Конституционное право зарубежных стран референдум

Конституционное право зарубежных стран референдум

Референдум (лат. referendum – «то, что должно быть сообщено») – это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон, принятый парламентом, или силу важного постановления местного самоуправления.

На референдум выносится вопрос, предполагающий положительный или отрицательный ответ избирателя. Возможен и иной вариант с несколькими альтернативными ответами, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений. В этом случае избиратель может выбрать одно из решений или дать положительный ответ на несколько вариантов, решение же будет определяться большинством голосов: им считается вариант, набравший наибольшее число положительных ответов.

Вопросы, выносимые на всенародное альтернативное голосование, или совокупность предлагаемых вариантов называется формулой референдума. Общим правилом является то, что формула референдума не должна включать следующие вопросы:

– чрезвычайного и безотлагательного характера (принятия экстраординарных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения);

– требующие специальных знаний (принятия и изменения бюджета, исполнения или изменения внутренних финансовых обязательств государства);

– ответ на которые известен заранее (повышение заработной платы, снижение налогов).

Не выносятся на суд избирателей вопросы о формировании состава органов государственной власти и органов местного самоуправления или их персональном составе, амнистии или помилования.

Организация референдума аналогична организации выборов (списки избирателей, избирательные комиссии или комиссии по референдуму, регулирование пропаганды и агитации по вопросам референдума, подведение итогов и т. д.), но в данном случае избиратель голосует не за какую-либо кандидатуру или список кандидатов, а за предложение, содержащее проект решения какого-либо вопроса.

Референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство из них (50 % плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос. Иногда, однако, для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов с положительными ответами.

Законодательство о референдумах устанавливает запрет на проведение всенародных голосований в условиях военного, чрезвычайного или осадного положения.

В референдуме принимают участие все лица, обладающие активным избирательным правом.

Референдум никогда не проводился на федеральном уровне в США, Австралии, Канаде.

Различают следующие виды референдума:

– общегосударственный и местный референдум (последний проводится на территории субъекта федерации, автономного образования, одной или нескольких административно-территориальных единиц);

– обязательный и факультативный (петиционный, т. е. по инициативе избирателей со сбором подписей) референдум;

– конституционный и обыкновенный референдум. В первом случае на референдум выносится проект конституции или поправка к конституции. Обыкновенным считается референдум по иным вопросам, не имеющим конституционного значения;

– допарламентский, послепарламентский, внепарламентский;

– утверждающий (или ратифицирующий) референдум (путем референдума избиратели утверждают решение парламента) и отменяющий;

– решающий и консультативный референдум (в последнем случае путем голосования выявляется мнение избирателей, которое парламент учитывает, а может и не учесть, например при принятии закона).

Иные классификации: конституционный, законодательный, административный референдум.

Референдум

Понятие «референдум» подразумевает голосование избирателей, на основании которого затем принимается решение государственного характера. На основании конституции референдум обладает общегосударственным (местным) значением. Результаты референдума приравниваются по значимости к закону, и обладают большой силой. В некоторых случаях решение референдума ставится на уровень выше, чем обычный закон, принятый парламентом. На референдумы выносятся вопросы, которые требуют однозначного ответа избирателя. В некоторых случаях на референдум выносят вопросы, которые могут иметь несколько альтернативных ответов, в таком случае избирателю предлагается на самостоятельный выбор несколько возможных вариантов решений, из которых избиратель имеет право выбрать только один вариант решения. При альтернативном выборе нескольких ответов выбирается тот ответ, за который отдали большинство голосов, т. е. вариант, набравший наибольшее число положительных ответов.

Процесс организации референдума аналогичен организации выборов. В работу по организации референдума входят: составление списков избирателей, избирательных комиссий, контроль агитации по вопросам референдума, подведение итогов. Разница между выборами и референдумом состоит в том, что на референдум выносится предложение, судьбу которого может решить только избиратель, а суть выборов заключается в выборе конкретного кандидата на конкретную должность.

Результаты референдума признаются в случае участия большинства зарегистрированных избирателей. Результаты считаются принятыми, если большинство из зарегистрированных избирателей (50 % плюс один голос) положительно ответили на вопрос референдума. В некоторых случаях для признания результатов референдума необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов положительных ответов.

Существует несколько видов референдума:

  1. общегосударственный или местный референдум, разница заключается в территориальном проведении референдума (автономного образования, административно-территориальных единиц);
  2. обязательный или факультативный референдум, инициатором которого выступают избиратели со сбором подписей;
  3. конституционный или обыкновенный референдум, на конституционный референдум выносится проект конституции или поправка к ней, на обыкновенном рассматриваются не имеющие конституционного значения вопросы;
  4. внепарламентский, допарламентский или после-парламентский референдумы;
  5. утверждающий и отменяющий референдумы, на которых избиратели утверждают решение парламента;
  6. решающий или консультативный референдум, последний выясняет мнение избирателей, которое может быть учтено при принятии решения, а может и не быть учтено.

Существуют и другие классификации референдума: законодательный, международно-правовой, административный.

§ 5. Референдум

Понятие и значение референдума, плебисцита, всенародного on роса, всенародного обсуждения. Все эти четыре понятия связаны ( выявлением воли избирателей, но методы такого выявления не всегда одинаковы.

Референдум (от латинского — «должное быть сообщенным») — это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее обще государственное или местное значение. Это решение имеет силу закона а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного само управления.

Плебисцит («то, что сказал плебс», под которым в данном случае понимался народ, а не римская аристократия) — это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голо­совании за единственную кандидатуру на должность президента). Впро­чем, никакой четкости в этой терминологии ни на официальном, ни на неофициальном уровне нет. Выборы президента, особенно если избира­телям предлагается одна кандидатура, в развивающихся странах называ­ют и референдумом (Египет), и плебисцитом (Пакистан). Правда, ис­пользуя эти термины на русском языке, нужно иметь в виду точность перевода с иных языков, особенно неевропейских, поскольку смысловые обозначения не всегда совпадают.

Всенародный опрос предполагает выявление мнения населения всей страны, причем, не обязательно путем голосования. Опрос может быть произведен той или иной общественной организацией, прессой. Если такой опрос не предполагает принятия решения избирателями, то он может быть проведен и путем их голосования. В этом случае он может представлять собой консультативный референдум — для этого необхо­димо проведение его уполномоченными государственными органами и с

соблюдением необходимых процедур. Хотя Конституция СССР 1936 г. и называла всенародный опрос референдумом, ставя первое понятие в скобки по отношению ко второму, их не следует отождествлять: повторя­ем, опрос по смыслу предполагает выявление мнения населения, а не принятие решения избирателями.

Для обозначения референдума и плебисцита употребляется также термин «всенародное голосование». Но речь здесь идет не о поголовном участии в голосовании, а о голосовании лиц, обладающих избирательны­ми правами.

Референдум (имеется в виду также и плебисцит) — одно из важней­ших средств прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед представительной демократией, т.е. такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты избранные населением представители — депутаты парламента, члены местных органов самоуправления. Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Одна­ко значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выноси­мые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, они могут не просчитать всех политических последствий принимаемого решения. Иногда референдум проводится в обстановке давления на психику избирателей (так неодно­кратно было во Франции при президенте де Голле), а в условиях автори­тарных режимов — в обстановке насилия и угроз (в Пакистане при пре­зиденте Зия-уль-Хаке лицам, не явившимся на выборы для одобрения его кандидатуры, единственной притом, грозило тюремное заключение). Проведение референдума требует полной гласности, справедливой пуб­ликации различных мнений, большой предварительной работы по разъ­яснению формулы референдума и его последствий. Референдум по тако­му сложному вопросу, как принятие конституции, проводимый без пред­варительного обсуждения населением, в парламенте или в иных органах, образованных из представителей различных групп населения, давал иногда отрицательные результаты: на референдуме одобрялись реакци­онные конституции. Референдум использовался правящей верхушкой в фашистской Германии для одобрения территориальных захватов.

Референдум не применяется в тех англосаксонских странах, где всег­да господствовала идея верховенства парламента, хотя в самой Великоб­ритании в последние десятилетия он в единичных случаях проводился. Очень редко использовался референдум в Бельгии. Не используется ре­ферендум и во многих странах мусульманского фундаментализма.

Референдум никогда не проводился в США на федеральном уровне, в Нидерландах и других странах, но в Швейцарии он используется очень часто (более 400 раз на федеральном уровне)

Инициатива референдума, формула референдума и организация голосования. Для проведения референдума закон устанавливает опреде­ленные условия. Инициатива референдума может исходить только от некоторых высших органов государства, определенного числа депутатов парламента, установленного законом числа граждан и т.д. Во Франции инициатива референдума, как сложилось в результате толкования кон­ституции и практики, принадлежит президенту: он объявляет референ­дум по своей инициативе и формулирует выносимые на референдум во­просы. В Италии для проведения референдума необходимо собрать 500 тыс. подписей избирателей, в Венгрии с такой инициативой могут высту­пить 50 депутатов парламента, в Италии — группа органов местного самоуправления — 5 из 20 областных советов. Эта инициатива, однако, не означает, что референдум будет обязательно проведен. Во многих странах установлен порядок проверки соблюдения всех необходимых процедур при инициативе референдума, включая иногда проверку со стороны верховных или конституционных судов. Если необходимые ус­ловия соблюдены, в одних странах окончательное решение принимает парламент, в других — президент. Однако нередко парламент или прези­дент обязаны назначить референдум, они выбирают и устанавливают лишь определенную дату референдума. Местные референдумы прово­дятся обычно по инициативе местных представительных органов или группы избирателей (например, в Белоруссии — 10 % избирателей дан­ной территории).

На референдум, как правило, выносится вопрос (реже — несколько вопросов), предполагающий положительный («да») или отрицательный («нет») ответ избирателя. Возможен и иной вариант, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений (такой способ практикуется, в частности, в Швейцарии). В этом случае избиратель может выбрать одно из решений или дать положительный ответ на не сколько вариантов, решение же будет определяться большинством голо сов: им считается вариант, набравший наибольшее число положительных ответов. Все остальные варианты, даже если они соберут значительное число голосов, считаются отвергнутыми.

Вопрос, выносимый на референдум, или совокупность предлагаемы;

вариантов называется формулой референдума. Законодательство устанавливает пределы допустимого использования института референдума На голосование избирателей не могут выноситься вопросы чрезвычайно­го или безотлагательного характера, требующие специальных знаний, а также такие, ответ на которые известен заранее (например, о снижении налогов, повышении заработной платы и т.д.). Не могут выноситься на референдум вопросы бюджета, амнистии, кадровые вопросы, вопросы о

мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения.

Референдум не может проводиться в условиях чрезвычайного, воен­ного, осадного положения, не может проводиться дважды по одному и тому же вопросу или может быть проведен второй раз по этому вопросу только через определенный промежуток времени (например, в Испании через 3 года).

Организация референдума аналогична организации выборов (спис­ки избирателей, избирательные комиссии или комиссии по референду­му, регулирование пропаганды и агитации по вопросам референдума, подведение итогов и т.д.), но в данном случае избиратель голосует не за какую-либо кандидатуру или список кандидатов, а за предложение, содержащее проект решения какого-либо вопроса. Как и на выборах, бесплатно предоставляется эфирное время и место в периодических изданиях политическим группировкам, выступающим за или против предлагаемого решения (время и место в изданиях предоставляется всем поровну или, как в Испании, пропорционально численности пар­ламентских фракций).

Голосование осуществляется только с помощью официальных бюлле­теней, изготовленных уполномоченными на то государственными орга­нами (на выборах могут использоваться, как отмечалось, и неофициаль­ные бюллетени). Прибегают также к избирательным машинам, специальным ЭВМ. Если по закону голосование на выборах является обязательным, то оно обязательно и для референдума. Санкции аналогичны.

Определение итогов референдума. Как правило, референдум при­знается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зареги­стрированных избирателей, а решение считается принятым, если боль­шинство из них (50% плюс один голос) положительно ответили на пред­лагаемый вопрос. Иногда, однако, для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов с положительными ответами. В некоторых случаях для того, чтобы решение считалось принятым, устанавливается не процент явки избирателей, а процент позитивных ответов (например, в Великобритании на референдуме по вопросу предоставления автоно­мии Шотландии в Уэльсу требовалось получить 40% утвердительных ответов избирателей в этих частях государства, что не удалось ни в Шотландии, ни в Уэльсе).

Отдельные избиратели могут подавать жалобы на действия избира­тельных комиссий, избирательных советов, комиссий по референдуму (в разных странах употребляются различные названия), на нарушения их избирательных прав. Эти жалобы рассматриваются по той же процедуре, что и при выборах. Право опротестовывать результаты референдума предоставляется только политическим группировкам. Окончательное

решение по такому протесту обычно принимает высшая судебная ин­станция страны (верховный суд), во многих странах Латинской Амери­ки — верховные (высшие) избирательные трибуналы, иногда — высшие административные суды.

Виды референдума и его правовые последствия. Классификации референдума проводятся по различным основаниям и потому многочис­ленны. Различают: 1) общегосударственный и местный референдум (пос­ледний проводится на территории субъекта федерации, автономного об­разования, одной или нескольких административно-территориальных единиц); 2) обязательный и факультативный референдум. В первом слу­чае конституция устанавливает, что решение по определенному вопросу может быть принято только путем референдума (например, общегосу­дарственный референдум при пересмотре конституции Швейцарии, местный референдум при объединении или разделении общин в Вен­грии). Факультативный референдум означает, что решение по предлага­емому вопросу может быть принято путем референдума, а может быть принято и иным путем; 3) конституционный и обыкновенный референ­дум. В первом случае на референдум выносится проект конституции (например, во Франции в 1958 г.) или поправка к конституции. Обыкно­венным считается референдум по иным вопросам, не имеющим конститу­ционного значения (например, в Швейцарии по вопросу о вступлении в ООН); 4) допарламентский, послепарламентский, внепарламентский. Первый проводится до принятия закона парламентом, желающим выяс­нить мнение населения по данному вопросу путем голосования избирате­лей. Второй — после того, как закон принят парламентом и вынесен им на утверждение путем референдума. Третий — когда законы принимают­ся на референдуме при отсутствии или в обход парламента, поскольку президент не уверен в его поддержке (так делалось во Франции при президенте де Голле); 5) утверждающий референдум (путем референду­ма избиратели утверждают решение парламента) и отменяющий (напри­мер, в Италии после соответствующего сбора подписей избирателей, требуемых законом, неоднократно проводились референдумы об отмене принятых ранее законов парламента); 6) решающий и консультативный референдум (в последнем случае путем голосования выявляется мнение избирателей, которое парламент учитывает, а может и не учесть, напри­мер при принятии закона). Есть и иные классификации: конституцион­ный, законодательный, международно-правовой референдум (обычно по вопросам границ, участия в международных организациях), администра­тивный референдум (по вопросам устройства территории государства, о системе его органов и т.д.). Эти классификации часто переплетаются:

один и тот же референдум может быть общегосударственным, обыкно­венным, послепарламентским, отменяющим, решающим и т.д.

Правовые последствия могут наступить после любого вида референ­дума, но обязательные правовые последствия связаны только с референ­думом, имеющим решающий характер, поскольку всякий консультатив­ный референдум, независимо, например, от того, будет он допарламентским или послепарламентским, представляет собой лишь выяснение мнения избирателей. Конечно, парламент, иные органы государства на практике учитывают волю избирателей, выраженную путем консульта­тивного референдума, они не должны игнорировать общественное мне­ние, да еще выраженное таким образом, хотя юридически они не обязаны это делать. Обязательную силу для всех органов государства, должност­ных лиц, учреждений, граждан и их объединений имеют акты решающего референдума. При этом юридическая сила таких актов, как представля­ется, выше силы закона, принятого парламентом. Референдумом можно изменить закон парламента и отменить его, как это показывает практика отменяющих референдумов в Италии. Однако это правило не безуслов­но, поскольку во многих странах в конституцию, принятую путем рефе­рендума, парламент может вносить изменения своим законом, чаще всего принятым квалифицированным большинством.

Результаты референдума оформляются как итог подсчета голосов и определение результата. Нередко никаких иных актов о собственно референдуме не принимается: на основе его результатов издаются необ­ходимые законы и акты исполнительной власти, вносятся определенные положения в конституцию или учитываются его итоги при подготовке проекта. Иногда результаты референдума оформляются как закон парла­мента, принятый от его собственного имени, но с упоминанием о рефе­рендуме (особенно это относится к допарламентскому референдуму). В отдельных случаях парламент издает закон, который не исходит собст­венно от парламента, а имеет своим прямым источником волю избирате­лей. В этом случае обычно указывается, что закон принят путем референ­дума. В Белоруссии решения, принятые республиканским референду­мом, в соответствии с конституцией 1996 г. подписываются президентом республики.

Конституционное право зарубежных стран референдум

Избирательная система это совокупность приемов и способов позволяющих определить итоги голосо

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по конституционному праву зарубежных стран. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по конституционному праву зарубежных стран — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

В ЗС применительно к власти народа на местах существует 2 понятия: местное управление и местн

Референдум (плебисцит): понятие, виды, порядок проведения.

Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой) демократии, процедура которого по ряду параметров весьма близка к процедуре выборов. В обоих случаях участвуют избиратели (весь избирательный корпус при референдуме общенациональном, или часть ИК – федеральный или муниципальный референдум). Основное отличие состоит в волеизъявлении избирателей: при выборах объектом является тот или иной депутат на какую-либо должность, в референдуме объектом волеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум (закон, законопроект, конституция, поправка к К, какая-либо проблема (внешнеполитическая или внутренняя). Результаты референдума определяются только на основе принципов мажоритаризма. Процедура почти одинакова, за исключением того, что при референдуме создание избирательных округов не обязательно.

Референдум представляет собой обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо (большей частью законодательного или конституционного) вопроса. Это обращение может исходить от главы государства, парламента, от местных властей.

Своеобразной разновидностью референдума является плебисцит – опрос населения о политический судьбе территории, на которой оно проживает. В некоторых странах (Франция) плебисцит более известное понятие, чем референдум, который считается разновидностью плебисцита. Родиной референдума считается Швейцария, хотя есть все основания полагать, что плебисциты проводимые Луи-Наполеоном в 1851 и 1852 г.г. были по сути своей, референдумами.

КПЗС предусматривает различные формы референдума и процедуры их применения:

1) общенациональные (в пределах всей территории государства) и местные (отдельные субъекты или территориально-административные единицы;

2) конституционны (проект новой К или поправки и изменения к старой) или законодательные (проект закона или вступивший в силу закон);

3) консультационные(выяснение воли ИК при решении важных МН вопросов – вступление страны в ООН, НАТО, ЕЭС);

4) обязательные (необходимость их проведения предусмотрена К) и факультативные (проведение зависит от воли правительства, главы государства или ИК).

Похожие вопросы

  • . стран — Референдум (плебисцит): понятие, виды, порядокпроведения.
    В ЗС применительно к власти народа на местах существует 2 понятия: местное управление и местн. Референдум (плебисцит): понятие, виды, порядокпроведения. Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой) демократии.
  • Конституционное право зарубежных стран — Понятие и видыреферендума.
    Организация и порядокпроведения выборов в зарубежных странах.
    Понятие и видыреферендума. Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой) демократии, процедура которого по ряду параметров весьма близка к процедуре выборов.
  • Конституционное право зарубежных стран — Референдум. Понятие, виды
    Референдум. Понятие, виды. Референдум – институт непосредственной демократии. В референдуме участвует весь избирательный корпус, если
    К первой группе относятся референдумы, необходимость проведения которых предусмотрена основным законом.
  • Конституционное право зарубежных стран — Местное самоуправление в ЗС.
    Референдум (плебисцит): понятие, виды, порядокпроведения.
    В ЗС применительно к власти народа на местах существует 2 понятия: местное управление и местное самоуправление.
  • Конституционное право зарубежных стран — Избирательные системы.
    Референдум (плебисцит): понятие, виды, порядокпроведения. Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой) демократии, процедура которо. Избирательные системы (мажоритарная и пропорциональная).
  • Конституционное право зарубежных стран — Референдум
    Понятие «референдум» подразумевает голосование избирателей, на основании которого затем принимается решен�.
    Организация и порядокпроведения выборов объявляются указом главы государства.
    Существует несколько видовреферендума
  • Шпаргалки по конституционному праву зарубежных стран
    Референдум (плебисцит): понятие, виды, порядокпроведения. Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой) демократии, процедура которого по . подробнее ».
  • . право зарубежных стран — Организация и порядокпроведения выборов.
    Понятие «референдум» подразумевает голосование избирателей, на основании которого затем приним. Организация и порядокпроведения выборов, определение результатов голосования.
  • Шпаргалки по конституционному праву зарубежных стран
    Референдум (плебисцит): понятие, виды, порядокпроведения. Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой) демократии, процедура которого по . подробнее ».
  • . право зарубежных стран — Организация и порядокпроведения выборов.
    Понятие и видыреферендума. Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой) демократии, процедура которо.
    Организация и порядокпроведения выборов в зарубежных странах. Выборы в зарубежных странах проводятся в установленные.

найдено похожих страниц:10

Референдум в зарубежных странах

Термин «референдум» происходит от латинского слова «referendum» – «то, что должно быть сообщено». Референдум – это институт непосредственной (прямой) демократии, процедура которого весьма схожа с процедурой выборов. Их основное отличие состоит в объекте волеизъявления избирателей:

– при выборах – это кандидат в депутаты или на какую-либо другую должность (президент, вице-президент, губернатор штата, мэр и т.д.);

– при референдуме – это определенный вопрос (закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая-либо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема).

Референдум – это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение.

В точном смысле слова референдум – это обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо (большей частью законодательного или конституционного) вопроса.

Это обращение может исходить как от парламента, так и от главы государства в случае решения общенациональных вопросов или от местных властей к местному избирательному корпусу для решения местных вопросов.

Своеобразной разновидностью референдума является плебисцит, но это голосование населения по наиболее важным для страны вопросам: территориальным, международным.

Референдумы по-разному используются в зарубежных странах. Например, в США и Нидерландах референдум никогда не проводился на федеральном уровне, но в Швейцарии он используется очень часто (более 400 раз). Не используется референдум в странах мусульманского фундаментализма.

Вопрос, выносимый на референдум, называется формулой референдума. Как правило, в законодательстве устанавливаются пределы допустимого использования института референдума. На референдум не выносятся вопросы:

– чрезвычайного или безотлагательного характера;

– требующие специальных знаний;

– ответы на которые известны заранее (о снижении налогов, повышении заработной платы и т.д.);

– о мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения.

Референдум не может проводиться в условиях чрезвычайного, военного, осадного положения, дважды по одному и тому же вопросу в течение определенного времени (например, в Италии – в течение трех лет).

Выделяют следующие виды референдума: общенациональный и местный (по территории действия); обязательный и факультативный (по степени обязательности решений); конституционный и обыкновенный (по сущности решаемых вопросов); допарламентский, послепарламентский, внепарламентский; утверждающий и отменяющий; решающий (его решения не нуждаются в утверждении и вступают в силу на всей территории страны и не могут быть изменены или отменены иначе как путем принятия решения на следующем референдуме) и консультативный (служит для выявления общественного мнения, его решения не носят обязательного характера для государственных органов). Наиболее часто в науке конституционного права используется классификация П. Бискареттиди Руффиа [1] .

1. Конституционный референдум предполагает вынесение на одобрение избирателей проектов нового основного закона либо предложений по частичному изменению действующего. Есть страны, в которых предусматривается обязательное вынесение на обсуждение любой поправки конституции (Дания, Ирландия).

2. Законодательный референдум проводится в отношении проектов или действующих законов. Существуют две разновидности – отклоняющие, предлагают полную или частичную отмену текста закона (Италия, Швейцария) и утверждающие, т.е. ратифицирующие законопроект (Франция). В свою очередь, утверждающие референдумы подразделяются на факультативные, которые применяются в отношении обычных законов (Дания), и обязательные, касающиеся возрастного ценза в отношении активного избирательного права или в отношении законов, делегирующих конституционные полномочия международным органам (Италия).

3. Референдум по международно-правовым вопросам позволяет путем голосования решить вопрос о приеме страны в члены ЕЭС или в Европейское сообщество (Франция, Дания, Ирландия, Финляндия, Швеция и другие страны).

4. Административный референдум, на который выносятся вопросы, касающиеся решений управленческого характера, например изменение административно-территориального деления или границ субъектов федерации (Италия), досрочного прекращения полномочий должностных лиц (Швейцария).

Другим институтом непосредственной демократии является народная инициатива (Австрия, Италия, Испания, Швейцария, Филиппины на центральном уровне, США – на региональном), которая подразумевает предоставление права установленному числу избирателей вносить законопроект на рассмотрение представительного органа.

Народная инициатива может быть классифицирована:

а) по предмету регулирования – конституционная или законодательная;

б) с точки зрения связанности законодателя предложенным проектом (может вносить в него изменения, должен одобрить его или отклонить целиком).

  • [1] См. подробнее: Сравнительное конституционное право. М., 1996. С. 410-413.

Конституционное право зарубежных стран референдум

Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой) демократии, процедура которого по ряду параметров весьма близка к процедуре выборов. И в выборах, и в референдуме участвуют избиратели: весь избирательный корпус, если проводятся выборы общенациональные или общенациональный референдум, часть избирательного корпуса, если проводятся выборы федеральные (в субъектах федерации) или федеральный референдум, или местные (муниципальные), если избираются органы местного управления или проводится местный референдум. Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на какую-либо другую должность вне представительного учреждения (президент,

вице-президент, губернатор штата, мэр и т.д.). При референдуме объектом волеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум, —

закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какаялибо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема. Резуль-таты выборов могут определяться как по мажоритарным, так и по пропорциональным системам, а результаты референдума могут быть определены только на основе принципов мажоритаризма.

Обычно подразделяют референдумы на общенациональные, проводимые в пределах всей государственной территории, и местные, проводимые в отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единицах.

Общепринятым является деление референдумов на конституционные и законодательные. Предметом конституционного референдума явля

ется либо проект новой конституции, либо конституционная реформа или поправки к конституции (Франция, Япония, Швейцария). Предметом законодательного референдума может быть либо проект закона, либо уже вступивший в силу закон.

В особую группу обычно выделяют консульта-ционные референдумы, которые проводятся с целью выяснения воли избирательного корпуса при решении важных международных вопросов (вступление в ООН Швейцарии, вступление в НАТО Испании, вступление в ЕЭС и дальнейшее пребывание в немВеликобритании).

Референдумы подразделяют также на обяза-тельные и факультативные. К первой группе относятся референдумы, необходимость проведения которых предусмотрена основным законом.В литературе выделяют и иные виды референдумов в зависимости от времени их проведения, обязательной силы и иных обстоятельств.

Похожие вопросы

  • Понятиеивидыреферендума.
    Понятиеивидыреферендума. Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой) демократии, процедура которого по ряду параметров весьма близка к процедуре выборов.
  • Референдум (плебисцит): понятие, виды, порядок проведения.
    Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного
    В некоторых странах (Франция) плебисцит более известное понятие, чем референдум, который считается разновидностью плебисцита.
  • Референдум. Понятие, виды
    Понятие, виды. Референдум – институт непосредственной демократии. В референдуме участвует весь избирательный корпус, если проводятся общенациональный референдум, часть избирательного корпуса, если проводится федеральный референдум, или местные, если.
  • Конституционное право зарубежных стран — Референдум
    Понятие «референдум» подразумевает голосование избирателей, на основании которого затем принимается решение государственного характера.
    Существует несколько видовреферендума: 1) общегосударственный или местный референдум, разница заключается в.
  • Конституционное право зарубежных стран — Организация.
    Понятиеивидыреферендума.
    Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.
  • Законодательная инициатива. Понятие, виды
    Референдум. Понятие, виды.
    Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.
  • Конституционное право зарубежных стран — Особенности.
    Понятиеивидыреферендума. Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой) демократии, процедура которо. Особенности пропорциональной избирательной системы.
  • Конституционное право зарубежных стран — Организация.
    Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона
    Понятие «референдум» подразумевает голосование избирателей, на основании которого затем приним.
  • Конституционное право зарубежных стран — Избирательные.
    Референдум (плебисцит): понятие, виды, порядок проведения. Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой) демократии, процедура которо. Избирательные системы (мажоритарная и пропорциональная).
  • Шпаргалки по конституционному праву зарубежных стран
    Референдум (плебисцит): понятие, виды, порядок проведения.
    Понятиеивидыреферендума. Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой) демократии, процедура которого по . подробнее ».

найдено похожих страниц:10

Смотрите еще:

  • Больничный отпуск с последующим увольнением Больничный во время отпуска с последующим увольнением нужно оплатить Отпуск должен быть согласован Периодичность отпусков в организации регулируется графиком отпусков. Этот документ обязателен как для работников, так и для работодателя. Поэтому если сотрудник решит уйти в отпуск с […]
  • Кто должен вести воинский учет Как вести военный учёт в компании Реальность такова, что военный учёт во многих компаниях, особенно небольших, нередко осуществляется по принципу «пока гром не грянет, кадровик не перекрестится». И хотя штрафы за нарушение правил ведения военного учёта невелики, грядущая проверка всё же […]
  • Бесплатная консультация юриста онлайн бесплатно волгоград Консультация юриста в Волгограде В повседневной жизни мы регулярно сталкиваемся с различными спорами и конфликтными ситуациями. Если это проблемы мелкого характера, то они подлежат и самостоятельному решению, но в жизни встречаются и серьёзные конфликты, выяснение которых требует […]
  • Госреестр вещных прав на недвижимое имущество Статья 12. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним Статья 12. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация […]
  • Как написать заявление о бездействии судебных приставов Как написать заявление о бездействии судебных приставов Старшему судебному приставу Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Омской области Взыскателей: Н. А., г. Омск, ул. . д. . кв. . к. . ; В. А., г. Омск, ул. . д. . кв. . к. . ; Должник: […]
  • Прямые и косвенные убытки на предприятии Убытки предприятия Убытки предприятия - это материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей (граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности), возникающие в результате: ликвидации экологических последствий аварии и […]
  • С 293 гк рф Статья 293. Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение Если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного […]
  • Регистрация ребенка в любом загсе Свидетельство о рождении: порядок оформления и получения. Бланк, образец Получение свидетельства о рождении 2017-2018 Процедура получения свидетельства о рождении в 2017-2018 годах ничем не отличается от аналогичной процедуры прошлых лет, изменился лишь внешний вид документа. Бланки […]
Записи созданы 5765

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх