В состав земель сельскохозяйственного назначения входят земли

Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Комментарий к Ст. 77 ЗК РФ

1. Комментируемая статья определяет земли сельскохозяйственного назначения через их основное целевое назначение — использование для нужд сельского хозяйства, которое в данном случае понимается достаточно широко. Это прежде всего производство продукции растениеводства и животноводства, причем не только путем ведения товарного сельскохозяйственного производства, но и в личных подсобных хозяйствах граждан, садоводческих и огороднических объединениях, а также размещение всего, что для ведения сельскохозяйственного производства необходимо: построек, подъездных путей, защитных лесонасаждений и т.п.

Другой упомянутый в данной статье признак сельскохозяйственных земель — нахождение за чертой поселений — не является, собственно, характерным только для данной категории земель, поскольку в соответствии со ст. 83 ЗК границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий, а под чертой поселений в комментируемой статье имеются в виду, скорее всего, именно границы населенных пунктов. По крайней мере больше нигде в законодательстве термин «черта поселений» в настоящее время не используется, да и само понятие «поселение» претерпело изменения и понимается так, как оно определяется ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления (городское поселение — это город или поселок, а сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов).

Тем не менее важно отделять земли сельскохозяйственного назначения от земель иных категорий, используемых в сельскохозяйственных целях.

Так, в соответствии с ЛК (ст. 38) лесные участки могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для ведения сельского хозяйства — сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности; на таких лесных участках допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.

В составе земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами могут быть выделены территориальные зоны сельскохозяйственного использования — это чаще всего индивидуальные жилые дома с участками личных подсобных хозяйств, коллективные огороды, земельные участки находящихся в черте города, поселка, сельского населенного пункта сельскохозяйственных организаций.

На такие земельные участки распространяется правовой режим той категории земель, к которой они принадлежат.

2. Основную и наиболее ценную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи и земли, занятые многолетними насаждениями), на которых, собственно, и произрастает продукция аграрного производства. Это лучшие, продуктивные земли, поэтому законодательством установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия (см. комментарий к ст. 79 ЗК).

Однако, как уже отмечалось, в составе земель сельскохозяйственного назначения есть участки, занятые хозяйственными постройками аграрных предприятий, дорогами, а также так называемыми неудобьями (оврагами, балками, болотами, гарями).

Кроме того, на сельскохозяйственных землях могут находиться водоемы и лесопосадки. При этом согласно ст. 8 ВК только такие водные объекты, как пруд и обводненный карьер, находясь в границах земельного участка (в том числе и из земель сельскохозяйственного назначения), принадлежат на праве собственности тому же субъекту, которому принадлежит данный земельный участок (все остальные водные объекты находятся в федеральной собственности). Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться только вместе с земельным участком.

Лесной кодекс не дает определения лесов и лесных насаждений; им установлено, однако, что леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. Таким образом, на участках земель сельскохозяйственного назначения могут находиться леса; при этом согласно ЛК (ч. 2 ст. 6) использование, охрана, защита, воспроизводство таких лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. То есть в данном случае приоритетным является ведение сельскохозяйственного производства, а леса исполняют главным образом функцию защиты земель от неблагоприятного воздействия посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности.

Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория земельного фонда, поскольку в нее входят наиболее ценные продуктивные земли.

Законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных с охраной таких земель, порядком предоставления и изъятия участков из данной категории земель, осуществлением с ними сделок купли-продажи и т.д. При этом ЗК закрепляет лишь основные черты правового статуса земель сельскохозяйственного назначения, более подробно он урегулирован другими федеральными законами, основным из которых является ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Он регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения; устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения; определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Под оборотом сельскохозяйственных земель данный Закон понимает сделки, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки (доли в праве общей собственности на земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения.

Однако ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» распространяется не на все земельные участки из данной категории земель. Не регулируется этим Законом оборот земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями и сооружениями.

Отношения, связанные с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируют также следующие Федеральные законы: от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» , от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 26 июня 2007 г.) , от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
———————————
СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2881.

СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; 1997. N 10. Ст. 1120; 1999. N 8. Ст. 973; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 2. Ст. 160; Ст. 167; N 24. Ст. 2248; 2006. N 45. Ст. 4635.

Отдельные субъекты РФ приняли законы о землях сельскохозяйственного назначения еще до вступления в силу ЗК, заполнив тем самым пробелы существовавшего на тот период федерального земельного законодательства. Законы о земле субъектов РФ могут применяться к отношениям по поводу земельных участков, возникшим после принятия ЗК и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в той мере, в какой они не противоречат им.

Следует также иметь в виду, что согласно п. 5 ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не допускается принятие субъектами РФ законов и иных нормативных актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому такие дополнительные правила и ограничения, если они содержатся в нормативном акте субъекта РФ, недействительны. Однако тот же Федеральный закон в целом ряде статей оставляет регулирование некоторых вопросов оборота земель сельскохозяйственного назначения на усмотрение субъекта РФ. Так, ст. 10 этого Закона, определяющая порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливает, что субъекты РФ определяют:

— средства массовой информации, в которых публикуются сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков;

— цену, по которой добросовестный арендатор может приобрести земельный участок;

— случаи бесплатной передачи гражданам на праве общей собственности земельных участков из сельскохозяйственных угодий, предоставленных сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования;

— перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли;

— случаи безвозмездного предоставления земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель;

— случаи бесплатной передачи религиозным организациям земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования;

— цену, по которой сельскохозяйственные организации и лица, ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, могут приобрести в собственность земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

К настоящему времени большинство субъектов РФ приняли законы, регулирующие указанные отношения. Можно назвать, например, Законы: Нижегородской области от 17 июля 2003 г. «Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области», Хабаровского края от 30 июня 2004 г. N 201 «Об особенностях регулирования отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Хабаровского края», Республики Коми от 5 марта 2005 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Коми» и др.

На территории тех субъектов РФ, где соответствующие законы еще не приняты, до их принятия действуют правила, установленные ст. 19.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В частности, этой статьей установлено, что в указанных случаях приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с 1 января 2004 г. (тогда как п. 4 ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ).

Поэтому, в частности, в спорных случаях предоставления в собственность участков из сельскохозяйственных земель, находившихся в государственной или муниципальной собственности, необходимо выяснять, действовал ли на тот момент соответствующий закон субъекта РФ.

Так, ФАС Северо-Кавказского округа оставил без удовлетворения кассационную жалобу ООО на решение арбитражного суда, который отказал в иске об обязании районной администрации предоставить в собственность земельный участок.

В марте 2003 г. истек срок действия договора аренды между районной администрацией и ООО, по которому последнему предоставлялся в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения сроком на 10 лет с правом преимущественного выкупа. ООО пыталось реализовать свое право преимущественного выкупа спорных земель, однако администрацией района в этом действии было отказано, в связи с чем истец обратился в суд. Решением арбитражного суда в удовлетворении исковых требований отказано, так как на момент рассмотрения иска областной закон, регулирующий оборот земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области, принят не был. Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе заявитель просил оспариваемые судебные акты отменить, полагая, что Закон Ростовской области «О регулировании земельных отношений в Ростовской области», определяющий момент, с которого возможна продажа земель сельскохозяйственного назначения, вступивший в силу 9 августа 2003 г., должен учитываться судом.

Окружной арбитражный суд в своем постановлении совершенно справедливо указал, что в соответствии со ст. 82 ЗК условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность хозяйственным товариществам и обществам устанавливаются ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Пунктом 4 ст. 1 этого Федерального закона предусмотрено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ. Закон Ростовской области «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» вступил в действие 9 августа 2003 г., следовательно, ссылки заявителя кассационной жалобы на неприменение судами указанных норм неосновательны, так как исковые требования заявлены им до вступления в действие регионального Закона.

В состав земель сельскохозяйственного назначения входят земли

§ 1. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕН­НОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Земельный кодекс в ст. 77 определяет земли сельскохозяйственного назначения как земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Таким образом, основным критерием отнесения земель к категории сельскохозяйственных является их назначение — использова­ние для ведения сельскохозяйственного производства, под которым в данном случае понимается как ведение товарного сельского хозяйства, так и выращивание растениеводческой и животноводческой продукции населением для собственного потребления в личных подсобных хозяйст­вах, на садовых и огородных участках. Остальные направления использо­вания сельскохозяйственных земель: разведение защитной древесно-кустарниковой растительности, строительство помещений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, организация опытных уча­стков для проведения сортоиспытания сельскохозяйственных культур и другие — непосредственно связаны с указанной основной целью.

Важное практическое значение имеет специальное указание в Зе­мельном кодексе РФ на то, что к сельскохозяйственным землям могут быть отнесены только земельные участки, находящиеся за чертой поселе­ний. Дело в том, что на территории сел, поселков, городов и других на­селенных пунктов также имеются земли, используемые в сельскохозяйст­венных целях, — приусадебные хозяйства жителей, огороды, овощеводче­ские, цветоводческие, парниковые хозяйства коммерческих организаций. На такие земельные участки распространяется правовой режим земель поселений, в составе которых выделяются специальные территориальные зоны сельскохозяйственного использования (см. главу учебника о землях поселений).

Следует иметь в виду, что участки земель, используемые в сельскохо­зяйственных целях, имеются также в составе земель транспорта и земель лесного фонда: на них распространяется правовой режим соответствую­щей категории земель.

Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория земель, в состав которой входят лучшие, плодородные земли, составляющие дос­тояние страны. Только в сельском хозяйстве земля используется не толь­ко как пространственно-операционный базис для размещения тех или Иных объектов, но как основное средство производства. Поэтому сель­скохозяйственные земли подлежат особой охране. В 1998 г. принят специальный закон — «О государственном регулировании обеспечения пло­дородия земель сельскохозяйственного назначения», которым определены функции органов государственной власти и управления по регулирова­нию плодородия таких земель, обязанности лиц, использующих сельско­хозяйственные земли, меры стимулирования повышения качества и пло­дородия земель (подробнее см. главу 10).

При разработке Земельного кодекса РФ наиболее острые дискуссии вызвал вопрос о регулировании оборота именно сельскохозяйственных земель. Требовалось установить такие условия осуществления сделок с этими землями, которые исключали бы возможность их разбазарива­ния, нерационального использования, перевода в другие категории, и в то же время обеспечить возможность наиболее полного осуществления прав на земли сельскохозяйственными организациями, крестьянскими хозяйствами и иными гражданами, учитывая реально существующие пра­ва сельских тружеников на земельные доли, полученные ими в ходе аг­рарной реформы (о земельных долях будет сказано ниже). Все это обу­словило принятие решения о более детальной проработке вопросов ис­пользования сельскохозяйственных земель и издании специального нормативного акта о государственном регулировании и особенностях ог­раниченного оборота земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому Земельный кодекс детально правовой режим земель сельскохозяйствен­ного назначения

не регулирует, во многих случаях давая отсылки к буду­щему закону, который назван выше.

Состав земель сельскохозяйственного назначения неоднороден. Лучшие, наиболее ценные из — них это сельскохозяйственные угодья, на которых, собственно, и произрастает продукция аграрного производства. Поэтому законодательством установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия, о чем далее будет сказано более подробно. Остальные сельскохозяйственные земли имеют вспомогательный по отношению к угодьям характер, Они заняты внутри­хозяйственными дорогами (т. е. подъездными путями к различным под­разделениям сельскохозяйственных предприятий; дороги и магистрали между населенными пунктами относятся к землям транспорта), комму­никациями, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемы­ми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяй­ственной продукции. В состав земель сельскохозяйственного назначения входят также замкнутые водоемы — пруды, озера, водохранилища. В со­ответствии с водным законодательством обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью зе­мельного участка (ст. 11 Водного кодекса РФ).

Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, предназначена для обеспечения заши­ты земель от неблагоприятного воздействия негативных природных, ан­тропогенных и техногенных явлений посредством использования почвоза­щитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности. Рубки такой растительности должны обеспечивать улучшение ее состояния и вы­полнение ею своих функций (ст. 134 Лесного кодекса РФ). Следует отли­чать древесно-кустарниковую растительность на сельскохозяйственных землях от противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных лесо­насаждений на землях природоохранного назначения (см. ст. 103 Лесного кодекса РФ). Первая в правовом смысле к лесам не относится, и право собственности на нее переходит вместе с правом на земельный участок, тогда как купля-продажа участков лесного фонда по закону запрещена.

Среди земель сельскохозяйственного назначения имеются также так называемые неудобья: это овраги, балки, болота, гари и прочие участки, которые по своему состоянию в данный момент не могут быть использо­ваны в качестве продуктивных земель. Они подлежат окультуриванию и переводу в сельскохозяйственные угодья.

Земельный кодекс в ст. 78 устанавливает круг лиц, которые могут использовать земли сельско­хозяйственного назначения. Это: граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хо­зяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственные общества и товарищества, производственные коопера­тивы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;

некоммерческие организации, в том числе потребительские коопера­тивы, религиозные организации;

казачьи общества; опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-про­изводственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеоб­разовательных учреждений; общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Даль­него Востока Российской Федерации для сохранения и развития их тра­диционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Приведенный перечень не является ограничительным: в нем выделе­ны те граждане, объединения граждан и юридические лица, которые яв­ляются основными пользователями земель сельскохозяйственного назна­чения, однако заниматься выращиванием сельскохозяйственной продук­ции и пользоваться для этих целей участками земли на том или ином праве могут любые граждане, коммерческие и некоммерческие организа­ции. Ограничения установлены законом только для иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Указанные лица в соот­ветствии со ст. в Закона о введении в действие Земельного кодекса Рос­сийской Федерации до введения в действие федерального закона об обо­роте земель сельскохозяйственного назначения могут владеть и пользо­ваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

В состав земель сельскохозяйственного назначе­ния согласно формулировке ст. 77 ЗК входят как земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, так и предназначенные для этих це­лей. Временно не предоставленные никому земельные участки сельскохо­зяйственного назначения находятся в фонде перераспределения.

Впервые о необходимости создания специальных фондов для пере­распределения сельскохозяйственных земель было упомянуто еще в Зако­не о земельной реформе 1990 г. Он установил, что в процессе осуществ­ления земельной реформы решениями местных органов власти может быть изъята и передана в специальный земельный фонд для последующего перераспределения и наделения земельными участками часть зе­мель, используемых не по целевому назначению, неэффективно исполь­зуемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья; из этих фондов в первоочередном порядке вьщеляются земли для организации крестьянских хозяйств, ведения личных подсобных хо­зяйств, садоводства, огородничества, животноводства. Создание таких фондов было особенно важным потому, что в тех условиях, когда стави­лась задача массового формирования фермерских хозяйств, необходимо было найти источники предоставления земли тем лицам, желающим соз­дать крестьянское (фермерское) хозяйство, которые не являлись членами сельскохозяйственных предприятий и не имели права на получение зе­мельной доли.

Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» было предписано включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам сельскохозяйственных предпри­ятий. Местные администрации обязывались организовывать продажу зе­мель фонда по конкурсу и передачу их в аренду с правом последующего выкупа.

Однако в законодательстве того времени не было достаточно четко указано, что земли фонда перераспределения являются сельскохозяйст­венными землями. А ст. 96 прежнего Земельного кодекса гласила, что все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду, а также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии с законодательством, являются землями запаса. Получалось, что изъятые сельскохозяйственные земли переходили в категорию земель запаса, т. е. их целевое назначение теря­лось, и они затем могли быть предоставлены и для иных, несельскохо­зяйственных, целей.

Поэтому чрезвычайно важным является указание в п. 1 ст. 80 нового Земельного кодекса на то, что фонд перераспределения земель создается в составе земель сельскохозяйственного назначения в целях перераспре­деления земель для сельскохозяйственного производства, создания и рас­ширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хо­зяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокоше­ния, выпаса скота. А согласно п. 3 этой же статьи использование земель фонда перераспределения осуществляется в соответствии со ст. 78 ЗК РФ, т. е. они предоставляются всем указанным в данной статье лицам, о которых шла речь в предыдущем разделе настоящего параграфа.

Земельный кодекс устанавливает исчерпывающий перечень источни­ков поступления земель в фонд перераспределения. Изучение этого пе­речня позволяет сделать вывод о том, что при создании фонда не ставит­ся задача искусственного перераспределения земель (как это предполага­лось в начале аграрной реформы), выявления и изъятия недостаточно эффективно использующихся участков и т. п. Перечень включает те слу­чаи появления свободных земель, которые всегда так или иначе имеют место в реальной жизни и предусмотрены гражданским и земельным за­конодательством. Создание же фонда перераспределения имеет цель не допустить перетекания таких земель в иные категории земель, не связан­ные с сельскохозяйственным использованием. Итак, земельные участки сельскохозяйственного назначения поступают в фонд перераспределения земель:

1) при добровольном отказе от земельного участка (условия и поря­док такого отказа регламентированы ст. 53 ЗК РФ);

2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лише­ны завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства. В этих случаях в соответствии с гражданским законодательством земельный участок по­лучает статус выморочного имущества и переходит в собственность госу­дарства (ст. 1151 ГК РФ);

3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, пре­дусмотренных Земельным кодексом и другими федеральными законами.

Принудительное изъятие земельного участка возможно по несколь­ким основаниям. Изъятие земель для государственных или муниципаль­ных нужд осуществляется в исключительных случаях, по основаниям, указанным в ст. 49 Земельного кодекса. При этом у собственника земли такое изъятие осуществляется путем выкупа (ст. 279—282 ГК РФ). Без какой-либо компенсации осуществляется конфискация по решению суда земельного участка у собственника как санкция за совершение уголовно­го преступления или за умышленное систематическое совершение зе­мельных правонарушений (ст. 50 ЗК РФ). Возможно также принудитель­ное лишение прав на земельный участок в случае его ненадлежащего ис­пользования или использования не в соответствии с его назначением (ст. 284-287 ГК РФ, ст. 54 ЗК РФ).

Подробно основания прекращения прав на землю рассмотрены в со­ответствующей главе учебника.

Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено (п. 11 ст. 3), что с момента вступле­ния Земельного кодекса в силу в фонд перераспределения земель вклю­чаются все земли, находившиеся на дату вступления Кодекса в силу в фондах перераспределения земель, образованных в соответствии с Ука­зом Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».

Более детально правовой режим фонда перераспределения земель, а также порядок поступления в него земельных участков и предоставле­ния их новым владельцам будет установлен специальными закона­ми — прежде всего федеральным законом о государственном регулирова­нии и особенностях осуществления оборота земель сельскохозяйственно­го назначения, а также постановлениями Правительства Российской Федерации.

Земельный кодекс установил, что сведения о наличии земель в фонде Перераспределения являются общедоступными. Это очень важно, так как в соответствии с этими сведениями граждане будут решать вопросы о создании новых садоводческих товариществ, возможности получения Участка для личного подсобного хозяйства; сельскохозяйственные ком­мерческие организации и фермеры смогут выкупить дополнительные Участки у государства. При этом имеет значение расположение и качест­во, имеющихся в фонде участков. Поэтому местные землеустроительные органы обязаны предоставлять соответствующие данные всем заинтересованными лицам, а также публиковать в местной прессе сведения о посту­пающих в фонд и предоставляемых из фонда землях.

В соответствии со ст. 19 Земельного кодекса не переданные в част­ную собственность земельные участки государственного фонда перерас­пределения земель могут находиться в собственности субъектов Россий­ской Федерации.

§ 1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

К землям сельскохозяйственного назначения относятся земли за чертой поселений,» предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК). Эти цели включают ведение сельскохозяйственного производства, крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, оленеводства, огородничества, научно-исследовательскую, учебную деятельность, создание защитных насаждений и иные цели, связанные с сельскохозяйственным производством.

Земли сельскохозяйственного назначения неоднородны по качеству почв и ландшафтным характеристикам. Земельные участки различаются по климатическим и другим природным условиям, местоположению, удаленности от дорог, других объектов инженерно-транспортной и производственной инфраструктуры.

С учетом подобных характеристик земель определяется состав земель сельскохозяйственного назначения, который включает: сельскохозяйственные угодья,

земли, занятые производственными объектами и объектами сельскохозяйственной инфраструктуры, земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, замкнутыми водоемами; фонд перераспределения земель.

Сельскохозяйственные угодья используются для выращивания сельскохозяйственных культур, выпаса скота, заготовки кормов. К ним относятся пашня, сады, луга, сенокосы, пастбища. Самостоятельную категорию угодий составляют оленьи пастбища, обладающие самостоятельным правовым режимом и подлежащие осо-*бой охране. К угодьям относятся также залежные земли, т.е.

§ 1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения 187

пашня, которая более одного года, начиная с осени, не используется для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлена под пар. Сельскохозяйственные угодья — наиболее ценные земли, характеризуемые высоким естественным плодородием, либо мелиорированные земельные участки. Они закрепляются за сельскохозяйственными предприятиями различного типа, фермерскими хозяйствами, учебными и научно-исследовательскими организациями. Часть земель сельскохозяйственного назначения выделяется для размещения объектов инфраструктуры, необходимой для обслуживания сельскохозяйственного производства, и включает земли, занятые хранилищами сельскохозяйственной продукции, агрохимикатов, техническими средствами обработки почвы, предприятиями перерабатывающей промышленности, животноводчес- кими комплексами.

С учетом особенностей ведения сельского хозяйства, связанных с постоянным проживанием граждан в сельской местности, земли сельскохозяйственного назначения выделяются для размещения жилых объектов. На них могут быть расположены отдельные поселения, подсобные хозяйства, объекты органов местного самоуправления, объекты культуры, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры.

Временно не используемые сельскохозяйственные угодья, а также иные земли, выбывшие из сельскохозяйственного оборота в результате добровольного отказа граждан от земельных участков, отсутствия наследников либо в результате принудительного изъятия земельных участков за ненадлежащее использование (принудительного прекращения прав на землю), образуют фонд перераспределения земель. Это — своего рода резерв сельскохозяйственных земель, которые предназначены для их предоставления по мере необходимости гражданам и организациям для сельскохозяйственного производства. В эту группу входят также различного рода неудобья (овраги и т. п.) и нарушенные земли.

В соответствии с учетными данными земли сельскохозяйственного назначения занимают площадь 406 млн га, что составляет примерно 23,8% общей площади земель РФ. Из них 190,7 млн га, или 47%, отведены под сельскохозяйственные угодья1. Вместе с тем фактически в сельском хозяйстве используется намного больше

1 См. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2000 году. М., 2001. С. 9. 188

Глава 12. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

земель, если учитывать земельные участки, предоставляемые временно и постоянно в пользование для сельскохозяйственных нужд из других категорий земель. Речь идет о землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий и объектов, которые предоставляются для выпаса скота, сенокошения и т. п. По приблизительным данным, земли, используемые для нужд сельского хозяйства, но не входящие в категорию земель сельскохозяйственного || назначения, могут составлять от 18% и выше. .1| Земли сельскохозяйственного назначения, а также их состав Ц применительно к различным территориям определяется в процессе планирования землепользования, проведения землеустроительных мероприятий, зонирования, а также при предоставлении земельных участков в пользование. Принятые решения относительно состава земель и их использования обязательны для исполнения.

Распространенным способом регулирования землепользования является зонирование. В рамках зонирования определяются зоны, наиболее благоприятные для ведения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Зонирование также применяется при выделении из состава земель сельскохозяйственного назначения земель, предназначенных для садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В частности, предусматривается, что в схемах зонирования территорий для размещения садоводческихЛ огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков (садоводство, огородничество либо дачное хозяйство), разрешенном использовании земельных участков в пределах выделенных зон, включая ограничения обременения, а также сведения о правах, на которых в пределах конкретной зоны допускается предоставление земельных участков (право частной и общей собственности, права аренды).

Схемы зонирования территорий служат основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объ-

1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения 189

ектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения. Схемы зонирования для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений утверждаются на уровне субъектов РФ и местных органов самоуправления.

Данные о составе, структуре и целевом использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения заносятся в государственный земельный кадастр (см. гл. 6).

Для состояния земель сельскохозяйственного назначения характерны явно проявляющиеся негативные процессы деградации. На протяжении последних трех десятилетий происходит постоянное сокращение площадей сельскохозяйственных земель с тенденцией нарастания темпов. Только за первую половину 90-х гг. из сельскохозяйственного оборота выбыло 27 млн га, несмотря на постоянное вовлечение в сельскохозяйственный оборот новых земель. В 1999 г. по сравнению с 1998 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась еще на 14,9 млн га.

Основная причина такого сокращения — перевод земель сельскохозяйственного назначения в иные категории земель, а также продолжающееся их интенсивное изъятие для несельскохозяйственных нужд. При этом из сферы сельскохозяйственного производства в результате деградации и предоставления для несельскохозяйственных нужд исключаются площади наиболее ценных земель, а взамен выбывших в сельскохозяйственный оборот включаются преимущественно земли низкого продуктивного потенциала.

По имеющимся данным, состояние земель сельскохозяйственного назначения остается неудовлетворительным. Проводимые в стране преобразования земельных отношений, отразившись на динамике структуры земельного фонда, не привели к улучшению использования земель, снижению неблагоприятных антропогенных воздействий на почвенный покров, вызывающих развитие процессов деградации почв или процессов, способствующих этому. Из-за отсутствия средств, слабой заинтересованности государственных органов мероприятия по охране и рациональному использованию земель существенно уменьшаются. Практически прекращено строительство противоэрозийных гидротехнических сооружений. С передачей практически всех сельскохозяйственных земель в частную собственность обязанности и финансовая нагрузка по обеспечению надлежащего состояния земель перешли на коллек- 190

Глава 12. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

тивных и индивидуальных собственников, которые в силу тяжелого экономического положения не способны обеспечить их надлежащее использование.

Ухудшение состояния земель, ускорившее темпы за последнее время, представляет серьезную угрозу подрыва материальной базы сельскохозяйственного производства. Принятые недавно Земельный кодекс РФ и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» усилили меры охраны земель. В частности, перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию требует вынесения решения органа исполнительной власти субъектов РФ. Неиспользуемые земельные участки подлежат

1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского, хозяйства или предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ).

В составе земель сельскохозяйственного назначения в 2001 году учтено 440,1 миллиона гектаров.

В последние годы площади сельскохозяйственных угодий неуклонно уменьшались. Более 50 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе свыше 35 миллионов гектаров пашни, подвержено водной и ветровой эрозии. Продолжается процесс опустынивания черных земель и Кизлярских пастбищ.

В категории земель сельскохозяйственного назначения сосредоточены наибольшие площади, используемые для северного оленеводства (131,9 млн. га).

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья. Их площадь составляет 190,3 миллиона гектаров (43,2%). Помимо того, имеются земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью (занимают 76,9 млн. га), земли, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградникам и др.), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат собой охране.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья. К их числу относятся, прежде всего, сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний районный уровень. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть по законодательству субъектов Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).

Изъятие, в том числе путем выкупа, в целях представления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой средний районный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия Российской Федерации, строительством и содержанием объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, связи и других подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, ‘ не пригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель худшего качества по кадастровой стоимости.

В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Этот фонд формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд при добровольном отказе от земельного участка либо при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных федеральными законами. В него также включаются земельные участки, когда нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял земельный участок в наследство, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства на земельный участок.

Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

ЗК РФ предусматривает целевое использование земель сельскохозяйственного назначения. Они могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Субъектами использования сельскохозяйственных земель признаются:

граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермер- ские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;

некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации; казачьи общества;

опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательные учреждения;

общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (ст. 78 ЗК РФ).

Смотрите еще:

  • Часть 2 статьи 137 тк рф Статья 137 ТК РФ. Ограничение удержаний из заработной платы Ст 137 ТК РФ с комментариями и изменениями 2017-2018 года. Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Удержания из заработной платы […]
  • Заявление на увольнение по состоянию здоровья образец 2018 Увольнение по состоянию здоровья: выплаты и компенсации Каждый работник может выполнять свои производственные обязанности только в ситуации, когда у него хватает на осуществление собственных производственных задач простых физических сил. В некоторых ситуациях возникает положение […]
  • Приказ об удержании за использованный отпуск при увольнении Сотрудник, отгуляв отпуск авансом, написал заявление на увольнение. Необходимо ли удержать с работника сумму, превышающую 20% от выплачиваемой работнику суммы? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:В данном случае работодатель не вправе удержать свыше 20% заработной платы, […]
  • Алименты если отец студент Размер алиментов со студента Здравствуйте! Вы можете заключить с мужем соглашение о содержании Вашего ребенка (соглашение об уплате алиментов), при отсутствии соглашения алименты вызыскиваются судом ежемесячно в размере ¼ (с одного ребенка) заработка или иного дохода родителя, размер […]
  • Как написать заявление на алименты в твердой денежной сумме образец Как написать заявление на алименты в твердой денежной сумме образец Мировому судье судебного участка № __ по городу _____ Истец: _____________________ (ФИО полностью, адрес) Ответчик: ___________________ (ФИО полностью, адрес) ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о взыскании алиментов в твердой денежной […]
  • Образец уведомления в уфмс об увольнении иностранного гражданина Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению Уведомление УФМС об увольнении иностранного гражданина Если наниматель желает нанять на работу иностранного гражданина, то ему придется выполнять требования законодательства, связанные с этой процедурой. Сам […]
  • Нарушение прав доступа 1с 83 при проведении Настройка права доступа 1С 8 В этой статье речь пойдет о настройке прав доступа пользователей к объектам системы 1С. В 1С 8для управления доступа пользователей используется отдельный объект метаданных, который называется Роли. Далее мы рассмотрим, как использовать и настраивать роли в 1С […]
  • П 3 ст83 тк рф Статья 83 ТК РФ. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон Текст статьи. Комментарии к статье Увольнение работника, который по состоянию здоровья не может подписывать документы По причине резкого ухудшения здоровья граждане могут стать не способными к […]
Записи созданы 6936

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх