Усыновление детей гражданами сша фз

Закон Димы Яковлева: год спустя

Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» 1 (далее – Закон) вступил в силу 1 января 2013 года.

Данный Закон позиционировался представителями российской власти как ответ на принятый незадолго до этого в США «закон Магнитского» 2 , но позднее премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что Закон «принимался на эмоциональной волне, связанной с соответствующими решениями американского конгресса, но ни юридически, ни фактически он не связан с «законом Магнитского».

Действительно, первая статья Закона выводит отношения России с США за рамки мирного диалога прямо говоря о том, что помимо рядовых «лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации» являющихся гражданами США, на подобные нарушения направлены и действия граждан США, обладающих определенными властными полномочиями высочайшего уровня, а именно:

  • наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению,
  • в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению,
  • вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации (ст. 1 Закона).

Таким образом, налицо государственная политика, направленная на умаление прав граждан России и, видимо, России как государства.

При этом выглядит странным, что не предусматривая мер общего характера, направленных на ограничение, скажем, экономических или политических отношений, Закон в качестве одной из основных мер противодействия антироссийской политике США предусматривает запрещение передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки (ст. 4 Закона).

В ответ на критику данного положения организациями, имеющими отношение к защите прав детей, лишенных родительского попечения, выражалась уверенность в том, что детей, которых потенциально могли усыновить граждане США, быстро усыновят россияне. Однако, как отмечает главный врач дома ребенка № 13 г. Москвы Наталья Никифорова, несмотря на все усилия правительства и законодателей, российских усыновителей не стало больше, а количество иностранных усыновителей упало в несколько раз. «Так, за девять месяцев этого года на международное усыновление из нашего учреждения ушло всего четыре ребенка. При этом годом раньше таких детей было 12, а еще раньше – 25«, – подводит итоги Никифорова. Она и другие эксперты отмечают, что зачастую иностранцы усыновляли детей с «серьезными проблемами в развитии – это синдром Дауна, буллезный эпидермолиз, детский церебральный паралич и т.п.» Российские усыновители таких детей не выбирают.

«Закон «Димы Яковлева» обрек на проживание в детдомах неисчислимое число детей-сирот по всей стране и лишил надежды на семью несколько сотен сирот, которые уже были знакомы со своими будущими усыновителями-гражданами США«.

Помимо того, что закон «Димы Яковлева» обрек на проживание в детдомах неисчислимое число детей-сирот по всей стране, он, в том числе, лишил надежды на семью и несколько сотен сирот, которые уже были знакомы со своими будущими усыновителями-гражданами США. У многих из них дела уже рассматривались судом, однако решения об усыновлении на момент вступления в действия Закона еще вынесены не были.

4 ноября 2013 года ЕСПЧ коммуницировал властям Российской Федерации 23 жалобы граждан США, которым отказали в усыновлении детей в России, и этих детей. У российских властей была запрошена информация по каждому ребенку, а именно: остался ли он в детском доме, ожидает ли рассмотрения вопрос о его передаче в другую приемную семью, а если да, то на какой стадии находится его рассмотрение, был ли ребенок передан в другую приемную семью. По информации Радио Свободы, МИД России ответил на вопросы Европейского суда, не приведя конкретной статистики.

По словам сотрудницы Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Ирины Романовой, «Все, о ком идет речь, обрели семью в России. Единицы, кто еще остался, в отношении которых проводятся работы по их устройству«. При этом, как стало известно, за первые полгода, прошедшие с момента принятия Закона, в Нижегородской области умер сирота, которого планировали усыновить американцы, начавшие оформление документов. У ребенка был сложный порок сердца, который не смогли распознать отечественные врачи. Адвокат Каринна Москаленко, представляющая в Страсбурге интересы заявителей по этим делам, утверждает, что большинство детей до сих пор находятся в приютах или в лечебных учреждениях. При этом власти скрывают эту информацию, хотя должны были ее предоставить по запросу адвокатов, которые представляют интересы как родителей, так и детей.

Если в конце 2012 года основанием введения столь значительного для детей-сирот законодательного положения власти указывали необходимость противостоять нарушением США прав граждан России, то уже с середины 2013 года обозначилась риторика вполне соответствующая проекту Концепции государственной семейной политики в России. Речь идет о «традиционных семейных ценностях России» и их защите. Так, 20 ноября 2013 года, первый замглавы думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина выразила возмущение информацией о том, что психиатры в США назвали педофилию разновидностью сексуальной ориентации. Как заявила Баталина, «американские психиатры считают, что педофилы могут осуществлять сексуальные действия с детьми с их согласия. То есть то, что в России выжигается каленым железом и считается серьезнейшим уголовным преступлением, в отношении которого мы неоднократно ужесточали меры ответственности, теперь в США будет защищаться всеми международными документами, потому что ими не допускается дискриминация по признаку сексуальной ориентации«.

Принятие нормы, запрещающей усыновление российских детей гражданами США, таким образом, трансформировалось из некоторого политического ответа на угрозу России и ее государственным интересам, в форму защиты детей от педофилии, насилия и иного злоупотребления родителями их правами. При этом эта защита уже распространилась шире, чем ранее предусматривалось рассматриваемым нами Законом. Так, 3 декабря 2013 года Волгоградский областной суд отказал россиянке Елене Алексеевой-Пошон и ее мужу – швейцарцу Ивану Пошону в усыновлении ребенка из местного детского дома. Мотивируя свое решение, судья Светлана Жданова сослалась на новые российские правила усыновления для иностранцев 3 . Они вступили в силу летом 2013 года и ввели фактический запрет на усыновление детей в страны, легализовавшие однополые браки. Судья решила, что Швейцария – одна из таких стран, хотя в Швейцарии однополые браки законодательно запрещены, а отдельной статьей Семейного кодекса РФ прописано, что однополые пары, проживающие в гражданском браке, не имеют права на усыновление.

По словам Елены Алексеевой-Пошон дело поступило в суд 20 сентября 2013 года, и, несмотря на то что «закон Димы Яковлева» уже вступил в силу, трудностей не ожидалось, так как потенциальные усыновители не были гражданами Америки. Однако суд стал бесконечно требовать документы о правах ЛГБТ в Швейцарии. В результате было принято решение отказать в удовлетворении заявления об усыновлении «принимая во внимание то обстоятельство, что заявители являются гражданами государства, в котором разрешены однополые (гражданские) партнерства, а также то, что законодательство Швейцарии допускает возможность переустройства усыновленного ребенка в другую семью…«. При этом судья сослалась на п. 1 ст. 127 Семейного кодекса РФ, согласно которому не могут быть усыновителями лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке» 4 .

Данное решение, очевидно, выходит за рамки действующего права и демонстрирует истинные намерения властей – в принципе отказаться от международного усыновления.

Впервые вопрос международного усыновления как угрозы интересов России был поставлен в 2004 году, когда стало отмечаться, что «за последние 10 лет из России вывезено более 45 тысяч детей. Причем только в 2003 году за рубеж вывезено почти 7,5 тыс. детей». Именно в 2003 году впервые случаи усыновления иностранными гражданами детей, являющихся гражданами России (7852 ребенка) превысили случаи их усыновления российскими гражданами (7331 ребенок) 5 . Это было расценено на нарушение принципа приоритета усыновления российскими гражданами.

В настоящее время количество детей, усыновленных иностранными гражданами по прежнему остается высоким – в 2012 году иностранцами были усыновлены 3069 российских сирот. Большая часть – 27% – отправились в Италию, 24% – в США (тогда усыновление в эту страну было еще разрешено), 20% – в Испанию, 10% – во Францию. Учитывая вектор развития России, и ее возвращение к традиционным ценностям, запрет на усыновление детей этими странами выглядит логичным и отвечающим интересам страны. Но не детей.

Использованы данные ИА «Росбалт», Business FM, Slon.ru, kp.ru, lenta.ru.

1 Такое название Закону предложил дать Вячеслав Никонов (первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам и член фракции «Единая Россия») – в память умершего 8 июля 2008 в США из-за халатности своих приемных родителей российского сироты Димы Яковлева. В различных источниках этот Закон также называют «детским», «антидетским», «антисиротским законом», «законом Царя Ирода», «законом подлецов», а также «людоедским законом».
2 Закон, подписанный 14 декабря 2012 Президентом США Бараком Обамой, вводит санкции в отношении любых российских граждан, предположительно причастных к смерти Сергея Магнитского: визовые ограничения на въезд в США и санкции в отношении их финансовых активов в банках. Назван по имени умершего в тюрьме Сергея Магнитского, в смерти которого обвиняются эти лица.
3 Новые правила международного усыновления были разосланы председателям областных судов письмом Верховного Суда 29 августа 2013 года. Это внутренний документ, он не находится в публичном доступе. Зато на него ссылался уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, когда говорил, что международное усыновление в России будет фактически остановлено – на основании того, что для продолжения процедур требуется наличие двустороннего договора об усыновлении с Россией. «Он у нас сегодня есть с Италией и Францией. То есть всего две страны«.
4 Абзац введен Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
5 Материалы МВД России к круглому столу на тему «Законодательство об усыновлении: практика и пути его совершенствования».

Закон Димы Яковлева

«О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» — закон № 272-ФЗ [1], устанавливающий ограничения на въезд граждан США в Россию и арест их собственности на территории нашей страны. Принят в декабре 2012 года.

Данный закон более известен под названием Закон Димы Яковлева. Дима Яковлев — российский ребенок, усыновлённый американской парой и погибший из-за неосторожности приёмного отца в 2008 году.

Содержание

[править] Цель принятия закона

Благодаря ангажированной подаче информации в СМИ и блогосфере в массовом сознании сложилось представление, будто этот закон сводится исключительно к запрету на усыновление российских детей гражданами США. Это представление в корне неверно.

Что же на самом деле делает «Закон Димы Яковлева»?

  1. Создаёт открытый список граждан США, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации
  2. Устанавливает меры воздействия на лиц, перечисленных в этом списке
  3. Устанавливает запрет для упомянутых граждан на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации
  4. Приостанавливает деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц
  5. Приостанавливает полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации
  6. Приостанавливает деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) США или реализуют на территории РФ проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам РФ
  7. Запрещает гражданам РФ, имеющим гражданство США, быть членом или руководителем некоммерческой организации, участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ
  8. Запрещает передачу детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление (удочерение) гражданам США

Как мы видим, запрет на усыновление — это всего лишь одна из мер воздействия, предусмотренная данным законом и далеко не самая главная. Вполне очевидно, что пункт о приостановке деятельности кормящихся с рук у Хиллари Клинтон организаций причинил немало боли нашим оппозиционерам. Однако клич «разрешите нам получать гранты» в плане пиара не очень выигрышен. То ли дело невинные младенцы…

[править] Предпосылки принятия закона

Введение пункта о запрете усыновления наших детей американскими гражданами вызвано большим количеством преступлений против бывших российских детей в США — см. Список погибших несовершеннолетних, усыновленных в США из России. В данном списке учтены только погибшие дети, а ведь есть дети, над которыми совершались другие преступления. Также причиной появления этого пункта стало то, что американские власти неохотно сотрудничали с российскими, когда с усыновленными детьми происходили ЧП: «американские власти не дают представителям нашей страны «никакого доступа к усыновлённым детям, ведут себя вызывающе надменно», а также принимают решения, которые кажутся «юридически необоснованными» — заявил Владимир Путин незадолго до подписания закона [2].

Уже после вступления данного закона в силу стало известно о существовании в США интернет-биржи по обмену усыновленными детьми [3] и [4]: «чаще всего жертвами такой купли-обмена были дети из России, Украины, Казахстана, африканских стран и Китая».

В 2010 году известный американский специалист в области детской психологии и психиатрии профессор Жан Мерсер (Jean Mercer) призвал Павла Астахова запретить усыновление российских детей. Одна из причин — узаконенная во многих штатах США методика лечения «Attachment (holding) therapy». Attachment (holding) therapy (терапия нарушений привязанности) — это методика лечения таких болезней как RAD и RDD, которые диагностируются практически у каждого усыновлённого ребенка. При лечении используются крайне жестокие и абсурдные методы: голод, устрашения ребенка, унижение, телесные наказания, причиняющие сильную боль и т. п. (Читайте большую статью, посвящённую этой методике, и смотрите видео).

[править] Последствия принятия закона

Одним из главных следствий принятия закона и поднятой вокруг него шумихи явилось повышенное внимание российских властей к теме детдомовцев. 14 января 2013 года премьер Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Ольге Голодец форсировать роспуск детских домов и раздачу детдомовцев по семьям. Если учесть тот факт, что сейчас в детских домах находится 105 тысяч детей — по одному ребёнку на 1 300 россиян — задача тотальной ликвидации детских домов вполне может быть решена за несколько лет.

28 декабря 2012 года Владимир Путин подписал указ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который утверждает создание механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан РФ, намеревающихся усыновить или взять под опеку ребенка, упрощение процедур усыновления (удочерения), включая осуществление последующих мер государственной поддержки. Также этот указ предусматривает увеличение размеров пособий и льгот для приёмных родителей.

По данным Правительства РФ в 2013 году на воспитание в семьи устроено 62 973 ребёнка, что на 1 545 человек больше, чем в 2012 году [5].

[править] Критика закона

Ещё на стадии обсуждения этого закона был сформирован миф, что благородные американцы усыновляли исключительно больных детей. Однако Павел Астахов это опровергает:

Критика закона усилилась в январе 2013 года, когда несистемная оппозиция провела в Москве т.н. «Марш против подлецов»[7] (подлецами названы авторы закона).

Закон Димы Яковлева

«О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» — закон № 272-ФЗ [1], устанавливающий ограничения на въезд граждан США в Россию и арест их собственности на территории нашей страны. Принят в декабре 2012 года.

Данный закон более известен под названием Закон Димы Яковлева. Дима Яковлев — российский ребенок, усыновлённый американской парой и погибший из-за неосторожности приёмного отца в 2008 году.

Содержание

[править] Цель принятия закона

Благодаря ангажированной подаче информации в СМИ и блогосфере в массовом сознании сложилось представление, будто этот закон сводится исключительно к запрету на усыновление российских детей гражданами США. Это представление в корне неверно.

Что же на самом деле делает «Закон Димы Яковлева»?

  1. Создаёт открытый список граждан США, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации
  2. Устанавливает меры воздействия на лиц, перечисленных в этом списке
  3. Устанавливает запрет для упомянутых граждан на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации
  4. Приостанавливает деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц
  5. Приостанавливает полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации
  6. Приостанавливает деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) США или реализуют на территории РФ проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам РФ
  7. Запрещает гражданам РФ, имеющим гражданство США, быть членом или руководителем некоммерческой организации, участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ
  8. Запрещает передачу детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление (удочерение) гражданам США

Как мы видим, запрет на усыновление — это всего лишь одна из мер воздействия, предусмотренная данным законом и далеко не самая главная. Вполне очевидно, что пункт о приостановке деятельности кормящихся с рук у Хиллари Клинтон организаций причинил немало боли нашим оппозиционерам. Однако клич «разрешите нам получать гранты» в плане пиара не очень выигрышен. То ли дело невинные младенцы…

[править] Предпосылки принятия закона

Введение пункта о запрете усыновления наших детей американскими гражданами вызвано большим количеством преступлений против бывших российских детей в США — см. Список погибших несовершеннолетних, усыновленных в США из России. В данном списке учтены только погибшие дети, а ведь есть дети, над которыми совершались другие преступления. Также причиной появления этого пункта стало то, что американские власти неохотно сотрудничали с российскими, когда с усыновленными детьми происходили ЧП: «американские власти не дают представителям нашей страны «никакого доступа к усыновлённым детям, ведут себя вызывающе надменно», а также принимают решения, которые кажутся «юридически необоснованными» — заявил Владимир Путин незадолго до подписания закона [2].

Уже после вступления данного закона в силу стало известно о существовании в США интернет-биржи по обмену усыновленными детьми [3] и [4]: «чаще всего жертвами такой купли-обмена были дети из России, Украины, Казахстана, африканских стран и Китая».

В 2010 году известный американский специалист в области детской психологии и психиатрии профессор Жан Мерсер (Jean Mercer) призвал Павла Астахова запретить усыновление российских детей. Одна из причин — узаконенная во многих штатах США методика лечения «Attachment (holding) therapy». Attachment (holding) therapy (терапия нарушений привязанности) — это методика лечения таких болезней как RAD и RDD, которые диагностируются практически у каждого усыновлённого ребенка. При лечении используются крайне жестокие и абсурдные методы: голод, устрашения ребенка, унижение, телесные наказания, причиняющие сильную боль и т. п. (Читайте большую статью, посвящённую этой методике, и смотрите видео).

[править] Последствия принятия закона

Одним из главных следствий принятия закона и поднятой вокруг него шумихи явилось повышенное внимание российских властей к теме детдомовцев. 14 января 2013 года премьер Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Ольге Голодец форсировать роспуск детских домов и раздачу детдомовцев по семьям. Если учесть тот факт, что сейчас в детских домах находится 105 тысяч детей — по одному ребёнку на 1 300 россиян — задача тотальной ликвидации детских домов вполне может быть решена за несколько лет.

28 декабря 2012 года Владимир Путин подписал указ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который утверждает создание механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан РФ, намеревающихся усыновить или взять под опеку ребенка, упрощение процедур усыновления (удочерения), включая осуществление последующих мер государственной поддержки. Также этот указ предусматривает увеличение размеров пособий и льгот для приёмных родителей.

По данным Правительства РФ в 2013 году на воспитание в семьи устроено 62 973 ребёнка, что на 1 545 человек больше, чем в 2012 году [5].

[править] Критика закона

Ещё на стадии обсуждения этого закона был сформирован миф, что благородные американцы усыновляли исключительно больных детей. Однако Павел Астахов это опровергает:

Критика закона усилилась в январе 2013 года, когда несистемная оппозиция провела в Москве т.н. «Марш против подлецов»[7] (подлецами названы авторы закона).

Закон Димы Яковлева

«О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» — закон № 272-ФЗ [1], устанавливающий ограничения на въезд граждан США в Россию и арест их собственности на территории нашей страны. Принят в декабре 2012 года.

Данный закон более известен под названием Закон Димы Яковлева. Дима Яковлев — российский ребенок, усыновлённый американской парой и погибший из-за неосторожности приёмного отца в 2008 году.

Содержание

[править] Цель принятия закона

Благодаря ангажированной подаче информации в СМИ и блогосфере в массовом сознании сложилось представление, будто этот закон сводится исключительно к запрету на усыновление российских детей гражданами США. Это представление в корне неверно.

Что же на самом деле делает «Закон Димы Яковлева»?

  1. Создаёт открытый список граждан США, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации
  2. Устанавливает меры воздействия на лиц, перечисленных в этом списке
  3. Устанавливает запрет для упомянутых граждан на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации
  4. Приостанавливает деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц
  5. Приостанавливает полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации
  6. Приостанавливает деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) США или реализуют на территории РФ проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам РФ
  7. Запрещает гражданам РФ, имеющим гражданство США, быть членом или руководителем некоммерческой организации, участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ
  8. Запрещает передачу детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление (удочерение) гражданам США

Как мы видим, запрет на усыновление — это всего лишь одна из мер воздействия, предусмотренная данным законом и далеко не самая главная. Вполне очевидно, что пункт о приостановке деятельности кормящихся с рук у Хиллари Клинтон организаций причинил немало боли нашим оппозиционерам. Однако клич «разрешите нам получать гранты» в плане пиара не очень выигрышен. То ли дело невинные младенцы…

[править] Предпосылки принятия закона

Введение пункта о запрете усыновления наших детей американскими гражданами вызвано большим количеством преступлений против бывших российских детей в США — см. Список погибших несовершеннолетних, усыновленных в США из России. В данном списке учтены только погибшие дети, а ведь есть дети, над которыми совершались другие преступления. Также причиной появления этого пункта стало то, что американские власти неохотно сотрудничали с российскими, когда с усыновленными детьми происходили ЧП: «американские власти не дают представителям нашей страны «никакого доступа к усыновлённым детям, ведут себя вызывающе надменно», а также принимают решения, которые кажутся «юридически необоснованными» — заявил Владимир Путин незадолго до подписания закона [2].

Уже после вступления данного закона в силу стало известно о существовании в США интернет-биржи по обмену усыновленными детьми [3] и [4]: «чаще всего жертвами такой купли-обмена были дети из России, Украины, Казахстана, африканских стран и Китая».

В 2010 году известный американский специалист в области детской психологии и психиатрии профессор Жан Мерсер (Jean Mercer) призвал Павла Астахова запретить усыновление российских детей. Одна из причин — узаконенная во многих штатах США методика лечения «Attachment (holding) therapy». Attachment (holding) therapy (терапия нарушений привязанности) — это методика лечения таких болезней как RAD и RDD, которые диагностируются практически у каждого усыновлённого ребенка. При лечении используются крайне жестокие и абсурдные методы: голод, устрашения ребенка, унижение, телесные наказания, причиняющие сильную боль и т. п. (Читайте большую статью, посвящённую этой методике, и смотрите видео).

[править] Последствия принятия закона

Одним из главных следствий принятия закона и поднятой вокруг него шумихи явилось повышенное внимание российских властей к теме детдомовцев. 14 января 2013 года премьер Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Ольге Голодец форсировать роспуск детских домов и раздачу детдомовцев по семьям. Если учесть тот факт, что сейчас в детских домах находится 105 тысяч детей — по одному ребёнку на 1 300 россиян — задача тотальной ликвидации детских домов вполне может быть решена за несколько лет.

28 декабря 2012 года Владимир Путин подписал указ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который утверждает создание механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан РФ, намеревающихся усыновить или взять под опеку ребенка, упрощение процедур усыновления (удочерения), включая осуществление последующих мер государственной поддержки. Также этот указ предусматривает увеличение размеров пособий и льгот для приёмных родителей.

По данным Правительства РФ в 2013 году на воспитание в семьи устроено 62 973 ребёнка, что на 1 545 человек больше, чем в 2012 году [5].

[править] Критика закона

Ещё на стадии обсуждения этого закона был сформирован миф, что благородные американцы усыновляли исключительно больных детей. Однако Павел Астахов это опровергает:

Критика закона усилилась в январе 2013 года, когда несистемная оппозиция провела в Москве т.н. «Марш против подлецов»[7] (подлецами названы авторы закона).

Lawfirm.ru: Новости

«Закон Димы Яковлева»: сторонники и противники

Так называемый «закон Димы Яковлева» подписал президент. Помимо ожесточенных дискуссий в обществе закон породил и множество юридических коллизий.

«Закон Димы Яковлева», официально называющийся ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» один из самых коротких отечественных федеральных законов. Он состоит всего лишь из семи статьей (ссылка для скачивания полного текста с www.duma.gov.ru).

Основной критике подвергается статья 4, которая запрещает передачу российских детей на усыновление (удочерение) гражданам США и запрещает деятельность в России организаций, занимающихся этими вопросами. Также статья прекращает действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в Вашингтоне 13 июля 2011 года. Данное соглашение предусматривало получение американскими приемными родителями сертификата о прохождении специальной подготовки и устанавливает обязательность предоставления Российской Федерации регулярных отчетов об успехах и об условиях жизни детей в новых семьях.

Противники законопроекта

Против законопроекта выступали глава МИД Сергей Лавров, министр финансов Антон Силуанов, министр по связи с Открытым правительством Михаил Абызов, министр образования Дмитрий Ливанов и вице-премьер Ольга Голодец. Последняя направила письмо в администрацию президента, в котором было подчеркнуто, что рассматриваемый документ противоречит Семейному кодексу РФ и международной Конвенции о правах ребенка; кроме того подписание законопроекта может полностью лишить Россию возможности контролировать условия жизни почти 60 тыс. детей, ранее усыновленных гражданами США.

Опубликовано Заявление Совета по правам человека при президенте и подготовленное Советом экспертное заключение (текст) на ФЗ «О мерах воздействия на лиц..».

В поддержку института иностранного усыновления выступил исполнительный директор ЮНИСЕФ Энтони Лэйк (Anthony Lake). В своем обращении к Правительству России он подчеркнул важность развития надежной системы социальной защиты детей-сирот, частью которой является возможность их передачи в иностранные приемные семьи.

Как отмечалось ранее, вице-премьер Ольга Голодец написала обращение к президенту, в котором указала (цитата по материалам газеты «Известия») « на противоречие проекта рассматриваемого федерального закона п. 4 ст. 124 Семейного кодекса, регулирующей усыновление российских детей иностранными гражданами. Также она упоминула об ограничении действия п. 2 ст. 3 и ст. 21 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, в которых признается возможность усыновления детей гражданами других государств в случае отсутствия альтернативы на родине. Ограничение этих статей Конвенции повлечет за собой нарушение ст. 26 и 27 Венской конвенции о праве международных договоров, согласно которым государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Это повлечет негативную реакцию со стороны ООН, вплоть до требования о выходе из конвенции».

В поддержку законопроекта

Их основные аргументы в пользу ФЗ «О мерах воздействия на лиц…»:

Запрет на иностранное усыновление уже применяется в международной практике и предусмотрен законодательством ряда стран: ЮАР, Ирак, Таиланд, Гватемала, Гаити. Поэтому принятие данного федерального закона будет способствовать повышению уровня защищённости прав и законных интересов граждан РФ.

Выполнение Соглашения между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в Вашингтоне 13 июля 2011 г., должно осуществляться на основе принципов Конвенции о правах ребёнка 1989 года. При этом статья 19 Конвенции говорит о необходимости принятия государством мер по защите ребёнка от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке. Вместе с тем факты насилия над усыновлёнными гражданами США российскими детьми и недостаточно эффективные меры властей США по привлечению к ответственности лиц, виновных в совершении этого насилия, свидетельствуют о том, что компетентные власти США де-факто выходят из Соглашения.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подчеркнул, что принятие «закона Димы Яковлева» не приведет Россию к нарушению международных обязательств: государство реализует права, принадлежащие ему по международному праву. Также известно о докладе Павла Астахова Владимиру Путину о правомерности запрещения передачи российских детей иностранным приемным родителям и одностороннего выхода из Соглашения с США.

Комментарий юристов

Ольга Бенедская, адвокат, юридическая фирма «Муранов, Черняков и партнеры», Дмитрий Давыденко, старший юрист, юридическая фирма «Муранов, Черняков и партнеры»: «Аргументы, изложенные О.Ю. Голодец, являются, как это принято у юристов писать в процессуальных документах, законными и обоснованными.

Следует отметить, что принятый закон действительно противоречит Международной конвенции о правах ребенка, а также Семейному кодексу РФ, который не допускает ограничение права на усыновление в зависимости от гражданства усыновителей, при этом все законы в области усыновления должны соответствовать Семейному кодексу РФ, как обладающему большей юридической силой.

Более того, установленный в ст. 4 закона запрет на усыновление американскими гражданами российских детей противоречит еще одной международной конвенции, подписанной Россией: а именно, Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (вступила в силу в 1995 г.). Хотя эта конвенция не была еще ратифицирована Россией, в силу ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров в отсутствие явно выраженного отказа России от участия в данном договоре она не вправе совершать действия, которые противоречили бы его предмету и цели, в т.ч. вводить запрет на усыновление российских детей иностранными гражданами.»

Полный текст «закона Димы Яковлева»

«О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года

Статья 1

К мерам воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, относятся:

1) запрет на въезд в Российскую Федерацию граждан Соединенных Штатов Америки:

а) причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека;

б) совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;

в) наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

г) в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

д) причастных к похищению и незаконному лишению свободы граждан Российской Федерации;

е) вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации;

ж) осуществляющих необоснованное юридическое преследование граждан Российской Федерации;

з) принявших необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций Российской Федерации;

2) арест на территории Российской Федерации финансовых и иных активов граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.

Статья 2

1. Список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию, и организаций, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. В отношении граждан Соединенных Штатов Америки, включенных в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи:

1) устанавливается запрет на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

2) приостанавливается деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц;

3) приостанавливаются полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

3. Предложения о внесении изменений в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, могут представляться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, а также государственными органами.

4. Порядок ведения списка, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

5. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, не реже одного раза в год информирует палаты Федерального Собрания Российской Федерации о ходе выполнения настоящего Федерального закона.

Статья 3

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки или реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет сведения о некоммерческих организациях, деятельность которых приостановлена, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство Соединенных Штатов Америки, не может быть членом или руководителем некоммерческой организации, ее структурного подразделения либо структурного подразделения международной или иностранной некоммерческой организации (отделения, филиала или представительства), участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Нарушение данного запрета влечет за собой приостановление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, деятельности указанной некоммерческой организации (структурного подразделения).

3. Приостановление деятельности некоммерческой организации (структурного подразделения) в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи влечет наступление последствий, предусмотренных абзацем первым пункта 6 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В отношении имущества некоммерческих организаций (структурных подразделений), деятельность которых приостанавливается в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, решение о наложении на него ареста принимается судом по заявлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

4. В случае, если некоммерческая организация, деятельность которой была приостановлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратит безвозмездное получение денежных средств и иного имущества от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки либо прекратит на территории Российской Федерации реализацию проектов, программ либо осуществление иной деятельности, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, деятельность такой организации возобновляется по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Статья 4

1. Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей.

2. В связи с установленным частью 1 настоящей статьи запретом на передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки прекратить от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.

Статья 5

Внести в подпункт 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2003, № 2, ст. 159; 2006, № 31, ст. 3420; 2007, № 3, ст. 410; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616) изменение, изложив его в следующей редакции:

«7) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе если этот гражданин включен в список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию;».

Статья 6

Действие настоящего Федерального закона и подпункта 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан государств, которые приняли решение о запрете въезда граждан Российской Федерации на территории этих государств и об аресте активов граждан Российской Федерации по мотиву причастности граждан Российской Федерации к нарушениям прав человека в Российской Федерации.

Статья 7

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.

Смотрите еще:

  • Ч1 94 коап Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и […]
  • Что означает постоянное бессрочное пользование земельным участком Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками Информация об изменениях: Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ в пункт 1 статьи 20 настоящего Кодекса внесены изменения 1. В постоянное […]
  • Заявление об отказе на приватизацию квартиры Как написать заявление на отказ от приватизации квартиры? Заявление на отказ от приватизации квартиры в пользу других участников - право гражданина, прописанного в муниципальном жилище и являющегося потенциальным участником приватизации. Это исключительно добровольный шаг, сделать […]
  • Лесная декларация гарант Статья 26. Лесная декларация Статья 26. Лесная декларация См. комментарии к статье 26 ЛК РФ 1. Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Информация об изменениях: Часть 2 изменена с 1 сентября 2018 г. - Федеральный закон от 3 […]
  • Бесплатная приватизация официальный сайт Срок бесплатной приватизации предлагается продлить до 1 января 2020 года для детей-сирот Депутат Госдумы Александр Сидякин внес в нижнюю палату российского парламента законопроект 1 , в случае одобрения которого будут скорректированы сроки окончания бесплатной приватизации для некоторых […]
  • Вычет на ребенка до какой 2014 Налоговый вычет при покупке квартиры: рассчитываем по-новому Став счастливым обладателем квартиры, нет-нет да и задумываешься о немалых потраченных средствах. А ведь часть из них можно вернуть, получив имущественный налоговый вычет (подп. 3-4 п. 1 ст. 220 НК РФ). В 2013 году были внесены […]
  • Выплаты при рождении ребенка на 2012 Единовременное пособие при рождении ребенка Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей или лицо, его заменяющее. При рождении двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Размер пособия с 1 февраля 2017 года – 16 350,33 руб.(ст. 12 закона […]
  • Категория г военная служба Категория годности к военной службе. Консультация по тел: (383) 213-66-83 При проведении призывных мероприятий в отношении призывника, одной из ее составляющих является медицинская комиссия (медицинское освидетельствование). На медицинской комиссии в отношении призывника принимается […]
Записи созданы 6417

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх