Новый устав ооо 2009

Информация Федеральной налоговой службы от 9 октября 2009 г. “Разъяснения по реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ”

Вопрос 1. Какие документы и в какой налоговый орган необходимо представить в целях приведения устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ?

Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации и, в рассматриваемом случае, приобретают силу для третьих лиц с момента такой регистрации. Поэтому обществам необходимо после проведения внутри организации мероприятий, связанных с внесением в устав соответствующих изменений, обратиться в налоговый орган по месту своего нахождения, осуществляющий регистрацию юридических лиц.

Документы, которые должны быть представлены в регистрирующий орган в данной ситуации, перечислены в статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

— заявление о государственной регистрации;

— решение о внесении изменений в учредительные документы общества;

— изменения, вносимые в учредительные документы общества. Указанные изменения могут быть представлены в виде непосредственно изменений или устава в новой редакции;

— документ об уплате государственной пошлины в размере 400 руб.

Вопрос 2. Какую форму заявления о государственной регистрации необходимо использовать при приведении устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ?

В рассматриваемой ситуации следует использовать форму № Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица».

При этом необходимо отметить следующее. Форма № Р13001, утвержденная постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439, не содержит строки, позволяющей отметить, что в данном случае изменения вносятся в устав общества в целях приведения его в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ (далее — Закон № 312-ФЗ). Однако указанное условие, учитывая положения пункта 5 статьи 5 указанного Закона, является основанием для внесения регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) одновременно с государственной регистрацией изменений устава сведений о размерах долей участников общества.

Представляя в регистрирующий орган заявление по утвержденной форме № Р13001, к нему (согласно пункту 3.7 раздела IV Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/[email protected]) необходимо приложить отдельный лист, подписанный заявителем, в котором указать, что данные изменения вносятся в устав в целях приведения его в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ. Данный лист является неотъемлемой частью подаваемого в регистрирующий орган заявления и должен быть «прошит» с заявлением. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки (пункт 4 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439).

При отсутствии в заявлении о государственной регистрации указанного листа с соответствующим уточнением налоговый (регистрирующий) орган не будет проинформирован, что одновременно с регистрацией устава необходимо внести в ЕГРЮЛ сведения о размерах долей участников общества. Проверять же устав на соответствие Закону № 312-ФЗ регистрирующий орган не вправе в силу положений пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Заявитель может использовать также рекомендуемую форму № Р13001, размещенную на сайте ФНС России в рубрике «Государственная регистрация и учет налогоплательщиков», которая содержит специальную строку о приведении устава общества в соответствие с Законом № 312-ФЗ.

Вопрос 3. Каковы последствия не приведения устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ до 1 января 2010 года?

Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ (далее — Закон № 312-ФЗ) установлен срок для приведения уставов обществ в соответствие с действующей с 1 июля 2009 года редакцией Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» — не позднее 1 января 2010 года. Однако из Закона № 312-ФЗ не следует, что после указанного срока общества с ограниченной ответственностью не вправе продолжить свою деятельность и внести необходимые изменения в устав.

Учитывая вышесказанное, не приведение уставов обществ с ограниченной ответственностью в соответствие с Законом № 312-ФЗ не повлечет за собой их автоматическое исключение из ЕГРЮЛ. Регистрирующие органы будут осуществлять регистрацию изменений уставов обществ в целях приведения их в соответствие с Законом № 312-ФЗ и после 1 января 2010 года.

При этом до приведения устава общества в соответствие с Законом № 312-ФЗ (как до, так и после 1 января 2010 года) он будет действовать в части, не противоречащей новым требованиям законодательства об ООО.

Кроме того, до приведения устава в соответствие с новыми требованиями законодательства в Едином государственном реестре юридических лиц будут отсутствовать сведения о размерах долей участников общества, поскольку регистрирующий орган обязан их внести при регистрации нового устава общества.

Вопрос 4. В соответствии с пунктом 2 статьи Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ уставы и учредительные договоры обществ с ограниченной ответственностью, созданных до 1 июля 2009 года, подлежат приведению в соответствие с указанным Федеральным законом. Должен ли учредительный договор общества после приведения в соответствии с законом представляться в регистрирующий орган наряду с уставом?

При приведении устава общества в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ (далее — Закон № 312-ФЗ) новую редакцию учредительного договора в регистрирующий орган представлять не нужно. В соответствии с Законом № 129-ФЗ государственной регистрации подлежат учредительные документы юридических лиц. Учредительные договоры обществ с ограниченной ответственностью с 1 июля 2009 года утратили силу учредительных документов (п. 4 ст. 5 Закона № 312-ФЗ), поэтому их государственная регистрация после указанной даты осуществляться не будет.

Вопрос 5. Возможно ли отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью до приведения его устава в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ?

Ни Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ни Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не содержат ограничений, связанных с возможностью отчуждения доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью до приведения его устава в соответствие с нормами Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ. Поэтому заявление о государственной регистрации изменений, связанных с отчуждением участником (участниками) доли или части доли в уставном капитале общества, может быть представлено в регистрирующий орган до представления документов, связанных с приведением устава данного общества в соответствие с нормами Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ.

Вопрос 6. Можно ли зарегистрировать новое место нахождения общества с ограниченной ответственностью или внести изменения в сведения о руководителе общества до приведения его устава в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ.

Не приведение устава общества в соответствие с нормами Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ не может являться основанием для отказа в государственной регистрации изменений сведений об обществе, в том числе и сведений о месте нахождения организации или ее руководителе.

Вопрос 7. Должны ли общества с ограниченной ответственностью, зарегистрированные до 1 июля 2009 года и находящиеся в процессе реорганизации или ликвидации, а также планирующие провести реорганизацию или добровольную ликвидацию, привести свои уставы в соответствие с нормами Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ до подачи в регистрирующий орган документов, необходимых для внесения в государственный реестр записи о завершении реорганизации или ликвидации общества, а также перед началом процедуры реорганизации или ликвидации?

В рассматриваемых случаях приведение уставов общества в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ (далее — Закон № 312-ФЗ) представляется не целесообразным.

С точки зрения законодательства о регистрации юридических лиц не приведение устава общества в соответствие с требованиями Закона № 312-ФЗ не может являться основанием для отказа в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых или прекращающих деятельность в результате реорганизации, а также ликвидации юридического лица. То же самое относится и к внесению в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации или ликвидации общества с ограниченной ответственностью.

Вопрос 8. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ должен ли быть увеличен уставный капитал общества с ограниченной ответственностью в случае, если его размер составляет менее 10 000 руб.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в редакции, действовавшей до 1 июля 2009 года, размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью должен быть не менее 100 МРОТ (стократной величины минимального размера оплаты труда), установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества.

Таким образом, требование к размеру уставного капитала общества предъявлялось законодательством об обществах с ограниченной ответственностью только на момент его государственной регистрации, что позволяло обществам, созданным до 1 марта 1998 года, до настоящего времени не увеличивать свой уставный капитал до минимального размера — 10 000 руб.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ, указанная норма сформулирована следующим образом: размер уставного капитала общества должен быть не менее чем 10 000 руб.

Таким образом, с 1 июля 2009 года размер уставного капитала общества должен быть не менее 10 000 руб. не только на момент его государственной регистрации, но и в любой другой момент.

Указанные изменения влекут за собой необходимость увеличения размера уставного капитала общества с ограниченной ответственностью до 10 000 руб.

Согласно положениям пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ сведения о размере уставного капитала общества должны отражаться в его уставе. Поэтому устав общества, приведенный в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ, должен содержать соответствующие требованиям законодательства сведения об уставном капитале.

Вопрос 9. Общество увеличило уставный капитал. Возможно ли внесение изменений в сведения об уставном капитале общества, содержащиеся в ЕГРЮЛ, одновременно с приведением его устава в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ?

Увеличение уставного капитала общества связано с необходимостью внесения изменений в его устав, поскольку на основании положений пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» сведения о размере уставного капитала общества должны содержаться в его уставе.

В рассматриваемом случае в заявлении о государственной регистрации по форме № Р13001 наряду со строкой и листами заявления, связанными с приведением устава в соответствие с Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ, необходимо заполнить соответствующую строку и лист заявления, связанный с увеличением уставного капитала.

Отметим, что увеличение уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью связано с изменением номинальной стоимости (в предусмотренных законом случаях — размера) долей участников общества (статья 18 и 19 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Указанные сведения должны быть представлены в регистрирующий орган для отражения в ЕГРЮЛ.

Вопрос 10. Общество изменило место нахождения. Возможно ли внесение изменений в сведения о месте нахождения общества, содержащиеся в Единый государственный реестр юридических лиц, одновременно с приведением устава общества в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ, учитывая, что сведения о месте нахождения согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ должны отражаться в его уставе?

Да, это возможно. Для этого в заявлении о государственной регистрации по форме № Р13001 наряду со строкой и листами заявления, связанными с приведением устава в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 № 312-ФЗ, необходимо заполнить соответствующую строку и лист заявления, связанный с изменением места нахождения.

Вопрос 11. На основании пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 июля 2009 года) сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества должны были быть отражены в его уставе. После 1 июля 2009 года указанное требование исключено из приведенной нормы Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ. Вместе с тем, рассматриваемая норма в действующей редакции предусматривает, что устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие указанному закону и иным федеральным законам. Могут ли сведения о размерах долей участников общества быть включены в устав после 1 июля 2009 года?

Отражение в уставе общества с ограниченной ответственностью после 1 июля 2009 года сведений о размерах и номинальной стоимости долей его участников не будет противоречить положениям законодательства об обществах с ограниченной ответственностью. В данной ситуации скорее нужно говорить о целесообразности включения в устав общества сведений об участниках, учитывая новые положения Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, в частности об обязанности общества вести список его участников, о приоритетности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, пока не будет установлено иное.

Вопрос 12. Внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников общества признаются достоверными до тех пор, пока их достоверность не будет опровергнута нотариально удостоверенными документами или заявлениями, подписанными всеми, указанными в ЕГРЮЛ участниками общества, либо пока иное не будет установлено решением суда. О каких заявлениях участников общества идет речь?

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции Федерального закона от 19.07.2009 № 205-ФЗ), заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

До утверждения форм заявлений о государственной регистрации в установленном законодательством порядке в рассматриваемой ситуации рекомендуется использовать форму № Р14001 «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц», размещенную на сайте ФНС России в рубрике «Государственная регистрация и учет налогоплательщиков» по адресу www.nalog.ru.

В указанной рекомендуемой форме лист заявления, в котором проставляется подпись заявителя и предусмотрено место для свидетельствования подписи в нотариальном порядке, расположен в конце заявления, что позволяет заполнить его в отношении каждого участника отдельно и приложить к одному заявлению.

Информация Федеральной налоговой службы от 9 октября 2009 г. “Разъяснения по реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ”

Образец нового устава ООО 2009 года

Предлагаем рассмотреть образец нового устава Общества с ограниченной ответственностью, который отражает основные изменения Федерального закона № 14-ФЗ, вступающие в силу с 01.07.2009 года.

Указанные изменения могут коснуться по разным оценкам до 80% всех юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, поскольку ООО является наиболее распространенной правовой формой предприятий. Поэтому мы предлагаем вам заранее оценить объем возможных изменений текущих учредительных документов ООО, и заранее подготовиться к процедуре перерегистрации, закончить которую, согласно принятым законам необходимо до конца 2009 года.

Предлагаемый образец нового устава ООО отражает следующие основные изменения, предусмотренные новым законом № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты»

Выражаем надежду, что публикуемый на сайте образец нового устава ООО поможет вам получить необходимую информацию, связанную с перерегистрацией ООО в 2009 году. Мы постараемся в дальнейшем информировать вас о практической реализации этой процедуры как только она начнется и, конечно, сможем предложить свои услуги.

Устав ООО: менять или не менять? Актуальные вопросы в свете Федерального закона N 312-ФЗ (И.М. Акиньшина, «Нормативные акты для бухгалтера», N 12, июнь 2009 г.)

Устав ООО: менять или не менять?
Актуальные вопросы в свете Федерального закона N 312-ФЗ

В конце 2008 года были приняты поправки в российское законодательство, существенно меняющие положение обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 312-ФЗ) внесены изменения, в частности, в часть первую Гражданского кодекса РФ, Федеральные законы от 08.02.98 N 14-ФЗ и от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона N 312-ФЗ уставы и учредительные договоры обществ, созданных до дня вступления в силу указанного закона (до 1 июля 2009 г.), подлежат приведению в соответствие с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 08.02.98 N 14-ФЗ (в ред. на 01.07.2009) не позднее 1 января 2010 года. Можно ли рассматривать приведение учредительных документов ООО в соответствие с новыми требованиями в качестве мероприятия обязательной для общества перерегистрации? Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев основные изменения, которые вносятся Законом N 312-ФЗ в порядок урегулирования важных для ООО вопросов.

Изменения в учредительных документах

Прежде всего, напомним, что с 1 июля 2009 года Учредительный договор ООО утрачивает статус учредительного документа. Таким единственным документом остается Устав общества. Требования к сведениям, включаемым в Устав, изложены в статье 89 Гражданского кодекса РФ и статье 12 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ (далее — Федеральный закон от 08.02.98 N 14-ФЗ приводится в ред., действующей с 01.07.2009). Как правило, уставы ООО составляются на основе Типового Устава, который состоит из следующих разделов:

1. Общие положения. Юридический статус Общества. Виды деятельности Общества;

2. Уставный капитал Общества;

3. Права и обязанности участников Общества;

4. Порядок и последствия выхода участника общества из Общества;

5. Порядок перехода доли (части доли) в уставном капитале Общества к другому лицу;

6. Управление в Обществе;

7. Распределение прибыли Общества между участниками Общества;

8. Заинтересованность в совершении Обществом сделки;

9. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества;

10. Порядок хранения документов Общества и порядок представления Обществом информации участникам Общества и другим лицам;

11. Реорганизация и ликвидация Общества.

В целом, конкретные положения устава общества повторяют нормы действующего федерального законодательства. А раз такое законодательство меняется, то и положения уставов могут войти в противоречие с актуальными нормативными актами.

Назовем основные поправки, вносимые Законом N 312-ФЗ, которые могут повлиять на положения устава или сделать его недействительным.

Отмена Учредительного договора в качестве учредительного документа не означает отказ от подобного договора. Учредительный договор заменяется Договором об учреждении общества. В нем как и прежде фиксируется порядок создания ООО, размер уставного капитала общества, порядок оплаты долей в уставном капитале и др. Законодатели внесли изменения в отношении долей каждого участника общества. Так, если ранее в учредительном договоре указывался только размер доли каждого участника общества, то с 1 июля 2009 года должна указываться и номинальная стоимость доли. При этом сведения о размере и номинальной стоимости этих долей отныне можно не указывать в уставе общества, ссылку на обязательное указание такой информации исключили из статьи 12 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ. Такое положение позволит не менять Устав каждый раз, когда происходит продажа долей или изменение состава учредителей. Эти сведения отныне будут сообщаться в регистрирующий орган в особом порядке (см. ниже).

Одновременно с изменением в указании информации о долях, в учредительных документах внесена поправка, в соответствии с которой сведения о размерах и номинальной стоимости долей каждого участника общества подлежат занесению в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) (п. 8 ст. 11 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ). Аналогичная поправка внесена и в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (подп. «б» п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ).

Помимо договора об учреждении общества учредители (участники) общества вправе будут заключать еще один договор, который станет регламентировать осуществление прав участников общества (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ).

Следующая поправка в законодательстве об обществах с ограниченной ответственностью для некоторых ООО может явиться значимой. Уставный капитал ООО до сих пор устанавливался из размера не менее стократного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации организации. В пересчете на рубли с 1 января 2001 года эта сумма составляла 10 000 рублей (базовая часть МРОТ равная 100 рублей была введена с 1 января 2001 года ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ). В новой редакции Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ предельный минимальный размер уставного капитала приводится в денежном выражении и равен такой же сумме (10 000 руб.). Но для тех ООО, которые регистрировались до 2001 года и с тех пор не меняли свой уставный капитал, установленный его размер может фактически оказаться ниже допустимого предела. По новым правилам минимальный размер уставного капитала общества не должен быть ниже 10 000 рублей для всех обществ без исключения на 1 июля 2009 года, независимо от даты регистрации фирмы. Значит в случае невнесения изменений в сам уставный капитал (при его размере менее 10 000 руб.) и в учредительные документы, общество может быть признано не отвечающим требованиям законодательства РФ.

Отчуждение доли и выход участника из ООО

Значительные изменения коснулись порядка отчуждения доли или части доли. Статья 21 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ претерпела большие изменения. Они затронули порядок реализации преимущественного права приобретения долей участниками общества, правила установления цены покупки доли, установление размеров возможного предложения доли на продажу, порядок получения согласия участников общества в различных ситуациях. Главной поправкой указанной статьи можно по праву считать введение обязательного нотариального удостоверения (за некоторым исключением) сделки по переходу доли или части доли к участникам общества или третьим лицам (п. 11 ст. 21 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ). Такие изменения в законодательстве об ООО в первую очередь направлены на пресечение рейдерства компаний.

Немаловажным изменениям подверглось положение о выходе участников из ООО. Отныне законодательство запрещает выход из ООО последнего или единственного участника (п. 2 ст. 26 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ). В общем случае право на выход из 000 теперь должно быть прямо указано в уставе общества, если эта норма не будет закреплена, то ни один участник общества фактически не сможет добровольно покинуть ООО (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ). Таким образом, если общество предполагает в дальнейшем возможным выход участников из общества, то в уставе необходимо это указать. В связи с выходом участника из ООО возникает вопрос приобретения его доли. В этом плане новым является возможность закрепить заранее определенную уставом цену доли, по которой она или ее часть может быть реализована при использовании преимущественного права на приобретение доли, и другие изменения.

Мы рассказали только о некоторых поправках, которые возможно затронут положение большей части ООО и потребуют обязательного внесения изменений в учредительные документы общества.

Порядок внесения изменений в ЕГРЮЛ

Процесс перерегистрации любого юридического лица, в том числе в форме ООО, в целом сходен с процессом внесения изменений в учредительные документы организации. Думаем, в нынешней ситуации поправок будет так много, что целесообразнее разработать новую редакцию устава, соответствующего требованиям изменившегося законодательства. Он должен быть утвержден на общем собрании участников ООО (в случае, если общество учреждено не единственным участником), заверен у нотариуса вместе с соответствующими документами, необходимыми для внесения изменений в учредительные документы. Пакет документов вместе с заявлением должен быть представлен в регистрирующий орган в течение второго полугодия 2009 года. Представленные после

1 января 2010 года заявления будут приниматься, но со штрафными санкциями. Напомним, что на сегодняшний день регистрирующим органом выступает Федеральная налоговая служба, в частности в Москве такие функции возложены на Межрайонную инспекцию N 46 (г. Москва, Походный проезд, вл. 3, корп.1).

Новая редакция Устава и иные необходимые изменения в учредительных документах могут быть утверждены на общем годовом собрании общества или на внеочередном собрании.

Перечень документов, которые необходимо представить для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган указаны в пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ:

— заявление о государственной регистрации по утвержденной форме;

— решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

— непосредственно изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица (к примеру, устав или его копия);

— документ об уплате государственной пошлины.

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, оформляется по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.

Обратите внимание: подлинность подписи заявителя на заявлении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально. Ранее это требование регламентировалось приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16. С 1 июля 2009 года такая норма закреплена в законодательстве о регистрации юридических лиц и предпринимателей (подп. «б» п. 2 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ).

Правоустанавливающие документы о долях ООО

А если все же ООО не пройдет перерегистрацию, будут ли у него в дальнейшем проблемы? Думаем, что да. С 1 июля 2009 года сведения об учредителях и размерах (номинальной стоимости) их долей в уставном капитале общества при учреждении ООО указываются в договоре об учреждении общества. Эти сведения в обязательном порядке с 1 июля 2009 года будут заноситься в базу ЕГРЮЛ при первичной регистрации ООО. По тем организациям, которые зарегистрированы до 1 июля 2009 года, налоговый орган одновременно с регистрацией изменений, вносимых в уставы ООО в целях приведения их в соответствие с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 08.02.98 N 14-ФЗ будет вносить в ЕГРЮЛ сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников общества, которые заявитель укажет на момент внесения изменений (п. 5 ст. 5 Закона N 312-ФЗ).

В дальнейшем, как мы уже указывали, сделки по отчуждению доли или части доли должны заверяться у нотариуса. Исключение составляют сделки по приобретению и перераспределению долей самого общества между участниками ООО или третьим лицом. После нотариального удостоверения сделки нотариус не позднее третьего дня со дня удостоверения передает в регистрирующий орган заявление общества о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Таким образом, в регистрирующий орган информация о сделках с долями ООО между участниками ООО или отчуждении доли (части доли) третьим лицам будет поступать от нотариуса. При этом к заявлению будет прилагаться документ, подтверждающий основание перехода доли или части доли.

Понятно, что если ООО не подаст заявление на изменение сведений в ЕГРЮЛ в плане приведения документов и сведений в соответствие с новым законодательством, то как минимум в государственном реестре организаций (в выписках из ЕГРЮЛ) будут отсутствовать данные о долях участников общества. В случае запроса выписки из ЕГРЮЛ обществу вряд ли откажут, но отсутствие актуальной информации не позволит ООО совершать некоторые мероприятия. Неполная выписка из ЕГРЮЛ может вызвать недоверие контрагентов общества. Наверняка, возникнут проблемы при продаже доли общества.

Это связано с тем, что выписка из ЕГРЮЛ имеет правоустанавливающий характер. Следовательно, в случае возникновения споров по поводу несоответствия сведений, указанных в списке участников общества, сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, право на долю или часть доли в уставном капитале общества устанавливается на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (абз. 1 п. 5 ст. 31.1 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ). Кстати сказать, с 1 июля 2009 года общество обязано вести списки участников ООО с указанием сведений о каждом участнике, размере его доли и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих самому обществу. Это значит, что общество будет располагать полной информацией об участниках ООО и их долях на основании списка участников, и эти сведения ООО обязано своевременно обновлять в государственном реестре юридических лиц. В случае возникновения споров по поводу недостоверности сведений о принадлежности права на долю или часть доли, содержащихся в ЕГРЮЛ, это право устанавливается на основании договора или иного документа, подтверждающего возникновение у учредителя права (абз. 2 п. 5 ст. 31.1 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ).

Кроме того, с момента внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц переход доли или части доли может быть оспорен только в судебном порядке путем предъявления иска в арбитражный суд (п. 12 ст. 21 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ).

Новые сведения в реестре ЮЛ

Помимо новшеств в отношении внесения сведений в базу данных ЕГРЮЛ о купле-продаже долей (частей доли) между участниками общества или третьим лицом, Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ внесены и некоторые другие изменения, касающиеся состава информации об ООО и порядка внесения ее в государственный реестр юридических лиц.

Так, статья 18 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ дополнена положением об обязательной государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества в связи с увеличением уставного капитала общества за счет его имущества, а также изменений номинальной стоимости долей участников общества в связи с этим событием. Здесь же определен срок: такие изменения должны быть представлены в регистрирующий орган в течение месяца со дня принятия соответствующего решения об увеличении уставного капитала.

Аналогичный порядок внесен и в статью 20 этого же закона для заявления об уменьшении уставного капитала общества — документы для государственной регистрации вносимых в устав общества изменений в связи с уменьшением уставного капитала общества и изменения номинальной стоимости долей участников общества должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты направления кредиторам последнего уведомления об уменьшении уставного капитала общества и о его новом размере.

В обоих случаях для третьих лиц указанные изменения приобретают силу с момента их государственной регистрации.

Обратим внимание наших читателей еще на один немаловажный факт. Содержание государственных реестров, касающихся обществ с ограниченной ответственностью расширено. С 1 июля 2009 года кроме сведений о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале ООО в государственный реестр будут заноситься сведения о передаче долей или частей долей в залог (об ином обременении), а также сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (подп. «д» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). В связи с этим, в статью 22 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ внесена правовая норма, согласно которой договор залога доли или части доли в уставном капитале общества подлежит нотариальному удостоверению. В общих чертах нотариальное заверение таких договоров и направление заявления об этом факте в регистрирующий орган аналогичен порядку нотариальных действий с куплей-продажей долей (частей долей).

Кроме того, с 1 июля 2009 года определен перечень лиц, которые могут являться заявителями при внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества. Такими заявителями могут быть как участники общества, учредители (участники) ликвидированного юридического лица, имеющие вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица, а также исполнитель завещания и нотариус (п. 1.4. ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

С 1 июля 2009 года уставы обществ, созданных до этой даты, будут применяться в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ и Закону об ООО в обновленных редакциях. Общества с ограниченной ответственностью (товарищества с ограниченной ответственностью), которые не привели свои учредительные документы в соответствие с настоящим Федеральным законом либо не преобразовались в акционерные общества или производственные кооперативы, могут быть ликвидированы в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом (п. 3 ст. 59 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с другим федеральным законом регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). К примеру, под грубым нарушением напрямую можно рассматривать несоответствие размера уставного капитала новым требованиям: не менее 10 000 рублей.

Таким образом, общества с ограниченной ответственностью могут подвергнуться принудительной ликвидации. В первую очередь налоговики избавятся от фирм-однодневок. Но если общество не собирается ликвидироваться, не сможет по каким-либо причинам пройти перерегистрацию в законодательно установленный срок, оно может обратиться в налоговый регистрационный орган и после 1 января 2010 года. В этом случае обществу грозит штраф. Так как юридические лица несут ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений (п. 1 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

«Нормативные акты для бухгалтера», N 12, июнь 2009 г.

Как привести устав ООО в соответствие с новым законом

С 1 июля 2009 года стартует массовая кампания по приведению учредительных документов обществ с ограниченной ответственностью в соответствие с измененным законодательством. Обычно этим делом занимаются либо юридические службы компаний, либо нанятые юристы. Однако руководители многих некрупных фирм привыкли поручать юридические вопросы бухгалтерам. Поэтому мы решили помочь учетным работникам разобраться, что, как и когда надо сделать.

Куда внесены изменения

Причиной массовой кампании по «исправлению» учредительных документов является Федеральный закон от 30.12.08 № 312-ФЗ. Он внес изменения:
— в первую часть Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ);
— в Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО);
— в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 № 4462-1;
— в Федеральный закон от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно поправкам, все общества с ограниченной ответственностью в период с 1 июля по 31 декабря нынешнего года должны привести свои учредительные документы в соответствие с измененными ГК РФ и Законом об ООО.
Какие же изменения следует внести в устав, чтобы он соответствовал законодательству?

В списке «Учредительных документов» остался один устав

С 1 июля 2009 года учредительный договор перестает быть учредительным документом. Он трансформируется в «Договор об учреждении», который, по сути, является внутренним документом участников сделки по учреждению ООО.

Такое изменение статуса имеет скорее положительные последствия. Договор теперь не надо регистрировать и заверять нотариально, не надо копировать в немыслимых количествах, когда требуются «учредительные документы».

Надо ли будет переписывать устав из-за того, что учредительный договор потерял статус учредительного документа? Ответ на этот вопрос зависит от того, были все значимые положения договора продублированы в уставе или нет. Если при подготовке устава общества в него вошли все значимые «моменты», прописанные в учредительном договоре, то править устав не надо. Если же некоторые значимые положения учредительного договора не были продублированы в уставе, то их туда придется внести.
Кроме того, в тексте устава необходимо изменить слова «Учредительные документы» и «Учредительный договор» на «Устав».

Право участника на выход из ООО…

Правила выхода участника из ООО изменились весьма радикально. Если раньше абзац 6 пункта 1 статьи 8 Закона об ООО разрешал участнику в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников, то в новой редакции участник имеет право «выйти из общества путем отчуждения своей доли обществу, если такая возможность предусмотрена уставом общества, или потребовать приобретения обществом доли в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом».
Другими словами, если раньше участник мог выйти из ООО независимо от того, разрешает ему это устав или нет, то теперь право на выход участника должно быть прямо прописано в уставе.

Однако радикальность новой нормы Закона, скорее всего не вызовет осложнений у большинства обществ. Дело в том, что большинство «авторов» уставов переписывали в них большие куски текста Закона об ООО. Поэтому у значительного числа ООО в уставе уже предусмотрен свободный выход участника.

Если в уставе вашего ООО нет указания на такую норму, следует обратить на это внимание участников. Они должны принять принципиальное решение: предоставят они себе право свободного выхода из ООО или разрешат друг другу покидать общество только по разрешению остальных участников. Для ООО, где всего один участник, такой выбор не стол актуален, ведь единственный участник не может «выйти из общества».

…и процедура выхода

Процедура выхода участника из ООО претерпела наибольшие изменения. В частности, изменились сроки и порядок выплаты выходящему участнику.

Согласно старой редакции, выходящему участнику приходилось ждать окончания года, чтобы была база для расчета стоимости чистых активов, а затем еще шесть месяцев. Теперь срок значительно меньше — три месяца с момента подачи заявления. И «базу» ждать не надо — расчет производится исходя из ближайшего прошедшего отчетного периода.

К сожалению, не совсем ясно, что понимать под «отчетным периодом». Дело в том, что Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (от 21.11.96 № 129-ФЗ) это понятие не определяет, при этом в пункте 1 статьи 14 закона говорится об «отчетном годе». В то же время в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.02.07 № 14092/06 в аналогичной ситуации при определении размера крупной сделки за «отчетный период» была принята месячная промежуточная отчетность. Чтобы избежать возможных разногласий при выходе участника из ООО, в уставе можно самим указать, на основе показателей какого баланса следует рассчитывать действительную стоимость доли — годового, квартального или месячного. Такой подход разрешен Законом об ООО, но обязательным он не является.

Уставный капитал ООО

Немного упрощена формулировка, определяющая минимальный размер уставного капитала ООО. В старой редакции второго абзаца пункта 1 статьи 14 Закона была привязка к минимальному размеру оплаты труда на дату представления документов для государственной регистрации общества (минимальный капитал — 100 МРОТ). Теперь же минимальный размер уставного капитала ООО равняется 10 тысячам рублей.

Казалось бы, ничего не изменилось, ведь МРОТ равняется 100 рублям, а 100 МРОТ — 10 тысячам рублей. Однако новая редакция ничего не меняет только для тех ООО, которые были созданы после 1 января 2001 года. Именно с этой даты действует МРОТ, равный 100 рублям. Общества, созданные раньше этой даты, определяли минимальный размер уставного капитала исходя из меньшего МРОТ. Поэтому до сих пор есть ООО, у которых уставной капитал составляет, например, 8 349 руб. и даже меньше. Вот им-то как раз предстоит пересмотреть размер своего уставного капитала в сторону увеличения — как минимум до 10 000 рублей.

Доли участников ООО

В новой редакции пункта 2 статьи 12 Закона об ООО исключено положение, обязывающее указывать в уставе сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества. То есть в уставе должен быть указан только общий размер уставного капитала. Это означает, что из текста устава следует исключить упоминание об участниках, их паспортных данных и принадлежащих им долях.

Данная поправка значительно облегчает процедуру изменения состава участников. Ведь теперь не надо будет каждый раз перерегистрировать устав, если участник вышел из ООО, продал свою долю третьему лицу или если в права собственности на долю вступил наследник умершего участника.

Сведения о каждом участнике, размере его доли в уставном капитале и ее оплате, а также сведения о долях, принадлежащих обществу, теперь должны храниться в специальном «списке участников», который обязано вести общество. Для этого в Закон об ООО ввели специальную главу III.1 и статью 31.1.

Обратите внимание: сведения, содержащиеся в списках участников ООО, должны соответствовать данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Так что устав придется дополнить положениями о ведении списка участников ООО. Кроме того, по всему тексту устава надо изменить слова про «внесение вкладов в уставный капитал» на формулировку «оплата долей в уставном капитале».

Если участник не оплатил свою долю

Раньше, если участник в течение года в полном объеме не внес деньги или имущество в уставный капитал, у общества было два варианта действий. Первый — объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного размера и зарегистрировать уменьшение капитала. Второй — принять решение о самоликвидации. Сейчас все значительно проще: в соответствии с новой редакцией пункта 3 статьи 16 Закона об ООО неоплаченная часть доли переходит к обществу.
В связи с этим в уставе следует предусмотреть порядок действий ООО при решении дальнейшей судьбы этой доли — будет она распределена между остальными участниками или продана третьим лицам.

Переход доли к другим участникам или третьим лицам

Много изменений внесено в порядок перехода (отчуждения) доли другим участникам или третьим лицам. Порой эти изменения не слишком значительны, но их, тем не менее, необходимо учесть при подготовке новой редакции устава.

Самое существенное изменение связано с тем, что с 1 июля любые сделки по отчуждению долей как сторонним покупателям, так и другим участникам общества необходимо удостоверять у нотариуса. Без такого удостоверения сделка будет считаться несостоявшейся.

Очевидно, что эта мера направлена, во-первых, на борьбу с рейдерами, поскольку оформить у нотариуса сделку купли-продажи доли без ведома ее хозяина затруднительно. А во-вторых — на борьбу с недобросовестными налогоплательщиками. Нотариальное заверение сделок по отчуждению доли должно препятствовать перерегистрации ООО на несуществующих лиц по утерянным или подложным паспортам. Как бы то ни было, но это новшество должны найти свое отражение в новом уставе ООО. Для этого достаточно вписать в устав, что любая сделка по отчуждению доли (за исключением перехода доли самому обществу и в дальнейшем от общества новому владельцу) должна быть заверена нотариально.

Также следует проверить, соответствуют ли новой редакции статьи 21 Закона об ООО другие процедуры продажи доли. Приведем один пример.

Допустим, участник желает продать свою долю и выйти из общества. В этом случае он обязан сначала предложить эту долю другим участникам. Согласно новой редакции, в уставе может быть заранее определена цена, по которой участник должен предложить свою долю. Если такая цена определена, то при отказе остальных участников купить долю, он может продать долю третьим лицам по любой цене. Но если в уставе заранее определенной цены не установлено, будет действовать правило старой редакции, по которому продавец должен предложить свою долю остальным участникам по цене не выше той, по которой он собирается продать долю в чужие руки.

Размер «крупной сделки»

Как и в прежней редакции, закон об ООО регламентирует порядок заключения обществом крупных сделок. Такие сделки должны быть одобрены общим собранием участников ООО. Хотя новая редакция уточнила определение крупной сделки, вполне возможно, что устав править не придется.

Определение в новой редакции звучит так: «двадцать пять и более процентов» от стоимости активов общества. В то же время в уставе может быть установлен более высокий процент. В старой редакции было написано: «более двадцати пяти процентов». Поэтому можно считать, что в любом уставе уже соблюдаются требования новой редакции Закона. Даже если в уставе была продублирована прежняя формулировка закона об ООО. Так что в этой части устав можно не менять. Но во избежание каких-либо придирок лучше привести определение крупной сделки, данное в уставе, в соответствие с новой редакцией Закона.

Как внести изменения в Устав ООО

После того, как текст устава будет проанализирован на его соответствие новой редакции Закона об ООО, можно приступать к внесению изменений.

Изменения в устав можно внести двумя путями. Если изменений и дополнений немного, их можно оформить в виде отдельного документа. Если же таких изменений много, устав лучше полностью переписать в новой редакции. В любом из этих вариантов, составленный документ необходимо утвердить на общем собрании участников ООО. Затем руководитель должен составить соответствующее заявление о регистрации новой редакции устава и внесении изменений в ЕГРЮЛ. Свою подпись на этом заявлении он должен заверить у нотариуса. Необходимо также уплатить государственную пошлину в размере 400 рублей.

Далее в налоговый орган, который осуществляет государственную регистрацию, руководитель ООО представляет пакет документов. Он состоит из:
— заявления,
— протокола общего собрания участников;
— устава в новой редакции или изменений к нему;
— платежного поручения об оплате пошлины.

После регистрации ООО надо получить из налогового органа другой комплект документов, состоящий из:
— свидетельства о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;
— экземпляра устава в новой редакции или изменений в него с соответствующей отметкой регистрирующего органа и штампом «Копия».

Смотрите еще:

  • Осд основная сумма долга МСФО, Дипифр МСФО IFRS 9: Классификация и учет финансовых активов МСФО IFRS 9, как считается, упростил классификацию финансовых инструментов по сравнению с предыдущим стандартом МСФО IAS 39. В соответствии с новым стандартом финансовые активы измеряются в зависимости от того, как […]
  • Земельный участок в находке продажа Земельные участки в Находке Всего 54 объявления Всего 54 объявления Объявление о продаже земельного участка, 28 соток. 23 сентября 113 Агентство Пожаловаться Заметка Продаю землю под ИЖС, 20 соток, 5. вчера в 22:45 123 Собственник Пожаловаться Заметка Продам […]
  • Купить дом под снос в иваново Купить участок в Иванове, Ивановская область Форма поиска Участок 6 сот. Иваново, Большая Воробьевская ул., 14 Продам участок ИЖС 6 соток Вблизи ул. Большая Воробьевская учсток расположен на ул. 4-Зеленостроевская дом 14, свет, газ, скважина недостроенный дом из пеноблоков 55кв. М на […]
  • Банкротство ооо северная казна СЕВЕРНАЯ КАЗНА Общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Северная казна» С № 1155 66 от 29.06.2007 на 17 видов страхования: 1) страхование от несчастных случаев и болезней; 2) медицинское страхование; 3) страхование средств наземного транспорта (за исключением средств […]
  • Китай возраст совершеннолетия Китай возраст совершеннолетия [Андреев, 2004] даёт оценку порядка 17 лет. Римская Империя (начало нашей эры) [Брокгауз-Ефрон]: "В императорское время в Риме установилось точное мерило мужского совершеннолетия - 14-летний возраст; а относительно женщин, по свидетельству римских юристов, […]
  • Увеличение уставного капитала за счет нераспределенной прибыли ндфл Увеличение уставного капитала за счет нераспределенной прибыли ндфл Иногда организация решает увеличить уставный капитал за счет собственной нераспределенной прибыли, что приводит к пропорциональному росту стоимости доли его учредителей (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.02.1998 № […]
  • Дом в новом селе владимирской области Купить дом в селе Новое в районе Суздальский во Владимирской области Дом: 270 м², участок 12 сот. Центральная ул., 1 Газ: есть Прямая продажа Код объекта:52868 Отличный дом, полностью готов под финишную отделку. Все коммуникации в доме. Хорошее расположение дома и земельного […]
  • Предоставление льготного жилья ветеранам Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 2014 г. № 235-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Балуты Виктора Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» Конституционный Суд Российской […]
Записи созданы 6251

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх