Статья 19 коап рф с комментариями

Статья 19.1. Самоуправство

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

Комментарий к Ст. 19.1 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения является установленный порядок управления.

Под установленным порядком управления следует понимать определенную законодательно или на уровне локальных нормативно-правовых актов четко регламентированную процедуру осуществления процесса планирования, организации, мотивации и контроля, необходимого для формулирования и достижения цели деятельности конкретной управленческой организации или структурной единицы.

Объективная сторона данного состава административного правонарушения заключается в осуществлении виновным лицом своих прав без согласия на то либо обращения потерпевшего, с условием непричинения при этом существенного вреда.

Следует отметить, что осуществляемые виновным лицом права могут быть как действительно принадлежащими ему в соответствии с должностным регламентом или занимаемой должностью, так и необоснованно предполагаемыми, например, когда лицо, занимая одну руководящую должность, приписывает себе распорядительные функции другого лица, осуществляющего управление смежной отраслью в одной и той же сфере деятельности одной структурной единицы — руководитель отдела бухгалтерского учета организации принимает на работу в свой отдел лицо, оформляет трудовую книжку и заключает с ним трудовой договор вместо начальника отдела кадров, не имея на то полномочий, но предполагая их наличие у себя в силу руководства специализированным отделом.

Отсутствие негативных последствий в виде существенности причиненного ущерба является признаком объективной стороны правонарушения, по которому проводится разграничение от состава преступления, предусмотренного ст. 330 УК РФ.

2. В качестве субъекта административной ответственности могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, а также должностные лица.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Статья 5.62. Дискриминация

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Комментарий к статье 5.62 КОАП РФ

1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются права и свободы человека и гражданина, гарантируемые Конституцией РФ на основе универсального принципа равенства. Согласно ст. 19 Конституции РФ (соответствующей ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Свои социальные, экономические, политические и личные права и свободы граждане реализуют и используют в соответствии с действующим законодательством в самых разных сферах жизни (на работе и службе, в быту и на отдыхе, на улицах и в других общественных местах). Поэтому потенциально с дискриминацией граждане могут встретиться практически везде.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного данной статьей, выражается, как правило, в действиях (либо в бездействии), препятствующих гражданам осуществлять (реализовывать) и защищать свои конституционные права (на труд, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства и т.п.).

Состав правонарушения сформулирован как формальный. Для квалификации содеянного как дискриминации достаточно факта нарушения права гражданина по указанным мотивам и не требуется наступления каких-либо конкретных материальных (имущественных) и иных последствий правонарушения.

Сущность дискриминации выражается не только в нарушении права конкретного гражданина (или группы граждан), но и в нарушении принципа равенства всех перед законом (правом) и судом по мотивам того, что этот гражданин (или группа граждан) имеет другой пол, цвет кожи, относится к другой расе или национальности, говорит на другом языке, имеет другое происхождение, имущественное, семейное, социальное или должностное положение, другой возраст и место жительства, исповедует другую религию (или не исповедует никакой религии), имеет другие убеждения и взгляды, состоит (или, напротив, не состоит) в каких-либо общественных объединениях или каких-либо социальных группах.

В то же время следует иметь в виду, что не всякое отступление от принципа равенства прав и возможностей, не всякое различие, исключение или предпочтение (основанное, например, на специфических требованиях к определенной работе или деятельности) можно считать дискриминацией. Не будут являться дискриминационными, например, требования предварительного прохождения медицинского освидетельствования при приеме на некоторые виды работ.

Поэтому, как показывает практика (в том числе судебная), дискриминацию очень сложно доказывать, поскольку подобные мотивы обычно публично не обнародуются и официально не декларируются, а, напротив, прикрываются (на словах, в документах, приказах и т.п.) другими обстоятельствами (основаниями и причинами) нарушений, ограничений, запретов, увольнений, воспрепятствований и т.д.

Чаще всего, если судить по данным судебной практики, дискриминационные нарушения имеют место в трудовых отношениях (вопреки ст. 3 ТК РФ). Это, например, отказ в приеме на работу гражданина (или увольнение с работы) по причине несогласия с его политическими взглядами или религиозными убеждениями и т.п. По этим же причинам может состояться исключение студента из учебного заведения, возможен также отказ в регистрации по месту жительства лицу (лицам) определенной национальности и т.п.

Административное правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из указанных правонарушающих действий (см. п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5). Например, в сфере трудовых отношений нарушение будет оконченным с момента издания (подписания) приказа об увольнении работника.

Данное административное правонарушение следует отличать (по признакам объективной стороны, в том числе в зависимости от последствий и др.) от уголовно наказуемой дискриминации (ст. 136 УК РФ — нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина), квалифицирующим признаком которого является совершение таких деяний лицом с использованием своего служебного положения.

2. Субъектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, может быть любой гражданин, в том числе работающий в какой-либо организации и выполняющий как должностное лицо организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции (например, руководитель организации). Субъектом ответственности за данное правонарушение может стать также организация (юридическое лицо), если она по указанию или при попустительстве руководителей оказывает, например, услуги и работы клиентам (заказчикам, пациентам и т.п.), руководствуясь дискриминационными причинами, или если в ней совершаются дискриминационные действия, нарушающие права работников (или членов) организации.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной виной — прямым умыслом (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Мотив и цель совершения дискриминационных действий предполагаются, но требуют доказывания, чтобы обеспечить их правильную квалификацию по данной статье КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, возбуждаются прокурором, в связи с чем он выносит по этому поводу мотивированное постановление (ст. 28.4 КоАП РФ).

Статья 19.1. Самоуправство

СТ 19.1 КоАП РФ

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

Комментарий к Ст. 19.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Обязательным признаком самоуправства является самовольность, т.е. виновное лицо преднамеренно нарушает установленный действующим законодательством РФ определенный порядок осуществления своего действительного или предполагаемого права и вопреки этому порядку пытается осуществить неправомерные действия для достижения имеющихся у него противоправных целей. При этом виновный осознает, что действует без разрешения лица (или лиц), право которого данное деяние нарушает.

— Например, действия должностных лиц управляющих компаний, которые в нарушение требований, предусмотренных нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, отключают потребителей от электроэнергии в жилых помещениях, зачастую квалифицируются как самоуправство.

— Установка ограждений и шлагбаумов, которые препятствуют свободному доступу смежных землепользователей, обладающих правом прохода и проезда, может квалифицироваться как самоуправство.

— Одним из примеров самоуправства также может быть признан случай, когда гражданин, придя на прием к врачу, требовал заверить копии медицинских документов; получив отказ в их заверении, не покидал кабинет врача, чем сорвал график приема посетителей.

2. Общим объектом рассматриваемого правонарушения является порядок управления. Родовым (видовым) объектом становится установленный в нормативных правовых актах порядок реализации гражданами и должностными лицами своих субъективных прав. В случае нарушения установленного порядка реализации субъективных прав причиняется существенный вред другим гражданам и юридическим лицам. Непосредственным объектом административного правонарушения является нарушение установленного порядка реализации своего действительного или предполагаемого права в определенной сфере публичного управления.

3. Объективная сторона комментируемого административного правонарушения характеризуется следующими признаками.

— Во-первых, рассматриваемое правонарушение может быть совершено только путем активных действий. Невозможно реализовать свои субъективные права путем бездействия.

— Во-вторых, действующим законодательством установлен определенный порядок реализации субъективных прав, например обращение в компетентные органы, суд, проведение определенных процедур и т.д.

— В-третьих, лицо реализует свое действительное или предполагаемое право вопреки установленному порядку. Реализация действительного права предполагает осуществление лицом фактически имеющегося у него правомочия, но с нарушением установленных процедур его реализации. Реализация предполагаемого права характеризуется осуществлением фактически не имеющегося у лица правомочия ввиду заблуждения, незнания закона или его игнорирования. Однако последнее не освобождает лицо от административной ответственности.

— В-четвертых, противоправными действиями не должен быть причинен существенный вред гражданам или юридическим лицам. Если же происходит обратное, то данные действия образуют уже состав преступления, предусмотренного ст. 330 УК РФ. Наличие существенного или несущественного вреда, причиненного самоуправством, должно быть определено исходя из оценки значимости причиненного ущерба, имущественного и финансового состояния потерпевшего, а также сложившейся судебной практики по подобным категориям дел.

— В-пятых, необходимо учитывать, что в КоАП РФ могут быть установлены самостоятельные составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за нарушение установленного порядка реализации субъективных прав, например ст. ст. 9.9, 19.9 КоАП РФ.

4. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и должностные лица, которые совершили самовольные действия для реализации субъективного права вопреки установленному законом порядку его осуществления.

5. Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется прямым умыслом по отношению к самовольным действиям, т.е. виновное лицо должно осознавать, что установлен определенный порядок в соответствии с действующим законодательством РФ для реализации своих прав.

6. Дела о самоуправстве возбуждаются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также прокурором.

7. Дела о самоуправстве отнесены к подведомственности судей.

Статья 19.1 КоАП РФ. Самоуправство

Новая редакция Ст. 19.1 КоАП РФ

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

Комментарий к Статье 19.1 КоАП РФ

1. Объект правонарушения составляют общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления гражданами или юридическими лицами своих действительных или предполагаемых прав. Правовую основу данных общественных отношений составляет закрепленный в федеральных законах или в иных нормативных правовых актах порядок осуществления физическими или юридическими лицами своих прав.

2. С объективной стороны данное правонарушение представляет собой деяние в форме действия. Это действия, направленные на осуществление действительного или предполагаемого права, не соответствующие закрепленному порядку осуществления данных прав. Данный состав в качестве последствий предполагает причинение несущественного вреда гражданам или юридическим лицам. Признание того или иного причиненного вреда существенным решается при рассмотрении дела в каждом конкретном случае с учетом значимости причиненного вреда для потерпевших.

Уголовный кодекс РФ предусматривает самоуправство в качестве преступления. Но есть ряд отличий. Для признания самоуправства преступлением причиненный им вред должен носить существенный характер. Если административное правонарушение противоречит порядку осуществления своего действительного или предполагаемого права, то преступление противоречит порядку совершения каких-либо действий, то есть сфера посягательства административного правонарушения уже, чем сфера посягательства преступления. Кроме того, важным условием признания самоуправства преступлением выступает оспаривание гражданином или организацией правомерности совершенных действий. Уголовный закон предусматривает для самоуправства такие квалифицирующие признаки, как применение насилия или угроза его применения.

3. С субъективной стороны данное правонарушение является умышленным.

4. Субъектами правонарушения выступают индивидуальные субъекты права.

5. Дела о самоуправстве рассматриваются либо мировыми судьями, либо судьями гарнизонных военных судов, если самоуправство совершено военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы.

Другой комментарий к Ст. 19.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Действующее законодательство РФ устанавливает определенный порядок реализации субъектами своих прав и свобод. Именно на установленный законами и иными нормативными правовыми актами порядок и посягают лица, совершающие правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей. При этом в самой статье дается законодательное определение действий, называемых самоуправством, в соответствии с которым таковым признается самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществления своего действительного или предполагаемого права.

2. Объективная сторона комментируемого правонарушения заключается в осуществлении действий самовольного характера, т.е. вопреки установленному федеральным законодательством осуществлению своего действительного или предполагаемого права.

3. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного рассматриваемой статьей, может выражаться и в форме умысла, и в форме неосторожности. При этом самоуправство не причиняет существенного вреда физическим или юридическим лицам.

4. Субъектами данного проступка выступают граждане и должностные лица. Субъектами не могут являться юридические лица, так как самоуправство должно выражаться в психологическом осознании лицом своего действительного или предполагаемого права.

Комментарии к СТ 19.1 КоАП РФ

Статья 19.1 КоАП РФ. Самоуправство

Комментарий к статье 19.1 КоАП РФ:

1. Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами устанавливается порядок осуществления гражданами их прав. Самовольным является такой способ реализации права, который противоречит закону или соответствующим правилам. Таким образом, самоуправство посягает на установленный в государстве порядок управления, порядок осуществления гражданами принадлежащих им прав.

2. Действительным признается право, принадлежащее лицу на основе закона или подзаконного акта. Предполагаемым является право, по добросовестному заблуждению виновного, якобы принадлежащее ему или другому лицу, в интересах которого он действует. В том случае, если лицо действует заведомо незаконно, добиваясь своего действительного или мнимого права вопреки установленному порядку, оно может быть привлечено к ответственности по данной статье, если его действия не содержат состава иного административного правонарушения или преступления.

3. Объективная сторона самоуправства характеризуется активными действиями. Например, гражданин самовольно, вопреки установленному порядку, перепланирует свою квартиру, ослабляя тем самым противошумовую защиту и несущие конструкции в доме.

4. Состав административного правонарушения по данной статье имеется в том случае, если отсутствуют последствия в виде причинения существенного вреда гражданам либо организациям (юридическим лицам), применения насилия или угрозы его применения. Здесь является важным разграничение административно наказуемого и преступного самоуправства, предусмотренного ст. 330 УК РФ. Для объективной стороны преступного самоуправства необходимо наличие существенного вреда, причиненного физическому или юридическому лицу, иной организации, государству, либо применение насилия или угрозы его применения.

Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага, т.е. может выразиться в материальном ущербе, моральном вреде, нарушении прав граждан (например, лишении гражданина возможности пользоваться жилой площадью) и т.п. Решающее значение для квалификации самоуправства имеет не сумма ущерба, а ощутимость его для потерпевшего. В ряде случаев вред может быть неисчислим, например при нарушении жилищных прав, нормальной работы организации, деловой репутации и т.п. При оценке вреда принимается во внимание та объективная оценка подобного рода ущерба, которая существует в обществе и в конечном счете определяется судом (судьей).

5. Самоуправство — правонарушение умышленное. Оно может быть совершено только с умыслом — прямым или косвенным.

6. Субъектом данного правонарушения могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, либо должностные лица, совершившие самоуправные действия с использованием своего служебного положения.

7. Дела об административных правонарушениях в виде самоуправства рассматривают мировые судьи, а дела о правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, — судьи гарнизонных военных судов (ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Разъясняем законодательство

За проживание без регистрации могут оштрафовать

Вопрос: На протяжении 2-х лет я проживаю с сожительницей в ее квартире в г. Курске. Сам я прописан в г. Туле. Вчера к нам домой приходил участковый и составил на меня и на сожительницу протоколы за то, что я живу у нее без регистрации. Правомерны ли действия участкового?

Отвечает старший помощник прокурора Сеймского административного округа г. Курска Анжелика Дюкарева: Да, правомерны. За проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 19.15.1 КоАП РФ.

На основании ст. 5 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

В соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ к компетенции органов внутренних дел относится рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.15.1 КоАП РФ.

Примечанием к ст. 19.15.1 КоАП РФ определено, что граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности по указанной статье в случае:

— проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта Российской Федерации, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;

— если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;

— если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Поскольку Вы и Ваша гражданская жена не относитесь к указанной категории лиц, то вы правомерно привлечены к административной ответственности по ч.1 ст. 19.15.1 КоАП РФ.

Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Смотрите еще:

  • Возврат комиссионного товара от покупателя ндс Возврат товара комитенту Считаю, что в указанном случае комиссионер не оформляет в адрес принципала счет-фактуру на возврат товара, так как указанное действие не предусмотрено действующим законодательством (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137). Вопрос: Об […]
  • Работы средней тяжести Большая Энциклопедия Нефти и Газа Работа - средняя тяжесть Признаком отработанности фильтров следует считать затруднение дыхания, которое наступает при сопротивлении вдоху 100 Па при работах легкой и средней тяжести и 70 Па при тяжелых работах. [31] Для районов с температурой наружного […]
  • Как написать письмо морозову Ульяновск Ульяновская область Герб Ульяновской области Флаг Ульяновской области Образована: 19 января 1943 года Федеральный округ: Приволжский Экономический район: Поволжский Площадь: 37 300 кв. км. Население: 1 299 003 ч. Граничит: на востоке — с Самарской областью; на юге — с Саратовской […]
  • Комитет по защите прав потребителей официальный сайт Защита прав потребителей Полномочия органов власти в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации регулируются федеральным законодательством. Основным нормативно-правовым актом в этой области является Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». […]
  • Трудовой кодекс рф гос тайна Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I"О государственной тайне" С изменениями и дополнениями от: 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 декабря 2007 г., 18 […]
  • Служба после окончания срока контракта Не отпускают после окончания контракта Добрый день,уже незнаю к кому обратиться,у мужа контракт закончен 19 июня,за 2016 и 2017 отпуск не отправляли,и сейчас не дают человека кому сдаваться,а 10 числа его батальон едет в Ростов,сказали поедешь потом приедешь и будем думать,подскажите […]
  • Увольнение в связи с ликвидацией предприятия запись в трудовой Запись в трудовой книжке при ликвидации предприятия Обновление: 19 декабря 2016 г. В соответствии с ч. 4 ст. 66 ТК РФ запись о прекращении трудового договора вносится в трудовую книжку. Частью 5 статьи 84.1 ТК РФ, а также пунктом 14 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления […]
  • Компенсация на ребенка если не берут в детский сад Очередь в детский сад для ребенка военнослужащих Добрый вечер, мы семья военнослужащих, только прибыли к новому месту службы, пошла в районо чтобы ребенку предоставили место в саду, у меня даже ходатайство не взяли сказали мест нет, только на следующий год, но почему я должна ставить […]
Записи созданы 5765

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх