Налоговый кодекс ст 137

Оглавление:

Статья 137 НК РФ. Право на обжалование

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Комментарии к ст. 137 НК РФ

КС РФ в Постановлении от 25.12.2001 N 17-П указывает, что по смыслу статьи 46 Конституции и корреспондирующих с ней положений статей 8 и 29 Всеобщей декларации прав человека, пункта 2 и подпункта «а» пункта 3 статьи 2 и пункта 6 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод государство обязано обеспечить полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной. В Постановлении от 03.05.1995 N 4-П КС РФ отмечает, что согласно Конституции это право не может быть ограничено. Допустимые ограничения конституционных прав в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции могут быть введены законодателем только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Право на судебную защиту ни в каком случае не может вступить в противоречие с данными целями и, следовательно, не подлежит ограничению. Именно поэтому право на судебную защиту отнесено согласно статье 56 (часть 3) Конституции к таким правам и свободам, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах.

Пленум ВАС РФ в пункте 48 Постановления от 28.02.2001 N 5 разъяснил, что статьи 137 и 138 НК РФ предусматривают право налогоплательщика на судебное обжалование акта налогового органа.

При толковании этих статей следует принимать во внимание, что понятие «акт» использовано в них в ином значении, чем в статье 100 НК РФ.

При применении статей 137 и 138 НК РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

В пункте 3 Определения КС РФ от 04.12.2003 N 418-О указано, что в соответствии с НК РФ налогоплательщик, полагающий, что его права нарушены актом налогового органа, в том числе актом ненормативного характера, действиями или бездействием их должностных лиц, может обжаловать их в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд; при этом судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (статьи 137 и 138).

В Определении от 05.11.2002 КС РФ указал, что этот пункт, рассматриваемый во взаимосвязи со статьями 137 и 138 НК РФ, не препятствует обжалованию в судебном порядке актов МНС России, если по своему содержанию они порождают право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам; при рассмотрении подобных дел суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, кому адресован обжалуемый акт, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах, и должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав; иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит статье 46 Конституции.

МНС России в письме от 24.08.2000 N ВП-6-18/[email protected] «Об обжаловании актов налоговых органов» обратило внимание, что обжалуемым актом налогового органа является его решение, а не акт налоговой проверки, который налоговый орган составляет по результатам налоговой проверки в соответствии с п. 1 статьи 100 НК РФ.

Статья 137. Право на обжалование

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Комментарий к Ст. 137 НК РФ

В соответствии со ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Данной статьей право на обжалование предоставлено только налогоплательщикам и налоговым агентам. Вместе с тем возникает вопрос о праве других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на обжалование актов, действий (бездействия) налоговых органов.

Правила ч. 1 комментируемой статьи:

а) применяются лишь при обжаловании актов налоговых органов. При этом речь идет об актах налоговых органов не только по месту учета лица, обратившегося с жалобой, но и любого иного акта налогового органа, включая ФНС России, ненормативного характера. Иначе говоря, речь идет о решениях, постановлениях и т.п. актах, содержащих обязательные предписания для налогоплательщиков, налоговых агентов, влекущих определенные юридические последствия (например, решение о выездной налоговой проверке, постановление о взыскании налога, акт налоговой проверки, требование об уплате налога и др.) и имеющих индивидуальный характер (т.е. они относятся к конкретным налогоплательщикам, налоговым агентам, а не к неопределенному кругу лиц). Такой вывод основан на анализе правил ч. 1 комментируемой статьи;

б) налогоплательщики — это физические лица и организации, на которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ);

в) о налоговых агентах;

г) должностные лица (ч. 1 ст. 137 НК РФ) — это работники любых налоговых органов, чьи действия (бездействие) обжалованы (о том, какие категории работников налоговых органов относятся к должностным лицам, а также об их правах, полномочиях, обязанностях мы с вами говорили в ст. ст. 31, 32, 33, 35 НК РФ);

д) и налогоплательщики, и налоговые агенты вправе обжаловать не только ненормативные акты, но и:

действия должностных лиц налоговых органов. При этом речь идет о любых действиях (например, совершенных при проведении налоговой проверки, при проведении осмотра, выемки документов, при вскрытии помещений и хранилищ, при доступе на территорию), которые связаны с осуществлением ими своих служебных полномочий. Если же последние допускают действия, не связанные с их работой в налоговом органе, то подлежат применению положения административного, уголовного, иного законодательства РФ;

бездействие должностных лиц налоговых органов. Речь идет о фактах неисполнения последними обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом РФ, Законом о налоговых органах, Положением о ФНС России, другими актами законодательства о налогах. Примерами могут служить: неосуществление зачета, невозврат суммы излишне взысканного налога, невозврат излишне уплаченной суммы налога;

е) акты, действия, бездействие могут быть обжалованы:

— и в том случае, когда они исходят от коллегиального налогового органа, и когда они исходят от отдельных должностных лиц налогового органа;

— постольку, поскольку (по мнению налогоплательщика или налогового агента) они нарушают права последних (об этих правах мы говорили в ст. 21 НК РФ). Во всяком случае, нельзя отказывать в приеме жалобы на том основании, что никаких нарушений не было: необходимо рассмотреть жалобу по существу (в порядке, предусмотренном в ст. ст. 138, 139 НК РФ);

ж) право на обжалование реализуется налогоплательщиком (налоговым агентом) путем подачи письменной жалобы соответствующему налоговому органу или должностному лицу либо искового заявления в суд.

Статья 137 НК РФ. Право на обжалование . В Законе, в частности, определено, что граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно, осуществление этого права не должно нарушать прав и свобод других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно (ст. 2). Законом предусмотрены виды обращений: предложение, заявление, жалоба (ст. 4). Жалобой признается просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Право на жалобу является частным случаем реализации права на обращение граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

В научной литературе право на жалобу в государственный орган власти или орган местного самоуправления, гарантированное ст. 33 Конституции РФ и на реализацию которого направлен названный выше Федеральный закон, называется правом на общую административную жалобу. Такое право является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. «Оно не ограничено по содержанию или каким-либо сроком. Предметом жалобы могут быть не только незаконные, но и аморальные деяния; интересы не только лица, направившего жалобу, но и интересы иных лиц, общественные интересы, нормативно-правовые акты, решения, противоправные деяния субъектов права» .
———————————
Административная юрисдикция налоговых органов: Учебник / Е.А. Алехин, Л.М. Ведерников, А.М. Воронов и др.; Под ред. М.А. Лапиной. М.: ВГНА Минфина России, 2012. 346 с..

Порядок рассмотрения обращений, предусмотренный Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (п. 2 ст. 1 Закона). Установление федеральными законами специальных режимов обжалования призвано обеспечить экономичное, быстрое и квалифицированное рассмотрение дела и, в связи с этим, направлено на усиление защиты прав граждан .
———————————
Там же.

В раздел VII «Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц» Налогового кодекса РФ включены специальные правила подачи жалоб, их рассмотрения и принятия решений по ним. В зависимости от объекта обжалования в комментируемой статье выделено: а) право на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц; б) право на обжалование нормативных правовых актов налоговых органов. Нормы раздела VII Налогового кодекса РФ распространяют свое действие только на жалобы, объектом которых являются акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.

Субъектом обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц может быть любое лицо, а не только налогообязанное (налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент). Законодатель отказался от указания в Кодексе исчерпывающего перечня лиц, которые могут выступать субъектом жалобы, что соответствует общеправовым гарантиям, предоставляющим возможность каждому обжаловать решения, действия или бездействие, нарушающие его права.

Условием реализации права на жалобу на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц является предположение лица о том, что такие акты, действия или бездействие нарушают его права, то есть препятствуют реализации законных прав и интересов лица, незаконно возлагают на него обязанности либо ответственность.

Легальное понятие «акт налогового органа ненормативного характера» отсутствует, его толкование было дано судами.

Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что понятие «акт» используется в ст. 137 Налогового кодекса РФ в ином значении, чем в статьях 100 и 101.1 Налогового кодекса РФ. Акт налогового органа ненормативного характера не является понятием, идентичным понятиям акта налоговой проверки (ст. 100 НК РФ) и акта, который составляется при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах (ст. 101.4 НК РФ).
———————————
Вестник ВАС РФ. 2001. N 7.

Пленум ВАС определил, что под актом ненормативного характера понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Несмотря на то что Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 в настоящее время утратило силу, изложенный в нем общий подход к определению понятия «акт налогового органа ненормативного характера» не изменился.

Понятие «акт налогового органа ненормативного характера» также рассматривал Конституционный Суд РФ, который Определением от 4 декабря 2003 г. N 418-О внес уточнение в его понимание. Исследованию подверглось требование о представлении документов: его утвержденная форма не предусматривает подписи руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в качестве обязательного реквизита. Конституционный Суд РФ указал, что подписание такого требования иными принимающими соответствующее решение должностными лицами налогового органа не меняет правовую природу этого акта как ненормативного, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности, и не может служить основанием для отказа суда от проверки законности и обоснованности данного решения. Далее суд заключил, что ст. 137 и 138 Налогового кодекса РФ не исключают обжалование актов ненормативного характера любых должностных лиц налоговых органов, а не только актов, подписанных руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
———————————
Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 2.

Приказ ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 34.

Действия должностных лиц налогового органа как объект обжалования представляют собой правоприменительные поведенческие акты, не облекаемые в форму документа. Обжалуя действия должностных лиц налогового органа, заинтересованное лицо ставит под сомнение соответствие этого действия норме права. Обжалуемое действие может быть выражено в совершении действий, не предусмотренных нормами права, либо в совершении действий, предусмотренных правовыми нормами, но с нарушением установленной процедуры. Бездействие должностного лица налогового органа выражается в невыполнении обязанностей, которые этому лицу предписано выполнить в силу его должностного положения.

В порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, могут быть обжалованы только действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, а не каких-либо иных сотрудников налоговых органов. Должностными лицами налоговых органов признаются федеральные государственные гражданские служащие РФ, состоящие на государственных должностях налоговых органов и проходящие службу в этих органах. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утвержден Президентом РФ .
———————————
Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» // СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118.

Порядок реализации права на обжалование нормативных правовых актов налоговых органов устанавливается иными федеральными законами, а не Налоговым кодексом РФ. В результате судебной реформы, осуществленной в России в 2014 году, порядок обжалования нормативных правовых актов в целом, в том числе нормативных правовых актов налоговых органов, регулируется нормами Гражданского процессуального кодекса РФ.

Понятие «нормативные правовые акты налоговых органов» в законе не определено. Исходя из системы и структуры органов исполнительной власти, установленной Президентом РФ , федеральные службы не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативное правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Федеральная налоговая служба, как следует из Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» , а также из п. 2 ст. 4 Налогового кодекса РФ, не наделена правом принимать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
———————————
Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.

Однако в последнее время законодатель все чаще на основе прямого делегирования полномочий наделяет Федеральную налоговую службу полномочиями по принятию нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов. Так, например, в соответствии с п. 6 ст. 89 Налогового кодекса РФ Федеральная налоговая служба уполномочена определить основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки. Соответствие приведенной нормы Конституции РФ было подтверждено Конституционным Судом РФ, который обосновал делегирование нормотворческих полномочий Федеральной службе широкой свободой усмотрения, которой обладает федеральный законодатель. Он, по мнению суда, не лишен права наделить Федеральную налоговую службу полномочиями по изданию подзаконных нормативных правовых актов по вопросам, касающимся налогообложения, путем прямого указания таких полномочий в Налоговом кодексе РФ .
———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2010 г. N 1434-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «МП «Трейдинг» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 6 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации».

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, Служба на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ и Минфина России издает приказы по вопросам, отнесенным к ее компетенции (п. 9.8).

Таким образом, нормативными правовыми актами налоговых органов являются письменные официальные документы, принятые Федеральной налоговой службой в случаях, установленных Налоговым кодексом РФ и в соответствии с ним, в форме приказа, направленные на установление общеобязательных правил поведения.

Статья 137 НК РФ. Право на обжалование

Новая редакция Ст. 137 НК РФ

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Комментарий к Статье 137 НК РФ

В соответствии со ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Данной статьей право на обжалование предоставлено только налогоплательщикам и налоговым агентам. Вместе с тем возникает вопрос о праве других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на обжалование актов, действий (бездействия) налоговых органов.

Правила ч. 1 комментируемой статьи:

а) применяются лишь при обжаловании налоговых органов. При этом речь идет о налоговых органах не только по месту учета лица, обратившегося с жалобой, но и любого иного налогового органа, включая ФНС России ненормативного характера, Иначе говоря, речь идет о решениях, постановлениях и т.п. актах, содержащих обязательные предписания для налогоплательщиков, налоговых агентов, влекущих определенные юридические последствия (например, решение о выездной налоговой проверке, постановление о взыскании налога, акт налоговой проверки, требование об уплате налога и др.) и имеющих индивидуальный характер (т.е. они относятся к конкретным налогоплательщикам, налоговым агентам, а не к неопределенному кругу лиц). Такой вывод основан на анализе правил ч. 1 комментируемой статьи;

б) налогоплательщики — это физические лица и организации, на которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ);

в) о налоговых агентах см. ст. 24 Кодекса;

г) должностные лица (ч. 1 ст. 137 Кодекса) — это работники любых налоговых органов, чьи действия (бездействие) обжалованы (о том, какие категории работников налоговых органов относятся к должностным лицам, а также об их правах, полномочиях, обязанностях мы с вами говорили в ст. ст. 31, 32, 33, 35 Кодекса);

д) и налогоплательщики, и налоговые агенты вправе обжаловать не только ненормативные акты, но и:

действия должностных лиц налоговых органов. При этом речь идет о любых действиях (например, совершенных при проведении налоговой проверки, при проведении осмотра, выемки документов, при вскрытии помещений и хранилищ, при доступе на территорию), которые связаны с осуществлением ими своих служебных полномочий. Если же последние допускают действия, не связанные с их работой в налоговом органе, то подлежат применению положения административного, уголовного, иного законодательства РФ;

бездействие должностных лиц налоговых органов. Речь идет о фактах неисполнения последними обязанностей, возложенных на них Кодексом, Законом о налоговых органах, Положением о ФНС России, другими актами законодательства о налогах. Примерами могут служить: неосуществление зачета, невозврат суммы излишне взысканного налога, невозврат излишне уплаченной суммы налога;

е) акты, действия, бездействие могут быть обжалованы:

— и в том случае, когда они исходят от коллегиального налогового органа, и когда они исходят от отдельных должностных лиц налогового органа;

— постольку, поскольку (по мнению налогоплательщика или налогового агента) они нарушают права последних (об этих правах мы говорили в ст. 21 Кодекса). Во всяком случае, нельзя отказывать в приеме жалобы на том основании, что никаких нарушений не было: необходимо рассмотреть жалобу по существу (в порядке, предусмотренном в ст. ст. 138, 139 НК РФ);

ж) право на обжалование реализуется налогоплательщиком (налоговым агентом) путем подачи письменной жалобы соответствующему налоговому органу или должностному лицу или искового заявления в суд.

Другой комментарий к Ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации

Статья 137 Кодекса устанавливает право на обжалование:

актов налоговых органов ненормативного характера;

действия или бездействие должностных лиц налоговых органов;

нормативных правовых актов налоговых органов.

Положения ст. 137 Кодекса основаны на следующих конституционных правах, закрепленных ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ:

каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46);

решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46).

Как неоднократно отмечал КС России, ст. 46 (ч. 1 и 2) Конституции РФ, гарантирующая право на судебную защиту и обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, исходит из обязанности государства обеспечить каждому право на доступ к правосудию. Раскрывая содержание названных конституционных прав, КС России в своих решениях неоднократно указывал, что в соответствии со ст. 55 (ч. 3) и 56 (ч. 3) Конституции РФ они не могут рассматриваться судами как подлежащие ограничению и выступают как гарантия в отношении всех других конституционных прав и свобод; государство обязано обеспечить полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной (Постановления от 3 мая 1995 г. N 4-П и от 25 декабря 2001 г. N 17-П ).

СЗ РФ. 2002. N 1. Ч. 2. Ст. 126.

Пленум ВАС России в п. 48 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 при толковании ст. 137 и 138 Кодекса предписал принимать во внимание, что понятие «акт» использовано в них в ином значении, чем в ст. 100 и п. 1 ст. 101.1 Кодекса.

Согласно разъяснению, данному Пленумом ВАС России, при применении ст. 137 и 138 Кодекса необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Кроме того, как указал Пленум ВАС России, поскольку в Кодексе не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 4 Кодекса), в Определении от 5 ноября 2002 г. N 319-О КС России указал, что п. 2 ст. 4 Кодекса, рассматриваемый во взаимосвязи со ст. 137 и 138 Кодекса, не препятствует обжалованию в судебном порядке актов МНС России, если по своему содержанию они порождают право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам; при рассмотрении подобных дел суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, кому адресован обжалуемый акт, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах, и должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав; иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции РФ.

Исходя из приведенных правовых позиций КС России пришел к выводу о том, что налогоплательщик вправе обжаловать в арбитражный суд решения (акты ненормативного характера) любых должностных лиц налоговых органов и, что, соответственно, в полномочия арбитражного суда входит проверка их законности и обоснованности (Определение от 4 декабря 2003 г. N 418-О ). В частности, КС России указал это в отношении возможности обжалования требования о представлении документов, направленного государственным налоговым инспектором в соответствии со ст. 93 Кодекса.

Как следует из ст. 137 Кодекса, право на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц возникает у налогоплательщика или налогового агента в случае, если по их мнению такие акты, действия или бездействие нарушают их права. В гражданском процессуальном, арбитражном процессуальном законодательстве и иных федеральных законах, устанавливающих порядок рассмотрения и разрешения поданных в суд жалоб (исковых заявлений) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, это право сформулировано по-иному:

в соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 2 ст. 198 АПК РФ также установлено, что прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статьей 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» установлено, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Статьей 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» также предусмотрено, что граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи. Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

Как указал КС России в Определении от 22 апреля 2004 г. N 213-О , ст. 255 и 258 ГПК РФ и ст. 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предоставляют объединениям граждан (юридическим лицам) право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и предполагают обязанность суда рассмотреть такое заявление по существу.

В отношении предусмотренного федеральным законодательством права на обжалование нормативных правовых актов налоговых органов следует отметить следующее.

Согласно ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 ст. 192 АПК РФ также предусмотрено, что прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Часть 2 ст. 251 ГПК РФ также устанавливает, что с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Следует отметить, что налоговые органы в своей работе руководствуются разъяснениями, данными в письме МНС России от 24 августа 2000 г. N ВП-6-18/[email protected] «Об обжаловании актов налоговых органов» .

———————————
Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2000. N 10.

В частности, по мнению МНС России, из формулировки ст. 137 Кодекса следует, что обжалуются лишь акты налоговых органов, которые нарушают права налогоплательщика или налогового агента, т.е. решения, принимаемые налоговыми органами.

Статья 137 НК РФ. Право на обжалование (действующая редакция)

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 137 НК РФ

Конституция РФ устанавливает право граждан РФ обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ), гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а также определяет, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции РФ). На основе конституционно-правовых установлений формируются административный и судебный способы защиты прав и свобод.

Процедуры реализации гражданами РФ права на обращение установлены Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В Законе, в частности, определено, что граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно, осуществление этого права не должно нарушать прав и свобод других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно (ст. 2). Законом предусмотрены виды обращений: предложение, заявление, жалоба (ст. 4). Жалобой признается просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Право на жалобу является частным случаем реализации права на обращение граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

В научной литературе право на жалобу в государственный орган власти или орган местного самоуправления, гарантированное ст. 33 Конституции РФ и на реализацию которого направлен названный выше Федеральный закон, называется правом на общую административную жалобу. Такое право является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. «Оно не ограничено по содержанию или каким-либо сроком. Предметом жалобы могут быть не только незаконные, но и аморальные деяния; интересы не только лица, направившего жалобу, но и интересы иных лиц, общественные интересы, нормативно-правовые акты, решения, противоправные деяния субъектов права».

Порядок рассмотрения обращений, предусмотренный Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (п. 2 ст. 1 Закона). Установление федеральными законами специальных режимов обжалования призвано обеспечить экономичное, быстрое и квалифицированное рассмотрение дела и, в связи с этим, направлено на усиление защиты прав граждан.

В раздел VII «Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц» Налогового кодекса РФ включены специальные правила подачи жалоб, их рассмотрения и принятия решений по ним. В зависимости от объекта обжалования в комментируемой статье выделено: а) право на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц; б) право на обжалование нормативных правовых актов налоговых органов. Нормы раздела VII Налогового кодекса РФ распространяют свое действие только на жалобы, объектом которых являются акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.

Субъектом обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц может быть любое лицо, а не только налогообязанное (налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент). Законодатель отказался от указания в Кодексе исчерпывающего перечня лиц, которые могут выступать субъектом жалобы, что соответствует общеправовым гарантиям, предоставляющим возможность каждому обжаловать решения, действия или бездействие, нарушающие его права.

Условием реализации права на жалобу на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц является предположение лица о том, что такие акты, действия или бездействие нарушают его права, то есть препятствуют реализации законных прав и интересов лица, незаконно возлагают на него обязанности либо ответственность.

Легальное понятие «акт налогового органа ненормативного характера» отсутствует, его толкование было дано судами.

Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что понятие «акт» используется в ст. 137 Налогового кодекса РФ в ином значении, чем в статьях 100 и 101.1 Налогового кодекса РФ. Акт налогового органа ненормативного характера не является понятием, идентичным понятиям акта налоговой проверки (ст. 100 НК РФ) и акта, который составляется при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах (ст. 101.4 НК РФ).

Пленум ВАС определил, что под актом ненормативного характера понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Несмотря на то что Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 в настоящее время утратило силу, изложенный в нем общий подход к определению понятия «акт налогового органа ненормативного характера» не изменился.

Понятие «акт налогового органа ненормативного характера» также рассматривал Конституционный Суд РФ, который Определением от 4 декабря 2003 г. N 418-О внес уточнение в его понимание. Исследованию подверглось требование о представлении документов: его утвержденная форма не предусматривает подписи руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в качестве обязательного реквизита. Конституционный Суд РФ указал, что подписание такого требования иными принимающими соответствующее решение должностными лицами налогового органа не меняет правовую природу этого акта как ненормативного, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности, и не может служить основанием для отказа суда от проверки законности и обоснованности данного решения. Далее суд заключил, что ст. 137 и 138 Налогового кодекса РФ не исключают обжалование актов ненормативного характера любых должностных лиц налоговых органов, а не только актов, подписанных руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Действия должностных лиц налогового органа как объект обжалования представляют собой правоприменительные поведенческие акты, не облекаемые в форму документа. Обжалуя действия должностных лиц налогового органа, заинтересованное лицо ставит под сомнение соответствие этого действия норме права. Обжалуемое действие может быть выражено в совершении действий, не предусмотренных нормами права, либо в совершении действий, предусмотренных правовыми нормами, но с нарушением установленной процедуры. Бездействие должностного лица налогового органа выражается в невыполнении обязанностей, которые этому лицу предписано выполнить в силу его должностного положения.

В порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, могут быть обжалованы только действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, а не каких-либо иных сотрудников налоговых органов. Должностными лицами налоговых органов признаются федеральные государственные гражданские служащие РФ, состоящие на государственных должностях налоговых органов и проходящие службу в этих органах. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утвержден Президентом РФ.

Порядок реализации права на обжалование нормативных правовых актов налоговых органов устанавливается иными федеральными законами, а не Налоговым кодексом РФ. В результате судебной реформы, осуществленной в России в 2014 году, порядок обжалования нормативных правовых актов в целом, в том числе нормативных правовых актов налоговых органов, регулируется нормами Гражданского процессуального кодекса РФ.

Понятие «нормативные правовые акты налоговых органов» в законе не определено. Исходя из системы и структуры органов исполнительной власти, установленной Президентом РФ, федеральные службы не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативное правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Федеральная налоговая служба, как следует из Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», а также из п. 2 ст. 4 Налогового кодекса РФ, не наделена правом принимать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Однако в последнее время законодатель все чаще на основе прямого делегирования полномочий наделяет Федеральную налоговую службу полномочиями по принятию нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов. Так, например, в соответствии с п. 6 ст. 89 Налогового кодекса РФ Федеральная налоговая служба уполномочена определить основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки. Соответствие приведенной нормы Конституции РФ было подтверждено Конституционным Судом РФ, который обосновал делегирование нормотворческих полномочий Федеральной службе широкой свободой усмотрения, которой обладает федеральный законодатель. Он, по мнению суда, не лишен права наделить Федеральную налоговую службу полномочиями по изданию подзаконных нормативных правовых актов по вопросам, касающимся налогообложения, путем прямого указания таких полномочий в Налоговом кодексе РФ.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, Служба на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ и Минфина России издает приказы по вопросам, отнесенным к ее компетенции (п. 9.8).

Таким образом, нормативными правовыми актами налоговых органов являются письменные официальные документы, принятые Федеральной налоговой службой в случаях, установленных Налоговым кодексом РФ и в соответствии с ним, в форме приказа, направленные на установление общеобязательных правил поведения.

Смотрите еще:

  • Купить дом под снос в иваново Купить участок в Иванове, Ивановская область Форма поиска Участок 6 сот. Иваново, Большая Воробьевская ул., 14 Продам участок ИЖС 6 соток Вблизи ул. Большая Воробьевская учсток расположен на ул. 4-Зеленостроевская дом 14, свет, газ, скважина недостроенный дом из пеноблоков 55кв. М на […]
  • 37 статья об ооо Федеральный закон "Об ООО" Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ"Об обществах с ограниченной ответственностью" С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г., 27 июля, 18 декабря 2006 г., 29 апреля, 22, 30 декабря 2008 г., 19 […]
  • Как узнать свой лицевой счет в интерсвязи «Интерсвязь-М» предоставляет новую услугу «Экспресс-оплата» 04 июня 2018 «Экспресс-оплата» — быстрый и легкий способ внести средства на ваш лицевой счёт. Для вашего максимального удобства мы предусмотрели два возможных варианта оплаты, которые позволят вам в любой момент и в любом […]
  • Банкротство ооо северная казна СЕВЕРНАЯ КАЗНА Общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Северная казна» С № 1155 66 от 29.06.2007 на 17 видов страхования: 1) страхование от несчастных случаев и болезней; 2) медицинское страхование; 3) страхование средств наземного транспорта (за исключением средств […]
  • Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ижс Как ввести в эксплуатацию объект индивидуального жилищного строительства? Юридический Яндекс Дзен! Там особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет, что строительство, реконструкция объекта […]
  • Движение по придомовой территории пдд Дорога на прилегающей территории Сейчас на многих АЗС и парковках у гипермаркетов организованы раздельные въезды и выезды. Организовано всё с помощью знаков 5.5, 5.6 и 3.1. В случае если водитель проехал в обратном направлении и был остановлен сотрудниками ДПС, ему вменяют движение во […]
  • Адвокат ильюшина ухта Адвокат ильюшина ухта Наименование: Адвокатский кабинет Город: Ухта Адрес регистрации: Контактная информация: Список адвокатов состоящих в адвокатском образовании: Алексеев Анатолий Егоровичул. Бушуева, 18 «а», 3 этаж, 8912-119-58-86, 8904-274-84-14 Артемьев Михаил Владимировичул. […]
  • Земельный участок в алапаевске Земельные участки в Алапаевске Всего 29 объявлений Всего 29 объявлений Продать земельный участок, 12 соток. 3 сентября 28 Собственник Пожаловаться Заметка Купить землю с/х назначения, 6 соток. сегодня в 13:32 62 Риелтор Пожаловаться Заметка Продаем землю под […]
Записи созданы 5912

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх