Гпк ст 259

Оглавление:

Статья 259. Подача заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ статья 259 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 259. Подача заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Постановлением Конституционного суда РФ от 22 апреля 2013 г. N 8-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 259 настоящего Кодекса, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, а также частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой эти законоположения, закрепляя право избирателей на обращение в суд за защитой своих избирательных прав, вместе с тем в силу неопределенности нормативного содержания в отношении субъектов, порядка и условий обращения в суд в связи с обжалованием итогов голосования — по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, — исключают для граждан, принимавших участие в выборах в качестве избирателей, возможность обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором эти граждане принимали участие в выборах

О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений части 1 статьи 259 настоящего Кодекса, подпункта «з» пункта 9 статьи 30, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ см. Постановление Конституционного суда РФ от 22 апреля 2013 г. N 8-П

1. Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума, членом избирательной комиссии, комиссии референдума.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ в часть 3 статьи 259 настоящего Кодекса внесены изменения

3. С заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.

4. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума вправе обратиться лица, установленные федеральным законом.

5. С заявлением в суд об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума вправе обратиться: при проведении референдума Российской Федерации — Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; при проведении референдума субъекта Российской Федерации — избирательная комиссия субъекта Российской Федерации; при проведении местного референдума — избирательная комиссия муниципального образования.

6. Заявление в суд о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации подается по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса, другими федеральными законами.

Статья 259. Подача заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Утратила силу с 15 сентября 2015 года. — Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ.

1. Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума, членом избирательной комиссии, комиссии референдума.

3. С заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.

4. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума вправе обратиться лица, установленные федеральным законом.

5. С заявлением в суд об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума вправе обратиться: при проведении референдума Российской Федерации — Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; при проведении референдума субъекта Российской Федерации — избирательная комиссия субъекта Российской Федерации; при проведении местного референдума — избирательная комиссия муниципального образования.

6. Заявление в суд о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации подается по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса, другими федеральными законами.

Комментарий к статье 259 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

1. В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в том числе и нарушающие избирательные права.

Порядок реализации гражданами избирательных прав при проведении референдума, выборов определяется нормами специального законодательства:
— Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» ;
———————————
СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2710.

— Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» ;
———————————
СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5497.

— Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
— Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» ;
———————————
СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171.

— Федеральным законом от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ;
———————————
СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919.

— другими федеральными законами и законами субъектов РФ.

В порядке, предусмотренном гл. 26 ГПК РФ, подлежат рассмотрению не только заявления об оспаривании решений или действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий, комиссий референдума, должностных лиц, которыми нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ, но и иные категории дел, связанные с реализацией гражданами РФ активного и пассивного избирательного права (например, о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума).

2. Можно выделить две группы субъектов, имеющих право на обращение за судебной защитой избирательных прав.

Во-первых, данное право принадлежит избирателям, участникам референдума, кандидатам и их доверенным лицам, избирательным объединениям и их доверенным лицам, политическим партиям и их региональным отделениям, иным общественным объединениям, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, наблюдателям, прокурору, если указанные субъекты считают, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ.

Во-вторых, субъектом обращения могут быть Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума, которые вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением избирательного законодательства, законодательства о референдуме органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, избирательной комиссией, комиссией референдума.

3. Данные обращения осуществляются в соответствии с правилами подсудности, установленными ст. ст. 24, 26, 27 ГПК РФ.

Кроме того, в соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с заявлением в суд о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ вправе обратиться группа численностью не менее 1/3 от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта РФ вправе обратиться группа численностью не менее 1/3 от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, либо группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта РФ, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов этой палаты, а также Центральная избирательная комиссия РФ.

С заявлением в суд о расформировании окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ вправе обратиться группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта РФ либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов этой палаты, а также Центральная избирательная комиссия РФ, избирательная комиссия субъекта РФ.

С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования, территориальной, участковой комиссии вправе обратиться группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов этой палаты, либо группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов этого органа, либо Центральная избирательная комиссия РФ, либо избирательная комиссия субъекта РФ, а с заявлением о расформировании избирательной комиссии поселения также соответствующая избирательная комиссия муниципального района.

4. Избирательные комиссии различных уровней могут занимать различное процессуальное положение. Либо на основании норм ч. 1 комментируемой статьи они привлекаются в качестве ответчиков, либо в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи они могут сами обращаться в суд с заявлением.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в суде может быть поставлен вопрос о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ, а также Центральная избирательная комиссия РФ может обращаться с заявлением о расформировании избирательных комиссий различных уровней.

Если с заявлением в порядке положений гл. 26 ГПК РФ обращается лицо, не имеющее права на обращение в суд, в принятии такого заявления должно быть отказано.

Статья 259. Подача заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

СТ 259 ГПК РФ

1. Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума, членом избирательной комиссии, комиссии референдума.

3. С заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.

4. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума вправе обратиться лица, установленные федеральным законом.

5. С заявлением в суд об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума вправе обратиться: при проведении референдума Российской Федерации — Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; при проведении референдума субъекта Российской Федерации — избирательная комиссия субъекта Российской Федерации; при проведении местного референдума — избирательная комиссия муниципального образования.

6. Заявление в суд о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации подается по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса, другими федеральными законами.

Комментарий к Статье 259 Гражданского процессуального кодекса

Комментарий к Статье 259 ГПК РФ скоро появится.

Статья 259 ГПК РФ. Подача заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Текущая редакция ст. 259 ГПК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

(Утратила силу с 15 сентября 2015 года — Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ)

Комментарий к статье 259 ГПК РФ

1. Защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п.»б» ч.1 ст. 72 Конституции РФ), что позволяет субъектам РФ издавать свои законы, которые не должны противоречить федеральным законам. Вместе с тем, они могут дополнять их новыми гарантиями, способствующими реализации уже предоставленных прав (п.3 ст. 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года (с послед. изм. и доп.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Судебной защите подлежит публичное право гражданина, которое может быть выражено в двух видах: активное избирательное право (например, избирать других лиц) и пассивное избирательное право (например, на регистрацию в качестве кандидата).

_______________
СЗ РФ. 2002. N 24. Ст.2253.

2. Заявителями в суде согласно ч.1 ст. 159 ГПК могут быть субъекты, не только заинтересованные лично в реализации своих прав, но также наблюдатели, прокурор. Обращение в суд в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме других лиц допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом (ч.2 ст. 4, ч.1 ст. 46 ГПК).

Федеральными законами могут быть установлены исчерпывающие перечни лиц имеющих право обращения в суд по следующим требованиям: о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума; об определении срока назначения выборов; о назначении местного референдума; об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о проведении местного референдума, решения местного референдума; об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов; об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов; об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов; об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

3. Условием обращения в суд является предполагаемое нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме, при этом обязательного предварительного обращения в избирательную комиссию не требуется. Заявление должно отвечать требованиям, предусмотренным ст. 131, 132 ГПК, а также отражать особенности, предусмотренные гл.23 и 26 ГПК, и содержать, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, в чем заключается нарушение избирательных прав или права на участие в референдуме. К нему должны быть приобщены копия заявления, документ об удостоверении полномочий представителя, оспариваемый документ, документ об уплате государственной пошлины, если заявитель не освобожден от ее уплаты (п.9, 19 п.1 ст. 333.36 НК).

4. Заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме рассматриваются различными судами, начиная с уровня районного суда. К подсудности мировых судей дела, возникающие из публичных прав отношений, включая дела о защите избирательных прав, не относятся (ст. 234 ГПК). По общему правилу подсудность дел данной категории зависит от уровня избирательных комиссий, комиссий референдума, должностных лиц и органов, решения или действия (бездействие) которых оспаривается (см. комментарий к ст. 24 — 27 ГПК).

5. К решениям избирательной комиссии, комиссии референдума относятся принятые ими коллегиально постановления, решения в установленной форме или протоколы, закрепляющие окончательные решения по рассматриваемым вопросам. Если распоряжение или иное волеизъявление комиссии не облечено в указанные формы, то они должны оспариваться как действия. Под бездействием комиссий (избирательной, референдума) следует понимать неисполнение ими обязанности, возложенной нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.

Консультации и комментарии юристов по ст 259 ГПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 259 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 259 ГПК РФ. Подача заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (действующая редакция)

Это старая редакция документа

1. Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума, членом избирательной комиссии, комиссии референдума.

3. С заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.

4. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума вправе обратиться лица, установленные федеральным законом.

5. С заявлением в суд об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума вправе обратиться: при проведении референдума Российской Федерации — Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; при проведении референдума субъекта Российской Федерации — избирательная комиссия субъекта Российской Федерации; при проведении местного референдума — избирательная комиссия муниципального образования.

6. Заявление в суд о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации подается по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса, другими федеральными законами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 259 ГПК РФ

1. В соответствии со ст. ст. 22 и 245 ГПК РФ дела по заявлениям о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматриваются судами общей юрисдикции с учетом правил подсудности, установленных ст. ст. 24, 26 и 27 ГПК РФ, ч. 17 ст. 15, ч. 1 ст. 89 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ, п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ, ч. ч. 7 — 10, 12 ст. 91 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ, п. п. 4, 5 и 6 ст. 84 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ.

2. Мировые судьи не вправе рассматривать дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации по правилам главы 23 и 26 ГПК РФ, как не отнесенные законом к их подсудности (ст. 23 ГПК РФ).

3. В тех случаях, когда полномочия одних избирательных комиссий, комиссий референдума возлагаются на другие избирательные комиссии, комиссии референдума (например, полномочия окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации — на территориальные избирательные комиссии на основании п. 1 ст. 25 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), подсудность дела следует определять с учетом уровня комиссии, полномочия которой возложены на другую избирательную комиссию, комиссию референдума.

4. Если истек срок полномочий избирательной комиссии, комиссии референдума, решение, действие, бездействие которых оспариваются, то родовая подсудность должна определяться исходя из уровня этой комиссии и уровня выборов, референдума, а территориальная подсудность — с учетом места нахождения комиссии, которая организовала подготовку и проведение соответствующих выборов, референдума и относится к заинтересованным лицам по заявленным требованиям.

5. Решения вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, оставляющие в силе решения нижестоящих комиссий, могут быть оспорены в судебном порядке вместе с решением нижестоящей комиссии, разрешившей вопрос по существу. Подсудность дела в таких случаях определяется в зависимости от уровня комиссии, решение которой обжаловалось в вышестоящую комиссию.

6. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии РФ обжалуются в Верховный Суд РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.

7. Заинтересованное лицо вправе оспорить решение избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий суд, действующий в этом, а не в каком-либо ином субъекте Российской Федерации.

8. К решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подп. 21 и 38 ст. 2, п. 1 ст. 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.

9. К действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий.

10. Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.

11. Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, комиссия референдума в силу закона обязаны были рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе (в частности, по вопросам, указанным в п. 13 ст. 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), однако свою обязанность не выполнили.

12. Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели обладают различным объемом прав и обязанностей в период избирательной кампании, кампании референдума и могут обращаться в суд за защитой этих прав, если считают их нарушенными (ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ).

13. По отдельным требованиям, касающимся защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, федеральными законами определены исчерпывающие перечни лиц, которые вправе обратиться в суд в связи с нарушениями, допущенными в отношении их или в отношении других лиц. Такие перечни установлены, в частности, для обращения в суд со следующими требованиями:

— о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума (ч. 4 комментируемой статьи, п. п. 2, 3, и 4 ст. 31 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ);

— об определении срока назначения выборов (п. 9 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ);

— о назначении местного референдума (ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ);

— об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о проведении местного референдума, а также принятого на местном референдуме решения (ч. 9 ст. 22 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ);

— об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов (п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ);

— об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов (п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ);

— об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов (ч. 3 комментируемой статьи, п. п. 7, 8, 9 и 12 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ);

— об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ч. 5 комментируемой статьи, п. 10 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).

14. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию РФ.

15. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию РФ не является обязательным условием для обращения в суд. Обжалование, к примеру, решения окружной избирательной комиссии в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не препятствует указанным в комментируемой статье заинтересованным лицам обратиться в суд для защиты своих прав.

16. В случае принятия заявления к рассмотрению судом и обращения гражданина с аналогичной жалобой в избирательную комиссию, комиссию референдума избирательная комиссия, комиссия референдума приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу.

17. Выясняя вопрос о том, обладает ли гражданин избирательным правом, за защитой которого он обращается в суд, необходимо учитывать следующее.

18. Право избирать (активное избирательное право) и право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), а также право участвовать в референдуме по общему правилу принадлежат гражданам Российской Федерации (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, ст. ст. 2 — 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).

19. По смыслу Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ при обращении за реализацией указанных прав гражданство Российской Федерации должно быть удостоверено.

20. Исходя из положений ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документами, удостоверяющими гражданство Российской Федерации, являются выданные в установленном порядке паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Документы, которые при отсутствии паспорта гражданина Российской Федерации могут удостоверять личность такого гражданина при реализации им избирательных прав и права на участие в референдуме, перечислены в подп. 16 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

21. Истечение срока действия документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, равно как и наличие иных обстоятельств, требующих обязательной замены документа (например, внесение в паспорт гражданина Российской Федерации отметок и записей, не предусмотренных Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, с последующими изменениями), не означают прекращение гражданства Российской Федерации и утрату избирательных прав и права на участие в референдуме.

22. Граждане вправе обратиться за судебной защитой активного избирательного права (например, в связи с неправильностями в списках избирателей, непредставлением возможности получить информацию или проголосовать на избирательном участке), а также своего пассивного избирательного права (в частности, в связи с отказом в регистрации кандидатом), если считают эти права нарушенными.

23. Наличие у гражданина активного избирательного права обусловлено в числе прочих обстоятельств и нахождением места жительства гражданина в пределах избирательного округа, и лишь в предусмотренных законом случаях таким правом могут обладать граждане, место жительства которых находится за пределами избирательного округа (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). Длительное проживание гражданина в пределах избирательного округа не влечет возникновение у этого гражданина активного избирательного права на участие в выборах по данному округу, за исключением случая, когда активное избирательное право предоставлено таким гражданам законом, в том числе законом субъекта Российской Федерации.

24. Пассивное избирательное право в силу п. 5 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ не связано с нахождением места жительства гражданина в пределах избирательного округа, продолжительностью и сроком проживания гражданина Российской Федерации на территории округа, кроме случаев, когда Конституцией РФ установлены такие ограничения пассивного избирательного права.

25. В соответствии со ст. ст. 22 — 27 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ право предложить кандидатуры в состав избирательных комиссий принадлежит только политическим партиям, избирательным объединениям, иным общественным объединениям, представительным органам муниципальных образований, ряду избирательных комиссий, собраниям избирателей. Решение органа государственной власти, органа местного самоуправления, соответствующей избирательной комиссии, которым предложенная кандидатура не включена в состав избирательной комиссии, может быть оспорено политической партией, избирательным объединением, иным общественным объединением, представительным органом муниципального образования, избирательной комиссией, собранием избирателей, охраняемые законом интересы которых затрагиваются этим решением, но не самим гражданином, кандидатура которого была предложена и не включена в состав избирательной комиссии.

26. При применении положений п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, которым установлен перечень лиц, имеющих право оспорить решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) необходимо учитывать, что кандидату, включенному в зарегистрированный список кандидатов, не предоставлено право оспорить регистрацию списка кандидатов по этому же избирательному округу и отдельных кандидатов, включенных в зарегистрированный список кандидатов по тому же избирательному округу, выдвинутый избирательным объединением.

27. Обращение в суд в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме других лиц допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 46 ГПК РФ).

28. ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах, в том числе органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума, членом избирательной комиссии, комиссии референдума (ч. 6 ст. 68, ч. 1 ст. 89 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ, ч. 2 комментируемой статьи).

29. Однако эти положения должны применяться с учетом норм, в которых закреплено право комиссий определенного уровня на обращение в суд с конкретными требованиями, связанными с нарушением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Например, после установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума вышестоящей избирательной комиссией может быть оспорено в суде решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума (п. 1.1 ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).

30. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, установленном гл. 26 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных:

— ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту избирательных прав или права на участие в референдуме конкретного гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд;

— ч. 1 комментируемой статьи в защиту публичных интересов, если решениями, действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

31. Пункт 1 ст. 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, согласно которому суд соответствующего уровня не вправе отказать в принятии заявления на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подлежит применению в совокупности с нормами, содержащимися в ст. ст. 3, 4, 134, 259 ГПК РФ. Так, если заявление подано лицом, не имеющим права на такое обращение, то в принятии этого заявления должно быть отказано на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ (например, в случае, когда в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются решение, действие (бездействие), не затрагивающие избирательные права заявителя или его право на участие в референдуме).

32. Отсутствие у лица права на обращение в суд с заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в порядке гл. 26 ГПК РФ не может быть преодолено путем подачи этим же лицом заявления по правилам гл. 25 ГПК РФ об оспаривании бездействия органа или лица, имеющих право на обращение в суд в порядке гл. 26 ГПК РФ, в частности, в случае, когда гражданин, не являющийся зарегистрированным кандидатом по избирательному округу, обращается в суд по правилам гл. 25 ГПК РФ с заявлением о признании незаконным бездействия избирательной комиссии в связи с нарушением кандидатом, зарегистрированным по этому избирательному округу, правил ведения предвыборной агитации, осуществлением подкупа избирателей и о возложении на избирательную комиссию обязанности обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации этого кандидата.

33. Заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым ч. 1 ст. 247 и ст. 131 ГПК РФ, с учетом особенностей производства по делам данной категории, установленных главами 23 и 26 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, в чем заключается нарушение избирательных прав или права на участие в референдуме.

34. К заявлению должны быть приобщены копия заявления, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя, сведения, подтверждающие факт принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий или бездействия (ч. 1 ст. 246, ст. 132 ГПК РФ).

35. При этом надлежит учитывать, что по делам данной категории граждане должны уплачивать государственную пошлину, за исключением лиц, имеющих льготы при обращении в суд общей юрисдикции в соответствии со статьей 333.36 НК РФ. Не освобождаются от уплаты государственной пошлины и другие лица, правомочные согласно комментируемой статье обратиться в суд с заявлением в связи с нарушениями законодательства о выборах и референдумах, кроме прокурора и тех избирательных комиссий, которые являются государственными органами (подп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).

36. Положения п. 2 ст. 333.20 и п. 1 ст. 333.41 НК РФ позволяют суду (судье) по ходатайству заявителя уменьшить размер государственной пошлины либо предоставить отсрочку (рассрочку) ее уплаты исходя из имущественного положения заявителя. Вместе с тем указанные положения не препятствуют суду (судье) удовлетворить ходатайство заявителя об отсрочке уплаты государственной пошлины в связи с отсутствием у данного лица реальной возможности для ее уплаты в день, в который поданные заявления в силу ч. 6 ст. 260 ГПК РФ подлежат немедленному рассмотрению и разрешению, то есть в случае, когда кредитные организации уже не работают, а платежные терминалы и банкоматы отсутствуют или не действуют. Иное создавало бы препятствия для реализации заявителем своего права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции РФ.

37. Установив, что заявление не отвечает указанным требованиям, судья в соответствии с ч. 1 ст. 136 ГПК РФ выносит определение об оставлении заявления без движения и назначает минимально необходимый срок для исправления недостатков заявления. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения требований, содержащихся в определении, заявление считается неподанным и возвращается заявителю (ч. 2 ст. 136 ГПК РФ).

38. В соответствии с выводами Конституционного Суда РФ, изложенными в его Постановлении от 18 июля 2003 г. N 13-П, заявление, обжалующее постановление законодательного собрания края, которое касается избирательных прав граждан, в частности несоответствия Конституции РФ положениям устава (Основного Закона) края о том, что глава администрации края избирается краевым законодательным собранием на альтернативной основе тайным голосованием, не подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.

39. Нормами главы 26 ГПК РФ, регулирующими производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, не предусмотрена процедура досудебного порядка урегулирования подобных споров. Поэтому незаконным следует признать возвращение заявления об отмене решения избирательной комиссии ввиду нарушения избирательных прав, без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.

40. См. также комментарий к ст. ст. 24, 26, 27, 254 ГПК РФ.

Смотрите еще:

  • 77 тк рф общие основания прекращения трудового договора Ст. 77 ТК РФ. Общие основания прекращения трудового договора Основаниями прекращения трудового договора являются: 1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса); 2) истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения […]
  • Федеральный закон номер 38 о рекламе Федеральный закон "О рекламе" Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ"О рекламе" С изменениями и дополнениями от: 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля, 21 июля, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 27 октября 2008 г., 7 мая, 27 сентября, 17, 27 декабря 2009 г., 19 мая, 27 июля, 28 […]
  • Срок гарантии на товар по закону Гарантийный срок, срок годности, срок службы - ЗАКОНЫ РФ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября […]
  • 37 статья об ооо Федеральный закон "Об ООО" Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ"Об обществах с ограниченной ответственностью" С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г., 27 июля, 18 декабря 2006 г., 29 апреля, 22, 30 декабря 2008 г., 19 […]
  • Нарушение прав потребителя отказ Закон "О защите прав потребителей" Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I"О защите прав потребителей" С изменениями и дополнениями от: 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 […]
  • Закон рф о сми правовой Закон "О СМИ" Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I"О средствах массовой информации" С изменениями и дополнениями от: 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 […]
  • Декларация вВпутина за 2018 Путин и Медведев опубликовали декларации о доходах МОСКВА, 13 апреля. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин заработал в 2017 году 18 млн 728 тысяч 268 рублей. Такие данные содержатся в декларации президента РФ о доходах, расходах и имуществе, опубликованной на официальном сайте […]
  • Закон о защите прав потребителей возврат технически сложного товара Товар ненадлежащего качества - ЗАКОНЫ РФ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 […]
Записи созданы 6122

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх