Минимальная оплата труда по закону в 2012

Оглавление:

Минимальная оплата труда по закону в 2012

Текущее значение МРОТ: 11163 рублей в месяц, действует с 01.05.2018

Таблица значений МРОТ в России по периодам

Закон №41-ФЗ от 07.03.2018

Внести в часть первую статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2729; 2002, N 18, ст. 1722; 2003, N 40, ст. 3818; 2005, N 1, ст. 24; 2007, N 17, ст. 1930; 2008, N 26, ст. 3010; 2011, N 23, ст. 3246; 2012, N 50, ст. 6955; 2013, N 49, ст. 6337; 2014, N 49, ст. 6917; 2015, N 51, ст. 7247; 2016, N 23, ст. 3288; N 52, ст. 7509; 2018, N 1, ст. 5) изменение, изложив ее в следующей редакции:
«Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2018 года.

Базовая сумма МРОТ при исчислении стипендий, пособий, социальных выплат, налогов, сборов, штрафов, пеней

Минимальный размер оплаты труда по регионам

МРОТ: разбираемся с определением

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – законодательно регламентированная сумма денег, с помощью которой регулируется ежемесячное трудовое вознаграждение и ниже которой оно не вправе быть установлено работодателем.

К СВЕДЕНИЮ! Зарплатная ставка или оклад не устанавливается меньше, чем МРОТ, но сумма, получаемая сотрудником на руки, может в некоторых случаях быть ниже, например, при работе по совместительству, неполном рабочем дне, сдельной оплате и т.д.

Для чего используется величина МРОТ

Цифры, характеризующие МРОТ, важны для каждого гражданина Российской Федерации, поскольку они определяют довольно много показателей в финансовой жизни.

С помощью этой цифры регулируются следующие экономические показатели:

  • оплата за труд наемного персонала;
  • величина налогов, сборов, штрафов, пошлин и других госплатежей;
  • начисление выплат по нетрудоспособности, а также декретных пособий;
  • оценка пенсионного права;
  • другие задачи соцстрахования.

МРОТ и отечественное законодательство

Величина минимальной оплаты труда регулируется Правительством (Президентом) Российской Федерации и ежегодно индексируется (обычно это происходит в январе, но иногда возможны дополнительные индексации). Поправки вносят Госдума и Совет Федерации, а ратифицирует Президент.

Изначальная величина МРОТ была прописана в Федеральном законе № 82 от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда», в который потом законодательно вносились соответствующие изменения. Последний действующий нормативный акт, касающийся МРОТ, принят 02 июля 2016 года (Федеральный закон № 164 «О внесении изменений в ст. 1 ФЗ о минимальной оплате труда»).

СПРАВКА! Величина МРОТ, как правило, менялась 1 января каждого наступившего года, поскольку соответствующая цифра закладывалась в государственный бюджет. Лишь в 2016 году показатель МРОТ был изменен дважды – в январе и в июле.

Правила регламентирования и функционирования МРОТ для трудящегося населения РФ изложены в ст. 133 Трудового Кодекса.

МРОТ в правилах Трудового Кодекса

Согласно ст. 133 ТК РФ, МРОТ должен соответствовать нескольким обязательным условиям:

  • МРОТ един на всем пространстве РФ, то есть является федеральным, а не региональным показателем;
  • в бюджетных сферах МРОТ выплачивается за счет средств бюджета соответствующего уровня, а в других структурах – за счет работодателя;
  • месячная заработная плата сотрудника любого уровня (не ставка или оклад, а зарплата с учетом стимуляций и компенсаций) не имеет права быть меньше законодательного МРОТ;
  • МРОТ не может не достигать величины прожиточного минимума (сегодня это условие не соблюдается, поэтому продолжается постепенное повышение МРОТ).

МРОТ – федеральный или региональный

Как говорит ст. 133 ТК РФ, величина МРОТ фиксируется на федеральном уровне. Это значит, что устанавливать плату меньше МРОТ нельзя.

А вот увеличивать этот показатель разрешено на уровне субъектов РФ – в результате принятия регионального нормативного акта (ч. 6 ст. 133 ТК РФ). Свой собственный, региональный МРОТ можно ввести, если по этому поводу будет выработано консолидирующее решение трех веток региональной власти:

  • правительства субъекта РФ (края, области, республики, города);
  • профсоюзного объединения;
  • федерации работодателей (союза промышленников, предпринимателей).

Текст достигнутого соглашения публикуется в региональных СМИ, после чего оно вступает в силу: все работодатели данного региона должны платить своим наемным сотрудникам плату не ниже установленной. У работодателя есть право в течение месяца попробовать обосновать свою позицию несогласия с региональным МРОТ. Если после 30 дней письменный отказ не предоставлен, это автоматически ведет за собой принятие регионального соглашения о МРОТ и обязанность его исполнять в полном объеме.

ИСКЛЮЧЕНИЯ! Региональный МРОТ не должны применять те организации, которые финансируются из федерального бюджета, то есть казенные и муниципальные учреждения, а также те, что находятся на автономном финансировании.

Надбавки для жителей Севера

В ст. 315 ТК РФ говорится об особом уровне оплаты труда сотрудников, работающих на Крайнем Севере и приравненных к нему районах. Так называемый «региональный коэффициент» – надбавка за особые условия работы – приплюсовывается в первую очередь к МРОТ.

Что грозит тем, кто не доплачивает МРОТ

Работодатели, чьи сотрудники получают оплату за свой труд ниже установленного МРОТ, подвергаются в случае установления такого факта серьезной ответственности.

  1. Административная ответственность предусмотрена ч. 1 и ч. 2 ст. 5.27 и ст. 5.31 КоАп РФ:
    • штраф на организацию – от 30 до 50 тыс. руб., на должностное лицо – от 1 до 5 тыс. руб., частному работодателю – от 3 до 5 тыс. руб.;
    • дисквалификация должностного лица за рецидив – от 1 до 3 лет.
  2. Гражданская ответственность регламентирована ст. 237 ТК РФ и ст. 1101 ГК РФ – выплата по суду денежной компенсации пострадавшему сотруднику из средств работодателя.
  3. Дисциплинарная ответственность – ответственное должностное лицо может получить выговор, замечание или быть уволенным (ст. 192 ТК РФ).
  4. Уголовная ответственность применяется к руководителю организации в соответствии со ст. 145.1 УК РФ:
    • штраф за невыплату зарплаты полностью или частично за 3 месяца и более – до 120 тыс. руб. или годового дохода;
    • если для работника в результате преступления работодателя наступили тяжкие последствия, начальника могут осудить на штраф до 500 тыс. руб. или в размере трехлетнего дохода;
    • дисквалификация сроком до года;
    • принудительные работы сроком до 2 лет;
    • лишение свободы до 5 лет.

Минимальный размер оплаты труда (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Минимальный размер оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ, федеральный МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

В субъектах РФ для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, может быть установлен свой региональный МРОТ. Если он не установлен, то применяется федеральный МРОТ.

Сумма (рублей в месяц)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 7 марта 2018 г. N 41-ФЗ)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 460-ФЗ)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 336-ФЗ)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 232-ФЗ)

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 1 июня 2011 г. N 106-ФЗ)

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ)

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ)

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ)

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ)

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ)

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 1 октября 2003 г. N 127-ФЗ)

МРОТ в России

Государственное регулирование в России в соответствии с конституцией носит социальный характер, для этих целей был введен норматив минимального размера оплаты труда.

Что такое МРОТ в России

Минимальный размер оплаты труда (сокращенно МРОТ) это установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц (год), который работодатель может (должен) платить своему работнику и за который работник может законно продать свой труд.

  • МРОТ может устанавливаться законодательно и неформально, например, путём подписания отраслевого соглашения между профсоюзом и консолидированным работодателем (тарифное соглашение).
  • Хотя минимальный размер применяется во многих странах, не существует однозначного мнения относительно тех выгод и того вреда, которые приносит установление такого минимума.

Минимальный размер оплаты труда регулируется Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом, регулирование осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Кем и как устанавливается

В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в России на федеральном уровне устанавливается только Правительством.

Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации минимальная заработная плата на региональном уровне определяется путем заключения трехсторонних соглашений между представителями профсоюзов, работодателей и органов государственной власти субъектов.

В законодательстве не устанавливается конкретная дата. Изменение минимального размера оплаты труда происходит по специальному постановлению Правительства Российской Федерации.

Чем обеспечивается

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

  1. организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  2. организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  3. организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  4. другими работодателями — за счет собственных средств.

Кем контролируется

Соблюдение норм о минимальном размере оплаты труда контролируется:

  • Министерством труда и социальной защиты
  • Финансовыми органами
  • Государственной инспекцией труда
  • Органами Прокуратуры.

Позиция профсоюзов

Федерация независимых профсоюзов РФ считает

«То, что МРОТ должен рассчитываться не ниже прожиточного минимума, это безусловно. Но какого прожиточного минимума? Тот прожиточный минимум, который рассчитывается сейчас, он рассчитывается по ущербной методике, которая была введена в 1991 году первым правительством Гайдара как кризисная методика для использования ее в течение полугода. Прошло 20 лет, а она по-прежнему используется. Фактически — это уровень физиологического выживания. Его никак нельзя назвать реальным минимальным уровнем оплаты труда«.

Региональный МРОТ

В виду различного уровня жизни между регионами России, в трудовом кодексе РФ статьей 133,1 предусмотрено право региональной власти устанавливать свой минимум.

Как и кем устанавливается в регионе

МРОТ на уровне региона устанавливают соглашением трех сторон: правительства субъекта Российской Федерации, объединения профсоюзов и объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей).

Все работодатели региона автоматически становятся участниками такого соглашения, если не пришлют в течение 30 дней со дня его официального опубликования в региональных СМИ письменный мотивированный отказ.

Узнать конкретную величину МРОТ можно в государственной инспекции труда по региону или в региональных сми сети интернет.

Объединение МРОТ и Прожиточного минимума

Владимир Путин подписал закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ о повышении минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума с 1 января 2019 года, а в 2018 году предложил ускорить объединение показателей с 1 1 мая 2018 года.

Министерство труда и социальной защиты утвердило, что Федеральный МРОТ с 1 мая 2018 года в России будет установлен на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за второй квартал предыдущего года.

Для чего используется

Минимальный размер применяемый для регулирования оплаты труда в РФ, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Данный показатель дает ответ на вопрос, сколько и какую минимальную зарплату должен платить работодатель работнику на территории России, за исключением Санкт-Петербурга и Москвы (устанавливается отдельно).

Платите больничные и декретные пособия исходя из МРОТ в четырех случаях:

  • у сотрудника нет заработка в расчетном периоде;
  • средний заработок меньше МРОТ;
  • страховой стаж сотрудника составляет менее шести месяцев;
  • работник нарушил больничный режим без уважительной причины.

Минималка также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера.

Работодатели не имеют право платить работникам месячную заработную плату в размере, меньшем установленного показателя. Правда, если сотрудник работает на условиях совместительства или неполного рабочего времени, то в месяц он может получать сумму, меньшую, чем минималка, и законодательных препятствий здесь нет.

МРОТ по годам в России

Показатель применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум. Справка

Президент России Дмитрий Медведев подписал закон, предусматривающий повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2009 года до 4330 рублей против нынешних 2300 рублей, сообщила пресс-служба Кремля.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) ‑ законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии с законодательством РФ, МРОТ также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в зависимости от минимального размера оплаты труда.

МРОТ устанавливается в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой говорится, что «минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека». В размер минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

Кроме того, на федеральном уровне действуют ряд нормативных актов, в той или иной степени связанных с минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом. Статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134‑ФЗ предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Минимальный размер оплаты труда поэтапно повышается до величины прожиточного минимума, и ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливается соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума.

В соответствии со статьей 421 ТК РФ порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом. В связи с ростом потребительских цен и стоимости жизни размер минимальной оплаты труда периодически пересматривается в законодательном порядке.

С 1 июля 2000 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был установлен в размере 132 руб. в месяц.

С 1 января 2001 г. ‑ 200 руб.

С 1 июля 2001 г. ‑ 300 руб.

С 1 мая 2002 г. ‑ 450 руб.

С 1 октября 2003 г. ‑ 600 руб.

С 1 января 2005 г. ‑ 720 руб.

С 1 сентября 2005 г. ‑ 800 руб.

С 1 мая 2006 г. ‑ 1100 руб.

С 1 сентября 2007 г. ‑2300 руб.

С 1 января 2009 г. ‑ 4330 руб.

В июне 2008 г. президент России Дмитрий Медведев подписал закон, согласно которому минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 г. будет повышен почти в два раза ‑ с 2300 до 4330 рублей.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально‑демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается правительством РФ.

Как сказано в Трудовом Кодексе РФ, основой для установления минимального размера оплаты труда является величина прожиточного минимума, т.е. стоимостной оценки потребительской корзины.

Потребительская корзина — это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Стоимость потребительской корзины составляет 94% от размера прожиточного минимума. Остальные 6% уходят на обязательные платежи и сборы для трудоспособного населения. К прожиточному минимуму правительство постепенно подтягивает минимальный размер оплаты труда.

Потребительская корзина используется для расчета прожиточного минимума, а также с целью сравнения интегральных цен на продовольствие в различных регионах. В 1992 г. по договоренности между Госкомстатом РФ и МВФ определено понятие «потребительская корзина», куда вошло 407 наименований товаров и услуг.

В 2000 ‑ 2004 гг. действовал Федеральный закон от 20.11.1999 N 201‑ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», на основе которого и утверждалась величина прожиточного минимума в целом по РФ.

31 марта 2006 года был принят Федеральный закон № 44‑ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», предусматривающий увеличение норм потребления отдельных продуктов питания, объема товаров первой необходимости, санитарии и лекарств для пенсионеров и детей, а также включение транспортных услуг для пенсионеров.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) в четвертом квартале 2007 г. прожиточный минимум в РФ составил 4005 руб. на одного человека в месяц, в том числе для трудоспособного населения ‑ 4330 руб., для пенсионеров ‑ 3191 руб., для детей ‑ 3830 руб.

Из этой суммы стоимость потребительской корзины в четвертом квартале 2007 г. в среднем составляла 3741 руб. на человека в месяц, в том числе для трудоспособного населения ‑ 3899 руб., для пенсионеров ‑3191 руб., для детей ‑ 3830 руб. Расходы по обязательным платежам и сборам составили в общей сумме прожиточного минимума 264 руб. на человека в месяц, для трудоспособного населения ‑ 431 руб.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Все справки>>

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Законопроект о повышении минимального размера оплаты труда одобрен Правительством РФ

21 сентября 2012

Как планируется, с 1 января 2013 года минимальный размер оплаты труда вырастет до 5205 рублей в месяц. Сегодня МРОТ составляет 4 611 рублей, таким образом, увеличение составит почти 13%.

Проект соответствующего федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» подготовлен Минтрудом России.

Повышение МРОТ обусловлено задачей его приближения к величине прожиточного минимума. В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

По оценке Минтруда России на основе данных Росстата в апреле 2012 года численность работников, получающих заработную плату в размере до 5205 руб. составила 1,3 млн. человек в целом по экономике Российской Федерации или порядка 2% от численности занятых в экономике (из них порядка 360 тыс. человек – совместители и работники, занятые неполное рабочее время). При этом половина из них занята в бюджетной сфере (650 тыс. человек
или 4,3% от общего числа работников государственных и муниципальных учреждений, включая порядка 160 тыс. совместителей и работников занятых неполное рабочее время).

Новостная рассылка

Актуальная информация Минтруда у Вас на почте.

Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации: тезисы о проблемах

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме установления минимального размера оплаты труда в Российской Федерации. Автор анализирует соответствующее федеральное и региональное законодательство, и сделан вывод о необходимости совершенствования законодательства в этой области.

ABSTRACT

The article is devoted install the minimum wage of the Russian Federation. The author analyzes the federal and regional legislation, and concludes on the need to improve legislation in this area.

В законодательстве отсутствует определение минимального размера оплаты труда. Из анализа законодательства можно сделать вывод, что минимальный размер оплаты труда – это установленный минимум оплаты труда в месяц, который работодатель должен платить своему работнику.

Согласно Федеральному закону РФ «О минимальном размере оплаты труда» [11] минимальный размер оплаты труда устанавливается для регулирования оплаты труда и определения размеров некоторых пособий, а также для иных целей обязательного социального страхования.

Согласно проекту Федерального закона РФ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона РФ «О минимальном размере оплаты труда» быть повышен до 7606 рублей [6].

Законодатель идет по пути поэтапного повышения минимального размера оплаты труда с целью уравнять его размер с размером прожиточного минимума.

Таблица 1.

Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации

Срок, с которого установлен минимальный размер оплаты труда

Сумма минимального размера оплаты труда (руб., в месяц)

Нормативный акт, установивший минимальный размер оплаты труда

с 1 июля 2016 г .

ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ

с 1 января 2016 г .

ст. 1 Федерального закона от 14.12.2015 N 376-ФЗ

с 1 января 2015 г .

ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ

с 1 января 2014 г .

ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ

с 1 января 2013 г .

ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 N 232-ФЗ

с 1 июня 2011 г .

ст. 1 Федерального закона от 01.06.2011 N 106-ФЗ

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Надо иметь ввиду, что с минимальным размером оплаты труда надо сопоставлять не тарифную ставку или оклад, а всю сумму заработной платы с учетом компенсационных и стимулирующих выплат.

Согласно ст. 133.1 ТК РФ [10] в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.

Согласно ч.3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, а в соответствии с ч.4 ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Из этого следует, что законодатель употребляет термины «минимальный размер оплаты труда» и «минимальная заработная плата» как синонимы, включая в него согласно ст. 129 ТК РФ не только вознаграждение за труд, но и компенсационные и стимулирующие выплаты.

Из этого следует, что на территории РФ не может быть единого минимального размера оплаты труда для всех субъектов РФ, поскольку в некоторых из них есть выплаты компенсационного характера, например, связанные с особыми климатическими условиями, и в связи с этим было бы не справедливо устанавливать в них такой же минимальный размер оплаты труда, как и в других субъектах, не имеющих таких компенсационных выплат.

Конвенция МОТ №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» [4] также употребляет термин «минимальная заработная плата», указывая, что при ее установлении необходимо учитывать потребности работников и их семей, а также стоимость жизни.

В Хабаровском крае в нормативных правовых актах в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ используют понятие «минимальная заработная плата».

В соответствии п. 3.1.6 Соглашения между Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов, региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и Правительством Хабаровского края на 2014 – 2016 годы [8] стороны стремятся к поэтапному повышению минимальной заработной платы:

  • в 2014 году – не ниже 80 % прожиточного минимума трудоспособного населения края;
  • в 2015 году – не ниже 90 % прожиточного минимума трудоспособного населения края;
  • в 2016 году – не ниже 100 % прожиточного минимума трудоспособного населения края.

В соответствии с соглашениями о минимальной заработной плате в Хабаровском крае между Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов, региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и Правительством Хабаровского края с 01 апреля 2013 г . минимальная заработная плата в Хабаровском крае устанавливается в размере 8 142 рубля, что составляло 80 % прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал 2012 года, с 01 сентября 2014 г. минимальная заработная плата в Хабаровском крае в размере 9 485 рублей, что составляет 80 % прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2014 года, с 01 апреля 2016 г . минимальная заработная плата в Хабаровском крае дифференцирована по районам в следующих размерах:

В районах Крайнего Севера:

а) в Охотском районе – 15 510 рублей;

б) в Аяно-Майском районе – 14 269 рублей.

В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 12 408 рублей.

В южных районах Дальнего Востока – 11 414 рублей [9].

Таким образом, в Хабаровском крае размер минимальной заработной платы пытаются привязать к прожиточному минимуму.

Таблица 2.

Размер номинальной начисленной заработной платы работников государственных учреждений социальной сферы

наименование
отрасли

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2015 год
в процентах к

2009 году

2014 году

Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных учреждений края (по данным мониторинга) к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников в экономике края (по данным Хабаровскстата) за 2015 год составило 85,8 % [1].

К сожалению, в крае часто не выполняется соглашение о минимальной заработной плате.

Согласно докладу о результатах и основных направлениях деятельности комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края в 2012 году и на период 2013 – 2016 годов в течение 2012 года комитетом проводился ежеквартальный мониторинг выполнения Соглашения о минимальной заработной плате в Хабаровском крае, заключенного между Правительством Хабаровского края, Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов и региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» 29 сентября 2011 г . (далее – Соглашение). Обобщалась информация о работодателях, выплачивающих заработную плату ниже размера, установленного Соглашением, поступившая от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления края, а также при проведении уведомительной регистрации коллективных договоров организаций.

Всего за январь – сентябрь 2012 г . в результате проводимой работы выявлено 69 работодателей, не выполняющих Соглашение (в Вяземском, имени Лазо, Николаевском, Советско-Гаванском, Солнечном, Ульчском и Хабаровском муниципальных районах края). В основном это организации с численностью работников до 20 человек, занимающиеся торговлей и оказанием услуг населению.

Совместно с министерством социальной защиты населения края введена в практику новая (электронная) форма выявления работодателей, выплачивающих заработную плату ниже размера, установленного Соглашением, – на основании справок о заработной плате, предоставляемых гражданами для получений субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. С ее применением в IV квартале 2012 г . установлено 123 недобросовестных работодателя [2].

Для осуществления государственного надзора за соблюдением работодателями края трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, информация о выявленных нарушениях ежеквартально направляется в прокуратуру края.

Согласно докладу о результатах и основных направлениях деятельности комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края в 2013 году и на период 2014 – 2016 годов в результате проведенной работы в 2013 году выявлен 241 работодатель, выплачивающий заработную плату ниже размера, установленного Соглашением (в том числе 83 – по данным органов местного самоуправления, 158 – по данным министерства социальной защиты населения края). В основном, это небольшие организации (общества с ограниченной ответственностью и индивидуальные предприниматели с численностью работающих до 20 человек), занимающиеся торговлей и оказанием услуг [3].

Если сравнивать размер минимальной заработной платы в других регионах, то он не всегда соотносится с прожиточным минимумом и компенсационными выплатами. В качестве примера можно привести Тульскую область, где отсутствуют северные и дальневосточные надбавки, а также прожиточный минимум существенно ниже чем в Хабаровском крае, минимальная заработная плата выше чем в Хабаровском крае и составляет с 01.08.2016 г. – 13000 рублей.[7], аналогичная ситуация и в Кемеровской области – 13617 рублей [5].

Таким образом, практика идет по пути постепенной привязки минимальной заработной платы в регионах к прожиточному минимуму в данных регионах. Причем используется месячная заработная плата в привязке к месячному прожиточному уровню. Такое положение связано с практикой советских времен, когда заработная плата выплачивалась один раз в месяц. Причем ч.3 ст. 133.1 ТК РФ обязывает выплачивать заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени. Такое положение игнорирует оплату труда работников с неполным рабочим временем и работников-почасовиков.

В развитых зарубежных странах давно отказались от установления минимальной месячной заработной платы, вместо этого там используют термин «минимальный часовой тариф», в который не включаются выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

В качестве предложения по совершенствованию трудового законодательства необходимо:

1. закрепить в ст. 129 ТК РФ определение минимального размера оплаты труда и минимального часового тарифа:

«Минимальный размер оплаты труда — устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Минимальный часовой тариф – устанавливаемый федеральным законом размер часовой заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального часового тарифа не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты».

2. Дополнить ст. 133 ТК РФ частью 4 следующего содержания: «часовая заработная плата работника, выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального часового тарифа».

3. Внести дополнения в ст. 133.1 ТК РФ:

В ч. 1,2,4,5,6,7,8,9,10 после слов «минимальной заработной плате» добавить слова «и минимальном часовом тарифе».

Дополнить статью 133.1 частью 11 следующего содержания: «размер минимальной часовой заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального часового тарифа, установленного федеральным законом.

4. Ввести в Федеральный закон РФ «О минимальном размере оплаты труда» ст. 1.1, в которой установить размер минимального часового тарифа.

5. Ввести в КоАП РФ статью 5.27.1, устанавливающую административную ответственность за выплату заработной платы ниже минимальной заработной платы и (или) ниже минимального часового тарифа.

Внесение вышеуказанных изменений в законодательство приведет к повышению социального уровня работников, имеющих компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, а также работников с почасовой оплатой труда.

Смотрите еще:

  • Изменения в ст 23 от 15 апреля ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 20 апреля 2015 года №97-ФЗ О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в […]
  • Устав открытого акционерного общества 2014 Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. N 1490 "О внесении изменений в устав открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. N 1490"О внесении изменений в устав открытого акционерного общества "Российские […]
  • Исполнительный лист в апк рф Статья 319. Выдача исполнительного листа Статья 319. Выдача исполнительного листа См. комментарии к статье 319 АПК РФ О применении арбитражными судами статей 319, 320 настоящего Кодекса см. информационные письма Президиума ВАС РФ от 26 сентября 2006 г. N 114 и от 18 июня 2013 г. N […]
  • Ст 264 фз Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ"О развитии сельского хозяйства" С изменениями и дополнениями от: 11 июня, 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 5 апреля, 24 июля […]
  • Фз 307 статья 8 Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности" С изменениями и дополнениями от: 1 июля, 13, 28 декабря 2010 г., 4 мая, 1, 11 июля, 21 ноября 2011 […]
  • 37 статья об ооо Федеральный закон "Об ООО" Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ"Об обществах с ограниченной ответственностью" С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г., 27 июля, 18 декабря 2006 г., 29 апреля, 22, 30 декабря 2008 г., 19 […]
  • Закон о передачи персональных данных Закон "О персональных данных" Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ"О персональных данных" С изменениями и дополнениями от: 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 28 июня, 27 июля, 29 ноября, 23 декабря 2010 г., 4 июня, 25 июля 2011 г., 5 апреля, 23 июля, 21 декабря 2013 г., 4 июня, 21 […]
  • Консультант плюс ук 228 Проверка следствия. Продлить арест станет сложнее. 12 октября 2017 года 28 сентября 2017 года 13 июля 2017 года 20 июня 2017 года 28 апреля 2017 года 23 апреля 2017 года 22 марта 2017 года 21 марта 2017 года 29 декабря 2016 года 5 декабря 2016 года 18 ноября 2016 года 17 ноября 2016 […]
Записи созданы 6582

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх