Статью 1259 гк рф

Ст. 1259 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 1259. Объекты авторских прав.

6 февраля 2017

28 декабря 2016

7 сентября 2016

13 января 2016

8 января 2016

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Добрый день. У меня вопрос по авторскому праву. Я написала книгу, где описала некий процесс создания конструкции одежда. Я так же сама обучаю этом процессу на очных курсах. Может ли человек обучившийся у мена или просто прочитавший книгу начать вести занятия по моим материалам? Могу ли я как -то воспрепятствовать этому?

Вопрос относится к городу Казань

Здравствуйте. 1. Заказывали фотографа на свадьбу. 2. Договор не заключали. 3. Остались не очень довольны работой, поэтому написали отрицательный отзыв. 4. Разгневанный фограф позвонил и сказал, что выложит наши фото в интернет, и выставит в нем и меня и мою супругу в очень нелицеприятном свете. Даже наймет специального человека. Вопрос: имеет ли право фотограф выставлять наши фото в интернет, без нашего согласия?

Вопрос относится к городу Санкт-Петербург

Несколько лет назад совет депутатов одного курортного города официально утвердил мою песню как гимн города. Я НЕ заключал никаких договоров с администрацией и НЕ давал НИКАКИХ разрешений по этому поводу. Мало того, меня даже не уведомили об использовании моей песни в таком качестве, об этом я узнал позже. На мои неоднократные финансовые претензии получаю отказ администрации со ссылкой на ст.1259 п.2 ч.6 и ст.1277. Т.е. получается, что взяв без спроса (украв) мою песню, её сделали гимном, и она уже не является объектом авторских прав. Будьте добры, проясните ситуацию. Спасибо!

По договору передачи неисключительных прав на использование компьютерной программы российская компания получила от украинской компании Б во временное пользование компьютерную программу, за которую разово уплатила компании Б вознаграждение. Компьютерная программа используется компанией А на территории Российской Федерации. 1. Может ли предмет сделки (временная передача неисключительных прав на использование компьютерной программы) и выплаты по ней под действие статьи 12 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины от 08.02.1995 «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов»? 2. Предмет сделки и выплаты по ней не попадают под действие статьи 12 указанного Соглашения. Какими статьями Соглашения должны руководствоваться стороны сделки при расчете?

О получении профессионального вычета по НДФЛ переводчиком или автором производного произведения.

Книгу 1963 года издания в СССР я имею право отсканировать и выложить в электронном виде на публичный ресурс для общего пользования?

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете организации, обладающей исключительными правами на программу для ЭВМ, продажу экземпляров этой программы в электронном виде через интернет-магазин? При передаче экземпляра программы для ЭВМ приобретатель дает согласие на использование приобретенного экземпляра программы способами, предусмотренными ст. 1280 ГК РФ, и обязуется не использовать программу и уничтожить все ее копии в случае перепродажи приобретенного экземпляра третьему лицу (соглашается с условиями, приведенными в прилагаемом лицензионном соглашении).

В отчетном периоде организация продала 1000 экземпляров программы по цене 3540 руб. за экземпляр. Фактические затраты, связанные с созданием экземпляров программы и их продажей (содержание сайта, амортизация НМА в виде программы для ЭВМ, реклама и др.), составили 500 000 руб.

Как отражаются в учете организации операции, связанные с модификацией программы для ЭВМ, правообладателем и разработчиком которой она является?

Модификация осуществлена частично собственными силами, а частично — силами сторонней организации. Затраты на модификацию составили 600 000 руб., в том числе стоимость работ, выполненных сторонней организацией, — 260 000 руб. (с учетом НДС 39 661 руб.). Предполагаемый срок использования модифицированной версии программы — 6 месяцев. Исключительные права на программу для ЭВМ учтены в составе нематериальных активов организации. Нематериальный актив используется организацией в основной деятельности: разработка, тиражирование, распространение экземпляров и последующее сопровождение программ.

Статья 1259. Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

6. Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 1259 ГК РФ

1. В комментируемой статье дан общий перечень объектов авторского права, в который включены прежде всего произведения науки, литературы и искусства, а также названы другие объекты, которые являются результатом творческой деятельности человека. Творчество как вид деятельности означает способность к созданию качественно нового, отличающегося неповторимостью уникального произведения в той или иной области науки, литературы, искусства и других видов деятельности человека. Творческий процесс индивидуален, так как человек воспринимает окружающий мир, явления природы и общества самостоятельно.

Степень творчества может быть разной и потому созданное конкретным лицом произведение воспринимается читателем, слушателем, зрителем неоднозначно, подвергается критике, и тем не менее любое созданное произведение законом признается объектом авторского права, если оно создано самостоятельно конкретным автором.

Произведение как результат творческой деятельности признается объектом авторского права, если оно выражено в какой-либо объективной форме. В п. 3 ст. 1259 ГК РФ предусмотрены общие требования к форме произведения: письменная, устная форма (публичное произнесение, публичное исполнение и иная подобная форма), изображение, звуко- или видеозапись, объемно-пространственная форма. Форма произведения зависит от вида творческой деятельности автора в конкретной области науки, литературы, искусства и других видов творчества.

Если создано произведение науки, литературы (художественной, политической, социальной), то формой является язык, на котором оно написано или произнесено устно. К сожалению, в законе не указано это существенное условие для охраноспособности произведения. Для нашего многонационального государства именно язык, на котором создан оригинал произведения, является важным условием для защиты прав автора. Так, известный дагестанский писатель Расул Гамзатов писал стихи на своем родном аварском языке. Но поэт прекрасно понимал, что его стихи на родном языке не могут получить широкого распространения среди читателей, поэтому он всегда был согласен с тем, чтобы его стихи переводились на русский язык. Переводчиками стихов Р. Гамзатова были Р. Рождественский, Я. Козловский и многие другие.

Произведения науки, литературы на английском, немецком и других языках могут быть переведены на русский язык только с согласия автора оригинала. Поэтому норму п. 3 комментируемой статьи следует уточнить, добавив условие о форме произведения: не просто письменная или устная, а с указанием языка, на котором оно создано.

Произведения живописи, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства могут создаваться в форме изображения (картина художника, графические рисунки и др.). Произведения живописи могут быть созданы только на материальном носителе.

2. Для характеристики произведения как объекта авторского права важным условием является не только форма, но и содержание. В литературе подчеркивается органическое единство содержания и формы произведения. При этом определяющее значение имеет содержание . Так, В.И. Серебровский под произведением понимал «совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» . В определении подчеркивается творческое начало созданного произведения, т.е. его содержание — идеи, мысли, образы, изображенные автором.

———————————
Иоффе О.С. Советское гражданское право. ЛГУ, 1965. С. 31 и след.

Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 39.

Если рассмотреть хотя бы кратко соотношение формы и содержания произведения в отдельных видах творческой деятельности, то можно сделать вывод о приоритете содержания над формой. Так, известно, что любая наука есть система знаний, которые формируются в результате исследовательской деятельности, направленной на изучение новых явлений природы, общества, в результате которых разрабатываются новые теории, идеи, взгляды, концепции и т.д. Для этого используются методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, системы научной информации, имеющиеся научные знания как результат научного исследования. Любой ученый, занимающийся исследованиями в конкретной области знаний, безусловно, изучает монографии, статьи и другие источники информации по интересующей его проблеме с целью усвоения имеющихся достижений, высказанных другими авторами. И в любом случае читателя интересуют те мысли, взгляды, теории, суждения, доказательства, которые содержатся в источнике информации. Как утверждает П. Капица, наука всегда находится на уровне известного и неизвестного и ее развитие, познание последнего составляют творческую деятельность ученого.

Живопись — вид изобразительного искусства, который является важным средством художественного отражения и истолкования действительности. Произведения живописи воздействуют на мысли и чувства зрителя. Замысел произведения живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью рисунка и цвета (колорита). Жанры живописи разнообразны: бытовая, батальная живопись, портрет, пейзаж и др. Произведение живописи создается на материальном носителе и всегда имеет свою форму и содержание. Так, картины художника Ф.П. Решетникова на бытовые темы всегда воспринимаются зрителем с большим интересом. Таковы, например, его полотна «Опять двойка», «На побывку». В них ярко выражено содержание конкретной ситуации. Портретная живопись имеет свои специфические черты. Художник в портрете стремится выразить через внешние черты особенности характера человека. Так, И.Е. Репин написал портрет М.П. Мусоргского в госпитале, когда композитор был уже смертельно болен. Живописный образ отличается убедительной достоверностью, художник показал богатство духовной жизни умирающего.

О.А. Кипренский написал прижизненный портрет А.С. Пушкина, который признается венцом портретной галереи художника .

———————————
Сингаевский В.Н. Третьяковская галерея. М.: АСТ, 2008. С. 39, 90.

Художественная литература также подразделяется на жанры по разным признакам и основаниям. Произведения литературы по содержанию могут быть сатирические, трагические, патетические; в зависимости от объема произведения и способа построения образа они могут быть исторические, аллегорические, символические, фантастические, лирические, драматические и др.

Писатель или поэт заранее имеет свой замысел будущего произведения и в соответствии со своими способностями, талантом создает произведение в виде романа, повести, рассказа, поэмы, в других жанрах. Во всех случаях создания произведения автор прописывает придуманные образы как действующих лиц, с их характерами, поступками, поведением. Автор всегда имеет конкретные идеи, мысли, которые вкладывает в поступки, слова своих героев. Если автор имеет цель воспеть природу, которая его окружает, то соответственно он избирает свои художественные приемы, способы, характеризующие величие, красоту гор, лесов, полей и рек. Тяжелые погодные условия он также способен осветить определенным образом. В любых произведениях художественной литературы для автора важно изложить смысл, идеи, которые у него в сознании возникают; в зависимости от содержания произведения автор по своему усмотрению избирает и форму изложения.

Музыка — вид искусства, отображающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующих на психику человека. Музыкальное произведение способно конкретно и убедительно передавать эмоциональные состояния человека, выражать и связанные с чувствами идеи обобщенного плана. Музыкальная культура каждого народа обладает специфическими чертами, которые проявляются в народной музыке.

Средствами воплощения музыкальных образов служат музыкальные звуки, определенным образом подобранные. Основными элементами выразительных средств музыки являются мелодия, гармония, темп, ритм, лад, динамика, полифония, инструментовка. С помощью известных музыкальных средств, приемов композитор создает музыкальный образ, идею, которая воспринимается слушателем. На материальном носителе музыка фиксируется в виде нот или звукозаписи.

Музыка часто сочетается со словами и другими средствами, например опера, песня, а также балет, танец и др. Но основным в музыке всегда является ее содержание, т.е. те музыкальные образы, идеи, темы, мелодии, с помощью которых автор (композитор) высказывает свои мысли, настроение, отношение к окружающей действительности и т.д.

Однако в науке встречаются многочисленные высказывания о том, что любое произведение как результат творческой деятельности имеет свою форму и содержание, но правом охраняется только форма произведения, в том числе и музыкального , а также утверждения, что произведение имеет по существу две формы — внешнюю, закрепленную на материальном носителе, и внутреннюю. При этом к внутренней форме относят те образы, идеи, теории, события, действия героев произведения, которые и составляют сущность самого произведения. В таком случае нельзя понять, что же составляет содержание произведения, тем более что содержание, т.е. те мысли, взгляды, идеи, художественные образы, всегда представляет основной интерес для читателя, слушателя, зрителя.

———————————
Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке. М.: Проспект, 2009. С. 6; Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2001. С. 116 — 119.

В философии утверждается, что содержание и форма в искусстве — взаимообусловленные стороны произведения, при этом содержанию принадлежит ведущая роль. Форма — структура произведения, которая создается при помощи различных выразительных средств для воплощения содержания. Форма произведений искусства многообразна. К ее элементам относятся: язык, рифма, ритм, звукоинтонация, цвет и т.д. В соответствии с этим утверждением о том, что охраняется только форма произведения, согласиться нельзя, тем более что закон (ст. 1259 ГК) объектами авторских прав называет произведения науки, литературы и искусства как таковые, а значит, созданные в результате творческой деятельности человека.

3. Бесспорным подтверждением охраны произведения в целом, а значит, и его содержания является норма ст. 1266 ГК РФ, предусматривающая право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений — недопустимость внесения в произведение каких-либо изменений, дополнений, сокращений без согласия автора. В п. 2 этой статьи особо подчеркивается, что всякие извращения, искажения или иные изменения произведения, порочащие честь и достоинство автора, дают основания последнему для предъявления иска в суд, а также право на компенсацию морального вреда.

К объектам авторского права относятся также произведения скульптуры и архитектуры. Эти произведения имеют свои особенности формы и содержания. Скульптура — произведение трехмерное, объемное. Чаще всего автор создает скульптуру человека для выражения конкретной идеи, мысли создания героического образа. Так, всем известный памятник в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. находится в Берлине (Трептов-парк). Это советский солдат с ребенком, сидящим на левой руке, и мечом, рассекающим фашистскую свастику (скульптор — Е.В. Вучетич). Столь же зрелищен памятник-ансамбль Победы на Мамаевом кургане в Волгограде (скульптор тот же).

Архитектура составляет область материальной культуры и вид искусства. Архитектура выражает общественные идеи в художественных образах. В архитектуре взаимосвязаны ступени технического и эстетического начала.

4. В п. 5 комментируемой статьи предусмотрено правило, по которому авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

С таким буквальным смыслом указанного правила согласиться достаточно сложно, так как многие объекты носят самостоятельный творческий характер. Остановимся хотя бы на некоторых из них. Так, идея произведения характеризуется как продукт эмоционального переживания и освоения жизни автором. Идея — это главная мысль, вывод, жизненный урок, вытекающий из целостного постижения произведения. Конечно, подобные идеи могут быть высказаны и другими авторами, но будут изложены своим творческим методом, способом. Или могут быть высказаны другие, противоположные идеи с соответствующим обоснованием. Запретить высказывания различными авторами сходных идей невозможно. Поэтому следовало в тексте рассматриваемой нормы указать, что на идеи как таковые не распространяются авторские права, но идеи конкретные, высказанные в произведении того или иного автора, авторским правом охраняются.

Далее в тексте указанного пункта предусмотрено правило о нераспространении авторских прав на открытия. Однако есть географические открытия, открытия мест рождения полезных ископаемых и есть научные открытия.

В свое время в прежнем законодательстве было дано официальное определение научного открытия: «Научным открытием признается обнаружение ранее не известных, объективно существующих закономерностей, явлений и свойств материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания». На практике известно, что многие ученые в области физики, химии, биологии, медицины в результате практических опытов, исследований открывают совершенно новые закономерности, явления, свойства материального мира. Эти открытия дают возможность для решения конкретных технических задач, создания изобретений, необходимых для внедрения в производство. Такие высокие достижения ученых являются основанием для получения государственных премий и наград. Права таких ученых на сделанные ими научные открытия, безусловно, охраняются авторским правом. Однако это не исключает возможность подобных открытий другими учеными в результате их самостоятельной творческой деятельности. Поэтому необходимо в анализируемый текст настоящего закона внести соответствующее дополнение, изложенное выше, т.е. о том, что авторские права не распространяются на указанные объекты как таковые.

5. Произведение как результат творческой деятельности, созданное конкретным автором, впервые характеризуется как оригинал. Однако законом предусматривается возможность создания производных произведений, которые представляют собой переработку ранее созданного произведения другим лицом. Авторское право исходит из необходимости предоставить возможность художнику опираться в творчестве на произведения предшественников, но важно, чтобы использованный материал подвергался в процессе переработки существенным изменениям. К производным произведениям относятся переводы, аннотации, рефераты, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства. Во всех указанных видах переработки должен быть проявлен элемент самостоятельной творческой деятельности.

Отдельно указаны в комментируемой статье как объекты авторского права составные произведения, к которым относятся энциклопедии, антологии, базы данных и иные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. При этом произведения, включенные в сборники, аннотации, энциклопедии и другие собрания, могут не иметь конкретных авторов, но это не влияет на признание авторства за создателем составного произведения.

Статью 1259 гк рф

Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:
1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

6. Не являются объектами авторских прав:
1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Объекты авторских прав(статьи 1259 — 1264)
Произведения науки, литературы и искусства признаются объектами авторских прав независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. В отличие от п. 1 ст. 6 Закона об авторском праве в ст. 1259 ГК отсутствует указание на то, что произведение должно являться результатом творческой деятельности, поскольку критерии «творчества» не могут быть точно определены. Презюмируется, что любое произведение имеет творческий характер (в противном случае оно не является произведением). Эта позиция находит отражение и в определении автора как гражданина, создающего произведение своим творческим трудом (ст. 1257 ГК). Кроме того, в силу прямого указания закона (подп. 4 п. 6 ст. 1259 ГК) объектами авторских прав не являются сообщения, имеющие исключительно информационный характер (подробнее см. ниже).
Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения. Важно лишь, чтобы произведение было выражено в какой-либо объективной форме — например, в письменной, устной форме, в форме изображения, звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п. 3 ст. 1259 ГК).
Объектами авторских прав являются: литературные произведения; драматические, музыкально-драматические и сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (например, кинофильмы); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам, а также иные произведения.
Программы для ЭВМ, хотя они и обладают рядом отличий от других произведений (подробнее см. ниже), также признаются объектами авторских прав. Им предоставляется охрана «как литературным произведениям» (п. 1 ст. 1259 ГК; см. также ст. 1261 ГК).
Приведенный перечень объектов авторского права носит примерный характер, поэтому результаты интеллектуальной деятельности, в нем не названные, но отвечающие общим критериям охраноспособности, предусмотренным в ст. 1259 ГК, также подлежат авторско-правовой охране.
К объектам авторских прав относятся производные произведения, представляющие собой творческую переработку другого ранее созданного произведения (подп. 1 п. 2 ст. 1259 ГК), а также составные произведения при условии, что они представляют собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (подп. 2 п. 2 ст. 1259 ГК).
Авторско-правовая охрана распространяется не только на произведение в целом, но и на отдельные его части, включая название и персонаж произведения, при условии, что по своему характеру такие части могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме (п. 7 ст. 1259 ГК). Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил, что название произведения подлежит охране как объект авторского права, если оно носит творческий характер, является оригинальным и к тому же может использоваться самостоятельно.
Персонаж произведения как объект авторско-правовой охраны назван в ГК впервые. К нему следует подходить так же, как и к другим подлежащим охране частям произведения. Речь не идет о том, что в виде персонажа будет охраняться содержание произведения (например, образ героя литературного произведения, возникающий у читателя в результате целого ряда художественных приемов, используемых писателем). Авторское право по своей сути направлено на охрану формы, а не содержания произведения. Поэтому и под персонажем в ГК понимается элемент формы произведения: словесное описание героя в литературном произведении, изображение артиста в роли или мультипликационного персонажа в аудиовизуальном произведении и т.д.
Авторские права возникают в силу самого факта создания произведения. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо других формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК).
Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать специальный знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы «C» в окружности, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения (ст. 1271 ГК). Применение знака охраны не является обязательным. В основном он предназначен для предупреждения возможных нарушений со стороны третьих лиц и облегчения процесса доказывания принадлежности исключительного права определенному лицу (или лицам) в случае судебного спора. С той же целью по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК может осуществляться государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных.
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования (п. 5 ст. 1259 ГК). Подобные результаты интеллектуальной деятельности не охраняются авторским правом, поскольку оно направлено на охрану формы, в которой произведение выражено вовне, а творческий характер перечисленных выше результатов и их ценность заключаются в их внутреннем содержании и не зависят от внешней формы. Некоторые из них могут получить охрану как объекты других интеллектуальных прав (например, патентного права).
Пункт 6 статьи 1259 ГК содержит перечень результатов интеллектуальной деятельности, которые, хотя и выражаются вовне в оригинальной объективной форме, все же по разным причинам не признаются объектами авторских прав. Условно их можно разделить на две группы.
К первой группе относятся результаты интеллектуальной деятельности, у которых отсутствуют те или иные признаки объекта авторских прав. Во-первых, это произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов (подп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК). Авторские права на произведения фольклора не возникают из-за того, что их автор неизвестен, вследствие чего в отношении таких произведений невозможно возникновение субъективных авторских прав. Во-вторых, это сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер, в том числе сообщения о новостях дня (материалы телеграфных информационных агентств, официальная хроника и иные новости, публикуемые в средствах массовой информации), программы (расписания) телевизионных передач, а также расписания движения транспортных средств и т.п. (подп. 4 п. 6 ст. 1259 ГК). На сообщения исключительно информационного характера авторское право не возникает постольку, поскольку они содержат информацию в чистом виде и не являются результатами творчества.
Вторая группа объединяет результаты, обладающие всеми признаками объектов авторского права, но тем не менее не охраняемые в силу прямого указания закона. К таким произведениям относятся: 1) официальные документы государственных органов и организаций местного самоуправления муниципальных образований (в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы (подп. 1 п. 6 ст. 1259 ГК); 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.), а также символы и знаки муниципальных образований (подп. 2 п. 6 ст. 1259 ГК). Этой группе результатов интеллектуального творчества охрана не предоставляется в силу присущих им особых функций, требующих их широкого и свободного использования в общественных интересах.
Впервые статья 1264 ГК устанавливает пределы правовой охраны проектов официальных документов, символов и знаков. Как правило, такие документы, символы и знаки имеют авторов и до получения соответствующего статуса ничем не отличаются от обычных произведений. Право авторства на проект официального документа (в том числе официального перевода такого документа), а также на проект официального символа или знака принадлежит его разработчику, т.е. лицу, создавшему такой проект. Разработчик вправе обнародовать свой проект, если это не запрещено заказчиком — государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией. При опубликовании проекта разработчик вправе указать свое имя (п. 1 ст. 1264 ГК).
Получив в установленном порядке официальный статус, такое произведение меняет свой правовой режим. Автор произведения, признанного официальным документом, государственным символом или знаком, утрачивает не только исключительное право, но и личные неимущественные права на такое произведение.
Однако в общественных интересах авторские права разработчика ограничиваются законом еще на стадии разработки соответствующего проекта. В частности, предусмотрено, что проект официального документа, символа или знака может быть использован государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией для подготовки соответствующего официального документа, разработки символа или знака без согласия разработчика при условии, что этот проект либо обнародован разработчиком для использования этими органами или организацией, либо направлен им в соответствующий орган или организацию. Установлено также, что в проект в процессе подготовки официального документа, разработки символа или знака по усмотрению соответствующего органа или организации могут вноситься дополнения и изменения, на которые не требуется получение согласия разработчика. После официального принятия проекта к рассмотрению государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией проект может быть использован без указания имени разработчика (п. 2 ст. 1264 ГК).
Следует иметь в виду, что на отношения, связанные с созданием проектов официальных документов, символов и знаков, соответственно распространяются правила ГК о договорах авторского заказа (ст. 1288), о служебных произведениях (ст. 1295) и о произведениях, созданных по государственному или муниципальному контракту (ст. 1298). При этом права иных, чем автор, обладателей исключительного права на проект также подлежат соответствующим ограничениям.
Несколько статей главы 70 ГК содержат более подробные по сравнению со ст. 1259 ГК характеристики некоторых объектов авторского права, обладающих ярко выраженной спецификой.
В частности, статья 1260 посвящена упомянутым в п. 2 ст. 1259 ГК производным и составным произведениям. Обе эти группы произведений носят вторичный характер, так как создаются на основе других произведений. Эта черта сближает их и делает сходным их правовой режим.
К производным произведениям относятся, например, переводы, обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки, представляющие собой переработку других (оригинальных) произведений. При создании производного произведения происходит определенное заимствование элементов оригинального произведения, но при этом производное произведение воплощается в иной внешней форме, что придает ему творческую самостоятельность.
К составным произведениям относятся антологии, энциклопедии, базы данных, атласы и иные сходные произведения, состоящие из систематизированных определенным образом произведений и (или) иных материалов. Так, базой данных считается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений или иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (абз. 2 п. 2 ст. 1260 ГК). Эта формулировка изменена по сравнению с формулировками ст. 4 Закона об авторском праве и ст. 1 Закона о программах для ЭВМ, согласно которым база данных определялась как «объективная форма представления совокупности данных». Новое определение более точно соответствует признакам охраняемого объекта авторского права (п. 3 ст. 1259 ГК), а также понятию базы (или компиляции) данных, содержащемуся в п. 2 ст. 10 Соглашения ТРИПС и в ст. 5 Договора ВОИС по авторскому праву.
Переводчику или автору иного производного произведения принадлежат авторские права на такой перевод или на такую переработку (п. 1 ст. 1260 ГК). Составителю сборника (иного составного произведения) принадлежат авторские права на составительство, т.е. на осуществленный им подбор или расположение материалов (абз. 1 п. 2 ст. 1260 ГК). Права авторов производных и составных произведений подлежат охране при условии, что эти произведения соответствуют критериям охраноспособности, названным в ст. 1259 ГК.
Автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов оригинальных произведений, использованных для создания производного или составного произведения (п. 3 ст. 1260 ГК). При этом права такого автора охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение (п. 4 ст. 1260 ГК). Между авторами оригинальных и авторами производных (или составных) произведений не возникают отношения соавторства.
Авторские права на производное или составное произведение (например, на перевод или на сборник статей) не препятствуют другим лицам переводить или иным образом перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать новые составные произведения путем иного подбора или расположения тех же самых материалов (п. 6 ст. 1260 ГК). Автор произведения, помещенного в сборнике или другом составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено его договором с создателем составного произведения (п. 5 ст. 1260 ГК).
Претерпела определенные изменения норма о правах издателей энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий. Если в п. 2 ст. 11 Закона об авторском праве было закреплено, что такому издателю принадлежат исключительные права на использование соответствующих изданий, то в п. 7 ст. 1260 ГК предусмотрено, что ему принадлежит лишь право использования таких изданий. Это более точно отражает реальную ситуацию, поскольку и из текста ст. 11 Закона об авторском праве было ясно, что авторы передают издателю права на свои произведения, являющиеся составными частями издания, не в полном объеме, а сохраняют исключительное право использования своих произведений независимо от издания в целом. Хотя теперь в абзаце 2 пункта 7 статьи 1260 ГК предусмотрены случаи, в которых авторы и иные правообладатели не сохраняют исключительных прав на свои произведения, использованные в вышеназванных изданиях (если права переданы издателю или другим лицам либо перешли к ним по иным основаниям, предусмотренным законом), по общему правилу предполагается, что такие правообладатели сохраняют свои права независимо от права издателя на использование издания в целом. Издатель является не автором, а лишь лицом, на которое возлагается обязанность осуществлять соответствующее издание, следовательно, его права производны от прав авторов. А поскольку исключительное право на все составные части издания к издателю автоматически не переходит, то невозможно говорить о наличии у него исключительного права на такое издание в целом. Подобный подход применяется и в ст. 1240 ГК о сложном объекте, с которым у изданий, упомянутых в п. 7 ст. 1260 ГК, много общего, хотя в перечень сложных объектов они не вошли.
В связи с включением в главу 69 ГК статьи 1240 о сложном объекте подверглись заметным изменениям нормы об аудиовизуальных произведениях (ст. 1263 ГК; ср. ст. 13 Закона об авторском праве). Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (при сопровождении звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. К аудиовизуальным относятся кинематографические произведения и все произведения, выраженные аналогичными средствами (теле- и видеофильмы и т.п.), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации (п. 1 ст. 1263 ГК).
Авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, создавший музыкальное произведение (с текстом или без текста), специально предназначенное для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК). Заключая договоры с изготовителем аудиовизуального произведения, авторы передают ему права на такое произведение в целом.
Изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, организовавшее создание такого произведения (продюсер). Его права определяются статьей 1240 ГК, в соответствии с которой продюсер на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых с авторами аудиовизуального произведения и другими обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, являющиеся составными частями этого произведения, приобретает право использования таких результатов. При этом в отношении договоров по поводу произведений, специально созданных или создаваемых для включения в аудиовизуальное произведение (т.е. прежде всего договоров с его авторами), презюмируется, что они являются договорами об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Если все же между автором (иным правообладателем) и изготовителем заключается лицензионный договор, то согласно абз. 3 п. 1 ст. 1240 ГК он заключается на весь срок и в отношении всей территории действия исключительного права (если соглашением сторон не предусмотрено иное).
Изготовитель имеет право указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания при использовании аудиовизуального произведения. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого обычным образом указано на этом произведении (п. 4 ст. 1263 ГК). Последняя фраза добавлена с целью приведения текста в соответствие с п. 2 ст. 15 Бернской конвенции.
За авторами аудиовизуального произведения (а также за авторами других произведений, вошедших составной частью в такое аудиовизуальное произведение) сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права на их произведение (произведения).
Авторы произведений, вошедших составными частями в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (например, автор литературного произведения, положенного в основу сценария), так и созданных в процессе работы над ним (например, оператор-постановщик, художник-постановщик), сохраняют исключительное право на свои произведения, если только это право не было передано изготовителю или другим лицам по договору об отчуждении исключительного права либо не перешло к изготовителю или другим лицам по основаниям, предусмотренным законом (п. 5 ст. 1263 ГК). Тем самым еще раз подчеркивается возможность перехода исключительного права в полном объеме от одного лица к другому.
После долгих споров была сохранена и даже расширена норма о праве композитора, являющегося автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, на вознаграждение за использование его музыкального произведения при публичном исполнении, сообщении в эфир или по кабелю соответствующего аудиовизуального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК). Возражения против сохранения этого положения выдвигались в связи с тем, что подобные сборы осуществляются исключительно в отношении композиторов, что ставит их в привилегированное положение по отношению к другим авторам. Тем не менее (в том числе с учетом ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации) было решено, что, поскольку соответствующее право композитора аудиовизуального произведения предусмотрено законом на протяжении уже длительного периода, его отмена была бы явным ухудшением существующего положения. Более того, была юридически закреплена сложившаяся на практике система взимания отчислений в пользу композиторов не только при публичном показе аудиовизуальных произведений, но и при их сообщении в эфир или по кабелю.
Специфическим объектом авторского права являются программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ). Хотя Закон об авторском праве предоставляет программам для ЭВМ охрану как литературным произведениям (п. 1 ст. 7), наряду с ним существует специальный Закон о программах для ЭВМ. Он содержит целый ряд норм, которые учитывают особенности программ для ЭВМ, отличающие их от других объектов авторского права. Вместе с тем существование двух законов, применимых к одному и тому же объекту и в ряде случаев по-разному решающих те или иные вопросы, способствует возникновению спорных ситуаций на практике.
В ГК сохранен принципиальный подход к программам для ЭВМ как к объектам авторского права, охраняемым подобно литературным произведениям. В то же время программы для ЭВМ названы в подп. 2 п. 1 ст. 1225 ГК отдельно от произведений науки, литературы и искусства (подп. 1 п. 1 ст. 1225 ГК). Таким образом подчеркнуто, что программы для ЭВМ — это результаты интеллектуальной деятельности, обладающие существенной спецификой. Формулировка абз. 13 п. 1 ст. 1259 ГК подчеркивает, что им предоставляется такая же охрана, как литературным произведениям, но не утверждает (в отличие от Закона об авторском праве), что программа для ЭВМ — литературное произведение. Подобное уточнение не противоречит ст. 4 Договора ВОИС по авторскому праву и п. 1 ст. 10 Соглашения ТРИПС, которые также содержат лишь указание на то, что программы для ЭВМ должны охраняться как литературные произведения и на них должны в связи с этим распространяться положения Бернской конвенции.
Важным подтверждением того, что программы для ЭВМ рассматриваются как один из объектов авторского права, является их включение в гл. 70 ГК. То обстоятельство, что до настоящего времени в отношении программ для ЭВМ действовал самостоятельный Закон, не повлекло за собой выделения положений о программах для ЭВМ ни в отдельную главу ГК, ни даже в отдельный параграф гл. 70 ГК. Особенности правового режима программ для ЭВМ либо оговариваются в отдельно посвященных им статьях, либо включены в виде специальных норм в статьи, содержащие правила, общие для всех объектов авторского права.
В статье 1261 ГК дано определение программы для ЭВМ как представленной в объективной форме совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные изображения. Так же как и в отношении базы данных, определение программы для ЭВМ несколько уточнено с тем, чтобы приблизить его к общему определению объекта авторского права. В этой статье еще раз подчеркивается, что авторские права на все виды программ для ЭВМ (которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код) охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. При этом к программам для ЭВМ относятся также операционные системы и программные комплексы.
Специальные правила в отношении программ для ЭВМ содержатся в ч. 2 ст. 1269, подп. 1 и 9 п. 2 ст. 1270, п. 4 ст. 1270, подп. 3 ст. 1273, ст. 1280, п. 3 ст. 1286, ст. 1296, 1297 и п. 6 ст. 1298 ГК.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 1259 ГК по желанию правообладателя возможно осуществление государственной регистрации программ для ЭВМ (и баз данных), которая производится в соответствии со ст. 1262 ГК. Программа для ЭВМ (база данных) регистрируется в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Программы (базы), в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, регистрации не подлежат. В пункте 2 статьи 1262 ГК содержатся требования к заявке на государственную регистрацию программы для ЭВМ (базы данных). Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности на основании заявки на регистрацию лишь проверяет наличие необходимых документов и материалов, а также их соответствие требованиям п. 2 ст. 1262 ГК. При положительном результате проверки он вносит программу для ЭВМ в Реестр программ для ЭВМ (базу данных — в Реестр баз данных) и выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации, а также публикует сведения о зарегистрированной программе для ЭВМ (базе данных) в своем официальном бюллетене (п. 3 ст. 1262 ГК). Таким образом, государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных носит заявительный характер, никакая экспертиза подаваемых заявителем сведений по существу не проводится.
Изменено ранее действовавшее правило о том, что договоры о передаче исключительного права на программы для ЭВМ (базы данных) могут быть зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности по соглашению сторон (п. 5 ст. 13 Закона о правовой охране программ для ЭВМ). В ГК предусмотрено, что договоры об отчуждении исключительного права на программу для ЭВМ (базу данных), которая получила государственную регистрацию, а также переход исключительного права на такую зарегистрированную программу (базу) к другим лицам без договора подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (абз. 1 п. 5 ст. 1262 ГК). Это означает, что теперь такая «вторичная» регистрация носит обязательный характер. Сведения об изменении обладателя исключительного права вносятся в Реестр программ для ЭВМ (Реестр баз данных) на основании зарегистрированного договора или иного правоустанавливающего документа (при переходе права без договора) и публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Регистрация договоров об отчуждении незарегистрированных программ для ЭВМ (баз данных), а также перехода таких программ (баз) к другим лицам без договора по правилам ст. 1262 ГК не производится.
Правила, установленные п. 5 ст. 1262 ГК, предусматривают порядок, отличный от общего правила пункта 2 ст. 1232 ГК, предполагающего обязательную регистрацию не только отчуждения исключительного права, но и залога такого права и предоставления на основании лицензионного договора права использования соответствующего результата интеллектуальной деятельности. Пункт 7 статьи 1232 ГК содержит указание на то, что в случаях, когда в соответствии с ГК государственная регистрация результата интеллектуальной деятельности осуществляется не в обязательном порядке, а по желанию правообладателя, правила п. 2 ст. 1232 ГК применяются, если ГК не предусмотрено иное. Формулировка п. 5 ст. 1262 ГК ясно свидетельствует о том, что ни залог исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ (базу данных), ни предоставление по договору права ее использования государственной регистрации не подлежат.

Copyright © 2005 — 2015

Смотрите еще:

  • Коап об административных правонарушениях штраф Статья 3.5 КоАП РФ. Административный штраф Новая редакция Ст. 3.5 КоАП РФ 1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 19.15.1 и частью 2 […]
  • Ук рф независимо от пола расы Уголовный кодекс Российской Федерации Раздел I. Уголовный закон Глава 1. Задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации Статья 1. Уголовное законодательство Российской Федерации 1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, […]
  • Мировой суд 4 индустриального района г барнаула официальный сайт Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. Архив обращений Обращения за 2018 год Обращения за 2017 […]
  • Предварительный договор недвижимость регистрация Каковы гарантии и риски заключения предварительного договора купли-продажи квартиры? Юридический Яндекс Дзен! Там особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Предварительный договор купли-продажи квартиры фиксирует намерения сторон в будущем […]
  • Жилищный кодекс рф статья 157 часть 1 Главная | Жилищный кодекс РФ | Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги 1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их […]
  • 326 41 коап рф Обзор по административной практике за 11 месяцев 2013 года Отделом организации исполнительного производства УФССП России по РТ обобщена и проанализирована работа структурных подразделений по выявлению и пресечению административных правонарушений. За 11 месяцев 2013 года структурными […]
  • Халатность ук рф комментарии Комментарий к ст. 293 УК РФ 1. Для привлечения к уголовной ответственности за халатность должно быть установлено: 1) какие конкретно обязанности были возложены в установленном порядке на данное должностное лицо; 2) что именно из этих обязанностей не выполнено или выполнено ненадлежаще; […]
  • Мыскин аВ Брачный договор в системе российского частного права Социология 1 курс ответы Социология 1 курс ответы ➨ Доступно для скачивания бесплатно в формате word 4257. ✅ Трудовой договор, Права и обязанности сторон, Анисимов Л. Проблемы социология 1 курс ответы в теории муниципального права и практике местного самоуправления, Черногор Н. Развитие […]
Записи созданы 5878

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх