Консультации для родителей наказание и поощрения

Консультация для родителей: Поощрять или наказывать

Консультация для родителей «Система поощрения и наказания во взаимодействии с ребёнком для родителей будет полезна классным руководителям, педагогам – психологам образовательных учреждений.
Цель проведения консультации: профилактика жестокого обращения с детьми, формирование конструктивного взаимодействия родителей и детей, гармонизация детско – родительских отношений.

Консультация для родителей
СИСТЕМА ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РЕБЁНКОМ

Наказания… Чем менее нуждается школа
или семья в этих, иногда необходимых, но
всегда лекарственных и поэтому ядовитых
средствах, тем лучше.
К.Д. Ушинский

Трудно себе представить семью, где царило бы полное безразличие к хорошим или плохим поступкам детей. Как, правило, мы следим за деятельностью детей, даём оценку их поведению. Делаем это с помощью поощрения или наказания, соревнования.
Поощрение – выражение положительного отношения к поведению детей – имеет большое значение.
— Что вы чувствуете, когда вас поощряют, хвалят? (радость, гордость).
Поощрение вызывает чувство удовлетворения, радости, гордости, желания вести себя ещё лучше, повышает авторитет в глазах окружающих, способствует развитию чувства собственного достоинства.
Наказание — метод воспитания, направленный на преодоление у детей неверных поступков, вредных привычек поведения
А.С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий, не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».
— А как вы считаете, нужно ли наказывать ребёнка? За что, и каким должно быть наказание?
Как часто пытаются люди воспитывать детей наказанием… Но ведь наказанный ребёнок, это страдающий ребёнок. Ребёнку надо помочь намного раньше, то есть до наказания, чтобы он мог избежать его. Печальные результаты наказания, если воспитатель ставит перед собой задачу застращать или запугать ребёнка, особенно это касается порки.
Дети, которых воспитывают физическими наказаниями становятся неуправляемыми. Физическое наказание не только обидно и унизительно, но и учит, что насилие является приемлемым выражением своего гнева.
Постоянно объясняйте подростку, за что вы хотите его наказать, старайтесь вести при этом себя тактично и спокойно, без криков и агрессии.
Сильный вред взаимопониманию между взрослыми и детьми наносит несдержанность, где взрослые следуют своему настроению. Отсюда стычки, ругань. Крик и грубость вызывают у детей чаще всего ответную реакцию.
И такое поведение он начинает воспринимать как естественное, и соответствующим образом ведёт себя в школе, и в обществе. Так создаются основы для более широкого конфликта подрастающего поколения с окружающими. Большой вред взаимопониманию детей и взрослых наносит то, что можно назвать злопамятностью: затяжные обсуждение проступков, частые напоминания о прошлых грехах. Когда к нынешнему проступку «прицепляют» все предыдущие, то пользы не будет. Устраивая многочисленные обсуждения конфликтов, взрослые создают вокруг ребёнка атмосферу недоверия.
Правила воспитательных мер
1. Возьмите за правило никогда не оставлять безнаказанными нарушение детьми ваших установок и ограничений. Если он почувствует, что в каких – то случаях ему это может сойти с рук, он будет часто вести себя недозволенным образом.
2. Не грозите ему определённым наказанием за провинность, если не сможете исполнить свою угрозу – он просто перестанет воспринимать вас всерьёз.
3. Не проявляйте излишнего внимания к плохому поведению ребёнка, т.к. это только раззадоривает его. Важно сказать в этом случае какое наказание уместно за проступок.
Какие наказания используете вы?
(осуждение, ограничение, лишение, возмещение)
Важно установить разумные ограничения:
1. Чёткая формулировка ограничений. Ограничения будут действовать более эффективно, если они имеют конкретный характер и выдержаны в позитивном, а не негативном тоне. Например, фраза «Не клади одежду на диван» оставляет возможность ребёнку бросить одежду в другом месте. Гораздо яснее будет «Разденься и отнеси одежду в свою комнату».
2. Соответствие ограничений возрасту.
По мере взросления ребёнка, правила и ограничения нужно пересматривать.
Правила должны учитывать и опыт ребёнка.
3. Ограничения не должны ущемлять достоинства
Ограничения не должны поселить в детях чувство безнадёжности и отчаяния, ненависти к взрослому человеку.
4. Ограничения должны быть выполнимыми.
Прежде чем сформулировать общее правило, подумайте, каким образом вы сможете контролировать его выполнение и что предпримите, если запрет будет нарушен. Когда вы придумываете правила, выполнение которых не сможете или не будете контролировать, вы даёте детям возможность не обращать на эти правила никакого внимания.
Если запрет будет нарушен, то существуют два основных типа мер воздействия:
• Лишение. Запретите ребёнку на короткое время делать то, в чём он перешёл всякие границы (смотреть телевизор, общаться с друзьями, ходить гулять).
• Возмещение. Если нанесён какой – то урон, он должен быть возмещён или сведён к минимуму.
Правила к бесконфликтной дисциплине ребёнка
Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.
Правило 1 Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в семье каждого ребёнка.
Это особенно полезно помнить тем взрослым, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребёнка. Это попустительский стиль воспитания.
Правило 2 Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много.
Это правило предполагает особое чувство меры, особую мудрость взрослого в решении вопросов о «можно», «следует», и «нельзя».
Правило 3 Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным.
Любой запрет желаемого для ребёнка труден, а если он произносится властным, агрессивным тоном, то становится трудным вдвойне. Так на вопрос «Почему нельзя?», не стоит отвечать: «Я так велю», «Нельзя и всё!» Нужно коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно». Объяснение должно быть коротким, и повторяться один раз.
Правило 4 Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Лучше ограничить его в чём – то, нежели физически наказывать.
Правило 5 Требования взрослых не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
Например, взрослым часто досаждает «чрезмерная» активность детей: много прыгают, открывают, разбирают, танцуют, слушают музыку.
Всё это проявления естественных потребностей детей в движении, познании, упражнении. Им гораздо больше, чем нам взрослым надо бегать, двигаться, пробовать свои силы. Запрещать такие действия всё равно, что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить её течение в удобное и безопасное русло.
ПООЩРЕНИЕ ХОРОШЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Умение хвалить и поощрять детей важно. Независимо от того, насколько легко поддаётся воспитанию ребёнок, непременно нужно замечать, когда ведёт он себя хорошо, и выражать ему за это признательность и высказывать похвалу. Замечайте в ребёнке преимущественно хорошие черты, и ваши отношения станут более позитивными и доверительными. Для того, чтобы поощрения были эффективны, прибегайте к ним чаще, чем к жёстким воспитательным мерам. Хвалите детей в 5-10 раз чаще, чем вам приходится их ругать. Старайтесь всегда описывать достойные поступки своего ребёнка с позитивной точки зрения, заостряя внимание на его правильных действиях. К сожалению, легче замечают плохое поведение. Некоторые взрослые совершают большую ошибку, часто применяя к ребёнку нелестные эпитеты, называя его тупицей, жадиной, хулиганом. Постоянное использование негативных ярлыков формирует у ребёнка низкую самооценку.
— А какие поощрения используете вы? Как часто вы к ним прибегаете?
Простейшей формой поощрения является похвала.
1. Похвала должна быть конкретной (мне нравится, что ты убрал свою комнату, что ты убрал мусор);
2. Действенная похвала должна незамедлительной;
3. Действенная похвала должна быть искренней (Большинство детей чувствуют фальш); Похвала будет эффективной, если звучит не слишком часто – нельзя «захваливать» ребёнка.
Как не следует хвалить
• Не хвалить за то, что не достигнуто не своим трудом – физическим, умственным или душевным. Не подлежат похвале: красота, сила, ловкость, здоровье, смекалка, сообразительность – всё это природные способности, а хвалить за отвагу, смелость и т. д.
• Больше двух раз за одно и тоже;
• Из жалости, из желания понравиться.
В похвалах нуждается каждый человек, каждый ребёнок. Но у каждого своя норма похвалы, своя степень потребности в одобрении.

Памятка о наказании
Наказывая необходимо помнить:
-наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому.
-если есть сомнение: наказывать или не наказывать; не наказывайте.
-за один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

Предупреждение: Что бы не случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды. Ни когда не отнимайте подаренного.
-недопустимо запоздалое наказание. Уже сам факт обнаружения проступка, в большинстве случаев, достаточное наказание.
-ребёнок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определённых случаях, наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, а огорчения взрослых.
-не унижайте ребёнка.
-если ребёнок наказан, значит он уже прощён. О прежних проступках больше не слова.

Когда наказание безрезультатно:
-бессистемно (то наказывают, то нет за одно и тоже);
-если ребёнок более сильный или упрямый;
-неожиданно, до этого не наказывали;
-если мягко – не доходит.

Определение действенных ограничений
Прочтите описание каждой ситуации. Определите, в чём ошибка, выберите вариант более действенного высказывания.

«Обед готов! Когда ты наконец собираешься накрывать на стол?»
Другой вариант_____________________________________________________

Родители говорят ребёнку, который обычно первым приходит из школы домой: «Как только ты приходишь домой, немедленно выноси мусор!
Другой вариант_____________________________________________________

Подростку: «Я хочу, чтобы через две минуты твоя комната была убрана, развёл бардак!»
Другой вариант_____________________________________________________

«Нет, я не разрешаю тебе кататься на лыжах с другом. Ты сломаешь себе ногу или столкнёшься с кем – нибудь»
Другой вариант_____________________________________________________

«Тебе нельзя идти на улицу, пока не уберёшь свои вещи»
Другой вариант_____________________________________________________

Консультация для родителей «Поощрение и наказание», воспитатель Бабушкина Н.И.

Опубликовано: нет данных

В наше время часто звучат жалобы родителей на детское агрессивное поведение, грубость, неуправляемость. Основной задачей родителей является воспитание детей в соответствии с теми правилами и нормами, которые выдвигает окружающее нас общество. Следует знать, что, не построив, как следует, систему поощрения и наказаний, родители не смогут воздействать на ребенка.

Наказание и поощрение играют большую роль в воспитании ребенка. Они вырабатывают условный рефлекс: за неправильным поведением следует наказание, за правильным поощрение. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка.

А. С. Макаренко считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. Единого подхода в воспитании детей нет и быть не может. К разным детям один и тот же подход не дает одинаковых результатов, ведь, сколько детей, столько разных характеров, личных качеств, присущих только одному ребенку. Чтобы контролировать поведение ребёнка, предупредить возможные отрицательные поступки применяется наказание. К сожалению, совсем без наказания не обойтись.

Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно запомнить некоторые правила.

— Наказание никогда не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

— Если сомневаетесь, наказывать или нет — не наказывайте!

— Не наказывайте детей за проступки, о которых вы узнали спустя время.

— За один проступок можно наказать только один раз.

— Ребенок должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо, но он не должен панически бояться расправы.

— Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как превосходство вашей силы над его.

— Не вспоминайте больше о проступке после наказания, так как, за него ребенок уже расплатился.

— Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать, когда он болеет; перед сном и сразу после сна, во время еды, во время работы и игры, когда находитесь в плохом настроении.

А теперь, о самом эффективном методе воспитания — поощрении. Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка и самый эффективный метод воспитания.Поощрение очень важно для дошкольника, оно помогает ему утвердиться в правильности своего действия или поступка. Поощрение, высказанное, мамой, папой, старшим братом или воспитателем очень часто создает у ребенка желание слушаться, вести себя в дальнейшем еще лучше, проявлять себя с хорошей стороны. Поощрение за хороший поступок или примерное поведение, укрепляет у ребенка веру в свои силы.

Взрослым также важно запомнить несложные правила поощрения.

— Ребенка просто необходимо хвалить. Но при этом тоже важно не перестараться.

— Поощрять нужно самые первые, даже скромные поступки ребенка.

— Не злоупотреблять похвалой, иначе дети привыкают и не ценят поощрения.

— Поощрение должно быть справедливым и поддержано всеми членами семьи.

— Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги.

— Ребёнок должен понимать и ценить сам факт поощрения, а не награду.

Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и одобряющий жест, и доброе слово, и ласковый взгляд, улыбка и поощрительный кивок головы, и похвала, и подарок… Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Овладение искусством применения поощрений и наказаний требует от родителей и от воспитателей немалых усилий. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания всех существующих методов, приёмов и средств воспитания.

Консультация на тему:
Консультация для родителей «Поощрение и наказание»

Материал для оформления папки-передвижки для родителей «Поощрение и наказание». Для использования в родительских уголках либо в раздевалке.

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

« Поощрение и наказание»

Уважаемые родители!
Задумывались вы хотя бы иногда, почему наказываете ребенка?
А каковы причины плохого поведения вашего сына или дочери?

Мотивы проблемного поведения детей:

1. Борьба за внимание — если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит его через такой способ, как непослушание. Лучше внимание с замечаниями, чем никакого.

2. Борьба за самоутверждение — поведение направлено против чрезмерной власти или опеки (общение в форме указаний, замечаний, опасений) выражается в упрямстве, своеволии, действии наперекор.

3. Желание отомстить — в случае несправедливого отношения: вы мне сделали плохо, пусть и вам будет плохо.

4. Потеря веры в собственный успех — из-за сформированной низкой самооценки, ребенок приходит к выводу: «нечего стараться, все равно ничего не получится», и внешним поведением показывает: мне все равно, пусть я буду плохой.

При использовании родителями суровых наказаний, возрастает склонность детей к агрессивному поведению.

Следует учитывать следующие недостатки наказаний:

Наказание часто может считаться несправедливым, особенно если ребенок видит, что подобные действия сходят с рук другим лицам, чьими руками осуществляется наказание, зачастую становятся моделями агрессивного поведения.
Наказание может играть роль подкрепления отрицательного поведения ребенка. Например, если на ребенка повышают голос дома — это может ему понравиться, так как он своим поведением привлекает внимание родителей или других родственников, т.е. выделяет его).
Наказание может вообще разрушать поведение, так как оно вызывает панику или обиду ребенка. У него может возникнуть ощущение постоянной тревоги.

Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей — каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение — сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно — в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету — не куплю конфету». Это характерно и для семьи, и для школы.

Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова «Подойди сюда» с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь — не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.
Ограничители:
• не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
• не хвалить больше двух раз за одно и то же;
• не хвалить из жалости;
• не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.

Индивидуальные требования к норме похвалы

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:
• дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала — пособие и подарок для неимущих;
• дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала — гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;
• самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

«Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).

«Аванс» — это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет — это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Можно выделить следующие типы аванса:

a) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;

b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;

c) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в Если мы заблуждение.

«Подъемная» похвала собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
«Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.

Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.

Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

Рекомендуемые формы наказания

• вынужденное безделье — сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
• лишение поощрений и привилегий;
• осуждение поведения.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3) Если есть сомнения, наказывать или нет — не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
4) За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.
5) Запоздало не наказывать — за давностью все списывается.
6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул — никаких напоминаний.
7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
8) Ребенок не может не огорчать — это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви!

Поведение, которое стимулирует злость и провоцирует конфликт

• Повышенный голос
• Вопли
• Высказывание «Я здесь главный»

• Настаивание на позиции «последнее слово моё»
• Использование языка «напряженного тела», например, сжатых рук
• Нравоучения
• Сарказм
• Воздействие на самолюбие
• Демонстрация превосходства
• Использование неоправданной физической силы
• Вовлечение посторонних людей в конфликт
• Настаивание на том, что вы всегда правы
• Использование унижений, оскорблений
• Предостережения
• Заискивание или угодничество
• Обобщение, замечания типа: «Все вы дети одинаковые»
• Необоснованные обвинения
• Недовольство
• Ворчливость
• Передразнивание
• Сравнение с родственниками, другими учениками
• Командование, требование, доминирование
• Отчитывание за недоступное поведение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов «Наказание углом или…»Иди в угол и подумай о своем поведении! Очень часто такие слова можно услышать от родителей в сторону провинившегося ребенка. Но давайте ра.

Консультация для педагогов и родителей с целью профилактики жесткого обращения с детьми. Может быть использована на общих или групповых родительских собраниях.

Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказ.

Консультация для родителей.

Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действенней. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию.

Консультация для родителей«Физическое наказание для детей»У некоторых родителей просто сдают нервы, другие считают это необходимым — и вот малыш получает шлепок по попке или подзатыльник и.

Консультация «Дисциплина. Поощрение и наказание&quot.

Материал по теме:
Консультация для родителей «Поощрение и наказание».

Краткие рекомендации для родителей о том стоит ли детей наказывать и как правильно поощрять.

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Поощрение и наказание».

Консультацию подготовила воспитатель
МДОУ «Василек» села Васильевка:
Коротцова А.А.

Поощрение и наказание один из самых древних методов воспитания детей. Ведь воспитание — целенаправленный процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования определенных качеств человека.
Очень часто возникает противостояние, то есть ребёнок не желает принимать к сведению или исполнять то, что от него требуют. В таком случае возникает вопрос: «Как же добиться исполнения требований?» Вот тут-то мы и вспоминаем о поощрении и наказании.Для большинства людей именно эти методы, являются основными в воспитании ребёнка.
К сожалению, чаще взрослые используют наказание, как способ воздействия на детей. Не всегда взрослые задумываются над тем, насколько глубокими могут оказаться последствие использования того или иного метода для воспитания ребёнка. Ещё реже родители, сталкиваясь с какой — либо проблемой в процессе воспитания, продумывают, насколько обоснованным и правильным будет использование поощрения и наказания для решения возникшей спорной проблемой, а также для того, чтобы ребёнок выполнил требования взрослых.
Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. А есть и такие, кто убеждён, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. И всё-таки использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходиться почти всем родителям, в любых семьях. Поэтому смело можно сказать, насколько важна и актуальна эта тема, так как пока существует общество, нужно будет воспитывать подрастающее поколение. Также важно уметь правильно использовать поощрение и наказание, так как без этого невозможно осуществлять разумное воспитание детей.
Советы для тех родителей, которые считают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем:
Поощрение должно быть справедливым;
Поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также друзьями ребенка, в противном случае награда обесценивается;
Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребенка;
Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать;
Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.
Советы для тех родителей, которые считают, что следует только наказывать:
Наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами семьи (и взрослыми, и детьми), в противном случае наказанный становиться «героем дня», жертвой, и наказание не достигает цели;
Не следует ни упрекать наказанием, ни напоминать о нем в дальнейшем, так как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите;
Не всякий детский поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему-либо, можно ограничиться замечанием или репликой;
Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения, поступки, предшествующие совершению поступка.
Наказание может быть заменено другими мерами воздействия:
*терпением, эта самая большая добродетель, какая только может быть у родителей;
*объяснением, нужно объяснить, почему его поведение неправильно, но быть при этом предельно кратким;
*отвлечением, можно предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем- то, что ему сейчас хочется;
*неторопливостью, не спешите наказывать ребёнка — подождите, пока поступок повториться;
*научите ребёнка поругать самого себя, это верный путь к самоконтролю, самоанализу, самокритике;
* измените в самом себе выражение лица — нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, иногда возмущение, обиду или гнев;
* используйте жёсткие отрицательные обещания и следуйте обещанному до конца, к примеру «Сегодня мне придётся называть тебя только Таня, а не Танюша»
*лишите на время ребёнка любимой игрушки, поставив её на видное место, при этом напоминая ребёнку: «Скучает сегодня наша кукла».
*проводите вечером, но не перед сном, секретные эпизодические совещания вдвоём по теме «Что я сегодня сделал не так».
*хвалите других детей, но к месту;
*организуйте дома «уголок необдуманных поступков», где ребёнок будет наказанным не стоять, а сидеть без дела.
Итак, овладение искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. Нужно сказать, что эти методы не универсальны, добиться положительного результата в воспитании ребёнка, используя только методы поощрения и наказания невозможно. Результат воспитания будет зависеть от умелого использования и сочетания всех существующих методов, средств и приёмов воспитания. Ведь воспитывает всё вокруг: рассказ, беседа, спор, личный пример, упражнения, поручения, требования, соревнования, да и сам ребёнок себя может изменить. Самонаблюдения, самооценка, самоконтроль иногда воспитывают лучше, чем взрослые.
2012 год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов «Наказание углом или…»Иди в угол и подумай о своем поведении! Очень часто такие слова можно услышать от родителей в сторону провинившегося ребенка. Но давайте ра.

Консультация для педагогов и родителей с целью профилактики жесткого обращения с детьми. Может быть использована на общих или групповых родительских собраниях.

Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказ.

Консультация для родителей.

Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действенней. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию.

Консультация для родителей«Физическое наказание для детей»У некоторых родителей просто сдают нервы, другие считают это необходимым — и вот малыш получает шлепок по попке или подзатыльник и.

Консультация «Дисциплина. Поощрение и наказание&quot.

Консультация на тему:
Поощрение и наказание ребенка в семье

Консультация для родителей

Предварительный просмотр:

Консультация на тему

«Поощрение и наказание ребёнка в семье»

Уважаемые мамы и папы!

Тема нашей сегодняшней консультации «Поощрение и наказание ребёнка в семье». Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

Поощрение — это проявление положительной оценки поведения ребёнка. «Я очень довольна твоими успехами», — говорит мама дочке. «Мне нравиться твоя сила воли», — замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого- педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок.

Поощрение ребенка, за что — то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно прополол огород, принёс воды. Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания — «Ты стал совсем взрослым, или же какой ты молодец и. т. д.»

Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.

В процессе воспитания дисциплинированности приходиться прибегать и к наказаниям.

Наказание — это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Педагогической совести, чувства неудовлетворенности своим поведением, что должно сопровождать всякое нарушение этических норм. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. « Не ожидала от тебя», — говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения. Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата. Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность. А.С. Макаренко правильно указывал: « Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путём грубых окриков. Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения. Наказание не должны быть слишком частыми. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.

Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Пожалуйста, помните следующее:

  1. Вы можете ошибаться.
  2. Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.
  3. Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Но и конечно есть небольшие советы по поводу того, как сделать наказание эффективным, если соблюдать следующее условия:

  1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
  1. Наказание не должно восприниматься ребёнком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчёркивается, что наказывается поступок, а не личность.
  1. После наказания проступок должен быть «предан забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и наказании.
  1. Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребёнка, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение.
  1. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.
  1. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.
  1. Главный метод воспитания — это убеждение. А для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

МБДОУ «Детский сад № 26»

Консультация для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье.»

Консультация
«Поощрение и наказание в семье»

— Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но также напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы:
• Нужно ли наказывать детей?
• Когда и как это делать?
• Можно ли испортить ребенка похвалой?
За что можно хвалить ребенка?

— Конечно, воспитывать ребенка — нелегкое дело. Из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.
Телесные наказания и битье детей абсолютно не приемлемы. Ребенок, которого бьют, ребенок чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует неприязнь к себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может быть губительно для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его начал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связано с содержанием поступка.
Наказание будет эффективно тогда, когда есть поощрение.
Существуют слова, которые поддерживают ребенка , и слова, которые разрушают веру в себя. Слова поддержки:
— зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо;
— у тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов ли ты начать…;
— это серьезный вызов, но я уверен, что ты к нему готов;
Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. Очень хорошо, если поощрение подчеркивает и способность ребенка к усилиям по достижению цели, и радость от достигнутого успеха.
Как же хвалить, чтобы сохранить способность ребенка радоваться самому делу? Необходимо награждать самим этим делом, усиливая, подчеркивая ребенка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел, ты стал сильнее, ты преодолел, ты победил!» Вот формула истинно развивающего поощрения. Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию.
ПАМЯТКА
«Как поощрять ребенка в семье».

Как можно одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
1. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
2. Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехам своего ребенка, его поведению.
3. Используйте чаще выражение «ты прав», «мы согласно с твоим мнением», это формирует в ребенке самоуважение, развивает сомоанализ и критичность мышления.
4. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
— Формируйте в своей семье традиции и поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление.
5. Учтите своего ребенка быть благоприятным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
6. Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.
7. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т.д.
8. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.
9. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
10. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемами. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей. Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают годами шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь.
Тимирбулатова С.С.

Смотрите еще:

  • Крупный кредит под залог недвижимости Крупный кредит под залог недвижимости Потребительский кредит Ипотека Кредитные карты Дебетовые карты Автокредит Кредит для бизнеса Кредит под залог Микрозаймы Открытие счета для юридических лиц (Расчетно-кассовое обслуживание) Согласие на обработку и передачу данных […]
  • Договор ренты фирмы Покупаем жилье по договору ренты Рента – интересный вариант решения жилищного вопроса. Как правило, квартира по договору ренты обходится приобретателю на 25-40% дешевле ее рыночной стоимости. Однако таких сделок в Петербурге в год проходит не больше полутора сотен – примерно 0,2% от […]
  • Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица участвующего в деле Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица участвующего в деле Образцы документов. Образцы договоров, контрактов, приказов, соглашений. Далее--> Образцы заявлений. Образцы заявлений, обращений, исков, резюме. Далее--> Образцы для налоговой. Образцы деклараций, форм […]
  • Сайт игрун развод или нет [Лохотрон] Интернет магазин детских товаров ИГРУН-МАКСИ, Десятое Королевство, Игровой Мир или Сказочная Пчелка отзывы Очередной мошенник, будьте бдительны! Название: Интернет магазин детских товаров ИГРУН-МАКСИ, Десятое Королевство, Игровой Мир или Сказочная Пчелка отзывы Сайты : […]
  • Обвиняют в краже денег из кассы Обвиняют в краже денег из кассы, что можно сделать? Здравствуйте. Делали ревизию в магазине и оказалось, что недостача 23000. Меня обвиняют в краже денег из кассы. Т.к около 4 месяцев назад были проблемы со срочноденьгами в размере 19000. Но почти сразу ее решила, 7000 были у меня на […]
  • Продажа комнат в новосибирске под материнский капитал Продажа комнат Новосибирск 9-комн. возможен обмен на вашу недвижимость. при звонке, пожалуйста, сообщите номер варианта - 9009895 3-комн. Площадь: 76.00 м2 Комната (объект) на Чистой Слободе! * Малонаселенная 3-комнатная квартира * Комната — объект. Подходит под все формы расчетов. […]
  • Комитет по защите прав потребителей официальный сайт Защита прав потребителей Полномочия органов власти в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации регулируются федеральным законодательством. Основным нормативно-правовым актом в этой области является Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». […]
  • Ст 228 ч 3 ук рф прим Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства СТ 228 УК РФ. Незаконные приобретение, […]
Записи созданы 5664

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх