Ч 2 ст 146 тк рф

Оглавление:

Статья 146. Оплата труда в особых условиях

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.

В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Комментарий к Ст. 146 ТК РФ

Настоящая статья является отсылочной, поскольку не содержит конкретных норм об оплате труда в особых условиях, а предусматривает общее правило о повышенном размере оплаты труда в тех случаях, когда может иметь место воздействие на работника некоторых неблагоприятных для здоровья производственных факторов (см. комментарий к ст. ст. 147, 148, а также к ст. 209 ТК РФ).

Второй комментарий к Статье 146 Трудового кодекса

1. Особые условия труда — одно из оснований дифференциации в оплате труда (см. комментарии к ст. 147, 148 ТК РФ).

2. Значение данной нормы в том, что она закрепляет право работника, выполняющего тяжелые работы, работы с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, на оплату таких работ в повышенном размере. Этому праву работника корреспондирует соответствующая обязанность работодателя.

3. Особые климатические условия, в которых трудится работник, предусматриваются Кодексом в качестве самостоятельного дополнительного основания для повышения оплаты труда.

Статья 147 ТК РФ. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Текущая редакция ст. 147 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором .

Комментарий к статье 147 ТК РФ

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплата труда устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.

При этом размер оплаты труда данной категории работников не может быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Так, в ч.2 комментируемой статьи закреплен минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, который составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Следует обратить внимание, что отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 1 января 2014 года осуществляется на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ.

Как отмечает Минтруд России, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 года, в ТК РФ внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (ст. ст. 92, 117, 147 ТК РФ). При этом переходными положениями ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу указанного Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.

________________
Официальный сайт Минтруда России. Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда). http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/20.

Для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298/П-22, Инструкцию о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 года N 273/П-20, а также Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 3 октября 1986 года N 387/22-78, и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей ТК РФ (см. решение ВС РФ от 14 января 2013 года N АКПИ12-1570 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично не действующими пункта 1 постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298/П-22, пунктов 1 и 4 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 года N 273/П-20»).

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия ЛНА, либо коллективным договором, трудовым договором.

При этом в соответствии со статьей 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсации работникам не устанавливаются.

Другой комментарий к ст. 147 ТК РФ

1. Комментируемая статья является специальной по отношению к ст. 146 ТК и предусматривает повышенную оплату в связи с особыми условиями труда.

2. В отличие от ранее действовавшего порядка, закрепленного в прежней редакции ч. 2 ст. 147 ТК, предусматривавшей, что минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, и условия указанного повышения должны устанавливаться в порядке, определенном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, теперь минимальный размер повышения установлен законодателем в размере не менее 4%.

3. Конкретная форма повышения, а также его размеры устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором.

Как указано в информационном письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 февраля 2013 г. с учетом решения ВС РФ от 14 января 2013 г. N АКПИ12-1570, для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, Инструкцию о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20, а также Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утв. Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от 3 октября 1986 г. N 387/22-78, и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей ТК.

К таким нормативным правовым актам, в частности, относятся:

УИК, в ст. 36 устанавливающий повышенные должностные оклады рабочих и служащих уголовно-исполнительной системы в зависимости от вида учреждения, исполняющего наказания, характера, сложности и опасности выполняемой работы;

Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием», принятое во исполнение ст. 4 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», установившее повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет гражданам, занятым на работах с химическим оружием;

Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573, установившее размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны;

совместный Приказ Министерства здравоохранения РФ N 225, Министра обороны РФ N 194, Министерства внутренних дел РФ N 363, Министерства юстиции РФ N 126, Министерства образования РФ N 2330, Министерства сельского хозяйства РФ N 777, Федеральной пограничной службы РФ N 292 от 30 мая 2003 г., установивший минимальный размер дополнительной оплаты труда работников, занимающих должности, связанные с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, а также Перечень таких должностей.

4. К видам повышения оплаты труда за работы в тяжелых и вредных условиях относятся любые выплаты, основанием предоставления которых являются условия труда. Арбитражная практика относит к такого рода выплатам в том числе и установленные коллективным договором организации компенсации морального вреда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если их предоставление не связано с фактом повреждения здоровья (Определение ВАС РФ от 7 марта 2013 г. N ВАС-1983/13; Постановление Президиума ВАС РФ от 4 декабря 2012 г. N 10151/12; Постановление Федерального арбитражного суда (далее — ФАС) Поволжского округа от 13 июня 2013 г. по делу N А65-34881/2011; Постановление ФАС Уральского округа от 1 ноября 2012 г. N Ф09-8440/12).

Консультации и комментарии юристов по ст 147 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 147 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав МРОТ

Автор: Соболева Е. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В Постановлении КС РФ от 07.12.2017 № 38-П был рассмотрен вопрос о включении районного коэффициента и процентной надбавки, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в частности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в состав минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ).

Положения трудового законодательства

В соответствии с ч. 2 ст. 146 и ст. 148 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. При этом размер районного коэффициента и процентной надбавки, порядок их применения для расчета зарплаты работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ (ст. 316 – 317 ТК РФ). Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов РФ, государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть определен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями.

Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно по всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата лица, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

В то же время ст. 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением может быть установлен размер минимальной заработной платы для работников региона, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

К сведению: Сотрудники Минздравсоцразвития в своем Письме от 09.07.2010 № 22-1-2194 отметили, что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже МРОТ. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже данного размера.

Позиция арбитров

В комментируемом постановлении арбитры отметили, что повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы с учетом требования об обеспечении МРОТ. Это значит, что районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в частности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав МРОТ. Если допустить обратное, то месячная зарплата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание.

Следовательно, районный коэффициент и процентную надбавку необходимо начислять сверх МРОТ для лиц, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Отметим, что это не единственное постановление. Ранее арбитры придерживались мнения о том, что включение в МРОТ районного коэффициента и процентной надбавки зависит от того, в какой местности работает сотрудник:

– если он трудится в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то заработная плата должна устанавливаться в размере не менее МРОТ, после чего к ней нужно начислить районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в данных районах и местностях (Обзор ВС РФ от 26.02.2014, определения ВС РФ от 29.07.2011 № 56-В11-­10, от 24.06.2011 № 3-В11-­16). Это связано с тем, что ст. 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате;
– если он работает в местностях с особыми климатическими условиями, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в таком случае действует право на повышенную оплату труда, установленное ст. 146 ТК РФ. В силу ст. 133 ТК РФ обязательным условием при начислении ежемесячной зарплаты работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже МРОТ. Для указанных работников зарплата, включающая районный коэффициент и процентную надбавку, превышает МРОТ. А значит, права таких работников не нарушены. Данные разъяснения были представлены в Определении ВС РФ от 08.08.2016 № 72-КГ16­-4.

В заключение отметим, что комментируемое постановление – это постановление КС РФ, который поставил точку в сложившемся споре. Он указал, что МРОТ – общая гарантия, предоставляемая работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ, то есть без учета природно­климатических условий различных регионов страны. Соответственно, районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в частности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в состав МРОТ не включаются. Кроме того, за установление заработной платы в меньшем размере, чем определено трудовым законодательством, предусмотрен административный штраф ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ: для должностных лиц – в размере от 10 000 до 20 000 руб.; для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы

Ст. 135 ТК РФ: официальный текст

Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы

Ст. 135 ТК РФ содержит основные правила установления работникам вознаграждения за труд (зарплаты). Рассмотрим вопросы, связанные с этой процедурой.

Какие основные принципы содержит статья 135 ТК РФ?

Ст. 135 ТК РФ раскрывает принципы, на основе которых определяется одно из существенных условий трудового соглашения: зарплата конкретного работника. Величина ее зависит от установленных у работодателя:

  • Системы оплаты труда, закрепленной во внутренних нормативных актах, согласующихся с действующим трудовым законодательством, одобренных трудовым коллективом (коллективный договор) и профсоюзным органом (если он есть). Система может быть также ведомственной или отраслевой. Для бюджетных учреждений она во многом определяется рекомендациями, принятыми на общегосударственном и региональном законодательном уровне.
  • Штатного расписания, составленного на основе утвержденной системы оплаты труда и содержащего конкретные цифры зарплат (ставок, окладов), относящихся к определенной должности (ст. 132 ТК РФ). Не подчиняются ограничениям штатного расписания зарплаты руководителя работодателя, его заместителей и главбуха (ст. 145 ТК РФ), зависящие либо от законодательно установленных правил (для руководителей бюджетных учреждений и юрлиц с преобладающей долей участия государства в них), либо от прямых договоренностей, закрепленных в трудовых договорах (для всех прочих юрлиц).
  • Условий труда конкретного работника, внесенных в текст трудового соглашения с ним. Это соглашение, в свою очередь, базируется на тех положениях, которые содержатся в вышеприведенных пунктах.

При этом стоит учитывать, что при составлении каждого из обозначенных выше документов должен соблюдаться главный подход к их содержанию, подразумевающий, что положение работника не может ухудшаться в сравнении с:

  • трудовым законодательством при разработке системы оплаты за труд, коллективного договора и любого из внутренних нормативных актов, связанных с оплатой труда;
  • ведомственными или отраслевыми нормами при принятии работодателем дополнительного к этим нормам внутреннего нормативного документа;
  • трудовым законодательством и любым из внутренних нормативных документов, касающихся вопросов оплаты труда, при составлении конкретного трудового договора.

Что в состав зарплаты включает Трудовой кодекс?

Анализ текстов статей ТК РФ, относящихся к зарплате, позволяет говорить о том, что в ее состав входят:

  • Собственно зарплата (оклад или ставка), зависящая от квалификации работника, сложности, объема и качества его труда (ст. 132 ТК РФ). Для работников бюджетных учреждений минимальный размер зарплаты устанавливается Правительством РФ (ст. 144 ТК РФ),
  • Компенсационные доплаты за работу, осуществляемую в особых условиях (ст. 129 ТК РФ). Законодательство обязывает делать такие доплаты (ст. 146—149, 151–154 ТК РФ), определяя минимально допустимую их величину, но не ограничивая максимальной, которую может установить сам работодатель.
  • Стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки, премии), поощряющие эффективный труд (ст. 129, 135 ТК РФ). Часть таких доплат устанавливается законодательно, но главная роль в их разработке отводится работодателю. Причем премии и стимулирующие доплаты могут использоваться одновременно.

Каждая из этих составных частей требует разработки отдельного внутреннего нормативного документа, подробно описывающего механизм и критерии ее применения. Обычно это набор актов, называемых положениями:

  • об оплате труда;
  • о компенсационных доплатах;
  • о премировании;
  • о стимулирующих доплатах.

Каждый из них может быть самостоятельным документом, но может и служить приложением к коллективному договору.

Допустимо ли различие в зарплатах для одной должности?

Равнозначный труд должен оплачиваться одинаково (ст. 22 ТК РФ). Поэтому базовая зарплата (оклад, ставка) для работников, занимающих одну и ту же должность и выполняющих одну и ту же работу, должна быть одинаковой (ст. 129, 132 ТК РФ). В т. ч. это относится к работникам, проходящим испытание при приеме на работу (ст. 135 ТК РФ запрещает ухудшать условия оплаты труда в сравнении с теми, что установлены действующей системой оплаты за труд).

Однако при этом существенно могут различаться такие показатели работников, как:

  • квалификация;
  • деловые качества;
  • сложность работы;
  • объем и качество труда.

Эти показатели позволяют (ст. 132 ТК РФ) по-разному оплачивать результаты работы работников, оформленных на одну и ту же должность. Достигается это путем применения систем премирования и стимулирующих доплат, которые сделают индивидуальной стимулирующую часть зарплаты каждого работника, и в итоге они получат разные итоговые ее суммы за один и тот же период.

При этом в зависимости от квалификации базовая зарплата изначально для одной и той же должности может быть разной (ст. 132 ТК РФ). Только разница в квалификации должна найти отражение в наименованиях должностей, а различие в круге обязанностей — в должностных инструкциях.

Как величина зарплаты соотносится с МРОТ?

МРОТ — это тот минимум месячной оплаты за труд, который должен получить работник, полностью отработавший месяц и выполнивший весь положенный объем работы (ст. 133 ТК РФ). По своему смыслу это определение соотносится с величиной базовой зарплаты (оклада, ставки), о которой идет речь в ст. 129 ТК РФ и которая не включает в себя ни стимулирующие, ни компенсационные доплаты.

Таким образом, ниже МРОТ не может быть только одна составная часть зарплаты — базовая, т. е. оклад или ставка. Однако заработать за месяц человек может и меньшую сумму, если этот период отработан им не полностью.

МРОТ — величина, которая имеет 2 значения: общероссийское и региональное (ст. 133.1 ТК РФ). Региональный МРОТ может заметно отличаться от общероссийского, и в регионах работодателям (если юрлицо не финансируется из федерального бюджета) следует ориентироваться на него.

Об одном из случаев необходимости доплаты до МРОТ читайте в статье «Доплата до МРОТ внешним и внутренним совместителям».

Статья ТКРФ 147. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

Комментарий к статье 147

1. Статья 147 ТК является специальной по отношению к ст. 146 ТК и предусматривает повышенную оплату в связи с особыми условиями труда. Такая оплата производится на работах с тяжелыми условиями труда; на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; на работах с иными особыми условиями труда.

2. В соответствии с ч. 2 ст. 147 ТК минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения должны определяться Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время такие перечни в указанном порядке не определены, поэтому необходимо руководствоваться перечнями, утвержденными в свое время Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС (например, Перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых повышаются часовые тарифные ставки рабочим за условия труда в строительстве и на ремонтно-строительных работах, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 1 октября 1986 г. N 374/22-60 (в ред. от 21 июня 1990 г.) (Экономика и учет в строительстве. 2001. N 4).

3. Статья 147 в прежней редакции связывала повышение заработной платы с результатами аттестации рабочих мест. Настоящая редакция такого порядка не устанавливает, но это не исключает возможности повышения оплаты с учетом аттестации рабочих мест на основании локальных нормативных актов.

Об аттестации рабочих мест см. ст. 209 ТК и далее.

4. Повышение заработной платы работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда, возможно путем установления повышенных тарифных ставок (окладов) или путем установления специальных доплат. Конкретная форма повышения, а также его размеры устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором.

5. В случае если размеры повышенной оплаты установлены законами или иными нормативными правовыми актами, размер повышений, установленный организацией, не может быть ниже.

До 1991 г. максимальный размер повышений устанавливался законодательно и составлял 12% тарифной ставки (оклада) за работу с тяжелыми и вредными условиями труда и 24% — за работу с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Постановлением Правительства РСФСР от 15 ноября 1991 г. было установлено, что впредь размеры доплат за условия труда предприятия устанавливают самостоятельно, но не ниже размеров, установленных решениями Правительства РСФСР или других органов по его поручению.

В настоящее время централизованно установлены:

— повышение в зависимости от группы работ на 100 или на 50% тарифных ставок (окладов) для граждан, занятых на работах с химическим оружием, на основании ст. 4 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»; Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, а также Список профессий и должностей на производствах, постановления Правительства РФ с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, утверждены Постановлением Правительства России от 29 марта 2002 г. N 188 (в ред. от 8 августа 2003 г.);

— надбавки в размере от 5 до 75% должностного оклада (тарифной ставки) в зависимости от степени секретности сведений для работников, допущенных к государственной тайне, на основании Постановления Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»;

— повышение размеров должностных окладов на 15, 25, 30, 40 и 60% работникам учреждений и структурных подразделений здравоохранения и социальной защиты с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда на основании Постановления Минтруда России от 8 июня 1992 г. N 17 (в ред. от 19 февраля 2004 г.);

— надбавка в размере 30% оклада (ставки) за работу в опасных условиях медицинскому и педагогическому персоналу психиатрических больниц (отделений) специализированного типа и судебно-психиатрических отделений для лиц, содержащихся под стражей, на основании п. 6.3 Положения об условиях оплаты труда работников здравоохранения, утвержденного Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377 (в ред. от 12 апреля 2007 г.);

— надбавки к должностным окладам за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда для работников учреждений здравоохранения, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, — в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». Порядок установления размера надбавок для работников федеральных учреждений здравоохранения определяется Правительством РФ, для работников учреждений здравоохранения субъектов РФ — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Статья 146. Оплата труда в особых условиях

Статьи по теме

канд. юрид. наук, профессор кафедры трудового права Академии труда и социальных отношений, заслуженный юрист РФ

1. В разделе VI «Оплата и нормирование труда» Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) оплата труда работников, занятых в условиях, отклоняющихся от нормальных, разделена на две подгруппы: оплата труда в особых условиях (ст. 146 – 148 ТК РФ) и оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149 – 154 ТК РФ).

Из ст. 146 ТК РФ вытекает, что гражданина можно считать занятым в особых условиях труда, если он выполняет вредные и (или) опасные работы, трудится в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

Из ч. 1 ст. 146 ТК РФ после принятия Федерального закона от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда», который вступил в силу 1 января 2014 г., исключено упоминание об иных особых условиях труда. Это связано с тем, что действующая в настоящее время классификация условий труда четко делит условия труда по вредности и (или) опасности на 4 класса, не оставляя места для иных неблагоприятных производственных условий.

Статья 149 ТК РФ, упомянутая ранее, имеет в виду работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное и сверхурочное время, при совмещении профессий, при выполнении работ различной квалификации, в выходные и нерабочие праздничные дни. Ее наименование «Оплата труда в иных случаях выполнения работ в условиях отклоняющихся от нормальных» дает возможность и условия труда, названные в ст. 146 ТК РФ, считать отклоняющимися от нормальных.

На первый взгляд условия труда, названные в ст. 146 и 149 ТК РФ и дающие работнику право получать оплату труда в повышенном размере, нельзя объединить в одну группу, поскольку в первом случае речь идет о тех условиях, которые в большинстве своем не могут быть полностью устранены человеком, а во втором случае – возникают или по обоюдному согласию сторон трудового договора или в силу волеизъявления одной из сторон (в определенных законодательством случаях). Но разве нельзя утверждать, характеризуя труд шахтеров, металлургов, химиков и работников подобных профессий, что они работают в условиях, отклоняющихся от нормальных? Кроме того, ст. 149 ТК РФ, следуя за ст. 146 – 148 ТК РФ, где речь идет об оплате труда в особых условиях, имеет в виду другие случаи выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. Тем самым законодатель в ст. 149 ТК РФ как бы продолжает вести речь об одинаково именуемых условиях труда.

2. Статьи 146 и 149 ТК РФ конкретных правил по оплате труда не содержат. Их цель обратить внимание на следующее:

при работе в каких условиях размер оплаты труда повышается тем или иным способом;

кем устанавливается повышенная оплата труда;

в каких документах фиксируется оплата труда в более высоких размерах, чем при работе в нормальных условиях;

при решении вопроса о повышении оплаты труда на уровне организации размеры доплат (повышения тарифных ставок и окладов) не могут быть ниже тех, что установлены законодательством;

какие обстоятельства следует учитывать при установлении повышенной оплаты труда.

Конкретизация всех этих моментов применительно к работе в особых условиях оплаты труда содержится в ст. 147 – 148 ТК РФ, применительно к другим случаям выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, – в ст. 150 – 154 ТК РФ.

Смотрите еще:

  • Срок давности административного правонарушения коап 2018 Статья 4.5 КоАП РФ. Давность привлечения к административной ответственности Новая редакция Ст. 4.5 КоАП РФ 1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - […]
  • Уфмс самара заявление на загранпаспорт Оформление загранпаспорта Оформить загранпаспорт гражданину РФ от 14 лет Наше туристическое агентство предлагает помощь в оформлении заграничного паспорта старого и нового поколения на граждан младше 14 лет: Оформить загранпаспорт ребенку до 14 лет Цены указаны с учётом государственной […]
  • Выплаты гражданскому служащему при сокращении Выплата материальной помощи и единовременного пособия как правильно выплатить материальную помощь и единовременное пособие муниципальному служащему при сокращении? Ответы юристов (1) Президентским Указом от 31.12.2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных […]
  • Нк рф статья 226 пункт 3 Статья 226. Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами 1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные […]
  • Ст 66 закона 44-фз Отклонение заявки на участие в электронном аукционе по 44 ФЗ Интересует такой вопрос: может ли быть отклонена первая часть заявки на участие в электронном аукционе по 44фз на "Выполнение работ по содержанию и ремонту трансформаторной подстанции" в случае, если в требованиях к 1ой части […]
  • Как продать машину в игре street legal racing redline Как продать машину в игре street legal racing redline В данной теме речь пойдет о очередном методе заработка денег в игре SLRR, будем так говорить не совсем честным способом, тем не менее этот способ эффективен и занимает не много времени и самое главное что работает во всех версиях […]
  • Как приватизировать квартиру самара Приватизация квартир в Самаре Приватизировать квартиру или комнату могут только лица, имеющие гражданство РФ, причем необходимо согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Жилые помещения могут быть переданы в […]
  • Деятельность банков в законах постановления МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА ФИНАНСЫ и ИНВЕСТИЦИИ История банковской системы в России Банковская система Российской Федерации начала создаваться гораздо позже, нежели в странах Запада, и в своем развитии прошла несколько этапов. Условно можно выделить пять этапов: 1-й - с середины XVIII в. до 1860 […]
Записи созданы 6584

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх