Государственный контроль и надзор в сфере финансов

Государственный контроль и надзор

В сфере государственного управления финансами и кредитом важнейшее значение имеет государственный финансовый кон­троль за формированием государственных доходов и их рацио­нальным использованием. В целях улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов Президент РФ 25 июля 1996 г. издал Указ «О мерах по обеспечению государствен­ного финансового контроля в Российской Федерации». В соответ­ствии с Указом контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией де­нежного обращения, использования кредитных ресурсов, состоя­нием внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ был возложен на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Мин­фин России (главное управление финансового казначейства), госналогслужбу, контрольно-ревизионные органы.

В современных условиях сложное финансовое положение стра­ны (низкая собираемость налогов, неплатежи, расточительность в использовании бюджетных средств и т.п.) обусловило дальней­шее усиление государственного контроля за соблюдением финан­совой дисциплины. Управленческая деятельность в этой сфере регламентирована Указом Президента РФ «О мерах по укрепле­нию финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законо­дательства РФ» от 14 мая 1998 г. и постановлением Правитель­ства РФ «О мерах по укреплению финансовой дисциплины» от 12 мая 1998 г.

О контрольных функциях и полномочиях Минфина России, Банка России, налоговых органов уже шла речь. Сейчас следует особо выделить контрольные функции Федерального казначейства и некоторых других органов.

Так, Федеральное казначейство: проводит проверку денежных документов в органах исполнительной власти, в банках, на предприятиях, в учреждениях и организациях любых форм собствен­ности, включая совместные предприятия. Оно вправе: получать от банков и других финансово-кредитных учреждений справки о со­стоянии счетов; требовать от руководителей и других должност­ных лиц проверяемых объектов устранения выявленных наруше­ний порядка исполнения федерального бюджета; приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений, банков в слу­чае непредставления (или отказа предъявить) бухгалтерских и финансовых документов; изымать документы, свидетельствующие о нарушении порядка исполнения федерального бюджета выдавать обязательные предписания о взыскании в бесспорном порядке средств, выделяемых из федерального бюджета и используемых не, по целевому назначению; налагать на банки и другие кредитные учреждения штрафы в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступающих в доход федерального бюджета; вносить в Банк России представления о лишении виновных лицензии на со­вершение банковских операций. Взыскание штрафов производит­ся органами Госналогслужбы.

Значительный объем контрольной работы проводит также Де­партамент государственного финансового контроля и аудита Мин­фина России. Он через главного контролера, контролеров-ревизо­ров и ревизоров контролирует соблюдение финансовой дисципли­ны и бюджетного законодательства федеральными органами ис­полнительной власти, предприятиями, учреждениями и организа­циями в форме документальных ревизий и проверок финансовой деятельности (например, проверки наличия денежных средств и денежных документов), организует аудиторский контроль. Долж­ностные лица Департамента при обнаружении нарушений вправе ставить вопрос об отстранении виновных от должностей с переда­чей дела следственным органам.

Специальным постоянно действующим органом государствен­ного финансового контроля в настоящее время является и Счетная палата РФ, образуемая Федеральным Собранием РФ и подотчет­ная только ему. Действует она на основе Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. Ее задачи: контроль за своевременным исполнением федерального бюджета, за законностью и своевременностью движения денеж­ных средств в Центральном банке РФ и других финансово-кре­дитных учреждениях, за функционированием банковской сис­темы.

По результатам проверок и ревизий Счетная палата направляет проверяемым органам и юридическим лицам представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмеще­нию причиненного государству ущерба и привлечению виновных должностных лиц к ответственности. Неоднократное или ненадле­жащее исполнение предписаний Счетной палаты может повлечь за собой приостановление всех видов финансовых, платежных и рас­четных операций (для этого требуется согласование с Государст­венной Думой).

Говоря о финансовом контроле, нельзя обойти молчанием и такую специальную его организационно-правовую форму, как Фе­деральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России). Ее компетенция – регулирование и межотраслевая координация по вопросам, находящимся в ее ведении.

Главные задачи ВЭК России: проведение единой государствен­ной политики в области контроля и надзора за соблюдением зако­нодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; осуществление контроля за пол­нотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэконо­мическим операциям; контроль за эффективностью использова­ния кредитов в иностранной валюте и т.д.

ВЭК России проверяет финансовые документы, связанные с осуществлением экспорта и импорта товаров и услуг; вправе ста­вить вопрос о приостановлении внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий; дает обязатель­ные для выполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений и т.д.

В соответствии с Указом Президента РФ «О структуре феде­ральных органов исполнительной власти» от 30 апреля 1998 г. функции упраздненного Государственного комитета по обеспече­нию монополии на алкогольную продукцию переданы Министер­ству по налогам и сборам РФ. Соответственно оно осуществляет государственный контроль в области производства и оборота эти­лового спирта и алкогольной продукции, виноматериалов и полу­фабрикатов; за соблюдением порядка декларирования в регули­руемой сфере (анализ деклараций); за объемами производства, хранения и реализации этилового спирта, а также проводит лицен­зирование в названной сфере. К его административным полномо­чиям относится приостановление лицензий; запрещение или при­остановление реализации этилового спирта и алкогольной продук­ции при нарушении стандартов, технических условий по их без­опасности и качеству; осмотр производственных помещений неза­висимо от их подчиненности и формы собственности. Фактически Министерство осуществляет специализированный финансовый контроль в этой сфере своей деятельности, руководствуясь при этом Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продук­ции» от 22 ноября 1995 г. В его структуре образовано Управление по обеспечению государственной монополии на алкогольную про­дукцию и налоговых поступлений в этой сфере.

Наличие многочисленных и серьезных нарушений бюджетной и налоговой дисциплины явились причиной образования экстраор­динарного органа при Президенте РФ. Имеется в виду Временная чрезвычайная комиссия, образованная 11 октября 1996 г. Ее реше­ния оформляются указами и распоряжениями Президента, а также актами Правительства РФ. ВЧК по результатам проверок привле­кает руководителей федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Федерации, руководителей государственных предприятий и учреждений.

Действующее законодательство предусматривает администра­тивную ответственность за отдельные виды финансовых правона­рушений (например, ст. 153–154, 156 1 КоАП).

Государственный контроль и надзор в сфере финансов

Контролирующие органы имеют значительные возможности для предупреждения преступности в сфере экономики, при этом «социальное предназначение «контроля состоит в том, что он служит средством получения информации о происходящих в обществе и его отдельных образованиях процессах, соответствии общественной деятельности намеченным целям, а поведения граждан — установленным обществом правовым и нравственным нормам, выявления причин отклонения от них, разработки мер, противодействующих выявляемым отклонения» . В настоящее время на территории Российской Федерации действуют около 100 федеральных и региональных государственных органов, призванных государством обеспечивать эффективный контроль за соблюдением и исполнением законодательства в сфере экономики. Специфика их деятельности непосредственно связана с реализацией экономических прав, наличием организационно-распорядительных полномочий в отношении субъектов предпринимательской деятельности по контролю за осуществлением ими экономической деятельности и обеспечением возможности применения мер административного воздействия. Являясь видом деятельности государственных органов по обеспечению законности в различных сферах общественных отношений, государственный контроль в Российской Федерации присутствует на всех уровнях. В системе государственных органов контроля необходимо отдельно остановиться на их «экономическом блоке», включающем федеральные министерства под руководством Правительства Российской Федерации. Практика деятельности органов контроля за последнее десятилетие показала, что при наличии множества государственных контрольных структур и наличии у них широкого спектра полномочий функции контроля надлежащим образом не реализовывались, имели место многочисленные злоупотребления. Принципиально остро данная проблема возникла в экономической сфере, где контролирующими органами до сих пор допускается максимальный объем нарушений. В ряде случаев это обусловлено коррупционными проявлениями, в остальных — банальным бездействием должностных лиц и волокитой в деятельности контрольных органов. Объекты же их проверок — предприниматели, на протяжении десятилетий они обеспечивали свое выживание и развитие в теневых сферах экономики, не принося соразмерного вклада в финансовый потенциал нашего государства. По результатам проведенного НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации мониторинга субъектов предпринимательской деятельности установлено, что к типичным последствиям правонарушений, допускаемых в процессе контрольных мероприятий, и неадекватного вмешательства контролирующих органов относятся: большие убытки, влекущие приостановление деятельности предприятий, потеря клиентов, невозможность выполнения договорных обязательств, утечка коммерческой информации и др. Это дезорганизует работу предпринимателей, ведет к непроизводительным затратам труда и снижению деловой активности . При таких обстоятельствах очевидна необходимость скорейшего совершенствования механизма государственной надзорной деятельности, применения к органам контроля прокурорской власти. Целью работы является анализ государственного контроля и надзора в сфере экономики. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи исследования: -рассмотреть понятие контроля и надзора в сфере экономики; -выделить систему контрольно-надзорных органов в сфере экономики; -охарактеризовать прокурорский надзор за деятельностью органов контроля в сфере экономики.?

Контроль — это действие, устанавливающее соответствие исполнения принятому решению путем сопоставления фактически достигнутых промежуточных или конечных результатов и задач (заданий), предусмотренных решением (программой, планом). Основной задачей контрольных органов является получение информации о контролируемом объекте, его состоянии, тенденциях, характеризующих его состояние. Таковы задачи, например, таможенного контроля, финансового и др. Надзор — это «особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.» В процессе своей деятельности указанные органы имеют реальные возможности выявлять различные правонарушения, привлекать к установленной законом ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений, предупреждая таким образом совершение преступлений в сфере экономики. К органам, на которые в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается государственный контроль в сфере экономики относятся: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Только надлежащая организация прокурорского надзора, а также четкое представление о способах нарушения прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности органами контроля обеспечит должное состояние законности и предотвращение любых негативных последствий в обозначенной сфере правоотношений. При этом прокурорский надзор в рассматриваемой сфере требует более детальной законодательной регламентации применительно к каждому направлению деятельности органов контроля.

Нормативно-правовые акты 1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824. 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921, 3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. N 278. 2011. 9 декабря; 4. Федеральный закон N 383-ФЗ от 29.12.2009 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. N 255. 2009. 31 декабря. 5. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»// СПС «Консультант Плюс» 6. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249, 7. Федеральный закон от 27.07.2010 N 239-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2010, N 31, ст. 4208 8. Федеральный закон от 27.12.2009 N 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» // Российская газета. N 252. 2009. 29 декабря. 9. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 22.12.1997, N 51, ст. 5712, 10. Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3696. Научная и учебная литература 11. Бахрах Д.Н. Административное право: Учеб. для вузов. М., 2007 12. Большая юридическая энциклопедия. М., 1999. Т. 13. 13. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и орг. М., 2000. 14. Государственный контроль и защита предпринимательства / Коллектив авторов. Издание НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2009. 15. Казаков А.Я. Меры, осуществляемые органами финансового контроля для предупреждения преступности в сфере экономики // Безопасность бизнеса. 2014. N 1. 16. Казарина А.Х. Истоки и современное состояние общего надзора прокуратуры в сфере экономики // Организация прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов: Сборник научных трудов. М.: ИПК РК ГП РФ, 2003. 17. Ким Ю.В. Прокурорский надзор в структуре российской правовой государственности: генезис института, функции, тенденции развития (государственно-правовое исследование): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Томск, 1992. 18. Субанова Н.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере лицензирования: Вопросы теории и практики. М.: Юриспруденция, 2010. 19. Коренев А.П. Административное право России: Учеб.: В 3 ч. М., 2011. Ч. 1. 20. Ларичев В.Д. Теоретические основы предупреждения преступлений в сфере экономики: Моногр. М.: Юрлитинформ, 2010. 21. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопр. теории. СПб., 2012. 22. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. 23. Сергиенко А. Надзор в сфере экономики и противодействия коррупции. Законность. 2008. N 2. 24. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры: Информационно-аналитический доклад. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Научно-исследовательский институт. М., 2009. 25. Тарасов А.М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля // Государство и право. 2004. N 10. 26. Тарасов Ю.А. Государственный контроль как эффективный механизм противодействия экономической преступности // Российский следователь. 2013. N 3. 27. Файнгерш С.М. Отдельные проблемы реализации прокурорского надзора за законностью в деятельности государственных органов контроля в сфере экономики // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 3. 28. Чермянинов Д.В. Надзор и контроль в таможенном деле // Российская юстиция. 2013. N 10. 29. Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления. М., 2011.

Государственный финансовый контроль и надзор: разграничение понятий (Ситник А.А.)

Дата размещения статьи: 06.02.2018

Вопрос соотношения понятий «контроль» и «надзор» является одним из наиболее обсуждаемых в науке административного и финансового права. Обусловливается это тем, что в настоящее время ни на законодательном, ни на доктринальном уровне нет единого подхода к разграничению данных категорий. Как было абсолютно точно отмечено М.С. Студеникиной, «контроль и надзор — эти слова часто употребляются, но до сих пор они не стали научными терминами, исчерпывающе отражающими сущность этих понятий. Это наглядно проявляется в первую очередь при анализе действующего законодательства о правовом статусе государственных органов, осуществляющих проверочную деятельность. Нередко в нормативных актах такого рода либо однопорядковая деятельность именуется по-разному, либо же одним термином обозначаются отличные по своему содержанию виды работ» .
———————————
Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. М., 1974. С. 17.

Подтверждение данного высказывания можно найти в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» , который использует понятия «контроль» и «надзор» в связке, т.е., по сути, не разделяет их. Так, в ст. 2 данного Закона содержится достаточно объемное определение понятия «государственный контроль (надзор)», под которым предлагается понимать деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
———————————
СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

Данное определение трактуется по-разному. С одной стороны, можно говорить о том, что в рассматриваемом случае законодатель использует понятия «контроль» и «надзор» как синонимы, с другой — употребляемое в скобках понятие «надзор» может рассматриваться как уточнение, т.е. в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ речь идет именно о надзоре как разновидности контроля. Справедливость второго подхода подтверждает С.М. Зубарев, отмечающий, что, «исходя из анализа базового определения, можно сделать вывод о том, что предметом Закона о государственном контроле 2008 г. являются отношения, складывающиеся в процессе надзора, а не контроля. Данное обстоятельство может стать основанием для корректирования названия Закона и его содержания» .
———————————
Зубарев С.М. О соотношении понятий «контроль» и «надзор» в публичном управлении // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 10. С. 31 — 36.

Наиболее подробно проблема соотношения понятий «контроль» и «надзор» была проанализирована в науке административного права. Говоря о контроле как способе обеспечения законности, Л.Л. Попов выделяет четыре основных признака:
во-первых, между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности;
во-вторых, объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого;
в-третьих, контролирующий часто наделяется правом отменять или приостанавливать решения контролируемого;
в-четвертых, в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения .
———————————
См.: Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. М., 2008. С. 389.

С.М. Зубарев также указывает на то, что объектом государственного контроля выступает деятельность государственных органов, их должностных лиц и государственных служащих; органов местного самоуправления, их должностных лиц и муниципальных служащих; руководителей и должностных лиц государственных (муниципальных) предприятий, а также на то, что контроль проводится не только в целях установления законности и целесообразности, но и эффективности .
———————————
Зубарев С.М. Указ. соч.

Следует отметить, что вышеперечисленные признаки не характерны для большинства видов финансового контроля. Наиболее ярким образом это проявляется на примере налогового контроля:
налоговые органы и налогоплательщики не находятся в отношениях подчиненности и подведомственности. Отметим, что у Федеральной налоговой службы имеется ряд подведомственных организаций, в частности лечебно-профилактических и образовательных , в то же время действующие нормативные правовые акты не предусматривают каких-либо особенностей осуществления налогового контроля в отношении данных налогоплательщиков;
целесообразность деятельности налогоплательщиков не является объектом налогового контроля;
налоговые органы не обладают правом отменять или приостанавливать решения контролируемого субъекта. В случае если по результатам налоговой проверки налоговым органом будет установлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, он может быть привлечен к налоговой, административной или другим видам ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Кроме того, по результатам контрольных мероприятий могут быть приняты и иные решения в отношении налогоплательщика, например ему может быть отказано в предоставлении вычета по налогу на добавленную стоимость;
налоговый орган не вправе привлекать налогоплательщика к дисциплинарной ответственности.
———————————
Организации, находящиеся в ведении ФНС России // https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/fts/subordinate/ (дата обращения: 31.01.2017).

Таким образом, исходя из предложенных в науке административного права критериев получается, что налоговый контроль является не столько контролем, сколько надзором, который, по мнению Л.Л. Попова, является самостоятельным видом государственной деятельности по обеспечению законности и дисциплины и «обладает следующими признаками:
1) отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;
2) возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;
3) невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;
4) наличие специального объекта надзорной деятельности — норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;
5) возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угрозы безопасности различных объектов;
6) строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий» .
———————————
В то же время Д.Н. Бахрах считает, что «надзор — это ограниченный, суженный контроль». См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 2005. С. 438.
Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. М., 2008. С. 410 — 411. Заметим, что данные критерии были сформулированы в отношении административного надзора.

То же самое можно сказать и в отношении других видов финансового контроля. Например, рассматривая понятие валютного контроля, Н.М. Артемов обоснованно отмечает, что «для обозначения этого вида деятельности больше подошел бы термин «надзор». «Надзор» в общепринятом смысле означает обеспечение законности какой-либо деятельности, в то время как под контролем понимают обеспечение соблюдения как законности, так и целесообразности определенной деятельности. Обеспечение государством соблюдения обязательными субъектами правовых норм о валютных операциях служит гарантией законности соответствующей деятельности. Обеспечением целесообразности валютных операций (например, на какие именно цели расходуется валюта) государство не занимается (за исключением государственных организаций)» . Следует отметить, что данный подход был воспринят при подготовке Соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации в рамках Евразийского экономического сообщества , в ст. 7 которого идет речь о валютном контроле (надзоре за соблюдением валютного законодательства).
———————————
Артемов Н.М. Валютный контроль. М., 2001. С. 8.
См.: распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 июня 2016 г. N 71 «О проекте распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте Соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации» // Официальный сайт Евразийского экономического союза: http://eaeunion.org/, 03.06.2016.

Аналогичным образом и иные виды финансового контроля (контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, контроль в сфере денежного обращения и т.д.) не имеют своей целью проверку целесообразности тех или иных действий подконтрольных субъектов, осуществляется органами, не находящимися в отношениях подведомственности и подчиненности с поднадзорными органами и не обладающими полномочиями по вмешательству в решение оперативных управленческих вопросов.
Лишь бюджетный контроль (но не всегда) наиболее полно отвечает вышеприведенным критериям контроля. При этом на сегодняшний день только бюджетное законодательство предусматривает применение мер принуждения за совершение бюджетного нарушения, проявляющегося в нецелевом использовании бюджетных средств (ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ). Исходя из всей совокупности признаков контроля и надзора Е.Е. Фролова считает, что «применение категории «контроль» в финансовой сфере полностью справедливо только по отношению к мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства, т.е. к бюджетному контролю. Что же касается обеспечения соблюдения законодательства о налогах и сборах и о денежном обращении, в данном случае более юридически корректно было бы употребление термина «надзор», т.е. налоговый надзор и надзор за денежным обращением» .
———————————
Фролова Е.Е. Государственный финансовый контроль за денежным обращением: Дис. . докт. юрид. наук. М., 2011. С. 74.

При разграничении понятий «контроль» и «надзор» также часто отмечают, что надзор носит «надведомственный» характер. В то же время, по справедливому замечанию Е.Ю. Грачевой, «этот признак надзора не совсем применим для сферы финансов. Налоговый контроль осуществляется, например, за деятельностью всех налогоплательщиков, т.е. тоже носит «надведомственный» характер, в отличие от страхового и банковского надзора, который носит скорее «ведомственный», отраслевой характер, поскольку он осуществляется соответственно только в сфере страхования или в банковской системе» .
———————————
Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового надзора: Дис. . докт. юрид. наук. М., 2000. С. 251 — 252.

В науке финансового права обоснованно предлагается рассматривать понятие «контроль» в широком и узком смыслах. Как отмечает А.Г. Гузнов, «необходимо отличать контроль как форму управленческой деятельности (контроль в широком смысле) от контроля в узком смысле, понимаемого как способ воздействия на управляемый субъект, связанный с возможностью вмешательства в оперативные вопросы. Надзор отличен именно от последнего понимания контроля (контроля в узком смысле), и это отличие связано прежде всего с тем, что в рамках надзора вмешательство в оперативные вопросы, в вопросы организации и осуществления бизнеса (по меньшей мере до той поры, когда организация и осуществление бизнеса соответствуют публичным целям и интересам) считается недопустимым» .
———————————
Гузнов А.Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации: Дис. . докт. юрид. наук. М., 2016. С. 27.

В таком понимании контроль может рассматриваться одновременно и как обобщающее понятие для всех видов контрольной деятельности (включая надзор, наблюдение и т.д.), а также как специальный вид деятельности уполномоченных государственных органов, направленный на обеспечение законности в финансовой сфере. Аналогичным образом и надзор можно определить как специальный вид контрольной деятельности (контроля), заключающийся «в постоянном (систематическом) наблюдении за деятельностью не подчиненных им субъектов управления или лиц в целях выявления нарушений законности» . В связи с этим не будет ошибкой именовать, например, налоговый контроль именно контролем, а не надзором (хотя последнее было бы точнее). В то же время это не решает проблемы несовершенства юридической техники законодателя.
———————————
Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Монография / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М., 2013. С. 11.

Можно утверждать, что в настоящее время сложилась традиция, в соответствии с которой термин «надзор» применяется лишь в отношении контрольной деятельности, осуществляемой Банком России на финансовом рынке и включающей в себя банковский надзор, страховой надзор, надзор на рынке ценных бумаг, надзор за микрофинансовыми организациями, надзор и наблюдение в национальной платежной системе и т.д. Такой подход представляется более правильным. В то же время, как показывает ряд исследований, неточность формулировок в финансовом праве может быть обусловлена историческими традициями. Наиболее ярким образом это проявляется в отношении такой категории, как таможенная пошлина. Например, как отмечает Г.Г. Ячменев, «таможенная пошлина является косвенным налогом, уплачиваемым при пересечении товарами таможенной границы. Просто в силу сложившейся традиции этот платеж принято неправильно называть пошлиной» . Подтверждение справедливости данного высказывания можно найти у И.И. Янжула, по мнению которого таможенные налоги «принято неправильно называть в общежитии» пошлинами. Равно и Д.М. Львов указывал на то, что «название «пошлина» в этом случае не совсем точное, так как этого рода налоги вовсе не имеют характера пошлины, т.е. сборов за особые услуги со стороны государства» .
———————————
Артемов Н.М., Ячменев Г.Г. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник. М., 2009. С. 110.
Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. СПб., 1904. С. 365.
Львов Д.М. Курс финансового права. Казань, 1887. С. 406.

Аналогичным образом можно утверждать, что в силу сложившейся традиции отдельные виды государственного надзора, осуществляемого в сфере налоговых, валютных и ряда иных финансовых правоотношений, принято именовать контролем. Таким образом, в данном случае применяется более общая категория — «контроль», являющаяся обобщающим понятием для всех видов контрольной деятельности. Очевидно, что подобная неточность не вызывает существенных проблем в правоприменительной практике и рассматриваемая проблема носит в большей степени теоретический характер. В то же время считаем, что указанный недочет должен быть исправлен законодателем в целях совершенствования юридической техники, которая, как известно, должна стремиться к использованию четких и корректных формулировок с целью более точного отражения содержания определяемых явлений.
———————————
Теоретически данная неточность могла бы вызывать определенные проблемы, поскольку в сравнении с надзором контроль (в узком смысле) предполагает иной объем полномочий контролирующих органов.

Библиографический список

1. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. М., 2008.
2. Артемов Н.М. Валютный контроль. М.: Профобразование, 2001.
3. Артемов Н.М., Ячменев Г.Г. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник. М.: Элит, 2009.
4. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005.
5. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового надзора: Дис. . докт. юрид. наук. М., 2000.
6. Гузнов А.Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации: Дис. . докт. юрид. наук. М., 2016.
7. Зубарев С.М. О соотношении понятий «контроль» и «надзор» в публичном управлении // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 10.
8. Львов Д.М. Курс финансового права. Казань: Типография Императорского университета, 1887.
9. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Монография / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013.
10. Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. М.: Юридическая литература, 1974.
11. Фролова Е.Е. Государственный финансовый контроль за денежным обращением: Дис. . докт. юрид. наук. М., 2011.
12. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах. М.: Статут, 2002.

Государственне и муниципальные органы финансового контроля

  • Финансовое право
  • Принципы финансового права
  • Система финансового права
  • Источники финансового права
  • Финансовые правоотношения
  • Субъекты финансового права
  • Финансовая деятельность государства
  • Валютная политика

Органы государственного финансового контроля и их функции

Государственный финансовый контроль проводят органы законодательной и исполнительной власти. Законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие формы финансового контроля:

  • предварительный контроль в процессе рассмотрения и утверждения законов (решений) о бюджете и по другим финансовым вопросам;
  • текущий контроль при рассмотрении вопросов исполнения бюджетов, налогового законодательства и других финансовых вопросов на заседаниях комитетов, комиссий, во время парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
  • последующий контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Для осуществления финансового контроля со стороны представительных органов власти созданы специальные структуры. Например, парламентский контроль на федеральном уровне осуществляют комитеты и комиссии Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ, Счетная палата РФ.

Особое место в проведении парламентского контроля отводится Счетной палате РФ, которая функционирует в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Контролю по линии Счетной палаты РФ подлежат все государственные органы и учреждения (включая ЦБ РФ), а также все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности, муниципальные органы, общественные организации, использующие средства федерального бюджета.

В субъектах РФ имеются контрольно-счетные палаты, выполняющие функции, схожие с функциями Счетной палаты РФ.

Счетная палата РФ проводит глубокие проверки достоверности отчетов об использовании средств федерального бюджета. О результатах проверок она информирует Федеральное Собрание РФ, а по выявленным фактам разворовывания или нецелевого использования бюджетных средств направляет представления соответствующим следственным органам (Генеральной прокуратуре РФ, Следственному комитету РФ) для привлечения виновных к ответственности по закону.

Начиная с 2005 г. Счетная палата РФ перешла от обычных контрольных проверок и ревизий к так называемому аудиту эффективности — новому для России направлению финансового контроля, в процессе которого главное внимание уделяется не только и не столько выявлению законности совершаемых финансовых операций (что само по себе очень важно), но и эффективности произведенных расходов и их оправданности. Понятно, что переход к аудиту эффективности требует высокого профессионализма аудиторов Счетной палаты РФ, всех ее специалистов.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе РФ кандидатуры для назначения на должность председателя ЦБ РФ. Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ как структурное подразделение Администрации Президента РФ.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им структур, в том числе и финансовых.

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, подведомственных ему финансовых органов, вопросы бюджетного федерализма, межбюджетных отношений, единой политики в области финансов, денег, кредита.

Основным органом правительственного финансового контроля является Министерство финансов РФ, осуществляющее не только разработку финансовой политики, но и непосредственный контроль за ее реализацией. Минфин России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, контролирует организацию денежного обращения, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, использование кредитных и валютных ресурсов, а также государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ, другие вопросы функционирования государственной системы.

По результатам контроля Министерство финансов РФ вправе: требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета организаций и учреждений, допустивших незаконное расходование средств; взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением штрафов.

Контрольные полномочия Минфина России распространяются только на средства федерального уровня, так как бюджетное законодательство Российской Федерации предусматривает финансовую самостоятельность субъектов РФ и муниципальных образований.

Для усиления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также валютного контроля при Министерстве финансов РФ создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора она осуществляет контроль:

  • за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  • за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;
  • за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федератьного бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций;
  • за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее органы на местах имеют право:

  • проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильное использование денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;
  • проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, встречные проверки (сличение записей, документов);
  • направлять в проверенные организации, в их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения предстаапения или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Федеральная налоговая служба и налоговые инспекции на местах осуществляют функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех налогов и других платежей. Эта служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивающим представление в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ. Свою деятельность она осуществляет через территориальные органы — налоговые инспекции, которые выполняют следующие основные функции:

  • обеспечивают собираемость налогов и поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ;
  • осуществляют возврат излишне взысканных и уплаченных налогов в бюджет;
  • проводят проверки налогоплательщиков;
  • ведут учет плательщиков в бюджет, контролируют правильность начисления платежей организациями и гражданами, а также поступление платежей в соответствующий бюджет;
  • контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов, деклараций, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет;
  • ежемесячно представляют финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о суммах фактически поступивших налогов и других платежей в бюджет.

Федеральная таможенная служба несет ответственность за поступление таможенных пошлин и обязана:

  • проводить проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
  • проверять документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;
  • приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
  • проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границ Российской Федерации, правильностью исчислений и уплатой таможенных пошлин.

Ответственные контрольные функции возложены на Федеральную службу по финансовому мониторингу, которая является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эта служба собирает, обрабатывает и анализирует информацию об операциях с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю (в настоящее время это операции на сумму свыше 600 тыс. руб. каждая). Такую информацию обязаны предоставлять этой службе все банки и другие кредитные организации, страховые компании, ломбарды, почтовые отделения. При наличии оснований, свидетельствующих о том, что операции связаны с отмыванием доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, Федеральная служба по финансовому мониторингу направляет информацию соответствующим правоохранительным органам.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации, деятельности товарных бирж, биржевых посредников. Эта служба обеспечивает государственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банку РФ. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

Органы исполнительной государственной власти общей компетенции

Это Правительство РФ, правительства, администрации субъектов РФ, направляющие и организующие деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также осуществляющие финансовый контроль сами. Деятельность Правительства РФ в сфере финансов представлена большим числом направлений, охватывающих вопросы внутренного характера с учетом их международного значения.

В пределах своих полномочий Правительство РФ на основании Конституции РФ (ст. 114) и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. на 28 декабря 2010 г., № 8-ФКЗ) разрабатывает и реализует политику в сфере международного финансового сотрудничества; обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Вместе с тем к его компетенции отнесено принятие мер но регулированию рынка ценных бумаг; осуществление валютного регулирования и валютного контроля; руководство валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами. Одновременно в полномочия Правительства РФ входит руководство и контроль за деятельностью в области финансов федеральных министерств и других государственных ведомств, включая органы федеральной службы финансовой сферы, которые подотчетны ему.

Помимо этого, Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, и полномочиям совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному законодательству и международным обязательствам РФ Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия этих актов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство РФ принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок данной деятельности. Это относится к отраслевым органам государственного управления, включая органы, действующие в сфере финансов. Так, Правительством РФ утверждены положения о Министерстве финансов РФ, о ФНС России, о Федеральном казначействе и о других органах, закрепляющие функции по финансовому контролю.

Правительство РФ вправе образовывать свои комиссии, другие органы при нем с контрольными функциями, включая финансовые (например, Комиссия по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот; Комиссия по обеспечению доходов федерального бюджета; Федеральная комиссия по обеспечению формирования доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации). Соответственно возникающим задачам виды и перечень этих комиссий могут изменяться.

Создание комиссий может быть предписано Правительству РФ законодательным актом, в частности законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, основной сферой деятельности которых являются финансы. Финансовый контроль, проводимый государственными органами, специально предназначенными для осуществления финансовой деятельности, неотъемлемой частью которой являются соответствующие контрольные функции, имеет исключительно важное значение в силу своей регулярности и систематичности. К таким органам относятся органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ: федеральные службы — ФНС России, Росфиннадзор, Росфинмониторинг, Федеральное казначейство (федеральная служба), а также ФТС России и ФСФР России, находящиеся в ведении Правительства РФ.

В рамках своей компетенции они проводят контроль целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов; расходов, связанных с государственным внутренним и внешним долгом; формирования и сохранности Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; частично валютный и экспортный контроль; контроль использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней организациями и совершения сделок с ними, а также надзор и контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков, контроль за качеством аудиторских проверок и др. Эти функции соответственно их содержанию распределены между названными службами. Кроме того, в сфере своей компетенции финансовый контроль осуществляют ФТС России и ФСФР России.

В связи с выполнением контрольных функций все они взаимодействуют с правоохранительными органами.

Среди названных федеральных служб своей значимостью выделяется Федеральное казначейство (Казначейство России), что обусловлено его деятельностью в сфере бюджетной системы, которая является основным звеном финансового механизма государства (ст. 267 БК РФ). Казначейство России и его территориальные органы осуществляют финансовый контроль в процессе выполнения функций по исполнению федерального бюджета, кассового обслуживания бюджетов всех уровней, проводят предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Деятельность этих органов распространяется на бюджеты всех уровней.

Федеральное казначейство вправе применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований, а также меры по ликвидации последствий данных нарушений.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. В ее компетенцию входит контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами исполнительной власти всех уровней. Кроме того, она организует ведение единой информационной системы контроля и надзора в данной сфере. Соответственно этому Служба проводит ревизии и проверки, мероприятия по предупреждению, выявлению и устранению нарушений финансового законодательства.

В связи с образованием Росфиннадзора утратило силу постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации», а названные органы переданы в ведение данной Службы в качестве ее территориальных органов. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее органы вправе контролировать исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты, субвенции, субсидии и бюджетные кредиты из федерального бюджета в части данных средств (ст. 268 Б К РФ).

Служба и ее органы компетентны направлять в проверяемые организации и их вышестоящие органы представления или обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений.

Федеральная налоговая служба с подведомственными ей территориальными органами обеспечивает единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в соответствующие бюджеты. Кроме того, она осуществляет контроль над производством и оборотом табачной продукции, а также контроль за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов.

Налоговые органы наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ (гл. 15, 16, 18) закрепил эти полномочия и санкции, уточнив и конкретизировав их содержание, порядок применения, а также формы контроля.

Федеральная служба по финансовому мониторингу заменила собой Комитет РФ по финансовому мониторингу, который был создан в связи с ростом правонарушений в сфере финансов и денежного обращения, в особенности с использованием официально действующих организаций (банков, страховых компаний, ломбардов и др.) для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Эта мера была предпринята на основании Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. на 27 июня 2011 г., № 162-ФЗ) в целях создания правового механизма и специально уполномоченного государственного органа, призванных противодействовать данному явлению, негативно влияющему на экономику страны, на реализацию прав и законных интересов граждан, общества и государства. Данный Закон требует: усиления внутреннего контроля, проводимого самими организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом; обязательного контроля со стороны уполномоченного органа за этими операциями в установленных случаях (ст. 4, 6 Закона).

Федеральная служба по финансовому мониторингу выступает и как орган, координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, взаимодействует с Центральным банком РФ, а также компетентными органами иностранных государств.

К ее полномочиям отнесены: контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства; сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ; создание единой информационной системы в установленной сфере деятельности; участие в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества поданным вопросам и др. Служба наделена полномочиями по предупреждению и приостановлению незаконной деятельности: она вправе издавать постановления о приостановлении операций с денежными средствами и иным имуществом, разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению нарушений и т. д. В соответствующих случаях она обязана направлять информацию в правоохранительные органы.

Федеральная таможенная служба осуществляет контроль и надзор в области таможенного дела, в частности контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов и других таможенных платежей с принятием мер по их принудительному взысканию.

Кроме того, Служба выполняет функции агента валютного контроля в рамках своей компетенции, контролируя валютные операции резидентов и нерезидентов. В ее компетенцию также входит осуществление производства по делам об административных правонарушениях в названных сферах и рассмотрение таких дел в соответствии с КоАП РФ (см. Положение о Федеральной таможенной службе).

Федеральная служба по финансовым рынкам уполномочена проводить контроль и надзор в сфере финансовых рынков, в том числе контроль и надзор в сферах страховой и другой деятельности, за исключением банковской и аудиторской деятельности. Как непосредственно, так и через свои территориальные органы Служба контролирует порядок проведения операций с денежными средствами и иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В се компетенцию входит организация проверок эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, субъектов отношений по формированию и инвестированию названных фондов (см. Положение о Федеральной службе но финансовым рынкам).

Служба имеет право пресекать нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением физическими и юридическими лицами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции данной Службы.

Все упомянутые федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

Функции контроля возложены и на финансовые органы субъектов РФ — в отношении соответствующих бюджетов и иных денежных фондов, а также финансовые органы системы местного самоуправления — относительно местных бюджетов, других денежных фондов согласно их компетенции.

Смотрите еще:

  • Товары принятые на комиссию 004 УЧЕТ ТОВАРОВ, ПРИНЯТЫХ НА КОМИССИЮ По договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента (т.е. лица, по поручению которого совершается сделка) совершить одну или несколько операций от своего имени за вознаграждение. Разновидностью договора комиссии на продажу является договор […]
  • Сивопляс яхонтов конституционное право Сивопляс яхонтов конституционное право Авакьян С.А. Конституция России. Природа, эволюция, современность. – М.: РЮИД; Сашко, 2000. Авакьян С.А. Библиография по конституционному и муниципальному праву России. – М.: Зерцало-М, 2002. Аверьянов А.Н., Васецкий Н.А., Малов Ю.К. […]
  • Гражданский процесс лекции читать онлайн Читать онлайн "Гражданский процесс" автора Викут М. А. - RuLit - Страница 201 См. Гурвич М А. Гражданские процессуальные правоотношения и процессуальные действия // Труды ВЮЗИ.Т. 111 Вопросы гражданского процессуального, гражданского и трудового права М., 1965 С. 87; Чечина НА. […]
  • Ответственный за воинский учет в организации приказ Ответственный за воинский учет в организации приказ по ООО «Пути успеха» «Об организации воинского учета и назначении ответственного за воинский учёт» «___»_________2011 г. Москва Во исполнении федеральных законов Российской Федерации от 31 мая 1996 года «Об обороне», от 28 марта […]
  • Работа в госслужбе вакансии в ростове Работа в госслужбе вакансии в ростове Старший специалист 2 разряда Прием документов заканчивается через 1 день Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Ростовской области Ростовская область, Миллеровский район от 11 200 до 12 000 руб. Старший государственный налоговый […]
  • Алименты рассчитываются после вычета ндфл Алименты и НДФЛ Актуально на: 25 ноября 2015 г. К вам как к работодателю может поступить исполнительный документ, в соответствии с которым вы должны будете удерживать из зарплаты работника алименты. Это может быть: исполнительный лист; судебный приказ; нотариально удостоверенное […]
  • Алименты через работодателя Алименты через работодателя В соответствии со статьей 80 семейного кодекса Российской Федерации, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае если родитель не проживает с ребенком, на него возлагается обязанность по уплате алиментов. Если родитель не выполняет свои […]
  • Незаконная охота вид ответственности Незаконная охота вид ответственности Охотой признаются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. "О применении судами законодательства об ответственности за […]
Записи созданы 6584

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх