Медицинская социальная экспертиза

Оглавление:

Медицинская социальная экспертиза

Учреждение создано в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года № 1646-р в целях оказания государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы граждан.

Учреждение действует на основании Устава, утвержденного приказом Федерального медико-биологического агентства от 18 мая 2011 года № 66у, с изменениями, утвержденными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 сентября 2012 года № 249, от 28 января 2015 года № 47, от 14 декабря 2016 года № 737 и Лицензии ФС-40-01-000708 от 10 сентября 2015 года.

Учреждение возглавляет руководитель – главный эксперт по медико–социальной экспертизе.

Учреждение имеет в своем составе: 3 экспертных составов смешанного профиля, 17 бюро медико – социальной экспертизы.

Учреждение в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а также Уставом федерального казенного учреждения «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Калужской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным приказом Федерального медико-биологического агентства № 66у от 18 мая 2011г. с изменениями в соответствии с Приказом Минтруда России от 25.09.2012г. №249.

Учреждение осуществляет следующие функции:

— проводит медико-социальную экспертизу граждан на территории Калужской области для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности и их реабилитационного потенциала;

— разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

— устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико- функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

— определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

— участвует в разработке программ реабилитации инвалидов и пострадавших, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

— дает гражданам, проходящим освидетельствование, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;

— проводит медико-социальную экспертизу граждан, обжаловавших решения бюро, состава, а также медико-социальную экспертизу по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования или консультативного заключения состава, в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности граждан и их реабилитационного потенциала;

— рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения бюро, состава и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения бюро, состава.

ФКУ «ГБ МСЭ по Калужской области» Минтруда России сотрудничает с органами исполнительной власти Калужской области. Взаимодействует с лечебно-профилактическими учреждениями, государственной службой занятости населения, Управлением Пенсионного фонда, с отделением Фонда социального страхования области, с органами социальной защиты населения, а также с общественными организациями инвалидов на территории Калужской области.

Руководитель-главный эксперт по медико – социальной экспертизе в соответствии с утвержденным в учреждении графиком ведет личный прием граждан по вопросам МСЭ и реабилитации инвалидов. Специалисты учреждения регулярно участвуют в конференциях и тематических семинарах, на которых изучаются новые нормативные и правовые документы по вопросам медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также принимают участие в разработке и проведении мероприятий по внедрению современных технологий реинтеграции инвалидов в общество, созданию оптимальной для инвалидов среды жизнедеятельности.

Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

официальный сайт

Руководитель — главный эксперт по МСЭ ФКУ «Главное бюро МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России, кандидат медицинских наук

Горячая линия
по вопросам
инвалидности

Подать заявление
на проведение МСЭ

Порядок выдачи
опозновательного знака «Инвалид»

Прогноз погоды

Важные ссылки

Официально

Информация для населения

  • Главная
  • Информация для граждан
  • медсоцэксз

Медико-социальная экспертиза

определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Для проведения освидетельствования гражданин должен обратиться в бюро МСЭ по месу жительства.
Гражданин (его законный представитель) в случае не согласия с принятым решением (отказ в установлении инвалидности, не согласие с установленной группой инвалидности ) может обжаловать в месячный срок решение Бюро (находящееся по месту жительства) в Главном бюро (в субъекте РФ) на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо сразу в Главное бюро.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя).
Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.
В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее — консультанты).
Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.
Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.
Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному или уполномоченному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.
Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, индивидуальная программа реабилитации или абилитации гражданина формируются в дело медико-социальной экспертизы гражданина.
Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право на ознакомление с актом медико-социальной экспертизы гражданина и протоколом проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
По заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя), поданному в письменной форме, ему выдаются заверенные руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо уполномоченным им должностным лицом в установленном порядке копии акта медико-социальной экспертизы гражданина и протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
Документы, сформированные в ходе и по результатам медико-социальной экспертизы, в виде электронных документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного им должностного лица.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в главном бюро дело медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в главное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в бюро.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в Федеральном бюро дело медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в главном бюро.
В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.
Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской организации, организации, осуществляющей деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.
После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.
В случае отказа гражданина (его законного или уполномоченного представителя) от дополнительного обследования и предоставления необходимых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая отметка в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.
Гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без проведения дополнительного освидетельствования инвалида (ребенка-инвалида).
Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо иным способом с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.
Порядок составления и форма выписки утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Сведения обо всех случаях признания инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, представляются бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в соответствующие военные комиссариаты.
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
Порядок составления и форма справки утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.
Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.

Порядок переосвидетельствования инвалида

Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп — 1 раз в год, а детей-инвалидов — 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид».
Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного или уполномоченного представителя), либо по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного или уполномоченного представителя), либо по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

Порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро

Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.
Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.
Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.
Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Признание лица инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
Медико-социальная экспертиза проводится в бюро по месту жительства (месту пребывания). Направить в учреждение МСЭ гражданина могут:
· лечебно-профилактическое учреждение после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами:
· орган, осуществляющий пенсионное обеспечение;
· орган социальной защиты населения по месту жительства.
Документами, необходимыми для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, являются:

· паспорт иностранного гражданина;
· иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства в Российской Федерации;
· заявление о проведении медико-социальной экспертизы;
· направление на медико-социальную экспертизу, выданное организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь или органом, осуществляющим пенсионное обеспечение или органом социальной защиты населения, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид». Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 год, 2 года и 5 лет, либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

По вопросам установления инвалидности гражданам, имеющим статус инвалида по законодательству Украины, можно обратиться в ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России по телефону «горячей линии»: 8(4752)70-33-00 с понедельника по пятницу с 9.00-17.00

Адрес: г. Тамбов, ул. Гоголя, д. 6 Официальный сайт www.mse68.ru

Дата изменения: 24.04.2018 13:53

Медико-социальная экспертиза (МСЭ)

Что такое медико-социальная экспертиза?

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) — это определение потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Для чего проводится медико-социальная экспертиза?

Медико-социальная экспертиза проводится для того, чтобы юридически признать человека инвалидом и определить степень повреждения его здоровья. Она предполагает комплексную оценку состояния организма инвалида.

Медико-социальная экспертиза проводится бесплатно, за счет средств, выделяемых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования граждан РФ.

Кем проводится медико-социальная экспертиза?

Медико-социальная экспертиза проводится:

Федеральным бюро медико-социальной экспертизы

Проводится в случае обжалования решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования

Главными бюро медико- социальной экспертизы

Проводится в случае обжалования решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования

Бюро медико-социальной экспертизы

Проводится бюро в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро, как правило, в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации)

Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Где и как получить направление на медико-социальную экспертизу?

Направление на медико-социальную экспертизу можно получить:

в учреждении здравоохранения (поликлинике или иной организации, где человек получает лечебно-профилактическую помощь);

в органе социальной защиты населения;

в органе или отделении Пенсионного фонда РФ.

Поскольку получить направление можно в различных органах, следует рассмотреть несколько ситуаций.

Учреждение здравоохранения направляет гражданина на медико-социальную экспертизу:

Органы соцзащиты или Пенсионного фонда РФ направляют на медико-социальную экспертизу гражданина:

— при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

— имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите;

— после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий

— при наличии у гражданина медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов

Специалисты учреждения здравоохранения сами определяют конкретный перечень диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

Гражданин, получивший соответствующее направление, самостоятельно обращается в бюро медико-социальной экспертизы. Если направление выдается ребенку, то его интересы представляет законный представитель (родитель, опекун, попечитель или усыновитель).

Как выглядит направление на медико-социальную экспертизу?

Направление заполняется организацией, направляющей гражданина на экспертизу. Организации и органы, выдающие направление, несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в нем.

В направлении указывается наименование бюро медико-социальной экспертизы, куда гражданин должен обратиться (обычно по месту своего жительства).

Направление, выдаваемое учреждением здравоохранения (форма № 088/у-06)

Направление, выдаваемое органами соцзащиты или Пенсионного фонда РФ

Форма утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2007 г. № 77

Форма утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 25 декабря 2006 г. № 874

Указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий, цель направления

Указываются признаки ограничения жизнедеятельности, вызывающие нуждаемость в мерах социальной защиты, цель направления

Если учреждение здравоохранения либо органы соцзащиты или Пенсионного фонда РФ отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, то ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно.

Какие документы предоставляют на медико-социальную экспертизу?

На медико-социальную экспертизу необходимо предоставить следующие документы:

письменное заявление на проведение экспертизы;

направление на экспертизу;

медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья.

Пример. Если у гражданина на руках имеется только справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, то специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него инвалидности.

Как проводится медико-социальная экспертиза?

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем:

изучения представленных гражданином документов;

анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.

В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее — консультанты).

Перед проведением медико-социальной экспертизы инвалид должен быть ознакомлен с порядком и условиями ее проведения. Ознакомление должно осуществляться в доступной для инвалида форме, при этом инвалид вправе задавать специалисту бюро любые интересующие вопросы в указанной сфере.

Каким образом принимается решение медико-социальной экспертизы?

Шаг1. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

Шаг 2. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.

Шаг 3. Решение объявляется гражданину, проходившему меди ко — социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.

Шаг 4. Если вопрос определения инвалидности требует проведения дополнительных видов обследования или в бюро отсутствует необходимое оборудование, или не могут быть применены специальные методы обследования, то для инвалида может быть составлена программа дополнительного освидетельствования и тогда сроки обследования увеличиваются. Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.

Шаг 5. После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.

Если вас не признали инвалидом

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

Понятие медико-социальной экспертизы — Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012)

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждает прилагаемые Правила признания лица инвалидом. На сайте представлен документ в последней редакции от 16.04.2012 N 318.

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации ((ред. от 30.11.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012)

Шашкова О. В. Инвалиды. Права, льготы, поддержка. — М.: Эксмо, 2012. — 128 с.

Межрегиональный Центр независимой

г. Новосибирск, ул. Выставочная 32/1, кв.144
Адрес для почтовой корреспонденции: 630049 ул. Галущака 2, 5 подъезд, офис №37
Телефоны: (383)375 45 61, +7 923-775-45-61. E-mail: [email protected] Прием: Пн.-Пт. 09.00-18.00

Дата публикации: 24 июля 2017 .

Понятие судебной медико-социальной экспертизы законодательно не определено. Между тем, по определению судов, назначаются судебные медико-социальные экспертизы по обоснованности вынесенного решения по наличию признаков инвалидности, установлению степени утраты профессиональной трудоспособности, как федеральным учреждениям МСЭ, так и различным негосударственным организациям, имеющим соглашения со специалистами, обладающими специальными познаниями в области медико-социальной экспертизы.

Закон закрепляет понятие медико-социальной экспертизы и понятие судебной экспертизы.

Так, согласно ст. 9 Федерального Закона от 31.05.2011 г. №73-ФЗ (ред. от 25.11.2013г.) «О Государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» — судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Согласно ст.7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениям и дополнениями от 28.07.2014 г.), медико-социальная экспертиза — это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Опираясь на вышеуказанное, можно определить понятие судебной медико-социальной экспертизы, как процессуального действия, состоящего из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам медико-социальной экспертизы, поставленных перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Нормы, регулирующие проведение судебной медико-социальной экспертизы закреплены в гражданско-процессуальном законодательстве (глава 6 Гражданско-процессуального кодекса РФ «Доказательства и доказывания») и Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (от 31.05.2001 г. №73-ФЗ с изменениями и дополнениями).

Ст.41 Федерального закона от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной экспертной деятельности в РФ» установлено, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться в негосударственных судебно-экспертных учреждениях лицами, обладающими специальными познаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой статьи 41 ФЗ «О государственной экспертной деятельности в РФ», распространяется действие статей 2, 4, 6-8, 16 и 17, части 2 статьи 18, статей 24 и 25 вышеуказанного ФЗ. Определением Конституционного суда РФ от 21.02.2008 г. №96-0-0 отмечено, что хоть законодатель и возложил право проведения медико-социальной экспертизы и признание лица инвалидом на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, решения указанных учреждений могут быть обжалованы в суд, который в ходе установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, вправе использовать все предусмотренные гражданским процессуальным законодательством способы получения доказательств, в т.ч. назначение экспертизы (и не ограничил их назначение только в учреждениях ФГУ МСЭ).

Судебная медико-социальная экспертиза делится: судебная медико-социальная экспертиза по материалам дела и судебная медико-социальная экспертиза в отношении живых лиц (Пузин С.Н., Клевно В.А., Лаврова Д.И., Дымочка М.А. Судебная медико-социальная экспертиза: правовые и организационные основы. М.: ГЭОТАР-Медицина, 2010.- с.11).

Судебная медико-социальная экспертиза по материалам дела

При проведении судебной медико-социальной экспертизы по материалам дела исследованию подлежат имеющиеся в деле медицинские документы и другие материалы:

• медицинские карты стационарного больного;
• медицинские карты амбулаторного больного;
• истории развития ребенка;
• истории родов;
• медицинские справки о состоянии здоровья;
• результаты внесудебной медико-социальной экспертизы (акты и протоколы освидетельствования в бюро МСЭ, включая направление больного на МСЭ из лечебно-профилактического учреждения);
• заключения первичных судебно-медицинских экспертиз;
• показания лиц, участвующих в деле, свидетелей, специалистов;
• протоколы изъятия вещественных доказательств.

Источником информации для данной экспертизы могут стать материалы других экспертиз. В случаях, когда установление того или иного обстоятельства невозможно путем проведения отдельных экспертиз либо выходит за пределы компетенции одного эксперта или комиссии экспертов, может быть назначено проведение ряда исследований, осуществляемых несколькими экспертами на основе использования разных специальных познаний.

Судебная медико-социальная экспертиза в отношении живых лиц представляет собой изучение представленных документов, проведение анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, проведение обследования лица, в отношении которого назначена судебная медико-социальная экспертиза.

В настоящее время ситуация по назначению судами проведения судебной медико-социальной экспертизы обстоит следующим образом:

При обращении в суд с иском к учреждениям МСЭ по обжалованию решений МСЭ, гражданин ходатайствует перед судом о назначении судебной медико-социальной экспертизы в негосударственном учреждении, мотивируя свое ходатайство тем, что все Главные бюро МСЭ субъектов РФ непосредственно подчиняются Федеральному бюро МСЭ, в то время как в силу требований ч.1 ст.18 ГПК РФ эксперт не может участвовать в рассмотрении дела, если он находился, или находится в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей. Поэтому проведение экспертизы в любом субъекте может вызвать сомнение в объективности и беспристрастности, так как он находится в структурном подчинении Федерального бюро МСЭ.

Суд, как правило, отказывает в удовлетворении ходатайства, мотивируя тем, что в негосударственном учреждении, занимающимся вопросами судебной медико-социальной экспертизы, отсутствует лицензия на проведение медико-социальной экспертизы.

Между тем, государство для защиты конституционных охраняемых прав граждан в сфере здравоохранения создает механизмы, направленные на обеспечение защиты нарушенных прав, в том числе и в судебном порядке. Предусмотренный Правилами о признании лица инвалидом (Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N95 (ред. от 04.09.2012) «О порядке и условиях признания лица инвалидом») порядок обжалования решений бюро медико-социальной экспертизы в системе федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы являются дополнительной гарантией для лица, не согласного с принятым решением.

Так, согласно пунктам 42-45 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95, гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в Главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Главное бюро. Решение Главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в Главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. На основании пункта 46 Правил решения бюро, Главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством РФ.

Предусмотренный в Правилах и других нормативных правовых актах, регулирующих деятельность учреждений медико-социальной экспертизы, порядок внесудебного урегулирования спора между сторонами по смыслу ст. 222 ГПК РФ не является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения, поскольку гражданским процессуальным законодательством, иным Федеральным законом не установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы, выбор способа защиты является правом заявителя. При этом Федеральным законом не установлено запрета на одновременное обжалование решений бюро МСЭ в вышестоящие бюро и в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. При этом каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких способов защиты является проведение судебной экспертизы. С помощью судебной экспертизы устанавливаются имеющие значение для дела факты, тем самым проведение экспертизы способствует защите нарушенного права.

Исходя из анализа действующего законодательства и судебной практики, как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции можно прийти к выводу о том, что судебная медико-социальная экспертиза не подлежит лицензированию.

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон). Статьей 12 Закона определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, в том числе медицинская деятельность (п.46 ч.1 ст.12 Закона).

Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 (ред. от 15.04.2013) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее Положение). Пунктом 3 указанного Положения определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом согласно Приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности, судебная медико-социальная экспертиза не включена в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Статья 32 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет следующие виды медицинской помощи:

-первичная медико-санитарная помощь;
— специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
-скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
— паллиативная медицинская помощь.

Лицензированию в настоящее время подлежат Федеральные учреждения Медико-социальной экспертизы при производстве медико-социальной экспертизы в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ст. 60 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Результатом проведения медико-социальной экспертизы, согласно п.11 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.01.2014 г. №59н является:

— при установлении инвалидности — выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида);

— при определении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания — выдача справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания и т.д.

Результатом судебной медико-социальной экспертизы является заключение эксперта. Согласно ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», заключением эксперта является письменный документ, в котором отражены ход проведенного экспертом исследования и полученные результаты.

Соответственно, медико-социальная экспертиза и судебная медико-социальная экспертиза не идентичные понятия, а разные виды экспертиз. Однако, при назначении судебной медико-социальной экспертизы суды требуют у организации проводящей судебную экспертизу лицензию на проведение медико-социальной экспертизы, что противоречит нормам действующего гражданско-процессуального законодательства, закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Положению о лицензировании медицинской деятельности.

Не обоснованы требования судов при производстве судебных медико-социальных экспертиз у организаций проводящих, данные виды экспертиз, лицензии на осуществление судебно-медицинской деятельности.

Кроме того, из анализа действующего № 73-ФЗ «О государственной экспертной деятельности в РФ», Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста РФ от 20.12.2002 г. №346, Приказа Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н (ред. от 26.12.2011) «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» эксперты в области судебной медико-социальной экспертизы должны обладать высшим профессиональным образованием по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», а также послевузовским профессиональным образованием или дополнительным образованием – ординатура по специальности «Медико-социальная экспертиза» или профессиональная подготовка по специальности «Медико-социальная экспертиза» при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: «Детская хирургия», «Неврология», «Онкология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Психиатрия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Эндокринология».

При проведении судебно-медицинской экспертизы врач-судебно-медицинский эксперт должен обладать высшим профессиональным образованием, образованием по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медицинская биохимия», интернатурой или (и) ординатурой по специальности «Судебно-медицинская экспертиза», или профессиональная переподготовка по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» при наличии одной из специальностей: «Детская онкология», «Детская урология-андрология», «Детская хирургия», «Колопроктология», «Нейрохирургия», «Онкология», «Патологическая анатомия», «Пластическая хирургия», «Сердечно -сосудистая хирургия», «Торакальная хирургия», «Урология», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», соответственно участвовать при проведении судебных медико-социальных экспертиз не может, так как не обладает специальными познаниями в области медико-социальной экспертизы.

Таким образом, судебная медико-социальная экспертиза является самостоятельным видом судебных экспертиз, отличной от судебно-медицинской экспертизы и медико-социальной экспертизы. Судебная медико-социальная экспертиза, согласно действующему законодательству, не подлежит лицензированию и проводится экспертными организациями (государственными или негосударственными) или судебными экспертами в области медико-социальной экспертизы, имеющими сертификат по специальности «Медико-социальная экспертиза», по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области медико-социальной экспертизы и которые поставлены перед экспертом судом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Неправомерный отказ назначения судами проведения судебной медико-социальной экспертизы в негосударственных учреждениях, занимающихся судебной медико-социальной экспертизой, влечет нарушение конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), а также согласно ст. 12 ГПК РФ, обязании суда по каждому делу обеспечивать равенство прав участников судебного разбирательств.

Смотрите еще:

  • Консультант плюс ук 228 Проверка следствия. Продлить арест станет сложнее. 12 октября 2017 года 28 сентября 2017 года 13 июля 2017 года 20 июня 2017 года 28 апреля 2017 года 23 апреля 2017 года 22 марта 2017 года 21 марта 2017 года 29 декабря 2016 года 5 декабря 2016 года 18 ноября 2016 года 17 ноября 2016 […]
  • Земельный участок многодетной семье в дагестане Многодетным семьям в Дагестане с начала 2016 года выделили 12 тысяч земельных участков С начала 2016 года многодетным семьям в Дагестане выделено 12 тысяч земельных участков, сообщили корреспонденту РИА «Дагестан» в министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ республики. Еще […]
  • Исполнительный лист в апк рф Статья 319. Выдача исполнительного листа Статья 319. Выдача исполнительного листа См. комментарии к статье 319 АПК РФ О применении арбитражными судами статей 319, 320 настоящего Кодекса см. информационные письма Президиума ВАС РФ от 26 сентября 2006 г. N 114 и от 18 июня 2013 г. N […]
  • Закон сми пмр ЗАКОН ПМР № 9-ЗИД-VI «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» Повторно принят Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 19 октября 2016 года Статья 1. Внести в Закон Приднестровской Молдавской […]
  • Адвокат ильюшина ухта Адвокат ильюшина ухта Наименование: Адвокатский кабинет Город: Ухта Адрес регистрации: Контактная информация: Список адвокатов состоящих в адвокатском образовании: Алексеев Анатолий Егоровичул. Бушуева, 18 «а», 3 этаж, 8912-119-58-86, 8904-274-84-14 Артемьев Михаил Владимировичул. […]
  • Увольнение в связи с ликвидацией предприятия запись в трудовой Запись в трудовой книжке при ликвидации предприятия Обновление: 19 декабря 2016 г. В соответствии с ч. 4 ст. 66 ТК РФ запись о прекращении трудового договора вносится в трудовую книжку. Частью 5 статьи 84.1 ТК РФ, а также пунктом 14 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления […]
  • Банкротство ооо северная казна СЕВЕРНАЯ КАЗНА Общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Северная казна» С № 1155 66 от 29.06.2007 на 17 видов страхования: 1) страхование от несчастных случаев и болезней; 2) медицинское страхование; 3) страхование средств наземного транспорта (за исключением средств […]
  • Пермский край закон об административных правонарушениях 2018 с изменениями Закон Пермского края от 6 апреля 2015 г. N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае" Закон Пермского края от 6 апреля 2015 г. N 460-ПК"Об административных правонарушениях в Пермском крае" С изменениями и дополнениями от: 8 сентября 2015 г. Принят Законодательным […]
Записи созданы 6241

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх