Выполнение контракта или исполнение контракта

Оглавление:

Минфин России разъяснил особенности размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС после 1 июля

Специалисты министерства ответили на вопрос, как заказчики должны применять положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в части направления информации о заключенном контракте в Федеральное казначейство и размещения соответствующей информации в ЕИС после вступления в силу Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №504-ФЗ) (письмо Минфина России от 18 мая 2018 г. № 24-03-07/34121).

В частности, разъяснено, что если обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила до 1 июля, отчет размещается в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, установленными до вступления в силу Закона № 504-ФЗ.

При этом в случае, если контракт заключен до 1 июля, но обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила после указанной даты, отчет размещается с учетом вступивших в силу изменений в ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

Напомним, с 1 июля результаты отдельного этапа исполнения контракта включаются в отчет о его исполнении только в случаях, указанных в Законе № 44-ФЗ. Так, заказчик должен отражать в размещаемом в ЕИС отчете результаты отдельного этапа исполнения контракта в случаях, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или цена контракта превышает 1 млрд руб.

При этом, согласно ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ (в редакции Закона № 504-ФЗ), заказчик обязан направлять в Федеральное казначейство перечисленную в этой норме информацию в течение 5, а не 3 рабочих дней с даты заключения, изменения, исполнения, расторжения контракта, приемки товаров, работ, услуг.

Был заключен государственный контракт на проведение лесоустроительных работ. В контракте выделено три этапа исполнения со сроками сдачи — в конце каждого календарного года и последующей оплатой каждого этапа после составления акта приемки. Каждый этап предполагает выполнение нескольких видов работ, оказание определенных услуг без указания сроков исполнения. Выполнение первого этапа еще не закончилось, однако заказчику очевидно, что некоторые виды работ этого этапа не выполняются и срок выполнения этапа соблюден не будет. В соответствии с условиями контракта заказчиком может быть взыскан штраф за неисполнение или некачественное исполнение контракта. В какой момент заказчик может требовать уплаты пени? Может ли заказчик произвести оплату работ за вычетом штрафа и неустоек? Может ли заказчик взыскать штраф за каждый невыполненный вид работ при оплате разных этапов работ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик сможет потребовать уплаты пени только при наступлении срока приема-передачи первого этапа исполнения контракт.
Сумма пени может быть удержана из суммы оплаты этапа контракта.
По нашему мнению, штрафы могут быть взысканы, в том числе, за неисполнение отдельных видов работ только в том случае, если их неисполнение влечет какие-либо негативные последствия для охраняемых законом интересов.
Заказчик также вправе отказаться от исполнения контракта.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя в том числе приемку отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее — отдельный этап исполнения контракта), включая проведение экспертизы каждого такого этапа. Приемка результатов как отдельного этапа исполнения контракта, так и поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги по контракту в целом осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, подписанным надлежащим образом (ч. 7 той же статьи).
Ни Закон N 44-ФЗ, ни иные нормативные акты не содержат определения понятия «этап исполнения контракта». Гражданский кодекс РФ, на положениях которого в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), предусматривает только выделение этапов работ в договоре подряда (п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 753 ГК РФ). Так, согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, а по согласованию между сторонами — также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
По вопросу выделения этапов в исполнении договора (контракта), на наш взгляд, следует учитывать разъяснения, содержащиеся в п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 в отношении этапов работ по договору строительного подряда, из которых следует, что приемка результатов отдельных работ (то есть не результатов всех работ по договору, но их части) может рассматриваться как приемка этапов, только если такие этапы предусмотрены договором. Отсюда следует, что выделение отдельных этапов исполнения контракта в каждом конкретном случае прямо зависит от условий контракта: если условиями отдельные этапы исполнения контракта не выделены, даже подписание сторонами промежуточных актов приемки для проведения расчетов при условии контракта о периодической (например, ежемесячной) оплате, как нам представляется, не свидетельствует о том, что контракт должен исполняться поэтапно, а такие акты не должны рассматриваться как документы о приемке этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее — контрагент) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Частью 7 той же статьи предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных контрагентом.
Как видим, в соответствии с буквальным содержанием ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ основанием начисления пени является истечение установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Следовательно, в описанной ситуации у заказчика отсутствуют основания для начисления пени за невыполнение, равно как и за несвоевременное выполнение отдельных видов работ по контракту до наступления установленного контрактом срока исполнения первого этапа исполнения контракта, поскольку, как следует из вопроса, в контракте выделены этапы, но и только этапы, сроки же выполнения отдельных работ в составе этапов не установлены.
При этом представляется очевидным, что поскольку объектом приемки этапа исполнения контракта является весь объем работ, услуг по данному этапу, то неисполнение части работ по нему является основанием для мотивированного отказа от приема этапа в целом (смотрите, например, постановление Девятого ААС от 07.07.2017 N 09АП-23570/17).
Следовательно, при невыполнении отдельных работ, входящих в состав этапа исполнения контракта, весь этап должен считаться неисполненным в целом.
В связи с этим следует учитывать, что согласно п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
Соответственно, у заказчика не возникнет обязательств по оплате этапа исполнения контракта до подписания акта приемки этого этапа, который заказчик вправе не подписывать до момента надлежащего выполнения контрагентом всех работ по контракту, оказания им всех услуг, входящих в состав этапа.
После наступления срока исполнения первого этапа контракта заказчик будет обязан начислять пеню за каждый день просрочки до дня подписания акта приемки этого этапа. При этом сумма пени может быть удержана из суммы оплаты данного этапа исполнения контракта, поскольку это предусмотрено условием контракта, являющимся вполне законным, что подтверждает многочисленная правоприменительная практика (смотрите, например, решение УФАС по Амурской области от 20.10.2016 N ЖС-144/2016, решение УФАС по Липецкой области от 12.09.2016 N 265С/16, решение УФАС по Воронежской области N 391-3 (опубликовано 5 августа 2016 г.), постановление АС Северо-Западного округа от 21.04.2016 N Ф07-1931/16 по делу N А13-12361/2015, постановление Одиннадцатого ААС от 28.07.2017 N 11АП-9121/17, постановление Пятнадцатого ААС от 11.05.2017 N 15АП-5187/17, постановление Седьмого ААС от 07.02.2017 N 07АП-14/17).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом (ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
В п. 37 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ВС РФ от 28.06.2017 указано, что в случае совершения контрагентом нескольких нарушений своих обязательств по контракту допустимо взыскать штраф за каждый случай нарушения, указав, что такая возможность следует из буквального текста ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
В письме Минфина России от 26.01.2016 N 02-01-11/2872 по этому поводу было отмечено, что штрафы за ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств по контракту могут быть взысканы по усмотрению заказчика как за каждый случай неисполненного контрагентом обязательства по контракту по факту его наступления, так и единовременно за все случаи ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом.
Теоретически в описанной ситуации можно говорить о том, что невыполнение работ, неоказание услуг, входящих в состав первого этапа исполнения контракта, может рассматриваться как неисполнение обязательств, не являющихся просрочкой исполнения обязательства. Однако с учетом того, что они именно включены в состав этапа исполнения контракта, для выполнения которого установлен определенный срок, практически требование об уплате штрафа за их неисполнение представляется слабо обоснованным. На наш взгляд, такая возможность возникает, если выполнение работ, оказание услуг должны осуществляться постоянно или регулярно в течение исполнения этапа, в состав которого они входят, в силу необходимости обеспечения интересов заказчика или неопределенного круга лиц, например: обнесение заграждениями участков выполнения работ, охрана таких участков, вывоз мусора, уборка дороги от образовывающегося в ходе выполнения работ мусора и т.п. В таком случае заказчик, по нашему мнению, вправе расценивать невыполнение таких работ, неоказание таких услуг как самостоятельное нарушение контракта, не связанное с просрочкой исполнения основного обязательства. К сожалению, материалов правоприменительной практики, подтверждавших бы данную точку зрения, нам найти не удалось. Полагаем, что заказчику для обоснования правомерности взыскания таких штрафов следует иметь подтверждение нарушения охраняемых законом интересов, его собственных или третьих лиц.
В заключение отметим, что согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. При этом п. 2 ст. 715 ГК РФ предоставляет заказчику право отказаться от исполнения договора подряда с последующим возмещением убытков в том случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Приемка этапов исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ;
— Энциклопедия решений. Ответственность поставщика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

19 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Основные этапы исполнения контракта по 44-ФЗ

Основные стадии

Рассматривая весь процесс исполнения госконтракта, можно выделить следующие фазы:

  1. Выполнение контрагентом обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
  2. Приемка заказчиком результатов, в том числе экспертиза.
  3. Оплата.
  4. Действия по изменению условий.
  5. Действия по расторжению.

В ЕИС первые три пункта из этого списка отображаются со статусом «Исполнение». Выполненная закупка имеет наименование «Завершено». Если происходит расторжение, заказ отображается со статусом «Прекращено». Отмена реестровой записи помечается как «Аннулирован».

Нередки случаи, когда в ЕИС неверно отображается статус заказа. К примеру, неисполненный договор помечен как «Исполнение завершено». Возникает вопрос, как вернуть контракт на этап исполнения. Для этого в блоке «Сведения об исполнении (прекращении действия) контракта», закладке «Документы» карточки договора следует отменить редакцию, выбрав в контекстном меню функцию «Отметить как недействительные».

Этапы исполнения контракта по 44-ФЗ, пример

Как завершить этап

Согласно ч. 12 Постановления от 28.11.2013 № 1084, заказчик обязан отражать сведения о выполнении, изменении и расторжении договора в реестре контрактов ЕИС в течение трех рабочих дней с момента наступления соответствующего события. Для изменения и расторжения условий, в соответствии с ч. 26 ст. 95 44-ФЗ, срок составляет 1 рабочий день.

Исполнение отдельного этапа контракта по 44-ФЗ требует создания определенных документов, подтверждающих данный факт, к которым относятся:

  • накладные, счета-фактуры, акты приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг, документы экспертизы (при необходимости) и др.;
  • дополнительное соглашение об изменении условий договора с приложением документов, отражающих новые условия;
  • дополнительное соглашение о расторжении.

Результаты отдельной стадии, информация о поставленном товаре, работе или услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в ЕИС в течении 7 рабочих дней со дня приемки, оплаты, расторжения (ч. 9 ст. 94 44-ФЗ ). Отчет содержит информацию в том числе о соблюдении промежуточных и окончательных сроков. Положение о подготовке и размещении отчета утверждено Постановлением от 28.11.2013 N 1093.

К примеру, Минфин России (письмо от 15.09.2017 № 24-03-07/61189) полагает, что обязанность по размещению отчета в силу требований пп «б» п. 3 Постановления № 1093 возникает у заказчика после оплаты, в том числе частичной приемки вне зависимости от установления этапов в договоре. При этом Минфин сообщил, что рассмотрит вопрос об упрощении порядка размещения отчета, ведения РК, исключив необходимость размещения дублирующей информации в ЕИС.

Аналогичной позиции придерживалось Минэкономразвития (письма от 31.08.2015 № Д28и-2474, от 01.06.2015 № Д28и-1434, от 30.11.2015 № Д28и-3467, от 27.10.2015 № Д28и-3124). Казначейство России письмом от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5 указало на необходимость составления отчета после каждой оплаты, однако учло тот факт, что требования о направлении в РК информации после каждого подписания акта приемки 44-ФЗ и иными нормативными актами не установлено.

Исполнение контракта

Исполнение контракта включает в себя контроль за исполнением контракта поставщиком, чтобы убедиться, что все идет согласно требованиям. Крайне необходимо, чтобы руководитель проекта и члены команды знали обо всех положениях контракта, которые могут повлиять на проект, и чтобы команда проекта не предпринимала каких-либо действий, которые противоречат контракту.

Исполнение контракта идет параллельно процессам проекта. Вы координируете контракт с процессами проекта и контролируете прогресс, выполняете планы, отслеживаете затраты, измеряете результаты , вносите изменения, применяете коррективные действия, составляете отчет как и в самом проекте.

К элементам исполнения контракта относятся контракт, результаты работы, изменение запросов и квитанции продавцов. Мы уже обсудили контракт, а теперь рассмотрим результаты работы.

Результаты работы
Осуществление контроля за результатами работы подразумевает проверку результатов, чтобы определить, какой из них достигнут, а какой не выполнен в срок. Кроме того, сюда входит качество результатов и их стоимость. Вы будете контролировать результаты работы в соответствии с планом проекта, чтобы удостовериться, что операции выполняются правильно и в нужной последовательности.

Изменение запросов
Иногда вы сталкиваетесь с необходимостью изменений в проекте. Это могут быть и изменения в контракте. К изменениям запросов можно отнести модификации поставок, изменения пунктов контракта или прерывание контракта в случае плохого выполнения. Изменения, соглашение по которым не может быть достигнуто, называются спорными изменениями. Спорные изменения часто приводят к диспутам, жалобам или апелляциям. Это может быть решено непосредственно между сторонами или через суд, или через процесс, который называется арбитражным, третейским решением. В этом случае все стороны собираются за одним столом в присутствии третьей, не заинтересованной стороны, которая не является участником контракта, и пытаются достигнуть соглашения. Цель третейского решения состоит в том, чтобы прийти к соглашению, не обращаясь в суд.

Квитанции продавцов
Квитанция — это форма, в которой продавцы отчитываются за оплату товаров или услуг. Запомните, что это вход в исполнение контракта, а не выход из ходатайства. А также не путайте это с системой оплаты, которая является методом этого процесса.

Методы и приемы исполнения контракта
Согласно учебнику РМВОК исполнение контракта проходит с использованием нескольких методов и приемов: система контроля за изменениями контракта, отчет о выполнении, система оплаты. Теперь о каждом из них поподробнее.

Система контроля за изменениями контракта
Как и в планах управления в процессах планирования, система контроля за изменениями в контракте описывает процессы, необходимые для того, чтобы изменить контракт. Система контроля представляет собой формальный процесс, который разрешает изменения. Уровни разрешения определяются при этом политикой вашей организации.

Эта система отслеживает споры и их решения, составление документов для внесения в контракт изменений и определяет их статус. Система контроля за изменениями контракта наряду со всеми элементами плана управления является частью процесса интегрированного контроля за изменениями, который мы рассмотрим в следующей главе.

Отчет о выполнении
Отчет представляет собой большую часть управления проектом. Таким образом вы сообщаете участникам проекта и вашим руководителям информацию относительно контракта и прогресса поставщиков в соответствии с целями проекта. Подробнее мы обсудим отчет о выполнении далее в этой главе.

Система оплаты
Для начала этого процесса поставщики представляют к рассмотрению квитанции продавцов, при этом система оплаты является методом и приемом, который используется для подтверждения оплаты. Организация может иметь специальный отдел, который занимается вопросами оплаты, или систему счетов, на которые покупатели переводят деньги, или это может входить в обязанности руководителя проекта. В любом случае при отслеживании оплат покупателями нужно придерживаться организационной политики и процедур, принятых в организации.

Результатом этого процесса является запрос оплаты, который имеет место там, где есть чек, который затем посылается поставщику. Не путайте систему оплаты с запросом оплаты. Система оплаты включает в себя обзор и разрешение на отправку чека. Результатом запроса оплаты является отправление чека поставщику.

Прежде чем отправить чек, вы захотите проверить, как выполняются условия контракта. Очень часто в контрактах указано, что оплата произведена на основе досрочного выполнения графика. Например, первая оплата может быть сделана после производства 25 % продукта или услуг. Как руководитель проекта вы должны проверить, соответствуют ли результаты вашим ожиданиям до того, как вы разрешите оплату.

Управление результатами контракта
Результатами этого процесса являются корреспонденция, изменения контракта и запрос оплаты. Они во многом похожи на те методы и приемы, которые мы уже обсудили. Но необходимо обратить внимание еще на несколько пунктов, поэтому рассмотрим каждый из них кратко.

Корреспонденция
Корреспонденция — это информация, которую покупатель или продавец должен получить в письменном виде. Например, это могут быть изменения в контракте или уведомление о результатах выполнения. Вы также можете использовать корреспонденцию, чтобы уведомить поставщика, что вы разрываете контракт, так как выполнение не соответствует ожиданиям и не удовлетворяет требованиям контракта.

Изменения контракта
Изменения контракта проходят параллельно процессу выполнения плана проекта, чтобы эти изменения не повлияли на сам проект, на те операции, которые выполняет команда проекта, или на цели проекта. Однако изменения контракта не всегда оказывают влияние на план проекта. Например, поставка оборудования позже указанного срока вероятно повлияет на план проекта, а изменения в графике оплаты услуг поставщика нет. Поэтому вы должны отслеживать все изменения контракта, чтобы определить, необходимо ли внести коррективы в план проекта.

Запрос оплаты
Здесь мы фактически оплачиваем услуги поставщика. И снова повторяю, не путайте запрос оплаты с системой оплаты. В системе оплаты производится разрешение на оплату, а затем здесь происходит оплата. Я рекомендую вам запомнить элементы, методы и результаты процессов осуществления контракта, в том числе ходатайство, отбор источников и исполнение контракта, так как в экзамене есть несколько вопросов относительно этих процессов.

Действия заказчиков по отчету об исполнении этапов контракта упрощаются с 1 июля 2018 года

Что должен сделать Заказчик после заключения государственного (муниципального) контракта?

После заключения контракта наступает этап его исполнения. В соответствии с Законом о контрактной системе исполнение контракта подразумевает подготовку информации об исполнении контракта в Реестре контрактов и информации об исполнении контракта в Отчетах заказчика.

За время нашего сотрудничества с бюджетными организациями, мы обратили внимание, что зачастую сотрудники контрактных служб забывают или что, вероятней, даже не знают о такой своей обязанности как размещение отчета об исполнении контракта.

Именно поэтому, обращаем Ваше внимание, что в соответствии с ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге по контракту, за исключением контракта, заключенного в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе (далее — отчет, ЕИС). Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее — Положение), форма данного отчета утверждены на основании ч. 11 ст. 94 Закона № 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093.

Достаточно часто наши клиенты спрашивают, нужно ли размещать отчет в ЕИС, если в нем содержатся сведения, составляющие государственную тайну?

Отвечаем: отчет готовится заказчиком, но не размещается в ЕИС, если в нем содержатся сведения, составляющие государственную тайну (см. п.п. 6, 11 Положения).

И заметим, что ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ устанавливает обязанность по размещению отчета в ЕИС в отношении контрактов всех заказчиков.

Ответственность за подготовку отчета «ложится на плечи» работников контрактной службы или контрактных управляющих организации-заказчика.

На вопрос наших клиентов, о том что же должно быть в отчете, говорим, отчет должен содержать следующую информацию (см. ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):

  1. об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта (п. 1 ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ);
  2. о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением (п. 2 ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ);
  3. об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения (п. 3 ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с п.2 Положения в отчете указываются сроки отдельного этапа исполнения контракта, наименование и цена поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, размер аванса и сроки оплаты обязательств по контракту — в соответствии с условиями контракта, а также документами о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и документами о приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта.

К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги — в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций — и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ (ч.10 ст. 94 Закона №44-ФЗ).

Распространенная ситуация, когда возникает вопрос, а нужно ли прикладывать платежные поручения. Мы своим заказчикам говорим:

Платежные поручения заказчика об оплате контракта прикладывать к отчету не требуется (см. также письмо Минфина России от 07.07.2014 № 02-02-06/32616).

Важно! Отчет размещается заказчиком в ЕИС (см. п. 3 Положения) в течение 7 рабочих дней со дня:

  1. оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта (пп. «а» п. 3 Положения);
  2. оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком (пп. «б» п. 3 Положения);
  3. расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (пп. «в» п. 3 Положения).

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 15.09.2017 № 24-03-07/61189, обязанность по размещению в ЕИС отчета в силу пп. «б» п. 3 Положения возникает у заказчика после оплаты принятого товара, работы, услуги, в том числе частичной приемки (приемок) товара, работы, услуги, вне зависимости от установления этапов в контракте. Также указано, что Закон № 44-ФЗ не содержит исчерпывающего содержания понятия «этап исполнения контракта», однако это не влечет отсутствие необходимости размещения отчета в соответствии с требованиями пп. «б» п. 3 Положения.

Отчет в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС. Датой составления отчета является дата размещения отчета в ЕИС (п. 6 Положения).

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок размещения соответственно в региональных и муниципальных информационных системах отчетов о результатах отдельного этапа исполнения контракта, осуществления поставки товара, выполнения работы или оказания услуги (в том числе перечни дополнительной информации) (ч. 12 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Обращаем Ваше внимание! В связи с вступлением в силу изменений Закона о контрактной системе с 01 июля 2018 г. отчет об исполнении этапа контракта размещается только в отдельных случаях:

1. если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;
2. по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
3. цена контракта превышает один миллиард рублей.

Статья подготовлена

Этапы контракта: понятие, применение, ситуации

Общее понятие этапа контракта

Под этапами предполагаются некие части обязательства. В приведенных примерах эти части конкретно названы, а само деление обусловлено спецификой обязательств. В качестве характерных черт этапа можно назвать:

«Управление закупками (120 часов)»
Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

  • завершенность – этап имеет какой-либо конкретный результат;
  • автономность – каждый этап существует самостоятельно, обязательства, выполняемые на разных этапах, различны;
  • последовательность – следующий этап не может быть начат, пока не завершился предыдущий;
  • расположение во времени – у этапа есть временны́е рамки.

Впрочем, этап контракта в рамках контрактной системы «живет своей жизнью».

Применение этапов контракта в рамках закона о КС

К сожалению, на страницах закона о КС нас ожидает следующая картина: формально термин этапности введен, в связи с его применением на заказчика возложены дополнительные обязанности (в частности по подготовке и размещению отчетов об исполнении), однако четкого определения этапности не дано.

Отдельный этап исполнения контракта в силу п. 1 ч. 1 ст. 94 закона о КС – это «отдельный этап поставки товара, выполнения работы, оказания услуги». Яснее, согласитесь, не стало.

В силу чч. 9, 10 ст. 94 закона о КС «результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге … отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта…

К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта…».

Именно в связи с необходимостью публикации отчета и возникает большая часть вопросов заказчиков. Поэтому перейдем к рассмотрению возможных ситуаций и предложим алгоритм действий.

Материалы по теме:

Ситуация 1. Одна приемка, одна оплата.

В этой, первой, ситуации все просто. Имеется один факт экспертизы/приемки и один факт оплаты. Допустим, заказчик приобрел 1 партию компьютерных столов в количестве 20 штук и единовременно оплатил их. Положение о подготовке и размещении в ЕИС отчета об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения утверждено, как известно, постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1093 .

Его нормы отчасти дублируют нормы ст. 94 закона о КС, а также устанавливают сроки совершения заказчиком необходимых действий:

«3. Отчет размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня:

а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;

б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;

в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее — исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта…»

Таким образом, в нашем примере последовательность действий могла выглядеть так – см. таблицу 1.

Таблица 1.

Заключен контракт на поставку компьютерных столов.

Осуществлена поставка товара, заказчиком проведена экспертиза своими силами, единолично работником АХО осуществлена приемка товара, подписана товарная накладная ТОРГ-12.

Произведена оплата 100 % цены контракта.

Последний день срока размещения отчета об исполнении контракта. Заказчиком отчет размещен, например, 04.04.2017 г.

Как видно, особенных затруднений возникнуть не должно. Обязательства исполняются сторонами единовременно, без какого-либо деления на части, поэтому вопрос об этапах исполнения не ставится. Масса нарушений ст. 94, совершаемая заказчиками, связана с банальным пропуском сроков размещения отчетов или с их неразмещением (см., например, решение ВС Республики Дагестан от 23.03.2017 г. по делу № …, решение Ленинградского окружного военного суда от 20.12.2016 г. по делу № 7-65/2016).

Конечно, и здесь не обошлось без оригинальных толкований. Так, Главное контрольное управление Челябинской области высказало следующую точку зрения, рассматривая вопрос о размещении отчета об исполнении контрактов на поставку автобусов:

«1 этап – поставка товара;

2 этап – оплата поставщику денежных средств до …»

Интересно, что Центральный районный суд города Челябинска поддержал контролеров (см. решение от 16.06.2016 г. по делу № 12-420/2016).

Безусловно, такой подход не является распространенным. Автор настоящей статьи его также не поддерживает, хотя бы потому что 7-дневный срок начинает течь с момента «оплаты заказчиком обязательств И подписания документа о приемке», то есть с момента, когда обязательства исполнены обеими сторонами.

Ситуация 2. В контракте прямо названы этапы

Обратимся теперь к иной, явно менее популярной ситуации, когда контрактом прямо назван некий график его исполнения, предусматривающий этапы. Как будет отмечено ниже, в случае заключения «крупных» и «длинных» контрактов такой график обязателен. В других же случаях заказчик может воспользоваться свободой договора, предоставленной ст. 421 ГК РФ.

Пусть в нашем примере заказчик приобретает исследовательские работы. Контрактом предусмотрены 2 этапа выполнения работ – см. таблицу 2.

Таблица 2.

Заключен контракт на выполнение НИР.

Осуществлена сдача результатов первого, теоретического, этапа работ, заказчиком проведена экспертиза своими силами, единолично работником заказчика осуществлена приемка, подписан акт приема-передачи результатов работ.

Произведена оплата 50 % цены контракта за первый этап работ.

Последний день срока размещения отчета об исполнении первого этапа контракта. Заказчиком отчет размещен, например, 24.03.2017 г.

Осуществлена сдача результатов второго, практического, этапа работ, заказчиком проведена экспертиза своими силами, единолично работником заказчика осуществлена приемка, подписан акт приема-передачи результатов работ.

Произведен окончательный расчет за выполненные работы.

Последний день срока размещения отчета об исполнении второго этапа контракта (учтено, что 01, 08, 09 мая 2017 г. – праздничные дни). Заказчиком отчет размещен, например, 24.03.2017 г.

Изучая административную и судебную практики, автор статьи не обнаружил примеров каких-либо спорных ситуаций, схожих с рассматриваемой. Поэтому перейдем к наиболее распространенному кейсу.

Ситуация 3. Две и более приемки, оплаты; контракт прямо этапы исполнения не предполагает

С такими контрактами, пожалуй, сталкивался каждый заказчик. Услуги водоснабжения, услуги охраны, поставка продуктов питания, строительные работы – список можно продолжать бесконечно.

Обобщим мнения, имеющиеся на данный момент.

Кажется, что тон в нашей теме задает Минэкономразвития, которое за последние годы неоднократно указывало на то, что приемка и оплата равнозначны этапу исполнения контракта.

«При этом если условиями контракта этапы не предусмотрены, но поставка товара и его приемка, а также оплата производятся регулярно (например, ежемесячно), то в данном случае заказчику необходимо составлять отчет и размещать его в единой информационной системе в сфере закупок», – отмечает министерство, например, в письме от 11.01.2017 г. № Д28и-144 . Аналогичное мнение отражено в письмах от 23.01.2017 г. № Д28и-339 , от 25.10.2016 г. № Д28и-2907 .

Материалы по теме:

Разъяснений ФАС России автору обнаружить не удалось, однако точка зрения контролера в целом ясна: она согласуется с мнением Минэкономразвития, а территориальные органы ведомства привлекают должностных лиц заказчиков к ответственности за неразмещение отчетов по итогам этапа контракта.

Пожалуй, наиболее важной для нас является судебная практика, а она в основном говорит нам о следующем: приемка и оплата – это этап исполнения контракта. Мнение судебной системы формируется по большей части судами общей юрисдикции.

Вопросы публикации отчетов в подавляющем большинстве случаев поднимаются при рассмотрении жалоб на постановления о привлечении к административной ответственности должностных лиц заказчиков. И суды общей юрисдикции в большинстве своем разделяют точку зрения Минэкономразвития. Подборка позиций судов приведена в таблице 3.

Таблица 3.

Постановление 2-ААС от 30.12.2016 г. по делу № А82-9671/2016

Договор электроснабжения. Приемка и оплата – это этап.

«Клиническая больница № 1», ежемесячно оформляя документы о приемке поставленных ресурсов и производя по ним оплату, соответствующие отчеты в ЕИС не размещало.

Доводы апелляционной жалобы о том, что заключенные Учреждением договоры с ресурсоснабжающими организациями не содержат этапов исполнения контрактов, подлежат отклонению как несостоятельные…»

Решение Николаевского-на-Амуре городского суда от 09.03.2017 г. по делу № 12-29/2016

Контракт на поставку реагентов. Приемка и оплата – это этап.

«В Законе № 44-ФЗ не раскрыто содержание понятия «этап исполнения контракта». Исходя из положений данного Закона и гражданского законодательства под этапом исполнения контракта следует понимать период времени, который завершается приемкой, проведением экспертизы и оплатой товара (работы, услуги) соразмерно объему исполненных обязательств…»

В рамках именно этого дела заявитель пытался апеллировать к позиции ВАС РФ, упомянутой выше. Впрочем, безуспешно.

Решение Южно-Сахалинского городского суда от 28.03.2016 г. по делу № 12-520/16

Контракт на оказание услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей. Приемка и оплата – это этап.

«Довод жалобы об отсутствии …обязанности по размещению отчетов об исполнении отдельных этапов контрактов, поскольку условиями контрактов этапность их исполнения предусмотрена не была, основан на неправильном толковании действующего законодательства…»

Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 16.06.2016 г. по делу № 12-420/2016

Контракт на поставку автобусов. Приемка и оплата – это этап.

«Понятие «этап» предполагает отрезок времени, составление документов, характеризующих завершение этапа. Отдельный этап исполнения контракта должен быть определен условиями контракта, либо в случае, если такого условия не содержится, должен характеризоваться периодом исполнения и наличием промежуточного результата…»

Решение Мурманского областного суда от 17.01.2017 г.по делу № 21-11

Контракт на выполнение строительных работ. Приемка и оплата – это этап.

«Пунктом … Контракта предусмотрено, что основанием для оплаты фактически выполненных Подрядчиком за истекший месяц работ, являются предоставленные справки о стоимости выполненных работ и затрат … Таким образом, контрактом фактически предусмотрена поэтапность его выполнения…»

Решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода по делу № 12-53/17.

Контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог. Приемка и оплата – это этап.

«Таким образом, должностным лицом не размещены отчеты об исполнении отдельных этапов контракта…»

Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 18.05.2015 г.

Контракт на оказание услуг по содержанию аквариумов. Приемка и оплата – это НЕ этап.

«По мнению суда, составление экспертных заключений, также как составление актов о приемке оказанных услуг, не могут изменить содержание заключенных контрактов, не предусматривающих этапы исполнения контрактов, поскольку являются документами, составленными в период действия контрактов и составлены во исполнение их…»

Решение АС Астраханской области от 02.09.2015 г. по делу № А06-6162/2015

Контракт на капитальный ремонт моста. Приемка и оплата – это НЕ этап.

«Если специфика отношений по объективным причинам не позволяет выделить этапы поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), подписание промежуточных актов приемки служит только для проведения расчетов. Такие акты не должны рассматриваться как документы о приемке этапов исполнения контракта. Условие же муниципального контракта о ежемесячной оплате не свидетельствует о том, что контракт исполняется поэтапно…»

Обратите внимание, что судами полностью игнорируется специфика закупаемых товаров, работ, услуг. Казалось бы, какие этапы могут быть у услуг по содержанию аквариумов? Но у суда иное мнение.

Как видно, статистика в пользу более неудобной заказчику точки зрения о необходимости размещения отчетов по результатам приемки и оплаты товаров, работ, услуг как этапов исполнения контракта. Как следует при этом поступать заказчикам?

Возможных алгоритмов, очевидно, три.

Во-первых, можно публиковать отчет исключительно по факту исполнения всех обязательств и пытаться доказать свою правоту в судах. Как уже сказано, вероятность успеха невелика. Нет оснований полагать, что подходы судов кардинально поменяются.

Во-вторых, можно занять максимально надежную позицию и публиковать отчеты по факту каждых приемки/оплаты. Однако это может оказаться делом весьма трудоемким.

По третьему пути пошли те заказчики, которые включили в тексты своих контрактов условия об этапах исполнения, установив, например, один такой этап. В упомянутых выше судебных актах неоднократно встречались указания на то, что приемки и оплаты считаются этапами потому, что иных понятий этапа ни в силу закона, ни в силу контракта не предусмотрено.

Почему бы не исправить эту ошибку законодателя и не ввести понятие этапа искусственно? При этом сохранить порядок поставки, приемки, оплаты, рамки ответственности за нарушения. Условие контракта могло бы звучать, допустим, так:

«этап исполнения контракта – это часть обязательств сторон, по факту исполнения которой заказчиком размещается в ЕИС отчет об исполнении контракта; настоящий контракт будет исполняться в один этап, предполагающий 100 % обязательств сторон; сроки выполнения обязательств в рамках этапа установлены пп. ___ контракта».

Приведем и здесь условный пример действий заказчика. Пусть он выбрал второй из предложенных путей и исполняет контракт на оказание услуг водоснабжения – см. таблицу 4.

Смотрите еще:

  • Ч1 94 коап Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и […]
  • Устный договор по фз 44 Письмо Министерства экономического развития РФ от 21 октября 2016 г. N Д28и-2803 О заключении контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение. В соответствии с частью 15 статьи 34 Федерального закона […]
  • Фз-44 статья 93 с изменениями Закупка у единственного поставщика: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей. Часть 15 Татьяна Вихрова, старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок Закупки у единственного поставщика привлекательны для заказчиков […]
  • Ненадлежащее исполнение заказчиком муниципального контракта по 94 фз О начислении неустойки, штрафа, пени при ненадлежащем исполнении (неисполнении) обязательств по контракту (отдельному этапу контракта) В соответствии с частью 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для […]
  • Исполнение отдельного этапа контракта по 44 фз Контрактом, заключенным на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не предусмотрены этапы выполнения, содержится условие о поставке товаров по заявкам […]
  • Статья 32 44 фз Госзаказчики не смогут самостоятельно устанавливать критерии оценки при запросе предложений С 14 августа при проведении запроса предложений госзаказчики будут не вправе устанавливать свои критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также не смогут […]
  • Размер пени по законодательству рф Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные граждане. Поэтому способы расчета штрафов […]
  • Увольнение по 40 статье Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ настоящий Кодекс признан утратившим силу с 1 февраля 2002 г. Информация об изменениях: Законом РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 в […]
Записи созданы 5769

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх