Конституция рф правонарушения

Статья 54 Конституции РФ

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Комментарий к Статье 54 Конституции РФ

Нормы комментируемой статьи закрепляют право каждого не подвергаться преследованию за деяния, совершенные при отсутствии в законе их запрета, и не нести более суровую ответственность за правонарушение, чем предусматривалось в момент его совершения. Тем самым формулируются правила о действии устанавливающих юридическую ответственность законов во времени.

Данное конституционное установление является по своему характеру универсальным: оно адресовано всем правоприменителям при выборе нормы, подлежащей применению в каждом конкретном деле; обязательно для законодателя при принятии им норм о введении закона в действие и, наконец, касается всех видов юридической ответственности (см. Определение КС РФ от 16.01.2001 N 1-О*(700)). Последнее относится к уникальным чертам российского конституционного регулирования, поскольку и международно-правовые нормы, и зарубежные конституционные тексты*(701) формулируют подобные правила лишь в связи с запретами признавать преступлением не предусмотренные уголовным законом деяния (sine crimen sine lege) и, соответственно, придавать обратную силу нормам о введении уголовной ответственности и о ее ужесточении, т.е. признают их обязательность в сфере уголовного преследования.

В системе изложенных в комментируемой норме правил базовым является тезис о недопустимости привлечения к юридической ответственности без установления в законе до совершения правонарушения как его признаков, так и конкретных мер ответственности. Это требование охватывает, по существу, и запрет обратной силы закона, устанавливающего или усиливающего ответственность. Из него вытекает также недопустимость привлечения к ответственности на основе аналогии, т.е. в отсутствие прямого запрета конкретного правонарушения в законе. Иное противоречило бы конституционным принципам юридической ответственности, к которым наряду с требованиями ст. 54 Конституции относятся также принципы правовой определенности и соразмерности ответственности (см. п. 2.1 мотивировочной части Постановления КС РФ от 20.04.2006 N 4-П*(702)) (см. комментарии к ст. 21 и ч. 3 ст. 55).

В дополнение к изложенному и расширяя международно-правовые нормы, комментируемая статья в ее ч. 2 предписывает также в случае устранения или смягчения ответственности применять новый закон и к совершенным до его принятия деяниям с тем, чтобы обеспечивалась соразмерность ответственности реальной общественной опасности правонарушения, поскольку изменена его оценка законодателем (см. п. 2.1 мотивировочной части указанного Постановления).

Под обратной силой закона понимается его применение к правоотношениям и породившим их событиям, действиям, бездействию, имевшим место до его вступления в силу. По общему для всех отраслей права принципу закон действует в отношении будущего, с момента его вступления в силу и не имеет обратной силы, хотя возможно решение законодателя об отложенном введении закона в действие или, напротив, о распространении его действия на возникшие ранее правоотношения, что должно прямо предусматриваться в законе. Именно данное полномочие законодателя при регулировании юридической ответственности подчиняется правилу комментируемой статьи. В этой сфере законодатель не вправе распространить действие закона, имеющего любые негативные последствия для положения субъектов права, которых он касается, на прошлое время. Но он не обязан и повторять этот конституционный запрет при введении закона в действие, так же как не должен, вводя улучшающие положение нормы об ответственности, ссылаться на их ретроспективное применение. Последнее обеспечивается правоприменительной практикой, исходя из прямого действия конституционной нормы на любом из предусмотренных законом этапов процесса привлечения к ответственности, а также и после вступления в силу ранее принятых правоприменительных актов, основанных на более строгом законе.

Однако при наличии сомнений в единообразном использовании или пригодности имеющихся процессуальных механизмов законодатель правомочен установить в рамках имеющихся процедур, какая из них должна применяться для обеспечения обратной силы закона, устраняющего или смягчающего ответственность, или ввести с этой целью дополнительные механизмы. Это было, например, предусмотрено в Законе РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР», когда законодатель ввел в порядке исключения процедуру пересмотра высшей судебной инстанцией ее собственных, окончательных решений в порядке, аналогичном судебному надзору.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, законодатель, принимая закон, устраняющий или смягчающий уголовную ответственность, не может не предусмотреть механизм придания ему обратной силы (см. п. 3 мотивировочной части Постановления от 20.04.2006 N 4-П). Однако это категорическое правило, очевидно, связанное с возможными дефектами правоприменения, не должно рассматриваться как позволяющее правоприменительным органам в отсутствие таких указаний законодателя уклоняться от применения конституционных требований ч. 2 ст. 54: они могут быть реализованы в любой стадии уголовного судопроизводства и обязывают принять решения об изменении статуса ранее привлеченных к ответственности лиц также в рамках имеющихся процедур, в том числе с использованием процессуальной аналогии. Такая обязанность правоприменителя не исключает ни свободы законодателя в дальнейшем совершенствовании процессуальных механизмов реализации обратной силы смягчающего ответственность закона, ни обеспечивающих его единообразное применение разъяснений высших судов — как по конкретным делам, так и адресованных судебной практике в целом.

Использованные в комментируемой статье понятия закона, отягчающего ответственность либо смягчающего ее, могут иметь отличающееся содержание в отраслевом законодательстве: уголовном, административном, налоговом, гражданском и т.д. Так, будет являться смягчающим ответственность и наказание уголовный закон, который: устраняет оценку отдельных признаков деяния как квалифицирующих, т.е. отягощающих ответственность; расширяет перечень обстоятельств, которые должны оцениваться как смягчающие или, напротив, исключает какие-то из перечня отягчающих; исключает квалификацию деяния по совокупности норм; устанавливает более низкий, чем ранее, максимальный и минимальный предел какого-либо вида наказания либо дополнительно вводит альтернативно более мягкую санкцию, влияет на смягчение уголовной ответственности и наказания, снижая сроки, необходимые для условно-досрочного освобождения, погашения или снятия судимости, и т.д.

Возможные формы, в которых выражается усиление или смягчение ответственности, не перечисляются законодателем, но распознаются как таковые судебной практикой и требуют во всяком случае конституционного, т.е. соответствующего духу и букве Конституции, истолкования.

Императивное по своему характеру правило ч. 2 ст. 54 Конституции об обратной силе закона, устраняющего или смягчающего ответственность, «не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий» (см. п. 4.3 мотивировочной части Постановления КС РФ от 20.04.2006 N 4-П) и исключает непридание ему обратной силы также в том случае, когда лица, правовой статус которых должен быть улучшен, не ходатайствуют об этом. Соответственно, государственные органы, на которые возложен надзор за законностью исполнения уголовных наказаний, что отнесено к прерогативам прокуратуры (ст. 32 и 33 Закона о прокуратуре), а также обязанность обеспечивать права и законные интересы осужденных за преступление, являющаяся одной из задач администрации исполняющих наказание учреждений (ст. 1 УИК РФ), не освобождаются от функции государственной защиты прав и свобод (см. комментарий к ст. 45) и должны инициировать перед судом применение закона, устраняющего или смягчающего ответственность, хотя такая инициатива в специальных процессуальных нормах (ст. 399 УПК) не предусмотрена. Исходя из задачи обеспечивать государственную защиту прав и свобод, а также согласование регулирования, содержащегося в разных актах (в данном случае в УПК, УИК, Законе о прокуратуре), представляется целесообразным также закрепить и процессуальные формы для обеспечения функции государственной защиты прав и свобод в связи с обратной силой законов, устраняющих или смягчающих уголовную ответственность в отсутствие инициативы лиц, претерпевающих эту ответственность, если их положение улучшено новым законом.

Статья 54 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 54 Конституции РФ гласит:

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Комментарий к Ст. 54 КРФ

1. Правила, содержащиеся в комментируемой статье, возводят на конституционный уровень гуманные нормы о действии закона во времени, которые до этого содержались только в уголовном законодательстве, а с принятием в 1980 г. Основ законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях появились и в этой отрасли законодательства.

Для названных отраслей регламентирование действия законов во времени имеет особое значение, поскольку они касаются наиболее острых вопросов, нередко затрагивая основные права и свободы человека и гражданина, включая право на жизнь. Но нормы, закрепленные в комментируемой статье, имеют всеобщий характер и касаются любых законов, устанавливающих юридическую ответственность за правонарушения.

В гражданском законодательстве вопросы обратной силы закона часто решаются во вводных законах к гражданским кодексам. Так было при введении в действие ГК РСФСР 1922 г. и двух последующих гражданских кодексов.

ФЗ от 30 ноября 1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 1994. N 32. ст. 3302) также содержит ряд норм, касающихся обратной силы закона. В частности, в ст. 10 Закона содержится такое правило: «Установленные частью первой Кодекса сроки исковой давности применяются к тем искам, сроки предъявления которых, предусмотренные ранее действовавшим законодательством, не истекли до 1 января 1995 года», а в ст. 11 этого же Закона сказано: «Действие ст. 234 Кодекса (приобретательская давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса».

Под законом, о котором говорится в комментируемой статье, имеется в виду федеральный закон, федеральный конституционный закон, а также закон субъекта Федерации. Применительно к уголовным и гражданским законам, в соответствии со ст. 71 Конституции, это могут быть законы, принятые только на федеральном уровне, а к законам о дисциплинарной и административной ответственности — также и на уровне законодательных органов субъектов Федерации (см. комм. к п. «о» ст. 71, п. «к» ст. 72).

Ответственность — это обязанность отвечать за противоправные действия (или бездействие), причинившие физический, материальный или моральный вред.

Комментируемая статья содержит требования, обязательные для всех отраслей права. Поэтому в тех случаях, когда соответствующий закон в необходимых случаях не регламентирует вопрос о времени его действия или отклоняется от требований конституционной нормы, она действует непосредственно.

Общим правилом для всех отраслей права является ответственность за совершенное правонарушение по закону, действующему в момент его совершения. Это значит, что закон принят в установленном порядке и вступил в законную силу. В соответствии с требованиями Конституции законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются. Порядок опубликования и вступления в силу законов России определен ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (СЗ РФ. 1994. N 8. ст. 801).

Под законом, устанавливающим ответственность, понимается закон, которым вводится та или иная ответственность за правонарушение, до того не существовавшая.

Под законом, отягчающим ответственность, имеется в виду закон, устанавливающий более строгий вид ответственности (например, вместо административной — уголовную) либо более строгое наказание в рамках одного и того же вида ответственности (например, за нарушение трудовой дисциплины законом расширена возможность применения увольнения в качестве взыскания).

Под обратной силой закона следует понимать распространение нового закона на деяния, совершенные до его вступления в силу. Если закон обратной силы не имеет, это значит, что он не распространяется на деяния, совершенные до его вступления в силу. Комментируемые конституционные нормы носят общеобязательный характер и не допускают исключений. Это важно отметить, ибо в прошлом сплошь и рядом нарушались общепринятые принципы действия законов во времени. Это приводило к тому, что те или иные деяния объявлялись тяжкими преступлениями и им еще придавалась обратная сила.

Так, например, было с Постановлением Президиума ЦИК СССР от 21 ноября 1929 г. «Об объявлении вне закона должностных лиц — граждан Союза ССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР» (СЗ РФ. 1929. N 76. ст. 732). Этот Закон, известный как «Закон о невозвращенцах», рассматривал лиц, отказавшихся вернуться в СССР, как перебежчиков в лагерь врагов, квалифицировал их действия как измену, влекущую объявление вне закона, последствием чего были конфискация всего имущества осужденного и расстрел его через 24 часа после удостоверения личности. В ст. 6 было сказано: «Настоящий закон имеет обратную силу».

В начале 60-х годов недоумение юридической общественности вызвало придание уголовному закону обратной силы по делу о валютных операциях, совершенных Рокотовым и Файбишенко. В отношении них был применен закон, по которому за валютные операции допускалась смертная казнь, и они были расстреляны, хотя в момент совершения преступления санкция закона не содержала наказания ни в виде исключительной меры наказания — смертной казни, ни даже в виде предельного срока лишения свободы, установленного законом.

Положения, содержащиеся в ч. 1 комментируемой статьи, изложены в УК и КоАП в формулировках, отражающих специфические особенности этих отраслей законодательства. Так, в ч. 2 ст. 10 УК записано: «Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, или усиливающий наказание, или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет», а в ч. 2 ст. 1.7 КоАП сказано: «Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет».

Поскольку уголовное наказание может применяться только к лицам, совершившим преступление, в качестве закона, устанавливающего наказуемость деяния, может рассматриваться закон, объявляющий то или иное противоправное деяние преступным и устанавливающий за его совершение уголовное наказание, основное либо основное и дополнительное, из числа предусмотренных в УК. Это может быть дополнением Особенной части УК путем включения в нее новой статьи или включения в уже имеющуюся статью нового состава преступления, ранее не рассматривавшегося в качестве преступления, в том числе под каким бы то ни было иным наименованием. Точно так же актом, устанавливающим ответственность за административное правонарушение, является как новый акт, предусматривающий новый административный проступок и взыскание за него, так и у действующий акт, дополняющий включенные в него проступки новыми.

Закон может рассматриваться как усиливающий наказание, если в нем увеличивается максимальная или минимальная санкция, вводится более строгое основное наказание, вводится дополнительное наказание, преступлению дается иная квалификация, хотя и не влекущая изменение уголовных наказаний, но приводящая к иным отрицательным уголовно-правовым последствиям, например к признанию преступления тяжким, сокращению возможности условно-досрочного освобождения, что отягчает ответственность.

Для административных проступков актом, усиливающим ответственность, является акт, включающий в санкцию новое, более строгое взыскание, либо увеличивающий размер уже имеющегося взыскания, либо включающий дополнительное взыскание или отягчающие условия отбытия взыскания.

2. Положение, содержащееся в ч. 2 комментируемой статьи, распространяется на любые правонарушения. Ни одно из них не может рассматриваться в качестве такового, если об этом нет указания в законе. И ни одно лицо не может привлекаться к какой бы то ни было ответственности, если законом конкретно не определены признаки правонарушения и меры этой ответственности. Разумеется, при решении вопроса об ответственности должны соблюдаться и другие требования, а именно: наличие вины, достижение определенного возраста и др.

Рассматриваемая конституционная норма имеет принципиальное значение. Она полностью исключает возможность применения уголовного закона по аналогии, т.е. за деяние, не указанное в законе, но сходное с тем или иным преступлением, что допускалось уголовным законодательством, действовавшим до принятия УК РСФСР 1960 г. Комментируемая норма создает барьер на пути возможных нарушений прав и свобод человека и гражданина, четкую правовую базу для правоохранительных органов и судов, позволяя им избегать ошибок при решении вопросов ответственности за правонарушения.

Положения Конституции в силу ее ст. 15 имеют прямое действие, и во всех необходимых случаях конституционная норма применяется непосредственно. Последнее важно подчеркнуть и потому, что содержание комментируемой нормы вполне соответствует и даже превосходит требования норм международного права (ст. 11 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. См.: Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. M., 1990. С. 16, 39).

В ч. 1 ст. 15 названного Пакта содержится правило: «Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое, согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву, не являлось уголовным преступлением. Если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника».

Сопоставление содержания приведенного текста из Международного пакта и комментируемой конституционной нормы показывает, что последняя касается не одной отрасли права, а носит всеобщий характер и касается различных форм ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой.

Комментируемое положение ч. 2 анализируемой статьи конкретизируется в отраслевом законодательстве.

Понятие «преступление», содержащееся в УК, указывает на то, что это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное данным Кодексом под угрозой наказания. В Особенной части УК составы преступлений содержат диспозицию, указывающую на конкретные признаки преступления, и санкцию, определяющую наказание за его совершение.

Закрепленное в ст. 2.1 КоАП понятие административного правонарушения в качестве признаков проступка наряду с противоправностью и виновностью также приводит указание в законе на административную ответственность. Для решения вопроса о применении положений об обратной силе закона должно быть установлено время совершения правонарушения. Временем совершения преступления в соответствии со ст. 9 УК признается совершение общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

Момент совершения правонарушения определяется по документу, послужившему основанием для признания лица правонарушителем (приговор, постановление о наложении административного взыскания и др.). Для некоторых категорий правонарушений, например длящихся и продолжаемых преступлений, установление момента совершения преступления представляет определенные трудности, так как не всегда легко определить момент их окончания. В случае когда установлено, что деяние началось до, но продолжалось и после того, как оно стало рассматриваться законом в качестве правонарушения, за него может наступить ответственность, установленная этим законом.

Под устранением ответственности, о котором говорится в ч. 2 комментируемой статьи, понимается отмена или признание утратившим силу закона, который предусматривал ту или иную ответственность. Смягчение ответственности многообразно. Это может, например, выражаться в замене уголовной ответственности ответственностью административной или дисциплинарной, а также — что чаще всего встречается — в смягчении в рамках одной и той же отрасли законодательства, прежде всего уголовного и об административной ответственности.

С момента вступления в силу закона, устраняющего противоправность деяния, соответствующие деяния, совершенные до его вступления в силу, считаются не содержащими состава правонарушения. Устранение противоправности деяния означает вместе с тем и устранение наказуемости. Вопрос об устранении и смягчении уголовной ответственности решен в ч. 1 ст. 10 УК, которая установила следующее правило: «Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость». В ч. 2 ст. 10 действующего УК есть такое положение: «Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом».

В КоАП также установлено, что акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, т.е. распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов (п. 2 ст. 1.7).

В то же время положения об обратной силе закона, тем или иным образом улучшающего положение лица, совершившего правонарушение, в законодательстве вообще не было.

Под смягчением наказания понимается: снижение высшего и низшего пределов уголовного наказания; исключение из санкции статьи более строгого вида наказания; включение в нее более мягкого вида наказания; исключение из санкции дополнительного наказания или включение более мягкого дополнительного наказания; снижение низшего и высшего пределов дополнительного наказания.

Смягчением наказания является и исключение наказания за совершение преступления при отягчающих обстоятельствах, например повторно. К смягчению наказания может привести исключение преступления из числа тяжких, что влияет на режим содержания осужденного в местах лишения свободы, дает более льготные условия для условно-досрочного и досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким.

Актом, смягчающим ответственность за административное правонарушение, является акт, исключивший из санкции более строгое взыскание, либо снизивший размер взыскания, либо исключивший дополнительное взыскание.

Законы, смягчающие уголовную или административную ответственность, применяются на любой стадии производства по делу, включая надзорное производство.

Кроме комментируемой статьи, носящей общий характер, об обратной силе закона в Конституции говорится и в ст. 57, которая решает этот вопрос применительно к налоговому законодательству. В ней предусмотрено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (см. комм. к ст. 57). Между тем на практике оказалось, что ряд законов не соответствуют требованиям ст. 54 и 57 Конституции и тем самым нарушают права налогоплательщиков и других лиц.

Постановлениями Конституционного Суда, принятыми по обращениям пострадавших физических и юридических лиц, а также по запросам судов, положение исправляется. При этом важно отметить, что значение указанных постановлений выходит за рамки вопросов, поднятых в конкретных обращениях. Принятые по этим делам постановления Суда не только решили вопросы, поставленные заявителями, но и определили правовую позицию Суда по проблеме в целом. Это сделано, в частности, в Постановлении Конституционного Суда от 24 октября 1996 г. N 19-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 2 ФЗ от 7 марта 1996 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах»».

Поводом к рассмотрению дела явились запрос Арбитражного суда Брянской области в связи с рассмотрением иска по делу товарищества с ограниченной ответственностью «Эйдос», а также жалобы группы акционеров различных обществ. В обращениях ставился вопрос о нарушении конституционных прав и свобод оспариваемой нормой, которая придает обратную силу названному закону, ухудшая тем самым положение налогоплательщиков.

Суд удовлетворил запрос суда и жалобы заявителей и признал оспариваемую законодательную норму неконституционной.

В Постановлении Суда указывается, что, по смыслу Конституции и ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет. Данный принцип применен, в частности, в Гражданском (ст. 4 и 422), Таможенном (ст. 234), Уголовном (ст. 6) кодексах.

Вместе с тем Конституция содержит и прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы (ст. 54, 57). Положение ст. 57, ограничивающее возможность законодателя придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие. Одновременно Конституция не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение налогоплательщиков. При этом благоприятный для субъектов налогообложения характер такого закона должен быть понятен как налогоплательщикам, так и государственным органам, взимающим налоги.

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда была выражена и в ряде более поздних решений, касающихся прав граждан, не связанных с наказанием за ранее совершенные правонарушения.

В этом смысле большой интерес представляет Постановление Конституционного Суда от 24 мая 2001 г. N 8-П (СЗ РФ. 2001. N 22. ст. 76). Оно принято по делу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 1 и ст. 2 ФЗ от 25 июля 1998 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которым установлено, что в той части, в какой предусмотренное ими требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется и на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.

В Постановлении признано, что распространение предписания о минимальном 15-летнем стаже работы (времени проживания) как условии приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которым такое право уже было предоставлено при наличии стажа работы не менее 10 лет, и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо, в частности, с требованиями, вытекающими из ст. 54 (ч. 1), 55 (ч. 2) и 57 Конституции РФ.

Конституция и кодексы

Конституция РФ закрепляет основные права и свободы граждан, статья 43 Конституции — право граждан на образование, а статья 44 — право на творчество и интеллектуальную собственность: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом» (ч.1 ст.44).

В этот сборник законодательства включены те кодексы, которые могут потребоваться при решении широкого круга вопросов, связанных с наукой или образованием.

Основным из этих кодексов для наших целей является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ): «Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные
обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. » (ст.2 ГК РФ).
Ст.128 ГК РФ к объектам гражданских прав относит результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), ст.138 ГК РФ посвящена интеллектуальной собственности, ст.139 ГК РФ дает понятия служебной и коммерческой тайны. Глава 38 части второй ГК РФ регламентирует выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая. 30 ноября 1994 года №51-ФЗ. Принята Государственной Думой 21 октября 1994 года

Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. 26 января 1996 года №14-ФЗ. Принята Государственной Думой 22 декабря 1995 года

Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть третья. Федеральный закон от 26 ноября 2001 года №146-ФЗ. Принят Государственной Думой 1 ноября 2001 года. Введен в действие c 1 марта 2002 года.

Трудовые отношения регламентируются Трудовым кодексом РФ (ТК РФ). «Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором» (ст.15 ТК РФ). «Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. » (ст.16 ТК РФ).
Обратите внимание, что иные отношения, например, отношения, возникающие между автором и организацией на основе авторского договора, либо отношения, возникающие на основе лицензионного договора и т.п. регламентируются не Трудовым кодексом, а гражданским законодательством.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ. Вступил в действие 1 февраля 2002 года

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57 Конституции РФ). Виды этих налогов устанавливаются Налоговым кодексом РФ (НК РФ). Глава 23 НК РФ (ст.207-233) устанавливает налог на доходы физических лиц и глава 25.3 НК РФ (ст.333.16-333.42) устанавливает случаи, размер и порядок уплаты государственной пошлины.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) устанавливает виды нарушений в различных сферах деятельности и наказания за эти нарушения: глава 5 КоАП РФ — административные правонарушения, посягающие на права граждан (ст.ст.5.27 — 5.34, 5.40, 5.42 — нарушения в сфере трудовых отношений), глава 7 КоАП РФ — административные правонарушения в области охраны собственности (ст.7.12 — нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав, ст.7.28 — нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных
государствах), глава 14 КоАП РФ — административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (ст.14.20 — нарушение законодательства об экспортном контроле), глава 15 КоАП РФ — административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ. Действует с 1 июля 2002 года

Уголовный кодекс РФ (УК РФ) устанавливает виды правонарушений, которые признаются преступлениями, и наказания за эти преступления: глава 19 УК РФ — преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст.143, 145, 145.1 — в трудовой сфере, ст.146 — нарушение авторских и смежных прав, ст.147 — нарушение изобретательских и патентных прав, ст.180 — незаконное использование товарного знака, ст.ст.198,199, 199.1, 199.2 — уклонение от уплаты налогов и (или) сборов и др. налоговые нарушения), глава 28 УК РФ — преступления в сфере компьютерной информации, глава 29 УК РФ — преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (ст.ст.283-284 — в отношении государственной тайны).

Уголовный кодекс Российской Федерации. (Вступил в силу 1 января 1997 г.) Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года

Порядок гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции регламентируется Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ): в какой суд необходимо обратиться (Глава 3. Подведомственность и подсудность), обращение в суд через адвоката или иного представителя (Глава 5. Представительство в суде),
доказательства в суде, в том числе и проведение экспертизы (Глава 6. Доказательства и доказывание) — все эти и др. вопросы регламетируются ГПК РФ.

Гражданский процессуальный кодекс РФ. От 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ. Действует с 1 февраля 2003 года.

Судопроизводство в арбитражных судах регламентируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ). Область деятельности арбитражных судов — разрешение споров и защита законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности организаций и граждан. Гражданин-предприниматель может обратиться в арбитражный суд за защитой своих интересов в предпринимательской деятельности.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года №95-ФЗ. Действует с 1 сентября 2002 года

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

1. Применяя правила ч. 1 ст. 1.3, нужно учесть, что:

1) административное и административно-процессуальное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и соответствующие им законы субъектов Российской Федерации (см. коммент. к ст. 1.1).

В практике возникает вопрос: совпадают ли понятие «административное законодательство», употребленное в п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, и понятие «законодательство об административных правонарушениях» (упомянутое в ст. 1.3)? Нет, не совпадают: наряду с законодательством об административных правонарушениях «административное законодательство» включает нормы, регулирующие отношения в области государственного управления, налоговые, таможенные, административные отношения и т.п.;

2) они детализируют положения ст. 72 и 76 Конституции РФ (в отношении законодательства об административных правонарушениях) и четко определяют вопросы, которые относятся именно к ведению Российской Федерации. Отсюда можно сделать важный вывод: за пределами федерального ведения субъекты Российской Федерации самостоятельно регулируют отношения, складывающиеся в данной сфере;

3) любой нормативный правовой акт Российской Федерации, принятый по предмету федерального ведения, подлежит отмене в установленном порядке (в т.ч. и в судебном).

2. К ведению Российской Федерации относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях. С учетом того, что федеральное законодательство в области административных правонарушений состоит исключительно из самого КоАП (см. об этом коммент. к ст. 1.1), упомянутые общие положения и принципы установлены именно в нем, например:

а) в гл. 1 (задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, см. коммент. к ст. 1.1-1.7);

б) в гл. 2 (понятия административного правонарушения и административной ответственности, см. коммент. к ст. 2.1-2.10);

в) в гл. 24 (общие положения о производстве по делам об административных правонарушениях, см. коммент. к ст. 24.1-24.7);

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения. При этом нужно иметь в виду, что:

а) виды административного наказания установлены в ст. 3.2 (см. коммент. к ней);

б) правила применения административных наказаний изложены в гл. 4 (см. коммент. к ст. 4.1-4.7);

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение (см., например, об этом коммент. к ст. 13.1-13.24, устанавливающим административную ответственность за административные правонарушения в области связи и информации);

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в т.ч. установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. При этом необходимо руководствоваться нормами:

а) гл. 24-26, 28-30 (об участниках административного процесса, доказательствах, о порядке возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, пересмотре постановлений и решений по делам об административных правонарушениях и др., см. коммент. к ст. 24.1-25.14, 27.1-30.11);

б) гл. 27 (о видах мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и порядке их применения, см. коммент. к ст. 27.1-27.15);

5) порядка исполнения постановлений об административных наказаниях. При этом нужно учесть, что:

а) речь идет не только о постановлениях соответствующих органов и их должностных лиц, но и решениях суда, а также иных судебных актах;

б) порядок исполнения этих актов предусмотрен нормами ст. 31.1-32.11 (см. коммент. к ним).

3. Специфика правил ч. 2 ст. 1.3 состоит в том, что они:

1) посвящены подсудности дел об административных правонарушениях и порядку ее определения;

2) исходят из того, что эта подсудность устанавливается самим КоАП. Однако она определяется в нормах КоАП в полном соответствии с законодательством о судебной системе. Последнее включает, в частности:

а) Закон о судебной системе;

б) Закон о военных судах;

в) Закон о мировых судьях;

г) иные правовые акты, посвященные судебной системе в нашей стране (см. об этом коммент. к ст. 23.1, а также в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ. Изд. 2-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

В практике возникает вопрос: в связи с тем, что КоАП в ряде случаев решает вопросы подсудности иначе, чем законодательство о судебной системе, какими нормами руководствоваться? Применению подлежат нормы КоАП (т.к. они были приняты позднее и это прямо предусмотрено в ст. 5, 6 Закона N 196).

4. Особенности правил ч. 3 ст. 1.3 состоят в том, что:

1) они предписывают руководствоваться (наряду с нормами КоАП) законодательством о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. При этом необходимо руководствоваться Федеральным законом от 24.06.99 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (см. об этом подробнее коммент. к ст. 23.2);

2) в основном дела об административных правонарушениях рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. При этом некоторые категории дел (например, предусмотренные в ст. 11.18, см. коммент. к ней) они рассматривают в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело, передает его комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Следует иметь в виду, что в КоАП Москвы установлено (в ст. 1.2), что нормы устанавливающие административную ответственность по вопросам, не отнесенным КоАП РФ к ведению самой РФ на территории г. Москвы подлежат включению в КоАП Москвы и не могут содержаться в иных законах города Москвы.

1) предусматривают подведомственность ряда дел федеральным органам исполнительной власти;

2) указывают на то, что в нормах КоАП подведомственность таких дел определяется исходя из установленной структуры этих органов.

Примерами федеральных органов исполнительной власти, которые рассматривают дела об административных правонарушениях, могут служить:

1) органы ФСНП (они входят в систему МВД России), например, дела, предусмотренные в ст. 14.5, ст. 14.16 ч. 3, ст. 15.1, 15.2, 23.6 (см. об этом коммент. к ст. 14.5, 14.16, 15.1, 15.2, 23.6);

2) органы пограничной службы (они входят в систему ФСБ) например, дела, предусмотренные ст. 8.17-8.20 (см. коммент. к ним и к ст. 23.10);

3) таможенные органы (правонарушения, предусмотренные в ст. 16.2-16.22, см. коммент. к ним и к ст. 23.8);

4) органы государственного энергетического надзора (дела, предусмотренные в ст. 7.19, 9.7-9.12, 11.20, см. коммент. к ним и к ст. 23.30);

5) органы железнодорожного транспорта (дела, предусмотренные в ст. 11.1, ч. 3 ст. 11.14, ст. 11.15, 11.16 и некоторых других, см. об этом коммент. к ст. 23.41);

6) органы, осуществляющие госконтроль за соблюдением порядка ценообразования (см. об этом коммент. к ст. 14.6, 23.5);

7) органы, уполномоченные по стандартизации, метрологии, сертификации (см. об этом коммент. к ст. 19.19, 23.52);

8) органы государственного статистического учета (см. об этом коммент. к ст. 13.19, 23.53);

9) органы валютного контроля (см. об этом коммент. к ст. 15.25, 23.60);

10) налоговые органы (они рассматривают дела, предусмотренные в ст. 14.5, 15.1, 15.2, см. коммент. к ним и к ст. 23.5).

6. Ч. 5 была введена Законом N 380 от 28.12.09 и вступила в силу с 28.03.10. Она устанавливает, что именно КоАП определяет подведомственность дел об АП (но только, если ответственность за АП предусмотрена нормами самого КоАП, а не в законах субъектов РФ) органам государственной власти субъектов РФ (см. о предметах ведения субъектов РФ в области законодательства об административной ответственности комментарий к ст. 1.1 и 1.3.1).

О судебной практике по ст. 1.3 см. п. 1 Пост. N 5. О практике связанной с применением ст. 1.3 см. его определение N 429-О от 01.12.05.

Смотрите еще:

  • Доверенность третейский суд Доверенность в третейском разбирательстве Третейское разбирательство предваряется заключением арбитражного соглашения и обычно предполагает также участие сторон в слушании дела арбитражным составом. Если на обеих этих стадиях выступают непосредственно сами участвующие в деле физические […]
  • Земельный участок в находке продажа Земельные участки в Находке Всего 54 объявления Всего 54 объявления Объявление о продаже земельного участка, 28 соток. 23 сентября 113 Агентство Пожаловаться Заметка Продаю землю под ИЖС, 20 соток, 5. вчера в 22:45 123 Собственник Пожаловаться Заметка Продам […]
  • Статья 56 часть 3 конституции рф Статья 56 Конституции РФ 1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. 2. […]
  • Оформление прав на дарение Как зарегистрировать право собственности при дарении недвижимости? Юридический Яндекс Дзен! Там особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Собственник недвижимого имущества (квартиры, земельного участка и т.п.) вправе распорядиться имуществом […]
  • Гражданский кодекс часть з Главная | Гражданский кодекс РФ (Часть 3) ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 ноября 2001 года 14 ноября 2001 года ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Часть первая, часть вторая и часть четвертая Гражданского кодекса РФ введены в информационный банк (в ред. Федеральных законов от 02.12.2004 N 156-ФЗ, от […]
  • Исковое заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной Исковое заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
  • Заявление в арбитражный суд о рассмотрении дела в отсутствие Примерная форма ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие истца (в арбитражный суд) (подготовлено экспертами компании "Гарант") [ Наименование арбитражного суда ][ Ф. И. О. судьи ] Истец: [ наименование/Ф. И. О., адрес ] Ответчик: [ наименование/Ф. И. О., адрес ] Дело N [ вписать […]
  • Материальные гарантии прав и свобод гражданина Гарантии прав и свобод человека Права, свободы и обязанности человека основаны на их гарантиях. Данный принцип имеет своё правовое выражение в разных формах: и как общие гарантии для реализации всех прав и свобод человека, и как конкретные гарантии для каждого права и свободы в […]
Записи созданы 6122

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх