База данных детей на усыновление саратов

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Запись на приём в федеральный банк данных о детях, с целью подбора ребёнка

Мониторинг СМИ

Зарегистрируйтесь и получайте регулярные
мониторинги СМИ по теме усыновления
детей-сирот

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

17 Сентября 2018

В детских домах появятся пространства для развития творческого потенциала детей

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, относящихся к категории трудноустраиваемых

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации, имеющих на учете в региональных банках данных сведения о более 1000 детей, оставшихся без попечения родителей

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Настройка на прием

В этом году в Саратовской области в полтора раза увеличилось число граждан, взявших детей на воспитание. По этой же причине на 20 процентов снизилось число детей, усыновленных иностранцами.

Они и так были поставлены в жесткие условия, ведь выбор ребенка для них всегда был ограничен (в картотеке такой малыш должен «простоять» не менее восьми месяцев, это говорит о том, что от него неоднократно отказывались наши соотечественники). Отказывались по причине целого букета заболеваний. Неслучайно из 82 детей, усыновленных в этом году иностранцами, 13 — инвалиды. А теперь подобная тенденция стала прослеживаться и с российскими приемными родителями: например, в нашей области они усыновили детей, находившихся в контакте по сифилису, ВИЧ-инфекции, с гепатитом С и саркомой легких. А это уже прецедент.

Ольга Сырникова, начальник отдела по усыновлению, опеке и попечительству, приемной семье министерства образования Саратовской области, убеждена, что лучше все же отдавать детей в семьи.

Для людей, которые по роду своей профессиональной деятельности пристраивают осиротевших, а в основном брошенных родителями детей, является аксиомой тот факт, что они должны расти в семье, а не в коллективе (о какой бы стране ни шла речь). Подтверждением тому служат красноречивые отчеты об их новой жизни (обязательный контроль осуществляется в первые три года, затем он проводится по усмотрению органов опеки). Жаль, что в российских отчетах не обязательна фотография ребенка, а вот в иностранных разительные перемены, происходящие с детьми, запечатлены на фото.

Вот, например, Кристина, воспитанница одного из саратовских детских домов, была удочерена испанской семьей в апреле этого года. Лысенькая, с рахитичными ножками, с нарушенным обменом фосфора… Всего за несколько месяцев она превратилась в другого ребенка — с роскошной рыжей копной, осмысленным взглядом. Вот она в бассейне, вот катается на роликах.

Гриша Колпаков, усыновленный американской семьей несколько лет назад, стал импозантным подростком, он переписывается с директором своего детдома по Интернету: по-русски, увы, с ошибками, зато в английском преуспел. Он — третий ребенок в семье Джона П. из штата Пенсильвания.

Кстати, если иностранное агентство (обязательно аккредитованное в нашей стране) вовремя не пришлет отчет о том, как ребенок адаптируется и развивается в новой среде, отдел министерства образования Саратовской области, выполняющий функции регионального оператора, сообщает об этом в Министерство образования РФ, и у агентства могут возникнуть серьезные проблемы.

В последнее время наиболее активно детей из Саратовской области усыновляют французы, испанцы и ирландцы. В связи с нашумевшими случаями нарушения прав детей, в списках потенциальных приемных родителей сегодня практически нет американцев. Хотя от жестокого обращения иностранных родителей, по словам Ольги Сырниковой, не пострадал ни один ребенок из нашей области.

Если говорить о соотечественниках, то они уже усыновляют столько же саратовских детей, сколько и иностранцы. Чтобы поддержать людей, решившихся на такой ответственный шаг, в разных регионах помимо федеральной господдержки (единовременного пособия в размере восьми тысяч рублей) устанавливают свои меры поощрения. Например, в Белгородской области дают квартиры, в Пензенской — 100 тысяч рублей подъемных. Саратовский областной бюджет по инициативе губернатора добавил к федеральным восьми тысячам такую же сумму. Хотя, как считают специалисты, наученные профессиональным опытом, не эти факторы играют решающую роль при усыновлении ребенка. А поддержка никогда не помешает, взять тот же «материнский капитал», распространяющийся и на тех, кто усыновил ребенка, ставшего вторым в семье, или усыновил сразу двух детей.

Самый популярный возраст детишек, которых хотят взять на воспитание, — до пяти лет. Практически всех новорожденных «отказников» устраивают в семьи в месячном возрасте. В настоящий момент эта процедура у многих потенциальных родителей растянулась до трех месяцев (хотя должна проходить за два) по причине того, что в основном ждут девочек, а рождаются мальчики.

Пожалуй, наиболее маневренной формой воспитания оказалась опека, она позволяет брать в семьи детей разных возрастов, причем, сразу несколько, сохраняя тем самым родственные отношения между братьями и сестрами. Именно она в последнее время наиболее популярна. Если в этом году в нашей области россияне усыновили всего 83 ребенка, то под опеку взяли 880 детей. Это «движение» особенно активно поддержали учителя сельской местности, так как опека для многих из них стала «спасательным кругом»: и детям хорошо, и школу малокомплектную не закроют, и учителя не потеряют работу.

Кстати, очень много случаев, когда опека постепенно переходит в усыновление. Родители так привязываются к ребенку, что решаются на подобный шаг. Обычно это делают перед школой, чтобы дать ребенку свою фамилию.

А вот такая форма воспитания, как приемная семья, массовой не стала, хотя с 2006 года их количество в области выросло с 26 до 32. Как правило, в таких семьях проживает более трех детей (но не более восьми). За воспитание каждого из них приемным родителям платят зарплату по 14 разряду единой тарифной сетки.

Но не каждому под силу создание многодетной семьи. Да и местный бюджет пока не потянет их в большом количестве (при переходе ребенка из детдома в приемную семью затраты на его содержание, зарплату родителям и всевозможные льготы ложатся на муниципалитет). Поэтому пока в районах области приветствуется одна семейная форма устройства детей-сирот — опекунство над ними, хотя в материальном плане в этом случае и дети, и их новые семьи несколько проигрывают.

На сегодняшний день в Саратовской области на учете стоят 134 кандидата, готовых примерить на себя роль усыновителей. Из них 37 семейных пар (среди них есть те, кто стоит «в очереди» за вторым ребенком или берет под опеку уже третьего).

Сейчас они находятся в стадии выбора. В отделе по усыновлению отработана система: с помощью компьютерной программы подыскиваются «варианты» с учетом пожеланий потенциальных родителей. В компьютер закладываются данные о возрасте, цвете глаз, волос, национальности, состоянии здоровья ребенка.

Стоит нажать клавишу — и на экране появляются реальные дети. Бывает, что будущие родители сидят по многу часов, вглядываясь в каждого и пытаясь разглядеть в нем «своего» ребенка. Кому повезет сегодня? Кто вытянет в этой лотерее счастливый билет в будущее?

В Саратовской области из 500 тысяч детского населения 9 906 детей состоят на учете в органах опеки. Из них более шести тысяч охвачены различными семейными формами воспитания (усыновление, опека, приемная семья), 3 229 детей по-прежнему остаются в домах ребенка, детских домах, интернатах, приютах и больницах.

База данных детей на усыновление саратов

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Братья/сестры:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Братья/сестры:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Братья/сестры:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Братья/сестры:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Братья/сестры:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Братья/сестры:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Форма жизнеустройства ребёнка:

Департамент по вопросам семьи и детей Томской области

В Саратове закрывают детский дом

В Саратове могут закрыть последний детский дом. Больше таких учреждений в нашем городе не осталось.

Детей распихают по области, помещение отдадут под детский сад. А наверх бодро отрапортуют о титанических свершениях в рамках национальной стратегии развития. По мнению местных чиновников, такие шаги настолько стимулируют усыновление сирот, что детдома исчезнут как класс.

Известие о том, что областной детский дом №2 может завершить свою деятельность, его директор Галина Ефимова получила из третьих рук.

Начали звонить попечители, среди которых есть очень серьезные бизнесмены. Все они взволнованно спрашивали: «Неужели вас закрывают?» Опровергнуть или подтвердить эту информацию директор не могла, потому что сама была не в курсе. Замалчивание информации областным минобразом наталкивало на самые печальные мысли.

Слушать о детях, которых в очередной раз хотят «отзаботить», невыносимо. Отослать сирот из благоустроенного учреждения в область, да еще и в рамках национальной стратегии развития — это редкий пример блестящей логики местных властей.

Интересно, они там вообще представляют, как саратовцы будут ездить на смотрины в Алгай перед тем, как усыновить ребенка? Иногда создается впечатление, что власть в нашем славном крае слегка сошла с ума. Или осознанно вредит, что хуже.

Региональный банк данных

Речь отсутствует, навыки самообслуживания не сформированы, спокойный, добрый, , реагирует на интонацию.

Паша общительный, добрый. Заинтересован в познании нового, легко заинтересовать новой игрушкой, книжкой. Любит прогулки, с удовольствием катается с горки, играет с песком, собирает конструктор, рассматривать книжки, журналы.

Эмоциональный, активный. Со сверстниками дружит избирательно. Любит когда его хвалят, поощрают. Санитарно – гигиеническими навыками владеет.

Добродушный, отзывчивый, но упрямый. Активный, любит подвижные игры. С желанием участвует в общественно-полезном труде, принимает участие в классной жизни.

Добрая, отзывчивая, подвижная, трудолюбивая, честная, справедливая, любит ласку и заботу. Девочка правильного телосложения, основные двигательные навыки сформированы. Общая и мелкая моторика развита недостаточно. Владеет навыками самообслужи.

Александр Х.

Речь отсутствует, навыки самообслуживания не сформированы, любит обращенную речь, послушный.

Речь отсутствует, навыки самообслуживания не сформированы, спокойная, прислушивается к обращенной речи.

Речь отсутствует, навыки самообслуживания не сформированы, улыбчивый, любит слушать музыку.

По характеру девочка доброжелательная. Трудолюбива и дисциплинирована. Поддерживает доброжелательные отношения со всеми окружающими. В общении очень избирательна. Правильно реагирует на замечания и критику. Умеет признавать свои ошибки. К в.

Активный, подвижный, веселый, трудолюбивый, ответственный, любит ласку и заботу. Илья прапвильного телосложения, физически развит. На внешний вид соответствует своему ворасту. Походка и движения быстрые, порывистые. Не уделяет внимание своему.

По характеру Максим добрый, общительный, отзывчивый человек, который всегда придет на помощь другому. В группе общается со всеми детьми. Настроен доброжелательно по отношению к окружающим, умеет контролировать свое поведение, управлять собо.

Захар — добрый, спокойный. Легко идёт на контакт как со взрослыми, так и с детьми. Любит рисовать, заниматься аппликацией, конструировать. Принимает участие в спортивных праздниках, утренниках.

Очень подвижная девочка. Навыками самообслуживания владеет частично — умеет одеваться, раздеваться. Самостоятельно умывается и кушает. Очень любит с детьми играть в куклы, к детям относится дружелюбно. В настоящее время девочка проявляет и.

Эмоциональный фон преимущественно спокойный, положительный. Внимание привлекается на короткое время, удерживает в поле зрения яркий предмет, следит за игрушкой, взрослым. Навыки самообслуживания сформированы частично. Передвигаетс.

Евгения добрая, ласковая, активная, любит музыку и с удовольствием участвует на утренниках, знает много детских песен. Евгения любит животных и ей нравится смотреть передачи о животных. Отношения с детьми доброжелательные, может проявить .

Самостоятельная, речь отсутствует, обращенную речь понимает, с удовольствием идет на контакт.

Антон очень подвижный ребёнок. Легко идет на контакт, общительный. Любит играть в машинки, конструктор, кататься с горки, на каруселях.

Уравновешенная, спокойная, ласковая, аккуратная. Любит играть в куклы. Навыки самообслуживания развиты. Проявляет интерес с швейному делу, учится работать с оверлогом. Любит заниматься аппликацией как с бумагой, так и с материей.

Анастасия У.

На контакт идет с удовольствием, речь отсутствует, простые инструкции осмысливает.

Речь отсутствует, контакт затруднен, внимательный, открытый, веселый, игривый.

Контакту доступна частично, речь отсутствует, реагирует на интонацию, любит ласковое отношение, добрая.

Речь отсутствует, обращенную речь понимает частично, идет на контакт со взрослым, добрый, послушный.

Общительный, активный, послушный.

Владислав А.

Владик очень дружелюбный, добрый и ласковый. Любит смотреть мультфильмы, слушать музыку, танцевать, гулять. Особенный интерес проявляет к игрушкам.

Очень спокойная девочка. Любит играть, рисовать, лепить. С удовольствием смотрит мультфильмы. Аккуратная, убирает за собой вещи в отведённые для них места.

Александр Е.

Активный, неконфликтный, общительный мальчик. Принимает активное участие в утренниках и спортивных праздниках. Любит рисовать, конструировать, смотреть мультфильмы.

Юля возбудимая, девочка. На контакт не идёт, интереса к детям и игрушкам не проявляет. Себя не обслуживает. Передвигается полком. С помощью сопровождающего в коляске (коляской не управляет). Ребенок проявляет интерес к общению с педаг.

Речью не владеет, навыки самообслуживание не сформированы, добрый, с удовольствием слушает детские песенки.

Екатерина Я.

Катя очень весёлая девочка, легко вступает в эмоциональный контакт как со взрослыми, так и с детьми (улыбается, обнимает). Помогает взрослым, принимает участие в наведении порядка в группе. Обращенную речь понимает, в.

Речью не владеет, навыки самообслуживания не сформированы, активный, веселый, идет на контакт.

Ирина открытая, общительная девочка. Отношения со сверстниками и взрослыми доброжелательные. Соблюдает необходимые нормы общения. Ответственно относится к своим обязанностям и просьбам воспитателей. Любит рисовать, лепить. Нравится играть в .

Любознательная, контактная. С удовольствием учит стихотворения, знает их большое количество. Любит петь песни, смотреть мультфильмы, играть в игрушки.

Общительный, любознательный, доброжелательный, спокойный.

Алена — одаренная девочка: она отлично рисует, ходит в художественную школу; имеет хороший музыкальный слух, играет на музыкальных инструментах. У нее хорошие физические данные, о чем говорят ее победы в спортивных соревнованиях. Алена учитс.

Юра очень дружелюбный, любознательный, подвижный мальчик. Любит играть в машинки, мяч, смотреть мультфильмы, слушать музыку, гулять. Проявляет большой интерес к бытовой технике. Речь не развита, может произносить слоги. Обращенную .

Алёна — добрая, ласковая, неконтактная девочка. Любит играть в одиночестве. С удовольствием смотрит мультфильмы, слушает чтение сказок, играет в игрушки. Из обращенной речи понимаетнесколько слов бытового значения. Умеет одеваться и раздеват.

Наши контакты

  • 443091, Самара, пр-т К.Маркса 448А
  • +7 (846) 956-06-01
    +7 (846) 331-10-97 (региональный банк)
  • [email protected]

Нашли ошибку? Сообщите нам!
Выделите и нажмите Ctr+Enter

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Подготовка семей к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи

Подготовка семей ведется на нескольких уровнях, выявляется возможность кандидатов быть приемными родителями.
Круг семей, обращающихся в Центр с просьбой об усыновлении, опеке, довольно широк: это представители различных регионов республики Коми, других регионов страны (Архангельская область, Башкирия, Санкт-Петербург). Различен статус семей: полные, неполные, бездетные — имеющие детей.
Следует отметить, что все кандидаты, особенно из сельских районов, очень волнуются при встрече. Поэтому специалист Центра начинает свою работу с того, что дает семье возможность освоиться, осмотреться, успокоиться, почувствовать себя более уверенно. Никогда нельзя предугадать, как будет проходить беседа, каждый раз это индивидуально и по времени и по содержанию. Но в одном психолог старается убедить сразу — супруги должны знать, что задача специалистов — не отказать, а помочь в решении вопроса об усыновлении. Все вопросы будут решаться совместно, только на доверии.
В работе используются такие критерии и методы как беседа, анкетирование, психологическое тестирование, некоторые техники семейного консультирования (техники рефлексивного общения, активного слушания, рефлексирование переживаний и чувств клиента), элементы игровой, семейной психотерапии.
Строить беседу помогает карта первичной консультации кандидатов на усыновление, опекунство или создание приемной семьи, разработанная специалистами Центра. Она включает в себя несколько блоков, характеризующих семью с разных сторон — социальный (сведения о кандидатах, их условиях жизни), психодиагностический блок (использование тестов), рекомендации и выводы.
Естественно, во время встречи ничего не записывается, кроме первичных данных (Ф.И.О., возраст, адрес, телефон), чтобы получился живой, доверительный разговор.
Позднее, при повторной встрече, с кандидатами проводится индивидуальное интервью, по которому складывается портрет кандидата в родители. Обязательно выясняются и проверяются следующие критерии: возраст, семейное положение, жилищные условия, профессия и род занятий, информация о членах семьи, информация об образе жизни, выясняются пожелания по полу и возрасту ребенка, отношение членов семьи к принятию ребенка, выясняется предпочтительный вид воспитания (опека, патронатный воспитатель, приемный родитель), каковы будут отношения к кровным родственникам ребенка.
Одновременно необходимо выяснить такие вопросы как истинная мотивация кандидата и его ожидания, серьезность намерений и степень его готовности к приему ребенка в семью, характер и личностные особенности потенциального родителя (гибкость, терпение, готовность к сотрудничеству в органами опеки) и пр.
Один из наиболее сложных моментов в работе с семьей – выявление сознательных и бессознательных мотивов усыновления. Для бездетных пар это удовлетворение естественной потребности — иметь ребенка, создать полноценную семью.
Возможно, это желание заполнить пустоту (смерть кого-то из близких), желание под старость иметь опору и родного человека рядом. У кого-то это стремление при помощи ребенка укрепить распавшуюся семью, самоутвердиться и изменить отношение с окружающими, изменить имущественное и жилищное положение (имущественный интерес), религиозная направленность и т.д.
Специалисты должен рассмотреть правильность мотивов решения. Иногда к приходят отчаявшиеся супруги, прошедшие не одну программу дорогостоящего лечения от бесплодия, решившиеся на искусственное оплодотворение и не получившие положительного эффекта. У таких пар заложено чувство неполноценности, прежде всего, они нуждаются в коррекции ложного чувства неполноценности, вины за себя. Затем необходимо принятие новой программы – программы усыновления. Мы убеждены, что наш путь прибавления семьи не самый плохой, а, возможно самый правильный для данной семьи.
Следует отметить наличие некой особенности, требующей изучения. Известны случаи, когда при усыновлении ребенка происходит внутренняя перестройка организма, всплеск физиологии, психики, если можно так сказать, – в семье появляется свой ребенок.
Когда обращаются семейные пары, имеющие детей, тем более необходимо выяснить мотивы их поступка. В одних случаях это желание реализовать себя еще раз в качестве родителя, высокий воспитательский, педагогический потенциал, желание иметь девочку (если в семье мальчик) и наоборот, иногда это попытка решить проблемы взаимоотношений с родными детьми за счет приемного.
Опыт работы подсказывает, что если в семье есть дети, именно они помогают понять мотивы усыновления, а, возможно, вскрыть проблемы семьи. Бывают обращения после семейной трагедии – смерти ребенка. Иногда семьи приходят сразу после несчастья, в состоянии явного открытого горя, с неадекватными желаниями, поступками. В таких случаях проводится психокоррекционная работа, предлагается отложить на время решение вопроса. По истечении времени мы находим общий язык с супругами – в семью помещается ребенок противоположного пола. Приходят супруги, обиженные собственными детьми, одинокие в душе, ждущие благодарности от приемного ребенка за то, что его возьмут в семью. В этом случае смеем предположить, что с приемным ребенком они тоже не найдут понимания. В последнее время чаще стал звучать как один из компонентов, а иногда, как и главный мотив – религиозный. Один, сам по себе, он не является правильным, но его можно рассматривать как дополнение к другим. В целом это направленность требует глубокого изучения и проработки.
Группа риска – одинокие женщины (мужчины). К сожалению, иной раз женщина – не чаша, полная любви к ребенку, а разбитые надежды, попытка таким образом стать как все, не понимая, что надломленная жизнью женщина не сможет дать ребенку чувство любви и защищенности. В этой ситуации необходима коррекционная работа, направленная на изменение отношения женщины к самой себе и окружающим, наработки позитивного отношения к жизни.
Есть и сильные, уверенные в себе женщины, которые, создавая семью посредством ребенка, представляют этого самого ребенка, как некий недостающий элемент или компонент в композиции жизни. Статистика: за 5 лет работы в Центр обратились 65 одиноких женщин, в 31 случае они стали любящими, понимающими, познавшими счастье материнства мамами.

Правильно выявленный мотив помогает правильно оценить ситуацию и дать рекомендации семье.
В процессе работы с семьей необходимо учитывать ряд нюансов:

  • Семейный стаж (учет кризисных периодов семейной жизни).
  • Возраст кандидатов (предполагает определенный возраст ребенка)
  • Образовательный уровень (большое значение в вопросах воспитания ребенка играет общая осведомленность в вопросах педагогики, медицины, психологии)
  • Умение быстро перестраиваться
  • Желание самообразования
  • Информация о родительской семье (место, которое каждый из супругов занимает среди братьев и сестер, для прогноза предполагаемого стиля поведения с учетом факторов сегодняшнего социального окружения – составляется генограмма семьи, определяется комплементарность брака, кто в семье занимает лидирующие позиции)
  • Стиль воспитания в родительской семье.
  • Ценностные ориентации супругов и еще многое другое.

Большую информацию о взаимоотношениях в семье, т.е. гармоничности семейных отношений можно получить, наблюдая поведение супругов: кто первый зашел, начал разговор, как и куда сели супруги, жесты, мимика и т.д. В беседе с семьей психолог старается почувствовать их «изюминку», их интересы, тогда общение проходит намного легче и эффективнее.
Среди вопросов, задаваемых при встрече, есть вопрос об опыте воспитания детей. В случае, если есть сомнения в педагогических возможностях семьи, предлагается поработать с педагогическими ситуациями.
Имеются трудности с разрешением вопроса о тайне усыновления. Кандидатам известно, что тайна усыновления охраняется законом, т.е. биологические родители не должны знать, в какую семью усыновлен ребенок. Все так же понимают, что от соседей, родных, знакомых утаить это трудно. Со временем встает другой вопрос – говорить или не говорить ребенку о том, что он усыновлен? Нужно ли скрывать от ребенка правду о его происхождении?
В период подготовки усыновителей этот вопрос обязательно обсуждается с будущими родителями. Принимается во внимание мотивы усыновления, возраст ребенка, возраст родителей, место их проживания и многое другое. Одни не видят в этом никакой проблемы, говорят так: «Скрывать нет смысла. У нас поселок маленький, уже все знают, куда и зачем мы поехали». Другие категоричны: «Никто не должен знать. Ребенку ничего не скажем, зачем его травмировать». Третьи сомневаются в принятом решении, просят совета.
Принимая во внимания такие разные мнения, будем очень осторожны в суждениях на эту тему. Все зависит от решения родителей.

Чем больше получено информации о семье, тем легче делать вывод об ее особенностях, составить психологический портрет, выявить воспитательный потенциал – дать прогноз на психологическую совместимость с ребенком.
Исходя из того, на каком этапе готовности находится семья, важную роль играет психокоррекционная работа. Кратко отметим некоторые, часто встречающие семейные проблемы, требующие коррекции. Зачастую кандидаты не представляют, какие трудности их ожидают. Уже с первых встреч появляется необходимость коррекции нереальных ожиданий.

  • Возрастная психокоррекция, т.е. возраст кандидатов предполагает и определенный возраст ребенка, тогда успешнее и эффективнее пойдет процесс адаптации и воспитания.
  • Психоккорекция нужна тогда, когда супруги приходят в состоянии не пережитого, острого горя. В большинстве случаях их желание не соответствует реальной действительности, они не осознают поспешности этого шага.
  • Одинокая женщина встает на учет с целью усыновления, например, двоих детей.

Позитивное отношении семьи к вопросу об усыновлении, желание исправить ситуацию, помогает совместно выработать тактику коррекционной работы. Здесь используются техники семейного консультирования. Коррекционной работа – это неоднократное проговаривание травмирующих ситуаций, реконструкция отношений, поведения, желаний, поддержка «я» в человеке (хочу, могу и сделаю). Стандартных решений в работе нет. Очень важен индивидуальный подход и творчество.

Диагностические мероприятия также направлены на решение профессиональных задач:

  • Получение «психологического портрета» семьи.
  • Выявление качеств кандидата, существенных для «воспитательного потенциала».
  • Получение прогноза стиля взаимоотношений с ребенком, создания прочных родительско-детских отношений.
  • Исключение отказа усыновителей, опекунов от взятых на воспитание детей.
  • Определение у супругов психопатологического профиля.

Анализируя информацию, можно получить ответы на вопросы:

    • Какой человек может взять на воспитание ребенка, будет ли он хорошим родителем.
    • Является ли эта семья конструктивной по отношению к ребенку, что она из себя представляет.
    • Воспитание ребенка — это цель, или средство личной реализации.

Диагностика на этом этапе работы носит экспертный характер, что ведет к актуализации психологических защит и, как следствие, испытуемые выдают желаемый результат, который не обязательно отражает ту реальность, в которой они живут. Работа будет эффективнее, если совмещать проективные методики с опросниками.
Следующий момент, с которым приходится постоянно сталкиваться на консультации – недостаточность знаний кандидатами особенностей ребенка из детского дома. Большинство представляют розовеньких, пухленьких, улыбающихся грудничков, постарше – милых, с бантиками (галстучками) детей, обязательно вежливых, умеющих говорить «здравствуйте» и «спасибо». Кандидаты, конечно, понимают, каковы причины сиротства, но не предполагают, как отражается на развитии ребенка отсутствие родителей. Поэтому, специалисты центров усыновления должны сказать о том, что большинство детей, которые испытали отлучение от матери до двухлетнего возраста, в более старшем возрасте переходят в разряд «трудных», но с этим можно справиться, если знать, что может быть.
Характерные, повторяющиеся ситуации при помещении ребенка в семью, позволяют говорить о «синдроме отторжения» или в другом варианте «синдром приемного ребенка». В общих чертах, это последствия эмоциональной травмы, сниженная самооценка, потеря чувства защищенности, трудности в общении, как со сверстниками, так и со взрослыми, беспомощность, плохая успеваемость и т.д.
Приемные родители не предполагают, как будет вести себя ребенок, попадая в новые условия.
Обнаруживая ограниченные знания об особенностях развития ребенка в разные возрастные периоды, не зная особенностей психофизического развития вообще, родители часто теряются и не видят выхода из затруднительной ситуации, предлагая ребенку вместо мудрого совета и решения вопроса только доброе отношение и любовь (хотя и это не мало). В связи с этим в программу подготовки к родительству, которая создана с учетом опыта многих регионов и имеющегося родительского опыта, включается разработка «Адаптация ребенка в приемной семье».
Тема «Яблоня от яблони» также часто волнует родителей. По научному – наследственный фактор. Необходимо правильно относиться к этой проблеме. Никто не отрицает, что наследственность есть, она обязана быть. Если рассматривать с философской точки зрения, вспомнить родословную не очень просто, еще не известно какая у большинства из нас наследственность. Важно спокойно принять тот факт, что наследственность (имеется в виду неблагополучная) останется нереализованной при положительном социальном окружении, если ребенок не будет испытывать частые эмоциональные стрессы и перегрузки. Многое зависит от того, кто рядом. В связи с этим, родителям предлагаются методические материалы на эту тему.
Обсуждаются медицинские проблемы детей. Не секрет, что в детских домах и домах ребенка здоровых детей практически нет. Надо быть готовыми при необходимости проводить обследование и лечение ребенка, организовывать правильное питание, режим, занятия спортом. Немаловажно и то, что сам ребенок «здоровеет», ощутив поддержку, внимание и любовь со стороны приемных родителей и на этом фоне происходит частичная компенсация нарушений психического и физического развития.
На весь процесс подготовки необходимо использовать несколько встреч. К сожалению, по многим причинам это не всегда удается. Учитывая удаленность некоторых районов республики, невозможность выезда на длительный период времени, нежелание руководителей отпускать работника, приходится решать вопросы не так последовательно и планомерно, как хотелось бы. В связи с этим специалисты Центра:
— поддерживают тесную связь со специалистами по охране прав детей, которые готовят пакет документов кандидатам, дают первичную информацию, посещают семью до и после помещения ребенка;
— консультируют приемных родителей по телефону;
— предлагают методички, педагогическую, психологическую, специальную литературу.

В случае успешного решения всех вопросов ведется беседа о конкретном ребенке (по анкете). Это характеристика, данные о биологических родителях, родственниках, здоровье ребенка, его местонахождении и т.д.
Акцентируется внимание кандидатов на то, что беседа будет продолжаться с руководителем учреждения, где находится ребенок, с психологом, медицинским работником, воспитателем, чтобы будущие родители имели полную информацию о ребенке.
Итогом работы является выдача направления на знакомство с конкретным ребенком – официального документа, на основании которого родители посещают детский дом и общаются с ребенком. Полагаю, что очень важно дать напутствие взволнованными супругам (попробуйте встать на их место) и обязательно пригласить после знакомства с ребенком встретиться еще раз – разобраться в тех вопросах, которые возникают после встречи.
Специалисты — психологи знают о том, что идеальных семей нет и, исходя из особенностей семьи, определения факторов обуславливающих потенциальные трудности усыновления (опеки), строят свою работу.

Многие приемные семьи, взявшие детей на воспитание, все-таки не имеют необходимого педагогического опыта, хотя имеют опыт общения с детьми родственников или знакомых. Совершенно очевидно, что приемный ребенок, отличается от родительского.
У детей зачастую наблюдается отставание в развитии. Они не имеют позитивного опыта проживания семьи. Наблюдается социокультурная депривация.
У родителей в процессе воспитания детей возникают проблемы психологической направленности. Вдруг откуда-то зарождается межличностный конфликт, происходит искажение детско-родительских отношений, возникает непонимание или негативное отношение к ребенку.
Испытывая трудности, семьи обращаются за психологической помощью уже после приема детей в семью. Проблемы случаются очень разные, поэтому перед тем, как устроить того или иного ребенка в семью, с родителями проводят дополнительные беседы. И все равно родители обращаются с просьбами о помощи, потому что бывают разные ситуации: отягощенная наследственность, дисгармоничность развития, нарушение познавательной и эмоциональной сферы, детская тревожность, вопросы выявления индивидуальных особенностей, темпераментальные особенности, выбор жизненного и профессионального пути, неврозы, неуспеваемость, трудности в обучении, поведенческие расстройства, трудности общения со взрослыми и со сверстниками, конфликтность, агрессивность, ранние сексуальные проблемы, задержка психического развития и т.д.

Можно отметить, что воспитание ребенка вне семьи часто сопровождается (90%) нарушениями социального, физического, психического развития. Только в семье ребенок получит поддержку и полноценное развитие, видя пример семейных отношений, сможет в дальнейшем создать полноценную семью.

Итак, ребенок, до вчерашнего дня «ничейный», обретает любящих родителей, бабушек, дедушек, других родственников, которые зачастую не представляют себе, с каким трудностями им придется сталкиваться.
Задача специалистов, которые готовят родителей к этому шагу – не напугать родителей, а научить правильно реагировать на ситуацию, быть готовыми к ней, постигать науку родительства. Зачастую ситуации и соответственно совет и рекомендации педагогов и психологов взяты из практического опыта приемных семей.

Знакомство с ребенком в детском доме
Этапы знакомства с ребенком можно разделить на две части:
Заочное знакомство с ребенком
На этом этапе каждый специалист, работавший с ребенком, предоставляет кандидату всю имеющуюся у него информацию. Рассказ о ребенке сопровождается показом фотографий. Кандидату нужно обеспечить все условия для возможности принятия взвешенного решения. Очень важно не утаивать и не приукрашивать информацию, но и слишком не драматизировать ее.
Социальный педагог — наиболее компетентный человек во всем, что касается биографии и социально-юридических дел ребенка. Он знакомит кандидата с личным делом и юридическим статусом ребенка, рассказывает все, что на данный момент известно об истории его жизни, о наличии или отсутствии у него родственников и возможности контактов с ними.
Психолог рассказывает о психологических особенностях ребенка, о том, как его прошлый травматический опыт может проявляться в поведении, предлагает конкретные рекомендации.
Детский врач рассказывает о состоянии здоровья ребенка и дает конкретные рекомендации по лечению, питанию, гигиене и т.д.
Воспитатели, которые наблюдали этого ребенка в условиях детского дома, рассказывают о характере ребенка и особенностях его поведения.
Педагоги, учителя, дефектологи, логопеды, педагоги дополнительного образования рассказывают об особенностях развития ребенка, его способностях, увлечениях, отношениях со сверстниками и взрослыми. Кандидату необходимо предоставить время для обдумывания полученной информации и принятия решения. Кандидат обычно советуется со своими членами семьи, близкими друзьями. Не следует торопить его с ответом, поскольку для принятия решения разным людям требуется разное время.
После получения и обдумывания информации кандидат имеет право на отказ. Если вся полученная информация о ребенке приемлема для кандидата, начинается очное знакомство с ребенком.
Очное знакомство с ребенком
Нет стандартной процедуры очного знакомства с ребенком. Этот процесс индивидуален и требует творческого подхода. Многое зависит от возраста и характера как ребенка, так и кандидата. Обычно, если ребенку не требуется срочного помещения в семью, этот процесс занимает достаточно длительное время, так как ребенку и кандидату необходимо присмотреться друг к другу, пообщаться.
Будущие родители должны знать, что дети ведут себя по-разному. Это зависит от возраста и особенностей нервной системы. Рекомендуем обязательно побеседовать со специалистами детского учреждения, как можно больше узнать о ребенке, записать всю необходимую информацию с тем, чтобы в первое время новым родителям легче было общаться с сыном или дочкой.
Иногда родители теряются, не знают, как начать общение, как познакомиться, о чем говорить и тогда сами дети приходят к ним на помощь.
В иных случаях помогают игрушки, книги, совместная прогулка, сладости. Возможна организация знакомства в естественной обстановке, в группе с другими детьми. Многие приемные мамы и папы говорят о своих ощущениях, отмечали, что сердце подсказало «своего» ребенка.
Родителям приемных детей потребуется много усилий, чтобы создать полноценную, счастливую семью. Не стоит ждать результатов сразу, нужно терпение и время. Чем больше вкладывать в воспитание ребенка сейчас, тем легче будет в будущем.
Кому нельзя отдавать детей
Наряду с требованиями Семейного кодекса к кандидатам на усыновление, патронатным воспитателям, опекунам, при их отборе, оценке учитываются многие факторы как объективные, так и субъективные. Конечно, в первую очередь важно, когда люди сами приходят с четкой целью усыновить или воспитывать сироту, при этом у них «правильная» мотивация.
Те, кто никогда не получит ребенка это люди, которые имеют собственные проблемы, которые классифицируются как объективные:
а) проблемы с алкоголем или наркотиками;
б) психическое нездоровье;
в) серьезные соматические заболевания, в соответствии с медицинской формой, утвержденной Министерством здравоохранения;
г) криминальное прошлое и настоящее;
д) отсутствие российского гражданства или соответствующей прописки;
е) недостаточная жилплощадь (для ребенка необходимо отдельное спальное место и место для занятий);
ж) несогласие одного из членов семьи, проживающих вместе с кандидатом.

Также учитываются и субъективные критерии, к ним относятся следующие ограничения:
а) особенности личности и характера кандидата (ярко проявляющиеся: недостаточная гибкость, отсутствие рефлексии, агрессивность и другие личностные проблемы);
б) проблемы семьи (явные неудачи в воспитании собственных детей, серьезные проблемы в супружеских отношениях или в отношениях с другими, совместно живущими родственниками и т.д.);
в) неготовность к сотрудничеству со специалистами учреждения;
г) неопределенная, расплывчатая и негативная мотивация.

Сейчас во многих регионах России практически в каждом городе и при большинстве детских домой действуют центры по усыновлению, опеке и попечительства, во многих детских домах есть «Школы приемных родителей», куда пары, осознавшие необходимость иметь ребенка приходят несколько месяцев и готовятся стать полноценными родителями. Примеров этому великое множество. Пройдя обучение в таких центрах и школах, новоявленные родители становятся более подготовленными к трудностям и испытаниям, которые их ждут, сюда они всегда смогут прийти и проконсультироваться со специалистами: педагогами, психологами, юристами.

Если вы решились взять ребенка в свою семью, будьте готовы предоставить в органы опеки следующие документы:
ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УСЫНОВЛЕНИЯ
1. Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем.
2. Краткая автобиография.
3. Справка с места работы с указанием должности и заработной платы, либо копия декларации о доходах.
4. Копия финансового лицевого счета.
5. Если жильё муниципальное — Выписка из домовой (поквартирной) книги. Если жильё приватизировано, то документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, обычно это Свидетельство о регистрации права собственности.
6. Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

7. Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в установленной форме (форма №164/у-96).
8. Копия свидетельства о браке. Если усыновитель в браке не состоит, предоставляется его копия свидетельства о рождении.
9. При усыновлении ребенка одним из супругов — заявление с выражением согласия другого супруга на усыновление. Согласие супруга может быть вписано в заявление усыновителя. Если супруги фактически прекратили семейные отношения, требуется документ, подтверждающий, что они не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (при невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты).
При усыновлении ребёнка возраста 10 лет и старше необходимо его согласие на усыновление и изменение личных данных (имени, фамилии, отчества, места рождения) согласие ребёнка получается усыновителями и визируется органом опеки, если ребёнок проживал в семье усыновителя, например, был до этого на опеке, является падчерицей/пасынком усыновителю. Если ребёнок проживает в учреждении, то получение такого разрешения не входит в компетенцию усыновителя и занимаются этим органы опеки и государственный опекун ребёнка (например, директор детского дома).
Никакие другие документы органы опеки требовать с усыновителей права не имеют т.к. этот список дан в пункте 6 Постановления Правительства от 29 марта 2000г. РФ №275 и не подлежит расширительному толкованию, при необходимости органы опеки могут и обязаны САМОСТОЯТЕЛЬНО запрашивать нужные им инстанции.
Суд при наличии оснований может потребовать предоставить иные документы.
Документы на ребенка, получаемые усыновителем:
Эти документы усыновителю передаёт администрация учреждения, в котором находится ребёнок или органы опеки по месту его пребывания.
1. Свидетельство о рождении.
2. Медицинское заключение на ребёнка, оформляющегося на усыновление, форма 160/у
3. Справка о состоянии здоровья матери и течении родов.
4. Сведения о родителях, подтверждающие возможность усыновления. Это могут быть:
5. Заявление родителей ребёнка с выражением согласия на усыновление;
6. Решение суда о лишении родительских прав родителей, признании их недееспособными;
7. Копия свидетельства о смерти родителя или решение суда об объявлении умершим;
8. Справка о розыске родителей;
9. Акт о подкидывании;
10. Если мать одиночка то справка из ЗАГСа, что у ребёнка единственный родитель, а отец записан со слов матери.
11. Заявление с выражением согласия на усыновление от ребенка, достигшего 10-ти лет.
12. Документы о закреплении жилплощади за ребёнком, наличия доли собственности на жильё: копия финансово-лицевого счета, выписка из домовой книги, договор о купле-продаже, дарения, другие документы.
13. Опись имущества, принадлежащего ребёнку и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность.

По материалам отчетов педагога-психолога Республиканского центра усыновления и попечительства при МО и ВШ (Республики Коми) Большаковой Л.Н.

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Смотрите еще:

  • Семейный кодекс российской федерации 223-фз УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) Новости Минобрнауки 14.03.2018 г. Число детей-сирот в России […]
  • Усыновление детей в смоленской области УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Смоленская область Новости Минобрнауки 14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. - до 50,2 тыс. Число детей-сирот и детей, […]
  • Воинская часть 42122 Воинская часть 42122 История летчика. Ищу сослуживцев отца Здравствуйте. Я сын летчика Ломакина Ивана Никитовича. Надеюсь что на форуме еще есть люди которые его помнят, с ним летали. Для начала кратко опишу где родился, где учился, где служил. Родился Ломакин Иван Никитович […]
  • Законы рф о сертификации и о защите прав потребителей Глава 15. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ В РФ15.1. Закон "О защите прав потребителей" и сертификация Сертификация в России организуется и проводится в соответствии с общегосударственными законами РФ: "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации", а […]
  • Уголовный кодекс статья 236 Статья 236. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил 1. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода […]
  • О гражданстве рф статья 12 Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению Статья 12. Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона 1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения […]
  • Куда пожаловаться на тараканов в магазине Куда жаловаться на антисанитарию в многоквартирном доме? Добрый вечер, проблема с соседом пенсионером он носит с помоек весь мусор и хлам, естественно запах стоит и развелись полчище тараканов как нам жить и бороться с ним? Живем мы в многоквартирном доме, если его дочь не проживает с […]
  • 30 ст гк рф Статья 30. Ограничение дееспособности гражданина 1. Гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, […]
Записи созданы 6552

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх