Нормативно-правовые акты закон и подзаконные акты

Нормативные правовые акты. Закон

Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы.

Признаки нормативно-правового акта:

  1. властно-волевой характер;
  2. неоднократность применения;
  3. адресованность неопределенному кругу лиц.

Нормативные акты можно классифицировать по юридической силе на законы и подзаконные акты.

Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

  1. принимается органом законодательной власти или референдумом;
  2. порядок его подготовки и издания определен Конституцией РФ;
  3. выражает волю и интересы народа;
  4. обладает высшей юридической силой;
  5. регулирует наиболее важные общественные отношения.

Виды законов:

  1. Конституция как основополагающий политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
  2. федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным в Конституции;
  3. федеральные законы как акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества;
  4. законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и действуют на соответствующей территории.

Подзаконные акты – это изданные на основании и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Виды подзаконных актов:

  1. указы Президента РФ;
  2. постановления Правительства РФ как акты исполнительного органа государства;
  3. приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулирующие общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
  4. решения и постановления местных органов государственной власти;
  5. решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  6. нормативные акты муниципальных органов;
  7. локальные нормативные акты – нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации.

По правовому положению субъекта правотворчества нормативные акты делятся на:

  1. нормативные акты государственных органов;
  2. нормативные акты иных социальных структур;
  3. нормативные акты совместного характера;
  4. нормативные акты, принятые на референдуме.

По сфере действия нормативные акты различаются:

  1. общефедеральные;
  2. субъектов РФ;
  3. органов местного самоуправления;
  4. локальные нормативные акты.

Понятие и виды нормативных актов

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права

Понятие нормативных актов

Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции.

Требования, предъявляемые к нормативным актам

1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом, но именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.

Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативные правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Федеральный закон 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которым введена пропорциональная избирательная система, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии развитой и сбалансированной партийной системы в России.

2. Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.), льготы, меры поощрения (например, освобождение от единого социального налога образовательных учреждений) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере 20% неуплаченной суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.

3. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.

Нормативные акты при разумном и умелом их составлении — могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые должны максимально учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации его исполнения повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территориях городов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому крайне важной является разработка руководства но подготовке нормативных актов (закона о подготовке нормативных актов).

Виды нормативных актов

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы: законы и подзаконные акты. Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).

Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы — это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом — парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России — Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 2.6. Виды нормативных актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов — кодексы, которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ — самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь — очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления — зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являются инструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации — законы, это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация — вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именовать постановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты — это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

Понятие нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Он широко используется во всех современных правовых системах (особенно в странах романо-германской правовой семьи).

Преимущества нормативно-правового акта в сравнении с иными формами права связаны, прежде всего, с повышением роли государства как координатора социальной жизни, выявляющего общий интерес и обеспечивающего его централизованное осуществление, со способностью адекватно и оперативно реагировать на изменения общественных потребностей, с документальной письменной формой, позволяющей доступно и быстро довести необходимую информацию до адресата и т. д.

Как следует уже из самого наименования, это — акт, обладающий двойственной природой, т. е. одновременно и нормативной и правовой. Его следует отличать и от нормативных, но не правовых актов (уставов политических партий, инструкций по пользованию бытовой техникой и др.) и от правовых, но не нормативных актов (приговоров и решений судебных органов, приказов о перемещении по службе и т. п.). Для нормативно- правового акта характерны следующие признаки.

Это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов. С его помощью правотворческий орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами.

Это — акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов с помощью взаимно корреспондирующих типичных прав и обязанностей.

Это — официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. Для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и способов построения текста.

Подготовка, принятие, реализация и отмена нормативно- правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур, призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания и реализации.

Достижение целей нормативно-правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.

Следует иметь в виду, что нормативно-правовые акты, действующие в границах определенного государства, объединяются в замкнутую иерархическую систему. Каждый из элементов этой системы должен соответствовать не только компетенции органа, но и иерархическим связям системы в целом. Тот нормативный акт, который вступает в противоречие с конституцией или иным актом более высокой юридической силы, выпадает из данной системы и по существу становится формой проявления правонарушения. Так что не любой акт правотворчества, содержащий нормы права, является нормативно-правовым актом.

Виды нормативно-правовых актов

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды подзаконных актов:

  • указы и распоряжения президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);
  • постановления и распоряжения правительства — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
  • приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
  • решения и постановления местных органов государственной власти;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  • нормативные акты муниципальных органов;
  • локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на акты:

  • государственных органов;
  • иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);
  • совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
  • принятые на референдуме.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от сферы действия:

  • общефедеральные;
  • субъектов федерации;
  • органов местного самоуправления;
  • локальные.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от срока действия

  • неопределенно-длительного действия;
  • временные.

Выделяют еще и такие нормативно-правовые акты, как директивы и постановления, которые принимаются международными организациями. Директивы, как правило, дают возможность государству конкретизировать формы и методы исполнения своих международных обязательств. Постановления содержат требования, подлежащие прямому исполнению.

Нормативный правовой акт: понятие, признаки, виды

Нормативно-правовой акт – это принятый уполномоченным субъектом правотворчества официальный письменный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Понятия «правовой акт» и «нормативно-правовой акт» не тождественны.

Понятие «правовой акт» шире по содержанию, т.к. включает в себя несколько видов правовых актов (НПА, правоприменительные акты, акты толкования, договоры).

Содержание

Признаки нормативно-правового акта: Править

1) Представляет собой официальный письменный документ,

2) Имеет установленную форму и реквизиты,

3) Принимается в ходе правотворческой деятельности,

4) Принимается уполномоченным субъектом правотворчества,

5) Принимается на основе норм права

6) Принимается в порядке, предусмотренном нормами права,

7) Устанавливает, изменяет или отменяет нормы права,

8) Имеет государственно-властный характер и обязателен для исполнения,

9) Адресован широкому кругу лиц,

10) Рассчитан на многократную реализацию. :)33

Виды правовых актов Править

1) По субъекту принятия:

а) акты, принятые народом на референдуме, б) акты, принятые государственными органами, в) акты, принятые негосударственными органами, г) акты, принятые должностными лицами.

2) По сроку действия:

а) срочные, имеющие срок действия б) бессрочные, не имеющие срок действия

3) По территории действия:

а) действующие на всей территории государства, б) действующие на части территории государства.

4) По сфере действия:

а) акты общей сферы действия, б) акты исключительной сферы действия.

5) По сфере отраслевой деятельности:

а) отраслевые, б) межотраслевые.

6) По юридической силе:

а) законодательные, б) подзаконные.

Закон Править

Закон – это принятый в особом порядке народом на референдуме или органом законодательной власти НПА, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона: Править

1) Представляет собой НПА,

2) Принимается народом на референдуме или органом законодательной власти,

3) Принимается в особом порядке (референдум или через чтения законопроекта)

4) Имеет высшую юридическую силу,

5) Все иные правовые акты должны соответствовать закону, а в случае противоречия должны применяться нормы права,

6) Регулирует наиболее важные общественные отношения.

Принятый в установленном порядке закон не подлежит утверждению никакими органами и должностными лицами, а начинает действовать на всей территории, на которую распространяются властные полномочия органа его принявшего. Принятый и действующий закон может быть изменен или отменен органом его принявшим, а Конституционный суд может признать закон или отдельные его положения неконституционными и прекратить их действие.

Виды законов Править

1) По субъектам законотворчества:

а) законы, принятые народом на референдуме б) законы, принятые законодательным органом.

2) По принципу федерализма:

а) федеральные законы, б) законы субъектов.

3) По юридической силе:

а) Конституция РФ, б) федеральные конституционные законы, в) федеральные законы, г) законы субъектов.

Отличия федерального конституционного закона и федерального закона: Править

1) по предмету регулирования: ФКЗ принимается только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. Все остальные законы являются ФЗ.

2) по порядку принятия: ФЗ принимается абсолютным большинством голосов, а ФКЗ – квалифицированным (не менее 2\3 голосов депутатов Государственной Думы и 3\4 голосов членом Совета Федерации).

3) по праву вето Президента: Вето Президента распространяется только на ФЗ.

4) по юридической силе: ФКЗ обладает большей юридической силой, чем ФЗ.

Подзаконный нормативно-правовой акт Править

Подзаконный НПА – это принятый на основании и во исполнение закона НПА, обладающий меньшей юридической силой, чем закон.

Виды подзаконных НПА Править

1) акты палат Федерального собрания (постановления Совета Федерации и Государственной Думы),

2) акты Президента РФ,

3) постановления Правительства РФ,

4) акты федеральных органов исполнительной власти,

5) акты высших должностных лиц субъектов федерации (указы президентов республик, губернаторов),

6) акты гос. органов субъектов федерации (постановления Законодательного собрания или Правительства субъекта),

7) акты органов и должностных лиц местного самоуправления, 8) локальные или внутриорганизационные акты.

Закон и подзаконные акты

Базовым признаком, позволяющим определить место нормативного правового акта в иерархической структуре права, является его юридическая сила. Именно поэтому нормативные правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Определение такого правового свойства, как юридическая сила любого правового акта, в том числе и со стороны законодателя, не может носить произвольный характер. Юридическая сила правовых актов, имеющих ту или иную форму внешнего выражения, обусловливается прежде всего двумя следующими формальными обстоятельствами. Во-первых, речь идет об особенностях правового статуса органов и лиц, принимающих (участвующих в принятии) определенного правового акта, ибо через правовой статус раскрывается место правотворческого органа в иерархии органов публичной власти, от чего во многом зависит и положение правовых актов. Во-вторых, юридическая сила правовых актов обусловлена степенью сложности процедуры их принятия, во многом отражающей значимость общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования соответствующих правовых актов. В связи с этим в ряду нормативных правовых актов, издаваемых органами государства, закон занимает приоритетное место как акт высшей юридической силы.

Круг субъектов, обладающих правом принятия законодательного акта, определяется конституцией государства, в которой, как правило, содержится указание па то, что законы принимаются парламентом как представительным органом или непосредственно гражданами на референдуме. Получается, что закон, по своей сути, выражает народную волю, народный суверенитет, ибо принимает такой акт народ (прямо или через своих представителей). Это и обусловливает признание за законом высшей юридической силы, предполагающей, в первую очередь, что все другие нормативные правовые акты не могут противоречить закону и должны ему соответствовать. Высшая юридическая сила закона предполагает еще и то, что никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал. Конечно, орган конституционной юстиции может признать закон не соответствующим конституции страны, но отменить (аннулировать) такой законодательный акт должен тот орган, который его принимал.

Однако существуют и более глубокие, содержательные моменты, благодаря которым именно законы наделены высшей юридической силой. Закон содержит первичные (изначальные) правовые нормы.

В классическом теоретическом понимании закон — это нормативный правовой акт, содержащий первичные юридические нормы, которых раньше в правовой системе не было, либо объединяющий разрозненные нормы и тем самым закладывающий основы регулирования в полном объеме. При этом закон регламентирует основные, ключевые аспекты жизни страны: принципиальные экономические, политические и социальные вопросы. Иными словами, с закона начинается юридическое регулирование но данному предмету.

Именно то, что в законе содержатся первичные (изначальные) правовые нормы, которые по-новому регламентируют самые значимые для жизни страны общественные отношения, и придает данному источнику права высшую юридическую силу. Все другие указываемые формально-юридические моменты — статус законотворческого органа, сложность законотворческой процедуры — обусловлены вышеназванными содержательными моментами. Чтобы изначально (первично) определить параметры правового регулирования в той или иной особо значимой сфере общественной жизни, требуется призвать к такому творчеству особый субъект — народ или представительный орган, а также придать этому процессу более публичный и контролируемый характер.

Кроме высшей юридической силы законы в России обладают и прямым действием (ст. 76 Конституции РФ), что также вытекает из содержания (первичных норм, регулирующих важнейшие общественные отношения) данного нормативного правового акта. Под прямым действием закона в широком смысле в юридической литературе понимаются все формы реального влияния входящих в закон правовых норм непосредственно на сознание, психику людей, а также на все общественные отношения. В узком смысле под прямым действием закона следует понимать лишь те случаи его непосредственного влияния и осуществления, которые связаны с конкретной активностью физических и юридических лиц в политико-правовой и социально-экономической сферах, когда каждый из них может наиболее выгодно использовать законодательные положения для осуществления своих охраняемых законом интересов.

Исходя из этого, можно определить закон как нормативный правовой акт, посредством которого народ или парламент в особом законодательном порядке устанавливает первичные правовые нормы для регулирования наиболее важных общественных отношений, благодаря чему он обладает высшей юридической силой и прямым действием.

Законы по своему значению и, прежде всего, по юридической силе делятся на основные и обыкновенные. Основные законы — это конституции.

Конституция — единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами [1] , посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Непосредственно к Конституции РФ примыкают конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации) и дополняющие и уточняющие собственно конституционные положения. Конституционный закон — это такой основополагающий законодательный акт, принятие которого в специальном порядке возлагается содержащимися в Конституции РФ бланкетными нормами на представительный орган (как правило, парламент) в целях дополнительного конституционно-правового урегулирования общественных отношений и юридическая сила которого приравнивается к Конституции РФ.

Необходимость принятия конституционных законов прямо предусматривается действующей Конституцией РФ. Для них установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура принятия Федеральным Собранием. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ). К разновидности конституционных законов можно отнести нормативные акты, при помощи которых принимаются поправки к гл. 3—8 Конституции РФ.

Обыкновенные законы представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Они по своей внутренней структуре делятся на текущие и кодифицированные и, как уже отмечалось, издаются в строгом соответствии с предписаниями Конституции РФ, конкретизируя ее положения.

Типичным примером текущего законодательного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Текущие законы могут регулировать какой-либо отдельный вопрос отрасли права. Так, Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» [2] регламентирует довольно специфический вид общественных отношений в сфере административного права.

Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: уголовные законы, законы о земле, финансово-кредитные законы и т.д.

Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы.

Кодекс (от лат. codex — книга, пень) — это единый нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права: гражданской, уголовной, земельной, и т.д. Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативный правовой акт.

Структура кодекса, как правило, содержит общую и особенную части. В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.

Например, положения Общей части УК содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия уголовного права, которые конкретизируются в Особенной части.

Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, которые аккумулируют основные положения той или иной законодательной отрасли, иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу.

Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, последние подразделяются на материальные и процессуальные.

Кроме отраслевых в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают в себя нормы административного, гражданского и иных отраслей права).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются федеральные законы и законы субъектов Федерации.

Нормативные правовые акты, которые издаются во исполнение и на основе законов, называются подзаконными актами (постановления, распоряжения, инструкции и т.д.). Законы принимаются представительными органами государства (парламентом), а подзаконные акты, как правило, исполнительными органами. Главное же отличие заключается в том, что правительственные нормативные правовые акты по своей природе вторичны и производны от закона: подзаконные нормативные правовые акты призваны обеспечивать уже на основании законов конкретизированное нормативное правовое регулирование комплекса общественных отношений. Подзаконность актов правительства (подзаконных нормативных правовых актов) не означает отсутствие у них юридической обязательности, поскольку они обладают необходимой юридической силой. Тем не менее, подзаконные нормативные правовые акты не имеют такого же верховенства, которое характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.

В пашей стране в развитие Конституции РФ и федеральных законов Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства также издают нормативные правовые акты.

Издаваемые Президентом РФ нормативные правовые акты — указы и распоряжения — принимаются по широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют указы по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороноспособности страны.

Согласно ст. 90 Конституции РФ, нормативные правовые акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, указы и распоряжения являются подзаконными актами и не могут приниматься по вопросам, подлежащим нормативно-правовому регулированию в форме федеральных законов. Вместе с тем в настоящее время сложилась практика принятия нормативных указов Президента РФ по вопросам, которые еще не урегулированы федеральным законом. Так, Президентом РФ принимались указы по вопросам налогового законодательства, приватизации государственных предприятий, борьбы с преступностью. Наличие указов Президента РФ не ограничивает право Государственной Думы принять по этому же вопросу федеральный закон и установить иные нормы права.

Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в действие на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования в «Российской газете», «Парламентской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или размещения на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru. В отдельных случаях может устанавливаться и иной порядок вступления указов Президента РФ в силу.

Согласно ст. 115 Конституции РФ, Правительство РФ издает нормативно-правовые постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Как орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ наделено широкими полномочиями в сфере финансовой и кредитной политики, образования, науки, культуры, управления федеральной собственностью, охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Выполняя возложенные на него задачи, Правительство РФ не может не принимать нормативные правовые акты в развитие федеральных законов. Ежегодно Правительство РФ принимает более 1000 нормативно-правовых постановлений. Все постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, подлежат отмене Президентом РФ.

Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные правовые акты федеральных министерств. Такие акты, как правило, регулируют отношения внутри системы министерства и принимаются в соответствии и на основе Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ. Однако отдельные министерства обладают правом издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения с гражданами. а также с органами, учреждениями, предприятиями, не входящими в систему министерства. Например, Минобрнауки России по вопросам аттестации школьников, организации учебного процесса издает нормативные правовые акты, которые являются обязательными как для работников образовательных учреждений, так и для граждан.

Итак, подзаконный нормативный актэто нормативный правовой акт компетентного органа (должностных лиц), который издается на основе и во исполнение закона для специализированного регулирования определенных областей общественных отношений.

  • [1] Эти свойства раскрыты далее, в разделе, посвященном конституционному праву.
  • [2] При изучении законодательных и нормативных актов необходимо учитывать их дополнения и изменения после принятия первоначальной редакции.

Смотрите еще:

  • Оформление писем отступы Образец делового письма 8 золотых правил манипуляции людьми Как вести переговоры с иностранными партнерами – китайская модель общения Проверенные способы заработать миллион долларов Судьба просьбы (проблемы, предложения ), изложенной в деловом письме , во многом зависит от того, как и […]
  • Возмещение убытков собственникам земли Возмещение убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд Убытки - расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или […]
  • Юрист сайт москва Открытость, честность, добросовестность и профессионализм в отношениях с Клиентами! Семейное право Трудовое право Защита прав потребителей Авторское право Другие отрасли права Юридические комментарии Научно-практические статьи м. Белорусская, 1905 года, […]
  • Бибика ru продажа новых и подержанных автомобилей Условия участия и Рекламы на сайте 1. Общие положения: Сайт bibika.ru – это совокупность доменных имён, серверов, разделов и сервисов, принадлежащих ООО «НИНСИС». Сайт bibika.ru предоставляет услуги размещения, хранения и публикации информации, пользования новостными, […]
  • Список адвокатов российской федерации Коллегия адвокатов "Правовая Защита" Главная Полезная информация Адвокаты всей Российской Федерации. Сведения из реестров Адвокатских Палат субъектов РФ Адвокаты всей Российской Федерации. Сведения из реестров Адвокатских Палат субъектов РФ Здесь содержатся списки всех […]
  • Расчет лимита остатка кассы в 2014 Касса с 2014 С 01.01.2012 года действует новый порядок ведения кассовых операций. Указание Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У"О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами […]
  • Трудовой договор по совместительству на определенный срок образец Бланк срочного трудового договора (образец 2017 года) Регион: Российская Федерация Срочный трудовой договор — это особая форма соглашения между работником и компанией, так как он обязательно имеет определенный срок окончания. По общему правилу договоры с сотрудниками являются длящимися, […]
  • Доверенность судебного представителя это Полномочия судебных представителей и их оформление Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариальном порядке: организацией, в которой работает или […]
Записи созданы 6695

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх