Устный договор по фз 44

Письмо Министерства экономического развития РФ от 21 октября 2016 г. N Д28и-2803 О заключении контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение.

В соответствии с частью 15 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40 и 41 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, требования частей 4 — 9, 11 — 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) для совершения сделок.

Согласно частям 1 и 2 статьи 158 ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.

При этом в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика, включается в реестр контрактов, заключенных заказчиками. Однако в соответствии с частью 1 статьи 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5 и 23 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, заключение контракта в устной форме возможно в случаях, указанных в пунктах 4, 5 и 23 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Обзор документа

В ряде случаев при закупке у единственного поставщика контракт на госзакупку может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для заключения сделок (в т. ч. устной).

Договор или контракт по 44-ФЗ — в чем разница

Согласно пункту 3 статьи 1 44-ФЗ закон регламентирует взаимоотношение между заказчиком и поставщиком товаров и услуг, которые оформляются гражданско-правовым договором. При этом понятие контракт используется в нормативном документе, как синоним слова договор. Из этого делается логичный вывод, что особой разницы между этими понятиями нет.

Что такое договор и в чем его отличие от контракта

Договором называется соглашение, достигнутое между двумя или несколькими лицами. В нем оговаривается установление, прекращение или изменение гражданских прав и обязанностей. Точно такое же определение дается и термину контракт. Поэтому в рамках 44-ФЗ принципиальной разницы в этих понятиях нет. Современное законодательство говорит о том, что термин договор распространяется не только на сделки, оформленные в письменном виде, но и на устные договоренности.

Договор и контракт должны включать в себя следующую информацию:

  1. Правила поставки товара или оказания услуг.
  2. Порядок оплаты.
  3. Систему разрешения конфликтных ситуаций.
  4. Возможные риски, в том числе и форс-мажорные обстоятельства.
  5. Возможные отклонения от условия договора.
  6. Ответственность сторон.

И договор и контракт будут иметь одинаковую структуру, которая уже устоялась в коммерческой практике. Документ состоит из следующих основных разделов:

  1. Преамбула, в которой прописываются наименование сторон.
  2. Предмет контракта.
  3. Условия поставки товара или оказания услуг.
  4. Порядок оплаты.
  5. Ответственность сторон.
  6. Обстоятельства непреодолимой силы.
  7. Прочие условия.
  8. Реквизиты сторон.

Правила заключения договоров и контрактов регламентируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом РФ. В нем предписывается использовать понятие контракт для тех сделок, в которых одной из сторон выступает государственная организация. Такие же правила предусматривает и Бюджетный кодекс России.

В какой ситуации заключается контракт, а в какой договор

Для того чтобы упростить задачу заказчика по выбору формы оформления сделки Министерство экономики и развития выпустило разъяснение за номером №Д28и-1889 от 30 сентября 2014 года. В нем рекомендовано всем бюджетным учреждениям страны по любым видам закупок заключать гражданско-правовые договоры .

Если заказчиком выступает муниципальное предприятие, которое осуществляет закупку от имени муниципального образования, то рекомендуется оформлять взаимоотношения с поставщиком посредством заключения муниципального контракта .

Органам государственной власти, органам управления внебюджетными государственными фондами, а также казенным учреждениям советуется оформлять сделки в виде государственных контрактов .

Договор может быть заключен не только с юридическим лицом. Таким способом разрешено оформлять сделки с индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами.

Несмотря на такие рекомендации Минэкономразвития подтверждает тот факт, что с юридической точки зрения разницы между контрактом и договором нет. Форма документирования взаимоотношение никак не зависит от вида закупки и ее объекта.

Таким образом, при оформлении взаимоотношений между государственным заказчиком и поставщиком в рамках 44-ФЗ не имеет особого значение название документа. Можно заключать как договор, так и контракт. Гораздо важнее соблюдать порядок его заключения и выдерживать все регламентированные сроки.

Заключение госконтракта в устной форме (Анисимов Е.)

Дата размещения статьи: 30.09.2015

Несмотря на то что заключение госконтракта в устной форме при соблюдении всех условий значительно ускоряет процесс закупки, заказчиками она игнорируется или же применяется в очень редких случаях, притом что возможность заключения контракта без использования письменной формы допускается и ГК РФ, и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Рассмотрим, какие условия надо выполнять, чтобы контракт был признан заключенным в устной форме и чтобы у контролирующих органов не возникли вопросы в отношении такой сделки.

Удобный способ

Соблюдение формы государственного (муниципального) контракта (далее — контракт) порождает для участников данных правоотношений целый ряд правовых последствий, призванных обеспечить надлежащее его исполнение. Основная часть норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», посвященных способу и форме заключения контракта, говорит о строгом соблюдении простой письменной формы контракта (электронная форма контракта является разновидностью письменной согласно ч. 2 ст. 434 ГК РФ).
Исключением является п. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, устанавливающий случаи, когда контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок. Так, согласно ст. 158 ГК РФ сделки могут совершаться в устной и письменной (простой или нотариальной) формах.
Изначально в первой редакции Закона N 44-ФЗ была установлена возможность заключения договора (именно договора, а не контракта) в устной форме, но в связи с последующими изменениями в п. 15 ст. 34 этого же Закона еще до его вступления в силу данная возможность была изъята из текста. Следствием этого стало то, что заказчик был вынужден размещать на официальном общероссийском сайте закупки на поставку ткани, молока, лекарственных препаратов и т.д. на сумму, не превышающую 250 — 400 руб., с целью не допустить нарушений Закона и применения в последующем к заказчику мер административного воздействия (например, в тех случаях, когда заказчик исчерпал лимит суммы, дающей возможность заключить контракт без проведения процедуры закупки).
Через несколько месяцев Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были внесены изменения в п. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, которые предоставили заказчику право заключения контракта в любой форме. Таким образом, заказчик получил полное право в оговоренных случаях отказаться от необходимости заключения контракта в письменной форме и ограничиться заключением контракта в устной форме.
Устная форма контракта имеет ряд преимуществ перед письменной, среди которых можно выделить следующие: ускорение процесса закупки, минимальный объем документов, подтверждающих заключение контракта, отсутствие бумажной волокиты и необходимости согласования и визирования контракта. Данная форма значительно облегчает работу как контрактному управляющему, так и работникам финансового отдела, особенно при большом объеме закупок.

Соответствие перечню

Для того чтобы контракт был признан заключенным в устной форме и чтобы у контролирующих органов не имелось вопросов в отношении того, правильно ли заключена сделка, необходимо соблюдение ряда условий:
— контракт может быть заключен в устной форме только на определенный перечень закупок, закрепленных в Законе, на которые не требуется соблюдение письменной формы;
— момент совершения и момент исполнения сделки должны совпадать;
— заказчику должны быть выданы документы, подтверждающие заключение контракта. Рассмотрим каждое из условий подробнее.
Так, в п. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ к случаям, допускающим возможность заключения контракта в устной форме, относятся:
— п. 1 ст. 93 — осуществление закупки, относящейся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария;
— п. 4 ст. 93 — закупка, не превышающая 100 тыс. руб.;
— п. 5 ст. 93 — закупка, не превышающая 400 тыс. руб.;
— п. 8 ст. 93 — услуги водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и т.д.;
— п. 15 ст. 93 — посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;
— п. 20 ст. 93 — обеспечение визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций и др.;
— п. 21 ст. 93 — обеспечение деятельности объектов государственной охраны;
— п. 23 ст. 93 — услуги по содержанию и ремонту нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление, а также услуги, связанные с пользованием данного нежилого помещения;
— п. 26 ст. 93 — направление работника в служебную командировку;
— п. 28 ст. 93 — закупка лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии;
— п. 29 ст. 93 — закупка энергоснабжения;
— п. 40 ст. 93 — закупка в целях обеспечения органов внешней разведки РФ средствами разведывательной деятельности;
— п. 41 ст. 93 — закупка в целях обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом.
Вышеуказанный перечень является закрытым и может изменяться только законодателем.

Исключение из правил

Далеко не все контракты, подпадающие на первый взгляд под вышеуказанные требования, могут быть заключены в устной форме. Исключения содержатся в нормах ГК РФ и говорят о необходимости соблюдения простой письменной формы: договора аренды, если одна из сторон договора — юридическое лицо (ст. 609 ГК РФ), договора аренды транспортного средства (ст. 633, ст. 643 ГК РФ), договора проката (ст. 626 ГК РФ), договора транспортной экспедиции (ст. 802 ГК РФ), кредитного договора (ст. 820 ГК РФ), договора страхования (ст. 940 ГК РФ). Причем в ряде случаев ГК РФ прямо устанавливает, что договор должен быть оформлен одним документом. Такие договоры, как договор продажи недвижимости (ст. 550 ГК РФ), договор аренды здания (ст. 651 ГК РФ), должны заключаться путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение письменной формы контракта будет являться основанием для признания такого контракта недействительным.
Обязательная письменная форма для договоров поставки, оказания услуг, выполнения работ в ГК РФ не установлена.

Оплата в момент передачи

Необходимо учитывать положение п. 2 ст. 159 ГК РФ, которое говорит, что, если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, иными словами, оплата товара и его передача должны совпадать по времени. На практике реализация функции оплаты наличными денежными средствами осуществляется через представителей заказчика, которые совершают действия, направленные на заключение контракта в соответствии с его функциями и задачами и в интересах заказчика.
Наиболее распространенный способ розничной торговли — через прилавок — представляет собой устную форму договора купли-продажи, так как это типичная сделка, в которой момент ее совершения и момент исполнения совпадают. В том случае, когда момент совершения и момент исполнения сделки не совпадают, необходимо руководствоваться требованием ст. 161 ГК РФ, согласно которой сделки должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, сделок юридических лиц между собой и с гражданами. Возникает вопрос о соотношении рассматриваемых норм и ст. 493 ГК РФ. Исходя из необходимости учета как общих положений, так и специальной нормы, следует считать, что кассовый или товарный чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара, выданный продавцом покупателю по договору розничной купли-продажи, когда момент его заключения и момент исполнения не совпадают, представляет собой письменную форму договора . Что же касается контракта на выполнение строительных работ, то с учетом общих норм о сделках, а также наличия некоторых существенных условий (в том числе срока) договора, установленных гражданским законодательством, представляется невозможным заключение контракта в устной форме.
———————————
Гражданское право: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 3: Обязательственное право. М.: Волтерс Клувер, 2008.

Таким образом, если для конкретного вида закупок (их целей), перечисленных в п. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, момент совершения и момент исполнения совпадают, то заказчик имеет право заключить контракт в устной форме. Например, оказание заказчику почтовых услуг ФГУП «Почта России» при отсутствии письменного контракта с последующей выдачей чека должно быть расценено как заключение контракта по п. 1 ст. 93 упомянутого Закона N 44-ФЗ, и нет необходимости относить данную закупку к закупкам «малого объема» по п. 4 ст. 93 этого же Закона.

Документальное подтверждение

Исполнитель заказчику должен выдать определенные документы, которые позволят судить о заключении контракта. К таким документам относятся: кассовый и (или) товарный чек (в случае приобретения товара, оказания услуги), билет на передвижение на транспорте (в случае отправления работника в командировку), билет на посещение зоопарка, театра, кинотеатра и т.д., а также иные документы, которые могут свидетельствовать о получении товара (об оказании услуги) и об оплате такого товара (услуги). Следует отметить, что оплата счета, содержащего все существенные условия договора, выполнение действий (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) признаются договором, заключенным в письменной форме (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ).
Обобщая вышесказанное, можно выделить четыре критерия, совокупность которых будет говорить о наличии контракта в устной форме:
— соответствие закупки п. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ;
— отсутствие в ГК РФ обязательного требования о соблюдении письменной формы;
— произведение оплаты товара (услуги) в момент передачи товара (оказания услуги);
— наличие документального подтверждения оплаты.
Выполнение данных условий поможет избежать заказчику конфликтов с надзорными органами как в сфере государственного заказа, так и в сфере финансового контроля.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 14

Александр Тарасов,
руководитель учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок

Из этого материала вы узнаете об обосновании закупки у единственного поставщика, о форме заключения контракта с единственным поставщиком и о многом другом, с учетом изменений, внесенных в начале июня в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На вопросы наших читателей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) на практике отвечает руководитель учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок Александр Тарасов.

Заказчики в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ разместили электронный аукцион, который был признан несостоявшимся из-за недобора в количестве участников. Нужно ли нам согласовывать с контролирующим органом закупку у единственного поставщика? Можем ли мы в этом случае учитывать эту закупку в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства?

Наталья Александровна Руденко

Электронный аукцион можно назвать состоявшимся, если в итоговом протоколе значатся не менее двух участников, соответствующих требованиям аукционной документации (ч. 16 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). В иных случаях аукцион признается несостоявшимся.

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Если на участие в аукционе подана только одна заявка либо только одна заявка осталась после отклонения всех остальных заявок, то конкракт заключается с единственным поставщиком в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии его согласования в контролирующем органе. Если на участие в аукционе не подано ни одной заявки, либо все поданные заявки отклонены, то необходимо заново проводить процедуру определения поставщика.

В случае, если при проведении электронного аукциона заказчик предусмотрел преференции для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ, но электронный аукцион по любой из вышеперечисленных причин не состоялся, такая закупка не учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (п. 1 ч. 1 ст. 30, ч. 1.1 ст. 30, ч. 1.2 ст. 30 и ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Можем ли мы поменять код ОКДП в электронной форме контракта по состоявшемуся аукциону?

Вы можете поменять код ОКДП при публикации сведений о контракте в реестре. В тексте самого заключенного контракта код ОКДП изменить нельзя.

Разъясните, пожалуйста, ограничение суммы закупки товара, работы, услуги в 400 тыс. руб. согласно п. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ относится ко всем приобретениям за год либо приобретениям определенного вида товара у разных поставщиков?

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик, являясь образовательной организацией или учреждением культуры, имеет право заключать контракты с единственным поставщиком до 400 тыс. руб. При этом привязки к закупкам одноименной продукции в квартал в Законе № 44-ФЗ нет. Например, если Вы нуждаетесь в компьютерах на общую сумму 700 тыс. руб., Вы можете в один день заключить с одним и тем же поставщиком два контракта: один контракт на сумму 400 тыс. руб., второй – на 300 тыс. руб. Нарушений в таких действиях не будет, если общий объем контрактов, заключенных за год по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не превысит 50% средств совокупного годового объема закупок или 20 млн руб.

Мы – бюджетное образовательное учреждение, осуществляем закупки продуктов питания по правилам п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Подскажите, как мы можем обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика?

Действительно, с 1 января 2014 года появилась необходимость обосновывать закупку у единственного поставщика, то есть готовить отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика. Такое требование закона вызывало многочисленную критику со стороны заказчиков. В результате Федеральным законом от 4 июня 2014 года № 140-ФЗ были внесены изменения в Закон № 44-ФЗ, которые в том числе отменили и обязанность готовить отчет об обосновании закупки, совершенной по правилам п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Раньше мы производили оплату за товар по счетам на основании служебной записки. Сейчас казначейский отдел исполнения местного бюджета не принимает счета на оплату, ссылаясь, что в Законе № 44-ФЗ нет ссылки на устный договор. Как поступить в данной ситуации?

При закупке товара, работы, услуги у единственного поставщика по п. 1 ч. 1 ст. 93, п. 4 ч. 1 ст. 93, п. 5 ч. 1 ст. 93, п. 8 ч. 1 ст. 93, п. 15 ч. 1 ст. 93, п. 20 ч. 1 ст. 93, п. 21 ч. 1 ст. 93, п. 26 ч. 1 ст. 93, п. 28 ч. 1 ст. 93 и п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ Вы можете заключить контракт в любой форме, не запрещенной ГК РФ для совершения сделок (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в редакции от 4 июня 2014 года). А в соответствии со ст. 158 и ст. 159 ГК РФ, сделки могут совершаться устно, если стороны договора согласны с таким порядком, и законом не определено иное. Таким образом, Вы вправе производить оплату за товар по счетам на основании служебной записки.

Мы оформили электронную подпись не на генерального директора, а на сотрудника тендерного отдела. Скажите, правильно ли в этом случае указывать в тексте договора «. в лице генерального директора, действующего на основании устава. «, учитывая, что контракт подписан электронной подписью другого человека? Или нам лучше указать лицо, на которое оформлена электронная подпись?

Нет, Вы поступаете неправильно. В данном случае Вам надо указать в тексте контракта данные лица, на которого оформлена электронная подпись, и сведения о том, что этот сотрудник действует на основании доверенности.

Если Вы получили от заказчика проект контракта, в котором уже содержится упоминание о генеральном директоре, Вам необходимо подготовить протокол разногласий в соответствии с ч. 4 ст. 70 Закона № 44-ФЗ.

Правильно ли указывать в электронном договоре, что он составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу? И нужно ли иметь такой договор в бумажном виде?

Учитывая то, что контракт по итогам электронного аукциона заключается в электронном виде, то указание в нем о составлении в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, неправильно. Тем не менее, если такое условие все-таки будет прописано в контракте, это ни на что не повлияет.

Что касается хранения контракта в бумажном виде, я считаю, что это не будет лишним, хотя по Закону № 44-ФЗ его наличия не требуется. Такой конкракт может пригодиться для ведения бухгалтерии, а также в случае обращения в суд. Тем более, при распечатке контракта с электронной торговой площадки никаких отметок о наличии цифровой подписи в нем не будет.

Подскажите, какими документами подтвердить непроведение ликвидации в отношении участника закупки, отсутствие решения арбитражного суда о признании организации несостоятельной (банкротом) и открытии конкурсного производства, отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов?

Указанные выше требования к участникам закупок устанавливаются ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Подтвердить, что Вы соответствуете указанным требованиям, можно декларацией о соответствии – информационным письмом, подписанным от лица участника закупки (п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). При этом заказчик не имеет права требовать от поставщика иных дополнительных документов, подтверждающих соответствие данным установленным требованиям, в том числе справок от уполномоченных органов исполнительной власти (ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Подскажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 года № 537 согласование необходимо только в случае применения закрытых способов определения поставщиков?

Контрактный управляющий ГНУ Адыгейский НИИСХ РАСХН Федотова Наталья Юрьевна

Неудачное название приказа Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 года № 537 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком)» многих вводит в заблуждение. Люди думают, что согласование заключения контракта относится только к закрытым способам закупок. В действительности, данное правило распространяется и на открытые, и на закрытые способы определения поставщиков.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: [email protected]

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
Определяем размер пени и штрафов за нарушение госконтракта на конкретных примерах.

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО «Тендеры.ру» Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Мнение:

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок.

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

Контрактная система: квалифицированная или неквалифицированная электронная подпись?
Уходящий год был насыщен законодательными изменениями. Часто изменения в разных сферах законодательства пересекаются и образуют сложные и даже противоречивые задачи правоприменения. Сегодня я рассмотрю один из примеров такой задачи на стыке изменений в сфере регулирования госзакупок и в сфере законодательства об электронной подписи.

Пауков Алексей,
Генеральный директор «ГАРАНТ Электронный Экспресс»

Заключение договора до 100 тыс. руб. в устной форме

Вопрос-ответ по теме

На основании ст.34 ч.15 ФЗ-44 мы можем заключить договор до 100 тыс руб в устной форме. Вопрос: вместо договора в реестре закупок мы должны зарегистрировать счет-фактуру и ее же прикрепить в каталоге сделок вместо договора ?

В новой редакции Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г. не говорится об устной форме договора. Также исключена фраза о том, что при заключении контрактов следует руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем разъяснений о том, как в таком случае приобретать товары(услуги) за наличный расчет законодательство до сих пор не дало.

В частных разъяснениях специалисты Минэкономразвития РФ считают, что закупки за наличный расчет возможны, и они должны учитываться в плане-графике закупок как закупки у единственного поставщика до 100 тысяч рублей. Закупки у единственного поставщика следует обосновать в документально оформленном отчете (форма отчета в настоящее время не утверждена). Закупка у единственного поставщика может быть обоснована в основном срочностью закупки (например, понадобилась запчасть для служебного автомобиля, который сломался в дороге и т.п.). В остальных случаях следует проводить конкурентные процедуры.

В случаях, когда производится закупка у единственного поставщика до 100 т.р., заказчик вправе оформить сделку, не учитывая требования по оформлению контракта, установленные Законом 44-ФЗ (часть 15 статьи 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Более подробно об этом — в рекомендации 1.

Таким образом, до получения конкретных разъяснений законодательства, считаем наиболее правильным и безопасным для учреждений учесть командировочные расходы, возмещаемые сотрудникам по авансовым отчетам, а также другие подотчетные суммы, в объеме закупок у ед. поставщика до 100 т.рублей. Основанием для отражения в учете данных товаров (работ, услуг) в данном случае будут счета на оплату гостиничных услуг, (договор или акт, если сотрудник проживал в съемной квартире), проездные билеты, товарные чеки, счета. Данные первичные документы считаются письменной формой договора.

Вопрос о том, следует ли составлять письменный контракт на приобретение за наличный расчет, задан нами специалистам Минэкономразвития РФ и в настоящее время находится у них на рассмотрении.

Для обоснования цены закупки за наличный расчет Вы можете применять Методические рекомендации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567.

Согласно части 6 статьи 22 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г. приоритетным методом обоснования цены является метод сопоставимых цен (анализа рынка).

Устно — нельзя

Возможно ли заключение контрактов с единственным контрагентом (п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ) в устной форме, то есть не в форме единого документа, а, например, путем оплаты счета? Если да, то как при этом могут выполняться требования ч. 3 и 4 ст. 93 ФЗ-44, касающиеся того, что заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта, и того, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта?

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ), указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. Иными словами, в соответствии с Законом № 44-ФЗ всегда заключаются гражданско-правовые договоры, в целях этого закона именуемые контрактами.

Следует отметить, что иногда определенные виды договоров именуются в законодательстве контрактами в целях отделения их от прочих договоров. В частности, в Гражданском кодексе РФ, на котором основан и Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), государственными и муниципальными контрактами названы договоры, заключаемые государственными и муниципальными заказчиками на поставку товаров (п. 1 ст. 525 ГК РФ) и выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 763 ГК РФ). В самом же Законе № 44-ФЗ государственными и муниципальными контрактами названы любые договоры независимо от их вида, заключенные от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Сам Закон № 44-ФЗ требования к форме контрактов, заключаемых с единственным контрагентом, напрямую не содержит. Упоминание о возможности заключения контрактов с единственными контрагентами в устной форме в ряде случаев, в том числе в случае, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, из ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ было исключено в соответствии с п. 12 ст. 46 Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ. Поэтому следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ.

Согласно же подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения. Таким образом, контракт на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ необходимо заключать в письменной форме.

Следует иметь в виду, что в рамках гражданского права термин «договор» употребляется в двух значениях.

Во-первых, договор — это сделка, выражающая согласованную волю двух или нескольких лиц, действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, то есть обязательств (ст. 153, 154, 420 ГК РФ).

Во-вторых, договор — это единый письменный документ, в котором отражены условия вышеуказанных обязательств. Напомним, что, согласно подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, сделки юридических лиц между собой и гражданами должны совершаться в письменной форме.

Однако подписание единого документа — не единственный вариант заключения договора (сделки). Договор, согласно п. 2 ст. 432 ГК РФ, заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Иными словами, подписание единого документа (договора) — это направление, представление документа одной стороной (оферта) и его подписание другой (акцепт). Но договор в письменной форме может быть заключен также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Кроме того, совершение лицом, получившим письменное предложение заключить договор (оферту), действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) также считается заключением договора в письменной форме (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ).

Таким образом, если, например, «счет на оплату» (данный документ законодательством не предусмотрен) содержит все существенные условия договора (п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 435 ГК РФ), то он может быть квалифицирован как оферта, а его оплата организацией-покупателем (заказчиком) — как акцепт, и, соответственно, письменная форма договора в этом случае соблюдается.

Однако следует также учитывать, что согласно абз. 3 п. 1 ст. 160 ГК РФ законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.), а также предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Если такие последствия не предусмотрены, применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки.

Более того, из ст. 528, 765 ГК РФ следует, в частности, что государственные и муниципальные контракты на поставку товаров и выполнение подрядных работ для государственных, муниципальных нужд должны быть заключены в письменной форме, причем в виде единого документа. Данные нормы, на наш взгляд, должны применяться при закупке у единственного контрагента государственными и муниципальными заказчиками, в том числе и на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем, если с единственным контрагентом заключается контракт, в том числе государственный или муниципальный, не подпадающий под данное в Гражданском кодексе РФ определение государственных и муниципальных контрактов на поставку товаров и на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, контракты розничной купли-продажи, об оказании услуг формально могут быть заключены и не в форме единого документа, а, например, путем оплаты счета, как было сказано выше. В то же время не совсем ясно, как при подписании контракта в таком виде может выполняться требование ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, согласно которой контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта (особенно в части обоснования).

Смотрите еще:

  • Федеральный закон номер 38 о рекламе Федеральный закон "О рекламе" Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ"О рекламе" С изменениями и дополнениями от: 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 27 октября 2008 г., 7 мая, 27 сентября, 17, 27 декабря 2009 г., 19 мая, 27 июля, 28 […]
  • 37 статья об ооо Федеральный закон "Об ООО" Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ"Об обществах с ограниченной ответственностью" С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г., 27 июля, 18 декабря 2006 г., 29 апреля, 22, 30 декабря 2008 г., 19 […]
  • Фз 307 статья 8 Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности" С изменениями и дополнениями от: 1 июля, 13, 28 декабря 2010 г., 4 мая, 1, 11 июля, 21 ноября 2011 […]
  • Мировой суд канавинского района участок 3 Участки мировых судей Канавинского района города Нижнего Новгорода Судебный участок № 1 Канавинского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области Шмырина Галина Владимировна 603950, г. Нижний Новгород, ул. Гордеевская, д. 42 а 241-55-17 Территориальная подсудность […]
  • Статья 42 фз 81 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 25 июня […]
  • Астрахань дома покупка Продажа домов в Астрахани этажей 2 , соток 2 , кирпич , лоджия , 2017 год водопровод, канализация, электричество, газ этажей 1 , кирпич , 1934 год отопление, водопровод, канализация, электричество, газ этажей 1 , соток 5 , шлакоблок , 2017 год водопровод, канализация, электричество, […]
  • Нарушение прав потребителя отказ Закон "О защите прав потребителей" Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I"О защите прав потребителей" С изменениями и дополнениями от: 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 […]
  • Закон о передачи персональных данных Закон "О персональных данных" Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ"О персональных данных" С изменениями и дополнениями от: 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 28 июня, 27 июля, 29 ноября, 23 декабря 2010 г., 4 июня, 25 июля 2011 г., 5 апреля, 23 июля, 21 декабря 2013 г., 4 июня, 21 […]
Записи созданы 5769

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх