Договор с ревизором в ооо

Оглавление:

Ревизор в ООО: всё под контролем

Для контроля финансово-хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью общим собранием участников избирается ревизор. Его функции также могут выполнять утвержденный общим собранием аудитор (физическое лицо или аудиторская организация), не связанный имущественными интересами с обществом, член совета директоров, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, или участник общества. Хотя ревизор не является органом управления, не осуществляет самостоятельную организационную и исполнительно-распорядительную деятельность, а реализует лишь одну специфическую функцию — контроль финансово-хозяйственной деятельности общества (внутренний аудит), но его права и обязанности достаточно обширны.

Ревизор избирается на срок до следующего очередного общего собрания из числа кандидатур, предложенных участниками общества. С избранным ревизором заключается договор.

Полномочия ревизора прекращаются с даты принятия общим собранием одного из решений, связанных:

  • с ликвидацией, реорганизацией или началом процедуры банкротства ревизора. Датой прекращения полномочий в этом случае является день принятия решения о ликвидации, реорганизации, банкротстве;
  • принятием решения о досрочном прекращении полномочий ревизора (датой прекращения полномочий считается день их приобретения вновь избранным ревизором);
  • истечением срока полномочий — они прекращаются в день приобретения полномочий вновь избранным ревизором;
  • невозможностью исполнения ревизором своих обязанностей по различным причинам. В этой ситуации полномочия прекращаются в день получения обществом письменного заявления ревизора;
  • иными причинами, объективно не позволяющими ревизору выполнять свои обязанности добросовестно и в полном объеме, с соблюдением интересов общества и его участников.

В уставе ООО целесообразно установить правило, согласно которому ревизор вправе в любое время по собственной инициативе провести проверку определенной сферы или всей финансово-хозяйственной деятельности общества. Указанные действия он обязан также совершить согласно решению общего собрания, совета директоров (наблюдательного совета) или по требованию участников, обладающих определенным в уставе количеством голосов (долей в уставном капитале).

Также в уставе можно указать, что расходы на проведение проверки, осуществляемой по требованию участников, несут ее инициаторы, если общее собрание не сочтет необходимым произвести эти расходы за счет общества.

Избрание ревизора является обязательным только в обществах, насчитывающих свыше 15 участников. Остальные общества не обязаны формировать данный орган, хотя при желании могут это сделать. Правила избрания ревизора, срок его полномочий, порядок работы и прочие вопросы могут быть прописаны в уставах обществ, для которых его создание обязательно, а также принявших соответствующее решение. Для сравнения отметим, что в отличие от ООО все акционерные компании обязаны избирать ревизора или ревизионную комиссию.

Как правило, внутренним документом ООО, регламентирующим порядок работы ревизионного органа, является положение о ревизоре. В нем, как правило, устанавливаются общие положения о ревизоре, сроке его полномочий, оплате труда, правах и обязанностях, недобросовестных действиях, влекущих освобождение ревизора от должности, а также регулируются иные отношения по усмотрению участников обще­ства.

Круг прав и обязанностей

В обязанности ревизора входят:

  • проверка годового отчета и бухгалтерского баланса до их утверждения общим собранием;
  • проверка иной финансовой документации и бухгалтерской отчетности, заключений комиссии по инвентаризации имущества; сравнение указанных документов с данными первичного бухгалтерского учета; анализ правильности и полноты ведения бухгалтерского, налогового, финансового, управленческого и статистического учетов;
  • проверка правильности исполнения бюджетов;
  • проверка правильности распределения прибыли, в том числе целевых фондов;
  • анализ финансового положения общества, его платежеспособности, ликвидности активов, соотношения собственных и заемных средств, чистых активов и уставного капитала; выявление резервов улучшения экономического состояния общества; рекомендации органам управления;
  • проверка своевременности и правильности платежей поставщикам продукции и услуг, платежей в бюджет и внебюджетные фонды, погашения прочих обязательств общества;
  • проверка полномочий единоличного исполнительного органа по заключению договоров от имени общества;
  • проверка правомочности решений, принятых советом директоров, единоличным исполнительным органом и ликвидационной комиссией, их соответствия уставу и решениям общего собрания;
  • анализ соответствия решений, принятых общим собранием участников, Федеральному закону от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также положениям устава;
  • своевременное информирование общего собрания участников, совета директоров и единоличного исполнительного органа о результатах проведенных ревизий (в форме заключения или акта);
  • оценка достоверности данных, включаемых в годовой отчет, годовую бухгалтерскую и финансовую отчетность общества, а также в отчетную документацию для налоговых, статистических и иных государственных органов;
  • ревизия финансово-хозяйственной деятельности общества по итогам деятельности за год, а также в любое время по требованию лиц, имеющих право требовать ее проведения;
  • требование созыва заседаний совета директоров (при наличии данного органа в обществе), а также внеочередного общего собрания участников в случаях выявления нарушений финансово-хозяйственной деятельности или наличия угрозы интересам общества, требующих принятия решения по вопросам, находящимся в компетенции данных органов;
  • фиксация выявленных в ходе ревизий нарушений нормативно-правовых актов, устава, положений, правил и инструкций общества работниками и органами управления;
  • соблюдение коммерческой тайны общества, в том числе в отношении сведений, составляющих секрет производства (ноу-хау), к которой ревизор имеет доступ в связи с исполнением своих обязанностей.

Кроме того, на ревизора может быть возложена обязанность присутствовать на общих собраниях и давать необходимые разъяснения по вопросам участников.

Ревизор несет полную ответственность за результаты проводимых ревизий, за недобросовестное или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, в том числе за утерю, повреждение или фальсификацию полученных документов и материалов; разглашение сведений, являющихся секретом производства (при условии ознакомления под роспись с положением общества о коммерческой тайне); отказ от исполнения своих обязанностей без уважительной причины и (или) несвоевременное представление актов и заключений органам управления.

При исполнении своих обязанностей ревизор имеет право:

  • в любое время проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей соответствующей документации;
  • требовать созыва общего собрания участников в порядке, предусмотренном законодательством и уставом;
  • требовать созыва заседания совета директоров, предусмотренного уставом;
  • требовать предоставления устных или письменных объяснений членов совета директоров, единоличного исполнительного органа, а также любых работников общества по вопросам, отнесенным к компетенции ревизора;
  • требовать от работников и членов органов управления представления документов финансово-хозяйственной деятельности общества;
  • ставить перед органами управления вопрос об ответственности работников в случае выявления нарушений ими положений устава, а также внутренних документов общества;
  • в случае необходимости обращаться к единоличному исполнительному органу с ходатайством о привлечении к проведению проверки специалистов по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности общества.

В ходе проверки ревизор обязан соблюдать порядок, доку­ментально установленный обществом и утвержденный общим собранием (например, положение о ревизоре).

Ежегодная обязательная ревизия финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности за истекший финансовый год.

Ревизор представляет в совет директоров заключение по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества за год, а также заключение, подтверждающее или опровергающее достоверность данных, включаемых в годовой отчет и содержащихся в годовой бухгалтерской отчетности, не позднее чем за 40 дней до проведения очередного (годового) общего собрания участников.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности, не являющаяся ежегодной, проводится в любое время с учетом требований, установленных внутренними документами общества. Она может быть инициирована самим ревизором, а также членом совета директоров или участниками общества, обладающими в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов.

При проведении проверок ревизор обязан изучить все документы и материалы, относящиеся к предмету ревизии. Итоги проверки финансово-хозяйственной деятельности оформляются актом или заключением. Инициаторы ревизии вправе в любой момент до принятия ревизором решения о ее проведении отозвать свое требование, письменно уведомив об этом ревизора.

Порядок выдвижения требования о проведении ревизии

В случае проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности общества по требованию участника или члена совета директоров инициатор направляет ревизору письменное требование, содержащее:

  • ФИО (наименование) лица, инициирующего ревизию;
  • сведения о размере принадлежащих ему (им) долей в уставном капитале;
  • мотивированное обоснование требования.

Документ подписывается инициатором проведения ревизии или его уполномоченным представителем (с приложением доверенности). Если инициаторами выступают участники-юридические лица, подпись представителя, действующего в соответствии с уставом без дове­ренности, заверяется печатью данной организации. Если требование подписано представителем юрлица, действующим от его имени по доверенности, последнюю необходимо приложить к требованию.

Требование направляется обществу почтой (заказным письмом с уведомлением) или передается на имя ревизора. Дата предъявления требования определяется по дате его поступления или передачи в общество.

По итогам рассмотрения требования ревизор вправе вынести мотивированный отказ от проведения проверки либо назначить ее в срок, установленный внутренними документами общества.

Отказ от ревизии возможен в следующих случаях:

• лица, предъявившие требования, не обладают таким правом;

• инициаторы проведения ревизии не обладают необходимым числом голосов;

• в требовании не указан мотив проверки;

• по фактам, являющимся моти­вами проведения ревизии, проверка проводилась ранее, о чем имеется утвержденное заключение ревизора;

• требование не соответствует внутренним документам общества (они должны содержать условия предъявления требования о проведении ревизии одним и тем же лицом в срок не чаще, чем раз в месяц либо в квартал).

Внеочередное собрание по инициативе ревизора

Если ревизор выдвигает требование о созыве внеочередного общего собрания участников, оно оформляется письменно, подписывается ревизором, адресуется исполнительному органу и направляется в общество заказным письмом с уведомлением о вручении. Дата предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания определяется по дате его вручения председателю совета директоров.

Такое требование должно содержать:

  • формулировку вопросов повестки дня,
  • форму проведения собрания;
  • обоснование предъявления требования о рассмотрении предлагаемых вопросов общим собранием;
  • формулировки решений по предложенным вопросам;
  • адрес, по которому следует направить копию решения о проведении или отказе в проведении внеочередного общего собрания с предложенной ревизором повесткой дня.

Если в течение пяти дней с момента получения требования ревизора совет директоров не примет решение о проведении внеочередного собрания либо откажет в его проведении, собрание может быть созвано ревизором в порядке, предусмотренном законодательством.

Выдвижение требования о созыве совета директоров

Наряду с участниками общества ревизор также вправе выдвинуть требование о созыве заседания совета директоров. Осуществляется это следующим образом.

Требование о созыве заседания совета директоров подписывается ревизором и направляется на имя председателя совета заказным письмом с уведомлением о вручении, либо вручается под роспись.

Дата предъявления требования определяется по дате его вручения председателю совета директоров. Оно должно поступить в общество не позднее срока, определенного внутренними документами. В требовании необходимо указать:

  • вопросы повестки дня заседания;
  • обоснование по каждому вопросу;
  • проект решения по вопросам повестки дня;
  • предполагаемую дату проведения заседания;
  • адрес, по которому следует направить уведомление ревизору о принятом решении о проведении (или отказе в проведении) заседания совета с предложенной повесткой дня.

Председатель совета директоров обязан уведомить ревизора о принятом решении.

Предъявление требований к членам органов управления и работникам

Для подготовки общества к внешнему аудиту ревизор должен контролировать не только своевременность представления отчетности, но и правильность ведения бухгалтерского учета.

Поэтому важно, чтобы ревизор периодически анализировал:

  • правильность применения плана счетов и ведения бухгалтерского учета;
  • правильность денежной оценки товарно-материальных ценностей;
  • организацию документооборота и своевременность поступления в бухгалтерию первичных учетных документов;
  • соответствие данных бухгалтерского учета данным баланса и годового отчета, представленных участникам общества;
  • правильность определения прибыли.

Проводя проверку, ревизор вправе требовать от членов совета директоров, единоличного исполнительного органа и работников необходимые пояснения в устной или письменной форме по вопросам, отнесенным к компетенции ревизора, а также предоставления документов финансово-хозяйственной деятельности общества.

Требование о предоставлении документов финансово-хозяйственной деятельности составляется в письменной форме, подписывается ревизором и вручается под роспись соответствующему члену органа управления или работнику. Копия требования вручается лично под роспись единоличному исполнительному органу.

Дата предъявления требования определяется по дате его вручения лицу, которому оно адресовано. Требование ревизора должно содержать формулировки вопросов, по которым необходимо предоставить объяснения, с указанием формы (письменная и (или) устная), либо перечень запрашиваемых документов.

При проведении проверки ревизор составляет ряд документов, а именно:

  • акты по результатам текущих (не ежегодных) проверок (ревизий);
  • заключения по результатам проверки годового отчета и бухгалтерского баланса.

В актах ревизора по результатам проверок (ревизий) указываются:

  • место и время проведения;
  • основание;
  • описание выявленных нарушений законодательства, нормативных правовых актов, требований устава и внутренних документов;
  • указание на лиц, допустивших нарушение законодательства, нормативных правовых актов, требований устава и внутренних документов.

Заключения ревизора должны содержать:

  • выводы о соблюдении или нарушении законодательства, нормативных правовых актов, устава и внутренних документов общества;
  • оценку достоверности данных, включаемых в годовой отчет и содержащихся в годовой бухгалтерской отчетности;
  • требования о предоставлении информации (документов и материалов), заявленной в ходе проверки (ревизии) органам общества и работникам;
  • сведения о письменных объяснениях единоличного исполнительного органа, членов совета директоров, работников;
  • полученные отказы в предоставлении информации (документов и материалов);
  • сведения о требованиях ревизора, касающихся созыва заседаний совета директоров и внеочередного общего собрания участников;
  • описание нарушений законодательства, нормативно-правовых актов, устава, положений, правил и инструкций общества работниками и должностными лицами;
  • сведения о письменных объяснениях единоличного исполнительного органа, членов совета директоров, должностных лиц и работников;
  • сведения о привлечении к работе ревизора специалистов по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности, не занимающих должностей в обществе, о заключении с ними договоров и их исполнении.

Документы подписываются ревизором и не нуждаются в скреплении печатью.

Оригиналы документов ревизор передает единоличному исполнительному органу на хранение, о чем составляется акт. Общество обязано хранить их по месту нахождения единоличного исполнительного органа (соответствующим приказом назначается лицо, ответственное за учет и хранение оригиналов документов ревизора, а при отсутствии такого лица данная обязанность возлагается на единоличный исполнительный орган).

Акты и заключения ревизора по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества составляются в трех экземплярах, два из них после окончания проверки передаются председателю совета директоров и инициатору ревизии.

Ревизор самостоятельно хранит следующие документы:

  • копии требований о проведении проверки (ревизии) и уведомления об их вручении;
  • копии письменных отказов ревизора в проведении проверки (ревизии);
  • требования ревизора о предоставлении документов и (или) пояснений;
  • письменные отказы работников предоставить документы и (или) пояснения.

Общество в лице единоличного исполнительного органа обеспечивает участникам доступ к документам ревизора и по соответствующему запросу предоставляет их копии.

В период исполнения обязанностей ревизору может выплачиваться вознаграждение и (или) компенсация сопутствующих расходов. Размер вознаграждения и (или) компенсации устанавливает орган общества, который согласно уставу наделен данными полномочиями.

Выплата вознаграждения (компенсации) производится в размере и в сроки, установленные решением совета директоров.

Подготовка и планирование ревизии

Ревизор разрабатывает программу проверки, которая может содержать следующие разделы:

  • цель,
  • вопросы, подлежащие проверке,
  • средства и условия, необходимые для проведения ревизии,
  • сроки и место исполнения,
  • состав участников,
  • формы документального оформления проверки.

Программа разрабатывается на основе действующего нормативного материала и опыта ревизора.

Недостаточно продуманная программа может привести к бессистемной проверке документов, результаты которой часто сводятся к случайному обнаружению нарушений деятельности организации, поэтому при больших затратах времени ревизия может не дать должных результатов.

В зависимости от полноты проверки деятельности общества ревизии подразделяются на комплексные, некомплексные и тематические.

Комплексными являются ревизии, в ходе которых проверяются все стороны деятельности общества, включая производственную и финансово-хозяйственную. Комплексная ревизия осуществляется бригадой, в состав которой кроме ревизора входят специалисты в области экономики и технологии производства, организации труда и прочих вопросах производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Участие в комплексной ревизии таких специалистов позволяет выявить резервы улучшения производственной и финансовой деятельности, способствует дальнейшему повышению эффективности производства.

Некомплексной называют проверку, проводимую одним ревизором (обычно специалистом по бухгалтерскому учету и финансам), в ходе которой проверяется только финансово-хозяйственная деятельность общества. Такие ревизии не позволяют в полной мере выявить состояние производства, уровень внедрения достижений научно-технического прогресса и передовых технологий, поэтому они менее эффективны по сравнению с комплексными проверками.

В зависимости от полноты проверки финансово-хозяйственных операций ревизии классифицируются на сплошные, выборочные и комбинированные:

  • при сплошных ревизиях проверяются все без исключения хозяйственные операции за весь ревизионный период, записи в учетных регистрах, отчетные показатели. Это наиболее эффективный вид ревизии, однако, как правило, из-за большой трудоемкости он используется только в тех случаях, когда на предприятии допущены серьезные нарушения и злоупотребления;
  • выборочные ревизии предусматривают проверку хозяйственных операций и бухгалтерских документов только за период, заранее намеченный ревизором, то есть за определенные промежутки времени внутри ревизионного периода;
  • комбинированные ревизии сочетают выборочное и сплошное исследование хозяйственных операций. Одни участки деятельности общества проверяются выборочно, другие – сплошным способом (последним проверяются кассовые операции и расчеты с подотчетными лицами, все другие хозяйственные операции – выборочно). Однако если в процессе выборочной проверки будут выявлены хищения, злоупотребления и другие серьезные нарушения финансовой или расчетно-платежной дисциплины, по данному кругу хозяйственных операций следует провести сплошную проверку документов и записей в учетных регистрах.

Составленный по результатам ревизии акт является хорошим подспорьем при разработке мероприятий, направленных на устранение выявленных недо­статков производственно-хозяйственной деятельности предприятий и мобилизацию внутрипроизводственных резервов.

Образец положения о ревизионной комиссии ООО

Положение о ревизионной комиссии ООО — образец, ссылка на который приведена в нашей статье, содержит все основные составляющие данного локального нормативного акта. Если уставом предусмотрено образование комиссии, ее функционирование должно быть организовано таким образом, чтобы она могла исполнять установленные законом полномочия.

Образец положения о ревизионной комиссии ООО.doc

Обязательна ли ревизионная комиссия в ООО

Наличие ревизионной комиссии (ревизора) допускается в любом ООО. Однако не всегда это обязательно. В п. 6 ст. 32 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — закон № 14-ФЗ) содержится требование о формировании этого органа в обществе, число участников которого превышает 15.

Однако с 01.09.2014 в ГК РФ внесены изменения (подп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ), из которых следует, что необходимость формирования ревизионной комиссии зависит от наличия требования об этом в уставе, а не от каких-либо иных обстоятельств, в том числе от количества участников общества.

Судебная практика показывает, что уставом также может быть предусмотрена не обязанность, а возможность образования этого органа на усмотрение участников (постановление АС ПО от 16.04.2015 № Ф06-22650/13, определением ВС РФ от 24.07.2015 № 306-ЭС15-9223 оставлено в силе).

Итак, в настоящее время закон не требует наличия в ООО ревизионного органа. Однако если он все же создается, то подлежат обязательному выполнению следующие положения закона № 14-ФЗ:

  1. Регулирование деятельности ревизора положениями устава и локальными нормативными актами организации (ст. 47).
  2. Формирование и досрочное прекращение полномочий комиссии только общим собранием участников (исключительная компетенция, п. 8 ст. 37).
  3. Соблюдение правил по осуществлению комиссией контрольных полномочий в отношении финансово-хозяйственной деятельности организации (проверки документов, включая годовые отчеты и балансы, ст. 47).

Распределение норм, регулирующих деятельность ревизионного органа

Рассмотрим подробнее, каким образом распределяется регулирование между следующими актами: законом № 14-ФЗ, уставом, решениями участников и локальным актом (положением о ревизионной комиссии):

  1. В законе № 14-ФЗ содержатся положения о полномочиях комиссии (ст. 47, п. 2 ст. 35).
  2. В уставе закрепляются:
    • количественный состав комиссии или возложение функций на аудитора;
    • срок полномочий;
    • порядок осуществления полномочий;
    • количество голосов для принятия решений о досрочном прекращении полномочий комиссии и о ее избрании.
  3. В решениях участников определяются:
    • персональный состав органа;
    • досрочное прекращение полномочий;
    • дача поручения о внеплановой проверке;
    • утверждение или неутверждение отчета.
  4. В локальном нормативном акте (положении) устанавливаются:
    • порядок осуществления полномочий (более подробно, чем в уставе);
    • способ оформления отношений с членами комиссии (договор, декларация об отсутствии конфликта интересов, обязательство о неразглашении коммерческой тайны);
    • порядок проведения проверок (оформление запросов, порядок принятия решений комиссией и др.) и другие моменты по усмотрению участников общества, утвердивших это положение.

Ревизионная комиссия общества: порядок формирования

На момент учреждения общества для формирования ревизионного органа необходимо:

  • Определить в уставе организации количественный состав, срок полномочий этого органа и порядок его работы. В качестве варианта может быть предусмотрено возложение ревизионных функций на аудитора. Устав общества должен быть утвержден единогласно (пп. 1, 4, 6 ст. 47, п. 6 ст. 32, п. 3 ст. 11 закона № 14-ФЗ).
  • Вынести на рассмотрение собрания учредителей общества вопрос об избрании состава ревизионного органа или аудитора. В этом случае решение принимается 3/4 голосов учредителей. Если при этом их доли пока не определены, действует правило о принадлежности каждому учредителю 1 голоса (п. 4 ст. 11 закона № 14-ФЗ).

Подробнее о том, каким образом должен выглядеть протокол собрания учредителей, можно узнать из нашего материала «Составляем протокол собрания учредителей о создании ООО».

В дальнейшем при избрании ревизионного органа действуют положения об избрании его членов, предусмотренные уставом организации. Например, может быть предусмотрено кумулятивное голосование по данному вопросу (п. 9 ст. 37 закона № 14-ФЗ).

По общему правилу члены комиссии избираются простым большинством голосов участников общего собрания, если необходимость набрать большее количество голосов не предусмотрена уставом.

Количественный состав и ограничения по избранию в состав ревизионной комиссии

Устав должен предусматривать количественный состав ревизионного органа без ограничений со стороны закона № 14-ФЗ. Также может быть образован единоличный орган. Избранное в этом качестве лицо именуется ревизором.

Отметим, что модельный закон об ООО, принятый государствами — участниками СНГ 02.11.1996, предусматривает ограничение количества членов этого органа 5 лицами, однако он носит рекомендательный характер. При этом следует понимать, что чем многочисленнее орган, тем сложнее организовать его работу.

Не любое лицо может выполнять функции ревизора или члена ревизионной комиссии. Закон № 14-ФЗ предусматривает, что не могут выступать в этом качестве (п. 6 ст. 32) следующие лица:

  • участники общества;
  • члены совета директоров, коллегиального исполнительного органа;
  • руководитель;
  • аудитор, связанный с кем-либо из вышеперечисленных лиц имущественными интересами.

Положение о ревизионной комиссии может предусматривать порядок подтверждения кандидатом в члены комиссии отсутствия этих обстоятельств (например, в форме декларации об отсутствии конфликта интересов).

Срок полномочий ревизионной комиссии и их досрочное прекращение

Уставом общества должен быть предусмотрен срок полномочий ревизионного органа, который законом № 14-ФЗ не ограничен (п. 1 ст. 47).

Этот срок может быть обозначен точно (как правило, количеством лет) или приблизительно, однако с возможностью определения. В качестве примера определимого срока можно привести дело, по которому указание в уставе срока «не более 5 лет» суд посчитал вполне достаточным для того, чтобы при отсутствии срока в решении об избрании ревизионной комиссии считать его равным 5 годам (постановление 7-го ААС от 26.01.2016 № 07АП-12454/15).

Закон № 14-ФЗ предусматривает в составе исключительной компетенции общего собрания участников общества возможность досрочного прекращения полномочий ревизионного органа. Решение принимается большинством голосов, если большее количество не указано в уставе.

Уставом или локальным нормативным актом могут быть определены основания, по которым вопрос о досрочном прекращении полномочий ревизионного органа подлежит вынесению на общее собрание участников.

Необходимо учесть, что эти же моменты должны быть отражены в договоре с членом ревизионного органа или в положении о комиссии, с которым он обязательно знакомится под расписку.

Полномочия ревизионной комиссии

Комиссия имеет следующие полномочия (ст. 47 закона № 14-ФЗ):

  1. В любое время проверять финансово-хозяйственную деятельность.
  2. Иметь доступ ко всей документации. В связи с этим целесообразно предусмотреть в положении о комиссии обязательство члена ревизионной комиссии о неразглашении коммерческой тайны организации (образец см. на сайте в статье «Обязательство о неразглашении коммерческой тайны»).
  3. Получать по требованию пояснения от всех органов и работников организации, но только по тем вопросам, которые относятся к их компетенции (постановление 15-го ААС от 12.04.2013 № 15АП-3240/13).
  4. Проверять годовые отчеты и балансы до их утверждения общим собранием участников.
  5. Требовать проведения внеочередного общего собрания участников ООО (п. 2 ст. 35 закона № 14-ФЗ).

Положение о комиссии может содержать нормы, регламентирующие порядок осуществления этих полномочий. Например, необходимость наличия решения комиссии для осуществления этих полномочий ее членом.

Утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса ООО без проверки ревизионной комиссией

На практике распространенной является ситуация, когда уставом формирование ревизионного органа предусмотрено, однако участники общества по каким-то причинам его не избрали (или не смогли избрать, т. к. кандидатами не было набрано необходимое количество голосов) или вопрос об избрании на общие собрания даже не выносился.

Будет ли в этом случае заблокирована деятельность общества, ведь норма об обязательной проверке баланса до утверждения (п. 3 ст. 47 закона № 14-ФЗ) является императивной?

В судебной практике найден следующий вариант разрешения этой ситуации, который вытекает из постановления АС ПО от 29.04.2015 № Ф06-22582/13, постановления 8-го ААС от 14.06.2012 № 08АП-3407/12:

  • участник вправе знакомиться с документами общества (п. 1 ст. 8 закона № 14-ФЗ), анализировать их с привлечением аудитора и на основании этого заявлять требования, вытекающие из недостоверности финансовой отчетности общества, если она будет установлена;
  • само по себе отсутствие ревизионного органа и непроведение ревизорской проверки отчетности не нарушает права участника общества и не является основанием для признания решения общего собрания об утверждении отчетности недействительным.

Отчет ревизионной комиссии ООО

Как правило, деятельность ревизионной комиссии по конкретному поручению о проверке или за определенный период завершается составлением отчета. Другой формой документа, оформляемого по результатам проверки, является заключение. Показатели и форма отчета могут быть предусмотрены приложением к положению о ревизионном органе. Это могут быть:

  1. Дата составления.
  2. Состав ревизионного органа.
  3. Сведения о документе, на основании которого проводилась проверка (проверки).
  4. Информация об истребованных документах.
  5. Результаты анализа полученных документов.
  6. Выводы по итогам проверки (за определенный период).

Отчет выносится на рассмотрение общего собрания участников, которое может утвердить его, направить на доработку или отказать в утверждении и досрочно прекратить полномочия ревизора.

Итак, ревизионный орган может быть сформирован в ООО по желанию его учредителей или участников. Нормы, регулирующие его деятельность и процедуру назначения, должны содержаться в уставе. Закон № 14-ФЗ предоставляет свободу в вопросах формирования этого органа (численность, срок полномочий) и порядка его функционирования, которые могут быть описаны в положении о ревизионной комиссии. При этом круг полномочий ревизора установлен Законом № 14-ФЗ.

Как составить положение о ревизоре ООО?

Положение о ревизоре ООО — один из локальных нормативных актов, который принимается в организации в том случае, если образование ревизионного органа предусмотрено уставом. Рассмотрим, как должна строиться регламентация отношений при наличии в обществе ревизора.

Требования закона об ООО к регулированию правового положения ревизора

Избрание ревизора и наделение его полномочиями, предусмотренными законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — закон № 14-ФЗ), возможно только в случае, если в устав организации включены положения (п. 4 ч. 3 ст. 66.3 ГК РФ, ч. 6 ст. 32 закона № 14-ФЗ):

  • об образовании ревизионного органа;
  • случаях, когда происходит образование ревизионного органа.

Кроме того, уставом определяется срок полномочий и число членов этого органа (ст. 47 закона № 14-ФЗ), в том числе возможность единоначалия (избрания ревизора в единственном числе) и применения кумулятивного голосования при формировании этого органа (п. 9 ст. 37 закона № 14-ФЗ).

Каким образом могут выглядеть подобные положения устава, можно посмотреть в нашем образце устава в статье Составляем устав ООО с Советом директоров – образец 2016. На основе норм устава утверждается локальный нормативный акт о ревизионном органе.

Утверждение положения о ревизоре

Ревизионный орган не входит в штатную структуру общества. Он образуется участниками общества и действует на основе положения, регулирующего его деятельность. Проект положения о ревизоре вносится на рассмотрение очередного или внеочередного собрания участников. Желательно сделать это до избрания ревизора, чтобы кандидат мог ознакомиться с документом, регулирующим его деятельность.

Решение об утверждении положения по общему правилу принимается большинством голосов участников. Если уставом предусмотрено большее количество голосов, должны применяться положения устава под угрозой недействительности решения (см. постановление 9-го ААС от 15.09.2016 № 09АП-28538/2016).

Положение можно разработать самостоятельно, взяв за основу наш образец из статьи Образец положения о ревизионной комиссии ООО.

Структура положения о ревизоре

Традиционная структура локального нормативного акта о ревизоре включает:

  1. Общие положения. Описывается назначение ревизионного органа, срок избрания, общие полномочия, порядок вступления в силу локального нормативного акта.
  2. Порядок избрания ревизора. Описывается процедура выдвижения кандидатов и требования к ним, необходимые документы, порядок проведения общего собрания, голосования, подсчета голосов, оформления отношений с ревизором.
  3. Права и обязанности ревизора. Порядок реализации полномочий, обращения к ревизору, срок реагирования на такое обращение, процедуры, связанные с деятельностью ревизора.
  4. Ответственность. Устанавливаются санкции за неисполнение обязанностей или причинение вреда обществу.
  5. Заключительные положения. Определяется досрочная утрата статуса, порядок изменения или прекращения локального нормативного акта и т. д.

Требования к кандидатам в ревизоры

Ревизор может не быть участником общества (п. 6 ст. 32 закона № 14-ФЗ). Главное требование закона к нему — отсутствие конфликта интересов, поэтому установлено, что ревизором не может быть:

  • член совета директоров, коллегиального исполнительного органа;
  • руководитель.

Желательно предусмотреть в положении о ревизоре форму документа, представляемого кандидатом в подтверждение отсутствия препятствий к исполнению обязанностей ревизора (например, в форме декларации об отсутствии конфликта интересов).

Кроме отсутствия заинтересованности, ревизор должен обладать определенными навыками (уровнем компетентности), необходимыми для осуществления таких полномочий. В положение можно включить требования:

  1. О наличии специального (например, высшего экономического) образования.
  2. Стаже работы в определенной должности (бухгалтера, экономиста, руководителя и др.) и (или) в определенной отрасли.
  3. Достижении определенного возраста.

Эти характеристики определяются в зависимости от потребностей организации.

Статус ревизора: является ли он работником общества

Возможность выплаты ревизору вознаграждения следует из аналогии со ст. 85 закона «Об АО» от 26.12.1995 № 208-ФЗ. На практике из этого вытекают вопросы:

  • Каким образом оформлять отношения с ревизором: включается он в штатную структуру общества или оказывает услуги гражданско-правового характера?
  • Каким образом начислять и уплачивать налоги на вознаграждение, выплачиваемое ревизору?

Эти вопросы попытался решить Минтруд России в своих письмах от 15.06.2016 № 17-4/В-247, от 30.05.2016 № 17-4/В-211, где указано, что договор между ревизором и обществом не является ни гражданско-правовым, ни трудовым. Отсюда можно сделать вывод, что взносы в ПФ РФ и ФСС РФ не должны начисляться и уплачиваться.

Однако на эти доводы есть существенные возражения, которые подтвердил Конституционный суд РФ в определении от 06.06.2016 № 1170-О:

  • корпоративное право является подотраслью гражданского права;
  • ГК РФ известен договор присоединения (ст. 428 ГК РФ), в котором все условия определяются только одной стороной.

В связи с изложенным договор между организацией и ревизором является гражданско-правовым и осуществлять налогообложение доходов ревизора (если он не ИП) целесообразно в установленном порядке.

Полномочия ревизора ООО и порядок их осуществления

Регламентация деятельности ревизора может предусматривать такие аспекты (ст. 47, п. 2 ст. 35 закона № 14-ФЗ):

  1. По проверкам финансово-хозяйственной деятельности:
    • порядок инициации проверки участниками, советом директоров, руководителем и другими органами (направление запроса или вынесение на рассмотрение собрания участников, совета директоров и т. д.);
    • сроки представления документов и их копий.
  2. Осуществление доступа к документации:
    • непосредственный допуск при подтверждении полномочий;
    • право выполнять фото- и видеосъемку;
    • обязанность по сохранению коммерческой тайны, персональных данных.
  3. Порядок получения пояснений от работников организации:
    • форма и порядок регистрации запроса;
    • срок и форма ответа.
  4. Проверка годовых отчетов и бухгалтерских балансов. Форма годового отчета, утвержденная в организации, может включать различные показатели (подробнее об этом — в статье Образец годового отчета общества с ограниченной ответственностью), что может влиять на особенности работы ревизора. В положении может быть описан:
    • срок представления отчета ревизору;
    • предельный срок проверки;
    • порядок действий в случае невозможности проверки (если единоличный ревизор — гражданин, то он может заболеть или быть в командировке по основному месту работы).
  5. Требование о проведении внеочередного общего собрания участников (основания и порядок предъявления ревизором требования).

Деятельность ревизора находит отражение в итоговых документах: отчетах, заключениях. Желательно регламентировать реквизиты этих документов.

Досрочное прекращение статуса ревизора

Уставом и положением должны быть предусмотрены основания и порядок досрочного прекращения статуса ревизора. Такая необходимость может возникнуть как в ходе обычной деятельности (например, при смене участников ООО), так и в случае негативного эффекта от работы ревизора.

Досрочное прекращение статуса ревизора возможно только по решению общего собрания (п. 2 ст. 33 закона № 14-ФЗ). Учитывая длительность процедуры созыва собрания, целесообразно предусмотреть возможность отстранения ревизора от работы. Можно наделить таким полномочием:

  • совет директоров;
  • руководителя организации (по согласованию с советом директоров или большинством участников ООО).

Принятие такой оперативной меры должно быть мотивированным и предшествовать проведению общего собрания участников, которое должно быть созвано в это же время.

Ответственность ревизора

В положении должен быть раздел об ответственности ревизора. Дело в том, что не всегда заключается договор между ревизором и обществом. В этом случае все правила, касающиеся деятельности ревизора, должны быть сосредоточены именно в положении (с учетом того, что ревизор будет ознакомлен с ним под расписку).

Поскольку ревизор наделен правами и обязанностями, при осуществлении которых им может быть причинен значительный ущерб обществу, наличие мер ответственности необходимо. К числу подобных мер можно отнести:

  • Возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ), включая реальный ущерб и упущенную выгоду. Если реальный ущерб поддается исчислению, то при доказывании упущенной выгоды могут возникнуть затруднения. Вы можете почитать об этом в материале Что включает в себя упущенная выгода (нюансы)?.
  • Уплату неустойки. Например, за разглашение коммерческой тайны может быть установлена штрафная неустойка.

Кроме того, за разглашение охраняемой тайны могут быть применены меры административной и уголовной ответственности.

Следует отметить, что с позиций налогообложения доходов и применения мер ответственности для организации удобнее, чтобы ревизор имел статус ИП, поскольку в этом случае:

  • он самостоятельно исчисляет и уплачивает налоги с доходов, самостоятельно несет за это ответственность;
  • в отношении него действует презумпция вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ, подробнее об этом здесь: Что такое презумпция вины?).

Таким образом, положение о ревизоре — документ, который позволяет регламентировать осуществление полномочий ревизором, ввести меры оперативного воздействия и ответственности на случай нарушения ревизором своих обязательств.

Смотрите еще:

  • Мировой суд город мурманск Мировой суд город мурманск Судебный участок № 4 Ленинского судебного района г. Мурманска Аппарат мирового судьи Мировой судья Матросова Оксана Петровна Телефон: (8152) 41-06-81 (уголовное, административное делопроизводство) Герцовская Марина Васильевна (граждаское […]
  • Форма дополнительное соглашение о расторжении договора Дополнительное соглашение о расторжении договора Страница обновлена: 02.09.2015 Договор между сторонами, его заключившими, может быть расторгнут по разным причинам. Одной из них является согласие сторон. Одна сторона вносит предложение другой о расторжении. Если у другой стороны нет […]
  • Виды штрафов за налоговые правонарушения Налоговые правонарушения и штрафы Пожалуй, каждый бухгалтер или предприниматель рано или поздно сталкивается с уплатой штрафов за налоговые правонарушения. Конечно, уплата штрафа – процедура не из приятных. Для того чтобы минимизировать количество штрафных санкций в отношении вас со […]
  • Как проверить лицевой счет в беларусбанке через интернет Баланс карты Беларусбанк Беларусбанк — ведущий банк республики Беларусь С 1991 года банк Беларусбанк предлагает своим клиентам только самые выгодные инвестиционные и кредитные программы, высокое качество обслуживания и обширную сеть банкоматов и отделений. Держателями карт Беларусбанка […]
  • Кого надо уведомить об открытии расчетного счета 2014 Открытие расчетного счета – надо ли уведомлять налоговую в 2017 году Каждому субъекту хозяйственной деятельности придется озадачиться оформлением банковского расчетного счета, начиная ведение своего бизнеса. Законодательством РФ предусмотрена госрегистрация всех предпринимателей. Эта […]
  • Воинская часть 69262 Мама солдата Меню навигации Пользовательские ссылки Объявление Вам нравится Форум "Мама солдата"? Проголосуйте за Наш Форум! Ваш голос позволит Форуму стать выше в рейтинге, и его будет легче найти новым участникам. Голосуйте каждый день! Проголосовать можно 1 раз в сутки. Информация […]
  • 1463 воинская часть Территориальные органы пограничной службы Электронные обращения граждан Вы можете подать электронное обращение заполнив одну из специальных форм. Платные услуги предостовляемые группой материально-технического обеспечения Вакансии Группы материально-технического […]
  • Серпухов регистрация авто Регистрация автомобиля в ГИБДД в Серпухове Регистрация авто включает в себя: проверку автомобиля инспектором Госавтоинспекции, получение свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС), внесение отметок о регистрации в паспорт транспортного средства (ПТС), получение […]
Записи созданы 6936

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх