Военная служба в рф понятие особенности и порядок прохождения

Понятие, признаки и виды должностей военной службы

Военная служба осуществляется гражданами на воинских должностях с присвоением им воинских званий, соответствующих замещаемой должности. Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность. Все воинские должности являются должностями федеральной государственной службы.

Существенными признаками воинских должностей являются:

  • наличие квалификационных требований для замещения соответствующих воинских должностей (в том числе медицинские требования, профессионально-психологические требования и др.);
  • процедура назначения на соответствующую воинскую должность;
  • полномочия, предоставляемые военнослужащему, замещающему соответствующую воинскую должность;
  • объем ответственности, которую несет военнослужащий, замещающий воинскую должность.

Классификацию воинских должностей можно провести по следующим основаниям.

В зависимости от состава военнослужащих существуют такие воинские должности:

  • высших офицеров;
  • старших офицеров;
  • младших офицеров;
  • прапорщиков и мичманов;
  • солдат, матросов, сержантов и старшин.

В зависимости от способа комплектования воинские должности можно подразделить следующим образом.

1. Воинские должности, комплектуемые военнослужащими по призыву. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации. Военнослужащие, при-званные на военную службу, назначаются на штатные воинские должности в соответствии с полученными ими военно-учетными специальностями. Военнослужащие, прибывшие в воинскую часть для дальнейшего прохождения военной службы по призыву, назначаются на воинские должности не позднее пяти суток после прибытия.

2. Воинские должности, комплектуемые военнослужащими по контракту. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации — Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме.

В контракте о прохождении военной службы закрепляются: добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу; срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта (к которым в частности относятся: обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы).

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, назначаются на воинские должности в соответствии с заключенными контрактами.

В зависимости от вида должностных лиц, назначающих военнослужащих на воинские должности, существуют:

  1. воинские должности, назначение на которые осуществляет Президент РФ (воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров);
  2. воинские должности, назначение на которые осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (указанное должностное лицо осуществляет назначение, в частности, на следующие воинские должности: командир полка, другой равной воинской части (арсенала, испытательного центра, базы хранения и снабжения), бригады; заместитель командира бригады, дивизии, корпуса и им равных соединений, заместитель командующего армией и ей равных объединений; военный комиссар; начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела и службы, начальник управления научно-исследовательской организации; начальник, его заместитель и помощник, начальник отдела, службы, отделения и лаборатории медицинского учреждения Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба); начальник военной кафедры (факультета) при образовательном учреждении высшего профессионального образования и др.).

В зависимости от наличия властных полномочий по отношению к иным военнослужащим существуют:

  1. воинские должности начальников (по своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу: маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота — для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов; генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1-го ранга — для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов; старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана 2-го ранга, майора, капитана 3-го ранга — для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов; младшие офицеры — для сержантов, старшин, солдат и матросов; прапорщики и мичманы — для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части; сержанты и старшины — для солдат и матросов одной с ними воинской части); начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения, а подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника; начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, являются прямыми начальниками, а ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником;
  2. воинские должности подчиненных.

Военная служба

  • Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций
  • Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера
  • Аварии на радиационно опасных объектах
  • Аварии на химически опасных объектах
  • Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера
  • Защита при авариях на воздушном, водном и железнодорожном транспорте
  • Экономические последствия чрезвычайных ситуаций

Воинская обязанность и комплектование вооруженных сил личным составом

Военная служба — важнейший вид деятельности граждан Российской Федерации по вооруженной защите Отечества. «Защита Отечества, — записано в статье 59 Конституции, — является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

В соответствии с Конституцией в целях обеспечения надежной защиты Отечества, обороны страны Федеральным законом «Об обороне» установлена воинская обязанность граждан.

Непосредственным предназначением воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил необходимым количеством всех категорий личного состава, отвечающего предусмотренным законодательством требованиям.

В настоящее время основным актом законодательства, предусматривающим содержание, формы, порядок исполнения воинской обязанности в России, является Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. От воинской обязанности освобождаются граждане только по указанным в нем основаниям, в том числе граждане, не годные к военной службе по состоянию здоровья. Воинская обязанность не распространяется на проживающих в России иностранцев и лиц без гражданства. Как записано в статье 1 Закона «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов.

Воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами. Воинскому учету подлежат все граждане, кроме освобожденных от воинской обязанности. Порядок воинского учета граждан определяется Законом о воинской обязанности и военной службе и Положением о воинском учете, которое утверждается постановлением Правительства Российской Федерации. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола проводится в период с 1 января по 31 марта в год достижения гражданином 17-летнего возраста. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола осуществляется районным или городским военкоматом после приобретения этими лицами военно-учетной специальности. На граждан, поставленных на воинский учет, возлагается ряд обязанностей по воинскому учету. Они обязаны, например, являться по вызову военкома по вопросам воинского учета, сообщать в орган, осуществляющий воинский учет, об изменении своего места жительства, семейного положения, образования, места работы и должности.

Подготовка граждан к военной службе — это совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, должностными лицами, отвечающими за подготовку граждан к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Существует два вида подготовки юношей к военной службе: обязательная и добровольная. Обязательная предусматривает получение необходимых знаний в области обороны, медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости — проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, подготовку по основам военной службы, военно-патриотическое воспитание. Добровольная подготовка к военной службе предусматривает: занятия военно-прикладными видами спорта, обучение по дополнительным образовательным программам в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, обучение студентов по программе офицеров запаса на военных кафедрах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Порядок прохождения военной службы

Военная служба заключается в повседневном выполнении конкретных воинских обязанностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах безопасности, других воинских формированиях и органах.

В Вооруженных Силах — это и непосредственное участие в боевых действиях, и повседневная боевая подготовка, все другие виды подготовки и обучения, постоянное совершенствование каждым военнослужащим своего воинского мастерства, несение боевого дежурства (боевой службы), гарнизонной и внутренней службы, выполнение иных уставных требований, соблюдение воинской дисциплины и т. п.

Особенностью военной службы является обязательное принятие военной присяги каждым гражданином, впервые зачисленным на военную службу или не проходившим военную службу и впервые призванным на военные сборы. Эти граждане принимают военную присягу на верность своему Отечеству — Российской Федерации. Они клянутся свято соблюдать Конституцию и законы своей Родины, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Текст и порядок принятия присяги определяются Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Солдаты и матросы принимают присягу после прохождения программы курса молодого солдата (матроса) и усвоения своих основных обязанностей, но не позднее двух месяцев со дня прибытия в воинскую часть.

Принятие присяги проводится в торжественной обстановке, при Боевом Знамени части. День присяги является для части нерабочим днем и проводится как праздник.

В назначенное время воинская часть при Боевом Знамени и Государственном флаге Российской Федерации и с оркестром выстраивается в пешем строю в парадной, а в военное время в полевой форме одежды с оружием. Военнослужащие, приводящиеся к Военной присяге, находятся в первых шеренгах. Командир воинской части в краткой речи напоминает им значение Военной присяги и той почетной и ответственной обязанности, которая возлагается на военнослужащих, приведенных к Военной присяге на верность своему Отечеству.

Командиры рот и других подразделений поочередно вызывают из строя военнослужащих, приводимых к Военной присяге. Каждый военнослужащий, приводимый к Военной присяге, читает вслух перед строем подразделения текст Военной присяги:

«Я (фамилия, имя у отчество), торжественно присягаю на верность Родине — Российской федерации.

Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Произнеся военную присягу, военнослужащий собственноручно расписывается в специальном списке в графе против своей фамилии и становится на свое место в строю.

По окончании церемонии приведения к Военной присяге списки с личными подписями военнослужащих, приведенных к Военной присяге, вручаются командирами подразделений командиру воинской части. Командир воинской части поздравляет военнослужащих с приведением к Военной присяге, а всю часть — с новым пополнением, после чего оркестр исполняет Государственный гимн.

После исполнения Государственного гимна воинская часть проходит торжественным маршем.

Приведение к Военной присяге может проводиться в исторических местах, местах боевой и трудовой славы, а также у братских могил воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества. В этих случаях к месту церемонии приведения к Военной присяге обычно выводятся только военнослужащие, приводящиеся к ней.

Списки приведенных к Военной присяге хранятся в штабе воинской части в особой папке пронумерованными, прошнурованными и опечатанными сургучной печатью. По истечении установленного срока списки сдаются в архив.

В военном билете и учетно-послужной карточке военнослужащего делается отметка начальника штаба воинской части: «К Военной присяге приведен (число, месяц, год)».

Произнеся военную присягу и скрепив ее собственноручной подписью, военнослужащий становится лично ответственным за судьбу Отечества, его безопасность и территориальную целостность. Отныне служба воина полностью определяется требованиями принятой им присяги, центральное место в которой принадлежит воинскому долгу — мужественно защищать Отечество.

Отличительной особенностью военной службы является ее строго обязательный характер, высокая степень обязательности выполнения служебных обязанностей каждым военнослужащим.

Военнослужащие пользуются установленными Конституцией и российским законодательством правами и свободами наравне с другими гражданами Российской Федерации. Вместе с тем специфика возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил, других государственных военных организаций влечет за собой некоторые, установленные законами, ограничения военнослужащих в общегражданских правах и свободах. В то же время военнослужащие имеют ряд дополнительных прав и льгот, определенных Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Что касается конкретной служебной деятельности военнослужащих, их быта, учебы и повседневной деятельности, то все это регулируется нормативно-правовыми документами — общевоинскими уставами: Дисциплинарным уставом, Уставом внутренней службы, Уставом гарнизонной и караульной службы, Строевым уставом, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. № 2140.

В зависимости от уровня военной (военно-специальной) подготовки, характера занимаемых должностей, существующих воинских званий все военнослужащие различаются по составам. Законом «О воинской обязанности и военной службе» установлены следующие составы военнослужащих:

  • солдаты, матросы, сержанты, старшины;
  • прапорщики и мичманы;
  • офицеры (младшие, старшие, высшие).

Для военной службы характерно наличие воинских званий военнослужащих, система которых установлена Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (табл. 1). Соответствующее воинское звание присваивается персонально каждому военнослужащему.

Таблица 1. Состав и воинские звания

Солдаты и матросы

  • Рядовой (курсант)
  • Ефрейтор
  • Матрос
  • Старший матрос

Сержанты и старшины

  • Младший сержант
  • Сержант
  • Старший сержант
  • Старшина
  • Старшина 2-й статьи
  • Старшина 1-й статьи
  • Главный старшина
  • Главный корабельный старшина

Прапорщики и мичманы

  • Прапорщик
  • Старший прапорщик
  • Мичман
  • Старший мичман
  • Младший лейтенант
  • Лейтенант
  • Старший лейтенант
  • Капитан
  • Младший лейтенант
  • Лейтенант
  • Старший лейтенант
  • Капитан-лейтенант
  • Майор
  • Подполковник
  • Полковник
  • Капитан 3-го ранга
  • Капитан 2-го ранга
  • Капитан 1-го ранга
  • Генерал-майор
  • Генерал-лейтенант
  • Генерал-полковник
  • Генерал армии
  • Маршал Российской Федерации
  • Контр-адмирал
  • Вице-адмирал
  • Адмирал
  • Адмирал флота

Указом Президента РФ с 1 января 2008 г. для прохождения военной службы в следующих воинских званиях устанавливаются сроки: рядовой, матрос — 5 месяцев; младший сержант, старшина 2 статьи — 1 год; сержант, старшина 1 статьи — 2 года; старший сержант, главный старшина — 3 года; прапорщик, мичман — 3 года; младший лейтенант — 2 года; лейтенант — 3 года; старший лейтенант — 3 года; капитан, капитан-лейтенант — 4 года; майор, капитан 3 ранга — 4 года; подполковник, капитан 2 ранга — 5 лет.

Воинское звание высшего офицера может быть присвоено военнослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами.

Срок военной службы военнослужащих в присвоенном воинском звании исчисляется со дня присвоения воинского звания.

Для военнослужащих устанавливаются также особые формы одежды (рис. 1-2) и знаки различия (рис. 3-9), которые утверждаются Президентом Российской Федерации. Правила ношения военной формы одежды и знаков различия устанавливаются министром обороны или руководителем того ведомства, в котором предусмотрена военная служба. Ношение военной формы одежды со знаками различия гражданами, не имеющими на это права, запрещено законом.

Рис. 1. Образцы военной формы одежды офицеров и прапорщиков (кроме ВМФ): I — зимияя парадная для строя и вне строя; 2 — зимняя повседневная для строя; 3 — зимняя повседневная; 4 — зимняя полевая; 5 — летняя парадная для строя и вне строя; 6 — летняя повседневная для строя; 7 — летняя повседневная; 8 — летняя полевая

Рис. 2. Образцы военной формы одежды старшин, сержантов и солдат (кроме ВМФ): 1 — зимняя парадная для строя; 2 — зимняя парадная вне строя; 3 — зимняя парадная для строя в ВДВ; 4 — зимняя полевая; 5 — летняя парадная для строя; 6 — летняя парадная вне строя; 7 — летняя парадная для строя и вне строя в ВДВ; 8 — летняя повседневная для строя и вне строя

Рис. 3. Знаки различия военнослужащих — погоны (отдельные образны): 1 — маршал Российской Федерации; 2 — генерал армии; 3 — генерал-полковник; 4 — генерал-лейтенант; 5 — генерал-майор (юстиции); 6 — генерал-майор (погон для парадной формы); 7 — полковник; 8 — капитан 1 ранга; 9 — подполковник; 10 — майор; 11 — капитан; 12 — старший лейтенант; 13 — лейтенант; 14 — младший лейтенант; 15 — старший прапорщик; 16 — прапорщик; 17 — старшина; 18 — старший сержант; 19 — сержант; 20 — старшина 1-й статьи; 21 — младший сержант; 22 — ефрейтор; 23 — рядовой

Рис. 4. Эмблемы (петличные знаки различия) видов ВС и родов войск: 1 — Ракетные войска стратегического назначения; 2 — Сухопутные войска; 3 — Военно-воздушные силы; 4 — Войска ПВО; 5 — Воздушно-десантные войска; 6 — Мотострелковые войска; 7 — Танковые войска: 8 — Ракетные войска и артиллерия

Рис. 5. Эмблемы (петличные знаки различия) специальных войск и служб ВС: 1 — Инженерные войска; 2 — Войска радиационной, химической и биологической защиты; 3 — Войска связи; 4 — Автомобильные войска; 5 — Дорожные войска; 6 — Топографическая служба; 7 — Юридическая служба; 8 — Служба военных сообщений; 9 — Служба горючего; 10 — Медицинская служба; 11 — Ветеринарно-санитарная служба; 12 — Военно-оркестровая служба

Рис. 6. Знаки различия военнослужащих — нарукавные знаки (левый рукав): I — Вооруженные Силы (кроме ВМФ); 2 — Вооруженные Силы (лля ВМФ); 3 — Военные представители в зарубежных странах; 4 — Специальный контингент в составе Вооруженных Сил для участия в миротворческой деятельности

Рис. 7. Нарукавные знаки различия (правый рукав): 1 — Министерство обороны РФ; 2 — Генеральный штаб ВС РФ; 3 — Тыл ВС РФ: 4 — Сухопутные войска; 5 — Военно-воздушные силы; 6 — Военно-Морской Флот; 7 — Ракетные войска стратегического назначения; 8 — Воздушно-десантные войска; 9 — Космические войска

Рис. 8. Кокарды на головные уборы (кроме ВМФ): 1 — кокарда в обрамлении шитья золотистого цвета на фуражки высших офицеров; 2 — кокарды на фуражки старших и младших офицеров, прапорщиков, шапки-ушанки офицеров и прапорщиков, на пилотки высших офицеров; 3 — кокарда на фуражки, береты, пилотки, шапки-ушанки старшин, сержантов, солдат, курсантов, на пилотки старших и младших офицеров, прапорщиков; 4 — кокарда защитного цвета (для полевой формы одежды)

Рис. 9. Нагрудные знаки воинской доблести и мастерства: 1 — Гвардия; 2 — За дальний поход (надводные силы); 3 — За дальний поход (подводные силы); 4 — За прыжок с парашютом; 5 — Классность офицерского состава (3, 2, 1 класс, «Мастер»); 6 — Классность рядового и сержантского состава (3, 2, 1 класс, «Мастер»); 7 — За спортивные достижения

Военнослужащие в соответствии с установленным порядком имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия. За военнослужащим закрепляется личное оружие, которое он обязан содержать в надлежащем состоянии.

Условия и особенно порядок прохождения военной службы определяются военным законодательством и устанавливаются дифференцированно применительно к составам военнослужащих и в зависимости от того, зачислены ли граждане на военную службу по призыву или на основе добровольного поступления — по контракту. К числу основных моментов и фактов, урегулированных юридически и образующих в своей совокупности порядок прохождения военной службы, относятся следующие: определение начала военной службы, ее продолжительности и окончания; правила присвоения воинских званий, повышения и снижения в воинских званиях, лишения этих званий; условия назначения на должности и освобождения от них, порядок продвижения военнослужащих по службе; условия перемещений, командировок военнослужащих, предоставления им отпусков.

Началом военной службы для проходящих ее по призыву является день убытия гражданина из военкомата субъекта РФ к месту службы. С этого момента гражданин становится военнослужащим, на которого распространяется действие законов о правах, обязанностях, ответственности военнослужащих, льготах для них и членов их семей. С этого момента военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной или иным видам юридической ответственности по правилам военного законодательства. Срок военной службы для этих военнослужащих с 2008 г. составляет 12 месяцев.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие военную службу по призыву, увольняются с военной службы по истечении сроков их военной службы. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков части. Военнослужащие до старшины (главного корабельного старшины) увольняются с военной службы командирами воинских частей.

Условия и порядок прохождения военной службы солдатами и матросами, сержантами и старшинами, поступившими на службу в добровольном порядке — по контракту, отличаются от условий и порядка ее прохождения по призыву.

Заключение первого контракта о прохождении военной службы допустимо с гражданами мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны (другим ведомством, в котором предусмотрена военная служба). Контракты заключаются на срок 3, 5 или 10 лет.

Ко всем гражданам, поступающим на военную службу по контракту, предъявляются следующие требования. На службу может быть принят гражданин, признанный при медицинском освидетельствовании годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями. Такому освидетельствованию поступающие на военную службу подвергаются в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Правительством Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123.

Помимо требования годности к военной службе по медицинским показаниям они должны отвечать требованиям по общеобразовательному цензу, по уровню профессиональной подготовки, по морально-психологическим качествам, по выполнению нормативов физической подготовки. Эти требования и нормативы устанавливаются министром обороны РФ (или руководителями других ведомств, в которых предусмотрена военная служба). Определение соответствия граждан, поступающих на службу и проходящих ее по контракту, установленным требованиям возлагается на аттестационные комиссии воинских частей.

Срок военной службы по контракту устанавливается условиями контракта. Следовательно, увольнение с военной службы осуществляется по истечении срока контракта, если к этому времени не будет заключен новый контракт о прохождении военной службы. Однако общая продолжительность военной службы ограничивается достижением предельного возраста пребывания на военной службе: для солдат и матросов, сержантов и старшин — 45 лет.

Законодательством предусмотрено и досрочное увольнение граждан с военной службы. До истечения сроков увольнению с военной службы подлежат те военнослужащие, которые признаны военно-врачебной комиссией не годными или ограниченно годными к военной службе или которым назначено уголовное наказание в виде лишения свободы и лишения воинского звания. Допускается досрочное увольнение с военной службы и в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также за невыполнение военнослужащими условий контракта, за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, или если военнослужащий перестал отвечать предъявляемым к нему требованиям.

Военнослужащий имеет право на досрочное увольнение и по своей инициативе в случае признания его ограниченно годным к военной службе военно-врачебной комиссией, невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой этот военнослужащий проходит службу. Такое же право возникает у него, если он занят уходом за членом семьи, нуждающимся в постороннем уходе при отсутствии других лиц, обязанных по закону доставлять этому члену семьи содержание и заботиться о нем; если имеет ребенка, воспитываемого без матери, а также, если мать военнослужащего имеет двух и более детей до 8 лет и воспитывает их без мужа.

Солдаты и матросы, сержанты и старшины, уволенные из Вооруженных Сил, но годные к военной службе и не достигшие 50-летнего возраста, зачисляются в запас (резерв), который создается для доукомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации по мобилизации и в военное время. Кроме лиц, уволенных с военной службы, в запас зачисляются и граждане, не прошедшие военную службу в связи с предоставлением им отсрочек, а также прошедшие альтернативную службу по основаниям, не связанным с их убеждением. Граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки или переподготовки к военной службе. Общая продолжительность военных сборов за время пребывания в запасе не должна превышать 12 месяцев.

Военная служба: понятие, основные признаки, принципы, правовые источники, организация и функционирование;

Государственная гражданская служба Российской Федерации. Государственная гражданская служба Воронежской области.

Система (виды) государственной службы.

ФЗ «О системе ГС в РФ» делит ГС на виды – ГГС, ВС, правоохранительная служба. ГГС делится на федеральную и субъекта. Могут быть установлены иные виды службы. Правовое регулирование – федеральная ГС в федерации, субъект – общие положения в федерации, практическая организация – субъект.

ГГС – вид государственной службы, который представляет собой профессиональную деятельность граждан, занимающих должности ГГС по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ. ГГС подразумевает выполнение служебной деятельности, которая направлена на обеспечение полномочий органов, выполняющих государственно-управленческую деятельность для разрешения экономических и социальных задач. Законодатель не устанавливает перечень органов, однако – ГГС может осуществляться в ОЗВ, ОИВ, ОСВ. Для ГГС характерно выполнение исполнительных, регулятивных, разрешительных, организационно-распорядительных, иногда – контрольных функций.

Отношения регулируются ФЗ «О ГГС», иными актами по всей системе.

Военная служба – вид ФГС, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в ВС РФ, воинских формированиях, других войсках, органах, которые осуществляют функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Военная служба функционирует только в специальных органах – МО РФ, СВР, ГППС и т.д., осуществляется специально для обеспечения функции обороны и безопасности государства. Особый режим службы, особая воинская дисциплина, жесткое единоначалие..

Особые принципы ВС – внепартийность, добровольность для контракта, субординация, централизация, единоначалие, соблюдение дисциплины, режим ограниченного доступа к информации.

Особый порядок поступления на службу и ее прохождения (проверка пригодности к ВС, оценка готовности к ВС, выявление соответствия требованиям, специальный порядок назначения на воинские должности)

Действует специальный АП-статус военнослужащих: особый порядок аттестации, знаки отличия и форма, материальная ответственность, материальное снабжение ВС, особые условия, правовая ответственность.

Специальное зак-во – «О ВО и ВС», «О статусе ВС», «О материальной ответственности ВС», Положение о порядке прохождения военной службы – ПП 1999 №1237, Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ и огромное количество других актов ФОИВ.

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы. Основные признаки военной службы также применимы к правоохранительной, однако, имеются некоторые особенности. Правоохранительная служба есть профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в госорганах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите ПСЧГ.

Правоохранительная служба – всегда на должностях ПС.

Функционирует в специальных ОГВ, службах, учреждениях. Там учреждаются должности правоохранительной службы, могут учреждаться воинские должности

Президент РФ учреждает перечень типовых должностей правоохранительной службы.

Правоохранительная служба создается для выполнения определенных функций – обеспечения безопасности, законности, правопорядка, борьбы с преступностью, защиты ПСЧГ. Это правоохранительная деятельность. В процессе нее выполняются разрешительные, контрольные функции, меры государственного принуждения.

Правоохранительная служба функционирует на общих принципах государственной службы, так и на специальных принципах (см. военную) + уважение и соблюдение ПСЧГ, гуманизм, социальное обеспечение.

Особый порядок поступления и прохождения (см. выше)

Особенности есть у административно-правового статуса. Лицам, проходящим правоохранительную службу, присваиваются звания, классные чины, форма, знаки отличия, особый порядок проведения аттестации сотрудников, материальная ответственность и стимулирование, особый порядок проведения службы, специальные требования к поступающим лицам.

Специальное законодательство – ФЗ «О полиции» 2011 г., «О ФСБ», «Об ОРД», «О прокуратуре» закон 1991 г., «О государственной охране», Положение о службе в ОВД 1992 г. и т.д.

Федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.

Федеральная государственная гражданская служба осуществляется на должностях в аппарате федеральных органов представительной; исполнительной и судебной власти. Согласно российскому законодательству о федеральной государственной службе таковыми органами являются: Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, федеральные государственные органы, подведомственные Президенту РФ и Правительству РФ, а также иные органы в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, установленный законодателем перечень федеральных государственных гражданских служащих не является закрытым (исчерпывающим), и в него могут вноситься соответствующие изменения и дополнения.

Государственная гражданская служба субъекта РФ является профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий данного субъекта, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности данного субъекта.

Государственная гражданская служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной власти каждого субъекта РФ, поэтому для выяснения правового положения государственной службы каждого субъекта следует изучать и анализировать соответствующие законы субъектов РФ.

Государственная гражданская служба Воронежской области (ВО) – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях ГГС ВО по обеспечению исполнения полномочий ВО, а также полномочий ОГВ ВО, и лиц, занимающих государственные должности ВО.

ГГС ВО регламентируется 29-ОЗ от 30.05.2005 «О ГГС ВО»

Законы вообще всех субъектов регламентируют определение содержания и основных элементов ГС субъектов, перечисление и конкретизацию установленных ФЗ принципов госслужбы, рангирование государственных должностей с учетом положений рамочного ФЗ о системе госслужбы, разработка и утверждение квалификационных требований по должностям ГС, уточнение перечня прав и обязанностей ГГС, установление оснований и видов поощрения, детализация дисциплинарной ответственности ГС, определение гостайны субъекта, гарантии для ГС, денежное содержание, компенсационные выплаты и пособия , отпуска, процедура поступления, экзаменов, конкурсов, испытаний для ГС, аттестация, прекращение отношений. + в ОЗ – кадровый резерв, в приложении – перечень должностей, классные чины, реестр, порядок командирования, медобследования, отпусков, формы документов для поступающих на службу. переподготовке, заказе на профобразование, а также нормы исчисления денежного содержания и компенсационных выплат.

Военная служба — это вид государственной службы, связанной с охранительной деятельностью государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка.

Военная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, которые осуществляют функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким образом, законодатель указывает на следующие признаки, индивидуализирующие и показывающие специфику военной службы в системе государственной службы:

1. военная служба связывается всегда с воинскими должностями, т. е. только лица, замещающие воинские должности (должности военной службы), считаются военнослужащими;

2. военная служба формируется и функционирует в специальных государственных органах, войсках, воинских формированиях, в которых учреждаются воинские должности (например в Министерстве обороны РФ, Федеральной службе по оборонному заказу, Службе внешней разведки, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы, войсках гражданской обороны).

3. Военная служба формируется для осуществления особых охранительно-обеспечительных государственных функций, выделяемых среди всех государственных функций. Существование военной службы в стране обусловлено необходимостью выполнения такой важной государственной функции, как обеспечение обороны и безопасности государство. Военная служба обеспечивает реализацию организационно-правовых форм управления обороны страны, встраивается в систему и структуру обороны.

4. Функционирует особый правовой режим действия принципов военной службы, указывающих на характерные для этого вида государственной службы закономерности и основы ее организации и функционирования (централизация в системе военной службы и управление ею; единоначалие в организации и функционировании военной службы; режим субординационных отношений на военной службе; добровольное поступление на военную службу; внепартийность военной службы (или политической нейтралитет военнослужащих); режим ограниченного доступа к информации о военной службе; соблюдение воинской дисциплины; социально-правовая защита военнослужащих);

5. Действует особый порядок поступления на военную службу и ее прохождение(проверка годности к военной службе; проведение при поступление на военную службу оценки уровня интеллектуального развития, установление психологической готовности к прохождению военной службы, коммуникабельности и других профессионально важных для военной службы качеств гражданина; выявление соответствия требованиям, предъявляемым к поступающим на военную службу, по уровню образования (например, Инструкция об условиях и порядке приема в военное образовательное учреждение высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны РФ от 24 июля 2006 года № 280), профессиональной и физической подготовки; специальный порядок назначения на воинские должности);

6. Действует специальный административно-правовой статус военнослужащих. Цели и задачи обороны и безопасности государства обусловливают характерные особенности военной службы и установление специального статуса военнослужащих. К лицам, находящимся на военной службы предъявляются специальные требования: наличие специальных знаков отличия и формы; особый порядок проведения аттестации военнослужащих; материальная ответственность и материальное стимулирование; требования к лицам, поступающим на военную службу; особые условия прохождения военной службы; порядок применения к военнослужащему мер правовой ответственности; увольнение с военной службы.

7. Существует специальное законодательство, регламентирующее правовые отношения в системе федеральной военной службы. Система отношений на военной службе определяется и регулируется множеством законов и иных нормативных правовых актов, принимаемые органами федеральной исполнительной власти и устанавливающие специфику не только государственной военной службы, но и правового статуса военнослужащих.

8. Правовыми источниками военной службы являются, следующие нормативно правовые акты:

· федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О материальной ответственности военнослужащих»;

· Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237;

· Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 г. № 200;

· Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих органов федеральной службы безопасности, утвержденный приказом ФСБ России от 24 июля 2008 г. № 371;

· Указы Президента РФ от 26 июля 2005 г. № 879 «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации, и системы денежного довольствия военнослужащих, замещающих отдельные воинские должности в Главной военной прокуратуре», от 27 января 1997 г. № 48 «О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям»;

· Положение о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, утвержденное Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. № 1062;

· Инструкция об организации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в федеральных округах государственной охраны, и членам их семей, утверждения приказом ФСО России от 10 августа 2005 г. № 298;

· Приказ МВД России от 28 июня 2005 г. № 507 «О материальном стимулировании отдельных категорий военнослужащих внутренних войск МВД России»;

· Инструкция о порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а так же офицеров, проходящих военную службу по призыву, внутренних войск.

Смотрите еще:

  • Суд в спб невского района Суд Невского района Петербурга эвакуировали из-за пожара Фото, видео: Пятый канал, vk.com/spb_today Об этом Пятому каналу сообщали руководитель объединенной пресс-службы судебной системы Санкт-Петербурга Дарья Лебедева. «На пятом этаже здания Невского районного суда, произошло короткое […]
  • Пособие по рождению второго ребенка в 2018 году в беларуси Детские пособия с 1 августа по 31 октября 2018 года С 1 августа 2018 года в Беларуси увеличен размер государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Для расчета пособий применены следующие социальные нормативы: – бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах […]
  • Выплаты алиментов после 18 лет беларусь Алименты после 18 лет В 2018 году принципы алиментных отношений в части обязанности родителей содержать своих детей не изменились. В соответствии с нормами Семейного кодекса РФ, детьми признаются лица, не достигшие совершеннолетия. Согласно этому определению и правилам главы 13 СК РФ, […]
  • Материнский капитал индексация по годам 2018 Материнский капитал в 2018 году С начала 2018 года в России вступают в силу законы, согласно которым в программу материнский капитал вносятся несколько существенных изменений. Они коснутся продления срока действия программы, дополнительной возможности использования денег до достижения […]
  • Гк рф размер пени Расчет законной неустойки за неисполнение обязательств по договору Законная неустойка — довольно распространенный способ обеспечения договорных обязательств и мера ответственности за их несоблюдение в определенных сферах деятельности. В нашей статье мы расскажем, в чем состоят различия […]
  • Вакансии на госслужбе в рязани Вакансии на госслужбе в рязани Деятельность по профилю организации Главный государственный налоговый инспектор Прием документов заканчивается через 1 день Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Уральскому федеральному округу Свердловская область, Екатеринбург от 18 […]
  • Уголовный кодекс германии текст Уголовный кодекс Германии Уголовный кодекс Германии делится на общую и особую части. Общая часть уголовного кодекса В общей части уголовного кодекса определены такие общие положения, как виды преступлений, размеры и порядок назначения наказания за них, а так же срок давности. Уголовное […]
  • Как вести учет у ип с упрощенной системой налогообложения Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН (2018) Ведение бухгалтерского учета при УСН с 2013 года является обязательным (п. 1 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Исключение сделано для ИП (подп. 1 п. 2 закона № 402-ФЗ). Рассмотрим, какие формы ведения […]
Записи созданы 6583

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх