Субъекты прав на земли промышленности и иного специального назначения

Оглавление:

Земельное Право

Субъектами, осуществляющими установленное законом использование данных земель, являются, как правило, предприятия, учреждения, организации, поскольку специальная несельскохозяйственная деятельность гражданам практически не присуща. Например, гражданин не в состоянии осуществлять в одиночку такую деятельность, как производство промышленной продукции, строительство и эксплуатация дорог и т.п., данная деятельность осуществляется посредством создания соответствующего предприятия; пусть даже и собственником его является гражданин, владение земельным участком под этим предприятием осуществляется именно данной предпринимательской структурой.

Содержание прав и обязанностей субъектов на всех землях специального назначения сводится к следующему:

1) строго целевое использование данных земельных участков. Эти земли, к примеру, нельзя использовать для жилищного и дачного строительства, предпринимательской деятельности, не имеющей отношения к энергетике.

Исключением из этого правила могут служить обстоятельства, предусмотренные действующим земельным законодательством или особо оговоренные в целевом назначении указанного земельного участка. Например, право использовать для сенокошения полосы отвода автомобильных и железных дорог; право отвода в полосах железных дорог служебных наделов и других земельных участков.

2) рациональное использование земельных участков. Оно выражается в том, что: а) при отводе данных участков для возведения объектов должна быть обеспечена максимальная экономия земельной площади под возводимый объект; б) при организации территории должно обеспечиваться рациональное размещение элементов соответствующего объекта. При этом рациональная организация территории предприятий является обязательным условием охраны труда; в) каждый субъект земельных правоотношений, которому предоставляются земли специального назначения, обязан осуществить ее благоустройство, озеленение и т.п.

3) охрана земель сельскохозяйственного назначения. Объекты, возводимые на землях специального назначения, должны отвечать требованиям безопасности для сельскохозяйственного производства. В частности, запрещается ввод в эксплуатацию промышленных и иных объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов (п. 1 ст. 44 Закона «Об охране окружающей среды»). Охрана земель сельскохозяйственного назначения осуществляется уже в ходе отвода земель для несельскохозяйственных нужд, при котором соблюдаются правила:

а) для нужд несельскохозяйственного использования должны отводиться земли непригодные для сельского хозяйства;

б) неиспользуемые земли специального назначения субъекты данного землепользования передают гражданам и сельскохозяйственным организациям и предприятиям;

4) охрана окружающей среды. Предприятия любой формы собственности, характера деятельности, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязаны принимать эффективные меры по выполнению требований по охране природы. В этих целях они обязаны обеспечить соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды на основе соблюдения экологически безопасных технологий и работ, надежной работы очистных сооружений, утилизации отходов с обязательным проведением мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов;

Правовой режим земель промышленности и иного специального назначения

Общая характеристика земель промышленности и иного назначения

Под землями промышленности и иного назначения понимаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным законодательством (ст. 87 ЗК РФ).

Другими словами, это земли, предоставленные в установленном порядке предприятиям, организациям, учреждениям в пользование или аренду для выполнения ими соответствующих народнохозяйственных функций.

Под правовым режимом земель промышленности и иного назначения следует понимать особую, целостную систему правового регулирования отношений по использованию и охране этих земель, которая характеризуется едиными принципами и специфическими приемами регулирования. Элементами правового режима земель промышленности и иного назначения являются:

  • принципы, распространяющиеся на совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу земель промышленности и иного назначения;
  • состав субъектов прав на данные земли;
  • порядок возникновения и прекращения прав и обязанностей данной категории субъектов;
  • санкции за нарушение правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования земель данной категории.

Кроме общих принципов земельного права, на которых основано правовое регулирование любой категории земель, можно выделить и специальные, присущие именно данной категории:

  • общегосударственное значение ряда земель, отнесенных к данной категории;
  • множественность задач (целей) использования земель данной категории;
  • использование земель в качестве пространственного базиса. Это обстоятельство предопределяет более низкие требования к качественному состоянию земельных угодий;
  • земельные участки, используемые для промышленности, должны быть расположены за пределами границ населенных пунктов;
  • объекты промышленности представляют собой повышенную экологическую опасность и обусловливают необходимость создания специальных охранных, запретных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель;
  • земли в основном промышленности ограничены в обороте, следовательно, субъектом права собственности на землю остается государство.

Субъектами прав на земли промышленности и иного назначения являются юридические лица и граждане. В ст. 87 ЗК РФ устанавливается, что данные земли предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач. Неиспользуемые земли промышленности и иного назначения могут передаваться в безвозмездное срочное пользование не только юридическим лицам, но и гражданам. Кроме того, из этой категории земель гражданам предоставляются служебные земельные наделы.

К объектам прав на земли промышленности и иного назначения относятся земельные участки соответствующей категории. Главная отличительная черта их правового режима заключается в основном целевом назначении — служить пространственным базисом для размещения объектов и сооружений различного хозяйственного назначения. Отсюда вытекают и соответствующие требования к этим землям как с точки зрения их размеров, так и особенностей их качественного состояния и хозяйственного использования.

Другая особенность правового режима этих земель связана с вредоносным характером производственной деятельности расположенных на них предприятий, что во многих случаях требует создания специальных защитных зон. Как правило, к нимотносятсяпространственныеразрывы,занятые многолетними насаждениями, в пределах которых устанавливается особый режим использования земель.

В то же время многие из промышленных объектов, особенно линейные (дороги, электрические линии, линии связи и др.), сами нуждаются в охране и защите от вредного воздействия окружающей среды (заносов, оползней и т. п.). С этой целью создаются специальные охранные зоны, размеры, содержание и характер использования которых определяются особенностями и потребностями охраняемых объектов. Земельные участки, попадающие в пределы таких зон, у их собственников или пользователей не изымаются, но на них вводится режим ограничения или полного запрещения отдельных видов деятельности (несовместимых с целью установления защитных зон).

Собственникам земли, землевладельцам и землепользователям, на территории которых устанавливаются зоны с особым режимом, возмещаются все убытки, связанные с ограничением их прав, включая упущенную выгоду. Эти убытки возмещаются теми предприятиями, организациями, учреждениями, деятельность которых влечет необходимость установления таких зон.

Ряд прав и обязанностей имеет общий характер для всех видов земель данной категории: право возводить необходимые постройкиисооружения,использоватьдля внутрихозяйственных нужд имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, рационально использовать предоставленную землю, обязанность использовать землю только в соответствии с целевым назначением, своевременно платить земельный налог и др.

Участки, свободные от использования по целевому назначению, могут передаваться землепользователями во временное пользование другим субъектам для сенокошения, выпаса скота и огородничества.

Правовой режим земель обрабатывающей и добывающей промышленности

Правовой режим земель обрабатывающей промышленности

По признаку существенного различия правового режима земли обрабатывающей промышленности следует рассмотреть отдельно от земель добывающей промышленности.

Земли обрабатывающей промышленности предоставляются для размещения и эксплуатации соответствующих предприятий. Субъектами права на землю являются государственные, кооперативные и частные промышленные предприятия, а также отдельные граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями. Земельные участки предоставляются для государственных предприятий на праве бессрочного пользования, для кооперативных и частных предприятий — на праве аренды или продаются им в собственность. В тех случаях, когда промышленные предприятия приобретаются в порядке приватизации российскими или иностранными гражданами, последние имеют право выкупать земельные участки, необходимые для их обслуживания.

Таким образом, помимо российских граждан и юридических лиц субъектами права собственности или пользования (аренды) могут быть и иностранные граждане и юридические лица.

Размеры участков, предоставляемых предприятиям обрабатывающей промышленности, определяются по проектам их возведения. В случае приватизации предприятий размер выкупаемого или предоставляемого участка устанавливается по материалам отвода земель на момент строительства объекта.

При предоставлении участка должно соблюдаться требование законодательства об охране земель: предоставлять прежде всего земли, не пригодные для сельскохозяйственных целей, а при отсутствии такой возможности — предоставлять сельскохозяйственные угодья худшего качества. В этом случае промышленные предприятия, в пользу которых производилось изъятие земель, обязаны возместить соответствующим сельскохозяйственным предприятиям все убытки, связанные с изъятием, включая упущенную выгоду, а государству — стоимость потерь сельскохозяйственного производства.

Хозяйственное управление землями обрабатывающей промышленности осуществляют те министерства и ведомства, в подчинении которых находятся эти предприятия. Одновременно с предоставлением участка под объект промышленности решается вопрос о выделении охранной зоны. Необходимость и размеры ее определяются проектом или специальным нормативным актом. Этим же актом определяется и правовой режим использования земель охранной зоны. Земли охранной зоны могут изыматься из состава земель предприятия, на территории которого размещается промышленный объект, но могут и не изыматься. Это зависит от того, могут ли они быть используемы для прежних целей или устанавливаемые ограничения исключают такую возможность.

Права и обязанности промышленных предприятий как субъектов права на землю имеют общий для всех собственников земли и землепользователей характер и определяются в ст. 40– 42 ЗК РФ. Они имеют право возводить соответствующие целевому назначению земель постройки и сооружения (определяемые проектом), использовать в установленном порядке для внутрихозяйственных нужд общераспространенные полезные ископаемые, лес, водоемы и другие.

Правовой режим земель добывающей промышленности

Добывающая промышленность представляет собой совокупность промышленных предприятий, занимающихся разработкой и добычей полезных ископаемых. Отношения в сфере деятельности этих предприятий составляет группу горных отношений. В сферу горных отношений входят отношения по добыче полезных ископаемых, отношения по изучению полезных ископаемых, их разведке, строительству различных подземных объектов и сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (строительство тоннелей, метро и т. п.), а также отношения по охране недр. Отношения по недропользованию тесно связаны с земельными отношениями.

Все полезные ископаемые подразделяются на два вида: общераспространенные (песок, камень, гравий, гипс, известь и др.) и необщераспространенные (рудные и нерудные; твердые, жидкие, газообразные). Такое разграничение полезных ископаемых является юридическим основанием для существенных различий в правовом режиме участков недр. Разработка общераспространенных полезных ископаемых может быть промышленной и непромышленной. Добыча необщераспространенных полезных ископаемых может быть только промышленной. Она называется горным промыслом и может производиться как государственными, так и кооперативными или частными предприятиями.

Недра в РФ являются государственной собственностью, поэтому они предоставляются на праве пользования, в том числе аренды. Однако земельные участки, в пределах которых залегают полезные ископаемые, могут находиться в частной собственности.

Недра, включая полезные ископаемые, выходящие на поверхность земли, являются объектами государственной собственности во всех случаях. Субъектами права пользования в горнодобывающей промышленности являются отдельные предприятия или граждане, а объектами — участки, предоставленные для горных разработок.

В соответствии со ст. 6 закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» недра предоставляются для геологического изучения, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических и других коллекционных материалов.

Недропользователями могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе иностранные юридические и физические лица. В отдельных случаях это право ограничено законом. Недра предоставляются в бессрочное или срочное (на год, пять, десять, двадцать пять лет, а также на период отработки месторождения полезных ископаемых) пользование. Недра предоставляются в пользование на основе лицензии.

Лицензия — документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью и в течение установленного срока. Допускается выдача лицензий одновременно на несколько видов недропользования. Лицензия выдается одновременно с предоставлением земельного участка в соответствии с нормами земельного законодательства. Порядок предоставления земельных участков для недропользования и порядок использования этих участков регулируется нормами земельного и горного законодательства.

Правовым основанием для возбуждения ходатайства о предоставлении земельного участка для недропользования является горный отвод. Под горным отводом понимается участок недр, предоставленный для разработки полезных ископаемых либо иного вида недропользования. Границами горного отвода считаются проекции на земную поверхность контуров залегания полезных ископаемых. Органами, имеющими право предоставлять горные отводы, являются:

  • территориальные органы Ростехнадзора РФ — для разработки месторождений необщераспространенных полезных ископаемых;
  • органы исполнительной власти районов (городов) — для промышленной разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

Правовое оформление предоставления горного отвода осуществляется путем выдачи горноотводного акта и копии топографического плана с нанесением границ горного отвода. Утрата права недропользования в пределах горного отвода влечет за собой утрату права на земельный участок, предоставленный для этих целей.

Одним из обязательных условий предоставления земельных участков для недропользования является проект рекультивации земель, нарушаемых в процессе пользования недрами. Такой проект является обязательным документом в составе материалов по предоставлению земельного участка. Условия пользования земельными участками, предоставленными для горных разработок, а также права и обязанности землепользователей в общем виде установлены земельным (ст. 40–42) и горным (ст. 22 Закона «О недрах») законодательством и концентрируются в решениях о предоставлении земельных участков.

Правовой режим земель транспорта

Существуют различные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, трубопроводный. Земли, предоставленные под каждый из этих видов транспорта, имеют соответственно свои правовые режимы и определяются рядом нормативных актов.

Общие правила, касающиеся всех без исключения земель транспорта, содержатся в Земельном кодексе. Специальные нормы для земель каждого вида транспорта содержатся в уставах, кодексах, законах, постановлениях, инструкциях.

К землям железнодорожного транспорта относятся участки, на которых расположены станционные и путевые сооружения, склады, депо, железнодорожные мастерские и заводы, служебные здания, жилые и культурно-просветительные постройки для работников, снегозащитные полосы, питомники снегозащитных насаждений, карьеры, если они обслуживают нужды железнодорожного транспорта. Правовая основа этих земель:

  • приказ Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 г. № 26 «Об утверждении положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог»;
  • приказ Министерства транспорта РФ от 6 августа 2008 г. № 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог».

Землями автомобильного транспорта признаются участки, отведенные для прокладки и обслуживания автодорог всех типов (шоссейных, грейдерных, профилированных, проселочных и др.). Сюда не входят городские проезды, улицы и дороги, которые относятся к категории городских земель. В состав транспортных земель входят лишь те дороги, которые находятся в ведении республиканских или местных органов дорожного хозяйства, а также небольшие полосы по обе стороны проезжей части, участки, занятые под мостами, путепроводами,трубами,жилыми,служебными, производственнымизданиями,базами,защитными насаждениями, постоянно действующими карьерами, питомниками для выращивания посадочного материала и т. д. Сюда же относятся участки, занятые гаражами, базами, бензоколонками, мастерскими и т. д., т. е. предприятиями и сооружениями, обслуживающими дорожное хозяйство, при условии непосредственного примыкания этих участков к землям, занятым самими дорогами.

Между землями железнодорожного и землями автомобильного транспорта имеется много общего. Это могут быть земли трех видов: постоянного пользования; временного пользования; специальных защитных зон.

Земли постоянного пользования — это полосы отвода под путями сообщения, под разного рода сооружениями и постройками (водопроводные, жилые, служебные, производственные здания и т. д.).

Земли временного пользования отводятся на период строительства (реконструкции) железных и автомобильных дорог (временные карьеры, питомники, подъездные и объездные дороги). Размер и место нахождения участков, отводимых в постоянное и временное пользование, устанавливаются проектом строительства дороги.

Специальные защитные зоны — это участки, не включаемые в полосу отвода, для которых устанавливаются особые условия землепользования; участки, необходимые для обеспечения сохранности, устойчивости и прочности сооружений; полосы леса, прилегающие к железным дорогам; полосы подвижных песков и т. п.

Землями морского транспорта считаются земельные участки, занятые морскими торговыми портами, со всеми находящимися на них техническими сооружениями, площадями, набережными, пристанями, служебными, жилыми, культурно-бытовыми учреждениями и т. п. Кроме того, участки, занятые морскими судостроительными и судоремонтными заводами, а также земли, предназначенные для размещения и обслуживания маяков. Правовой режим земель морского транспорта регулируется положением о землях транспорта и Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1994 г. № 81-ФЗ.

Землями речного транспорта считаются участки, занятые сооружениями и предприятиями, обслуживающими судоходство на реках, озерах, каналах. К ним относятся земли под портами, пристанями, искусственными гаванями, затонами, пескоукрепительными полосами по берегам водных путей, береговые полосы судоходных каналов, переданные в пользование органов управления этими каналами, а также земли, занятые под инфраструктуру, если они непосредственно примыкают к водным путям.

Органы речного транспорта помимо права пользования закрепленными за ними землями обладают некоторыми специальными правами в отношении береговой полосы естественных водных путей (бечевник 20 м от кромки берега). Регулирование осуществляется уставом внутреннего водного транспорта. Берега искусственных водных путей (каналов) не входят в состав береговой полосы и не закрепляются за органами водного транспорта. На береговой полосе внутренних водных путей разрешается (так называемые специальные права):

  • устройство приспособлений для причала судов и плотов, погрузка и выгрузка судов; установка временных устройств для швартовки судов, плотов, временное хранение грузов;
  • хранение твердого топлива для нужд транспорта, временное хранение рыболовных снастей, судовых и плотовых принадлежностей;
  • устройство временных зимовочных помещений и производство других работ, вызванных случайной зимовкой или аварией судна или плота;
  • устройство механической тяги судов и плотов;
  • хранение и сплавка в зимнее время древесины, предназначенной для сплава.

Земли, входящие в состав береговой полосы, не передаются в пользование органов водного транспорта и не относятся к землям специального назначения. Они могут принадлежать сельскохозяйственным предприятиям, фермерам и входить в состав других категорий земель. Органы речного транспорта могут при надобности занимать земли бечевника. В случае аварии судов они вправе временно занимать земли и за пределами береговой полосы. Эти же права, только в несколько меньшем объеме, принадлежат органам водного транспорта и в отношении берегов внутренних водных путей в черте населенных пунктов, хотя береговая полоса здесь не устанавливается. Органы речного транспорта могут требовать ограничения права тех землепользователей, за которыми закреплена территория бечевника. Землепользователи должны возводить строения, разводить сады лишь с согласия соответствующих органов речного транспорта. Предприятия, занимающиеся лесосплавом, располагают такими же правами в отношении береговой полосы, как и органы внутреннего водного транспорта.

В состав земель воздушного транспорта входят участки, занятые аэропортами и аэродромами (в том числе гидроаэропортами и гидроаэродромами), посадочными площадками, причальными точками, вышками, аэромаяками, а также участки, обслуживающие авиастроительные и авиаремонтные заводы и мастерские, летные школы, служебные, жилые, культурно-бытовые постройки воздушного транспорта, если они непосредственно примыкают к аэропортам и аэродромам, и участки, занятые дорогами и подземными путями к предприятиям и сооружениям воздушного транспорта. Правовой режим земель воздушного транспорта регулируется в Воздушном кодексе РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ.

Здесь тоже имеются специальные защитные зоны, на которых ограничиваются права смежных пользователей. Например, строительство высоковольтных линий, других сооружений подлежит согласованию с учреждениями гражданской авиации (вблизи аэропортов), выдерживаются определенные расстояния.

В большинстве случаев право пользования землей, возникающее у транспортных органов, носит бессрочный характер, но для временных надобностей может быть на определенный срок. Если участки, закрепленные за органами транспорта, расположены на территории городов населенных пунктов, то строительство на них должно быть увязано с существующей их планировкой и по согласованию с местными органами власти. Отдельные участки земель, закрепленные за органами транспорта, разрешается использовать для сельскохозяйственного производства (предоставлять своим работникам для сенокоса, пастбища, огородничества).

Законодательство предусматривает право сельскохозяйственных предприятий занимать под посевы и для сенокошения свободные земельные площади в полосах отвода железных и шоссейных дорог. Распределение этих земель между хозяйствами производят местные власти по согласованию с местными органами путей сообщения. За организациями транспорта сохраняется право при необходимости использовать для своих нужд участки, уже занятые посевами или сенокошением, но они возмещают в этом случае убытки и упущенную выгоду.

Органы транспорта, так же как и другие землепользователи, имеют право осуществлять разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, пользоваться лесами, водоемами, находящимися на закрепленных за ними землях. Они могут передавать эти земли во вторичное пользование тем, кто как-то функционально с ними связан и помогает решать задачи органов транспорта. Передача участков в таких случаях оформляется, как правило, путем заключения арендных договоров или договоров безвозмездного срочного пользования. Земли во вторичное пользование могут предоставляться и отдельным гражданам.

Многообразие целей и задач использования и предназначения земель промышленности и иного специального назначения предполагает наличие определенных признаков для объединения их правового режима в составе единой категории земель.

Главная отличительная черта правового режима земель промышленности заключается в том, что их основное целевое назначение — служить пространственным базисом для размещения объектов и сооружений различного хозяйственного назначения. Отсюда вытекают и соответствующие требования к этим землям с точки зрения их размеров и особенностей их качественного состояния и хозяйственного использования.

Другая особенность правового режима этих земель связана с вредоносным характером производственной деятельности расположенных на них предприятий, что во многих случаях требует создания специальных защитных зон. Как правило, это пространственные разрывы, занятые многолетними насаждениями, в пределах которых устанавливается особый режим использования земель.

Земли промышленности и иного специального назначения: описание, виды и особенности

Ст. 87 ЗК определяет правила, по которым могут использоваться земли промышленности и иного специального назначения. На таких территориях деятельность ведут, как правило, производственные предприятия. Рассмотрим далее, как могут использоваться земли промышленности и иного назначения.

Специфика распределения прав

В качестве первичных пользователей территорий выступают организации, учреждения. Эксплуатация земли гражданами для ведения огородно-садоводческой деятельности, обустройства пастбищ, а также сторонними субъектами (к примеру, сельскохозяйственными предприятиями) вторична. Первичные пользователи в данном случае выступают в качестве администраторов. Они осуществляют распределение территории, выделяют субъектам тот или иной земельный участок. Земли промышленности находятся в распоряжении органов, управляющих производством и выполняющих иные соответствующие функции.

Общие правила

Земли промышленности, энергетики, транспорта используются в соответствии со спецификой отрасли. Между тем, порядок управления такими территориями осуществляется по единым принципам:

  1. Все административные органы (ведомства, министерства) должны исполнять предписания Правительства. В определенных случаях они обязаны согласовывать свои действия с исполнительными региональными органами, Минприроды, Министерством энергетики и промышленности и прочими институтами. Административные органы, ответственные за надлежащее использование территорий, могут осуществлять мониторинг их состояния, давать рекомендации для обеспечения рационального их использования и охраны.
  2. Уполномоченные структуры разрабатывают внутрипроизводственный порядок землепользования. Они принимают решения по вопросам внутренней организации эксплуатации ресурсов предприятиями разных отраслей. Другими словами, на административных органах лежит обязанность определять целевое значение отдельных частей территорий, обеспечивать оптимальное размещение строящихся сооружений и зданий. Например, Минтранспорта и связи разрабатывает и утверждает инструкции и правила использования участков железных дорог, порядок их временного отвода сельскохозяйственным предприятиям и прочим организациям, а также физлицам.
  3. Административные органы также должны организовывать внутриведомственный учет территорий. Они принимают решения, касающиеся перераспределения наделов между подведомственными предприятиями и службами, а также оказывают последним содействие в реализации ими своих прав и исполнении обязанностей.

Правовой статус

Земли промышленности располагаются за чертой поселений. Так сказано в ст. 87 ЗК. При этом те части территории, которые находятся внутри границ, признаются землями поселений. Такой статус присваивается вне зависимости от целей, для которых они используются. Из этого следует, что характер их эксплуатации определяется двояко. Так, земли промышленности, транспорта, связи используются по правилам, установленным для территорий поселений. К примеру, это могут быть архитектурно-планировочные требования. С другой стороны, их использование определяется в соответствии с нормами, регламентирующими обеспечение нужд промышленности, энергетики, транспорта и пр. На практике разработанный порядок эксплуатации ресурсов обязательно согласовывается с администрацией города, поселка или другого МО.

Важный момент

Субъекты, использующие земли промышленности, связи и пр., обязаны создавать в их составе охранные, санитарно-защитные и другие зоны. В их пределах устанавливается особый режим пользования. Участки, находящиеся в составе таких зон, не изымаются у субъектов, имеющих на них законные права. Однако нормами ограничиваются их возможности по распоряжению или ведению той или другой деятельности. Размер таких зон определяется законодательством, регулирующим отношения в соответствующей отрасли хозяйства.

Отвод территорий

Земли промышленности могут использоваться для разных целей. Перечень типов деятельности, которую допускается осуществлять на них, в законодательстве является открытым. В его положениях обычно не устанавливаются конкретные размеры участков, которые могут использоваться в промышленных (производственных) целях. Вместе с этим нельзя не нормировать отвод таких территорий. В этой связи, законодательство предусматривает условия, в соответствии с которыми размеры земельных участков обосновываются с экономической точки зрения при проектировании строительства либо другой деятельности. В ряде случаев нормы по предоставлению территорий определяются непосредственно в правовых актах, регламентирующих конкретный тип хозяйствования.

Право собственности

Земли промышленности в большей своей части находятся в законном владении РФ. К государственной собственности, в частности, относят территории, занятые:

  1. Путями сообщения.
  2. Энергетическими системами, атомными установками.
  3. Объектами, обеспечивающими безопасность, космическую деятельность, статус и защиту госграницы.
  4. Предприятиями оборонного производства.
  5. Объектами связи и информатики и пр.

Правила использования

Земли промышленности передаются предприятиям для размещения:

  1. Производственных сооружений.
  2. Цехов.
  3. Подъездных путей.
  4. Внутризаводских коммуникаций.
  5. Складских помещений.
  6. Прочих сооружений и зданий, которые необходимы для организации и ведения производственной деятельности.

В качестве субъекта права пользования выступает непосредственно предприятие. Оно будет отвечать за целевое использование и состояние территории.

План строительства определяет размер земли, которая приобретается или предоставляется предприятию (промышленному комплексу, акционерному обществу и пр.). При этом учитывается экономное использование территории. Новые предприятия, как правило, возводятся в промышленных узлах (районах). На таких территориях организуется общее вспомогательное производство, прокладываются инженерные коммуникации, системы снабжения и пр. В этой связи, проекты предприятий увязываются с планировкой районов, генпланами узлов, а в случае их отсутствия – с намечаемыми сооружениями, сетями и коммуникациями. Исполнение указанных требований способствует обеспечению охраны и рационального использования территорий.

Природоохранные мероприятия

Их должны выполнять все субъекты, которые используют земли промышленности. Все природоохранные мероприятия должны закладываться в проект строительства. В первую очередь это касается соблюдения противопожарных норм. Кроме того, к природоохранным мероприятиям относят:

  1. Рациональное решение по обеспечению защиты водных объектов, атмосферы, почвы, по отводу стоков или снижению их количества.
  2. Планирование расходов на снятие и последующее хранение плодородного слоя, рекультивацию и компенсацию убытков, нанесенных прежним пользователем.

Участки для отходов, отвалов, накопителей отбросов и шлаков необходимо выбирать на территориях, непригодных для ведения сельскохозяйственной деятельности, с соблюдением правил и норм безопасности.

В строительных нормах и правилах предусмотрен целый ряд запретов. В частности, не допускается размещение предприятий либо их комплексов, сооружений, зданий, инженерных коммуникаций:

  1. На площадках залегания природных полезных ископаемых без согласия с органами горного госнадзора.
  2. На опасных участках отвалов пород сланцевых и угольных шахт либо обогатительных комбинатов.
  3. В активных карстовых зонах, в районах селевых потоков, оползней, снежных лавин, угрожающих эксплуатации и застройке и пр.

Предприятия, которые работают на предоставленных во временное пользование участках, должны привести их в пригодное для эксплуатации состояние за свой счет.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения: понятие, состав и общая характеристика правового режима.

Землями промышленности иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, ФЗ и законами субъектов Российской Федерации.

Земли специального назначения неоднородны и включают совокупность субкатегорий:

  1. земли промышленности;
  2. земли энергетики;
  3. земли транспорта;
  4. земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
  5. земли для обеспечения космической деятельности;
  6. земли обороны и безопасности;
  7. земли иного специального назначения.

Земли промышленности и иного специального назначения это, как правило земли несельскохозяйственные, худшего качества, с более низкой кадастровой стоимостью.

Признаки земель специального назначения:

  1. Выполняют функцию пространственного базиса: земли предназначенные для расположения объектов, не предназначенные для сельскохозяйственного использования, следовательно земля менее плодородная. Могут предоставляться в безвозмездное пользование.
  2. В пространственном отношении находятся за границами населенного пункта. Не представляет собой сплошного массива земель.
  3. Как правило, субъектами прав на землю данной категории является юр. лица, индивидуальные предприниматели, но могут и физические лица ( служебный земельный надел).
  4. Земельные участки предоставляются из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании специальных нормативных актов или в соответствии с утвержденной проектно технической документацией.
  5. Перевод этих земель в другую категорию осуществляется без ограничения. Есть два исключения: 1. Разрушенные, загрязненные, застроенные сооружениями, которые подлежат сносу земли, переводятся в другую категорию при наличии утвержденного проекта рекультивации. 2. Если земельные участки с нарушенным почвенным слоем, то перевод в другую категорию допускается только после восстановления в соответствии с утвержденным проектом рекультивации.
  6. Как правило, на смежных земельных участках устанавливаются зоны с особыми условиями использования.

Цели установления таких зон:

  1. Обеспечение экологической безопасности населения.
  2. Обеспечение нормального режима функционирования земель.

Земельные участки между марта у правообладателя, но правообладатель обязан выполнять правила безопасности.

Правовой режим земель специального назначения установленный нормами права, порядок дорожного поведения, направленных на обеспечение рационального использования земель, экологической безопасности населения, реализацию специальных задач организаций промышленности и иного специального назначения и эффективную эксплуатацию их объектов.

Субъекты и объекты прав на земли промышленности и иного специального назначения

Земли обрабатывающей промышленности предоставляются для размещения и эксплуатации соответствующих предприятии (заводов, фабрик и т. п.). Субъектами права на землю являютсягосударственные кооперативные и частные промышленные предприятия, а также отдельные граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями. Земельные участки предоставляются для государственных предприятий на праве бессрочного пользования, для кооперативных и частных предприятий — на праве аренды или продаются им в собственность. Размеры участков, предоставляемых предприятиям обрабатывающей промышленности, определяются по проектам их возведения. При предоставлении участка должно соблюдаться требование законодательства об охране земель: предоставляться должны прежде всего земли, не пригодные для сельскохозяйственных целей, а при отсутствии такой возможности – сельскохозяйственные угодья худшего качества. В этом случае промышленные предприятия, в пользу которых производилось изъятие земель, обязаны возместить соответствующим сельскохозяйственным предприятиям все убытки, связанные с изъятием, включая упущенную выгоду, а государству — стоимость потерь сельскохозяйственного производства.

Промышленные предприятия имеют право возводить соответствующие целевому назначению земель постройки и сооружения, использовать в установленном порядке для внутрихозяйственных нужд общераспространенные полезные ископаемые, лес, водоемы.

Добывающая промышленность представляет собой совокупность промышленных предприятий по горным разработкам (горным промыслом), т. е. разработкой и добычей полезных ископаемых.. Все полезные ископаемые подразделяются на два вида: общераспространенные (песок, глина, камень, гравий, гипс, известь др.) и не общераспространенные (рудные и нерудные; твердые, жидкие, газообразные). Такое разграничение полезных ископаемых является юр. основанием для существенных различий в правовом ре­жиме участков недр. Разработка общераспространенных полезных ископаемых может быть промышленной и не промышленно. Добыча не общераспространенных полезных ископаемых может быть только промышленной. Она называется горным промыслом и может производиться как гос., так кооперативными или частными предприятиями. Недра в РФ являются гос. собственностью. Поэтому они могут предоставляться только на праве пользования, в том числе — аренды. Сами недра, включая полезные ископаемые, выходящие на поверхность земли, являются объектами государственной собственности во всех случаях. Субъектами права пользования участками в горнодобывающей промышленности являются отдельные предприятия или граждане, а объектами- участки, предоставленные для горных разработок, т. е. для производства раскопок и извлечения полезных ископаемых, их складирования п хранения, для возведения необходимых для этого построек и сооружений, а также для других нужд, связанных с обслуживанием горного дела. Управление государственным фондом недр осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления в той мере, в какой эти полномочия могут быть им переданы субъектами РФ. Распоряжение недрами относится к совместной компетенции Правительства РФ и субъектов Российской Федерации.

58. Земли особо охраняемых территорий: понятие, виды.

Землями особо охраняемых территорий признаются земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

– особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

– иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Перечень особо охраняемых территорий не является исчерпывающим. Органами исполнительной власти могут устанавливаться и иные виды особо охраняемых земель.

Законодательством предусмотрено, что земли особо охраняемых территорий могут быть трех видов: федерального, субъектов РФ и местного значения. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель, особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель, особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся пригородные зеленые зоны, городские леса, городские парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микро заповедники и др.). Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия РФ, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом, федеральными законами. Отдельным видам земель особо охраняемых территорий присущи специфические черты, что обусловливает их дифференцированный правовой режим. Особый правовой режим использования и охраны каждого вида земель особо охраняемых территорий определяется Земельным кодексом РФ, иными законами, например федеральными законами «Об особо охраняемых природных территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и законами субъектов РФ. При этом землям особо охраняемых природных территорий присущи общие признаки. Общими признаками обладают все земельные участки: земельный участок является неотъемлемой частью природы; имеет важное экономическое и экологическое значение; обозначен в порядке землеустройства на местности

Смотрите еще:

  • Больничный отпуск с последующим увольнением Больничный во время отпуска с последующим увольнением нужно оплатить Отпуск должен быть согласован Периодичность отпусков в организации регулируется графиком отпусков. Этот документ обязателен как для работников, так и для работодателя. Поэтому если сотрудник решит уйти в отпуск с […]
  • Кто должен вести воинский учет Как вести военный учёт в компании Реальность такова, что военный учёт во многих компаниях, особенно небольших, нередко осуществляется по принципу «пока гром не грянет, кадровик не перекрестится». И хотя штрафы за нарушение правил ведения военного учёта невелики, грядущая проверка всё же […]
  • Бесплатная консультация юриста онлайн бесплатно волгоград Консультация юриста в Волгограде В повседневной жизни мы регулярно сталкиваемся с различными спорами и конфликтными ситуациями. Если это проблемы мелкого характера, то они подлежат и самостоятельному решению, но в жизни встречаются и серьёзные конфликты, выяснение которых требует […]
  • Госреестр вещных прав на недвижимое имущество Статья 12. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним Статья 12. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация […]
  • Как написать заявление о бездействии судебных приставов Как написать заявление о бездействии судебных приставов Старшему судебному приставу Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Омской области Взыскателей: Н. А., г. Омск, ул. . д. . кв. . к. . ; В. А., г. Омск, ул. . д. . кв. . к. . ; Должник: […]
  • Прямые и косвенные убытки на предприятии Убытки предприятия Убытки предприятия - это материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей (граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности), возникающие в результате: ликвидации экологических последствий аварии и […]
  • С 293 гк рф Статья 293. Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение Если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного […]
  • Регистрация ребенка в любом загсе Свидетельство о рождении: порядок оформления и получения. Бланк, образец Получение свидетельства о рождении 2017-2018 Процедура получения свидетельства о рождении в 2017-2018 годах ничем не отличается от аналогичной процедуры прошлых лет, изменился лишь внешний вид документа. Бланки […]
Записи созданы 5765

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх