Урок земельный закон братьев гракхов

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему:
План урока «Земельный закон братьев Гракхов»

Пример урока «Земельный закон братьев Гракхов» (деятельностный подход)

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Земельный закон братьев Гракхов

Кравченко Игорь Игоревич

МКОУ СОШ №1 Чулымского района

Земельный закон братьев Гракхов

Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин и др. — М.: Просвещение, 2013.

8. Цель урока: Создать у учащихся элементарные представления, о значении земли в истории стран древнего мира, в аспекте социального расслоения.

— обучающие: познакомить учащихся с историей земельной реформы братьев Гракхов.

— развивающие: развитие навыков работы с текстом, сравнения, смыслового чтения, знакомство с элементарной структурой деятельности: проблема – решение — результат.

— воспитательные: воспитание чувства социальной справедливости, гражданственности, патриотизма. Изучение примера личных жертв в интересах общества и государства. Понимание негативной роли чрезмерного богатства для общества и государства.

  1. Тип урока: урок изучения нового материала.
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска.
  4. Межпредметные связи: обществознание, экономика (в перспективе).
  5. Структура и ход урока

Опрос домашнего задания

Вопрос 1: Жизнь рабов в древнем Риме.

Вопрос 2: Труд рабов.

Другим учащимся дается возможность исправить, добавить и скорректировать ответ.

1. Мы говорили, что основные средства для жизни нам давала … и основным источником богатства была … (земля).

2. Также мы говорили, что общество всегда и везде делилось на … (богатых и бедных).

3. При этом богатые стремились стать еще богаче и … (скупали землю).

4. А бедные … (оставались без земли и становились ещё беднее).

II. Давайте вспомним, где мы уже встречались с такой ситуацией? (Древняя Греция). Опишите ситуацию. Кто и в каком году её исправил? (Солон, 594, сбросил долговые камни).

Действительно, ситуация очень похожа. В Риме также, как и в Греции, земля оказалась в руках богачей и сейчас мы попробуем сравнить, как решали данную проблему в этих странах.

I. Запишем число и тему урока:

17.04.12 Земельный закон братьев Гракхов.

Цель: Определить роль земельного закона братьев Гракхов в истории Древнего Рима

1. узнать, зачем был нужен такой закон.

2. выяснить основной смысл закона.

3. рассмотреть, как был принят этот закон.

4. определить результаты для граждан Рима и судьбу братьев Гракхов.

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему:
урок истории в 5 классе «Земельный закон братьев Гракхов»

Это открытый урок по ФГОС ООО. Содержит разные виды работ: работа с учебником, с историческими документами, с иллюстрациями.

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: история

Учитель: Игнатенко Светлана Михайловна, учитель истории и обществознания

Школа: МБОУ «Гуселетовская средняя общеобразовательная школа » Романовского района Алтайского края

Регион: Алтайский край

Автор УМК : А. А. Вигасин, Г. И. Годер

Тема урока : Разработка урока по теме «Земельный закон братьев Гракхов»

Тип урока: комбинированный

Личностные УУД: осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому учебному материалу; формирование ответственного отношения к учению, формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, уважение к другим народам.

Регулятивные УУД : определять цели и задачи урока; выполнять индивидуальные задания и задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать данную учебную ситуацию.

Познавательные УУД: учащиеся исследуют разные источники учебной информации; определяют понятия; делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД: взаимодействие в ходе работы в парах, умение вести диалог, слушать друг друга, уважать мнение товарища

Обучающая : познакомить учащихся с борьбой римских крестьян за землю под руководством братьев Гракхов

— продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, исторической картой; отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим; умение работать в парах; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

— Воспитательная: воспитание патриотических чувств, воспитание уважения к истории и традициям других наций, народностей и государств.

Земельный закон братьев Гракхов

Урок 56. История древнего мира 5 класс

Конспект урока «Земельный закон братьев Гракхов»

· Причины гражданских войн в Риме

· Земельная реформа Тиберия Гракха

· Реформы Гая Гракха

Вы, наверное, заметили какие необычные у римлян имена: Марк По́рций Като́н, Пу́блий Корне́лий Сципио́н, Гай Юлий Цезарь. Но почему так сложилось? Оказывается «длинное» римское имя состояло из трех отдельных имен. Первое – личное. Интересно, что в Древнем Риме было только 72 мужских имени, но пользовались обычно восемнадцатью. Второе – родовое. Указывало на принадлежность к тому или иному роду патрициев или плебеев. Третье – семейное прозвище. Например, Катон, что значило «хитрый», или Сципион – «посох».

Главных героев сегодняшнего занятия звали так же необычно – Тибе́рий Семпро́ний Гракх и Гай Семпро́ний Гракх. О них, а также о событиях, связанных с этими людьми, сегодня и пойдет речь.

Причины гражданских войн в Риме.

Давайте вспомним, чем закончилась борьба римских патрициев и плебеев – после долгой вражды плебеи стали полноправными гражданами. Они получили такие же права, как и патриции. Но если граждане Рима и обладали равными правами, то в остальном были очень разными.

Главным отличием являлось богатство. Среди римлян были как очень богатые, так и очень бедные люди. Но большинство владело небольшими участками земли, с которых и получало пропитание. Правда работать на этой земле было сложно, ведь одной из главных обязанностей римского гражданина была служба в армии. Оставив участок, римлянин уходил на войну, которая длилась не один год. А когда возвращался, то чаще всего видел заросшее поле, покосившийся дом и сарай, скота и инструментов не было – их продала жена, чтобы кормить детей. Что делать? Денег, чтобы восстановить хозяйство нужно было столько, что проще было его продать. Земледелец так и поступал, а после вместе с семьей перебирался в Рим.

Но могло быть и по-другому. Вернувшийся легионер все силы отдавал земле. Работал от зари до зари и собирал долгожданный урожай. Но на рынке его пшеницу никто не хотел брать. Так как рядом гораздо дешевле продавалось зерно с Сицилии.

Получалось, что труд крестьянина был напрасным. Поступал он также как и земледелец в первом случае. В то же время крупные землевладельцы выращивали в основном виноград и оливки. Пшеницу они не сеяли, так как дешевое зерно завозили с Сицилии и других провинций. А так как в имениях трудились рабы, вино и оливковое масло богачи продавали по более низкой цене, чем крестьяне.

В итоге римские крестьяне стали массово разоряться. Богатые земледельцы в свою очередь начали за бесценок скупать земли разорившихся крестьян. А случалось просто отнимали участки у семей легионеров, бывших в походе. Простые люди были недовольны, но не могли ничего поделать. Жаловаться в сенат не было смысла, так как там чаще всего заседали знакомые богачей. Долгое время ситуация не менялась: богатые римляне наживались за счет сограждан.

Земельная реформа Тиберия Гракха.

Но во второй половине II века до нашей эры на защиту бедняков встал юноша из известного своими заслугами плебейского рода. Его звали Тибе́рий Гракх.

Однажды он путешествовал по Италии и был поражен тем, что нигде не увидел свободных земледельцев. Все пахари и пастухи были рабами. Тиберий обеспокоился. Он понимал, что скопление невольников, всегда неверных по отношению к своим хозяевам, очень опасно. Кроме того, разорение земледельцев ослабляло военное могущество Рима. Вспомните, в римскую армию не брали безземельных.

Вернувшись в Рим, Тиберий решил помочь простым гражданам. Он стал добиваться должности народного трибуна. На собраниях он часто говорил: «Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздуха и света! Воинов называют владыками мира, но ни единого комка земли они не могут назвать своим! Нет! И воюют, и умирают они за чужие роскошь и богатство!».

Своими пламенными речами Тиберий завоевал поддержку народа. Его выбрали народным трибуном. Взамен он обещал провести передел земли. Тиберию было известно, что при завоевании Италии часть земель покоренных народов стала собственностью Римской республики (общими владениями римских граждан). Но знатные римляне захватили лучшие участки этих земель и распоряжались ими, как хотели.

Тогда в 133 году до нашей эры Тиберий предложил принять такой закон: «Запретить всем римским семьям владеть более чем тысячью югеров государственной земли». Югер – это римская мера площади, составляла примерно четверть гектара.

«После забрать у богачей излишки земли (то, что было сверх 1000 югеров) и разделить их между бедными гражданами (не более 30 югеров каждому гражданину) с таким условием, что полученную землю нельзя будет продавать».

Но в сенате отвергли планы Тиберия. Кроме того, сенаторы, владевшие огромным количеством земли, уговорили другого народного трибуна Окта́вия не допустить принятия закона. На голосовании в Народном собрании Октавий использовал право вето. Тогда Тиберий обратился к гражданам: «Может ли трибун, действующий во вред народу, оставаться в своей должности?». В ответ римляне лишили Октавия звания трибуна. После чего Собрание проголосовало за земельный закон.

Тиберий возглавил комиссию по переделу земли. В помощники он выбрал своего младшего брата – Га́я Гракха.

Но римские богачи яростно сопротивлялись. Стремясь опорочить Тиберия, они пустили слух о том, что цель трибуна не благо бедняков, а захват власти. Это не остановило Тиберия. Спустя год он вновь захотел стать народным трибуном, чтобы довести свой замысел до конца. Выборы проходили в разгар лета, поэтому сторонников Тиберия в Народном собрании было меньше, чем обычно (многие земледельцы не смогли уйти с полей). Зато противники оказались наготове. Они задумали расправиться над Тиберием.

Во время голосования они устроили свалку. Когда среди шума и смятения Тиберий поднес руку ко лбу, чтобы показать народу, что его жизнь в опасности, его противники стали кричать, что Гракх требует царскую корону. Об этом было незамедлительно доложено в сенат, где только и ждали удобного случая. Народ расступался перед сенаторами. А они, вооружившись ножками разломанных скамей сената, сопровождаемые слугами, шли прямо на Тиберия, разя его сторонников. В тот день было убито более 300 граждан. Погиб и сам Тиберий Гракх – народный трибун – лицо священное и неприкосновенное.

Большинство римлян сожалело об убийстве Тиберия Гракха. Но были и те, кто радовался этому. Одни поддерживали земельный закон Гракха. Ими были в основном бедняки и сочувствовавшие им. Другие были против всяких переделов. В основном богачи и их сторонники. В итоге римляне разделились на два враждующих лагеря.

Считается, что с этих пор (Тиберий Гракх был убит в 133 году до нашей эры) в Риме началось время гражданских войн – вооруженных столкновений между гражданами одного государства. С перерывами они длились до второй половины I века до нашей эры.

Спустя 9 лет после гибели Тиберия народным трибуном был избран его брат Гай Гракх. Он продолжил передел земли. Тысячи земледельцев получили участки.

Кроме продолжения земельного передела, Гай добился принятия закона, согласно которому хлеб для римских бедняков должен был продаваться по самым низким ценам.

Также Гай Гракх облегчил трудности военной службы для бедных граждан.

По указу Гая, как в Италии, так и за ее за пределами были организованы колонии. Переселяясь, бедняки получали землю на новом месте. Но Гай Гракх, как и прежде его старший брат, был неугоден богачам.

Желая остановить реформы, сенат ввел в Рим войска. Погибли 3 тысячи сторонников Гая Гракха. Сам Гракх, не желая сдаваться врагам, приказал рабу убить его.

Богатые римляне одержали верх. Они снова стали скупать землю у бедняков. Разорение земледельцев Италии продолжилось.

А теперь давайте подведем итог.

· Главными причинами гражданских войн в Риме стали противоречия богатых и бедных. Столкновения начались после убийства Тиберия Гракха и продлились до второй половины I века до нашей эры.

· Земельный закон Тиберия Гракха предусматривал передел земли (всем семьям запрещалось владеть более чем одной тысячей югеров земли, излишки делились между бедными гражданами). Реформа была начата, но Тиберий поплатился за это жизнью.

· Реформы Гая Гракха были продолжением преобразований Тиберия. Но богатые римляне видели в них угрозу своему положению и расправились с Гаем и его сторонниками.

· Главное значение реформ братьев Гракхов в том, что они показали римскому обществу те проблемы, решение которых стало необходимостью.

Земельный закон братьев Гракхов

После того как римляне установили свою власть над Средиземноморьем, в Римском государстве вспыхнула вражда между различными группами населения. Начался период гражданских войн в Риме. Какие события стали причиной борьбы в римском обществе? За что были убиты народные защитники, жизнь которых считалась неприкосновенной? С кем сражались потомки знаменитого полководца Сципиона Африканского? Об это вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Предыстория

Во II в. до н.э. Рим добился господства на всем Средиземноморье (см. урок «Установление господства Рима на всем Средиземноморье»). Долгие военные походы приводили к тому, что воины-земледельцы разорялись, так как хозяйство в их отсутствие приходило в запустение либо отнималось богатыми соседями. Это вело к нарастанию противоречий в обществе.

События

133 г. до н.э. – народный трибун Тиберий Гракх предлагает новый земельный закон, согласно которому одна семья не должна пользоваться участком земли, превышающим тысячу югеров. Излишки следовало изъять и распределить среди бедных граждан. Закон был принят. В результате заговора Тиберий погибает.

122 г. до н.э. – народный трибун Гай Гракх (брат Тиберия) продолжает реформу брата. Противники реформы вводят в Рим войска, многие граждане, в том числе Гай Гракх погибают.

Участники

Тиберий Гракх – народный трибун. Был убит противниками предложенной им аграрной реформы.

Гай Гракх – народный трибун, брат Тиберия.

Заключение

Через несколько лет закон, предложенный Тиберием Гракхом, был отменен и у богатых римлян вновь появилась возможность скупать земли. Противостояние сторонников и противников сената не закончилось (см. урок «Единовластие Цезаря»).

40-е гг. II века стали временем относительно мирного существования Рима. Карфаген был разрушен. Большинство государств Средиземноморья стали римскими провинциями. Однако в самом Риме назревал конфликт. Легионеры – владельцы небольших земельных участков – не могли в годы военных походов заниматься ведением хозяйства, поэтому их участки зарастали травой, дом и амбар ветшали, орудия труда разворовывались. Единственным выходом была продажа за бесценок земли богатому соседу. Земледелец с семьей перебирался в Рим, пополняя ряды местной бедноты.

Один знатный юноша, объезжая однажды окрестности Рима, пришел в ужас, увидев, что на полях богатых землевладельцев трудятся тысячи рабов, в Риме практически не осталось свободных земледельцев. Звали этого наблюдательного юношу Тиберий Семпроний Гракх. Он был внуком выдающегося римского полководца Сципиона Африканского. Сципион славился в Риме не только своими военными успехами, но и считался образованнейшим человеком. Его дочь Корнелия была одной из самых умных женщин своей эпохи. Своим сыновьям Тиберию и Гаю Гракхам (рис. 1) Корнелия привила любовь к знаниям, оба ее сына были выдающимися ораторами.

Рис. 1. Тиберий и Гай Гракхи (Источник)

На сходках граждан Тиберий не раз произносил речи, не оставлявшие никого равнодушными. «Даже дикие звери имеют норы и логова, – говорил он, – а у тех, кто сражался и умирал за Рим, нет ничего, кроме воздуха и света!» Тиберия избрали народным трибуном. В 133 г. до н. э. Тиберий предложил принять закон о переделе земли: ни одна семья не должна пользоваться более чем тысячью югеров (около 250 га) государственной земли. Излишки следует отобрать и небольшими участками без права продажи раздать бедным гражданам. Не только сенат, но и народный трибун Октавий выступили против принятия закона. Тогда Тиберий, обращаясь к Народному собранию, задал вопрос: «Может ли трибун, действующий не в интересах народа, оставаться в своей должности?» Собрание отстранило Октавия и утвердило закон (рис. 2).

Рис. 2. Земельный закон

Тиберий хотел быть избранным трибуном на новый срок, чтобы довести свой замысел до конца. Выборы проходили в разгар лета, когда большинство земледельцев трудились на полях. Недовольные деятельностью Тиберия сенаторы организовали заговор. Были убиты более трехсот граждан. Погиб и сам Тиберий Гракх – народный трибун.

Спустя девять лет после гибели Тиберия его брат Гай Гракх был избран народным трибуном. С необычайной энергией он продолжил передел земли. Тысячи земледельцев получили участки. Богачи возненавидели Гая. По приказу сената в Рим были введены войска. Погибли три тысячи сторонников Гая Гракха. Не желая отдаться в руки врагов, он кончил жизнь самоубийством (рис. 3).

Рис. 3. Смерть Гая Гракха, Жан-Батист Топино-Лебрен, 1792 (Источник)

Спустя несколько лет был отменен запрет на продажу земельных участков. Богачи стали скупать земли у бедняков. Разорение земледельцев Италии продолжалось.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения /Под ред. Д.П. Каллистова, С.Л. Утченко. – М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные рекомендуемые ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Почему свободные земледельцы Италии разорялись?
  2. Что побудило Тиберия встать на защиту бедных землевладельцев?
  3. Как называется период римской истории, начавшийся в 133 г. до н. э.?

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Урок и презентация на тему «Земельный закон братьев Гракхов»

Выбранный для просмотра документ Земельный закон братьев Гракхов..ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Байрамова Ю.Р., учитель истории и обществознания МБОУ сош №4 г. Сатка

Цель урока: рассмотреть причины разорения крестьян в Риме; познакомиться с борьбой римских крестьян за землю под руководством братьев Гракхов; выяснить основные положения земельной реформы и её последствия; продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Задача для учащихся: Почему земельный закон братьев Гракхов был обречен на провал?

Гражданская война – война между гражданами одного государства. Причины: длительные заморские походы; обработка земли и выпас скота стоили дорого; крестьяне не находили сбыта своим товарам; приток массы рабов; разорение крестьян; ослабление армии.

Тиберий и Гай Гракхи

Тиберий Гракх. « Даже дикие звери имеют норы и логова, а у тех, кто сражался и умирал за Рим – нет ничего, кроме воздуха и света…»

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с.244), прочитать, выяснить, какой закон предложил Тиберий Гракх? 133г. до н.э. — принятие земельного закона. Земельный закон: 1. Каждому владельцу разрешается иметь не более 500 югеров земли. Если у него есть сыновья, то на каждого сына приходится по 250 югеров, но на каждую семью не может приходиться больше 1000 югеров земли. 2. Излишки государственной земли должны быть переданы в казну и из них нарезаются участки по 30 югеров бедным гражданам в наследственную аренду. Продажа этих участков категорически запрещается. 3. Для проведения реформы создается специальная комиссия из 3-х человек, избираемая Народным собранием сроком на 1 год с правом последующего переизбрания.

Подумайте, кто и почему мог быть против принятия законопроекта?

Гай Гракх 123г. до н.э. – избрание Гая Гракха на должность народного трибуна восстановил аграрное законодательство Тиберия, возобновил деятельность аграрной комиссии; ввел хлебный закон о дешёвой продаже хлеба бедным гражданам, жившим в Риме; было предложено основание колоний в Италии и провинциях с целью наделения землёй неимущих граждан и др.

Гибель Гая Гракха Смерть Гая Гракха, живопись Жана-Батиста Topino-Лебрен, 1792

Домашнее задание: § 50 прочитать; Подготовить развернутый ответ на вопрос: Что побудило братьев Гракхов выступить в защиту земледельцев? Описать рисунок «Гибель Тиберия Гракха».

Югер – около четверти гектара (0,25 га) 1000 югеров = 25 га 30 югеров = 7,5 га

Выбранный для просмотра документ Урок истории в 5 классе по теме.docx

Урок истории в 5 классе по теме: «Земельный закон братьев Гракхов».

Учитель: Байрамова Ю.Р.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, презентация, учебник: А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свеницкая «История Древнего мира» 5 класс.

рассмотреть причины разорения крестьян в Риме во II веке до н.э.;

познакомиться с борьбой римских крестьян за землю под руководством братьев Гракхов;

выяснить основные положения земельной реформы и её последствия;

продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Основные понятия и имена: гражданская война, аграрный закон, югер, Тиберий и Гай Гракхи.

Даты: 133г. до н.э., 123г. до н.э.

Возможные виды работы: работа с текстом учебника (выделение главного), вопросы для размышления, фронтальный опрос. Тест.

I . Организационный этап.

II . Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Рабство в Древнем Риме».

Задание 1 — ответы и вопросы:

1. Как повлияли римские завоевания на развитие рабства?

2. Докажите, что в хозяйстве Рима широко использовался труд
рабов.

3. Что означает выражение «раб — говорящее орудие»?
Задание 2 — пересказ.

Расскажите, что вы знаете о гладиаторах.

Задание 3 – дифференцированная работа учащихся письменно на листочках (7-8 человек).

Тест «Рабство в Древнем Риме».

1.Больше всего в Риме рабы применялись в…

в) сельском хозяйстве.

2. Римляне говорили, что рабы – это…

а) «говорящие» орудия труда;

б) «мычащие» орудия труда;

в) «немые» орудия труда.

3. В Риме наиболее сильных рабов использовали в качестве…

в) рабочих на рудниках.

4. Рабочее время раба длилось…

5. Провинившихся рабов…

а) заключали в тюрьму;

б) изгоняли из страны;

в) подвергали истязаниям.

III . Переход к изучению новой темы.
После того, как римляне подчинили своему влиянию государства Средиземноморья, в самом Риме вспыхнула вражда между различными группами населения. Наступило время гражданских войн.

I V . Изучение нового материала.

1. Причины гражданской войны в Риме.

2. Земельный закон братьев Гракхов.

3. Гибель Тиберия Гракха.

Задача для учащихся: Почему земельный закон братьев Гракхов был обречен на провал?

1. Изучение первого вопроса плана.
Объяснение учителя.

Задание: из рассказа учителя самостоятельно выписать в тетрадь причины начала гражданской войны в Риме.

Пока римляне завоёвывали Италию, крестьяне были довольны: при дележе земли они получали свою долю. Заморские же походы были невыгодны: они приводили к разорению римских крестьян.

Факт 1. Вернулся римский крестьянин в Италию после длительных заморских походов, а его земельный участок зарос сорняками, плетень развалился, сарай для скота пуст, т. к. жена вынуждена была продать быков. Чтобы восстановить хозяйство, купить скот, нужны большие средства. Махнёт на всё крестьянин рукой, продаст за бесценок участок соседу-рабовладельцу и уйдёт с семьёй в Рим в поисках лучшей жизни.

Факт 2. Не все крестьяне сразу продавали участок. Вернувшись, они работали от зари до зари, пытаясь восстановить хозяйство. Од нако и такие крестьяне разорялись. Соберёт он, например, пшеницу, привезёт её в город на продажу. А там за зерно предлагают такую ничтожную плату, что хоть вываливай весь урожай в реку.

Факт 3. Крупные землевладельцы давно поняли, что пшеницу выращивать невыгодно, дешевле её завозить из Сицилии и других провинций. Нанимать на работу в своё хозяйство крестьян тоже накладно. Ведь можно бесплатно использовать труд рабов. И пусть по качеству оливковое масло и вино, произведённое рабами хуже, чем произведённое в хозяйстве крестьянина, но труд рабов в имении обходился настолько дёшево, что рабовладелец продавал вино и оливковое масло по более низкой цене. Это неизбежно вело кре стьян к разорению.

Разорение крестьян ослабляло армию, поскольку она была ополчением граждан, а разорившихся крестьян, превратившихся в городскую чернь, в армию не брали.

Работа в тетради.

1) длительные заморские походы;

2) обработка земли и выпас скота стоили дорого;

3) крестьяне не находили сбыта своим товарам;

4) приток массы рабов;

5) разорение крестьян

6) ослабление армии

2. Изучение второго вопроса плана.

За обездоленных заступился Тиберий Гракх, а позже и его брат Гай. Он предложил новый закон.

Братья Гракхи, внуки знаменитого полководца Сципиона Африканского , победителя Ганнибала. Старший из братьев Тиберий был известен как безукоризненно честный человек и герой нескольких войн. Семнадцати лет он участвовал в осаде Карфагена и во время штурма первым взобрался на его стену.

Проезжая по Италии, Тиберий был удивлён тем, что почти нигде не было видно свободных земледельцев. Повсюду появились крупные имения, где землю обрабатывали закованные в кандалы рабы. Тиберий понимал, что разорение крестьян ведёт к сокраще нию численности войска, а скопление массы рабов в Италии представляет грозную опасность. Об этом свидетельствовало восстание рабов на острове Сицилия в 138-132 гг. до н. э.

Тиберий также знал, что римская беднота считает несправедли вым захват знатью почти всех государственных земель. Обнищавшие крестьяне стекались в Рим, требуя передела земли. На стенах домов и даже на могильных памятниках бедняки писали воззвания, в которых призывали к борьбе за землю.

2.2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, прочитать п.3. с. 244.

Задание: Выяснить, какой закон предложил Тиберий Гракх?

133г. до н.э. – принятие земельного закона.

1. Каждому владельцу разрешается иметь не более 500 югеров (югер – около четверти гектара) земли. Если у него есть сыновья, то на каждого сына приходится по 250 югеров, но на каждую семью не может приходиться больше 1000 югеров земли.

2. Излишки государственной земли должны быть переданы в

казну и из них нарезаются участки по 30 югеров бедным гражданам в наследственную аренду. Продажа этих участков категорически запрещается.

3. Для проведения реформы создается специальная комиссия из 3-х человек, избираемая Народным собранием сроком на 1 год с правом последующего переизбрания.

Подумайте, кто и почему мог быть против принятия законопроекта?

(против принятия законопроекта выступили члены сената, так как они были богатыми людьми и имели большие участки земли, а делиться не хотели).

Для проведения в жизнь дальнейших планов Тиберий решил выставить свою кандидатуру в народные трибуны на второй срок. В день выборов сенат вынес против него coonsultum ultimum (чрезвычайное положение). Тиберий Гракх вместе со своими сто ронниками был убит.

Хотя закон остался в силе, тем не менее проведение его в жизнь было затруднено.

3. Изучение третьего вопроса плана.

В 123 г. до н.э. Гай Гракх был избран на должность народного трибуна.

С необычайной энергией он продолжил дело брата. Тысячи земледельцев получили участки. Также им был введен хлебный закон о дешевой продаже хлеба бедным гражданам, жившим в Риме; было предложено основать колонии в Италии и провинциях с целью наделения землей неимущих граждан и др.

Богачи возненавидели Гая. Сенат ввел в Рим военные отряды, погибли три тысячи сторонников Гая Гракха. Не желая сдаться врагам, он покончил жизнь самоубийством.

V . Закрепление изученного на уроке.

После расправы над Гракхами сенат и все их враги торжествовали победу. Но простой люд не забыл Гракхов. Места, где они были убиты, часто посещались народом, а память их чтилась жертвоприношениями. Позднее были воздвигнуты статуи обоих братьев.

Почему народ помнил о Гракхах и чтил их память? Почему их противники торжествовали победу?

Ответ: Братья Гракхи старались облегчить тяжелое положение народа, поэтому о них помнили. Противниками их были богатые люди, которые не дали осуществить их закон о переделе земли, поэтому они торжествовали победу.

Подготовить развернутый ответ на вопрос:
Что побудило братьев Гракхов выступить в защиту земледельцев?

Конспект и презентация к уроку истории » Земельный закон братьев Гракхов»

Данная работа содержит материал по ознакомлению учащихся с земельным законом братьев Гракхов. Учащиеся под руководством учителя выяснят причины разорения крестьян в Риме, основные положения земельного закона, а так же выяснят, что дал этот закон для римлян.

Автор: Антоненкова Анжелика Викторовна
Место работы: МОУ Будинская ООШ
Добавил: Снежанка

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Диплом и благодарность каждому участнику!

© 2007 — 2018 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Смотрите еще:

  • Можно ли оформить лицензию на оружие по временной регистрации Регистрация оружия Порядок регистрации оружия на территории РФ регулируется законом № 150-ФЗ от 13.12.1996 и приказами МВД. Разрешение на приобретение, хранение и ношение спортивного, охотничьего оружия, а также для самообороны, выдают центры (отделы) лицензионно-разрешительной работы. […]
  • Вопросы с получение лицензии на оружие Экзамен на оружие Статья 13 Федерального закона об ОружииПраво на приобретение оружия гражданами РФ Право на приобретение оружия имеют граждане РФ достигшие 18-ти летнего возраста и после получения лицензии на приобретение оружия.Граждане имеют право приобретать оружие на основании […]
  • Как заполнить декларацию по прибыли за 3 квартал Заполнение декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2018 Декларация по налогу на прибыль 1 квартала 2018 года — отчет, который придется сдавать всем юрлицам, исчисляющим этот налог поквартально, вне зависимости от того, с какой периодичностью они уплачивают авансовые платежи. […]
  • Материнский капитал на третьего ребенка в оренбургской области Региональный материнский капитал в Оренбурге и Оренбургской области в 2018 году Региональный материнский капитал в Оренбургской области установлен Законом Оренбургской области от 28.06.2011 г. N 249/39-V-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории […]
  • Запись об увольнении с работы в трудовой книжке Запись в трудовой об увольнении Актуально на: 21 октября 2016 г. Трудовая книжка (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225) – основной документ работника о его трудовой деятельности и трудовом стаже (п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 […]
  • Госпошлина за исковое заявление в суд общей юрисдикции Госпошлина в суд общей юрисдикции Актуально на: 28 июня 2017 г. О государственной пошлине в арбитражный суд мы рассказывали в нашей консультации. В этом материале расскажем о размерах госпошлины в суды общей юрисдикции. Расчет госпошлины в суд общей юрисдикции 2017 Размеры […]
  • Часть 2 статьи 137 тк рф Статья 137 ТК РФ. Ограничение удержаний из заработной платы Ст 137 ТК РФ с комментариями и изменениями 2017-2018 года. Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Удержания из заработной платы […]
  • Бюджетный кодекс российской федерации статья 62 Статья 62. Неналоговые доходы местных бюджетов Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со статьями 41 - 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных […]
Записи созданы 5911

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх