Статья 289 кодекса

Статья 289. Заключение трудового договора на срок до двух месяцев

СТ 289 ТК РФ.

При приеме на работу на срок до двух месяцев испытание работникам не устанавливается.

Комментарий к Ст. 289 Трудового кодекса РФ

1. Трудовой договор, заключаемый на срок до двух месяцев, является разновидностью срочного трудового договора, поэтому к нему применяются все правила, установленные для данного вида договора (см. ст. ст. 58, 59, 79 ТК РФ и комментарий к ним), а также специальные правила, зафиксированные в гл. 45 ТК РФ.

В трудовом договоре указываются срок действия (в пределах двух месяцев) и обстоятельство (причина), послужившее основанием для заключения срочного трудового договора. Согласно ст. 59 ТК РФ самостоятельным основанием для заключения срочного трудового договора является необходимость выполнения временных (до двух месяцев) работ. Кроме того, причинами могут быть необходимость замены временно отсутствующего работника, проведение срочных работ по предотвращению несчастных случаев, аварий, катастроф и т.п., устранение последствий указанных обстоятельств, а также выполнение работ, выходящих за рамки обычной деятельности организации, и иные причины, перечисленные в ст. 59 ТК РФ.

На практике трудовой договор, заключаемый на срок до двух месяцев, именуют временным, а работников — соответственно временными.

2. В трудовом договоре, заключенном на срок до двух месяцев, не допускается установление условия об испытании.

Статья 289. Налоговая декларация

1. Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном настоящей статьей.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту учета (по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, по месту учета в качестве оператора нового морского месторождения углеводородного сырья) налоговые декларации с расчетом налоговых баз отдельно в отношении каждого нового морского месторождения углеводородного сырья.

2. Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, представляют налоговую декларацию только по истечении налогового периода.

3. Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

4. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

5. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.
6. Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», и осуществляющие расчет совокупного размера прибыли в соответствии с пунктом 18 статьи 274 настоящего Кодекса вместе с налоговой декларацией представляют расчет совокупного размера прибыли.

7. Участники консолидированной группы налогоплательщиков, за исключением ответственного участника этой группы, не представляют налоговых деклараций в налоговые органы по месту своего учета, если они не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы.

Если участники консолидированной группы налогоплательщиков получают доходы, не включаемые в консолидированную налоговую базу этой группы, они представляют в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации только в части исчисления налога в отношении таких доходов.

8. Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков по итогам отчетного (налогового) периода составляется ответственным участником этой группы на основе данных налогового учета и консолидированной налоговой базы в целом по консолидированной группе налогоплательщиков только в части исчисления налога в отношении консолидированной налоговой базы.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков обязан представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в налоговый орган по месту регистрации договора о создании такой группы в порядке и сроки, которые установлены настоящей статьей для налоговой декларации по налогу.

Комментарий к Ст. 289 НК РФ

В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 289 НК РФ, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном ст. 289 НК РФ.

Таким образом, налоговые декларации по налогу на прибыль обязаны представлять все налогоплательщики. Декларацию по налогу на прибыль представляют в следующие сроки:

— по итогам каждого отчетного периода — не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;

— по итогам налогового периода (года) — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если отчетным периодом по налогу на прибыль является квартал (первое полугодие, девять месяцев), декларацию нужно представлять в следующие сроки:

— за I квартал — не позднее 28 апреля отчетного года;

— за полугодие — не позднее 28 июля отчетного года;

— за девять месяцев — не позднее 28 октября отчетного года; — за год — не позднее 28 марта года следующего года.

Если отчетным периодом по налогу на прибыль является месяц, декларацию нужно представлять:

— по итогам отчетных периодов — не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим;

— по итогам налогового периода (года) — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. п. 3, 4 ст. 289 НК РФ, абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ).

Для вновь созданных организаций предусмотрены особенности в отношении правил определения первого отчетного (налогового) периода и даты представления декларации (абз. 2 п. 2 ст. 55 НК РФ).

Приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения, а также Формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме» (далее — Приказ ФНС России от 26 ноября 2014 г. N ММВ-7-3/[email protected]) были утверждены:

— форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее — декларация по налогу на прибыль);

— Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее — Порядок заполнения декларации по налогу на прибыль);

— Формат представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

В состав декларации по налогу на прибыль обязательно (если иное не установлено Порядком заполнения декларации по налогу на прибыль) включаются:

а) титульный лист (лист 01);

б) подраздел 1.1 разд. 1;

г) Приложения N 1 и N 2 к листу 02.

Подразделы 1.2 и 1.3 разд. 1, Приложения N N 3, 4 и 5 к листу 02, а также листы 03, 04, 05, 06, 07, Приложения N N 1 и 2 к налоговой декларации включаются в состав декларации по налогу на прибыль и представляются в налоговый орган, только если налогоплательщик имеет доходы, расходы, убытки или средства, подлежащие отражению в указанных подразделах, листах и приложениях, является налоговым агентом или в его состав входят обособленные подразделения.

Подраздел 1.2 разд. 1 не включается в состав декларации по налогу на прибыль за налоговый период.

Приложение N 4 к листу 02 включается в состав декларации по налогу на прибыль только за I квартал и налоговый период.

Лист 06 заполняется только негосударственными пенсионными фондами.

Лист 07 заполняется организациями при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в п. п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ, при составлении декларации по налогу на прибыль только за налоговый период.

Некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога на прибыль организаций, представляют декларацию по налогу на прибыль по истечении налогового периода в составе титульного листа (листа 01) с кодом «229» по реквизиту «по месту нахождения (учета)», листа 02, а также Приложений N N 1 и 2 к налоговой декларации при наличии подлежащих отражению в них доходов и расходов и листа 07 при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в п. п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ. За отчетные периоды указанные организации декларации по налогу на прибыль не представляют (п. 1.2 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Организации, уплачивающие авансовые платежи ежемесячно, исходя из фактически полученной прибыли нарастающим итогом с начала года, представляют декларации по налогу на прибыль за отчетный период (I квартал, полугодие, 9 месяцев) и налоговый период (год) в объеме: титульный лист (лист 01), подраздел 1.1 разд. 1, лист 02, Приложения N N 1 и 2 к листу 02.

По итогам других отчетных периодов (за месяц, два, четыре, пять, семь, восемь, десять и одиннадцать месяцев) такие организации представляют декларацию в объеме титульного листа (листа 01), подраздела 1.1 разд. 1 и листа 02. При осуществлении соответствующих операций и (или) наличии обособленных подразделений в состав деклараций по налогу на прибыль включаются также подраздел 1.3 разд. 1, Приложение N 5 к листу 02 и листы 03, 04, 05 (п. 1.3 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговый орган по месту своего нахождения декларацию по налогу на прибыль, составленную в целом по организации с распределением прибыли по обособленным подразделениям (ст. 289 НК РФ) или по обособленным подразделениям, находящимся на территории одного субъекта Российской Федерации, при уплате налога на прибыль в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ.

В налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации представляют декларацию по налогу на прибыль, включающую в себя титульный лист (лист 01), подраздел 1.1 разд. 1 и подраздел 1.2 разд. 1 (при уплате в течение отчетных (налоговых) периодов ежемесячных авансовых платежей), а также расчет суммы налога (Приложение N 5 к листу 02), подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения. При расчете налога на прибыль по группе обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации, декларация по налогу на прибыль в указанном объеме представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, декларацию по налогу на прибыль, составленную в целом по организации, а также декларации по каждому обособленному подразделению (группе обособленных подразделений) представляют в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика в электронной форме (по телекоммуникационным каналам связи) по установленным форматам, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации (п. 1.4 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 НК РФ, и рыбохозяйственные организации, отвечающие критериям, предусмотренным пп. 1 или пп. 1.1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ, по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, налогообложение которой осуществляется по налоговой ставке 0 процентов, по итогам отчетных (налоговых) периодов представляют в составе декларации по налогу на прибыль титульный лист (лист 01), подразделы 1.1 и 1.2 разд. 1, а также лист 02, Приложения N N 1, 2, 3, 5 к листу 02 с кодом 2 — сельскохозяйственный товаропроизводитель по реквизиту «Признак налогоплательщика». Подраздел 1.2 разд. 1, Приложения N N 3, 5 к листу 02 представляются только при исчислении ежемесячных авансовых платежей при наличии соответствующих доходов и расходов, обособленных подразделений.

Показатели по иным видам деятельности указанные налогоплательщики отражают в декларации по налогу на прибыль в общеустановленном порядке с указанием в листе 02 и в Приложениях к нему кода 1 по реквизиту «Признак налогоплательщика» (п. 1.5 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Налогоплательщики, являющиеся резидентами особых экономических зон в соответствии с законодательством Российской Федерации, при исчислении налога по налоговым ставкам, установленным для данной категории налогоплательщиков, в состав декларации по налогу на прибыль, помимо титульного листа (листа 01) и подразделов 1.1 и 1.2 разд. 1, включают лист 02, Приложения N N 1, 2, 3, 4, 5 к листу 02 с кодом 3 по реквизиту «Признак налогоплательщика». При этом подраздел 1.2 разд. 1, Приложения N N 3, 4, 5 к листу 02, Приложение N 1 к налоговой декларации представляются только при исчислении ежемесячных авансовых платежей при наличии, соответственно, доходов и расходов, убытков и обособленных подразделений.

Показатели для исчисления налога по иным налоговым ставкам резиденты особых экономических зон отражают в декларации по налогу на прибыль в общеустановленном порядке с указанием в листе 02 и в Приложениях к нему кода 1 по реквизиту «Признак налогоплательщика» (п. 1.6 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Организации, владеющие лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья либо в границах которого предполагается осуществлять поиск, оценку и (или) разведку нового морского месторождения углеводородного сырья а также операторы нового морского месторождения углеводородного сырья (далее — организации, перечисленные в п. 1 ст. 275.2 НК РФ) представляют в налоговые органы налоговые декларации с расчетом налоговых баз отдельно по каждому новому месторождению с отражением ее расчета и исчисленного налога в подразделах 1.1 и 1.2 разд. 1, в лист 02, Приложения N N 1, 2, 3, 4 к нему с кодом 4 по реквизиту «Признак налогоплательщика (код)». Если на лицензионном участке выделено несколько новых морских месторождений, то в коде 4 после указания серии, номера и вида лицензии через дробь указывается порядковый номер нового морского месторождения (например, «01», «02» и так далее). Если в границах участка недр находится одно новое морское месторождение, то указываются цифры «01».

Указанные налогоплательщики определяют налоговую базу при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, отдельно от налоговой базы, определяемой при осуществлении иных видов деятельности, на основании п. 2 ст. 275.2 НК РФ (п. 1.6.1 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Организации, исполняющие обязанности налоговых агентов по исчислению налоговой базы и суммы налога на прибыль, по удержанию у налогоплательщиков — получателей доходов и перечислению в федеральный бюджет указанного налога (далее — налоговые агенты), представляют налоговый расчет (далее — Расчет) в следующем порядке.

Организации — налогоплательщики налога на прибыль, исполняющие обязанности налоговых агентов по налогу на прибыль организаций, включают в состав декларации по налогу на прибыль Расчет, состоящий из подраздела 1.3 разд. 1 и листа 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)». При этом в титульном листе (листе 01) по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код 213 или 214.

Организации, перешедшие полностью на уплату ЕНВД, на УСН, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); налогоплательщики, доходы и расходы которых полностью относятся к игорному бизнесу, подлежащему налогообложению в соответствии с гл. 29 НК РФ; организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», и использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков налога на прибыль организаций, исполняют обязанности налоговых агентов и представляют в налоговые органы по итогам отчетных (налоговых) периодов Расчет в составе титульного листа (листа 01), подраздела 1.3 разд. 1 и листа 03.

При этом в титульном листе (листе 01) по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код 231 (п. 1.7 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Организации, исполняющие обязанности налоговых агентов по исчислению, удержанию и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налога на доходы физических лиц, в соответствии с п. 4 ст. 230 НК РФ представляют в налоговые органы Приложение N 2 «Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом».

Организации — налогоплательщики налога на прибыль, включают Приложение N 2 к налоговой декларации в состав декларации по налогу на прибыль.

При отсутствии у организации обязанности представления декларации по налогу на прибыль в налоговый орган указанные сведения (Приложение N 2 к налоговой декларации) представляются вместе с Расчетом по налогу на прибыль организаций с указанием в титульном листе (листе 01) по реквизиту «по месту нахождения (учета)» кода 231.

Если у организации отсутствует обязанность представления декларации по налогу на прибыль и Расчета по налогу на прибыль организаций, то такие организации представляют в налоговые органы титульный лист (лист 01) и Приложение N 2 к налоговой декларации. При этом в титульном листе (листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код 235.

Приложение N 2 к налоговой декларации представляется в налоговые органы только за налоговый период (п. 1.8 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Обратим внимание, что абз. 4 п. 1 ст. 289 НК РФ введена обязанность по представлению налоговых деклараций для налогоплательщиков, указанных в п. 1 ст. 275.2 НК РФ.

Налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы налоговые декларации с расчетом налоговых баз отдельно в отношении каждого нового морского месторождения углеводородного сырья (п. 1 ст. 289 НК РФ).

Указанное распространяется на:

а) организации, владеющие лицензиями на пользование участком недр, в границах которого расположено новое морское месторождение углеводородного сырья либо в границах которого предполагается осуществлять поиск, оценку и (или) разведку нового морского месторождения углеводородного сырья;

б) а также на операторов нового морского месторождения углеводородного сырья.

Обратим внимание, что в п. 1 ст. 289 НК РФ установлена обязанность для налогоплательщиков представлять налоговые декларации по итогам отчетных и по итогам налоговых периодов по налогу на прибыль.

А в силу п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

В связи с изложенным возникали вопросы о том, применяются ли меры налоговой ответственности, установленной п. 1 ст. 119 НК РФ, за непредставление (несвоевременное представление) налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций по итогам отчетных периодов.

С целью единообразного применения положений ст. 119 НК РФ по вопросу привлечения к ответственности за непредставление (несвоевременное представление) налоговых деклараций за отчетный период Пленум ВАС РФ дал свои разъяснения в п. 17 Постановления от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57), указав на невозможность привлечения к ответственности на основании ст. 119 НК РФ за непредставление либо несвоевременное представление налоговой отчетности по итогам отчетных периодов независимо от того, как поименованы такие документы в той или иной главе Кодекса.

Таким образом, ФНС России рекомендовала по указанному вопросу руководствоваться налоговым органам в практической работе единой позицией, сформированной в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 (Письмо ФНС России от 30 сентября 2013 г. N СА-4-7/17536).

В п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 указано, что из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

Соответственно, из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ.

Статья 289 НК РФ. Налоговая декларация

СТ 289 НК РФ.

1. Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога
и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны
по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по
месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если
иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке,
определенном настоящей статьей.

Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором
они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего
нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном настоящей статьей.
Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к
категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту
учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, обязаны по
истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту учета
(по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, по месту учета в качестве оператора
нового морского месторождения углеводородного сырья) налоговые декларации с расчетом
налоговых баз отдельно в отношении каждого нового морского месторождения углеводородного
сырья.

2. Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации
упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате
налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового
периода.
Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными
учреждениями, представляют налоговую декларацию только по истечении налогового периода.

3. Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые
расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически
полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты
авансовых платежей.

4. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются
налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим
налоговым периодом.

5. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании
каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего
нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным
подразделениям.

6. Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований,
разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об
инновационном центре «Сколково», и осуществляющие расчет совокупного размера прибыли в
соответствии с пунктом 18 статьи 274 настоящего Кодекса вместе с налоговой декларацией
представляют расчет совокупного размера прибыли.

7. Участники консолидированной группы налогоплательщиков, за исключением
ответственного участника этой группы, не представляют налоговых деклараций в налоговые органы
по месту своего учета, если они не получают доходов, не включаемых в консолидированную
налоговую базу этой группы.
Если участники консолидированной группы налогоплательщиков получают доходы, не
включаемые в консолидированную налоговую базу этой группы, они представляют в налоговые
органы по месту своего учета налоговые декларации только в части исчисления налога в отношении
таких доходов.

8. Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе
налогоплательщиков по итогам отчетного (налогового) периода составляется ответственным
участником этой группы на основе данных налогового учета и консолидированной налоговой базы
в целом по консолидированной группе налогоплательщиков только в части исчисления налога в
отношении консолидированной налоговой базы.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков обязан
представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной
группе налогоплательщиков в налоговый орган по месту регистрации договора о создании такой
группы в порядке и сроки, которые установлены настоящей статьей для налоговой декларации по
налогу.

Комментарий к Ст. 289 Налогового кодекса

Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения» утверждена форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Необходимо отметить, что ВАС РФ решением от 28.07.2011 N ВАС-8096/11 «О признании пункта 2 Приказа ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения» не соответствующим положениям Налогового кодекса РФ и недействующим, а приложения N 4 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций соответствующим Налоговому кодексу РФ» признал пункт 2 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций недействительным, кроме того, суд определил, что Приказом ФНС РФ от 15.12.2010 N ММВ-7-3/[email protected] применяется к декларированию, осуществляемому после 28 февраля 2011 года.

Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/[email protected] утверждена форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов. Приказом МНС РФ от 03.06.2002 N БГ-3-23/275 утверждена Инструкция по заполнению формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Приказом МНС РФ от 23.12.2003 N БГ-3-23/[email protected] утверждены форма налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, и Инструкция по ее заполнению.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации утверждена Приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1. Приказом МНС РФ от 07.03.2002 N БГ-3-23/118 утверждена Инструкция по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации.

Приказом Минфина России от 30.12.2010 N 196н в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (далее — Закон N 244-ФЗ), а также соответствующих изменений в иные законодательные акты РФ утверждены формы:

— уведомления участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ об использовании права на освобождение (о продлении использования права на освобождение, об отказе от освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика;

— расчета совокупного размера прибыли (убытка) участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ;

— расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ.

Также данным Приказом утвержден Порядок заполнения формы расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 80 НК РФ установлено, что лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н. Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица.

Минфин России в письме от 05.05.2009 N 03-02-07/1-228 обратил внимание на пункт 15 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71), согласно которому предусмотренный статьей 119 НК РФ штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансового платежа по налогу.

Финансовое ведомство предположило, что налогоплательщик налога на прибыль организаций, который несвоевременно представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за отчетный период, являющуюся, по существу, расчетом авансового платежа по этому налогу, не может быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 119 НК РФ.

Минфин России пришел к выводу, что ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством Российской Федерации срок налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетный период наступает в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Однако в судебной практике выработана противоположная позиция.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2010 N 3299/10 пришел к выводу, что обязанность представления налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам как налогового, так и отчетного периодов прямо установлена главой 25 НК РФ, в то время как представление расчета авансового платежа по налогу на прибыль за отчетные периоды ни НК РФ, ни иными актами налогового законодательства не определено.

Таким образом, толкование понятия «налоговая декларация, представляемая за отчетный период» как расчета авансового платежа не основано на положениях НК РФ. Следовательно, в случае представления такой налоговой декларации с нарушением срока, установленного пунктом 3 статьи 289 НК РФ, наступают последствия, предусмотренные статьей 119 НК РФ.

Ссылку нижестоящих судов на разъяснения, содержащиеся в пункте 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, суд признал некорректной, так как эти разъяснения основаны на обстоятельствах, касающихся представления расчета авансового платежа (в частности, по единому социальному налогу), и положениях главы 24 НК РФ, которые обязывали плательщиков единого социального налога по итогам отчетного периода представлять в налоговый орган именно данный расчет как документ, а не налоговую декларацию.

В отношении письма Минфина России суд указал, что оно является ответом на частный вопрос по обстоятельствам, идентичным фактам в настоящем деле, и выражает мнение Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, которое противоречит положениям НК РФ.

При этом данная позиция Президиума ВАС РФ ранее уже поддерживалась частью судов (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.01.2009 N А74-1719/08-Ф02-7037/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2010 N А70-7521/2009).

Таким образом, рассматривать налоговую декларацию, представляемую за отчетный период, в качестве расчета авансового платежа, неправомерно.

Как разъяснил Минфин России в письме от 22.01.2010 N 03-03-06/1/15, НК РФ предусматривает начисление пени на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, не устанавливая каких-либо особенностей, а согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование» пени, начисленные на авансовые платежи, подлежат пересчету, если эти авансовые платежи превысили сумму исчисленных платежей за отчетный период или исчисленного за год налога. В настоящее время налоговые органы при начислении пеней на авансовые платежи применяют следующий механизм их расчета. В частности, пени на суммы ежемесячных авансовых платежей до истечения отчетного периода не начисляются. После представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период пени начисляются на несвоевременно уплаченные ежемесячные авансовые платежи, не превышающие авансового платежа, исчисленного исходя из прибыли за последний квартал отчетного (налогового) периода.

Как указано в письме от 09.07.2009 N 03-03-06/1/455, уплата налога организацией, не имеющей обособленных подразделений, производится по месту ее нахождения.

Таким образом, представление деклараций и уплата налога на прибыль производятся по месту нахождения организации, а не по месту нахождения управляющей компании. При этом налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Минфин России в письме от 07.10.2009 N 03-08-05 пришел к выводу, что налоговая декларация представляется в налоговые органы всеми иностранными организациями, имеющими отделения и филиалы в Российской Федерации, независимо от того, привела их деятельность к образованию постоянного представительства или нет.

Что касается вопроса определения статуса иностранной организации, то статус постоянного представительства и представительства определяется на основании норм национального законодательства о налогах и сборах, а также соответствующих соглашений об избежании двойного налогообложения самой иностранной организацией, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации. Окончательное решение данного вопроса налоговые органы могут определить только в ходе проведения налогового контроля в соответствии с главой 14 НК РФ.

Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков» внес ряд изменений в нормы статьи 289 НК РФ.

Так, были введены в действие пункты 7 и 8.

В связи с введением указанных пунктов, участники консолидированной группы налогоплательщиков, за исключением ответственного участника, не подают налоговые декларации, если они не осуществляют деятельность, доход от которой не учитывается в рамках консолидированной группы. В свою очередь, на ответственного участника возложена обязанность ведения налогового учета только в рамках консолидированной прибыли.

Статья 289. Квартира как объект права собственности

Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).

Комментарий к Ст. 289 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена квартирам, тогда как к объектам права собственности на жилое помещение относятся и жилые дома, а также в определенных случаях комнаты в жилых домах и комнаты в квартирах. Полагаем необходимым дать характеристику как жилых помещений в общем, так и отдельных видов.

2. Жилым признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом, отвечает установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям и предназначено для проживания граждан (ч. 2 ст. 15 ЖК). Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, подробно устанавливает требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе к несущим и ограждающим конструкциям жилых помещений, обустройству и оборудованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и т.д.

Жилое помещение является недвижимостью, поскольку полностью подпадает под положения п. 1 ст. 130 ГК РФ: «…прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно…».

На основании ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Жилое помещение, являющееся объектом договора социального найма, как правило, должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, в котором находится.

По своей сути жилые помещения относятся к сложным объектам, т.е. они образуются из вещей, которые составлены искусственно из нескольких соединенных между собой частей . В состав таких объектов всегда в качестве главной вещи входит само помещение, непосредственно предназначенное для удовлетворения жилищных потребностей граждан. Наряду с помещением в состав объекта входят другие вещи либо имущественные права. При этом их состав зависит от вида жилого помещения.

———————————
Хвостов В.М. Система римского права: Учебник (по изд. 1908 г.). М.: СПАРК, 1996. С. 126.

3. Гражданский и Жилищный кодексы РФ предусматривают специальную регламентацию некоторых отношений, складывающихся при пользовании жилыми помещениями, находящимися в многоквартирных домах. При этом ГК РФ устанавливает, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве общей собственности на общее имущество дома (см. ст. 290 ГК РФ и комментарий к ней).

4. В отличие от квартир право собственности на жилые дома (изолированные части жилых домов) допускалось при любой социально-экономической ситуации, ограничения были только по количеству и размеру. Вместе с тем на практике возникает вопрос о праве собственников жилых домов на земельные участки, надворные постройки и другое имущество, расположенное вне строения. Как справедливо отмечается в юридической литературе, только в единстве всех своих частей, связанных общим хозяйственным назначением, располагаясь на земельном участке, жилой дом и является объектом права собственности .

———————————
Кузьмин В.Н. Право личной собственности на жилой дом в СССР (Основные проблемы): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1975. С. 15.

В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 27 августа 1980 г., не утратившем своего значения, указывается на то, что принадлежностью признается вещь, назначенная служить главной вещи и связанная с ней общим хозяйственным назначением. Если законом или договором не установлено иное, принадлежность следует судьбе главной вещи.

В числе построек, именуемых жилым домом, главной вещью признается строение, предназначенное для проживания. Остальные постройки служат для удовлетворения хозяйственных надобностей и не могут быть самостоятельным объектом права собственности на отведенном для постройки дома земельном участке.

Рассматривая конкретное дело, Пленум обратил внимание на то, что в договоре, заключенном сторонами, сказано о продаже дома и не оговорено, что подсобные строения не проданы.

Из этого, учитывая вышеизложенное, суду надлежало сделать вывод, что договор заключен о продаже как дома, так и подсобных строений. В противном случае на одном земельном участке оказалось бы два собственника: один — жилого дома, а другой — подсобных строений, что недопустимо .

———————————
Судебная практика по жилищным спорам: Сборник постановлений, решений и определений федеральных судов. М.: Норма-Инфра-М, 1999. С. 206 — 207.

Анализ норм, изложенных в гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю» и в других главах ГК РФ, позволяет говорить о том, что наряду с правом собственности на жилой дом собственник всегда обладает определенными правами на земельный участок и некоторое другое имущество, обслуживающее жилой дом. При этом объем прав на земельный участок может быть различным.

———————————
Глава 17 ГК РФ введена в действие 28 апреля 2001 г. см.: Собрание законодательства РФ. 2001. N 17. Ст. 1644, а также: Крашенинников П.В. Право собственности и иные вещные права на землю: Вводный комментарий к главе 17 Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: Статут, 2001.

В обоснование сказанного можно привести конструкцию, предложенную в ст. 552 ГК РФ, где регламентируются отношения, связанные с земельным участком при продаже находящейся на нем недвижимости.

Принимая во внимание то обстоятельство, что жилое помещение относится к недвижимости, следует отметить, что одновременно с передачей права собственности на жилой дом передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этим жилищем и необходима для ее использования. При этом возможны различные варианты.

По общему правилу, если продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемый дом, покупателю передается право собственности либо предоставляется право аренды на соответствующий земельный участок.

Имеют место случаи, когда продавец не является собственником земельного участка, на котором находится продаваемый жилой дом. При этом покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, на которых пользовался землей продавец дома.

5. Вплоть до начала 90-х гг. XX в. объектами права собственности не могли выступать комнаты в квартирах, они могли быть только объектами договора найма жилого помещения. Некоторое отступление от данного правила впервые наметилось с принятием законодательных актов так называемого переходного периода. Так, Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» впервые было установлено исключение из общего запрета на приобретение в собственность гражданами комнат в коммунальных квартирах: «…местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения вправе с учетом мнения коллективов принимать решения о приватизации… коммунальных квартир» .

———————————
Впоследствии редакция ч. 2 ст. 4 названного законодательного акта была изменена.

Впоследствии Закон об основах федеральной жилищной политики предоставил нанимателям, проживающим в коммунальной квартире, при освобождении соседних комнат наряду с другими возможностями возможность приобрести по договору купли-продажи освободившуюся комнату.

С принятием части второй ГК РФ окончательно закреплен правовой режим комнаты как самостоятельного объекта гражданского оборота, относящегося к жилым помещениям. Такое решение вряд ли можно отнести к достижениям законодательства, поскольку отдельные комнаты не могут в полной мере удовлетворить жилищно-бытовые потребности граждан. Однако законодатель не мог не отреагировать на сложившуюся социально-экономическую ситуацию в жилищной сфере. Сегодня сотни тысяч семей проживают в комнатах коммунальных квартир. Запрет на оборот комнат, по существу, означал бы ограничение прав граждан, в них проживающих, по сравнению с гражданами — пользователями других жилых помещений.

До введения в действие ЖК РФ на практике имели место случаи, юридическое обоснование которых встречало поддержку в литературе , когда при продаже комнаты применялось право преимущественной покупки собственниками других комнат данной квартиры. В обоснование приводились доводы о том, что здесь присутствует общая собственность на кухню и другие объекты общего пользования квартиры. По нашему мнению, право преимущественной покупки в таких случаях применяться не должно было, так как эта ситуация сходна с положением квартир по отношению к объектам общего пользования в многоквартирном доме (см. ст. 290 ГК и комментарий к ней).

———————————
Гришаев С.П. Ваше право собственности на жилой дом и квартиру: Справочное пособие. М.: БЕК, 1995. С. 33.

Данный вывод стал еще более очевидным, поскольку 23 мая 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 20 мая 2002 г. N 55-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» , который нормативно закрепил положение, действовавшее по аналогии с положением об объектах общего пользования многоквартирных домов.

———————————
Российская газета. 23.05.2002. N 90 (2958).

Вместе с тем следует отметить, что в процессе принятия ЖК РФ данное положение изменилось кардинально . Безусловно, речь идет не о том, что кухни и другие объекты перестали быть объектами общего пользования в коммунальных квартирах. Речь идет об установлении права преимущественной покупки у других собственников в квартире. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 42 ЖК РФ при продаже комнаты в коммунальной квартире остальные собственники комнат в данной коммунальной квартире имеют преимущественное право покупки отчуждаемой комнаты.

———————————
При внесении и принятии в первом чтении Государственной Думой проекта ЖК РФ было установлено, что при продаже собственником жилого помещения в коммунальной квартире принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения остальные собственники жилых помещений в данной коммунальной квартире не вправе требовать преимущественной покупки отчуждаемого жилого помещения (п. 7 ст. 41 внесенного законопроекта).

На основании ст. 42 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника комнаты в коммунальной квартире, расположенной в данном доме, пропорциональна сумме размеров общей площади указанной комнаты и определенной в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире этого собственника площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире.

Необходимо отметить, что доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире, а также доля в праве общей собственности на объекты общего пользования в многоквартирном доме (см. ст. 290 ГК РФ и комментарий к ней) следуют судьбе права собственности на указанную комнату. При переходе права собственности на комнату в коммунальной квартире соответствующая доля нового собственника равна доле предшествующего собственника этой комнаты.

Следует иметь в виду, что собственник комнаты в коммунальной квартире не вправе: осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире; отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанную комнату.

Конечно же, собственники комнат обязаны содержать общее имущество в коммунальной квартире. При этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в коммунальной квартире, бремя которых несет собственник комнаты в данной квартире, определяется долей в праве общей собственности (ст. 43 ЖК).

6. Жилое помещение может изменять свои характеристики: новых пользователей в соответствии с процедурой устанавливает ЖК РФ. В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования. В свою очередь, перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник представляет в орган, осуществляющий согласование (орган местного самоуправления):

— заявление в соответствии с формой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. N 266 ;

———————————
Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. N 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 19. Ст. 1812.

— правоустанавливающие документы на жилое помещение;

— подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

— технический паспорт жилого помещения;

— согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма).

В тех случаях, когда жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры, требуется заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Важно отметить, что орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представления других документов. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления не позднее чем через 45 дней со дня представления документов.

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня согласования выдает или направляет заявителю по адресу, указанному в заявлении, документ, подтверждающий принятие соответствующего решения. Такой документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

В ст. 27 ЖК РФ предусматривается отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Такой отказ допускается в случаях:

— непредставления указанных выше документов;

— представления документов в ненадлежащий орган;

— несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установленным требованиям.

В решении об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должны содержаться основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения. При этом такое решение выдается заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

На основании ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Такой акт направляется в организацию по учету объектов недвижимого имущества.

Жилищный кодекс РФ предусматривает последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения. В п. 3 ст. 29 Кодекса указывается, что собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. При этом, если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние, суд по иску принимает решение:

— в отношении собственника — о продаже с публичных торгов указанного жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника этого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

— в отношении нанимателя указанного жилого помещения по договору социального найма — о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению этого жилого помещения в прежнее состояние.

Для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние, а также для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому договору, орган, осуществляющий согласование, устанавливает новый срок для приведения данного жилого помещения в прежнее состояние.

Важно отметить следующее обстоятельство: на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

7. При рассмотрении такого специфического объекта гражданского и жилищного права, как жилое помещение, нельзя обойти вниманием теоретическую дискуссию, посвященную сущности объекта.

По существу, сведение и анализ различных позиций, высказанных в литературе по данному поводу, первым произвел Б.М. Гонгало, который выделил «концепцию фикции», «концепцию пространства», а также «концепцию материального объекта» .

———————————
Гонгало Б.М. Жилое помещение — объект недвижимости (краткое вступление к большой дискуссии) // Семейное и жилищное право. 2007. N 2. С. 2 — 5.

Разделяя концепцию материального объекта, полагаем необходимым высказаться о двух других.

По нашему мнению, рассуждать о жилых помещениях как о несамостоятельной части недвижимого имущества (концепция фикции) или как об ограниченном пространстве (концепция пространства) можно только сильно «возвышаясь» над жизнью, а также прошлым и действующим законодательством, где всегда независимо от того, признавало государство категорию недвижимым или нет, жилое помещение признавалось и признается имуществом, вещью. Давайте вспомним законы, где жилое помещение рассматривалось как один из объектов договора имущественного найма — ст. 156 ГК 1922 г., ст. ст. 238, 295 ГК РСФСР, ЖК РСФСР, ст. 7 Закона о собственности в СССР; как недвижимость — Закон об основах федеральной жилищной политики (ст. 1), Закон о регистрации недвижимости (ст. 1), ГК РФ (например, ст. ст. 558, 601, 1137) и т.д.

Безусловно, многоквартирный дом может быть объектом правоотношений, например объектом договора купли-продажи, но только в тех случаях, когда он не заселен и когда не сформированы (не выделены в натуре) такие объекты, как помещения (жилые и нежилые). Собственно говоря, многоквартирным-то он называется скорее в техническом смысле этого слова и только до выделения внутри дома обособленных объектов. После этого объектами гражданского, жилищного права становятся помещения со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Смотрите еще:

  • Закон о госслужбе 58 Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ ст 58 (ред. от 03.08.2018) Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания 1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от […]
  • Приказ об увольнении по ст 79 Увольнение в связи с истечением срока действия срочного трудового договора Настоящая статья посвящена рассмотрению и анализу судебной практики, связанной с увольнением работников по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (истечение срока трудового договора). Основным документом, заключаемым между […]
  • 1 трудовой договор по совместительству Можно ли продлить трудовой договор по совместительству? Работаю по трудовому договору по совместительству на 0,25 ставки на должности преподавателя в вузе. Там же работаю и по основной должности. Срок договора по совместительству истекает 7 июля 2013 года. Могу ли я продлить этот договор […]
  • Какие документы для сдачи на водительские права Нужен автоинструктор в Москве? 43 инструктора и 188 автошкол в Москве Еженедельная аудитория 65 000 посетителей о сайте Стоимость часа обучения Стоимость курса теории Стоимость 45 мин. практики Авто новости Нет времени искать автоинструктора? Поможем сделать правильный […]
  • Мировой суд псков васильева Мировой суд псков васильева Псковский городской суд Псковской области Проводится ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) помощниками судей в кабинете 10 (1 этаж) в течение всего рабочего дня 180014, д. 79, ул. Николая Васильева, г. Псков Понедельник – четверг: с […]
  • Написать письмо прокурору области Интернет-приёмная Прежде, чем направить письмо, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь со следующей информацией. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре […]
  • Судебный эксперт и специалист Разница между экспертом и специалистом В уголовном, гражданском и административном праве допускается участие лиц, незаинтересованных в исходе дела. Наряду с переводчиками и секретарями активно привлекаются эксперты и специалисты, чьё мнение по ряду вопросов может быть положено в основу […]
  • Земельный участок на новорязанском шоссе Участки в дачных поселках по Новорязанскому шоссе Новорязанское 75 км Стоимость за сотку Новорязанское 75 км Стоимость за сотку Новорязанское 75 км Стоимость за сотку Новорязанское 87 км Стоимость за сотку от 10000 рублей Новорязанское 77 км Стоимость за сотку от […]
Записи созданы 6417

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх