Обязанности и права таможенного эксперта

Статья 140. Права и обязанности таможенного эксперта (эксперта)

(наименование дополнено Международным протоколом от 16 апреля 2010 года
1. Таможенный эксперт (эксперт) вправе (абзац дополнен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года:
1) знакомиться с материалами, относящимися к проведению таможенной экспертизы;
2) привлекать с согласия таможенного органа других таможенных экспертов (экспертов) к производству таможенной экспертизы (подпункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года;
3) отказаться в течение 1 (одного) рабочего дня со дня получения материалов для таможенной экспертизы от проведения таможенной экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне его компетенции, или от представления ответов на вопросы, не входящие в его компетенцию;
4) запросить в письменной форме в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения материалов для таможенной экспертизы дополнительные материалы, необходимые для проведения таможенной экспертизы;
5) получать необходимые для дачи заключения таможенного эксперта (эксперта) материалы и документы, в том числе пробы и образцы для исследования (подпункт дополнен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года;
6) уточнять поставленные перед ним вопросы в соответствии со своими специальными познаниями и компетенцией;
7) использовать научно-техническую информацию из опубликованных специальных и иных источников;
8) использовать результаты собственных испытаний и исследований и (или) результаты исследований проб и образцов, проведенных другими исследовательскими или экспертными организациями (подпункт дополнен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года;
9) участвовать в проведении таможенного контроля.

2. Таможенный эксперт (эксперт) обязан (абзац дополнен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года:
1) знакомиться с материалами, относящимися к таможенной экспертизе;
2) включать в заключение таможенного эксперта (эксперта) выводы об обстоятельствах, имеющих значение для таможенных целей, по поводу которых не были поставлены вопросы (подпункт дополнен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года;
3) проводить исследования представленных на таможенную экспертизу проб и образцов при соблюдении их допустимости и достоверности, представлять заключение таможенного эксперта (эксперта) на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований (подпункт дополнен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года;
4) не разглашать сведения, полученные в результате проведения таможенной экспертизы, не использовать их в иных целях и не передавать третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств — членов таможенного союза;
5) соблюдать установленные сроки проведения таможенной экспертизы.

3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей таможенный эксперт (эксперт) несет ответственность в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза (пункт дополнен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года.

Комментарий к статье 140 ТК ТС

1. Части 1 и 2 комментируемой статьи закрепляют права и обязанности таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы.

Примечательно, что одновременно и в правах, и в обязанностях таможенного эксперта (эксперта) содержится, с одной стороны — право, а с другой стороны — обязанность таможенного эксперта (эксперта) знакомиться с материалами, относящимися к таможенной экспертизе. Это объясняется тем, что на основании п.4 Порядка проведения таможенной экспертизы, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 258, таможенному эксперту (эксперту) для проведения таможенной экспертизы таможенным органом направляются необходимые материалы и документы для ее проведения, поэтому в таком случае у него возникает обязанность ознакомления с ними. В то же время, если из представленных документов он установит, что ему необходимы иные документы, таможенный эксперт (эксперт) будет реализовывать свое право на ознакомление с недостающими документами и материалами, в том числе посредством реализации права, предоставленного пп.4 п.1 комментируемой статьи, запрашивать дополнительные документы.

Право таможенного эксперта привлекать других таможенных экспертов (экспертов), предусмотренное п.2 ч.1 ст. 140 ТК ТС, к производству таможенной экспертизы в ТК ТС ограничено получением согласия таможенного органа, назначившего проведение таможенной экспертизы. Порядок привлечения экспертов (специалистов) иной уполномоченной организации закреплен в приказе ФТС России от 21.07.2011 N 1500. В нем подробно изложен алгоритм принятия подобного решения и сводится он к переписке между таможенным органом, назначившем экспертизу, и таможенным органом, которому поручено проведение таможенной экспертизы, по результатам которой окончательное решение за принятием решения о привлечении иной уполномоченной организации остается за таможенным органом, назначившем таможенную экспертизу. Если от него поступит два отказа от привлечения стороннего эксперта, таможенный эксперт обязан выполнить экспертизу в пределах имеющихся возможностей. У таможенного эксперта отсутствует возможность отказаться от проведения таможенной экспертизы, так как он может это сделать, согласно п.3 ч.1 комментируемой статьи, только в течение 1 (одного) рабочего дня со дня получения материалов для проведения таможенной экспертизы.

Представляется, что право эксперта отказаться от проведения таможенной экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне его компетенции, или от представления ответов на вопросы, не водящие в его компетенцию, скорее должно быть обязанностью таможенного эксперта (эксперта), так как дача заключения по результатам таможенной экспертизы, проведенной некомпетентным лицом, может иметь серьезные негативные последствия, включая отмену любого решения таможенного органа, принятого в соответствии с его заключением. Столь короткий срок для принятия решения об отказе от проведения таможенной экспертизы (1 рабочий день) призывает таможенного эксперта (эксперта) оперативно принимать решение об отказе в проведении таможенной экспертизы при отсутствии необходимой компетенции, так как по истечении данного срока такой отказ становится невозможным.

2. Таможенный эксперт (эксперт), в силу п.6 ч.1 комментируемой статьи, вправе уточнять поставленные перед ним вопросы в соответствии со своими специальными познаниями и компетенцией. В то же время, заключение таможенного эксперта (эксперта) должно содержать ответы только на поставленные вопросы. Однако эксперт, на основании п.2 ч.2 комментируемой статьи, обязан включать в заключение выводы об обстоятельствах, имеющих значение для таможенных целей, по поводу которых были поставлены вопросы. Таким образом, данные право и обязанность таможенного эксперта (эксперта) направлены, прежде всего, на получение полного представления по исследуемой проблеме даже в том случае, если вопросы должностным лицом таможенного органа были сформулированы не вполне корректно, либо в какой — то части не охватили весь спектр исследования.

3. Пункт 9 ч.1 комментируемой статьи закрепил за таможенным экспертом право на участие в проведении таможенного контроля. Данная норма права корреспондируется с правом таможенных органов привлекать к проведению таможенного контроля специалистов и экспертов из других государственных органов на основании ст. 102 ТК ТС. Примером реализации данного права является участие эксперта при отборе проб и образцов товаров.

Также таможенный эксперт имеет ряд иных прав и обязанностей, связанных непосредственно с проведением таможенной экспертизы (использовать научно-техническую информацию из опубликованных источников, использовать результаты собственных испытаний и исследований и (или) результаты исследований проб и образцов, проведенных другими исследовательскими или экспертными организациями, соблюдать установленные сроки проведения таможенной экспертизы), а также с использованием ее данных, например, не разглашать сведения, полученные в результате таможенной экспертизы, не использовать их в иных целях и не передавать третьим лицам, за исключением установленных национальным законодательством случаев (при проведении дознания, предварительного следствия, судебного разбирательства).

4. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что ответственность таможенного эксперта (эксперта) за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей предусматривается национальным законодательством государств-членов таможенного союза. Административная ответственность за дачу заведомо ложного заключения установлена ст. 19.26 Кодекса об административных правонарушениях РФ, уголовная — ст. 307 Уголовного кодекса РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 140 ТК ТС

Если у вас остались вопросы по статье 140 ТК ТС и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

ТАМОЖЕННЫЙ ЭКСПЕРТ. ЕГО ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Эксперт наделяется определенными правами в целях обеспечения возможности проведения им экспертизы и представления по результатам исследования полного, обоснованного и правильного заключения. В п. 1 статьи 381 ТК РФ и в статье 140 ТК ТС установлен исчерпывающий перечень прав, которыми обладает эксперт в связи с проведением им экспертизы.

Эксперт вправе знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы. Такие материалы предоставляются эксперту в соответствии с постановлением о назначении экспертизы. Если эксперту для проведения исследований недостаточно предоставленных материалов, то он вправе запросить дополнительные материалы. В случае необходимости эксперт с согласия таможенного органа может привлекать к производству экспертизы других экспертов или участвовать в проведении конкретных действий при осуществлении таможенного контроля.

Следует отметить, что права эксперта, связанные с его доступом к ознакомлению с материалами, запросом дополнительных материалов, участием в проведении конкретных действий при осуществлении таможенного контроля, ограничены предметом проводимой экспертизы.

Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для выполнения возложенной на него обязанности. За отказ или уклонение от дачи заключения без уважительных причин эксперт несет ответственность, предусмотренную ТК РФ или в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Отказ от дачи заключения оформляется в письменной форме и представляется в таможенный орган, назначивший экспертизу.

С разрешения должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, эксперту предоставлена возможность присутствовать при ведении производства или рассмотрении дела и задавать лицу, привлекаемому к ответственности, и свидетелям вопросы.

Эксперт вправе обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.

В связи с проведением экспертизы эксперту может стать известна информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация. Сведения, содержащие такую информацию, не должны разглашаться экспертом, использоваться им в иных целях либо передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей таможенный эксперт (эксперт) несет ответственность в соответствии с ТК РФ или законодательством государств-членов таможенного союза.

Обязанности и права таможенного эксперта

Права и обязанности таможенного эксперта, специалиста и декларанта

В соответствии со ст. 137 ТК ТС таможенный эксперт — должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы. Таким образом, поставлена точка в многолетней дискуссии — к какой категории отнести таможенные лаборатории, ныне существующие в форме Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) и экспертно-криминалистических служб — филиалов ЦЭКТУ таможенных органов или учреждений ФТС России. Причем данное положение распространяется на все государства входящие в Таможенный союз.

В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения таможенного эксперта (эксперта). Эксперт, не являющийся должностным лицом таможенных органов, привлекается для проведения таможенной экспертизы в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» конкретизировал положения таможенного законодательства Таможенного союза в части привлечения эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы. Согласно ст. 173 данного Закона эксперт (специалист) иной уполномоченной организации привлекается к проведению таможенной экспертизы на договорной основе, договор заключается между таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу и иной уполномоченной организацией. В случае, если проведение таможенной экспертизы назначается таможенным органом эксперту (специалисту) иной уполномоченной организации, такой эксперт (специалист) обязан представить в таможенный орган, назначивший экспертизу, документы, подтверждающие наличие у него необходимых специальных познаний.

Порядок принятия решения о привлечении эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы определен приказом ФТС РФ от 21.07.2011 N 1500 «Об утверждении Порядка принятия решения о привлечении эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы».

Эксперт (специалист) иной уполномоченной организации, обладающий специальными познаниями для проведения таможенной экспертизы и дачи заключения эксперта, может привлекаться как для решения экспертной задачи в целом, таки для решения части экспертной задачи и (или) для дачи ответа на отдельные вопросы.

Таможенный эксперт таможенного органа (его структурного подразделения), которому поручено проведение таможенной экспертизы, при невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами заявляет мотивированное ходатайство должностному лицу таможенного органа, принявшему решение о назначении таможенной экспертизы, о необходимости привлечения эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации соответствующей экспертной специальности или квалификации с указанием основании для привлечения к проведению таможенной экспертизы.

Ходатайство о привлечении эксперта (специалиста), в котором указывается: конкретный эксперт (специалист) иной уполномоченной организации, квалификация место работы, вместе с сопроводительным письмом таможенного органа (его структурного подразделения), проводящего таможенную экспертизу, направляется в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу.

Таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу в течение трех рабочих дней с даты получения ходатайства направляет ответ, в котором указывается об удовлетворении заявленного ходатайства с подтверждением назначения эксперта (специалиста) к проведению таможенной экспертизы на основании договора и о сроках, в которые данный эксперт (специалист) приступит к проведению таможенной экспертизы, или отказе в удовлетворении заявленного ходатайства.

В случае отказа таможенного органа назначившего таможенную экспертизу от привлечения эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации таможенный орган (его структурное подразделение), которому поручено проведение таможенной экспертизы, направляет ходатайство о привлечении иного эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации.

При получении повторного отказа в согласовании таможенный орган (его структурное подразделение), проводящий таможенную экспертизу, обязан выполнить таможенную экспертизу в пределах имеющихся возможностей.

Таким образом, приказ ФТС РФ от 21.07.2011 N 1500 «Об утверждении Порядка принятия решения о привлечении эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы» является одним из немногих нормативно-правовых актов четко определивший порядок привлечения экспертов иной ведомственной подчиненности и негосударственных экспертов к выполнению экспертиз при осуществлении государственного контроля (надзора). Этот акт возложил поиск эксперта, способного выполнить назначенную экспертизу, на экспертов таможенный органов, а не должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль, что вполне обоснованно. Именно специалисты в данной области экспертной деятельности располагают информацией о наличии соответствующих экспертов в иных уполномоченных организациях и способны оценить наличие и уровень у данных лиц специальных познаний.

Одновременно такой порядок накладывает ответственность на таможенных экспертов, как за необоснованный подбор эксперта иной уполномоченной организации, так и за необоснованный отказ в проведении таможенной экспертизы именно таможенными экспертами. Более того, применение порядка, установленного рассматриваемым приказом, позволит свести к минимуму число экспертиз, назначаемых таможенными органами в сторонние организации, прямо указанные участниками внешнеэкономической деятельности.

Необходимо отметить, что согласно требованиям процессуальных отраслей законодательства, определяющим критерием для назначения эксперта, является наличие у него необходимых специальных познаний. Все внешние атрибуты этих специальных познаний, как-то ведомственные аттестаты, вневедомственные сертификаты и лицензии, свидетельства место работы — никак не оговорены в законодательных актах и лишь подтверждают наличие у данного лица тех или иных специальных познаний. Глубокими специальными познаниями обладают лица, имеющие определенные достижения в науке, технике, искусстве, ремесле, хотя они могут не иметь никаких особых подтверждающих это документов установленной формы, да и такие документы большей частью не предусмотрены. Действительно, если сотрудники государственных судебно-экспертных учреждений допускаются к производству экспертиз лишь после прохождения ими ведомственной аттестации и получения соответствующего свидетельства, то для негосударственных судебных экспертов подобных требований не существует. Таможенный кодекс ТС не зря закрепил положение о приоритетности выполнения таможенных экспертиз таможенными экспертами. Двадцатилетняя практика назначения и выполнения экспертиз в сфере таможенного дела показала, что зачастую должностные лица таможенных органов подходят к назначению экспертизы формально, выполнение экспертиз поручается организациям, прямо указанным участниками внешнеэкономической деятельности. Такие сторонние организации и их сотрудники, выступающие в качестве экспертов, часто не обеспечивают качество и достоверность выполняемых исследований, а выдаваемые заключения эксперта не обладают доказательственной силой и не выдерживают элементарного критического анализа.

Все процессуальные права и обязанности таможенного эксперта при производстве экспертиз в области таможенного дела закреплены в ст. 140 главы 20 ТК ТС. Хотелось бы заметить, что в ТК ТС обязанности таможенного эксперта существенно конкретизированы и актуализированы с учетом опыта работы экспертно-криминалистических подразделений ФТС России. Это, во-первых, заключается в обязанности эксперта знакомиться со всеми материалами, относящимися к предмету таможенной экспертизы, а не только с представленными на исследование. Ознакомление со всеми материалами дела — обычная практика выполнения судебных экспертиз. Во-вторых, эксперт обязан осуществлять контроль допустимости и достоверности представленных на исследование проб и образцов. На наш взгляд, следовало бы добавить требование о контроле относимости представляемых проб и образцов к исследуемой партии товара. В целом обязанность обеспечения относимости, допустимости и достоверности представляемых проб и образцов товаров лежит теперь полностью на таможенном органе, осуществляющем таможенный контроль. В-третьих, таможенный эксперт обязан теперь включать в заключение выводы обо всех обстоятельствах имеющих значение для таможенных целей, установленных при выполнении экспертизы, а не только о тех, по которым были поставлены вопросы. Это представляется логичным, так как таможенный эксперт является федеральным государственным служащим, служащим — должностным лицом специализированного таможенного органа, и на него возлагаются задачи по обеспечению соблюдения таможенного законодательства мер таможенного регулирования.

Если говорить об участии специалиста при проведении таможенного контроля при проведении таможенных экспертиз предусмотрены ст. 101, 102 20 главы ТК ТС , ст. 173 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Специалист — совершеннолетнее лицо, которое обладает специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе владеющий методиками применения технических средств в исследовании материалов для постановки вопросов эксперту и разъясняющий заинтересованным сторонам вопросы, входящие в его профессиональную компетенцию.

Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет средств лица, в отношении которого или товаров которого проводится таможенный контроль, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза. В иных случаях такая оплата услуг осуществляется за счет средств бюджета государства — члена Таможенного союза, таможенным органом которого проводился таможенный контроль.

Полученная специалистом информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств — членов Таможенного союза.

Декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, и их представители при назначении и проведении таможенной экспертизы наделяются следующими правами, определенными ст. 141 ТК ТС:

— заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту (эксперту) для получения по ним заключения таможенного эксперта (эксперта);

— знакомиться с заключением таможенного эксперта (эксперта) и получать копию такого заключения в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу;

— присутствовать при отборе проб или образцов таможенными органами для проведения таможенной экспертизы;

— ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной таможенной экспертизы. В случае удовлетворения ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителя должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит соответствующее решение. При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа должно в письменной форме мотивированно сообщить об этом лицу, подавшему ходатайство.

Право «присутствовать при отборе проб или образцов таможенными органами для проведения таможенной экспертизы» (ст. 141 ТК ТС) с возложением ряда обязанностей по содействию взятию проб и образцов таможенными органами (ст. 144 ТК ТС).

В случае удовлетворения ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителя должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит соответствующее решение.

При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа должно в письменной форме мотивированно сообщить об этого лицу, подавшему ходатайство.

Права и обязанности таможенного эксперта

Эксперт наделяется определенными правами в целях обеспечения возможности проведения им экспертизы и представления по результатам исследования полного, обоснованного и правильного заключения. В п. 1 статьи 381 ТК РФ и в статье 140 ТК ТС установлен исчерпывающий перечень прав, которыми обладает эксперт в связи с проведением им экспертизы. «Таможенный эксперт в праве:

· Знакомиться с материалами, относящимися к проведению таможенной экспертизы;

· Привлекать с согласия таможенного органа других экспертов к производству таможенной экспертизы;

· Отказаться в течение 1 (одного) рабочего дня со дня получения материалов для таможенной экспертизы от проведения таможенной экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне его компетенции, или от представления ответов на вопросы, не входящие в его компетенцию;

· Уточнять поставленные перед ним вопросы в соответствии со своими специальными познаниями и компетенцией;

· Использовать научно-техническую информацию из опубликованных специальных и иных источников;

· Использовать результаты собственных испытаний и исследований;

· Участвовать в проведении таможенного контроля» Жданов С.П. О понятии и сущности экспертизы в сфере таможенного дела. — М.: Образование, 2009. — 98 с..

«Таможенный эксперт обязан:

· Знакомиться с материалами, относящимися к таможенной экспертизе;

· Включать в заключение выводы об обстоятельствах, имеющих значение для таможенных целей, по поводу которых не были поставлены вопросы;

· Не разглашать сведения, полученные в результате проведения таможенной экспертизы, не использовать их в иных целях и не передавать третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членов таможенного союза;

Соблюдать установленные сроки проведения таможенной экспертизы» Жданов С.П. О понятии и сущности экспертизы в сфере таможенного дела. — М.: Образование, 2009. — 106 с. . В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей таможенный эксперт несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Заключение

История развития экспертных таможенных служб имеет очень богатое и насыщенное прошлое. На протяжении многих лет создавались все новые и новые виды таможенных экспертных учреждений, они меняли свою специфику и направление деятельности, но все это приводило лишь к тому, что на сегодняшний день мы имеем достаточно прочную и динамично развивающеюся структуру в области таможенного дела.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

· «Таможенная экспертиза есть специальное научно-практическое исследование, проводимое экспертами в целях решения задач таможенного дела. Как видно из перечисленного таможенная экспертиза товаров включает в себя расширенное исследования не только состояния товаров, но и сопровождающих документов» www.ed22.ru/.

· «Для исследования каждого вида объектов в экспертизе разрабатываются специальные методики экспертного исследования, т.е. системы научно обоснованных методов, приемов и технических средств (приспособлений, приборов, аппаратуры), применяемых в ходе исследования» www.ed22.ru/.

· «При производстве экспертизы выносится постановление. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения» www.ed22.ru/.

· «Срок проведения экспертизы назначает должностное лицо только в процессе таможенного контроля; причем срок проведения экспертизы определяется с учетом трудоемкости исследования или согласованию с начальником экспертно-криминалистической службы» www.ed22.ru/.

· «По результатам проведенного исследования экспертом составляется заключение» www.ed22.ru/.

· «Права и ответственность эксперта регламентированы статьей 378 ТК РФ, а также статьями 140 и 141 ТК ТС (в отношении стран-участниц таможенного союза). В соответствии, с которыми эксперт вправе знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; право участвовать в проведении таможенного контроля. Также эксперт вправе отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы. Эксперт обязан соблюдать установленные сроки проведения таможенной экспертизы» www.tks.ru/.

Из всего вышеперечисленного можно достаточно четко сформировать полную картину внутренней и внешней структуры деятельности, как эксперта, так и таможенной экспертной организации в целом.

Проведенная работа в области изучения становления и развития экспертных таможенных служб помогла мне пополнить свой теоретический багаж знаний, и лучше подготовить себя к учебной практике.

ВЕРНАЯ ЛИНИЯ — центр профессиональной подготовки

Дистанционное, компетентностное, профессиональное обучение

Глава 21 «Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля»

Статья 137. Термины, используемые в настоящей главе

В настоящей главе используются следующие термины и их определения:
1) заключение таможенного эксперта (эксперта) — документ, содержащий результаты проведенного исследования и выводы таможенной экспертизы в виде ответов на поставленные вопросы, оформленный в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза;
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
2) образец — единица товара (продукции), соответствующая структуре, составу и свойствам всей партии, серии товара (продукции), либо единичный объект, представляемый в письменной и иных формах отображения, отбор которого в целях дальнейшего исследования фиксируется в установленном порядке;
3) проба — товар или часть товара, оптимально необходимая, установленная документацией по стандартизации, характеризующая состав и свойства всего объема представляемого и исследуемого товара;
4) таможенный эксперт — должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы;
5) таможенная экспертиза — организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования.

Статья 138. Назначение таможенной экспертизы

1. Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.
2. Таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций.
(часть первая в ред. Протокола от 16.04.2010)
Назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации производится только в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами.
В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения таможенного эксперта (эксперта).
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
Эксперт, не являющийся должностным лицом таможенных органов, привлекается для проведения таможенной экспертизы в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.
3. Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, в том числе транспортных средств, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации.
4. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает в письменной форме решение о назначении таможенной экспертизы, в котором указываются основания для ее проведения, фамилия, имя и отчество эксперта или наименование организации либо таможенного органа, в котором должна быть проведена таможенная экспертиза, вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом), перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение таможенного эксперта (эксперта), срок проведения таможенной экспертизы и представления заключения таможенного эксперта (эксперта) в таможенный орган.
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
В решении также указывается о предупреждении таможенного эксперта (эксперта) об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта).
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
5. В проведении таможенной экспертизы может быть отказано в следующих случаях:
1) недостаточность информации для проведения таможенной экспертизы;
2) ненадлежащее оформление решения о назначении таможенной экспертизы;
3) несоответствие сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;
4) отсутствие необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы;
5) в иных случаях, установленных законодательством государств — членов таможенного союза.
(п. 5 в ред. Протокола от 16.04.2010)
6. Отказ в проведении таможенной экспертизы оформляется в письменном виде с указанием причин отказа. Представленные материалы, документы, пробы и образцы возвращаются таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.
7. Таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы.
8. Расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета государства — члена таможенного союза, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза.

Статья 139. Порядок и срок проведения таможенной экспертизы

1. Порядок проведения таможенной экспертизы определяется решением Комиссии таможенного союза.
2. Срок проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 (двадцати) рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств — членов таможенного союза.
Срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза.
(п. 2 в ред. Протокола от 16.04.2010)
3. Срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается:
в случае наличия ходатайства таможенного эксперта (эксперта) перед таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, о предоставлении ему дополнительных материалов, а также проб и образцов;
в иных случаях, установленных законодательством государств — членов таможенного союза.
4. По результатам таможенной экспертизы выдается заключение таможенного эксперта (эксперта).

Статья 140. Права и обязанности таможенного эксперта (эксперта)

(в ред. Протокола от 16.04.2010)

1. Таможенный эксперт (эксперт) вправе:
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
1) знакомиться с материалами, относящимися к проведению таможенной экспертизы;
2) привлекать с согласия таможенного органа других таможенных экспертов (экспертов) к производству таможенной экспертизы;
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
3) отказаться в течение 1 (одного) рабочего дня со дня получения материалов для таможенной экспертизы от проведения таможенной экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне его компетенции, или от представления ответов на вопросы, не входящие в его компетенцию;
4) запросить в письменной форме в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения материалов для таможенной экспертизы дополнительные материалы, необходимые для проведения таможенной экспертизы;
5) получать необходимые для дачи заключения таможенного эксперта (эксперта) материалы и документы, в том числе пробы и образцы для исследования;
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
6) уточнять поставленные перед ним вопросы в соответствии со своими специальными познаниями и компетенцией;
7) использовать научно-техническую информацию из опубликованных специальных и иных источников;
8) использовать результаты собственных испытаний и исследований и (или) результаты исследований проб и образцов, проведенных другими исследовательскими или экспертными организациями;
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
9) участвовать в проведении таможенного контроля.
2. Таможенный эксперт (эксперт) обязан:
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
1) знакомиться с материалами, относящимися к таможенной экспертизе;
2) включать в заключение таможенного эксперта (эксперта) выводы об обстоятельствах, имеющих значение для таможенных целей, по поводу которых не были поставлены вопросы;
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
3) проводить исследования представленных на таможенную экспертизу проб и образцов при соблюдении их допустимости и достоверности, представлять заключение таможенного эксперта (эксперта) на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований;
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
4) не разглашать сведения, полученные в результате проведения таможенной экспертизы, не использовать их в иных целях и не передавать третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств — членов таможенного союза;
5) соблюдать установленные сроки проведения таможенной экспертизы.
3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей таможенный эксперт (эксперт) несет ответственность в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.
(в ред. Протокола от 16.04.2010)

Статья 141. Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, и их представителей при назначении и проведении таможенной экспертизы

1. При назначении и проведении таможенной экспертизы декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе:
1) заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту (эксперту) для получения по ним заключения таможенного эксперта (эксперта);
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
2) знакомиться с заключением таможенного эксперта (эксперта) и получать копию такого заключения в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу;
(пп. 2 в ред. Протокола от 16.04.2010)
3) присутствовать при отборе проб или образцов таможенными органами для проведения таможенной экспертизы;
4) ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной таможенной экспертизы.
2. В случае удовлетворения ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителя должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит соответствующее решение.
При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа должно в письменной форме мотивированно сообщить об этом лицу, подавшему ходатайство.

Статья 142. Заключение таможенного эксперта (эксперта)

1. В заключении таможенного эксперта (эксперта) указываются:
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
1) место, дата и время начала и завершения проведения таможенной экспертизы;
2) основание для проведения таможенной экспертизы;
3) фамилия, имя и отчество таможенного эксперта (эксперта), проводившего таможенную экспертизу, и его квалификация;
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
4) отметка, удостоверенная подписью таможенного эксперта (эксперта), о том, что он предупрежден об административной или уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы;
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
5) вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом);
6) перечень документов, материалов, проб и образцов, представленных таможенному эксперту (эксперту) для проведения таможенной экспертизы;
7) содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, использованных приборов и оборудования, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
2. Материалы и документы, иллюстрирующие заключение таможенного эксперта (эксперта) или нескольких экспертов, прилагаются к такому заключению и служат его составной частью.
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
Если таможенная экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение таможенного эксперта (эксперта) подписывается всеми экспертами и заверяется печатью организации, проводившей таможенную экспертизу, если в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза такая организация должна иметь печать.
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
Выводы в заключении таможенного эксперта (эксперта) излагаются в виде ответов на поставленные вопросы, при этом последовательность ответов должна соответствовать последовательности поставленных вопросов.
(часть третья введена Протоколом от 16.04.2010)
3. Заключение таможенного эксперта (эксперта) оформляется в письменной форме в 2 (двух) экземплярах, один экземпляр остается в организации, проводившей таможенную экспертизу, второй экземпляр направляется таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.

Статья 143. Виды таможенной экспертизы

1. В целях таможенного контроля проводятся следующие виды таможенной экспертизы: идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость.
2. В зависимости от числа привлекаемых таможенных экспертов (экспертов) назначается единоличная, комиссионная или комплексная таможенная экспертиза.
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
Единоличная таможенная экспертиза — таможенная экспертиза, проводимая таможенным экспертом (экспертом) единолично.
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
Комиссионная таможенная экспертиза — таможенная экспертиза, проводимая комиссией таможенных экспертов (экспертов) одной специальности. При разногласиях между таможенными экспертами (экспертами) каждый из них или часть экспертов вправе представить отдельное заключение таможенного эксперта (эксперта).
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
Комплексная таможенная экспертиза — таможенная экспертиза, проводимая комиссией таможенных экспертов (экспертов) в случаях, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы исследования на основе использования знаний различных специальностей, в пределах компетенции таможенных экспертов (экспертов). Каждый таможенный эксперт (эксперт) подписывает ту часть заключения таможенного эксперта (эксперта), по которой проводил таможенную экспертизу.
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
3. Таможенная экспертиза подразделяется на первичную, дополнительную и повторную.
Первичная таможенная экспертиза — таможенная экспертиза, проводимая по обращению таможенного органа для изучения объектов, проб и образцов.
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
Дополнительная таможенная экспертиза — таможенная экспертиза, назначаемая по вновь открывшимся обстоятельствам. Производство дополнительной таможенной экспертизы поручается тому же или другому таможенному эксперту (эксперту).
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
Повторная таможенная экспертиза — таможенная экспертиза, проводимая в случаях несогласия декларанта, а также таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с заключением таможенного эксперта (эксперта) по результатам первичной и (или) дополнительной таможенных экспертиз.
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
Повторная таможенная экспертиза поручается комиссии, состоящей из 2 (двух) и более таможенных экспертов (экспертов), за исключением таможенного эксперта (экспертов), проводившего (проводивших) первичную и (или) дополнительную таможенные экспертизы. Таможенные эксперты (эксперты), проводившие первичную и (или) дополнительную таможенные экспертизы, могут присутствовать при проведении повторной таможенной экспертизы и давать комиссии пояснения, однако в исследовании и составлении заключения таможенного эксперта (эксперта) они не участвуют.
(часть пятая в ред. Протокола от 16.04.2010)
Порядок проведения повторной таможенной экспертизы на таможенной территории таможенного союза определяется решением Комиссии таможенного союза.
При проведении дополнительной и повторной таможенных экспертиз таможенному эксперту (эксперту) в обязательном порядке представляются результаты первичной таможенной экспертизы.
(в ред. Протокола от 16.04.2010)

Статья 144. Пробы и образцы товаров

1. Должностные лица таможенных органов отбирают пробы и образцы товаров для проведения таможенной экспертизы в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза.
(часть первая в ред. Протокола от 16.04.2010)
При необходимости использования специальных познаний и применения технических средств отбор проб и образцов товаров может проводиться с участием таможенного эксперта (эксперта).
2. Пробы и образцы товаров отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования. Об отборе проб и образцов товаров составляется акт в 2 (двух) экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза.
Второй экземпляр акта подлежит вручению (направлению) декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям, если они установлены.
3. Декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители принимают участие при отборе проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов. Указанные лица обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при отборе проб и образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет необходимые грузовые и иные операции.
Пробы и образцы товаров могут отбираться таможенными органами в отсутствие декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителей в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 116 настоящего Кодекса.
(в ред. Протокола от 16.04.2010)
В таких случаях отбор проб и образцов товаров осуществляется в присутствии 2 (двух) понятых.
4. Таможенный орган не возмещает расходы, возникшие у декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителей в результате отбора проб и образцов товаров.
5. По окончании таможенной экспертизы пробы и образцы товаров возвращаются декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или их представителям либо в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, за исключением случаев, когда такие пробы и образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

Смотрите еще:

  • Банкротство ооо северная казна СЕВЕРНАЯ КАЗНА Общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Северная казна» С № 1155 66 от 29.06.2007 на 17 видов страхования: 1) страхование от несчастных случаев и болезней; 2) медицинское страхование; 3) страхование средств наземного транспорта (за исключением средств […]
  • Закон рф о сми правовой Закон "О СМИ" Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I"О средствах массовой информации" С изменениями и дополнениями от: 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 […]
  • Викут гражданский процесс 2014 Викут гражданский процесс 2014 Гражданский процесс России. Под ред. Викут М.А. ОГЛАВЛЕНИЕ ПредисловиеОБЩАЯ ЧАСТЬ Глава 1. Гражданское процессуальное право (общие положения)§ 1. Понятие и задачи гражданского процесса.§ 2. Гражданское процессуальное право — самостоятельная отрасль […]
  • Мировой суд канавинского района участок 3 Участки мировых судей Канавинского района города Нижнего Новгорода Судебный участок № 1 Канавинского судебного района города Нижний Новгород Нижегородской области Шмырина Галина Владимировна 603950, г. Нижний Новгород, ул. Гордеевская, д. 42 а 241-55-17 Территориальная подсудность […]
  • 77 тк рф общие основания прекращения трудового договора Ст. 77 ТК РФ. Общие основания прекращения трудового договора Основаниями прекращения трудового договора являются: 1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса); 2) истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения […]
  • Совет бесплатного адвоката онлайн Юридическая консультация юриста бесплатно онлайн Информация Описание: Юридическая консультация бесплатно онлайн, Консультация юриста бесплатно онлайн, юридическая помощь и бесплатные консультации от опытных юристов онлайн. ВНИМАНИЕ!1 Формулируйте вопросы четко и конкретно, а не […]
  • Как узнать свой лицевой счет в интерсвязи «Интерсвязь-М» предоставляет новую услугу «Экспресс-оплата» 04 июня 2018 «Экспресс-оплата» — быстрый и легкий способ внести средства на ваш лицевой счёт. Для вашего максимального удобства мы предусмотрели два возможных варианта оплаты, которые позволят вам в любой момент и в любом […]
  • Алименты в размере 70 Алименты, как их убавить? Плачу алименты 70% от зарплаты, родился второй ребёнок, как мне убавить этот процент, если бывшая жена не идет на встречу. Ответы юристов (2) Для того чтобы уменьшить размер алиментов, должны быть серьезные основания, а именно: 1. Инвалидность должника. 2. […]
Записи созданы 5769

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх