Коап 12211 часть 2

Оглавление:

Коап 12211 часть 2

КоАП в действии: исповедь «лишенца»

Уф-ф, даже не знаю, с чего начать… Начну с последнего – на МКАДе меня лишили прав, езжу по «времянке». На себе испытал все прелести статьи 12.21.1. Негабарит. «Палочный замер» показал высоту контейнера 4 метра 6 сантиметров. Взяток не даю. Протокол, «времянка». Жду суда. Либо сумею доказать, что невиновен, либо останусь без работы. В ожидании суда была возможность еще раз прошерстить КоАП. Мысли совсем нерадостные…

Что опаснее – неуправляемый автомобиль или неработающий оранжевый маячек на крыше? Читаем КоАП: за первое – штраф 300-500 рублей (12.5.2), за второе – лишение прав от года до полутора! (12.5.4)

Ездил себе водитель на грузовике с замотанным скотчем оранжевым маячком на крыше, который и не включал ни разу, как машина из Европы была пригнана, и вообще забыл про него, а тут на тебе, на полтора года лишают прав. Зато без тормозов ездить «не страшно», максимум 500 рублей.

Ст. 12.10 п.1: «Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев».

Вот так! Что выехать на железнодорожный переезд при закрытом шлагбауме, что случайно, на секунду притормозить на нем из-за остановившейся впереди машины (при поднятом шлагбауме и зеленом фонаре!) – все это «равно»!

Лишение прав по этим пунктам реально практикуется нашей ГИБДД.

Зато в качестве ответственности за нарушения, очень часто приводящие к ДТП и даже к гибели людей, предусмотрены смешные штрафы! Это статьи 12.13, 12.14, 12.16, 12.18, 12.19, 12.20. Тот, кто хотя бы пару лет ездил за рулем, знает, что такое, например, стоящий на неосвещенной дороге автомобиль без габаритов и знака аварийной остановки, к чему может привести поворот из правого ряда налево или наоборот, не отрегулированные фары и т. д.

Эти примеры показывают, насколько безответственно, более того – безграмотно подошли наши законотворцы к разработке «дорожной» части КоАП и насколько бессмысленны и не обоснованы некоторые «лишенческие» пункты.

А вот теперь о статье, которая своей несуразностью, непродуманностью, несправедливостью и вредностью затмила все остальные.

Пункт 12.21.1: всех под одну гребенку?

С этой проклятой статьей неоднократно сталкивался и сталкивается едва ли не каждый водитель, работающий на тяжелых грузовиках. Кто-то отделывается взяткой (большинство), кто-то штрафом (по доброте судейской), но очень многих ревностные служители закона все таки лишают водительского удостоверения, а значит – работы.

Собственно, нас в этой статье интересует только пункт первый, так как остальные три не относятся к обычным перевозкам. Вот как он выглядит:

«Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей».

Лишение прав! Полмиллиона штрафа! Что же это за «преступление» такое?

Несведущий в дальнобойной жизни человек скажет: а что, все правильно – разве можно везти без разрешения и согласований, скажем, промышленную установку 5х5х15 метров весом 30 тонн? Ведь это – существенная помеха движению.

Да нельзя, конечно. Но знает ли такой человек, что под эту статью попадают САМЫЕ ОБЫЧНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ, если вдруг инспектор обнаруживает:

– лишние 100 кг веса;

– слегка сместившийся при движении по нашим «дорогам» груз, образовавший выпуклость на тенте;

– выступающие части некоторых автомобилей, проходящих, между прочим, техосмотр;

– ставший уже стандартным HC-морской контейнер (хай-кьюб), установленный на стандартный же автопоезд-контейнеровоз;

– что даже укладывающийся по высоте в предписанные правилами 4 метра транспорт очень часто становится негабаритом, если чуть наклонится в сторону или «присядет» вперед (назад) на неровностях площадки, где производится замер?

Именно за эти «нарушения» давалось и дается огромное количество взяток и изымается огромное количество водительских удостоверений!

Еще раз подчеркнем, что речь идет не о перевозке какихлибо огромных турбин или катеров, а именно об ОБЫЧНЫХ перевозках ОБЫЧНЫХ грузов на ОБЫЧНЫХ транспортных средствах.

А теперь давайте подумаем, есть ли вообще смысл в этой статье, а если есть, то в каком виде она должна быть?

Чем ниже стоимость перевозок, тем выгодней всей стране. Чем больше груза (по объему и по весу), перевозит единица транспорта, тем ниже стоимость перевозки. Но эти величины (объем и вес) ограничиваются шириной и прочностью дорог, соображениями безопасности (например, продолжительность обгона), а также габаритами, грузоподъемностью и техническими характеристиками самого транспортного средства.

Обычные дорожные транспортные средства разрабатывают и изготавливают, ориентируясь на национальные и международные стандарты. Как правило, тяжелые грузовики имеют избыточные по отношению к дорожным нормам допустимые грузоподъемность и нагрузки на оси. Само собой, размеры транспорту тоже нетрудно придать любые. Поэтому, повторяю, максимальные вес, длину, высоту и объем ограничивают только национальные нормы, определяющие параметры транспортных средств, предназначенных для движения по дорогам общего пользования.

В России это пункт 23.5 Правил Дорожного Движения и Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утв. Минтрансом, МВД и Федеральной автомобильнодорожной службой 27 мая 1996 г.)

Пункт 23.5 ПДД ничего не запрещает и не разрешает, просто указывает, что «Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами».

О том, что под «специальными правилами» понимается вышеупомянутая инструкция, видимо, граждане должны догадываться сами. Не будем сейчас вдаваться в юридические тонкости, (скажем только, что болееменее грамотная защита разваливает дело, возбужденное по пункту 12.21.11). Нас сейчас интересует смысл существования самих норм, а также несоответствие строгости наказания незначительности нарушения.

Весовые ограничения существуют двух видов: по полной массе и нагрузке на ось. Их значения подробно расписаны в «Инструкции». Соответствуют ли они современным реалиям, современной экономике, техническому прогрессу? Прошло десять с лишним лет, появились новые технологии, новые материалы. Например, почти все современные тяжелые грузовики оборудуются пневмоподвеской, которая значительно мягче, и осевые нагрузки с такой подвеской могут быть больше.

Но не это главное. Ведь, в конце концов, чем ниже разрешенные полная масса и нагрузки на оси, тем выгоднее перевозчику – меньше груза везти за те же деньги. Главное – в средствах измерения. Разница в результатах взвешивания на разных весах может достигать нескольких тонн! И дело тут не во вращении земного шара, а в обычном для весовщиков и гаишников желании заработать. Однако, желание – желанием, а водителю в такой ситуации светит лишение РАБОТЫ на 4-6 месяцев. Да и автотранспортная организация, способная заплатить штраф 500.000 рублей вряд ли найдется.

первый: необходимо, разумеется, отменить лишение прав и дикие штрафы за незначительный перегруз и незначительное превышение нагрузки на ось.

второй: пересчитать нормы общей массы и нагрузок на ось в соответствии с существующими реалиями.

третий: разработать реальную, экономически обоснованную шкалу штрафов за эти нарушения; ввести разумные допуски на погрешность весов.

четвертый: допустить к проверке технического состояния и контролю весов общественные организации перевозчиков.

Дальше. Габариты. Ширина. Читаем «Инструкцию»:

Габарит АТС по ширине не должен превышать 2,5 м, для рефрижераторов и изотермических кузовов допускается 2,6 м.

За пределы разрешенного габарита по ширине могут выступать:

приспособления противоскольжения, надетые на колеса;

зеркала заднего вида, элементы крепления тента, сконструированные таким образом, что они могут отклоняться, входя при этом в габарит;

шины вблизи контакта с дорогой, эластичные крылья, брызговики колес и другие детали, выполненные из эластичного материала, при условии, что указанные элементы конструкции или оснастки выступают за габариты не более 0,05 м с любой стороны.

Чем фура на дороге отличается от рефа? Если реф с шириной 2,6 метра безопасен для окружающих участников дорожного движения, почему фура шириной 2.60 опасна.

Распространенная ситуация: на ухабах слегка сместился груз. Тент в этом месте, естественно, приобрел легкую выпуклость. Лишение прав на 4-6 месяцев. За что.

Скажу больше. Параметры максимальной ширины в ПДД (2.55м) и в Инструкции (2.50м) разные, что еще раз подтверждает поверхностный подход к написанию этих законов. Ну объясните мне, неразумному, по какой причине установлена разница в 10 см между рефрижераторами и термофургонами и остальными видами транспорта? Только потому, что у первых толще стенки? Нелогичное обоснование, особенно в свете нелогичности вообще упоминаемых здесь законов…

Высота. Читаем: «Габарит АТС по высоте не должен превышать 4,0 м». Коротко и ясно. Померили высоту ССУ, померили полуприцеп, сложили – вот, ровно 4 метра. Здорово! И никаких претензий. Но дорога – это не стерильные лабораторные условия.

Возьмите в руки любой параллелепипед. Забыли, что это такое? Ну, например, коробок спичек – это параллелепипед. Представим, что его центр всегда на одной высоте. Тогда, если опустится какая либо из его сторон, что случится с противоположной? Правильно, она поднимется. Даже если транспорт ниже 4-х метров, эта сторона будет выше. На неровной площадке так оно и произойдет. Кто-нибудь видел сертифицированную площадку для замера габаритов т/с? Обочина, палка, рулетка… Лишение прав. Голодай шесть месяцев. Таких РЕАЛЬНЫХ случаев – не счесть!

Кому угрожали эти сантиметры? Безопасности? Здоровью граждан? Экономике страны? Где обоснование наличия этой статьи в законе в таком драконовском виде?

И еще на тему высоты. У наших европейских соседей максимальная высота транспортного средства больше 4-х метров. У финнов, например, 4м 20 см. А ведь у них тоже ходят трамваи и полно низких мостов. Однако, они посчитали и поняли: 4.20 и безопасно, и выгодно! Во-первых, больше объем перевозимого груза (что, однако, в отличие от большого веса почти не влияет на затраты перевозчика), а вовторых – давно уже стандартный во всем мире HC (хайкьюб) 2.9-метровый контейнер при таком максимальном габарите без проблем встает на стандартный автопоездконтейнеровоз, обутый в стандартную резину 315/80R22.5 на тягаче и 385/65R22.5 на прицепе. Даже на (в) Украине это поняли и установили для контейнеровозов 4.30!

первый: опять же, разумеется, необходима отмена лишения прав и запредельных штрафов за «негабарит».

второй: необходимо увеличить максимальную ширину до 2 м 60 см, а максимальную высоту до 4 м 20 см.

третий: разработать реальную, экономически обоснованную шкалу штрафов за движение на транспортном средстве с превышением габаритов (а не за отсутствие разрешения!); ввести разумные допуски на погрешности измерительных приборов и кривизну измерительной площадки.

Нигде в мире нет подобных «запретов на профессию» из-за трех сантиметров. У нас есть.

От этих неразумных пунктов в законах страдают не только водители, но и экономика страны. Зайдите в интернете на любой грузовой форум, и вы увидите, что главная проблема в автоперевозках – это отсутствие водителей. Теперь уже не просто квалифицированных, а хоть каких-нибудь! В силу специфики российских перевозок на гастарбайтеров их не заменишь. Работать некому! Изза неуклонно снижающейся квалификации водителей ездить по трассам стало страшно.

Заметим еще, что в случае, если водитель или предприниматель работают на международных перевозках, то даже не лишение прав, а изъятие их инспектором на дороге СРАЗУ лишают их работы или бизнеса, – ведь без водительского удостоверения за границу не поедешь! И даже если через суд они вернут права, месяц-другой придется сидеть без работы и без денег. Это – головная боль и для крупных автопредприятий. Для внутрироссийских перевозок водителя сразу еще можно где-то найти, а вот с визой, с правом выезда за рубеж – практически нереально. Все, груз ушел перевозчикам из других стран – прибалтам, белорусам, полякам…

Таким образом, вышеуказанные законы способствуют вытеснению отечественных перевозчиков и приходу зарубежных. А это – прямой ущерб экономике страны.

Сразу после принятия 12.21.1 наблюдалось болееменее активное недовольство среди перевозчиков (Новороссийск, Питер), но сейчас все успокоились, так как в части наказания штрафом эта статья невыполнимая, а значит – нерабочая. Но страх водителей потерять работу сотрудники ГИБДД используют вовсю и вымогают взятки, придираясь к тем самым сантиметрам и килограммам. Их размер за «перегруз» или «негабарит» увеличился с введением этой статьи с 50 рублей до 200 (трасса) и с 200 до 2000 и выше (МКАД).

Перегруженный негабарит (продлжаем обсуждение).

Перегруз перегрузу рознь. Отдельная категория автотранспортников – это «идейные» нарушители: гружу, сколько машина потянет. Лук, мандарины, картошка, замороженное мясо из Новороссийска, вторчермет, лес, стройматериалы – чем больше утрамбую, тем больше заплатят… С весовщиками договорюсь… И договариваются… К обоюдному удовольствию.

При этом значительное число автоперевозчиков твердо стоит на другой позиции: нет, уважаемый экспедитор, больше положенных 38-и тонн полной массы автопоезда – ни килограмма. Ни машину гробить не позволю, ни на постах весового контроля унижаться, рассовывая взятки, не собираюсь.

Это – крайние точки отношения к перегрузу. Между ними огромное количество автотранспортников, попадающих под «дамоклов меч» статьи 12.21.1 не по собственной вине, а исключительно по воле обстоятельств и из-за недоработанных положений действующего законодательства.

Контейнеровозы, не вписывающиеся в габарит из-за высоты, и в весовые параметры из-за расположения груза в контейнере.

«Наливники» – цистерны для перевозки жидких грузов. Соблюдать нормы российских инструкций по весовым параметрам транспортного средства означает заполнять цистерну на две трети от ее объема. Неполная цистерна, в которой на поворотах и ухабах наших дорог плещется молоко ли, солярка или битум – предпосылка к серьезному ДТП: силы инерции просто сорвут ее с дорожного полотна.

Кроме того, водитель не всегда может знать, сколько реально загружено товара в его автопоезд: сплошь и рядом всплывают ситуации, когда грузоотправитель (из своих собственных соображений!) заполняет товарно-транспортные накладные на количество и вес товара, заниженные от фактических данных. А выясняется это только на посту весового контроля, когда водитель может только возмущенно подпрыгивать рядом с опечатанным полуприцепом… Но возмущайся – не возмущайся, отвечать по 12.21.1 именно ему, а недобросовестный грузоотправитель-экспедитор вроде как ни при чем…

Новые штрафы КоАПа серьезно ужесточили наказание за перегруз и негабарит. Логика в этом есть: транспортное средство само по себе источник повышенной опасности, а тем более транспортное средство с негабаритным, перегораживающим порой значительную часть проезжей части грузом или автопоезд, перевозящий многотонное оборудование, агрегаты, конструкции.

Цена ошибок или нарушений при таких перевозках может оказаться крайне высокой. Стоит вспомнить обрушение железнодорожного(!) моста в Рязанской области: водитель автопоезда, перевозивший экскаватор без соответствующих разрешений (от себя добавим, без опыта и навыков перевозки нестандартных грузов!), сбил опору моста. Или аналогичную аварию на МКАДе, в результате которой был разрушен пешеходный переход.

Понятно, что перевозка опасных, негарабитных, тяжеловесных грузов в силу объективных причин должна регламентироваться и контролироваться особым образом. Но вот дальше начинаются несуразности. Действительно, опираясь на правоприменительную практику поправок в Кодекс административных правонарушений, в части перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов, можно сделать вывод – да, эти поправки вносили дилетанты.

Точка зрения автотранспортников, предлагавших свои поправки и комментарии, либо не была донесена до законодателей должным образом, либо была проигнорирована по кажущейся для депутатов незначительности: мол, на что могут повлиять несколько сантиметров, килограммов или даже тонн?

Именно поэтому пресловутый пункт 12.21.1 КоАП, вступивший в действие в августе минувшего года, заставляет автотранспортников нервно вздрагивать при одном его упоминании…

С одной стороны, ужесточение ответственности выполнило свою главную цель. Например, в том, что касается перевозки тяжеловесных грузов и так называемого перегруза – его стало гораздо меньше. Реально меньше. Возможные штрафы за лишние пяток тонн «сверху» заставили водителей и владельцев транспорта относиться к перегрузу гораздо осторожнее. С другой стороны, непродуманные, не учитывающие практики автоперевозок положения и формулировки оставили простор для взяток, коррупции, злоупотреблений со стороны инспекторов ГИБДД и сотрудников постов весового контроля. Но коррупция и взятки – тема отдельного разговора. Сейчас хотелось акцентировать внимание именно на практике автоперевозок.

Габариты и вес: величина постоянная или переменная?

Автодорога – не стерильная лаборатория. После рейса по нашим дорогам с машины, заехавшей на автомойку, отваливаются комья грязи… Даже если автопоезд просто попадает в туман или под дождь, его масса из-за огромного количества воды, остающейся на поверхностях тягача, тента, колес увеличивается на 800–1200 кг! Это данные германской общественной организации автомобилистов ADAC. Липкий снег увеличивает вес техники еще более значительно. Это то, что касается природно-климатических условий.

Кроме того, само весовое оборудование на ПВК имеет установленные заводом-изготовителем погрешности взвешивания. Именно для учета таких изменений за рубежом применяется «весовая вилка» в 3-4-5%. У нас любое, даже мизерное превышение установленного веса/нагрузки на ось автоматически делает водителя правонарушителем, вплоть до лишения прав… О контроле габаритных параметров, замер которых на наших российских дорогах чаще всего производится «на глазок», наглядно и доступно рассказал в предыдущем материале Дмитрий Качкачев…

Это при том, что по межправительственному соглашению по контролю весовых и габаритных параметров, высота и ширина транспортного средства должны измеряться в соответствии с пунктом 6.2 стандарта ISO 612-1978. Смеем уверить, деревянная рейка, китайская рулетка и обочина дороги, куда загоняют автопоезд, при всем желании контролирующих органов никак не тянут на «сертифицированные приборы измерения»…

Но, кстати, разговор о допусках и «вилках», позволяющих не привлекать к ответственности грузоперевозчика за несколько «лишних» сантиметров высоты, или сотни килограммов нагрузки на ось (логичная, нужная вещь!), наталкивается уже на другую практику, практику работы вымогателей и взяточников на постах ГИБДД и весового контроля. Наглость и безнаказанность алчных «контролеров» приводит к тому, что изумленному водителю демонстрируют показания компьютера, отличающиеся от фактического веса транспортного средства не на сотни килограммов – на тонны. Какие уж тут допуски в 2-4 процента!? Мертвому припарка…

То, что стало для нас явлением, увы, обыденным и привычным, у европейцев не перестает вызывать возмущение и изумление. На сайте logist.ru сотрудник финской компании Eurotank OY Владимир Еерти поделился своими соображениями:

– Я изготовитель грузовой техники из Скандинавии. Работаю 12 лет на этой специализации, и никак не могу понять, почему в России такая неразбериха с габаритами и весами. Я часто по работе общаюсь с российскими предпринимателями и водителями которые работают на международных перевозках, и хорошо знаю что проблемы очень большие.

Во всех Европейских государствах одинаковые макс. нагрузки на оси, но национальные требования по полным массам транспортного средства разные.

Сколько я знаю, в России максимальная полная масса 38 т. В скобках – европейские параметры (40+1)

Максимальная нагрузка на ось с односкатными колесами 7,5т. (8)

Максимальная нагрузка на ось с двухскатными колесами 10 т. (11,5 т., и касается только ведущей оси).

Непонятно, почему Россия не может перенять требования по нагрузкам на оси и полную массу, как они есть в Европе. Ведь в Европе поэтому и приняты общие требования, чтобы возможно было беспрепятственно пересекать границы государств, не терять времени, соблюдать безопасность.

Несоответствие требований – это самая большая проблема для российских дальнобойщиков. Даже честно работать невозможно. Например, недавно был такой случай. Автопоезд шел с грузом из Европы. Взвешивался два раза. Один раз в Финляндии, второй раз при въезде в Россию. Все было в порядке. Рапорты по взвешиванию имелись. 5-осный автопоезд, тягач с полуприцепом весил 37.600 кг, нагрузки на оси меньше максимальных. Не доезжая до Питера, снова взвешивается… и весы показывают перегруз. Сами знаете, как это решалось. Полнейшая анархия…

Европейская практика показывает что, за превышение 40 т. на одну тонну автоперевозчик не штрафуется.

Штрафы налогаются по принципу 4% перегруза по полной массе. Если вы превысили полную массу до 4 %, налагается маленький штраф. Если превысили полную массу более 4 % от полной массы, налагается большой штраф. Почему это не сделать у вас в России?

Перечисленные обстоятельства настолько очевидны для специалистов, что глава транспортного комитета Госдумы Сергей Шишкарев (депутат третьего-пятого созывов) еще зимой вынужден был признать, что депутаты, принимая поправки в КоАП, не учли ряд важных факторов. В том числе и то обстоятельство, что европейские нормы по габаритам и нагрузке на ось выше. При международных перевозках тот же самый контейнер загружается товаром, оборудованием исходя из «европейской» общей массы автопоезда в 40-41 т. Пересекая границу с Россией, такой автопоезд попадает в разряд «тяжеловес» со всеми вытекающими для владельца автомобиля и водителя последствиями.

Казалось бы, чего проще – оформить сразу на погранпереходе или в порту разрешение и двигаться дальше. Практически все автотранспортники только этого и хотят – сделайте процесс получения разрешения прозрачным и необременительным, и, черт возьми, деньги за наши «негабариты» и «перегрузы» пойдут в казну. А сейчас они в виде взяток рассасываются по карманам гаишников и весовщиков! Однако у нас процесс получения такого разрешения затягивается не на дни – на недели…

Генеральный директор компании «Доринформсервис» Вениамин Пойченко в интервью газете «Гудок» рассказал, что Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), отвечающее за выдачу разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, усложнило порядок оформления документов. Нужно получать разрешение на каждый конкретный груз. В нем очень точно должны быть определены параметры: масса и габариты, а также маршрут перевозки. Если разрешение получено, а какой-либо из параметров незначительно изменился, то документ теряет силу.

– По большому счету разрешение – это проездной билет: я прихожу в кассу, беру его и еду, – считает Вениамин Пойченко. – Однако чиновники максимально усложнили процедуру его получения, чтобы снять с себя всякую ответственность за перевозку и переложить ее на чужие плечи.

Глава «Доринформсервиса» рассказал, что сложности начались несколько лет назад, когда главой дорожного ведомства стал Виталий Артюхов, который с помощью подзаконных актов и усложнил инструкцию.

«Репрессии начались будь здоров, – говорит Вениамин Пойченко. – Дошли до того, что при получении разрешений запретили представлять перевозчика по доверенности. Для нас это было весьма актуально, потому что мы в тот момент пытались организовать службу по оформлению разрешительных документов на перевозку не только для себя, но и других транспортных компаний. Мы оспорили это решение в Верховном суде, и оно было отменено…»

Вопрос о несоответствии нормативно-правовой базы перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов тем реалиям, которые сложились в сфере автомобильных перевозок, в свое время поднимался на уровне премьер-министра России. Об этом в интервью корреспонденту ИА «Росбалт-Петербург» рассказывал председатель Комитета по транспортно-транзитной политике (КТТП) Николай Асаул.

Он пояснил, что еще в прошлом году Комитет обратился к губернатору Петербурга Валентине Матвиенко с предложением направить письмо председателю правительства РФ с просьбой ускорить решение этой проблемы. «Губернатор, разобравшись в ситуации, сочла целесообразным направить личное обращение премьер-министру РФ», – пояснил Асаул.

По его словам, в своем обращении губернатор просит премьер-министра РФ «ускорить разработку новых Правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов и приостановить действие ст.12.21 КоАП Российской Федерации до разработки Министерством транспорта Российской Федерации новых Правил».

По мнению специалистов отрасли, статья 12.21.1 КоАП не соответствует современным требованиям рынка. Стандарты грузоперевозок нацелены на транспортировку товаров в контейнерах, в том числе постоянно увеличивается доля перевозок грузов в контейнерах повышенной вместимости (типа HIGH CUBE). Требования российской инструкции не соответствуют «Общеевропейским допустимым весовым параметрам и габаритам автопоездов», перевозящих такие контейнеры. При этом срок выдачи разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов в РФ превышает 20 дней. Возможность оперативного получения разрешений в пунктах пропуска через государственную границу РФ или в регионах отсутствует. Это приводит к тому, что большинство российских перевозчиков не имеют возможности соблюдать все нормы, установленные инструкциями, и вынуждены приостанавливать бизнес. В то время как, например, на границе Украины или Республики Беларусь автоперевозчики такие разрешения получают, что называется, не отходя от кассы, при оплате «компенсации ущерба автодорогам»…

В прошлом году Госдума, принимая столь жесткие штрафы, понадеялась на Минтранс России, который обещал подготовить дополнительную инструкцию для выдачи спецразрешений по упрощенной схеме и в более сжатые сроки. Тогда же заместитель министра транспорта Евгений Москвичев пообещал, что его ведомство «вот-вот разработает» новые правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, в которых будет предусмотрен ряд послаблений. В частности, срок выдачи спецразрешений планировалось сократить до 1–7 дней и разрешить превышение по массе, нагрузке на ось и габаритам до 2%. Однако эти правила до сих пор так и не согласованы и не утверждены.

Дальше – только хуже?

С 1 июля вступает в действие очередной блок поправок в КоАП. Ведущий консультант юридической службы профсоюза «Дальнобойщик» Дмитрий Баханов подробно объясняет, с чем в итоге придется столкнуться автотранспортникам:

– В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в статье 27.13 часть 1-я будет выглядеть так:

1. При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных статьей 11.9, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5. частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1 и 3 статьи 12.8, частью 4 статьи 12.19, частями 1 и 2 статьи 12.211, частью 1 статьи 12.212, статьей 12.26 настоящего Кодекса, применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.211, частью 1 статьи 12.212 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае если создаются препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, а подлежащее задержанию транспортное средство по его техническим характеристикам не может быть помещено на специализированную стоянку, оно может быть перемещено, в том числе путем управления задержанным транспортным средством его водителем либо лицом, указанным в части 3 настоящей статьи, в близлежащее место, где не будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, с последующей блокировкой. Плата за перемещение транспортного средства, за первые сутки его хранения на специализированной стоянке и за блокировку не взимается.

Короче, с 1 июля 2008 г. все «небагариты» будут задерживаться. Так что наши сегодняшние проблемы с весами, рулетками и протоколами по 12.21.1 просто цветочки в сравнении с тем, что начнется с 1 июля. А как, интересно устранить, если подножка у «Фреда» за габарит выходит на пару сантиметров? Или высота рефа больше 4 м? Пилите Шура, пилите, они золотые. А уж про весовой контроль молчу… И кто на штрафстоянке будет устанавливать факт «устранения причины задержания»? Поедем все за пропусками, а их 10-20 дней оформляют, а все это время машинка с грузом будет в чистом поле стоять… Ждать, пока ее разграбят…

Если речь идет о рефрижераторных перевозках, то здесь как бы не пришлось перепрофилировать бизнес! Если в рефе, скажем, молоко, и в строгом соответствии с принятыми поправками его за три лишних сантиметра высоты гонят на штрафстоянку – что будет делать водитель, владелец транспортного средства? Могу предположить, с каким азартом наши инспекторы будут «разводить» все машины со скоропортящимся товаром…

Насчет тяжеловесов вообще ведь парадокс получается. Можете заметить, что в приведенной статье фигурируют только части 1 и 2 статьи 12.21.1. А части 3 нет! И получается, что можно задержать якобы тяжеловес не превышающий разрешенной полной массы, но к примеру с превышением осевой нагрузки в 300-500 килограммов! А вот ежели прет трал, у которого разрешение и согласование маршрута на 30 тонн, а прет он дуру массой 50 тонн, которая может и мост какой по маршруту движения обвалить, то такое административное нарушение подпадает под часть 3 статьи 12.21.1. И его задержать не могут… Маразм, короче, крепчает день ото дня…

И это при том, что из общения с высоким чином в ранге заместителя руководителя ГИБДД РФ я понял, что изменение было изначально направлено против транспортных средств, создающих реальную угрозу безопасности дорожного движения – супердлинных или супертяжелых. Со слов чиновника, такое транспортное средство действительно несет опасность окружающим участникам дорожного движения, разрушает дороги, но на посту могут составить только протокол, взять под козырек и пропустить его дальше…

Здесь я готов порассуждать на тему, почему «хотели как лучше, а получилось как всегда»… И как вышло так, что логичные вроде бы поправки рикошетом больнее всего ударили по незначительным нарушениям, и не достигли своей цели в части транспорта, реально создающего угрозу безопасности движения?

Из нескольких разговоров с представителями федеральных властей я сделал вывод о том, что все стенания и плач автотранспортников о том, что «власть изо всех сил старается нас задушить», мягко говоря, не совсем обоснованны.

О наших проблемах попросту не задумываются потому, что мы о них не сообщаем.

Любой законопроект разрабатывается, обсуждается, корректируется, изменяется перед принятием в Госдуме с участием заинтересованных сторон. И, по большому счету, именно наша беда в том, что при разработке нормативных актов, касающихся нашей с Вами деятельности, от нашего лица НИКТО не выступал и наши интересы и беспокойства не озвучивал… (предваряя возможные вопросы, подчеркну, что профсоюз «Дальнобойщик» приступил к полноценной работе только весной этого года, к сожалению…) За нас никто думать и отстаивать наши права НЕ БУДЕТ.

С другой стороны, после первого же серьезного и предметного разговора руководство ГИБДД МВД пришло к пониманию того, что по ч. 1 ст. 12.21.1 необходимо расширить круг лиц, привлекаемых к ответственности. Было четко разъяснено, что зачастую превышение весовых параметров происходит из-за того, что грузоотправитель, несущий в соответствии с УАТ ответственность за правильность заполнения ТТН, указывает в ней массу груза, меньше реальной. Что в соответствии с тем же УАТ именно грузоотправитель производит погрузку, крепление и увязку груза, таким образом именно он должен отвечать за неправильное размещение груза, приведшее к превышению осевых нагрузок. Но вспомнят ли об этом на очередном заседаниях согласительных комиссий по поправкам в законодательство? Не уверен, так как общественные и профессиональные организации автотранспортников только в зачаточном состоянии, а о своих правах и требованиях надо постоянно напоминать – никто, кроме нас, в выполнении этих требований не заинтересован!*

* См. также обсуждение данной статьи на форуме dalnoboi.ru

Кому нужна имитация борьбы?

Парадокс, но без драконовских поправок в КоАП по негабариту и перегрузу вполне можно было и обойтись! Проблема-то, на самом деле, не только и не столько в автоперевозчиках, сколько в насквозь коррумпированных «контролирующих органах».

Даже прежние меры воздействия позволяли сотрудникам ГИБДД и весовщикам вполне эффективно бороться с нарушениями! Если бы они действительно радели о сохранности дорог и безопасности дорожного движения! Однако имитация борьбы с негабаритом и перегрузом направлена исключительно на получение «побочных доходов» в виде взяток, в разы, в десятки раз превышающих их официальные зарплаты.

Новые штрафы привели к тому, что несущественные (действительно несущественные, притянутые за уши!) нарушения повсеместно стали поводом для мощнейшего давления на водителей и выбивания из них взяток в еще больших масштабах.

См. также статьи:

Закон не сделает наши дороги лучше

Реквием или Северный завоз в закрома родины.

Коап 12211 часть 2

Уважаемые участники дорожного движения! Просим обратить внимание на некоторые изменения в статье 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 12.21.1. Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

1. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 сантиметров — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

3. Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 5 процентов — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

3.1. Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 06.11.2011 N 296-ФЗ)

4. Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

5. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 06.11.2011 N 296-ФЗ)

Ст12211 ч10 коап рф с комментариями

Статья 8.44. Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления

СТ 8.44 КоАП РФ

1. Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 8.44 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения по охране окружающей среды, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления.

2. Объективная сторона составов правонарушений выражается:

— в нарушении режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления (ч. 1 комментируемой статьи);

— в повторном, в течение года, совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.44 КоАП РФ (ч. 2 комментируемой статьи).

3. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.

4. Субъективная сторона правонарушений характеризуется умыслом либо неосторожностью.

5. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела об административных правонарушениях по ст. 8.44 КоАП РФ рассматривают должностные лица органов, осуществляющих в пределах их компетенции федеральный и региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (ст. ст. 23.23 и 23.23.1 КоАП РФ).

Срок давности по ст.12.21.1 КоАП РФ

Вопрос-ответ по теме

В отношении ООО инспектором ОГИБДД составлен Протокол о привлечении юр. лица к ответственности по ч.2 ст. 12.21.1 и ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ, может ли ООО оплатить 50% от штрафа? каков срок давности привлечения к ответственности юр.лица по данной статье, т.е. водитель ООО был остановлен инспектором ГИБДД 19.07.2016г., водитель привлечен к ответственности по ч.2 ст.12.21.1, в отношении ООО протокол будет составлен 16 августа и постановление 17 августа,

Согласно ч.1.3 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ.

В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

Правонарушения по ч.2 и ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ предусмотрены гл. 12 КоАП РФ, в связи с чем, ООО вправе оплатить 50 % штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановлений о наложении административного штрафа, если исполнение постановлений о назначении административного штрафа не будет отсрочено либо рассрочено.

Срок давности привлечения к административной ответственности по ч.2 и ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ составляет 2 месяца со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5 КоАП РФ).

Если водитель ООО был остановлен инспектором ГИБДД 19.07.2016г., срок давности привлечения ООО истекает 19.09.2016г.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

«Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Статья 32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа

1.3. При уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15,частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере».*

2. Решение Алтайского краевого суда от 20.01.2016 № 21-792/2015

«Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.12.1 КоАП РФ, составляет два месяца.*

Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности О., имели место ДД.ММ.ГГ, ввиду чего срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек ДД.ММ.ГГ».

3. Решение Ростовского областного суда от 01.02.2016 № 11-70/2016 (11-1278/2015;)

«Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч.10 ст. 12.21.1 КоАП РФ составляет 2 месяца со дня совершения административного правонарушения.*

В соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из системной оценки положений ст. 4.5 КоАП РФ и п.6 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос о возобновлении производства по делу, об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Поскольку событие указанного административного правонарушения имело место 02.08.2015г. и в настоящее время истек срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, суд за пределами указанного срока не вправе входить в обсуждение вышеизложенного круга вопросов».

Межрайонный отдел судебных приставов по взысканию алиментных платежей №2

E-mail: [email protected]
Тел. 8 (499) 558-15-23

В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Москве работает телефон для справок (call-центр): 8 (800) 550-66-40
Отдел документационного обеспечения 8 (499) 558-04-22
Отдел организации исполнительного производства 8 (499) 558-04-16
Отдел по работе с обращениями граждан 8 (495) 981-67-38
Отдел организации работы по реализации имущества должников 8 (499) 270-59-26
Отдел организации работы по розыску должников, их имущества и розыска детей 8 (499) 270-59-44
Отдел организации дознания и административной практики 8 (499) 558-04-12

Статьи по теме:

В нашей стране взыскание алиментов всегда оставалось актуальным вопросом. Взыскать алименты не так уж и просто, особенно, если идет речь об отце-иностранце. Есть люди, которые думают, что с иностранца не реально взыскать алименты. Это ошибочное мнение. Добиться выплаты средств будет сложно, но реально. За алименты стоит побороться, как правило, сумма выплаты от иностранца будет гораздо больше.

Как не стать невыездным или кого за границу не выпустят? 2015-10-06

Недобросовестные граждане слишком часто стали уклоняться от различных оплат, в том числе по алиментным обязательствам и по оплате коммунальных услуг. Решая проблему неплатежей, законодатели пошли на такой шаг, как установка неприступного барьера на пути неплательщика за рубеж. Как показала практика, мера достаточно действенная, должников стало меньше. Не стоит копить долги Для того, чтобы пол

Алименты с безработного 2015-07-03

Далеко не все родители готовы исполнять обязанность содержать своих несовершеннолетних детей. Очень часто нежелание платить алименты выливается в неофициальное трудоустройство. Бытует мнение, что с безработного «взять нечего». Но так ли это? По закону безработица не является уважительной причиной, освобождающей родителя от выполнения долга по содержанию отпрысков. Как определяется р

Противодействие неправомерным действиям судебных приставов 2014-09-16

В нашем государстве права сторон исполнительного производства игнорируются должностными лицами отделов судебных приставов. Работники вышеуказанных государственных учреждений достаточно часто нарушают нормы действующего законодательства государства, что непосредственно влечет за собой существенное ограничение прав должника. Поэтому осуществить процесс защиты своих прав необходимо в обязательном пор

Как правильно поступать при принудительных действиях судебных приставов и защитить свои права 2014-01-24

Действующий закон государства обеспечивает возможность судебным приставам в полном объеме проводить исполнительные действия по погашению имеющейся задолженности по исполнительным документам. Должностное лицо имеет законное право наложить арест на любое имущество должника (движимое и недвижимое); арестовать денежные средства на банковских счетах с последующим их списанием; вызвать должника на пр

Судебная экспертиза в РФ 2013-02-14

Судебная экспертиза — это процесс проведения исследований. На основании этих исследований — эксперт выносит заключение по таким вопросам, в которых требуются знания специалиста в области (искусства, техники, медицины, науки, и др.). В ней перед судьей, следователем, судом, лицом, которое производит дознание, или прокурором, либо органом дознания, поставлены вопросы. Эти вопросы требуют знаний спец

Как взыскать долг 2013-01-30

Даже выигранный истцом суд еще не гарантирует быстрого и беспроблемного возвращения денег на расчетный счет предприятия. Рассмотрим порядок исполнения положительного решения суда. Прежде всего взыскателю необходимо получить судебный приказ или иной исполнительный документ, который выдается судом в определенный законом срок после вступления решения в законную силу и который будет являться осн

Работа приставам — тревога должникам 2012-12-20

Директор Федеральной службы судебных приставов России Артур Парфенчиков проинформировал, за какие нарушения главному бухгалтеру предъявляется штраф, чем фирмы расплачиваются за долги. Оказывается, имущество могут изымать в счёт налоговых долгов. Долги контрагента можно проверить через ФССП России. А что касается главбухов, то их могут оштрафовать за невыполнение исполнительных листов. Согла

Административные штрафы по ст. 14.25 ч.3 КоАП РФ 2012-10-13

Вы зарегистрированы как индивидуальный предприниматель? Вы сменили паспортные данные? Вы зарегистрированы как должностное лицо юридической компании? Ваша организация (компания, фирма) переименовалась? Вы своевременно предоставили сведения о произошедших изменениях в налоговый орган? Нет? Поговорим о том, чем это может вам грозить. Требования об обязательном предоставлении информации предусмотр

Права и полномочия судебных приставов 2012-06-23

Судебные приставы – это представители закона, работающие в Федеральной службе судебных приставов-исполнителей. Приставы взыскивают долги по решению суда. У судебных приставов, в отличие от коллекторов, множество прав. Приставы имеют право приходить в дом к должнику, и он обязан их впустить, поскольку они действуют по решению суда. Судебные приставы входят в квартиру без согласия должника.

На что имеют право судебные приставы? 2011-01-25

Люди в черном, а именно так в народе называют судебных приставов, обладают широким кругом полномочий. Они выполняют постановления суда о взыскания долга с граждан. Перед тем как прийти к вам и вынести все, что только можно, вам посылается уведомление о решении суда. Как правило, это делается заказным письмом. Вам дается определенный срок на добровольное погашение задолженности. Если этого не п

Сроки выплаты заработной платы в 2018 году

Сроки выплаты заработной платы в 2018 году остаются такими же, как и в предыдущие 2 года. Из статьи вы узнаете, какими они должны быть, почему важно соблюдать их и что грозит нарушителям норм ТК РФ, касающихся зарплатных сроков.

Что говорит ТК РФ о сроках выплаты заработной платы в 2018 году?

Зарплатные сроки закреплены в ст. 136 ТК РФ. Согласно ей деньги за труд сотрудникам следует перечислять:

  • не реже, чем каждые полмесяца; и
  • не позже 15 календарных дней с окончания периода, за который начислили выплату.

Если утвержденная работодателем дата зарплаты выпадает на выходной, деньги выдают накануне.

ВАЖНО! Нормы ст. 136 ТК РФ обязательны для исполнения и не могут быть нарушены даже по письменной просьбе работника, желающего получать деньги раз в месяц.

Как правило, работодатели платят зарплату по следующей схеме: 1 раз в месяц выдают аванс и 1 раз — окончательную выплату, скорректированную на ранее выданный аванс. При таком графике и с учетом норм ст. 136 ТК РФ сроки для зарплаты за первую половину месяца приходятся на 16–30(31) числа, а за вторую половину — на 1–15 числа.

ВАЖНО! Для крупных компаний с большим числом структурных подразделений и объемным штатом не запрещается утверждение различных дат выплаты зарплаты для разных отделов (письмо Роструда от 20.06.2014 № ПГ/6310-6-1).

Все аспекты выплаты авансов сотрудникам-новичкам — в статье «Аванс новому сотруднику в первый месяц работы».

В каких документах указываются дни выплаты заработной платы?

Конкретный график перечисления зарплатных денег работодатель обязан зафиксировать в своих локальных нормативных актах (ЛНА): правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР), коллективном или трудовом договоре. Именно эти 3 документа приводит ст. 136 ТК РФ.

Формулировка этой статьи составлена таким образом, что нередко возникает вопрос: обязательно ли фиксировать зарплатные сроки во всех вышеперечисленных документах или достаточно одного из них? Ответ на него неоднократно давали и чиновники, и судьи (письмо Роструда от 06.03.2012 № ПГ/1004-6-1, определение Московского горсуда от 24.12.2012 № 4г/5-12211/12).

О том, что включить в трудовой договор, читайте в статье «Порядок заключения трудового договора (нюансы)».

Согласно разъяснениям, достаточно, чтобы сроки были закреплены в одном из приведенных в ст. 136 ТК РФ документов. Причем, по мнению Роструда, в приоритете — ПВТР. Объясняет он это тем, что ПВТР — это общий документ, нормы которого распространяются на весь персонал, в то время как трудовой договор регламентирует отношения с определенным работником, а колдоговор может и вовсе не заключаться.

Для того чтобы полностью исключить споры с проверяющими, можно поступить следующим образом: закрепить регламент выдачи зарплаты в ПВТР, а в трудовые или коллективные договоры внести фразу, отсылающую к ПВТР: «заработная плата выдается в соответствии с пунктом (здесь указываем номер пункта ПВТР) правил трудового распорядка…».

Что нужно учесть при установлении дат выплаты заработной платы?

Перед тем как утвердить зарплатные даты, просчитайте возможные риски и налоговые последствия. Есть ряд «скользких» моментов, на которые следует обратить внимание:

  • Не следует путать выражения «каждые полмесяца» и «дважды в месяц». Например, числа 3 и 16 подходят под определение «дважды в месяц», однако здесь не соблюдено правило непревышения разрыва в 15 дней, поскольку с 16-го числа до 3-го получается больше, чем полмесяца.
  • Опасно выбирать не четкие даты, а временной промежуток — например, с 1-го по 5-е число, равно как и граничные сроки, например, не позднее 5-го и 25-го чисел. Во-первых, ст. 136 ТК РФ говорит о необходимости установления именно определенных дат, а во-вторых, есть риск запутаться и превысить полумесячный интервал между выплатами. О неправомерности такого подхода говорится в письме Минтруда РФ от 28.11.2013 № 14-2-242, постановлении ВС РФ от 15.05.2014 № 3-АД14-1, определении Забайкальского краевого суда от 05.09.2012 № 33-2867-2012.
  • Небезопасной также будет недостаточно определенная фраза, например: «зарплата выдается не позднее 5-го и 20-го чисел каждого месяца». Ведь понять по такой фразе, когда выдают аванс, а когда окончательную сумму, невозможно.
  • Подбирая удобные даты, нужно принять во внимание и требования НК РФ. Так, 15-е число для окончательного расчета оказывается неудобным, поскольку выдача аванса в этом случае приходится на 30-е число, а это во многих месяцах — крайний день. С аванса, выплаченного в последний день месяца, придется удержать НДФЛ (п. 2 ст. 223 НК РФ, определение ВС РФ от 11.05.2016 № 309-КГ16-1804). А вот в месяцах, в которых 31 день, этого делать не надо. Это создаст путаницу как для бухгалтера, так и для контролеров.

О том, как отразить дату удержания налога в 6-НДФЛ, читайте в этой статье.

Разрешается ли выплачивать зарплату чаще, чем дважды в месяц?

Да, несомненно. Трудовой кодекс прямо говорит, что зарплата выдается «не реже, чем каждые полмесяца». А это значит, что ограничение ставится только на более редкие выплаты сотрудникам, но не на более частые (письма Минтруда РФ от 03.02.2016 № 14-1/10/В-660, от 06.12.2016 № 14-1/В-1226).

При желании вы можете выдавать деньги не дважды в месяц, а еженедельно и даже ежедневно. Однако перед тем как переходить на более частую периодичность выдачи зарплаты, стоит продумать целесообразность этого: будет ли такой график удобен и выгоден как работникам, так и самому работодателю.

Практика показывает, что это выгодно тем работодателям, которые задействуют временный персонал, в остальных же случаях преимущества более частой выплаты денег совершенно неочевидны, а то и вовсе отсутствуют.

О том, как заключить договор с временным работником, читайте в материале «Ст. 59 ТК РФ: вопросы и ответы».

Не вызывает восторга еженедельная выплата и у персонала: согласно неоднократно проводимым статопросам, большинство работников желало бы сохранить 2-разовый график получения зарплаты.

Законна ли выдача заработной платы раньше срока?

Законна лишь в том случае, когда зарплатная дата приходится на выходной. В иных случаях, несмотря на то что нарушения прав работников не происходит, выплачивать деньги раньше, чем утверждено ЛНА работодателя, не рекомендуется. Это чревато возникновением претензий трудинспекции и наложением штрафа.

Как мы уже выяснили, ТК РФ требует, чтобы даты выдачи зарплаты были четко зафиксированы в ЛНА работодателя. Выплачивая зарплату раньше утвержденного срока, строго говоря, придется вносить соответствующие изменения в ЛНА. Однако вряд ли кто-то будет задумываться над глобальной переделкой документов, если руководитель изредка хочет пойти навстречу сотрудникам и выдать, например, зарплату перед праздниками (в то время как срок выплаты зарплаты приходится на послепраздничный день). Кроме того, это может повлечь увеличение полумесячных сроков между выплатами, что тоже не допускается.

Поэтому, хотя руководитель и разрешил более раннюю выдачу зарплаты в интересах самих работников, формально такая ситуация считается нарушением (ч. 1 ст. 142 ТК РФ) и может повлечь штрафы (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Однако риск привлечения к ответственности здесь всё же невелик.

Чем грозит нарушение сроков выплаты заработной платы?

Ответственность работодателя за подобные нарушения может быть двух видов: материальная и административная.

Административная ответственность применяется только при наличии вины работодателя.

Административное наказание первичное (п. 1 ст. 5.27 КоАП):

  • предупреждение или штраф в 1 000–5 000 руб. для должностных лиц;
  • штраф для виновника-ИП — 1 000–5 000 руб.;
  • штраф для виновника-юрлица — 30 000–50 000 руб.

Административное наказание повторное (п. 2 ст. 5.27 КоАП):

  • дисквалификация на 1–3 года или штраф в 10 000–20 000 руб. для должностных лиц;
  • штраф для виновника-ИП — 10 000–20 000 руб.;
  • штраф для виновника-юрлица — 50 000–70 000 руб.

Матответственность (ст. 236 ТК РФ) выражается в денежной компенсации за каждый день задержки, исчисляемой из 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы, положенной к выплате (за минусом НДФЛ). Это минимальный размер компенсации, но работодатель вправе назначить большую сумму. Никаких заявлений от работника на ее получение не требуется — она должна быть выплачена вместе с задержанными суммами.

ВАЖНО! Маткомпенсация выплачивается независимо от того, виноват ли работодатель в нарушении зарплатных сроков.

В каких еще случаях возможна материальная ответственность работодателя, расскажет эта публикация.

Как внести изменения в документы и установить правильные сроки выплаты заработной платы?

Если по каким-либо причинам у вас нет ЛНА, регулирующих сроки перечисления зарплаты, их нужно сделать и как можно быстрее. Если же необходимые ЛНА есть, но сроки в них указаны неверно, это следует оперативно исправить:

  • Если возможно, переделайте документ, но только при условии, что это не вызовет несоответствий с другой вашей документацией.
  • Для того чтобы изменить колдоговор, соберите комиссию из представителей обеих сторон — сотрудников и работодателя. Результаты переговоров членов комиссии оформите допсоглашением, в котором укажите новые зарплатные сроки.
  • Если зарплатные даты вносились в трудовые договоры, придется оформлять допсоглашения к каждому из них.
  • Изменения сроков выплаты заработной платы, вносимые в ПВТР, оформить проще всего — для этого достаточно издать приказ, с которым следует ознакомить каждого работника под подпись.

Как выглядит такой приказ, можно посмотреть здесь.

Периодичность выплаты зарплаты установлена ст. 136 ТК РФ. Она же обязывает работодателей устанавливать в ЛНА четкие сроки выдачи зарплатных денег. Несоблюдение данных сроков (или отсутствие нормативно закрепленных сроков) подпадает под статьи ТК РФ и КоАП РФ о материальной и административной ответственности.

Как учесть скидки и дополнительные вознаграждения покупателю

И. В. Стародубцева,
аудитор-эксперт

Опубликовано в: «Бухгалтерская газета» № 19/2016

Предоставление различного рода преференций покупателям оборачивается налоговыми проблемами для продавца. С 15 июля 2016 г. вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (далее – Закон № 381-ФЗ), ограничивающие размер вознаграждения ритейлеров по операциям, связанным с продажей продовольственных товаров. Как скажутся новые правила на порядке исчисления НДС и налога на прибыль?

Что такое скидки и их отличие от вознаграждений
Положения бухгалтерского и налогового законодательств не содержат определения таких понятий, как «скидка», «премия» или «вознаграждение». Главы 21 НК РФ и 25 НК РФ оперируют понятиями «скидка (премии)», но не раскрывают их значения, устанавливая при этом различный порядок налогообложения.

При рассмотрении споров, касающихся квалификации предоставленных преференций покупателю, суды и контролирующие органы (письмо Минфина России от 24.04.2013 № 03-07-11/14301) обращаются к нормам Закона № 381-ФЗ. Федеральным законом от 03.07.2016 № 273-ФЗ в него были внесены изменения, согласно которым вознаграждение покупателю неразрывно связано с операциями по приобретению у поставщика продовольственных товаров определенного его количества.

Положения Закона № 381-ФЗ содержат два вида расходов для поставщика продовольственных товаров:
– вознаграждение покупателю за покупку определенного количества товаров;
– плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги (п. 4 ст. 9 Закона № 381-ФЗ, письмо ФАС от 22.07.2016 № АК/50406/16).

При этом размер указанного вознаграждения:
– должен быть согласован сторонами договора;
– не учитывается при определении цены продовольственных товаров (т. е. не меняет цену товара);
– с учетом платы за оказание услуг не может превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров, без учета НДС и акцизов.

Обратите внимание! За превышение 5% лимита установлен штраф (как для поставщика, так и для ритейлера):
– для должностных лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. рублей;
– для юридических лиц – от 1 млн до 5 млн рублей (ст. 14.42 КоАП РФ).

Торговой скидкой является скидка с цены товара, предоставляемая продавцом покупателю в связи с условиями сделки и в зависимости от текущей конъюнктуры рынка (ГОСТ Р 51303-99.

Государственный стандарт РФ. Торговля. Термины и определения, утв. постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 № 242-ст).

То есть отличительной особенностью скидок от вознаграждений (премий) является их влияние на стоимость товаров. Скидка приводит к изменению стоимости продовольственных товаров, в то время как вознаграждение лишь снижает размер задолженности покупателя, не изменяя при этом цену самого товара. Это общее правило. Однако нужно рассматривать каждый конкретный случай с учетом условий договора.

Так, в отношении торговой компании «Леруа Мерлен Восток» Президиумом ВАС РФ было принято постановление, в котором судьями премии, вознаграждения, выплачиваемые по итогам отгрузок товаров за период, были признаны формой торговых скидок, влияющих на корректировку налоговой базы по НДС (от 07.02.2012 № 11637/11). В то же время суд (в данном споре рассматривалась новая редакция п. 2.1 ст. 154 НК РФ) в аналогичной ситуации пришел к выводу об отсутствии оснований корректировать НДС при получении премий за достижение определенного объема закупок товаров (определение от 05.03.2015 № 302-КГ15-1523).

Обратите внимание! Договоры поставки, заключенные до 15.07.2016, необходимо привести в соответствие с Законом № 381-ФЗ до 01.01.2017. А с 01.01.2017 условия договоров, противоречащие Закону № 381-ФЗ, признаются утратившими силу (письмо ФАС от 22.07.2016 № АК/50406/16).

Порядок учета скидок и дополнительных вознаграждений в части НДС
По общему правилу налоговая база по НДС при реализации товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ).

В связи с многочисленными налоговыми спорами по поводу влияния на порядок расчета НДС вознаграждений, премий, выплачиваемых продавцами за достижение определенных условий договора поставки, ст. 154 НК РФ была дополнена п. 2.1, вступившим в силу с 01.07.2013. Согласно ему, премии и вознаграждения за выборку покупателем определенного объема товаров не уменьшают стоимость отгруженных товаров, только если такое условие не содержится в договоре. То есть если в договоре ничего не сказано относительно влияния установленных вознаграждений на стоимость товара, то продавец и покупатель не корректируют, соответственно, налоговую базу и налоговые вычеты по НДС.

В противном случае поставщик выставляет корректировочный счет-фактуру покупателю. Поскольку поставщик предоставляет скидку покупателю, то сумма НДС в корректировочном счете-фактуре будет к уменьшению. Этот счет-фактура регистрируется поставщиком в книге покупок (п. 13 ст. 171 НК РФ).

У покупателя обратная ситуация: предоставленная поставщиком скидка уменьшает сумму налоговых вычетов. Корректировочный счет-фактура регистрируется покупателем в книге продаж (п. 10 ст. 172 НК РФ).

То есть все корректировки (как у покупателя, так и у поставщика) происходят в текущем периоде, без предоставления уточненных налоговых деклараций по НДС.

Налоговые риски, возникающие с предоставлением скидок и вознаграждений в части продовольственных товаров
Однако ситуация меняется, когда речь идет о вознаграждениях, связанных с приобретением продовольственных товаров. В этом случае, по мнению контролирующих органов, вознаграждение за выборку определенного объема продовольственных товаров ни при каких обстоятельствах не может влиять на их цену (письма Минфина России от 18.09.2013 № 03-07-09/38617, от 25.07.2013 № 03-07-11/29474, от 24.04.2013 № 03-07-11/14301, от 28.08.2012 № 03-07-11/329, от 07.09.2012 № 03-07-11/364). Причина в запрете корректировки стоимости продовольственных товаров (несмотря на условия договора поставки) – п. 3 ст. 9 Закона № 381-ФЗ.

В ряде случаев высшие арбитры поддерживали доводы налоговиков. Так, в отношении премий, полученных покупателем от поставщиков продовольственных товаров, суд счел правомерной позицию налогового органа о том, что данные премии не являются торговыми скидками, уменьшающими цену товара, а поэтому оснований для корректировки налоговых вычетов у продавца нет (определение ВАС РФ от 29.04.2014 № ВАС-2540/14).

Ситуация кардинальным образом изменилась в связи с принятием судьями решения по делу АО «Данон» (Определение ВС РФ от 22.06.2016 № 308-КГ15-19017).

Между налоговым органом и торговой компанией возник спор о том, уменьшает ли вознаграждение, предоставляемое за покупку определенного количества продовольственного товара, стоимость этого товара для целей налогообложения НДС. Налоговики в подобной ситуации также отказали в праве поставщика продовольственных товаров (детского питания) в корректировке налоговых вычетов при достижении определенного объема приобретенных покупателем товаров.

Несмотря на то что предметом рассмотрения высшими судьями были операции 2011–2012 гг. (т. е. до начала действия п. 2.1 ст. 154 НК РФ), вывод, сделанный по итогам данного дела, крайне важен для компаний, торгующих продовольственными товарами.

Так, судьи разграничили действия Закона № 381-ФЗ от норм налогового законодательства, регулирующих порядок налогообложения скидок и вознаграждений. Судьи прямо указали, что к налоговым отношениям положения данного закона не применяются, поскольку он представляет собой отдельный отраслевой акт, имеет иные цели правового регулирования и не может применяться к налоговым правоотношениям. Арбитражные суды уже «взяли на вооружение» позицию ВС РФ в части неприменения положений Закона № 381-ФЗ к налоговым правоотношениям (например, решение АС Псковской области от 22.07.2016 № А52-1413/2016).

Какие практические последствия для налогоплательщиков, выплачивающих покупателям вознаграждение за покупку определенного объема продовольственных товаров, имеет это решение?

Как указали сами налоговики, п. 6 ст. 9 Закона № 381-ФЗ не содержит запрета на уменьшение цены продовольственных товаров на сумму вознаграждения за приобретение определенного объема закупки товара (п. 3 письма ФНС России от 07.07.2016 № СА-4-7/[email protected]). То есть в данной ситуации действует общий порядок, установленный п. 2.1 ст. 154 НК РФ. Практически это означает, что поставщик и покупатель продовольственных товаров вправе по своему усмотрению определять условия договора в части влияния вознаграждений и премий на цену продовольственных товаров. Такая позиция высказана налоговыми органами в отношении корректировки налоговой базы по НДС.

Но выводы, сделанные высшими судьями, можно распространить и на порядок налогового учета вознаграждений, выплаченных поставщиком в адрес покупателя в размере, большем чем 5%.

Налоговые риски, возникающие при установлении вознаграждения выше 5%
Выплаченное вознаграждение в адрес покупателя может быть учтено продавцом в составе внереализационных расходов (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Для учета в составе налоговых расходов вознаграждения должны быть соблюдены определенные условия:
– расходы должны быть обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода (ст. 252 НК РФ);
– вознаграждение не должно уменьшать цену товара (письма ФНС России от 17.10.2014 № ММВ-20-15/[email protected], Минфина России от 12.10.2011 № 03-03-06/1/665);
– вознаграждение должно быть выплачено только за достижение определенного объема приобретенного товара (письмо Минфина России от 10.04.2015 № 03-07-11/20448).

В качестве дополнительного требования Минфин выдвигает условие о соблюдении предельного размера выплаченного вознаграждения (письма от 15.01.2016 № 03-03-06/1/831, от 10.04.2015 № 03-07-11/20448, от 11.10.2010 № 03-03-06/1/643, от 18.08.2010 № 03-03-06/1/554, от 05.07.2010 № 03-03-06/1/449). То есть, если при соблюдении общих условий признания налоговых расходов совокупный размер выплаченного покупателю вознаграждения превысит 5% лимит (в отношении договоров, заключенных после 15.07.2016), то у поставщика могут возникнуть проблемы с признанием таких расходов.

Так, в одном из спорных дел судом проанализировано положение дополнительного соглашения на приобретение продовольственных товаров, в котором была предусмотрена выплата вознаграждения покупателю в размере 16% от объема закупки (без НДС) за соответствующий период.

Арбитражный суд согласился с выводами налоговиков о необоснованном учете ИП в составе внереализационных расходов суммы вознаграждения (премии) в размере, превышающем 10%. Суд посчитал, что налоговым органом и УФНС обоснованно применены положения Закона № 381-ФЗ (решение АС Республики Хакасия от 02.03.2016 № А74-9406/2015).

В другом деле судьи признали правомерным включение премий в полном объеме в состав налоговых расходов, независимо от положений п. 4 ст. 9 Закона № 381-ФЗ (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 № 13 АП-27607/14).

Однако в свете вынесения определения ВС РФ от 22.06.2016 № 308-КГ15-19017 можно сделать вывод, что специальные положения Закона № 381-ФЗ, ограничивающие прибыль ритейлеров до 5%, не должны влиять на порядок налогового учета расходов. Несоблюдение п. 4, п. 6 данного закона влечет за собой только гражданско-правовые последствия (постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 № А65-26777/2015, АС Поволжского округа от 09.06.2016 № А57-28699/2014).

У покупателя сумма вознаграждения за выполнение определенного объема поставки включается в состав внереализационных доходов (п. 8 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина России от 28.12.2012 № 03-01-18/10-200).

Смотрите еще:

  • Коммерческая недвижимость цена в москве Коммерческая недвижимость Москвы Всего 4 809 объявлений Всего 4 809 объявлений Продается торговое помещение, 50.3 м², 5 мин. до метро пешком, этаж 1 из 17. Тимирязевский р-н Селигерская 5 мин. МЦК Лихоборы Этаж: 1/17 Площадь: 50.3 м 2 24 сентября 13986 […]
  • Совет бесплатного адвоката онлайн Юридическая консультация юриста бесплатно онлайн Информация Описание: Юридическая консультация бесплатно онлайн, Консультация юриста бесплатно онлайн, юридическая помощь и бесплатные консультации от опытных юристов онлайн. ВНИМАНИЕ!1 Формулируйте вопросы четко и конкретно, а не […]
  • Адвокат сухарев евгений Адвокат сухарев евгений Следователь из Самары продолжает отстаивать своё честное имя в суде Евгений Сухарев — полицейский со стажем службы более 10 лет. Работал оперативным сотрудником в Тольятти, затем перевёлся в Самару. Трудился следователем. Дежурство в составе патруля ДНД в июне […]
  • Единовременные выплаты к отпуску это Отражаем единовременную выплату и материальную помощь к отпуску в форме 6-НДФЛ В организации положением об оплате труда предусмотрены единовременная выплата к отпуску и материальная помощь, которая выплачивается вместе с отпускными. Материальная помощь до 4000 руб. не облагается НДФЛ. […]
  • Значительный размер по 228 ук рф Значительный размер для наркотиков Что из себя представляет значительный размер наркотических средств и сколько это? Наконец вышло Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002″Об утверждении размеров наркотических средств и растений», которое так долго ждали и которое дает ответы […]
  • Николаева иркутск замена прав Николаева иркутск замена прав Поводов для замены водительского удостоверения может быть немало: окончание срока действия имеющегося в/у, потеря и даже лишение. Что необходимо сделать, чтобы обменять права максимально быстро? 1 – Собрать /приготовить необходимые документы (см. таблицу) и […]
  • Дам деньги в займы под расписку Деньги в долг под расписку в Архангельске: помощь в получении и частные кредиторы Безвыходных ситуаций не бывает. Именно так хочется ответить людям, оказавшимся в кредитной кабале или остро нуждающимся в деньгах. Вариантов у таких заемщиков много: МФО Доноры Частные кредиторы в […]
  • Рассчитать госпошлину в мировой суд на выдачу судебного приказа Госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2018 Нужна госпошлина в суд? Калькулятор госпошлины 2018 года: Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы! Размер государственной пошлины: 1. Подача искового заявления Имущественного характера, не подлежащего оценке, а также неимущественного […]
Записи созданы 5664

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх