Нормы конституции закрепляющие конституционные обязанностей граждан рф

Тема 4. Основы правового положения граждан. Конституционный статус человека и гражданина РФ

1. Конституционный статус человека и гражданина РФ

Согласно ст. 2 Конституции, “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”.

В соответствии с этим положением по новому построены структура самой Конституции РФ и главы, посвященные правам и свободам человека и гражданина. Кроме первой главы, в которой содержатся нормы, устанавливающие главное во взаимоотношениях государства и личности, вторая глава закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Более того, в ст. 55 Конституции РФ закрепляется, что “перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина”.

Общественное устройство каждого государства сочетает в себе гражданское и политическое общество. В гражданском обществе все люди равноправны и в равной мере пользуются правами и свободами человека. В политическом, государственно-организованном обществе равными правами обладают только граждане данного государства, которые в равной мере пользуются правами гражданина. Иностранные граждане, лица без гражданства могут быть ограничены в реализации таких прав и свобод. Данные особенности, как правило, находят свое закрепление в самом содержании норм конституции, устанавливающих права и свободы. Применительно к правам человека в этих нормах используются термины “человек”, “каждый”, “все”, “каждый человек” и т. п. Для определения прав гражданина используются термины “гражданин”, “все граждане”, “каждый гражданин” и т. д.

Под основами правового положения граждан понимается совокупность прав, свобод и обязанностей, закрепленных законодательством государства, а также правовые и иные гарантии их осуществления.

Субъективное право — это юридическая возможность человека и гражданина совершать определенные действия, предусмотренные нормами права. Эти действия направлены на удовлетворение интересов, материальных и духовных потребностей человека и гражданина. Реализация субъективного права зависит от желания человека, субъективного отношения к нему.

Юридическая обязанность человека и гражданина — это установленная государством мера общественно необходимого поведения лица. В отличие от права, которым лицо пользуется по своему усмотрению, исполнять юридическую обязанность оно должно независимо от своего субъективного отношения к данной норме поведения, личного желания.

Конституционное право имеет своим предметом не все юридические права, свободы и обязанности, а лишь те из них, которые являются наиболее важными, основными, то есть закреплены в Конституции РФ. Совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, а также гарантии их реализации именуются правовым статусом гражданина.

Принципами правового положения граждан в Российской Федерации являются:

1. Равноправие граждан. В ст. 6 п. 2 Конституции РФ закрепляется: “Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации”.

Данное положение дополняется также ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает, что все равны перед законом и судом. Государство, подчеркивается в п. 2 этой статьи Конституции, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Следует подчеркнуть, что нормами конституционного права закрепляется формально-юридическое равенство граждан, равенство правовых возможностей.

2. Неотчуждаемость как принцип правового положения состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это означает, что ни одно лицо ни по каким основаниям не может быть лишено конституционных прав и свобод (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). Этот принцип проявляется также в конституционной норме, закрепляющей, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства (п. 3 ст. 6 Конституции РФ), а также в ч. 2 ст. 55, устанавливающей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Непосредственное действие прав и свобод. Данный принцип впервые в конституционном строительстве России закреплен в Конституции РФ 1993 г. Согласно ст. 18, “права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”. Верховенство Конституции РФ и действие данного принципа означают также, что ни один орган в государстве не может издать правовой акт, в котором бы содержались права, свободы и обязанности, противоречащие конституционным или ограничивающие их.

4. Гарантированность прав, свобод и обязанностей. Конституционные права и свободы не только предоставлены, но их реализация обеспечивается совокупностью гарантий — экономических, социальных, политических и правовых. Предметом рассмотрения конституционного права являются правовые конституционные гарантии.

В статье 2 Конституции РФ государство берет на себя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Статья 7 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию социальным государством, устанавливает, что его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В пункте 1 ст. 17 Конституции РФ подчеркивается, что в Российской Федерации не только признаются, но и гарантируются права и свободы человека и гражданина. В ст. 80 п. 2 Конституции РФ установлено, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст. 114 Конституции РФ, в компетенцию Правительства Российской Федерации входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан. Деятельность по обеспечению реального осуществления прав, свобод и обязанностей граждан является важной составной частью работы правоохранительных органов.

5. Соответствие международно-правовым актам. В содержание основ конституционного строя Российской Федерации, как нами уже отмечалось, входит норма о том, что “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора” (ст. 15 п. 4 Конституции РФ).

Статья 17 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно “общепризнанным принципам и нормам международного права”.

Статья 46 п. 3 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

6. Запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина вытекает из гуманной сущности и назначения Конституции. В общем виде этот принцип закреплен в ст. 55 Конституции РФ, которая устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции о том, что “любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения” (п. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Запрет на ограничение прав и свобод не является абсолютным. Человек живет в обществе и его интересы зачастую пересекаются с интересами других людей. Поэтому в п. 3 ст. 17 Конституции РФ подчеркивается, что “осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц”. Эти ограничения возможны, но только в случаях, установленных законодательством. Как закрепляется в п. 3 ст. 55 Конституции РФ, “права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства”. На основании этой нормы, например, в ст. 56 Конституции РФ закрепляется, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Отдельные ограничения в реализации прав и свобод содержатся в статьях Конституции РФ, закрепляющих конкретные права и свободы человека и гражданина. Так, в ст. 32 установлены основания для ограничения избирательных прав граждан, в ст. 35 — ограничения в части пользования имущественными правами и т. д.

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации. Защита прав и свобод человека и гражданина. Гражданство РФ

Правовой статус личности

Совокупность конституционных норм, закрепляющих положение человека и гражданина в российском обществе и государстве, объем его прав и свобод, а также обязанности образуют конституционный статус личности в Российской Федерации.

Правовой статус — более широкое понятие, так как представляет собой совокупность различных прав и обязанностей субъектов, закрепленных нормами всех отраслей права.

Наряду с названными понятиями существует понятие правового положения, которое представляет собой совокупность реализуемых прав, свобод и обязанностей. От правового статуса это понятие отличается своей действенностью, так как это те права и обязанности, которые осуществляются в виде правоотношений, тогда как правовой статус образуют нормы, не все из которых реализуются субъектами.

Основу конституционного статуса человека, личности и гражданина составляют такие принципы, как равенство всех перед законом, неотчуждаемость прав человека; уважение и соблюдение чужих прав и свобод, гарантированность прав и свобод государством.

Конституционный статус включает права, свободы и обязанности личности. Наиболее сложным является соотношение прав и свобод. По этому вопросу существует две точки зрения. Согласно одной из них, названные понятия тождественны, согласно другой — различны. Их разделение построено с учетом деления правоотношений на относительные и абсолютные. Конституционные права — это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (например, право на охрану здоровья). Права соответствуют относительным правоотношениям.

Конституционные свободы — это такие правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими субъектами (право на жизнь и т.п.). Реализация индивидом свобод предполагает лишь невмешательство со стороны других субъектов, т.е. они должны воздерживаться от деяний, препятствующих осуществлению свобод.

Конституционные обязанности это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность сохранять окружающую среду и т.п.).

На территории России находятся липа, имеющие различный правовой статус. Это граждане России, граждане иностранных государств, лица, не имеющие гражданства, лица с двойным гражданством. Конституция Российской Федерации учитывает особенности названных категорий, но при этом исходит из того, что государство должно обеспечить достойные условия жизни и уважительное отношение к любому человеку как к личности, гарантировать защиту его жизни и достоинства.

В Конституции России закрепляется совокупность прав человека, определенных в нормах международного права и общепризнанных мировым сообществом, минимум социальных благ и свобод, необходимых для достойного существования любого лица, находящегося на территории России.

Гражданство Российской Федерации

Под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица С государством, в силу которой на него в полном объеме распространяются конституционные права, свободы и обязанности. Гражданство представляет собой правовой институт конституционного права — совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих приобретение, восстановление и утрату российского гражданства.

Таким образом, гражданство представляет собой правовую принадлежность лица к данному государству, то есть признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом. Зарубежные посольства и консульства Российской Федерации обязаны оказывать помощь своим гражданам в случаях задержания, ареста и других затруднений.

Основу института гражданства составляют конституционные нормы, посвященные гражданству (ст. ст. 6, 61, 63, 71 Конституции РФ). Вопросы гражданства регулируются Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями.

Закон о гражданстве регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством и, прежде всего, условия приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

Республикам в составе Российской Федерации предоставлено право иметь свое гражданство, которое является производным от гражданства Российской Федерации. Регулирование вопросов гражданства республик осуществляется законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации предусматривает право граждан России иметь двойное гражданство в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ). Приобретение гражданином Российской Федерации второго гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

Закон устанавливает семь оснований приобретения гражданства Российской Федерации:

  1. в результате признания;
  2. по рождению;
  3. в порядке регистрации;
  4. в результате приема в гражданство;
  5. в результате восстановления в гражданстве;
  6. путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации;
  7. иные основания.

В случае добровольного волеизъявления, гражданство может быть прекращено по следующим основаниям:

  1. вследствие выхода из гражданства;
  2. вследствие отмены решения о приеме в гражданство, так как подданство было приобретено на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов;
  3. путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации (оптация);
  4. иные основания, в частности, для недееспособных и детей.

Решением вопросов приобретения и прекращения гражданства занимаются следующие органы: Президент Российской Федерации, комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения России. Закон о гражданстве закрепляет полномочия каждого названного органа.

Порядок рассмотрения вопросов российского гражданства установлен Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 386 от 10 апреля 1992 года с изменениями и дополнениями.

Личные конституционные права и свободы

Личные конституционные права и свободы: право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на определение и указание своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания и творчества; право свободно на территории Российской Федерации выбирать место жительства и пребывания; право свободно выезжать за пределы России и право гражданина беспрепятственно возвращаться в Россию; свобода совести, вероисповедания; свобода мысли и слова; право на свободный поиск и распространение информации. К этой же группе может быть отнесен блок прав человека в сфере правосудия.

Личные конституционные права и свободы человека необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности. Эти права связаны с индивидуализацией личности, частной жизнью человека. Рассмотрим основополагающие права данной категории. Бесспорно, ядро личных прав и свобод составляет право на жизнь. Это понятие многопланово. С одной стороны, это право понимается как физическое бытие, то есть беспрепятственное функционирование целостного биологического объекта. С другой стороны, жизнь — это бытие определенного качества, соответствующего стандартам, выработанным человеческой практикой. И в этом смысле речь идет о достойной, качественной, полноценной жизни. В таком широком смысле право на жизнь осуществляется одновременно со всеми иными правами и свободами.

Важным является право на защиту и охрану достоинства личности. Достоинство — достаточно общая категория, практически не имеющая внешней формы. Именно это обстоятельство затрудняет ее оценку, выявление, охрану и защиту. Сложилась точка зрения, согласно которой для признания факта умаления достоинства и его защиты необходимо не только установить то, что человек осознавал принадлежность ему каких-либо нравственных, интеллектуальных качеств (субъективная сторона), но и оценить, проявлялись ли эти качества в его деятельности (объективная сторона).

Политические права и свободы

Политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации. В этот блок входят следующие права и свободы: свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право участвовать в референдуме; иметь равный доступ к государственной службе; участвовать в отправлении правосудия; направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и местного самоуправления и участвовать в их деятельности.

Основу политических прав составляет право граждан на участие в управлении делами государства, которое может осуществляться непосредственно или через представителей. Это право носит обобщающий характер и включает в себя различные механизмы его реализации. Так, например, граждане имеют право избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранными в эти органы, право участвовать в референдуме. Право избирать представляет собой гарантированную государством возможность принимать участие в формировании органов государственной власти. Право быть избранным означает возможность личной деятельности в составе государственных органов.

Мирные митинги, шестг ия и пикетирования также являются политически?, и свободами, так как они позволяют гражданам публично выражать свои требования и интересы, осуществлять свободу слова. Реализация этих свобод не безгранична, так как их пределы определяются интересами государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Собираться можно без оружия и при наличии предварительного уведомления соответствующих органов государственной власти. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.

Социально-экономические и культурные права

Социально-экономические и культурные права: свобода экономической деятельности; право иметь имущество в частной собственности, распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право на свободный труд; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях; право на благоприятную окружающую среду; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование; свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Экономические права и свободы связаны с правом собственности. Они охватывают свободу человеческой деятельности и потребления товаров и услуг.

Основу экономических прав составляет право иметь в собственности любое имущество. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда и только в установленных законом случаях.

Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности, так как предполагает возможность использовать свое имущество для любых, не запрещенных законом целей.

Социальные права связаны с реализацией человека в сфере семьи и труда, здоровья и минимальных стандартов.

Право на труд предполагает возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Труд человека должен осуществляться в условиях безопасности и выполнения гигиенических правил. Государством устанавливаются гарантии на случай безработицы.

Право на материнство, отцовство и детство должно обеспечиваться государственными и иными гарантиями. Законодательством предусмотрены обоюдные обязанности: родителей по воспитанию и содержанию детей, совершеннолетних, трудоспособных детей в части заботы о нетрудоспособных родителях.

Статьей 41 Конституции России предусмотрено право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Медицинская помощь включает профилактическую, лечебную, лечебно-диагностическую, реабилитационную протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Гарантии конституционных прав и свобод

Гарантии конституционных прав и свобод представляют собой средства, инструменты, обеспечивающие осуществление людьми их правомочий. Выделяют следующие виды гарантий: социально-экономические, организационно- политические, юридические.

Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые позволили бы людям повысить свое благосостояние. Эти гарантии таковы: социальная стабильность, развитие экономики, снижение налогов и т.п.

Организационно-политические гарантии — это предоставление гражданам возможности участвовать в управлении делами государства и местного самоуправления, в деятельности политических организаций.

Юридические гарантии — это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав).

К числу гарантий может быть отнесено право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, которые не запрещены законом. Велика роль принципа презумпции невиновности, который закреплен ст. 49 Конституции России. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена судом. Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность.

Конституционные обязанности

К числу конституционных обязанностей граждан Российской Федерации относятся: защита Отечества, воинская или альтернативная гражданская служба. Вне зависимости от гражданства, все обязаны платить законно установленные налоги и сборы, обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании, трудоспособные дети старше 18 лет обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.

В нормах Конституции Российской Федерации, устанавливающих обязанности, обобщены те наиболее важные требования, в исполнении которых проявляется ответственность личности перед государством, обществом, надлежащее его отношение к государственным и общественным интересам.

Основная обязанность всех субъектов права — соблюдать Конституцию России и законы страны. Эту норму статьи 15 Конституции РФ следует понимать шире точного смысла. В ней речь идет не только о воздержании от запрещенных деяний (собственно соблюдение), но и совершение требуемых действий (исполнение). Кроме того, емкая конституционная норма предполагает активную позицию личности в форме использования принадлежащих ей прав и свобод.

Конституцией Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Эта обязанность направлена на то, чтобы прекратить дальнейшее разрушение природы.

На родителей возлагается обязанность обеспечения получения детьми (до 15 лет) основного общего образования. Эта обязанность способствует снижению роста преступности и является стабилизирующим социальным фактором, так как современный информационный мир не принимает людей без минимального образовательного уровня. Хотя, конечно, основное общее образование — слабая гарантия общественной востребованности человека.

Важной представляется обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. На всех граждан Конституция Российской Федерации (ст. 44) возлагает обязанность беречь памятники истории и культуры.

Финансовая устойчивость государства обеспечивается путем выполнения лицами своей обязанности платить налоги и сборы (ст. 57 Конституции России). Собранные средства используются на содержание государственного аппарата, на социальные выплаты и программы.

§ 10. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации

Обязанности являются составной частью правового статуса личности. Обязанности и права тесно взаимодействуют друг с другом. Конституционные обязанности граждан РФ закреплены в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина».

Конституционные обязанности — «это высшие правовые (конституционные) требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с охраной и защитой важнейших ценностей, осуществлением действий (бездействий), которые служат удовлетворению как личных, так и общественных интересов в правовом демократическом государстве»1.

В Конституции закреплены следующие конституционные обязанности:

1 Бондарь Н С Права человека и Конституция России Ростов н/Д, 1996

Обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации Эта обязанность распространяется не только на граждан РФ, но и на граждан иностранных государств, лиц без гражданства, находящихся на территории России 2.

Обязанность платить налоги и сборы С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность страны, безопасность граждан, развивает экономику, образование, здравоохранение и т д К гражданам, уклоняющимся от уплаты налогов или уплачивающих их в неполном объеме, могут быть применены установленные законодательством санкции. 3.

Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В развитии этого положения 19 декабря 1991 года был принят закон «Об охране окружающей природной среды», в 1993 году приняты Основы лесного законодательства Российской Федерации, в которых закреплена обязанность по охране лесов. Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 года также предусмотрен ряд обязанностей граждан, направленных на сохранение животного мира’ не допускать разрушения или уничтожения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, и др. 4.

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование (9 классов). Обязанность по обеспечению детьми основного общего образования несут родители или лица, их заменяющие. Обязательность основного общего образования распространяется только на детей, не достигших 15-летнего возраста 5.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Народы России имеют богатое культурное насле-

дие, которое имеет важное значение для сохранения и развития самобытности народов России Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года утвержден перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения

6 Особое значение имеет обязанность по защите Отечества В статье 59 Конституции она определяется как «долг и обязанность гражданина Российской Федерации».Одновременно устанавливается обязанность по несению военной службы.

В Конституции закреплено право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Это возможно, если убеждениям или вероисповеданию гражданина Российской Федерации противоречит несение военной службы. Введение института замены военной службы альтернативной гражданской в современной России обусловлено рядом обстоятельств. Те реформы, которые происходят в настоящее время в нашей стране, явились причиной переосмысления ценностей и приоритетов в обществе и государстве. Конституция РФ, как уже говорилось ранее, высшей социальной ценностью признает человека, его права и свободы. Конституция 1993 года по-новому определила правовой статус человека и гражданина. Проведение военной реформы требует освобождения личного состава от выполнения несвойственных ему функций, часть из которых можно переложить на лиц, которым военная служба заменена альтернативной

гражданской службой. Основанием направления граждан на альтернативную гражданскую службу является решение призывной комиссии или решение суда- Государственный орган, в чью компетенцию входит принятие решения о замене военной службы альтернативной гражданской службой, является призывная комиссия. Если гражданин не согласен с решением призывной комиссии, он может обжаловать в суд ее решение. В этой связи в настоящее время имеется настоятельная необходимость в принятии федерального закона, устанавливающего правовой механизм реализации этой важной конституционной нормы.

Кон ституционн ые обязанности граждан РФ

Обязанность соблюдать Конституцию и другие законы РФ

Обязанность платить налоги и сборы

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Обязанность получения основного общего образования

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного

Статья 2 Конституции РФ

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Комментарий к Статье 2 Конституции РФ

1. Наличие Конституции еще не есть свидетельство того, что государство по своей природе является конституционным. Конституция РФ, явившаяся результатом общедемократических преобразований и своеобразной моделью демократической организации публичной власти, суверенитета и свободы личности, из средства и способа узурпации права относительно небольшим по численности слоем общества, как это было в отечественной истории, должна превратиться и постепенно превращается в средство и способ легализации права всем обществом и во имя интересов общества и его членов. Из закона, установленного государством и ограничивающего права общества, а также закрепляющего формы государственного контроля над проявлениями социальной и индивидуальной активности людей и их ассоциаций, Конституция постепенно и с немалыми издержками становится законом, предусматривающим обязательства государства перед своими сочленами, различными объединениями граждан и обществом в целом.

С демократическим видением организации социума несовместима абсолютизация суверенитета государства, свободного от ответственности и не несущего никаких обязанностей. Фундаментальный принцип правового положения законодательной, исполнительной и судебной властей заключается в признании и конституционном закреплении доминирующего положения в обществе и государстве народа, выступающего в качестве особого юридического лица, которое стоит над всеми властями и обладает первоначальным и неотчуждаемым верховенством. Государство, его органы и должностные лица выступают в качестве представителей народа.

Из этого прежде всего следует, что законодательная власть, наиболее полно выражающая волю народа, а также органы исполнительной власти, действующие на основе и в соответствии с законом, не всесильны, как это было характерно для абсолютного государства, напротив, они ограничены обязательствами по отношению к народу в целом и гражданам в отдельности. Причем общество, это уместно подчеркнуть еще раз, не восприняло навязывавшуюся ему в период разработки проекта Конституции 1993 г. концепцию «государства — ночного сторожа», свободного от социальных функций и обязанностей по формированию условий для достойной жизни своих граждан; Конституция провозгласила Российскую Федерацию не только правовым, но и социальным государством, несущим обязанности по отношению к личности, объединениям граждан, обществу в целом во всех сферах социальной действительности.

Конституционные обязанности государства, как отмечалось ранее, отражены прежде всего в гл. 1 Основного Закона, закрепляющей основы конституционного строя, а также в его гл. 2, определяющей права и свободы человека и гражданина. Отсюда следует, что обязанности государства, во-первых, обладают двойственной юридической природой и двояким назначением: с одной стороны, они проистекают из функции публичной власти по организации социума и обеспечению его жизнедеятельности, а с другой — они персонализированы по отношению к индивиду как субъекту правопритязания и выступают в качестве гарантий прав личности; во-вторых, они не образуют самостоятельную систему внутри Основного Закона или наряду с ним, но составляют часть Конституции, находящуюся в системном единстве со всеми иными ее положениями — прежде всего принципами конституционного строя РФ, правами и свободами человека и гражданина.

Словосочетание «обязанность государства» встречается в Конституции лишь раз: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, — сказано в комментируемой статье 2 Конституции РФ. — Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Конституционный Суд РФ более 740 раз в своих решениях ссылался на это положение, раскрывая различные его аспекты. В контексте настоящего комментария возможно обратить внимание на несколько аспектов данного положения, имеющих существенное значение для составления адекватного представления об указанной конституционной обязанности государства. Прежде всего речь идет о том, что человек есть цель в себе. Это означает, что Конституция трактует человека как самоценность. Тем самым исключается его использование в качестве средства достижения общего блага, защиты интересов народа или обеспечения потребностей государства.

Далее подчеркивается связь рассматриваемой обязанности государства со всей системой защищаемых Конституцией ценностей, в иерархии которых именно человек, его права и свободы занимают доминирующее положение.

При этом в данной системе отношений личность и государство выступают не как соподчиняющиеся субъекты, а как равные стороны своеобразного общественного договора — Конституции, который накладывает на государство юридическую обязанность признать естественные права человека, соблюдать их и защищать от всяких покушений, от кого бы они ни исходили. Тем самым одновременно подчеркивается, что права человека — не дар государства и не оказываемое им человеку благодеяние, а его атрибутивные качества.

Отсюда с неизбежностью вытекает право человека и гражданина в установленных Конституцией и принятых на ее основе законах формах и соответствующими способами контролировать выполнение государством данной обязанности, а государство в свою очередь обязано предусмотреть правозащитные механизмы, гарантирующие пользование человеком и гражданином своими правами и свободами и заключенными в них социальными благами. Тем самым указанное конституционное положение обладает и определенным программным значением, ибо программирует деятельность законодателя, исполнительной власти и правосудия.

Этим положением также подчеркивается не дарованная, а естественная природа прав человека: государство не октроирует, а признает права человека, которые сложились до и вне государственного регулирования в качестве атрибутивных свойств и качеств личности, на него же возлагается обязанность соблюдать и защищать признанные им права и свободы человека; тем самым одновременно определяются пределы публичной власти, границы усмотрения государства, которые не могут им быть преодолены без риска утраты своей легитимности. Эти права и свободы являются непосредственно действующими, стало быть, выступают в качестве субъективных прав, подлежащих государственно-правовой защите, а не как элементы правоспособности, требующие в качестве непременного предварительного условия реализации конкретизации в федеральном законе.

Отсюда также следует, что законодатель не может принимать законов, не согласующихся с основными правами; точно так же исполнительная власть, как и местное самоуправление, в своей деятельности по исполнению законов связана правами и свободами человека и гражданина; судебная же власть является главной гарантией прав человека и гражданина, в том числе от возможных покушений на основные права законодательной и исполнительной власти.

Не развивая далее этот перечень, поскольку это не продиктовано целями комментария, тем не менее обратим внимание еще на одно обстоятельство, осознание которого, особенно в практике правоприменения, происходит так непросто и с большими издержками. Статья 2 Основного Закона (и не только она) означает конституционную фиксацию новых, нетрадиционных для отечественной правовой системы и практики правоприменения подходов к правопониманию, в основе которого — различение права и закона. Интересно отметить, что Конституционный Суд РФ в своих первых актах проводил такое различение и активно использовал общие принципы права в процессе разрешения рассматривавшихся им конституционных споров. В частности, в Постановлении от 27.01.1993 N 1-П*(3), оценивая правоприменительную практику ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, Конституционный Суд указал, что она противоречит общеправовым принципам справедливости, юридического равенства, гарантированности государством прав и свобод человека и гражданина, возмещения государством всякого ущерба, причиненного личности незаконными действиями государственных органов и должностных лиц. Эти принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права.

Многократно ссылался Конституционный Суд на эти принципы и в последующем (более чем в 30 постановлениях).

1.1. В самом деле, характеристика нормативного содержания данной конституционной обязанности государства начинается с указания на признание государством прав и свобод человека, под которыми изначально понимались права, принадлежащие каждому члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределявшихся в зависимости от занимаемого индивидом на лестнице социальной иерархии места. Стало быть, права человека есть атрибутивные свойства личности, они проистекают из достоинства, присущего всякому человеку. Именно в этом смысле прежде всего Конституция оперирует категорией прав человека.

Представляется, однако, что в указанное словосочетание Основным Законом вкладывается и другой смысл: права человека — это в отличие от отраслевых прав есть конституционные права, которые предопределяют смысл и содержание отраслевых прав. Наконец, права человека — это такие права, которые принадлежат всякому человеку независимо от его гражданской принадлежности, т.е. гражданам, иностранцам, лицам без гражданства. Именно в этом смысле сформулирована ч. 1 ст. 17, согласно которой в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Тем самым одновременно закрепляется приоритет общепризнанных принципов и норм международного права в установлении стандартов прав человека и их конституционное восприятие Россией, что порождает вполне определенные обязательства для законодателя, исполнительной власти и суда.

Отсюда следует, что Конституция, обязывая признать права человека, накладывает на государство обязанность юридически закрепить права человека, существующие до и вне государства, а также воспроизвести в законодательстве РФ международные стандарты прав человека; при этом умолчание законодателя о каком-либо праве, вытекающем из общепризнанных принципов и норм международного права, не являются препятствием для судебной или иной защиты этого права, поскольку указанные принципы в силу ч. 4 ст. 15 Конституции России являются частью правовой системы России.

Кроме того, следует иметь в виду, что Конституция понимает права человека значительно шире, чем только гражданские и политические права — права первого поколения. Из конституционно закрепленного в ст. 7 Основного Закона принципа социального государства в его системной связи со ст. 2, 17, 18 и другими вытекает, что обязанность признания распространяется также на права второго поколения — экономические, социальные и культурные, равно как и на права третьего поколения, которые нередко именуют правами солидарности, — право на развитие, право на здоровую окружающую среду, право на мир, право на владение общим наследием человечества, право на доброкачественные продукты питания, права меньшинств, право на объективную информацию, право на безопасность в различных сферах и др.

Права человека часто выводят исключительно из ценности человеческой личности. Высокое достоинство личности — вот основа прав человека. Такое объяснение и в прошлом, и теперь занимает доминирующее положение в произведениях как философов, так и юристов. Причем одни делают упор на волевую характеристику человека, другие акцентируют внимание на том, что человек — единственно свободное и ответственное существо.

Конституционное право, как правило, абстрагируется от различий между понятиями человека и личности, ибо они не влияют на конституционный статус лица, не имеют принципиального юридического значения. Личность в праве — любой и всякий человек, наделенный определенными правами и несущий установленные государством обязанности. В государственном праве и конституционной практике понятия человека и личности употребляются как синонимические, носят собирательный и обобщающий характер и подчеркивают наличие определенной связи между индивидом и государством, отличающейся взаимными правами и ответственностью. Отсюда права человека и личности суть совпадающие по содержанию и объему понятия. Права человека — это такие права, которые принадлежат каждой личности как члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределяемых в соответствии с сословной принадлежностью или занимаемым в должностной иерархии государства местом. Права человека обладают всеобщим характером и принадлежат всякой личности, не находящейся в состоянии прямой зависимости (ранее — рабской, вассальной, крепостной, теперь — в более замаскированной, но не менее изощренной) от других людей.

Не столь однозначен ответ на вопрос о соотношении прав человека и прав гражданина. Сама постановка этого вопроса обусловлена тем, что действующая Конституция закрепила дуалистическое видение гражданского и политического общества и обусловленное таким видением восприятие личности одновременно как члена гражданского общества и гражданина, что в свою очередь предполагает разграничение категорий прав человека и прав гражданина. Конечно, между правами человека и правами гражданина нельзя проводить резкой и непреодолимой грани. Права человека — общесоциальная категория. Они складываются объективно в результате развития и совершенствования общественного производства и политической системы общества в виде социальных возможностей пользоваться различными экономическими, политическими и духовными благами и существуют еще до государственного их признания. А права гражданина — это такие права человека, которые находятся под охраной и защитой государства. Именно государственное признание прав человека представляет собой форму их трансформации в права гражданина, которые есть лишь превращенные права человека. Основные права и свободы гражданина — это юридическая форма прав человека, включенного в определенную социальную систему. Стало быть, права человека существуют до и вне государственного их признания, они непосредственно вытекают из достоинства личности, но будучи закрепленными в Конституции и иных государственно-правовых актах, они приобретают качество прав гражданина, не утрачивая, однако, самостоятельного существования. Права гражданина — это форма опосредования прав человека, которые признаны государством и поставлены под его защиту.

В связи с этим обратим внимание еще на два обстоятельства, получившие отражение в Конституции. Во-первых, права человека в указанном смысле сохраняют свое значение как критерий правоустановительной и правоохранительной деятельности государства, его органов и должностных лиц. Права человека адекватны всякому демократически организованному обществу, и государство, претендующее на то, чтобы называться правовым, не вправе, а обязано в своем законодательстве предусмотреть и реально гарантировать юридическими и иными средствами эти права, которые в силу конституционного закрепления приобретают характер субъективных юридических прав.

Во-вторых, в результате восприятия государством международных стандартов само понятие человека во внутригосударственном праве приобретает правовой характер и обозначает граждан данного государства, а также иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на его территории. И права человека в этом смысле — это такие права, которые принадлежат каждому человеку независимо от его гражданской принадлежности. Что же касается прав гражданина — ими наделены только те лица, которые состоят с государством в отношениях гражданства. Стало быть, в Конституции получили отражение оба эти значения категории прав человека, что имеет не только доктринальное, но и существенное практическое значение.

Это особенно важно учитывать в связи с тем, что в результате интеграции России в систему признаваемых и поддерживаемых международным сообществом ценностей конституционной нормой стало непосредственное действие и обязательность для всех субъектов права в России общепризнанных принципов и норм международного права и ратифицированных ею международных договоров, а также право граждан обращаться за защитой своих прав в существующие в международном сообществе структуры.

Таким образом, права человека — это такие права, которые принадлежат каждому члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределяющихся в зависимости от занимаемой индивидом ступени на социальной лестнице; права человека как идея и социальная категория обладают внеформационным характером, являются атрибутом каждой личности и всякого демократически организованного общества и в силу восприятия международным сообществом и их конвенционного закрепления входят в систему общечеловеческих гуманитарных ценностей; права гражданина — это такие права человека, которые оформлены юридически, признаны государством в Конституции и поставлены под его охрану.

Права и свободы человека и гражданина, будучи выражением социально и юридически признанной свободы личности, обладают двойственной природой. Прежде всего, они призваны гарантировать личность в ее отношениях с государством и его агентами, они обеспечивают автономию личности от государственного вмешательства в некоторые наиболее значимые для человека сферы его жизнедеятельности, гарантируют статус личности от нарушений со стороны государства. Основные права и свободы есть узда для государства, его органов и должностных лиц. Но это только один — пассивный (негативный) — аспект функционального назначения основных прав и свобод.

1.2. Другой, позитивный, аспект заключается в том, что эти права и свободы накладывают на государство обязанность юридически гарантировать конституционный статус человека. Речь идет о том, что важным элементом конституционализации прав человека — естественных, неотчуждаемых и принадлежащих каждому человеку от рождения, международно признанных — является возложение на государство обязанности соблюдения этих прав, которые в результате их государственного признания обрели качество юридических прав граждан, а также иностранцев и лиц без гражданства, пребывающих на территории РФ.

При этом понятие соблюдения прав человека и гражданина означает не только пассивную, но и активную обязанность государства. Проблема не сводится только к нормированию государством пределов этих прав и установлению юридических механизмов их реализации, подразумевается также гарантирование пользования указанными правами и теми социальными благами, которые в этих правах сокрыты. Это особенно важно в сопоставлении указанной обязанности государства с экономическими, социальными и культурными правами, которые заключают в себе обширную социальную программу и требуют соответствующих бюджетных ассигнований.

Содержание конституционной обязанности государства соблюдать права и свободы человека и гражданина проецируются на многие положения Основного Закона, главным образом конституционные гарантии от произвола государства. Особенно важное значение в данном контексте имеют ч. 1 и 2 ст. 55 Конституции, в которых данная обязанность представлена в ее двух аспектах. Во-первых, перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, следовательно, под защитой Основного Закона находятся и другие, помимо перечисленных в нем, общепризнанные права и свободы. При этом указанное качество — общепризнанность прав и свобод — устанавливается не только законодателем, но и правоприменителем, прежде всего судом. Во-вторых, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, стало быть, эти права и свободы есть «узда» для законодателя.

Иными словами, основные права и свободы, закрепленные в Конституции, накладывают на государство не только пассивную обязанность воздержания от вмешательства в границы свободы личности, индивида, но и активную (позитивную) обязанность, выражающуюся в законодательной, управленческой и судебной деятельности, направленной на содействие в практическом осуществлении индивидом принадлежащих ему прав и свобод. Именно в гарантиях прав и свобод может быть реализован конституционный строй, моделируемый Основным Законом.

Конституция содержит перечень не только гражданских и политических, но и основных экономических, социальных, культурных и иных прав, реализация которых, как правило, невозможна без участия государства. Тем самым Основной Закон воспринял получившую широкое признание типологию прав человека — разделение их на три поколения:

1) гражданские и политические права, провозглашенные западными демократами и закрепленные в их первых конституционных актах;

2) экономические, социальные и культурные права, в основе которых различные социалистические доктрины и конституционная практика социалистических государств;

3) коллективные права, провозглашенные главным образом государствами, освободившимися от колониальной зависимости (право на мир, благоприятную окружающую среду и др.).

Такое восприятие является естественным и оправданным, поскольку развитие общества привело к тому, что реальная свобода личности, рамки которой не остаются неизменными на различных этапах общественно-исторического развития, зависит теперь не только от личного иждивения индивида, но во все большей степени от создаваемых государством материальных условий и гарантий. Проблема сводится главным образом к деятельности законодательной и исполнительной власти, поскольку речь в конечном счете идет о финансировании. Что же касается суда, то его роль заключается преимущественно в защите названных прав и их эффективном восстановлении, если они нарушаются государственными и общественными органами и их должностными лицами.

Иначе говоря, Конституция формулирует институт защиты прав человека и гражданина, устанавливая систему государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (государство как учреждение в целом, все органы публичной власти и их должностные лица, в том числе глава государства, Федеральное Собрание и Правительство, органы правоприменения, субъекты Федерации и их органы государственной власти, органы местного самоуправления и т.д.), разграничивая полномочия этих органов, определяя пределы их усмотрения и ограничивая в смысле их вторжения в сферу основных прав, предусматривая механизмы реализации и гарантии от злоупотребления правом и т.д. Новым для России является институт Уполномоченного по правам человека, действующий в соответствии с Законом об Уполномоченном по правам человека.

Особо важное значение для адекватного представления о содержании закрепленной в комментируемой статье 2 Конституции России обязанности государства имеет формула ст. 18 Конституции: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием». Речь идет о том, что права и свободы человека и гражданина непосредственно обязывают законодателя, исполнительную власть и местное самоуправление. Главную роль в обеспечении прав человека играет правосудие. Иначе говоря, обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина охватывает как нормотворчество, так и правореализацию на всех стадиях и в любых формах, и невыполнение этой конституционной обязанности государства, его органов и должностных лиц не может быть оправдано так называемыми «эксцессами исполнителя», поскольку последний действовал в пределах установленных государством нормативных правовых актов. Конституционная ответственность за выполнение актов публичной власти не может возлагаться на непосредственного исполнителя, субъектом такой ответственности является само государство в лице своих органов и должностных лиц.

При этом, как следует из ст. 2 Конституции, обязанностью государства является соблюдение и защита всех прав и свобод человека и гражданина, однако характер и содержание этой обязанности различны и предопределяются характером и содержанием соответствующих прав. В частности, в зависимости от масштаба участия государства в их обеспечении, как и во времена знаменитого Георга Еллинека, предложившего данную типологию прав, возможно различать несколько категорий субъективных прав человека и гражданина.

Первая группа прав характеризуется тем, что государство признает за личностью определенную сферу отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. В эту группу, которая составляет так называемый отрицательный правовой статус, входят права личной свободы (неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, свобода передвижения и др.), а также права общественной свободы, включая свободу мысли, совести и религии, свободу слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, свободу ассоциаций и др.

Вторая группа прав характеризуется правом индивида требовать от государства положительной деятельности по созданию условий для реализации индивидом признаваемых за ним прав. Они составляют так называемый положительный статус, включающий, к примеру, право на труд, на образование, на материальное обеспечение в старости, по болезни, в случае потери кормильца, полной или частичной утраты трудоспособности и др.

Наконец, третью группу прав отличает признание государством за личностью права на участие в управлении государством и в политической деятельности вообще. К данной группе можно отнести политические права, хотя грань между ней и двумя предыдущими довольно условна.

Если в случае с гражданскими и политическими правами правозащитная обязанность государства заключается в невмешательстве в сферу самоопределения и индивидуальной автономии личности и их ограждении от посягательств как органов публичной власти, так и их должностных лиц, то в сфере экономических, социальных и культурных прав речь уже идет о позитивных обязанностях государства по отношению к гражданам как субъектам правопритязаний; государство предоставляет личности соответствующие блага или гарантирует их от посягательств иных лиц. Как подчеркнуто в Постановлении КС РФ от 01.12.1997 N 18-П, эта экстраординарная по своим последствиям техногенная авария ХХ века привела к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям. В результате были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), но и, как следствие этого, другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, которые были ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштаба и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологической катастрофой, и вытекает из положений ст. 2 и 18 Конституции, согласно которым признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, а также из ст. 53 Конституции, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц.

Как видно из указанного Постановления КС РФ, государство одновременно выступает в двух ипостасях: с одной стороны, в государственно организованном обществе именно оно является главным гарантом прав личности, с другой — государство является и потенциальным нарушителем этих прав. Осознание указанной коллизии генерировало в свое время принцип разделения властей и его восприятие отечественной конституционно-правовой практикой с присущими ему «сдержками и противовесами»: судебная власть, образующая в Конституции триаду, контролирует органы государства и их должностных лиц, которые способны неправомерно вторгаться в сферу основных прав. В данном контексте нельзя преуменьшать значение гарантийной функции Президента, деятельности Правительства, прокуратуры или института Уполномоченного по правам человека, которые при этом сами находятся под судебным контролем.

Причем обязанность защиты конституционных прав коррелирует конституционному праву на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, которое должно интерпретироваться во взаимосвязи с равенством всех перед законом и судом, правом на судебную защиту прав и свобод и другими «правозащитными» положениями Конституции.

Это, однако, не означает тождества права на защиту и обязанности защиты прав и свобод, поскольку последнее связано с вторжением государства как гаранта в сферу прав и свобод нарушителя. Право на защиту изначально выступает в качестве субъективного конституционного права, обязанность же защищать как часть нормативной характеристики одного из принципов конституционного строя РФ выступает в качестве объективно-правового веления, обращенного к государству, которое конкретизируется в федеральных конституционных и федеральных законах. Речь идет о формулировании материально-правовых и процедурных средств и способов защиты прав и свобод человека и гражданина уполномоченными на то органами публичной власти и их должностными лицами.

Федеративное устройство России обусловливает участие в этом процессе не только органов Федерации в целом, но и субъектов Федерации. Отсюда следует, что в качестве средства защиты выступает не только федеральный закон, но и закон субъекта РФ. При этом, однако, исходные начала правозащитной деятельности субъекта Федерации закладываются федеральным законом. Не случайно регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина отнесены к ведению Федерации, тогда как защита прав и свобод человека и гражданина входит в совместное ведение РФ и ее субъектов. Этим предопределяется и доминирующая роль Федерации в установлении правовых механизмов защиты прав и свобод и материально-правового содержания и процессуальных правил осуществления обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина. В упомянутом Постановлении КС РФ N 18-П особо подчеркивалось, что обязанность государства по возмещению вреда от экологических бедствий предопределена также правом нынешнего и будущих поколений на защищенность от радиационного излучения, связанного с использованием ядерной энергетики, которая согласно п. «и» ч. 1 ст. 71 Конституции находится в ведении РФ и объекты которой относятся исключительно к федеральной собственности. Данная конституционно-правовая обязанность государства конкретизируется в Федеральных законах от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 14.07.2008), от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 30.10.2007) и от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (в ред. от 22.08.2004), предусматривающих систему мер, направленных на обеспечение радиационной безопасности населения и защиту его от чрезвычайных ситуаций, к которым относится и ситуация, возникшая в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Забота государства о восстановлении нарушенных вследствие этой катастрофы конституционных прав и интересов граждан, в том числе путем возмещения вреда, реализуется в русле обеспечения радиационной безопасности и экологического благополучия исходя из целей и принципов правового и социального государства, провозглашенных в ст. 1, 2 и 7 Конституции.

При этом конституционная обязанность защиты прав человека и гражданина сопрягается с иными положениями Конституции и раскрывается в них. Именно человек, его права и свободы, жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность — высшая ценность, признаваемая и защищаемая Российской Федерацией. В частности, федеральная Конституция устанавливает, что Россия обеспечивает права и свободы человека и гражданина согласно положениям самой Конституции и общепризнанным принципам и нормам современного международного права.

Речь и здесь идет о том, что, с одной стороны, права человека не октроированы государством, не дарованы им, оно лишь признало и конституционно закрепило их, а с другой стороны — что, коль скоро права человека представляют собой общечеловеческую ценность, они обеспечиваются в соответствии с теми стандартами, которые выработаны человечеством. Конституция устанавливает, что государство исходит из приоритета прав и свобод человека и гражданина. Именно основные права и свободы, занимающие центральное место в системе всех прав и свобод, выступают критерием конституционности деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство связано ими и не может по своему усмотрению отменить или ограничить эти права и свободы. Основные права человека есть своеобразный барьер, который в демократическом обществе не может быть преодолен по собственному усмотрению ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властью: законодатель не может принимать законов, не согласующихся с основными правами; судебная власть не может затрагивать основные права в процессе судебного производства и в содержании своих решений, ее функция — обеспечение прав; исполнительная власть точно так же связана в сфере высшей государственной власти основными правами, хотя и издает свои распоряжения в отношении лиц с особым статусом подчинения и в пределах допустимых ограничений.

Тем самым категория прав человека выступает теперь в качестве сердцевины идеологии и практики демократического переустройства общества. Это не просто подтверждение развивавшейся ранее концепции прав человека, а новое по своему существу концептуальное решение проблемы взаимоотношений личности и государства, придающее проблеме прав человека современный вид и последовательно гуманистический характер.

Смотрите еще:

  • Купить дом под снос в иваново Купить участок в Иванове, Ивановская область Форма поиска Участок 6 сот. Иваново, Большая Воробьевская ул., 14 Продам участок ИЖС 6 соток Вблизи ул. Большая Воробьевская учсток расположен на ул. 4-Зеленостроевская дом 14, свет, газ, скважина недостроенный дом из пеноблоков 55кв. М на […]
  • Адвокат в уголовном процессе дипломная Роль адвоката в уголовном процессе Главная > Реферат >История Роль адвоката в уголовном процессе Существует несколько различных форм оказания адвокатом юридической помощи. Одна из них — участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве. В уголовном […]
  • 127 ч1 коап рф состав 127 ч1 коап рф состав Судебный участок №127 Аларского района п. Кутулик 12 ноября 2014 года Суд, в составе мирового судьи по 127 судебному участку Аларского района Иркутской области Шабалиной Н.В., с участием Шангареева Д.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об […]
  • Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ижс Как ввести в эксплуатацию объект индивидуального жилищного строительства? Юридический Яндекс Дзен! Там особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет, что строительство, реконструкция объекта […]
  • Расчёт средней заработной платы для отпускных в 2014 году Описываем расчёт отпускных в 2014 году. Базовые правила Уже завтра май месяц, а это значит, что приближается пора отпусков. Рассмотрим, как считать отпускные в 2014 году с учетом последних изменений. Порядок расчета отпускных определен в статье 139 Трудового кодекса и Положении об […]
  • Налоговый кодекс ст 137 Статья 137 НК РФ. Право на обжалование Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Нормативные правовые акты налоговых […]
  • Материнский капитал за первого ребенка до какого года Госдума приняла закон о ежемесячных выплатах при рождении первого ребенка МОСКВА, 21 декабря. /ТАСС/. Госдума приняла в четверг в третьем, окончательном чтении президентский законопроект о введении ежемесячных выплат при рождении первого ребенка. Документом устанавливается право на […]
  • Статья 56 часть 3 конституции рф Статья 56 Конституции РФ 1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. 2. […]
Записи созданы 5769

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх