294 фз статья 15

Статья 15. Ограничения при проведении проверки

Статья 15. Ограничения при проведении проверки

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ в пункт 1.1 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2017 г.

До 1 июля 2022 г. положения пункта 1.1 статьи 15 не применяются в отношении проведения должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проверки выполнения требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, в области применения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, установления районных коэффициентов к заработной плате, процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, иных гарантий и компенсаций за работу в указанных районах и местностях

1.1) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.2, вступающим в силу с 1 июля 2015 г.

1.2) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ в пункт 2 статьи 15 внесены изменения

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 306-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8, вступающим в силу с 1 июля 2016 г.

Положения пункта 8 статьи 15 в отношении проверок, проводимых при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), применяются с 1 января 2017 г., проверок, проводимых при осуществлении муниципального контроля, — с 1 июля 2017 г., если законом субъекта РФ не предусмотрен более ранний срок применения

8) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ пункт 9 статьи 15 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

О вступлении в силу с 01.01.2017 отдельных положений законодательства о государственном контроле

О вступлении в силу с 01.01.2017 отдельных положений законодательства о государственном контроле

Росприроднадзор напоминает, что с 01.01.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ, которым были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ), и Федерального закона от 03.07.2016 № 353-ФЗ, которым внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

1. На официальных сайтах органов государственного контроля (надзора) в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора) размещаются перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также тексты соответствующих нормативных правовых актов (п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ).
Перечень нормативных правовых актов и их тексты размещены на официальном сайте Росприроднадзора в подразделе «Перечень правовых актов» раздела «Проверки» по адресу: http://rpn.gov.ru/node/26529.

2. Вступили в силу положения о профилактике соблюдения обязательных требований (ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ).

Так, органы государственного контроля (надзора) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством:

  • проведения семинаров и конференций
  • разъяснительной работы в средствах массовой информации;
  • распространения комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования;
  • направления рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения новых обязательных требований.

Росприроднадзор напоминает о необходимости проведения перечисленных и иных мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований.
Программа профилактики нарушений обязательных требований, предусмотренная ч. 1 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ, будет утверждена и направлена в территориальные органы Росприроднадзора.
3. Предусмотрено направление органами государственного контроля (надзора) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. После вступления в силу утвержденного Правительством Российской Федерации порядка составления и направления таких предостережений территориальным органам Росприроднадзора необходимо будет обеспечить их направление в случаях, предусмотренных Законом № 294-ФЗ (ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ).
4. Вступили в силу положения об организации и проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ).

К мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями относятся, в том числе:

  • плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Закона № 294-ФЗ;
  • административные обследования объектов земельных отношений;
  • исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;
  • другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

По результатам таких мероприятий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям может быть направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
В случае выявления при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют письменное мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях, которое является основанием для проведения внеплановой проверки согласно новой редакции п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.
5. Введены нормы об использовании при проведении плановых проверок проверочных листов (списков контрольных вопросов) (части 11.1 — 11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).
После утверждения Правительством Российской Федерации требований к содержанию проверочных листов (списков контрольных вопросов), а Росприроднадзором — самих проверочных листов, они могут быть использованы территориальными органами Росприроднадзора при проведении плановых проверок. Обязательность использования проверочных листов может быть в дальнейшем установлена в Положении о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426.
6. Конкретизированы способы возможного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении проверки (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).
Так, установлено, что проверяемое лицо может быть уведомлено не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки (за 24 часа до проведения внеплановой проверки) посредством направления копии распоряжения или приказа о проведении проверки посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора).
7. Вступили в силу положения, регламентирующие порядок рассмотрения анонимных обращений, содержащих информацию, являющуюся основанием для проведения проверки (ч. 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).
Установлено, что в случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.
Содержание таких мер в Законе № 294-ФЗ не раскрывается, вместе с тем, по мнению Росприроднадзора, такими мерами в том числе могут быть: обращение в органы внутренних дел, получение сведений из единого государственного реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
8. Предусмотрена процедура предварительной проверки поступивших обращений (ч. 3.2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо причинении вреда окружающей среде (возникновении такой угрозы) уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.

В ходе проведения предварительной проверки:

— принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию;
— проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора);
— при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).
В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

9. В Законе № 294-ФЗ урегулирован порядок действий органа государственного контроля (надзора) при установлении анонимности или недостоверности обращения (части 3.4, 3.5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).
По решению руководителя, заместителя руководителя территориального органа Росприроднадзора предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются, если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении.
Кроме того, существенным нововведением является то, что орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя расходов, понесенных таким органом в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения. При подаче такого иска территориальным органам Росприроднадзора необходимо обеспечить представление документов, подтверждающих понесенные в связи с проведением проверки по такому обращению расходы (в том числе расходы, понесенные подведомственными Росприроднадзору федеральными государственными бюджетными учреждениями).
10. В Законе № 294-ФЗ установлен запрет на истребование от юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении выездной проверки документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки (ч. 10 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).
11. Вступили в силу положения, определяющие порядок действий органа государственного контроля (надзора) в случае невозможности проведения проверки, положения, предусматривающие составление акта о невозможности проведения проверки (ч. 7 ст. 12 Закона № 294-ФЗ).
В частности, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения в случаях, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с:
— отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица;
— фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем;
— иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки.
При этом необходимо отметить, что при выявлении виновных действий проверяемых лиц, направленных на воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, территориальным органам Росприроднадзора необходимо возбудить дело об административном правонарушении по ст. 19.4.1 КоАП РФ и направить соответствующие материалы для рассмотрения в суд.
Кроме того, орган государственного контроля (надзора) в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такого юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
12. В Законе N 294-ФЗ изменены требования к содержанию распоряжения (приказа) о проведении проверки (ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ).
С целью реализации данных изменений Минэкономразвития России принят приказ от 30.09.2016 N 620 «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Данным документом изменена типовая форма приказа (распоряжения) о проведении проверки.
Территориальным органам Росприроднадзора при организации проверок необходимо руководствоваться новой типовой формой, утвержденной Минэкономразвития России. Соответствующие изменения будут внесены в форму распоряжения (приказа) о проведении проверки, утвержденную приказом Росприроднадзора от 30.04.2014 № 262 «Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и по результатам надзорной деятельности».
13. В ч. 9 ст. 15 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.
Вместе с тем, орган государственного контроля (надзора) после издания распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
14. Вступили в силу положения ч. 8 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ об использовании индикаторов риска нарушения обязательных требований.
В настоящее время Минэкономразвития России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий дополнение перечня видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» видами государственного контроля (надзора), осуществляемыми Росприроднадзором.
После дополнения указанного перечня государственным экологическим надзором в положения, регулирующие осуществление государственного экологического надзора и его отдельных видов, могут быть внесены изменения, предусматривающие использование индикаторов риска нарушения обязательных требований.
В настоящее время данные индикаторы при осуществлении государственного экологического надзора не применяются.
15. Вступила в силу ст. 8.45.1 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе.
Органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, наделяются полномочием по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.45.1 КоАП РФ, в пределах своих полномочий.
Кроме того, совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.25, 8.28, 8.31, 8.32 КоАП РФ, в лесопарковых зеленых поясах будет являться квалифицирующим признаком таких правонарушений.
Поручаю довести указанную информацию до сведения должностных лиц Росприроднадзора, уполномоченных на осуществление государственного экологического надзора.

ФЗ 294 с изменениями

В современных условиях, при активном развитии частного предпринимательства, необходимость контроля возросла в разы. Для защиты прав предпринимателей и инспекторов, составлен федеральный закон 294. Он заменил ФЗ 134 от 8 августа 2001 года.

Описание закона

Закон о защите прав юридических лиц предусматривает не только защиту прав граждан, осуществляющих контроль за предпринимательской деятельностью, и лиц, с которыми они работают. ФЗ 294 контролирует порядок плановых и внеплановых проверок, условия и требования к их проведению, вопросы, связанные с уведомлением предпринимателей и т. д.

Плановые проверки, по ФЗ 294, проводятся не чаще одно раза за три года, и не ранее, чем через три года после регистрации ИП или создания ЮЛ. Внеплановые проводятся на основании соответствующих заявлений или подозрений в недобросовестности предпринимателя. Оспаривание постановлений инспекторов происходит на основе настоящего закона, по пункту 12, статьи 16 ФЗ 294.

Закон был одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года, и вступил в силу — 26 декабря. Первые поправки в ФЗ 294 внесены 28 апреля 2009 года. Последняя редакция закона была одобрена 1 мая 2017 года. Поправки и дополнения ФЗ 294 вступили в силу 1 июля 2017 года.

Скачать ФЗ 294

294 ФЗ «О защите прав юридических лиц с изменениями», за время своего существования претерпел много изменений. Количество совершенных редакций составляет около четырех десятков. Поэтому, обращаться к изначальному тексту законопроекта — бессмысленно.

Чтобы составить представление о настоящем состоянии ФЗ 294, рекомендуем скачать последнюю редакцию по ссылке.

Последняя редакция закона «О защите прав юридических лиц»

294 ФЗ «О защите прав юридических лиц» — в чем его задача, рассмотрено — защита прав юр. лиц и индивидуальных предпринимателей. Но в чем именно заключаются главные изменения закона, и какие статьи ФЗ 294 избежали поправок, а какие были затронуты? Ответы на вопросы — в статье.

Последняя редакция ФЗ 294 от 1 июля 2017 года не внесла большого количества поправок. Они коснулись всего двух пунктов закона:

  • часть 4, статьи 1, пункт 39 — внесенное дополнение указывает на контроль за качеством аудиторских организаций со стороны федерального органа исполнительной власти;
  • статья 15, пункт 1.1, в котором говорится о необходимости проверки соблюдения нормативных правовых актов РСФСР, был дополнен требованием проверять нормативные документы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим некоторые статьи ФЗ 294.

Ст. 8

Эта статья федерального закона о защите прав юридических лиц рассматривает порядок уведомления предпринимателями об официальном начале их деятельности. Указание рода предоставляемых услуг, документы, разрешающие запуск бизнеса, бумаги, удостоверяющие принятие персонала на работу, наличие помещения и оборудования. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 9

В 9 пункте ФЗ 294 рассматриваются особенности организации и проведения плановых проверок предприятий. На каких основаниях они проводятся, как часто (стандартный вариант — раз в три года, но возможны исключения), какая информация указывается при оформлении ежегодного плана проведения плановых проверок юрлиц и т. п. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 10

Данный законопроект о защите прав юридических лиц рассматривает уже внеплановые проверки, которые предпринимаются в исключительных случаях:

  • при получении жалобы со стороны одного из сотрудников;
  • по истечении срока для исправления требований, предоставленных в постановлении после плановой проверки;
  • возникновение нарушений в технике безопасности на производстве.

Пункт закона под номером 10 указывает, когда в проведении внеплановой проверки будет отказано, или в каких случаях исполнительные органы имеются право прекратить ее. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 11

Ни одна компания не обходится без ведения документации. Для контроля за ней, в ФЗ 294 приведен порядок проведения документарной проверки.

Статья 11 закона предоставляет порядок проведения данной процедуры, при каких условиях она начинается/прерывается, список документов, предоставляемых предпринимателем по требованию исполнительных органов РФ. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 12

В некоторых случаях информация, полученная из документов, не полная или не внушает доверия. Тогда исполнительные органы прибегают к выездным проверкам по месту нахождения юридического лица, что рассматривается в ст. 12 ФЗ 294.

Выездная проверка, по принципу проведения, сходна со стандартными плановыми. Данная статья закона указывает состав инспекции и обязанности руководителя предприятия. Например, предприниматель, в день проверки, отсутствовал на месте и не оставил уполномоченного представителя. Тогда выносится постановление о повторной внеплановой проверке. Она проводится без предварительного уведомления предпринимателя. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 16

Когда инспекция заканчивает проверку предприятия, они обязаны составить соответствующий акт. Содержание и правила оформления этого документа регулируются данной статьей ФЗ 294.

Согласно ей, акт проверки содержит следующие пункты:

  • информация о времени и месте составления документа;
  • наименование надзорного органа, проводившего инспекцию;
  • данные руководителя предприятия, или его заместителя;
  • данные инспекторов;
  • наименование проверяемого ИП или ЮЛ;
  • информация о времени, месте и продолжительности процедуры проверки;
  • результаты инспекции предприятия;
  • подписи должностных лиц, которые проводили проверку.

Кроме того, в ст. 16 ФЗ 294 указывается право предпринимателя на ведение журнала проверок. Это способствует оспариванию внеплановых инспекционных процедур, проводимых без законных оснований. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 20

Должностные лица, инспектирующие предприятия, юридических лиц, или ИП, не всегда добросовестно относятся к своим обязанностям, и допускают определенные нарушения. В статье 20 ФЗ 294 рассматривается, какие постановления подлежат обжалованию. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

ФЗ 294 с последними изменениями

В последние годы сфера среднего и малого бизнеса на территории Российской Федерации стремительно расширяется. Соответственно, растёт число предприятий, компаний и индивидуальный предпринимателей.

Как частному бизнесмену, так и юридическому лицу необходима определённая правовая защита. В этих целях был разработан и принят Федеральный закон № 294-ФЗ. Но что представляет собой рассматриваемый нормативный акт? Каковы его основные положения? Вносились ли в изучаемый нормативный акт существенные поправки? Поговорим об этом в статье.

Суть ФЗ 294

Принятие Государственной Думой России Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в третьем чтении состоялось 19 декабря 2008 года. 22 декабря того же года состоялось собрание Совета Федерации, на котором было одобрено положение о придании данному акту официального статуса. Президент Российской Федерации подписал изучаемый акт 26 декабря 2008 года, и в этот же день была оформлена его первая публичная публикация.

Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей состоит из 4 глав и 27 статей. Структура ФЗ 294 является следующей:

  • Глава 1 — Общие (входящие) положения (ст. 1-8.3);
  • Глава 2 — Государственный и муниципальный надзор (ст. 9-20);
  • Глава 3 — Защита прав и полномочий индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении контроля, предусмотренного в предыдущей главе (ст. 21-25);
  • Глава 4 — Завершающие положения изучаемого Федерального закона (ст. 26-27).

Нормативами рассматриваемого Федерального закона определяются:

  • Система контроля деятельности предприятий и индивидуальных бизнесменов с целью защиты их интересов;
  • Система взаимодействия органов надзора;
  • Полномочия и обязанности органов государственного и муниципального контроля.

Изучаемым законом регламентируются отношения, возникающие в процессе контроля и защиты прав юридических лиц и частных бизнесменов. Последние изменения в действующий регламент данного документа вносились 30 октября 2017 года.

Вам будет интересно: Федеральный закон №178 в новой редакции по ссылке:

Сферы, по отношению к которым нормы ФЗ 294 не применяются

Нормативы Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не применяются в отношении:

  • Оперативно-розыскных операций;
  • Прокурорской ревизии;
  • Судопроизводства по делу о нарушении регламента антимонопольного закона;
  • Расследовании несчастных случаев и аварий на производстве;
  • Выявления и ликвидации естественных (природных) причин возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • Погранично-таможенных проверок;
  • Ревизии военных спецгрузов.

Положения настоящего нормативного акта о защите юридических лиц так же не применяются в следующих видах государственного надзора за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • Финансово-бюджетном;
  • За иностранными инвестициями;
  • Валютном;
  • Таможенном;
  • Страховом;
  • Банковском;
  • Финансово-рыночном;
  • Клиринговым;
  • Иными видами федерального контроля, изложенными в пункте 3.1 статьи 1 ФЗ-294.

Действие изучаемого нормативного акта распространяется не только на территории Российской Федерации, но на страны ближнего и дальнего зарубежья, если законодательством принимающей страны не предусматривается иное.

Последние поправки

Каждый нормативный акт, изданный на территории современной Российской Федерации, регулярно претерпевает процедуру внесения изменений в его текущий регламент. Данные меры необходимы для поддержания актуальности документа в стремительно меняющейся социально-политической обстановке.

Последние изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены 30 октября 2017 года. Изменяющим документом стал ФЗ-308 «О внесении изменения в статью 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».

В соответствии с привнесёнными поправками в статью 27 Федерального закона о защите интересов юридических лиц и частных бизнесменов добавлен пункт 7. Данный пункт устанавливает, что вплоть до 2022 года положения, указанные в части 1.1 ст. 15, не распространяются на соблюдение трудового законодательства в районах Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

В целях ознакомления, рекомендуется изучить представленные ниже статьи Федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и внесённые в них ранее поправки:

  • Статья 8, последние поправки введены 5 декабря 2016 года. Введённый посредством дополнения подпункт 40 пункта 2 гласит, что в числе иных видов предпринимательской деятельности, в начале которой юридическое лицо обязуется предоставить проверяющим органам соответствующее уведомление, является предоставление услуг по ремонту газового оборудования;
  • Статья 9,изменения от 3 июля 2016 года. Поправками введена часть 11.1, гласящая, что в процессе государственной или муниципальной проверки юридических лиц в целях защиты их интересов допустимо использование списка контрольных вопросов (проверочного листа);
  • Статья 10, изменения от 3 июля 2016 года. Определяется порядок и организационные нюансы внеплановой проверки. Предметом подобной ревизии является выяснение факта соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем положений региональных нормативных актов;
  • Статья 11, поправки внесены 3 июля 2016. Пункт 10 в новой редакции гласит, что проводящее проверку корпоративной документации должностное лицо обязано рассмотреть все доказательные документы, предоставленные главой предприятия или индивидуальным предпринимателем. В случае обнаружения недостоверных сведений, проверяющий вправе назначить выездную ревизию;
  • Статья 12,поправки от 13 июля 2015. Введена часть 3.1, согласно которой выездные ревизии не проводятся в тех случаях, когда деятельность юридического лица связана с определёнными рисками;
  • Статья 15,от 1 июля 2017 года. Устанавливается порядок проведения ревизии в рамках защиты интересов юридического лица или частного предпринимателя и соответствующие ограничения;
  • Статья 16, от 13 июля 2015 года. Согласно внесённым поправкам, лицо, не согласное с результатами ревизии и изложенными в отчёте фактами, имеет право направить возражение в орган госконтроля. Данное возражение оформляется в письменной форме;
  • Статья 20, от 9 июня 2014 года. В перечень грубых нарушений, на основании которых результаты ревизии признаются недействительными, добавлено игнорирование аттестации сотрудников того или иного юридического лица.

Внесение следующих изменений в актуальный текст 294 ФЗ о защите прав юридических лиц намечено на декабрь 2017 года.

Скачать действующую редакцию закона

Для подробного изучения рассматриваемого нормативного акта рекомендуется ознакомиться с его актуальными положениями. Скачать текст 294 ФЗ о защите прав юридических лиц с изменениями, актуальными на период ноября 2017 года, можно по ссылке:

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 23 октября 2015 года

Одобрен Советом Федерации 28 октября 2015 года

Внести в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 52, ст. 6441; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 44, ст. 5633; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 29, ст. 4372) следующие изменения:

а) дополнить частью 8 следующего содержания:

«8. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок запрашивают и получают на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.»;

б) дополнить частью 9 следующего содержания:

«9. Запрос документов и (или) информации, содержащих сведения, составляющие налоговую или иную охраняемую законом тайну, в рамках межведомственного информационного взаимодействия допускается при условии, что проверка соответствующих сведений обусловлена необходимостью установления факта соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований и предоставление указанных сведений предусмотрено федеральным законом.»;

в) дополнить частью 10 следующего содержания:

«10. Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) информации, их раскрытие, в том числе ознакомление с ними в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.»;

а) дополнить частью 2 1 следующего содержания:

«2 1 . В случае необходимости при проведении проверки, указанной в части 2 настоящей статьи, получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на десять рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.»;

б) дополнить частью 2 2 следующего содержания:

«2 2 . На период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.»;

3) статью 15 дополнить пунктами 8 и 9 следующего содержания:

«8) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;

9) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления информации, которая была представлена ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах.»;

а) дополнить пунктом 7 1 следующего содержания:

«7 1 ) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;»;

б) пункт 13 изложить в следующей редакции:

«13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у юридического лица, индивидуального предпринимателя.»;

а) дополнить пунктом 2 1 следующего содержания:

«2 1 ) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;»;

б) дополнить пунктом 2 2 следующего содержания:

«2 2 ) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе;».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 года.

2. Положения пунктов 8 и 9 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении проверок, проводимых при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), применяются с 1 января 2017 года, проверок, проводимых при осуществлении муниципального контроля, — с 1 июля 2017 года.

3. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен более ранний срок применения положений пунктов 8 и 9 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении проверок, указанных в части 2 настоящей статьи.

Смотрите еще:

  • Как сделать временное проживание в россии для гражданина украины РВП для граждан Украины в упрощенном порядке Для законного пребывания на территории Российской Федерации иностранный гражданин (далее ИГ) обязан оформить разрешение на временное проживание (далее РВП), за исключением тех случаев, когда ИГ получил статус беженца или переселенца. В данной […]
  • Договор на оказание услуг по установке натяжных потолков Договор подряда образец ДОГОВОР № __________________________________ Г._______________________________ «______»_______________2016 г. Ф.И.О:_______________________________________________________________________________ в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и […]
  • Какая минимальная оплата труда будет в 2016 году Минимальный размер оплаты труда в Москве (МРОТ в Москве) Соглашение заключается Правительством Москвы, Московской федерацией профсоюзов и Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей. МРОТ действует в отношении работников, работающих на территории Москвы, кроме работников […]
  • Трудовой кодекс рф гос тайна Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I"О государственной тайне" С изменениями и дополнениями от: 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 декабря 2007 г., 18 […]
  • Земельный участок в г владимир Земельные участки в Владимире Всего 1 510 объявлений Всего 1 510 объявлений Продам землю под ИЖС, 4.1 га. 18 сентября 481 Агентство Пожаловаться Заметка Продажа земельного участка, 33 сотки. вчера в 15:05 4 Собственник Пожаловаться Заметка Продаем землю под […]
  • Компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении отработал 1 месяц Компенсация за отпуск при увольнении: часто задаваемые вопросы Нередко к моменту увольнения оказывается, что у работника остался неотгулянный отпуск. В этом случае ему нужно рассчитать и выплатить компенсаци ю ст. 127 ТК РФ . Если сотрудник отработал меньше полумесяца, компенсацию не […]
  • Приватизация жилья по жк рф Закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Информация об изменениях: Законом РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-I в название настоящего Закона внесены изменения Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" С изменениями и […]
  • Выплаты пособий на второго ребенка в 2016 году Пособия на детей в 2016 году Актуально на: 18 января 2016 г. Порядок расчета пособий на детей в 2016 году не поменялся. Однако изменились максимумы и минимумы различных «детских» пособий. Это связано с индексацией пособий на детей в 2016 году. Сразу скажем, что максимальная сумма […]
Записи созданы 6054

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх