Налоговый кодекс рф статья 318

Оглавление:

Ст. 318 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Статья 318 НК РФ: официальный текст

Ст. 318 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 318 НК РФ посвящена порядку определения расходов, понесенных в процессе производства и реализации. Рассмотрим наиболее часто возникающие вопросы по ней.

Как ст. 318 НК РФ требует делить расходы на прямые и косвенные?

Вопрос разделения расходов на прямые и косвенные, являющийся главной темой ст. 318 НК РФ, очень существенен для определения налоговой базы по прибыли. Ведь прямые расходы могут учитываться в ней только при условии реализации той продукции, к которой они относятся. Косвенные же расходы уменьшают базу по прибыли в периоде их осуществления (п. 2 ст. 318 НК РФ), т. е. сразу. Обязанность разделения предусмотрена самим текстом ст. 318 НК РФ. Список прямых расходов надо обязательно зафиксировать в учетной политике.

Налогоплательщику предоставлено право самостоятельного отнесения расходов к той или иной группе. Соответственно, он может сделать оптимальный для себя выбор, руководствуясь следующим:

  1. Обоснованностью, в т. ч. экономической, отнесения расходов к прямым (см., например, письмо Минфина России от 30.08.2013 № 03-03-06/1/35755). Оптимизировать этот перечень нужно с оглядкой на реальность, т.к. его ИФНС подвергнет проверке в первую очередь (см. «Аренду производственных помещений могут не признать косвенным расходом»).
  2. Рациональностью организации учетных операций.
  3. Возможностью оптимально быстрой проверки разницы между данными бухгалтерского и налогового учетов.
  4. Разумностью определения суммы налога на прибыль.

Небольшим производственным организациям с несложным учетом, при котором задействуются всего два счета учета затрат (20 и 26), выбор сделать достаточно просто: то, что собирается на счете 20, — прямые расходы, на счете 26 — косвенные. Аналогично для торговых фирм: себестоимость товаров (с ТЗР) — прямые расходы, счет 44 — косвенные. Такой подход позволит максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет, т.к. в бухучете затраты со счетов 26 (при методе директ-костинга) и 44 можно, так же как и в налоговом, ежемесячно закрывать на счета учета реализации. Учет при этом будет предельно простым и понятным, а налог на прибыль определится в справедливой сумме.

У организаций же со сложным учетом затрат (использующим также счета 23 и 25) появляется соблазн считать в налоговом учете затраты, собранные на счете 25, косвенными расходами и списывать их вне зависимости от факта реализации продукции. Делать это нежелательно, т.к. правила бухучета не предусматривают возможности подобного списания общепроизводственных (цеховых) затрат. В результате при таком подходе образуются очень серьезные расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом, что крайне затрудняет выявление ошибок и объяснение разницы. Логичнее считать прямыми расходами себестоимость продукции на уровне цеховой себестоимости (с включением в нее затрат, собранных на счете 25). Это позволит правильно соотносить себестоимость реализованной продукции и НЗП в бухгалтерском и налоговом учете и сделает достаточно простой схему учетных операций.

Выигрыш за счет списания всего накопленного на счете 25 в величине начисляемого налога на прибыль будет иметь место только в первом налоговом периоде. Далее суммы затрат, относящихся к нему, будут вполне сопоставимы (но не одинаковы). При этом проигрыш в прозрачности учета и возможности анализа станет невосполнимым. Итак, для сложной схемы учета затрат желателен такой вариант: счета 20, 23, 25 — прямые расходы, счета 26 и 44 — косвенные. При этом в бухучете затраты со счета 26 списываются методом директ-костинга.

Надо ли все расходы по услугам списывать сразу?

Статья 318 НК РФ допускает возможность списания прямых расходов при оказании услуг по аналогии с косвенными.

Однако к такой возможности следует подходить с определенной осторожностью. Если оказываемые услуги не требуют предварительной подготовки и на стыке налоговых периодов исключено или крайне редко возникновение ситуаций, когда затраты по ним уже есть, а реализации еще нет, то такое списание расходов оправдано. Если же по услугам возможно регулярное образование НЗП и суммы его могут быть значительными, то во избежание существенных расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом лучше расходы, собранные на счете 20 по услугам, списывать в обычном для прямых расходов порядке с привязкой к факту реализации.

Как учесть расходы при изменении учетной политики?

Такой вопрос может возникнуть, если:

  • расходы, собранные на счете 25, далее решают считать не прямыми, а косвенными;
  • расходы по услугам намереваются списывать без оставления их в НЗП.

Применить эти изменения можно только к затратам, сформированным уже в период действия новых положений учетной политики. НЗП, созданное до введения в действие новой учетной политики, придется списать по старым правилам (письма МФ РФ от 15.09.2010 № 03-03-06/1/588 и 20.05.2010 № 03-03-06/1/336).

О базовых принципах составления учетной политики читайте в материале «Как составить учетную политику организации (2017)?».

Как учитывать расходы при отсутствии выручки

При отсутствии реализации прямые расходы остаются в НЗП, а косвенные учитываются в финансовом результате, образуя убыток текущего периода (письмо МФ РФ от 06.03.2008 № 03-03-06/1/153).

Статья 318 НК РФ. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию

СТ 318 НК РФ.

1. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений настоящей статьи.

Для целей настоящей главы расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

2. При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных настоящим Кодексом. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

3. В случае, если в отношении отдельных видов расходов в соответствии с настоящей главой предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для исчисления предельной суммы таких расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам налогоплательщика, связанным с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) своих работников, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде, начиная с даты вступления такого договора в силу.

Комментарий к Ст. 318 Налогового кодекса

Из норм статей 252, 318, 319 НК следует, что выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным.

Более того, в статье 318 НК РФ отражена норма, предусматривающая включение в состав прямых расходов именно тех расходов, которые «. связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). «.

Это означает, что механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.

На основании изложенного право самостоятельно определять перечень расходов требует от налогоплательщика обоснования принятого решения. Такое полномочие может быть использовано налогоплательщиком в целях учета особенностей, характерных для разных отраслей промышленности.

Изложенная позиция поддерживается и правоприменительной практикой.

Так, в Определении ВАС РФ от 13.05.2010 N ВАС-5306/10 отмечается: «. не основаны на законе доводы налогоплательщика о толковании инспекцией и судами положений статей 318 и 319 НК РФ, ограничивающем его самостоятельность в формировании учетной политики в части отнесения затрат к косвенным или прямым расходам. Предоставляя налогоплательщику возможность самостоятельно определять учетную политику, включая формирование состава прямых расходов, НК РФ не рассматривает этот процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика.

Напротив, указанные нормы относят к прямым расходам затраты, непосредственно связанные с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Кроме того, согласно пункту 1 статьи 319 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

В случае если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей».

Приведенная позиция закреплена в письме ФНС России от 24.02.2011 N КЕ-4-3/[email protected], которое доведено до сведения подведомственных налоговых органов, а также налогоплательщиков.

ВАС РФ в решении от 08.10.2010 N ВАС-9939/10 отметил, что и при применении метода начисления согласно пункту 1 статьи 272, пункту 2 статьи 318 НК РФ в момент реализации товаров подлежит признанию лишь та часть расходов, связанных с производством реализованных товаров, которая в силу пункта 1 статьи 318 НК РФ относится к категории прямых расходов. Расходы на производство товаров, относящиеся к категории косвенных, согласно пункту 2 статьи 318 НК РФ, учитываются для целей налогообложения в полном объеме в периоде их осуществления с учетом соответствующих требований НК РФ.

Ранее Минфин России в письме от 27.08.2010 N 03-03-06/4/80 разъяснял следующее.

Пункт 1 статьи 318 НК РФ содержит примерный перечень расходов, которые могут быть отнесены к прямым.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

К косвенным же расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Таким образом, налогоплательщик вправе самостоятельно определить перечень прямых расходов, закрепив его в учетной политике. Глава 25 НК РФ не содержит положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов на производство и реализацию, в том числе расходов в виде страховых взносов, к прямым или косвенным расходам.

Прямые расходы на НИОКР, определяемые в соответствии с учетной политикой, для целей налогообложения прибыли учитываются налогоплательщиком в соответствии с положениями статьи 262 НК РФ, а косвенные расходы, связанные с производством и реализацией и осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных статьей 252 НК РФ.

(Смотрите, например, письмо Минфина РФ от 02.02.2011 N 03-03-06/4/4.)

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 12.04.2010 N А21-2919/2009 указано, что не допускается полный учет прямых расходов для целей налогообложения в текущем отчетном (налоговом) периоде, поскольку суммы прямых расходов, приходящихся на остатки готовой продукции, не реализованной в отчетном (налоговом) периоде, не включаются в состав затрат этого периода.

В письме Минфина России от 13.11.2010 N 03-03-05/251 разъясняется, что затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика, предусмотренные подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ, могут относиться к косвенным расходам, поскольку изъяты в статье 318 НК РФ из перечня прямых расходов.

ФАС Московского округа в Постановлении от 27.04.2010 N КА-А40/2005-10 посчитал, что затраты на бутылку, клей, этикетки, крышки для укупорки являются материальными затратами, указанными в подпункте 4 пункта 1 статьи 254 НК РФ, поэтому обоснованно отнесены инспекцией к прямым расходам. Ссылаясь на Государственные стандарты Российской Федерации Р 51149-98 «Продукты винодельческой промышленности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение» и Р 52194-2003 «Водки и водки особые. Изделия ликероводочные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение», суд пришел к выводу, что бутылка, этикетки, клей, крышки для укупорки являются изделиями, необходимыми для упаковки продукции, и входят в состав технических требований для приготовления алкогольной продукции.

В то же время при разрешении аналогичных споров отсутствует единообразие в толковании и применении арбитражными судами подпункта 4 пункта 1 статьи 254 НК РФ.

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 03.03.2010 N А40-12160/08-114-50 пришел к противоположному выводу о том, что расходы на бутылку, этикетку, клей и колпачки правомерно отнесены заявителем к косвенным расходам, поскольку затраты на материалы (тара и упаковка) не являются необходимым компонентом при производстве алкогольной продукции, а используются для упаковки и иной предпродажной подготовки для реализации товаров (подпункт 2 пункта 1 статьи 254 НК РФ).

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 02.11.2010 N 8617/10 поддержал данную вторую позицию.

Как установил суд, технологический процесс изготовления спиртосодержащей продукции включает в себя следующие стадии: приемка спирта, подготовка воды, приготовление водно-спиртового раствора, фильтрование, обработка активным углем, фильтрование водки, внесение ингредиентов и корректирование крепости, контрольное фильтрование перед разливом, разлив, маркировка и хранение готовой продукции.

Вина, водки и прочие спиртные напитки выпускаются разлитыми в стеклянные бутылки с нанесенной маркировкой, снабженные колпачками (пробками) соответствующих типов; готовый вид продукция принимает в результате последовательного прохождения стадий производства, на каждой из которых товар дополняется указанными необходимыми составляющими деталями.

В готовом виде продукция налогоплательщика представляет собой стеклянную бутылку, содержащую соответствующий напиток, с нанесенной на ней посредством приклеивания маркировкой (этикеткой), снабженную колпачком или пробкой определенных типов.

Таким образом, затраты на приобретение материалов, используемых для производства указанной продукции, относятся к прямым расходам, поименованным в подпункте 1 пункта 1 статьи 254 НК РФ.

В письме ФНС России от 24.02.2011 N КЕ-4-3/[email protected] «О порядке распределения в целях налогообложения прибыли расходов на производство и реализацию на прямые и косвенные» указано, что если у организации есть прямые расходы, относящиеся к незавершенному производству, остаткам готовой продукции и отгруженным, но нереализованным товарам, то, пока не произойдет реализация продукции и указанных товаров, данные суммы прямых расходов не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль.

Статья 318 УК РФ. Применение насилия в отношении представителя власти

Новая редакция Ст. 318 УК РФ

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, —

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Комментарий к Статье 318 УК РФ

1. Объектами преступного посягательства являются здоровье и психическая неприкосновенность личности потерпевшего, а также нормальная публичная деятельность органов управления.

2. Потерпевшим от этого преступления может быть согласно примеч. к ст. 318 должностное лицо правоохранительного органа либо иное должностное лицо, которое обладает организационно-распорядительными полномочиями в отношении неограниченного и неопределенного круга лиц, независимых от него по службе. Кроме названных лиц потерпевшими от преступления могут быть близкие упомянутых лиц (о понятии «близкие лица» см. коммент. к ст. 317).

3. Объективная сторона состава преступления (ч. 1) выражается в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, к названным в коммент. статье лицам либо угрозе применения к ним насилия. Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, понимается причинение потерпевшему побоев либо совершение других насильственных действий, не влекущих за собой какого-либо вреда его здоровью. Содержание угрозы может быть различным вплоть до угрозы убийством, а также неопределенным. Угроза насилием должна быть реальной, т.е. такой, чтобы у потерпевшего были основания опасаться осуществления данной угрозы. Способы выражения угрозы могут быть различными: устно (словами), жестами, письменно.

4. Необходимым для квалификации деяния как преступления является применение насилия или угрозы в отношении представителя власти или его близких, осуществленное в связи с исполнением ими своих обязанностей. Понятием «в связи с исполнением представителем власти должностных обязанностей» охватывается как время осуществления насилия или угрозы его применения в период выполнения потерпевшим своих должностных обязанностей, так и время, когда они уже выполнены. Применение насилия или угрозы насилием не в связи с исполнением обязанностей должностным лицом не образует преступления, предусмотренного ст. 318.

5. Часть 2 коммент. статьи подлежит применению в тех случаях, когда в отношении представителя власти или его близких применяется насилие, опасное для жизни или здоровья. Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать насилие, которое повлекло за собой причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего, а также насилие, хотя и не повлекшее указанного вреда, однако по своему характеру в момент применения создавало реальную опасность причинения вреда жизни или здоровью указанным лицам. В ч. 2 подразумевается только физическое насилие.

6. Для квалификации действий лица, выразившихся в применении насилия или угрозы его применения по отношению к представителю власти, по ст. 318 необходимо установить, что потерпевший выполнял должностные обязанности на законном основании. Применение насилия или угрозы применения насилия вне связи с исполнением потерпевшим служебных обязанностей следует квалифицировать по статье УК РФ о преступлениях против личности.

7. Преступление окончено (составами) в момент применения физического или психического насилия независимо от того, удалось виновному или нет воспрепятствовать исполнению представителем власти своих должностных обязанностей.

8. Субъективная сторона составов преступления характеризуется прямым умыслом. Мотив и цель не являются конструктивными элементами состава в отличие от ст. 317, однако они не могут быть любыми, не связанными с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей.

9. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

10. Деяния, закрепленные в ч. 1 коммент. статьи, отнесены законодателем к категории преступлений средней тяжести, в ч. 2 — к категории тяжких преступлений.

Другой комментарий к Ст. 318 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Потерпевшим выступает представитель власти, понятие которого дается в примечании к анализируемой статье, а также его близкие.

2. Понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст. 285 УК РФ.

Правоохранительные органы — это органы внутренних дел, прокуратуры, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, органы пограничной службы РФ, службы внешней разведки РФ, таможенные органы.

К контролирующим органам относятся органы налоговой службы, иммиграционного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного контроля и т.п.

О понятии близких см. комментарий к ст. 105 УК РФ.

3. Объективная сторона преступления, ответственность за которое предусмотрена в ч. 1, характеризуется совершением одного из двух действий: а) применение насилия, не опасного для жизни или здоровья (см. комментарий к ст. 161 УК РФ); б) угроза применения любого насилия.

Под угрозой применения насилия следует понимать не только прямые высказывания, в которых выражалось намерение немедленного применения физического насилия к потерпевшему, но и такие угрожающие действия виновного, как, например, демонстрация оружия или предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож, бритва, топор и т.п.).

4. Указанные в законе действия осуществляются в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им должностных обязанностей, т.е. по поводу выполнения им этих обязанностей.

5. Объективная сторона преступления, предусмотренного в ч. 2, характеризуется применением насилия, опасного для жизни или здоровья (см. комментарий к ст. 162 УК РФ).

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. По смыслу закона виновный либо преследует цель воспрепятствовать исполнению должностных обязанностей представителем власти, либо руководствуется мотивом мести за исполнение таких обязанностей.

Прямые расходы

Актуально на: 25 мая 2016 г.

Прямые затраты в бухгалтерском учете – это те расходы организации, которые непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ или оказанием услуг. Они считаются прямыми в силу особенностей технологии и организации процесса производства.

В налоговом учете перечень прямых расходов организация тоже устанавливает самостоятельно с учетом правил Налогового кодекса.

Прямые и косвенные расходы выделяют те организации, которые применяют метод начисления по налогу на прибыль (п. 1 ст. 318 НК РФ).

При этом если косвенные расходы организация полностью учитывает в расходах по налогу на прибыль по мере их признания, то прямые расходы необходимо распределять между реализованной и нереализованной продукцией (в т.ч. остатками НЗП) в порядке, предусмотренном НК и учетной политикой организации (п. 2 ст. 318, ст. 319 НК РФ).

Прямые расходы по налогу на прибыль: перечень

Прямые расходы на производство продукции – это часть расходов, связанных с производством и реализацией. НК дает организации возможность установить перечень прямых расходов самостоятельно. Необходимо лишь закрепить его в своей учетной политике для целей налогообложения.

Под прямыми расходами на производство продукции понимаются, в частности:

  • материальные затраты (пп. 1 и пп. 4 п. 1 ст. 254 НК РФ );
  • расходы на оплату труда работников, которые заняты в процессе производства товаров, выполнения работы, оказания услуг, а также взносы во внебюджетные фонды с указанных расходов;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, которые используются при производстве товаров, работ, услуг.

Если расходы не являются прямыми

Расходы, связанные с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ), которые не отнесены организацией к прямым, считаются косвенными расходами и учитываются в расходах по налогу на прибыль ежемесячно по мере их осуществления.

Статья 318 НК РФ. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию

1. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений настоящей статьи.

Для целей настоящей главы расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

2. При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных настоящим Кодексом. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

3. В случае, если в отношении отдельных видов расходов в соответствии с настоящей главой предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для исчисления предельной суммы таких расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам налогоплательщика, связанным с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) своих работников, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде, начиная с даты вступления такого договора в силу.

Комментарии к ст. 318 НК РФ

На практике не совсем ясным остается вопрос, является ли перечень прямых расходов, приведенный в пункте 1 статьи 318 НК РФ, закрытым в целях исчисления налога на прибыль.

Поскольку пунктом 1 статьи 318 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), можно сделать вывод, что любой вид расходов, связанных с производством, может быть отнесен к прямым расходам.

Связанным с этим является и вопрос о праве налогоплательщика в целях исчисления налога на прибыль самостоятельно определять перечень прямых расходов, связанных с реализацией.

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с реализацией.

Учитывая изложенное, можно полагать, что налогоплательщик самостоятельно не определяет перечень прямых расходов, связанных с реализацией.

Вместе с тем из пункта 1 статьи 318 НК РФ следует, что все расходы на производство и реализацию, не отнесенные к прямым, признаются косвенными. В то же время законодательством о налогах и сборах не установлен закрытый перечень прямых расходов на реализацию.

Поэтому следует признать, что налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с реализацией.

Минфин России настаивает, что расходы на сертификацию учитываются в целях налогообложения прибыли в течение срока, на который выдан сертификат (см., например, письма Минфина России от 02.11.2006 N 03-03-02/268, от 25.05.2006 N 03-03-04/4/96).

Аналогичный вывод содержится в письмах Управления ФНС России по г. Москве от 10.10.2007 N 20-12/096609, от 27.01.2006 N 20-12/5511, от 26.12.2005 N 20-12/97013.

Между тем, по мнению большинства арбитражных судов, расходы по сертификации являются косвенными, признаются на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для проведения расчетов, и в соответствии с пунктом 2 статьи 318 НК РФ в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

Судьи ссылаются на то, что договоры на оказание сертификационных услуг не предусматривают условий, о которых говорится в пункте 1 статьи 272 НК РФ, то есть о получении доходов в течение более чем одного отчетного периода. Работы органом сертификации выполнялись единовременно в одном периоде, и не предусматривались отношения, длящиеся более одного периода. Следовательно, имеет место единовременное оказание услуг и срок действия сертификата не имеет правового значения при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

При данных обстоятельствах у налогоплательщика отсутствуют основания для распределения расходов по сертификации с учетом принципа равномерного и пропорционального распределения. Оснований для применения специального правила о признании расходов в течение более одного отчетного периода, предусмотренного абзацем 3 пункта 1 статьи 272 НК РФ, не имеется (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2008 N Ф04-2003/2008(2378-А27-34), ФАС Московского округа от 01.09.2008 N КА-А40/8144-08, ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2008 N А05-10210/2007, ФАС Уральского округа от 04.08.2008 N Ф09-3096/08-С3).

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2007 N А56-10798/2006 арбитражный суд указал, что глава 25 НК РФ не содержит нормы, обязывающей налогоплательщика распределять расходы на сертификацию продукции в течение всего времени действия сертификата.

Статья 318. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию

1. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений настоящей статьи.

Для целей настоящей главы расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

2. При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных настоящим Кодексом. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

3. В случае, если в отношении отдельных видов расходов в соответствии с настоящей главой предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для исчисления предельной суммы таких расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам налогоплательщика, связанным с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) своих работников, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде, начиная с даты вступления такого договора в силу.

Комментарий к Ст. 318 НК РФ

Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на: 1) прямые; 2) косвенные.

Перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), установленный п. 1 ст. 318 НК РФ, является открытым и определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения самостоятельно.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

При этом при формировании состава прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик может учитывать перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), применяемый для целей бухгалтерского учета (Письмо Минфина России от 29 декабря 2011 г. N 07-02-06/260).

Глава 25 НК РФ не содержит прямых положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным.

Однако из норм ст. ст. 252, 318, 319 НК РФ следует, что выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным.

Более того, в ст. 318 НК РФ отражена норма, предусматривающая включение в состав прямых расходов именно тех расходов, которые «…связаны с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг)».

Это означает, что механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров (работ, услуг), к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели.

На основании изложенного право самостоятельно определять перечень расходов требует от налогоплательщика обоснования принятого решения. Такое полномочие может быть использовано налогоплательщиком в целях учета особенностей, характерных для разных отраслей промышленности.

Изложенная позиция поддерживается и правоприменительной практикой.

Так, в Определении ВАС РФ от 13 мая 2010 г. N ВАС-5306/10 отмечается, что не основаны на законе доводы налогоплательщика о толковании инспекцией и судами положений ст. ст. 318 и 319 НК РФ, ограничивающем его самостоятельность в формировании учетной политики в части отнесения затрат к косвенным или прямым расходам. Предоставляя налогоплательщику возможность самостоятельно определять учетную политику, включая формирование состава прямых расходов, Кодекс не рассматривает этот процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика. Напротив, указанные нормы относят к прямым расходам затраты, непосредственно связанные с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Кроме того, согласно п. 1 ст. 319 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). В случае если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей (Письмо ФНС России от 24 февраля 2011 г. N КЕ-4-3/[email protected] «О порядке распределения в целях налогообложения прибыли расходов на производство и реализацию на прямые и косвенные»).

Распределять расходы на прямые и косвенные должны организации:

— которые не являются торговыми, но определяет доходы и расходы по методу начисления (организации, использующие кассовый метод, расходы на прямые и косвенные не распределяют);

— которые являются торговыми. Они должны распределять расходы на прямые и косвенные независимо от метода расчета налога на прибыль.

К прямым расходам относятся:

— стоимость приобретения товаров, реализованных в отчетном (налоговом периоде);

— расходы на доставку товаров до склада покупателя (если эти расходы не включены в стоимость товаров).

При этом прямые расходы относятся к затратам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которой они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ.

Таким образом, если у организации есть прямые расходы, относящиеся к незавершенному производству, остаткам готовой продукции и отгруженным, но не реализованным товарам, то пока не произойдет реализация продукции и указанных товаров, данные суммы прямых расходов не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль. То есть в случае если у организации отсутствует прибыль, то признать она сможет только косвенные расходы.

Все остальные расходы (кроме внереализационных расходов, предусмотренных ст. 265 НК РФ) относятся к косвенным и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Порядок деления затрат на прямые и косвенные зависит от того, какой деятельностью занимается организация:

— производством продукции, выполнением работ; — оказанием услуг; — торговлей.

Налогоплательщик имеет право самостоятельно определить обоснованный перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), которые относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода, по мере реализации продукции, работ, услуг.

1. К прямым расходам организаций, осуществляющих деятельность по производству продукции или выполняющих работы, могут быть отнесены, в частности:

— материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;

— расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

— суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Все остальные расходы (за исключением внереализационных) будут признаваться косвенными.

В случае если организация осуществляет деятельность по выполнению работ, она не вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ, Письмо Минфина России от 11 сентября 2009 г. N 03-03-06/4/77, Письмо Минфина России от 22 февраля 2007 г. N 03-03-06/1/114).

2. Абзацем 3 п. 2 ст. 318 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

При этом п. 5 ст. 38 НК РФ установлено, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Учитывая изложенное, организация, оказывающая услуги, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций вправе применять положения, предусмотренные абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ в отношении оказываемых этой организацией услуг.

В связи с этим организации, оказывающие услуги, не обязаны распределять прямые расходы между затратами текущего налогового (отчетного) периода и стоимостью услуг, не принятых заказчиками на конец этого периода (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ, Письмо Минфина России от 11 сентября 2009 г. N 03-03-06/4/77, Письмо Минфина России от 15 июня 2011 г. N 03-03-06/1/348).

3. Для торговых организаций перечень прямых расходов фиксированный. Он приведен в ст. 320 НК РФ. Он распространяется на организации, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю.

К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.

Таким образом, к прямым расходам относятся расходы по доставке товара до склада организации при покупке данного товара, если эти расходы по условиям договора не включены в цену покупки товара.

При этом расходы на доставку (транспортные расходы) покупных товаров после оприходования их на склад организации и в связи с их дальнейшим перемещением до другого склада следует относить к косвенным расходам (Письмо Минфина России от 29 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/783).

Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Например, расходы, связанные с предпродажной подготовкой товара, признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации в порядке, установленном ст. 320 НК РФ (Письмо Минфина России от 4 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/465).

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1) к стоимости товаров

4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как

произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

Смотрите еще:

  • Платные онлайн юридические консультации Юридическая консультация адвоката по телефону и в онлайн режиме (услуга является платной) Алгоритм работы Инструкция для заказа и получения консультации адвоката 1) Позвоните и предварительно коротко объясните вопрос (просим сообщать информацию о срочности консультации). +7 912 846 28 […]
  • Отдельные меры пресечения Применение меры пресечения в виде заключения под стражу могут ограничить для отдельных категорий граждан Порядок применения заключения под стражу в качестве меры пресечения могут скорректировать. Соответствующий законопроект, разработанный депутатом Сергеем Вайнштейном, внесен в […]
  • Арест за оставление места дтп Статьи автоюриста Если водитель скрылся с места ДТП, то наказание себе будет выбирать не он . Весьма нередким административным правонарушением в области дорожного движения является оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ст.12.27 ч.2 […]
  • Единовременное пособие в связи с рождением усыновлением ребенка Как получить единовременную компенсацию на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка Согласно Приложению 1 к постановлению Правительства Москвы № 735-ПП от 9.12.2014 года, единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов при рождении или усыновлении […]
  • Материнский капитал исключение Региональный материнский капитал в Биробиджане и ЕАО в 2018 году Региональный материнский капитал в Еврейской автономной области (ЕАО) принят Законом Закон Еврейской автономной области от 29.06.2011 г. N 965-ОЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей". Размер […]
  • Когда будет амнистия в 2018 году в украине Амнистия в Украине 2018 свежие новости Кто может воспользоваться правом на амнистию? После внесения поправок в действующее уголовное законодательство на амнистию теперь могут претендовать участники АТО. И стоит отметить, что выйти из тюрьмы могут только те преступники, которые совершили […]
  • Гк рф размер пени Расчет законной неустойки за неисполнение обязательств по договору Законная неустойка — довольно распространенный способ обеспечения договорных обязательств и мера ответственности за их несоблюдение в определенных сферах деятельности. В нашей статье мы расскажем, в чем состоят различия […]
  • Пособие по рождению второго ребенка в 2018 году в беларуси Детские пособия с 1 августа по 31 октября 2018 года С 1 августа 2018 года в Беларуси увеличен размер государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Для расчета пособий применены следующие социальные нормативы: – бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах […]
Записи созданы 6936

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх