Моральные нормы этика

СТРУКТУРА МОРАЛИ

В структуре морали различают составляющие ее элементы: моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Что касается системы морали, то в ней можно выделить следующие составляющие:

первый уровень — моральное сознание — это духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, эмоции, чувства, переживания, убеждения, которые как на электронном носителе записаны в нашем сознании. Эту информацию нам передают старшие поколения в процессе социализации. Моральное сознание функционирует на двух уровнях:

а) рационально-теоретический уровень морального сознания — это система этических знаний, понятий, принципов и суждений о нормах поведения. На этом уровне как в хорошей и доброй книге у нас «записано», как и что должно быть в идеале;

б) эмоционально-чувственный уровень морального создания, который определяет отношение человека к другим людям (симпатия — антипатия, доверие — недоверие, любовь — ненависть); к самому себе (скромность, требовательность, себялюбие); к обществу в целом (любовь к Родине, чувство национальной гордости, патриотичность). Пожалуй, именно эмоционально-чувственный уровень делает нас разными, так как его определяют темперамент и характер, которые индивидуальны. Никто не будет спорить с тем, что в одной и той же ситуации холерик и флегматик поведут себя по-разному вне зависимости от того, что «заложено» у них на рациональнотеоретическом уровне морального сознания;

второй уровень — моральная практика — реальное поведение человека (рис. 10.1).

Рис. 10.1. Уровни морали

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его связь с другими людьми. Их исполнение обеспечивается благодаря общественному мнению, внутренним принципам на базе принятых в конкретном обществе соображений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом. Моральные нормы обусловливают содержание поведения, то, как следует действовать в сложившейся ситуации, т.е. характерные для данного общества, социальной группы нравы. Они имеют отличия от других норм, функционирующих в обществе и исполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы постоянно отображаются в жизни общества силой традиции, авторитетом и общепризнанной властью и поддерживаемой всеми дисциплиной, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при установленных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда поведение людей схоже в равной мере в сходных условиях (торжество, проводы в армию, разного рода церемонии, привычка к установленным трудовым действиям и др.), моральные нормы идейно обоснованы в представлениях человека о должном или недолжном поведении как в общем, так и в конкретной жизненной ситуации, а не просто исполняются как следствие установленного общепринятого порядка.

В основе отправных тезисов выражения моральных норм как рациональных, целесообразных и одобряемых правил поведения лежат подлинные принципы, идеалы, понятия о добре и зле, функционирующие в обществе. Исполнение нравственных норм происходит с помощью авторитета и общественного мнения, сознания субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что обусловливает характер нравственных дозволений.

Моральная норма основана на добровольном исполнении. Но ее нарушение влечет неприятные моральные последствия, заключающиеся в отрицательной оценке и порицании поведения человека. Они обозначают нравственный запрет на совершение подобных поступков в последующем, предписанный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Нравственные требования поддерживаются моральной санкцией и заключаются в моральных нормах и принципах.

Несоблюдение моральных норм влечет за собой кроме моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные).

Моральные нормы могут быть выражены как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — 10 заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т.д.).

Моральные принципы — одна из форм определения нравственных требований, в общем виде открывающая содержание нравственности, имеющейся в каком-либо обществе. Они формулируют ключевые требования, относящиеся к нравственной сущности человека. Если моральная норма диктует, какие конкретно поступки должен совершить человек, каким будет его поведение в стандартных ситуациях, то моральный принцип обеспечивает человеку общую тенденцию деятельности. К моральным принципам следует отнеси такие совокупные основы нравственности, как:

гуманизм (признание человека высшей ценностью);

альтруизм (бескорыстное служение людям);

милосердие (сострадательная и активная любовь, проявляющаяся в готовности прийти на помощь всякому в чем-либо нуждающемуся);

коллективизм (намеренное тяготение способствовать общему благу);

отказ от индивидуализма и эгоизма (выбора личных интересов, а не интересов других).

Кроме позиций, характеризующих нравственность, выделяют формальные принципы, имеющие связь с методами выполнения моральных требований. Таковыми являются, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы такого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но они дают характеристику нравственности, представляют, в какой степени сознательно исполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования проявляются в облике нравственно совершенной личности, представления о человеке, олицетворяющем в себе высшие моральные качества. Нравственный идеал неодинаково осмысливался в разные эпохи, в различных обществах и учениях. Нравственный идеал по-разному определен в религиозных учениях и политических течениях. Нравственный идеал, воспринятый человеком, ориентирует на конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый конкретным обществом, обусловливает основные цели воспитания.

Аристотель усматривает нравственный идеал в личности, которая наивысшей доблестью считает созерцание истины, отошедшее от переживаний и тревог практической деятельности. Кант дает характеристику нравственному идеалу как руководству для наших действий, «божественному человеку внутри нас», с КОТОрым мы все время соотносим себя и становимся лучше, но никогда не способны встать на один уровень с ним.

Можно рассматривать общественный нравственный идеал как один из типов совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Этика и мораль: понятия, общее и отличия

Этика – система правил поведения, регулирующих общественную жизнь.

Этика – система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в общественной жизни.

Этика – исследование сущности, целей и причин нравственности.

Мораль – совокупность норм и ценностей, регулирующих взаимоотношения в обществе.

Мораль – свод незакрепленных письменно правил и норм поведения в обществе.

Моральный переводиться как нравственный, тк нравственность – это совокупность качественных характеристик. Под этикой понимали соотв область знания, а под моралью изучаемый ею предмет.

Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков, а под нравственностью, сами поступки, их объективную сущность.

В соотв с такой языковой традицией под нравственностью часто понимают высокие основополагающие позиции. Под моралью наоборот конкретные исторические очень изменчивые нормы поведения.

Мораль – совокупность норм поведения человека. В содержание входят: нравственность, взгляды, чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков.

Основания на к-рых держится мораль:

1) традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы.

2) Опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

3) мораль основывается на сознательности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов, добровольность поведения.

Соотношение понятий этика и мораль.

«этика» и «мораль» близки по смыслу, взаимозаменяемы и нередко взаимо дополняемы (мы часто используем морально-этические нормы).

первое размежевание понятий этики и морали было связано с различением, с одной стороны, доктринально и (или) дисциплинарно оформленных жизнеучений (получивших имя этики), а с другой – совокупности особых регулятивных норм и принципов, составляющих содержание этических учений и стихийно сложившихся и функционирующих в реальных социумах (мораль).

Соотношение этики и морали в их исторической динамике можно интерпретировать двумя прямо противоположными способами, в зависимости от принятой методологической установки: либо этику рассматривать как составной элемент совокупного морального сознания, его высший (рациональный) слой, т.е. как самосознание морали, как моральную («практическую») философию, – либо мораль рассматривать как «предмет» или «объект» этических изысканий и построений. Оба этих истолкования мирно сосуществуют в современной моральной философии.

Етика сьогодні

Актуально про етику та мораль

Моральные нормы поведения человека в Японии

Если говорить в общем, то содержание моральных норм определяется историческими условиями жизнедеятельности и мировоззрением человека, интересами, жизненными потребностями и положением в самом обществе.

В определенных условиях жизнедеятельности в морали конкретизируется общечеловеческое, которое зависит от мировоззрения тех людей, которые пользуются конкретными моральными лозунгами. Само мировоззрение формируется системой взглядов на окружающую среду, человеческим бытием, а также объемом и глубиной мышления человека. И конечно понятно, что носитель мировоззрения — человек, а фундамент — общечеловеческий смысл.

Основой общечеловеческого содержания мировоззрения является общечеловеческая мораль. А общечеловеческая мораль включает в себя компоненты, на которые влияют взаимоотношения людей на разных стадиях развития общества. Эти элементы в течение многих эпох были стабильны, а их нравственное содержание практически не менялось. Это моральная казна и следствие огромных достижений человечества.

В общем, под понятием морали подразумевается система норм, представлений и взглядов, а также оценок, которые не формализованы в виде правовых предписаний, но определяют и регулируют поведение людей в социуме. Практическая реализация данных положений осуществляется в виде общественных осуждений социализированного индивида.

Потребность в определении морали обоснована необходимостью общения с другими людьми согласно установленным правилам и нормам поведения. Таким образом, мораль имеет исключительно социально-групповой характер, как например, классовая мораль, мораль социальной группы или мораль семьи. При этом навязывание морали и оценка личности исходит извне – из социального окружения, которое и определяет все нормы нравственного поведения.

Моральные норми Японии

Прежде всего, при изучении японской культуры поведения следует рассмотреть нормы гири. Данные нормы включают в себя как сами обязательства, так и непосредственно процесс их выполнения, а также обязанность благодарности. В общем, гири соблюдаются при контакте между равными, общении вышестоящего с человеком ниже по рангу или, например, союзе между соседями.

Ниндае или человеколюбие – это неотделимая часть норм гири. Если гири выступаю в роли оправы, то ниндае для этой оправы – это драгоценный камень. Тот, кто не соблюдает норм гири, теряет себя.

Ключевым элементом ниндае выделяют послушание родителям. Отсюда (ги) — чувство долга, то есть поведение в соответствии с обязательствами. При этом нормы должного определяют устойчивость (ре) — учтивость, что означает снисходительность к низшим по рангу и почитание высших. По (pи) никто не имеет гордиться, превозносить и восславлять собственные заслуги, а каждый обязуется быть деликатным. Одна из пяти чеснот (те) — мудрость. Она предусматривает добро и справедливость. Верность (син) — это путь искренности, открытый и прямой.

Японцы всегда остерегаются слишком развитого чувства собственного достоинства. Поэтому каждый японский ребенок с малых лет знает об этом: «Если ты сделаешь плохо, люди возьмут тебя на Книп». В Японии улыбка и смех отображают достаточно различные чувства: дружеское отношение, сдержанность, и т.д. Различают несколько типов улыбок: печальная (после захоронения); надменная, неопределенная; «социальная улыбка»; с целью соблюдения благопристойности; профессиональная улыбка (врач улыбается пациенту); радостная (пожилого человека); улыбка бизнесмена на банкете.

Хотелось еще сказать о Дине Бернанда, который изучал этикет и нормы повседневного поведения в Японии. Его главным заключением стала достаточно сильная изолированность японцев друг от друга как личностей.

В процессе общения большинство все-таки раскрываются перед собеседником. Представители одних национальностей делают это довольно легко и свободно, другие — более сдержанно. Именно последнее и характерно для японцев, как результат общепринятых в Японии тенденций общения. Оны совсем не склонны к откровенности с первым прохожим. Это и определяет специфику при выборе темы вовремя беседы.

Можно сделать вывод, что в процессе общения японцы с удовольствием разговаривают на такие темы как вкусы и предпочтения, различные книги или популярные передачи, работа или политические события. Конфиденциальность во время общения возникает именно при такой последовательности беседы. Поэтому если собеседник изначально минует общие вопросы, то его попытка вести беседу по личным вопросам сразу вызовет негативную реакцию собеседника. Чтобы расположить к себе японца, вызвать у него доверие, понадобится несколько бесед, различные встречи или, например, совместное пребывание в другом месте.

Ну и как же без вежливости. Эта черта очень характерна для всех японцев. Вежливости в Японии учат всю жизнь. На работе, в учреждении и на предприятии вежливость становится требованием служебного этикета, правилом поведения. На больших предприятиях для руководящего состава проводят специальные семинары по этикету служебных взаимоотношений. Задача этих семинаров — научить руководителей вежливого и тактичного поведения с подчиненными.

Можно еще долго рассматривать данную тему. И можно еще много интересно сказать именно о Японии. Но подведя итоги после всего выше сказанного, следует отметить, что нравственная составляющая личности не возникает и не существует сама по себе. Эти качества стают результатом усиленного воспитания, причем лучше всего с раннего детства, когда ребенок может уже с первых лет жизни усваивать «что есть хорошо, а что плохо».

Мораль и моральные нормы

Понятие морали

Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

Мораль изучает специальная философская наука — этика.

Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро — созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг — обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долга.

Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:

  • оценочную — рассмотрение поступков в координатах добра и зла
  • (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
  • регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения;
  • контролирующую — контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
  • интегрирующую — поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
  • воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то этика — тем, что должно быть. Большинство научных рассуждений описывает факты (например, «Вода кипит при 100 градусах Цельсия»), а этика предписывает нормы или оценивает поступки (например, «Ты должен исполнить обещание» или «Предательство — это зло»).

Специфика моральных норм

Моральные нормы отличны от обычаев и правовых норм.

Обычаи — это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:

  • следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и свободный выбор человека;
  • обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна — она задает общие нормы для всего человечества;
  • исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

Право — это система юридических норм, имеющих общеобязательный характер. Нормы права отличаются от моральных норм рядом характеристик:

  • право санкционируется государством, а мораль основана на личном убеждении и общественном мнении;
  • правовые нормы имеют обязательный характер, тогда как моральные нормы необязательны (хотя и желательны) для исполнения;
  • правовые нормы документально зафиксированы в законах, конституции и т.д., а моральные нормы могут быть неписаными и устно передаваться из поколения в поколение;
  • за невыполнение правовых норм следует административная или уголовная ответственность (например, штраф или ограничение свободы), а моральные санкции выражаются в общественном неодобрении и муках совести.

Некоторые моральные нормы могут по форме совпадать с правовыми. Напри мер, норма «не укради». Можно задать вопрос: «Почему человек отказывается от кражи?» Если из-за страха перед судом, то мотив не морален, если из убеждения, что кража — это плохо, то поступок основан на моральных основаниях. В некоторых ситуациях право и мораль конфликтуют и то, что человек считает своим моральным долгом, является нарушением закона (например, некто крадет лекарство, чтобы спасти жизнь близкого человека).

На ранних своих этапах моральное нормотворчество было тесно связано с религией, которая выводит мораль из божественного откровения, а неисполнение норм трактует как грех. Все религии предлагают набор моральных заповедей, обязательных для исполнения всеми верующими.

По поводу моральных норм в разных религиях нет разногласий: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние считаются предосудительными во всех трех мировых религиях.

Роль морали в жизни человека и общества

Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни — экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.

В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческою существования необходимо порождает потребность людей друг в друге.

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не является сферой организованной деятельности. Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.

Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

Большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива — прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некой общественной потребности.

Функции морали

Рассмотрим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:

Регулятивная функция

Одной из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

Оценочная функция

Другая функция морали — оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

Воспитательная функция

В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством воспитания. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правил ьную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

Моральные нормы этика

Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства [1] .

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной

4 Глава I . Мораль и этика: основные понятия

и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции [2] . Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность [3] .

1. Мораль, ее функции и структура 5

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание – форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.

Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович писал: «Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения» [4] .

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем. по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали [5] . О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются

6 Глава I . Мораль и этика: основные понятия

оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека – единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, при-

1. Мораль, ее функции и структура 7

вычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы – Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных

8 Глава I . Мораль и этика: основные понятия

ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм – признание человека высшей ценностью; альтруизм – бескорыстное служение ближнему; милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724–1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, «божественного человека внутри нас», с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

2. Мораль и право 9

2. Мораль и право

Соотношение морали и права – один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Ему посвящен ряд специальных работ [6] . Мы коснемся здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных для рассмотрения последующих вопросов.

Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.

Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.

Мораль и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений «с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем» [7] .

Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений

10 Глава I . Мораль и этика: основные понятия

и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, «моральная сторона и моральные заповеди. не могут быть предметом положительного законодательства» [8] . Законодательство не может декретировать нравственность.

Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права.

Мораль и право – составные части духовной культуры человечества.

При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия. Право и мораль различаются: 1) по объекту регулирования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).

Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного. Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).

Способ правового регулирования – правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.

Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

3. Этика – учение о морали 11

3. Этика – учение о морали

Если термин «мораль» латинского происхождения, то «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» – местопребывание, совместное жилище. В IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным «этический» класс человеческих добродетелей – добродетелей характера в отличие от добродетелей разума – дианоэтических. Аристотель образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. Таким образом, этика как наука существует свыше 20 веков.

В современном понимании этика – философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании «нового человека» – бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.

В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику – учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться.

В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

12 Глава I . Мораль и этика: основные понятия

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

[1] Среди многих источников по этому вопросу см., в частности: Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974; Социальная сущность, структура и функции морали М., 1977; Марксистская этика: Учебное пособие для вузов/Под общ. ред. Л. И. Титаренко. М., 1980; Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1985; Гусейнов А. А. Введение в этику. М., 1985.

[2] См.: Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М., 1974. С. 37–46.

[3] См.: Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 3. М., 1964. С. 499; Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 387–388.

[4] Проблемы судебной этики // Под ред. М. С. Строговича. М., 1974. С. 7.

[5] См.: Философская энциклопедия. Т. 4. С. 100; Анисимов С. Ф. Указ. соч.

[6] См., в частности: Васильев Ю. С. Взаимодействие права и морали//Советское государство и право. 1966. № 11; Лукашева Е. А. Мотивы и поведение человека в правовой сфере//Там же. 1972. № 8; Право и нравственное формирование личности в советском обществе//Там же. 1976. № 10; Кузнецова Н. Ф. Уголовное право и мораль. М., 1967; Карпец И. И. Уголовное право и этика. М., 1985; Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986.

[7] Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. С. 76.

[8] Гегель Г. Соч. М.–Л, 1934. С. 233.

Смотрите еще:

  • Купили квартиру что делать дальше оформление документов Купили квартиру? Узнайте, что делать дальше В этой статье мы рассказываем о типовых вариантах решения юридических вопросов, но каждый случай уникален. Воспользуйтесь бесплатной консультаций именно по вашему конкретному случаю, прямо сейчас позвоните по телефону: (это бесплатно) Нет, […]
  • Завещание наследства животным Как оформить передачу животного по наследству? Домашние животные, принадлежащие гражданину на момент смерти, входят в наследственную массу, наряду с движимым и недвижимым имуществом. Иное положение не регламентировано законом, поэтому рассмотрение вопроса о животных происходит согласно […]
  • Чтобы заказать кадастровый паспорт на земельный участок Все о кадастровом паспорте на земельный участок и инструкция по его получению (не актуально с января 2017 года) Статья обновлена: 30 марта 2018 г. Кадастровые паспорта больше не существуют! Кадастровый паспорт — это выписка, в которой были прописаны сведения о недвижимости с ГКН […]
  • Больничный отпуск с последующим увольнением Больничный во время отпуска с последующим увольнением нужно оплатить Отпуск должен быть согласован Периодичность отпусков в организации регулируется графиком отпусков. Этот документ обязателен как для работников, так и для работодателя. Поэтому если сотрудник решит уйти в отпуск с […]
  • Крупный кредит под залог недвижимости Крупный кредит под залог недвижимости Потребительский кредит Ипотека Кредитные карты Дебетовые карты Автокредит Кредит для бизнеса Кредит под залог Микрозаймы Открытие счета для юридических лиц (Расчетно-кассовое обслуживание) Согласие на обработку и передачу данных […]
  • Прямые и косвенные убытки на предприятии Убытки предприятия Убытки предприятия - это материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей (граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности), возникающие в результате: ликвидации экологических последствий аварии и […]
  • Что такое временная регистрация в квартире ребенка Как сделать временную прописку ребенку Регистрация граждан является официальной процедурой, которая определяет местонахождение конкретного человека. Различают две различные формы регистрации: постоянную и временную. Временной считается регистрация, произведенная в месте пребывания. Такая […]
  • Кто должен вести воинский учет Как вести военный учёт в компании Реальность такова, что военный учёт во многих компаниях, особенно небольших, нередко осуществляется по принципу «пока гром не грянет, кадровик не перекрестится». И хотя штрафы за нарушение правил ведения военного учёта невелики, грядущая проверка всё же […]
Записи созданы 6936

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх