Предоставление жилья беженцам и переселенцам

Оглавление:

Статья 108 ЖК РФ. Предоставление жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами

Новая редакция Ст. 108 ЖК РФ

Порядок предоставления жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, устанавливается федеральными законами.

Комментарий к Статье 108 ЖК РФ

Предоставление жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, сам Кодекс не регламентирует, но устанавливает отсылочную норму, согласно которой указанные отношения регулируются федеральными законами.

Упоминавшиеся выше Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 «О вынужденных переселенцах», действующий в редакции ФЗ от 20.12.1995 N 202-ФЗ, а также ФЗ от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах», действующий в редакции ФЗ от 28.06.1997 N 95-ФЗ, непосредственно не регулируют отношения, указанные в ст. 108 Кодекса.

В настоящее время жилищные отношения с участием вынужденных переселенцев и беженцев регламентированы подзаконными правовыми актами. Так, Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 N 845 было утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации . Оно определяет порядок формирования и использования фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, в частности, порядок предоставления жилых помещений из указанного фонда, порядок заключения и расторжения договора найма, права и обязанности лиц, которым предоставлены соответствующие жилые помещения. Действует также Типовое положение о центре временного размещения вынужденных переселенцев .
———————————
СЗ РФ. 2000. N 46. Ст. 4562.

Утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.1997 N 53 // СЗ РФ. 1997. N 4. Ст. 550; 2008. N 16. Ст. 1708.

Отношения, связанные с предоставлением жилых помещений беженцам, урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 09.04.2001 N 275 «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании» . Порядок учета лиц, признанных беженцами, нуждающихся в жилых помещениях, из фонда жилья для временного поселения и предоставления им указанного жилья утвержден Приказом Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ от 05.10.2001 N 83 .
———————————
СЗ РФ. 2001. N 16. Ст. 1604.

РГ. 2001. 13 ноября.

Изданные до введения в действие Кодекса подзаконные правовые акты, регулирующие отношения, которые, согласно Кодексу, могут регламентироваться только федеральными законами, продолжают применяться в части, не противоречащей Кодексу, впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов (см. ст. 4 Вводного закона).

Типовой договор найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и типовой договор найма жилого помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». Указанными типовыми договорами необходимо руководствоваться на практике при заключении соответствующих договоров найма с вынужденными переселенцами и беженцами.

Другой комментарий к Ст. 108 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Жилые помещения, о которых говорится в комментируемой статье, предоставляются для временного проживания гражданам, которые в установленном федеральным законом порядке признаны вынужденными переселенцами или беженцами (см. комментарий к ст. 97).

Постановлениями Правительства РФ от 08.11.2000 N 845 и от 09.04.2001 N 275 предусматриваются формирование фонда для вынужденных переселенцев и беженцев и его использование.

Согласно Закону РФ «О вынужденных переселенцах» и Федеральному закону «О беженцах» жилые помещения указанным лицам предоставляются в порядке очередности принятия на учет, устанавливаемой территориальными органами миграционной службы. При этом учитываются и члены семьи, также признанные вынужденными переселенцами или беженцами.

Жилые помещения указанным гражданам предоставляются:

при отсутствии возможности самостоятельно определить место жительства на территории Российской Федерации;

если ни один из членов семьи не имеет в России жилья на праве собственности или по договору жилищного найма (это, разумеется, не касается места, откуда они были вынуждены уехать).

2. Статья 108 предусматривает принятие федеральных законов, устанавливающих порядок предоставления жилья вынужденным переселенцам или беженцам. Впредь до этого момента указанные вопросы подлежат регламентации актами, изданными до принятия ЖК (см. ст. 4 Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ).

Обеспечение вынужденных переселенцев и беженцев жильем для временного поселения предусматривается:

Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 N 845 ;
———————————
СЗ РФ. 2000. N 46. Ст. 4562.

Положением о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 N 275 ;
———————————
СЗ РФ. 2001. N 16. Ст. 1604.

Положением о порядке приобретения жилых помещений, предоставляемых МВД России для постоянного и временного проживания вынужденных переселенцев, утв. Приказом МВД России от 10.08.2002 N 758;

Порядком учета лиц, признанных беженцами, нуждающихся в жилых помещениях из фонда жилья для временного поселения, и предоставления им указанного жилья, утв. Приказом Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ от 05.10.2001 N 83 .
———————————
БНА РФ. 2001. N 45.

Согласно Положению о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев фонд для временного поселения этих лиц предоставляет им жилье (жилые дома, квартиры, общежития и другие жилые помещения) в течение срока действия статуса вынужденного переселенца. Подобным образом формируется и фонд для временного поселения лиц, признанных беженцами.

Указанные фонды создаются за счет федерального бюджета; жилые помещения являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении соответствующих территориальных органов.

Используются эти фонды на основе Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев и Положения о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании.

Жилые помещения этих фондов предоставляются по нормам общежития (п. 18 Порядка учета лиц, признанных беженцами, нуждающихся в жилых помещениях из фонда жилья для временного поселения, и п. 26 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев), т.е. из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека.

Помимо общих правил договор найма данного вида может быть расторгнут и в случаях представления не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием для заключения такого договора. Договор подлежит расторжению и при утрате, а также лишении статуса вынужденного переселенца либо беженца.

Следует отметить, что в случае смерти нанимателя члены его семьи сохраняют право пользования жилым помещением до истечения срока действия их статуса вынужденных переселенцев или беженцев.

Предоставление жилья беженцам и переселенцам

Мы ответим на любые Ваши вопросы

+7 (912) 881 19 61

Запишитесь к нам для личной консультации

с 9.00 до 21.00 ежедневно

Вы можете связаться с нами

Предоставление жилых помещений вынужденным переселенцам и беженцам

Предоставление жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами Жилищный Кодекс РФ не регламентирует. В ст. 108 ЖК РФ установлена отсылочная норма, согласно которой указанные отношения регулируются федеральными законами.
Федеральный закон РФ «О вынужденных переселенцах», а также федеральный закон РФ «О беженцах» непосредственно не регулируют отношения, указанные в ст. 108 ЖК РФ.
В настоящее время жилищные отношения с участием вынужденных переселенцев и беженцев регламентированы подзаконными правовыми актами. Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 N 845 было утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Оно определяет порядок формирования и использования фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, в частности порядок предоставления жилых помещений из указанного фонда, порядок заключения и расторжения договора найма, права и обязанности лиц, которым предоставлены соответствующие жилые помещения. Действует также Типовое положение о центре временного размещения вынужденных переселенцев.
Отношения, связанные с предоставлением жилых помещений беженцам, урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 09.04.2001 N 275 «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании». Порядок учета лиц, признанных беженцами, нуждающихся в жилых помещениях, из фонда жилья для временного поселения и предоставления им указанного жилья утвержден Приказом Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ от 05.10.2001 N 83.
Типовой договор найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и Типовой договор найма жилого помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». Указанными типовыми договорами необходимо руководствоваться на практике при заключении соответствующих договоров найма с вынужденными переселенцами и беженцами.
Поскольку пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения обусловлено наличием статуса «беженец» или «вынужденный переселенец», законодатель устанавливает ряд ограничений на его правовое регулирование. Оно не подлежит приватизации, обмену, бронированию, сдаче в поднайм, аренду или субаренду.

Правовой режим жилых помещений фонда
для временного поселения вынужденных переселенцев

К указанному фонду жилья относятся:
1) дома;
2) квартиры;
3) общежития;
4) другие жилые помещения.
Строительство (приобретение) жилых помещений для временного поселения, их эксплуатация и использование по назначению осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 97 ЖК РФ жилые помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном Федеральным законом порядке вынужденными переселенцами. Специальный фонд для вынужденных переселенцев создается органами государственной власти или местного самоуправления при непосредственном участии либо по согласованию с органом федеральной либо региональной миграционной службы. Жилые помещения этого фонда предоставляются лицам, которые в соответствии с действующим законодательством признаны вынужденными переселенцами.
В соответствии с Законом РФ «О вынужденных переселенцах» (ст. 1) вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
По изложенным выше обстоятельствам вынужденным переселенцем признается:
1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
Кроме того, вынужденным переселенцем также признается гражданин бывшего СССР, постоянно проживающий на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствующих данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.
Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившее место жительства в пределах территории Российской Федерации по основаниям, предусмотренным в вышеназванном Законе.
Представляется необходимым отметить, что вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:
1) совершившее преступление против мира, человечества или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;
2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;
3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции по месту своего нового пребывания.
Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех дней со дня поступления ходатайства.
При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается свидетельство о регистрации его ходатайства.
Лицо, получившее статус вынужденного переселенца, вправе требовать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления кроме прочих предоставления полного перечня населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания, а также информации об условиях проживания и возможности трудоустройства в этих населенных пунктах.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, предоставляют вынужденному переселенцу и членам его семьи жилое помещение из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.
Вынужденные переселенцы могут проживать в указанном жилом помещении в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.
Вынужденные переселенцы имеют лишь права пользования предоставленным им жилым помещением. Им не принадлежит право на приватизацию, обмен, бронирование, сдачу жилого помещения в поднаем, аренду или субаренду.
Лицу, проживающему в указанном жилом помещении, не разрешается раздел занимаемой им жилой площади и вселение временных жильцов без разрешения на то территориального органа федерального органа исполнительной власти, управомоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Ограничения перечисленных полномочий указанных лиц установлены потому, что фонд жилья (если оно не арендуемое), к которому относиться предоставленное этим лицам жилое помещение, является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении территориальных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Лицо, утратившее статус вынужденного переселенца, обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.

Правовой режим жилых помещений фонда
для временного поселения лиц, признанных беженцами

Фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, — это совокупность жилых помещений, предоставляемых лицам, признанных беженцами, и членам их семей. Этот фонд предоставляется для проживания лиц, признанных беженцами, и членов их семей, не имеющих жилья на территории Российской Федерации, в течение срока признания их беженцами. К фонду жилья для временного поселения относятся дома, квартиры, общежития и другие жилые помещения. Рассматриваемый фонд жилья, за исключением арендуемых жилых помещений, является федеральной собственностью.
В соответствии со статьей 97 ЖК РФ жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, переданы для временного проживания лиц, признанных в установленном Федеральным законом порядке беженцами. Указанная статья ЖК РФ объединяет в одну категорию лиц как вынужденных переселенцев, так и лиц, признанных беженцами по тому критерию, что предоставляемые им жилые помещения предназначены им для временного поселения. В целом же жилищно-правовой статус, как и какой-либо иной статус указанных лиц, не одинаков, в силу чего он и определяется разными законами и разными нормативно-правовыми актами.
На основании Федерального закона «О беженцах» беженцем признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу влияния обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не может пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства, в результате подобных событий не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Положение Федерального закона «О беженцах» не распространяется на лицо:
1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деянием в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;
3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;
5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
Признание лица беженцем осуществляется в порядке и по основаниям, которые определяются ФЗ «О беженцах». Лицу, признанному беженцем, принадлежит комплекс прав, в том числе и право пользования жилым помещением, предоставляемым в порядке, определенном Правительством РФ. Поскольку лицу, признанному беженцем, передается лишь правомочие пользования, то жилое помещение из фонда жилья для временного поселения не подлежит приватизации, обмену, бронированию, сдаче в поднаем. Лицу, проживающему в указанном жилом помещении, не разрешается раздел занимаемой им жилой площади и вселение временных жильцов без разрешения на то территориального органа федерального органа исполнительной власти уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Право пользования жилым помещение теряется в случае получения, найма другого жилья лицом, признанным беженцем. Утрата лицом статуса беженца или лишение такого статуса также влечет лишение права пользования жилым помещением.

Право на жилье: социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев

Сегодня Россия – правопреемница державы, в которой проживало более 293 млн. граждан. Из них лишь 143 миллиона человек стали жителями РФ, остальная часть «советского народа» получила паспорта 16 различных признанных и непризнанных государств. Благодаря тому, что отделившиеся страны в большинстве своем за основувнутренних идеологий взяли принцип национальной обособленности, миллионы людей разных народностей, придерживающихся различных политических убеждений и религиозных верований, имеющих разный разрез глаз, стали чужими в гражданско-социальных группах.

Различия, которые никогда не казались существенными, обернулись вдруг неразрешимыми противоречиями. Личные предпочтения превратились в непримиримые догмы, а бытовые особенности стали основой межэтнической вражды. В некоторых новых странах привычными явлениями стали: притеснение неугодных, их изгнание, а иногда и физическое уничтожение. Вспыхнули военные конфликты и внутри самой России.

В результате этих процессов множество бывших «советских людей» – граждан и неграждан федерации вынуждены менять место жительства и селиться на более безопасных российских землях.

Путаницу в понятиях «беженец» и «вынужденный переселенец» порождает сходство причин, вследствие которых люди покидают родной дом и отправляются на поиски другой местности для проживания. К ним относятся: преследование человека из-за его политических или идеологических воззрений, религиозных убеждений, расовой или социальной принадлежности.

Кто такой беженец и вынужденный переселенец

Статус каждой из этих категорий – иммигрантов и граждан определяется разными законами: № 4528-1 «О беженцах» и № 4530-1 «О вынужденных переселенцах».

О беженцах

К первой категории попадают граждане других государсв, которые вынуждены покинуть страну по причине возможных преследований по перечисленным выше мотивам. Беженцы – это лица,
которые получают права, позволяющие им вести полноценную жизнь на территории государства – устраиваться на работу, пользоваться возможностями системы здравоохранения. Несмотря на то, что беженцы – не граждане России, у них нет необходимости регистрировать свое пребывание в ее населенных пунктах.

Право называться беженцем дается лицу, написавшему ходатайство, если в отношении него можно применить соответствующие признаки, определенные в статье 2 соответствующего Закона. Ходатайство рассматривается:

  • на протяжении трех дней, если заявитель находится на территории РФ,
  • на протяжении пяти дней, если ответ необходимо направлять за границу.

При положительном рассмотрении заявителю выдается удостоверение, при этом он обязан сдать на хранение в миграционное управление документы, удостоверяющие личность и дающие право на въезд в страну.

Удостоверение действует три года или до тех пор, пока беженец не вернется под юрисдикцию своего государства.

Каждый официально работающий гражданин РФ может получить вычет при покупке недвижимости за свои собственные средства. Как это воплотить в жизнь, читайте в нашей статье.

Хотите получить то, что положено вам по закону? Тогда читайте статью по http://zakonometr.ru/nedvizhimost/dolevaja/dolja-v-kvartire.html ссылке.

О вынужденных переселенцах

К другой группе относятся граждане России, которые покинули иностранное государство или российский регион (область, край, республику, округ) по подобной причине и переехали на территорию другого субъекта федерации (области, края и т.п.).

Лица без гражданства, живущие с стране на законных основаниях, вынужденные совершить переезд в другой регион из-за аналогичных обстоятельств, могут так же рассчитывать на статус вынужденных переселенцев. Очевидно, что граждане-вынужденные переселенцы обладают всеми правами и обязанностями членов общества РФ.

Жилищные права описанных категорий населения

Лица, получившие право на проживание в каком-либо регионе России, могут подавать заявление на предоставление жилого помещения в пользование. Это право обусловлено требованиями ФЗ № 195-ФЗ; «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Статья 108 Жилищного кодекса закрепляет данное право за лицами, получившими признание в статусе беженцев или переселенцев. Однако эти документы не содержат положений, которые бы устанавливали порядок действий сторон, претендующих на жилье и предоставляющих его.

Регламентирует порядок выделения помещений два Постановления Совмина РФ:

  1. Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерацииот 8 ноября 2000 г. N 845,
  2. Положение о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании от 9 апреля 2001 г. N 275.

В соответствии с первым документом, переселенцу может быть предоставлено в пользование временное жилью на время действия соответствующего статуса, т.е. на пять лет. Для этого в регионах сформированы специализированные жилищные фонды.

Получить помещение может лицо, имеющее удостоверение переселенца, при условии, что другого жилья в его распоряжении и в распоряжении его близких и родных не имеется.

Качество жилья соответствует среднему уровню комфортности, принятому в данном муниципальном образовании. Так как помещения этого фонда принадлежат федеральным властям, местная администрация может лишь предоставлять их при необходимости в пользование. Наниматель жилья не может им распоряжаться по своему усмотрению. Даже подселить на свободное место кого-нибудь, он может с разрешения миграционного управляющего органа.

На похожих основаниях получить в пользование помещение может и беженец. Однако этот человек должен принадлежать к незащищенной категории населения – претендовать на комнату (дом, квартиру) может инвалид, пенсионер, одинокий родитель с детьми, многодетная семья.

Беженец по истечении трех лет пользования (а переселенец после пяти лет) должен освободить помещение.

Пролонгация договора пользования возможна в случае продления соответствующего статуса. В соответствии с законодательством, срок продления может составлять один год.

7. Жилой фонд для беженцев и вынужденных переселенцев

Жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами (ст.

При расселении и адаптации учитываются особенности беженца (этнические, социально-психологические и др.), а также экономические возможности принимающих субъектов Российской Федерации.
Беженцу при расселении определяется место жительства и предоставляется жилое помещение из специального жилищного фонда, которым он может пользоваться только в период действия статуса беженца в Российской Федерации. При этом на семью выделяется лишь одно жилое помещение.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. (в редакции Федерального закона от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ) вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Вынужденными переселенцами также признаются иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, указанным выше. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживающий на территории республики, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.
Вынужденные переселенцы имеют право проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев. Типовое положение о центре временного размещения вынужденных переселенцев утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 г. N 53.
Центр, исходя из возложенных на него задач, обеспечивает размещенных лиц койко-местами с комплектом постельных принадлежностей, предметами личной гигиены и талонами на трехразовое питание, а также оказывает содействие в обеспечении бесплатной медицинской и лекарственной помощью в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размещенные лица оплачивают проживание в центре в размере, установленном этим центром по согласованию с соответствующим территориальным органом миграционной службы. Размер платы не должен превышать установленной в данной местности стоимости проживания в общежитии или гостинице низшего разряда.
Прием в центр размещенных лиц осуществляется по направлению территориального органа миграционной службы, в ведении которого находится центр, или по согласованию с ним — другого территориального органа миграционной службы.
Выселение из центра осуществляется в административном порядке.

Предоставление жилья фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и беженцев

Условия, на которых происходит предоставление помещений из фондов временного поселения, устанавливаются двумя законами.

Условия предоставления беженцам и вынужденным переселенцам жилых помещений временного пользования

Статьей 92 Жилищного кодекса предусматривается, что в специализированном фонде жилых помещений происходит выделение временного жилья, которое предназначено исключительно для временного поселения таких категорий, как беженцы и вынужденные переселенцы. Статья 97 ЖК России определяет, что жилье, предназначенное для временного поселения лиц, относящихся к вынужденным переселенцам или имеющих статус беженца, должно использоваться для проживания этих граждан.

Условия, на которых происходит предоставление помещений из фондов временного поселения данной категории, устанавливаются двумя законами «О вынужденных переселенцах» и ФЗ «О беженцах». Заполучить такое жилище может семейство беженца или же переселенной особы в порядке очереди, за формирование которой отвечает территориальная структура миграционной службы.

Статус «беженец» и «вынужденный переселенец»

К вынужденным переселенцам принадлежат граждане России, которые оставили место постоянного проживания из-за насилия или любой травли по отношению к ним или членам их семейств. Учитывая это определение, к данной группе относятся граждане России, которые жили на территории другой страны и были вынуждены покинуть ее в силу вышеперечисленных причин, а также российские граждане, которые были вынуждены переселиться из одного субъекта РФ в другой.

Также к этой категории могут относиться граждане бывшего СССР, которые на постоянной основе проживают на территории бывшей республики СССР, получившие статус беженца в РФ и утратившие его после получения российского гражданства, если имеют место обстоятельства, которые препятствуют их обустройству на территории России.

Этот статус также может быть присвоен иностранному гражданину или особе, которая не имеет гражданства, при условии постоянного проживания на законных основаниях в России и смене места проживания в пределах РФ.

Согласно российскому законодательству беженцем является особа, которая не имеет российского гражданства и в силу возможности преследования из-за расы, гражданства, политических взглядов, вероисповедания или прочих признаков не может находиться в государстве собственной гражданской принадлежности и не пользуется зашитой данной страны в результате опасений за личную безопасность; или, если человек без гражданства не может пребывать в стране, где он проживал ранее, что является следствием таких опасений. Однако важно понимать, что статья 2 ФЗ «О беженцах» устанавливает, что действие закона не относится к некоторым особам, которые отвечают определению беженца:

если есть весомые причины полагать, что особой было содеяно преступление, направленное против мира или человечества, или военное преступление, определение которым дано в документах международного уровня, подготовленным для принятия соответствующих мер в случае совершения подобного деяния;

  • если особа содеяла тяжкое преступление, не имеющее политического окраса за пределами территории России и случилось это до того, как человек попал в РФ в качестве лица, которое ходатайствует о получении статуса беженца;
  • если человек совершил поступок, который противоречит задачам и принципам ООН;
  • в случае признания компетентными властями за особой прав и обязанностей, которые взаимосвязаны с его гражданством;
  • если человек уже имеет защиту или получает помощь иных органов или структур ООН, помимо Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

Порядок предоставления жилья временного пользования

Процедурные моменты выделения жилища для вынужденных переселенцев и особ со статусом беженца из числа помещений для временного поселения устанавливается двумя документами, разработанными специально для этой категории:

  • Положение о жилищном обустройстве, которое было утверждено Правительством России (Постановление №845 от 08.11.2000 г.);
  • Положение о фонде жилья и его использовании, утвержденном Правительством РФ (Постановление №275 от 09.04.2001 г.).

Эти документы содержат одинаковые нормы, которые определяют механизм формирования жилищного фонда, проведение учета особ для предоставления им из данного фонда жилья и непосредственно выделения помещений. Положения устанавливают, что получить помещение для возможности временного поселения семейства вынужденного переселенца/беженца можно в таких ситуациях если:

  • они не в состоянии самостоятельно определиться с новым местом проживания в России;
  • никто из членов семейства не является обладателем жилья, которое предоставляется по контракту наема;
  • никто из семейства не обладает собственническими правами на жилое помещение.

Выделение жилища из фондов временного поселения возможно исключительно на период, когда действителен статус беженца. Он составляет 36 месяцев.
Решение о выделении жилого помещения принимается комиссией по месту учета тех, кто испытывает нужду в выделении жилья для временного поселения. Плата за эксплуатацию жилища из фондов временного поселения и коммуналку проводится по тарифам, которые установлены для помещений социспользования структурами местного самоуправления по месту нахождения жилья.

Учет вынужденных переселенцев или беженцев, нуждающихся в жилье временного пользования

Учетом беженцев и вынужденных переселенцев, которые нуждаются в получении жилища для поселения на определенное время, занимается комиссия территориального органа по распределению жилых помещений при Министерстве по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации в определенном Министерством порядке. Эта же комиссия выносит решение о возможности выделения такого жилья. Обращаться нужно в орган, который находится по месту пребывания таких особ.

Когда беженцы/вынужденные переселенцы принимаются на учет как особы, которые нуждаются в жилом помещении для временного поселения, в расчет берутся члены их семейств, которые в определенном порядке отнесены к этой же категории, а также их дети, которые не достигли совершеннолетия.
Для того чтобы люди, принадлежащие к данной категории были приняты на учет и могли претендовать на жилище, они должны лично подать в комиссию заявление, форма которого утверждена Министерством, в ведомстве которого находится данная комиссия. Если с заявлением обратится лицо, которое не состоит на учете в определенном территориальном органе этого Министерства, как вынужденный переселенец, его обращение рассматриваться не будет.

Прекращение срока действия договора найма

Когда договор найма жилья заканчивает срок своего действия, проживающие в помещение должны в течение месяца освободить его и провести сдачу по акту. Если они откажутся освобождать помещение в добровольном порядке, к ним будет применено выселение по решению суда.
Важно знать, что законодательством предусмотрена возможность досрочного расторжения договора, причиной для этого может быть:

  • заявление, поданное нанимателем;
  • наличие соответствующего решения комиссии из-за потери особой статуса беженца;
  • покупка или получение иного жилья;
  • выявление в документах, которые были предоставлены, сведений, которые не соответствуют действительности и т.д.;
  • решение судебной инстанции, принятое в результате спора между сторонами.

Иск в судебную инстанцию может подаваться только после того, как истец сделал все возможное, чтобы ситуация была урегулирована в досудебном порядке. Для этого ответчику отправляется заказное письмо с просьбой покинуть помещение с указанием причин для этого (окончание срока действия контракта, утрата статуса беженца и т.д.). Если в течение 30 дней от ответчика не будет получен ответ или полученный ответ не будет соответствовать требованиям, выдвигаемым истцом, он имеет полное право обращаться в суд.

Статья 11. Порядок предоставления жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 467-ФЗ статья 11 настоящего Закона изложена в новой редакции

Статья 11. Порядок предоставления жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев

См. Правила предоставления вынужденным переселенцам и членам их семей жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2016 г. N 1194

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

1. Жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев являются федеральной собственностью, находятся в оперативном управлении территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

2. Включение жилых помещений в фонд для временного поселения вынужденных переселенцев и исключение жилых помещений из фонда для временного поселения вынужденных переселенцев производятся на основании решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

3. Жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации).

4. Жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев предоставляются лицам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами, их несовершеннолетним детям независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца, если вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.

5. Жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев предоставляются вынужденным переселенцам в порядке очередности по договорам найма жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев на срок действия статуса вынужденного переселенца из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.

6. Учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения, и принятие решения о предоставлении им жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев осуществляются территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

7. Вселение в жилое помещение фонда для временного поселения вынужденных переселенцев членов семьи вынужденного переселенца, не имеющих статуса вынужденного переселенца, для совместного проживания с вынужденным переселенцем осуществляется на основании решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, порядок принятия которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

8. Вынужденные переселенцы из числа нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения, проживающие в субъектах Российской Федерации, на территориях которых не создан фонд для временного поселения вынужденных переселенцев, могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев на территориях иных субъектов Российской Федерации, где создан такой фонд.

9. Порядок определения размера платы за жилое помещение фонда для временного поселения вынужденных переселенцев устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. В случае расторжения или прекращения договора найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев проживающие в жилом помещении лица обязаны в месячный срок освободить его.

Смотрите еще:

  • Где можно пройти то в выборгском районе Станции техосмотра автомобиля в Санкт-Петербурге Чтобы узнать как быстро получить техосмотр посетите страницу - купить диагностическую карту. Или позвоните нам по телефону (812) 627-64-57 Адмиралтейский район ООО "Центр экспертизы и безопасности" ул.Курляндская, д.2/5 с 9.30 до […]
  • Пролетарский мировой суд гРостова-на-дону Пролетарский мировой суд гРостова-на-дону Судебный участок №3 Пролетарского судебного района города Ростова-на-Дону ГРАФИК ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТОВ ИЗ СУДЕБНЫХ ДЕЛ И КОПИЙ СУДЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ Понедельник, среда – 09:00 - 13:00, Аппарат мирового судьи Мировой Судья Крохина Татьяна […]
  • Материнский капитал за первого ребенка до какого года Госдума приняла закон о ежемесячных выплатах при рождении первого ребенка МОСКВА, 21 декабря. /ТАСС/. Госдума приняла в четверг в третьем, окончательном чтении президентский законопроект о введении ежемесячных выплат при рождении первого ребенка. Документом устанавливается право на […]
  • Сколько положено отдыхать по тк рф Глава 18. Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни Статья 108. Перерывы для отдыха и питания В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время […]
  • Воинская часть 3186 в балашихе 15 Воинская часть 3186 в балашихе 15 ОДОН-соединение внутренних войск Российской Федерации. В задачи дивизии входит охрана общественного порядка в Москве и Московской области, борьба с терроризмом и экстремизмом, в военное время — охрана важных государственных объектов. Основные силы […]
  • Изъятым из оборота земельный участок признается Главная | Земельный кодекс РФ | Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков. Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков. 1. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. 2. Земельные […]
  • Отношения родителей к детям после развода Почему после развода меняется у отца отношение к ребенку Они не могут понять, зачем родители расстаются, и почему их любимый папа не может быть рядом каждый день, как прежде. Но, вот, бури, сопутствующие процедуре развода, улеглись, и встает вопрос о том, как будет складываться общение […]
  • Продаю дом в селе суворовском Продаю дом в селе суворовском Срочно продается участок 9,5 соток в с. Оленевка Черноморского района. Назначение земли: для индивидуального жилищного строительства. Коммуникации на границе участка. Продается земельный участок 8 соток в пгт. Заозерное, госакт под индивидуальное жилищное […]
Записи созданы 6122

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх