именем Российской Федерации город Электросталь . . года Судья Электростальского городского суда . Лисица В.Н., с участием государственного обвинителя-помощника прокурора . Гатилова А.А., подсудимого […]
  • Ответственность за разбой и грабеж Разбой статья 162 УК РФ Статья 162 УК РФ Разбой (грабеж) определяет вид и срок наказания за данное правонарушение. При рассмотрении дел по данной статье необходимо внимательно изучать все обстоятельства правонарушения для того, чтобы определить сколько лет лишения свободы получит […]
Записи созданы 6122

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх