17 статья конституции узбекистана

17 статья конституции узбекистана

Как показывает мировая практика, основное условие формирования и развития независимого демократического правового государства — это наличие Конституции. С обретением независимости возникла необходимость в создании Конституции республики.

Такие актуальные задачи, как построение национального правового государства, демократического общества, формирование рыночных отношений, предусматривали разработку Конституции независимого Узбекистана. Интересы новых политических партий, общественных движений и объединений, обеспечение общественно-политической стабильности в обществе, межнационального сотрудничества требовали принятия новой Конституции. Это было обусловлено также превращением Республики Узбекистан в международно-правовой субъект, ставший известным миру как независимое государство.

О необходимости разработки новой Конституции было заявлено еще на II сессии Верховного Совета Узбекистана, которая состоялась 20 июня 1990 года и на которой была принята «Декларация о суверенитете». Сессия приняла постановление о создании комиссии по подготовке проекта Конституции из 64 человек во главе с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым. В состав комиссии вошли депутаты Верховного Совета, представители Республики Каракалпакстан и областей, ученые и специалисты.

Конституционная комиссия почти 2,5 года трудилась над разработкой Конституции Республики Узбекистан. На заседании Конституционной комиссии, которое прошло 12 апреля 1991 года, была создана рабочая группа из 32 человек — ведущих специалистов и ученых. Для подготовки разделов Конституции было создано 6 небольших групп из 50 человек. Провозглашение государственной независимости Узбекистана 31 августа 1991 года и принятие Закона «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», придание этому закону статуса конституционного еще больше усилили ответственность Конституционной комиссии.

При разработке проекта Конституции была изучена мировая практика конституционного развития, учтены успехи, достигнутые в мире в области прав человека, демократии и законодательства. В основу новой Конституции положены практика национальной государственности, идеи Амира Темура и других наших великих предков по управлению государством.

26 сентября 1992 года проект Конституции Республики Узбекистан был опубликован в прессе для всенародного обсуждения. Обсуждение продолжалось около двух месяцев. Проект с исправлениями, внесенными на основе предложений, высказанных в процессе обсуждения, был опубликован в прессе 26 ноября 1992 года. Во время всенародного обсуждения было внесено более 6 тысяч предложений, которые были приняты комиссией к рассмотрению. Конституция стала продуктом политического мышления нашего народа. Президент И.А. Каримов руководил работой по разработке Конституции и вложил в нее много труда.

XI сессия Верховного Совета, которая проходила в декабре 1992 года, обсудила вопрос принятия Конституции Республики Узбекистан. «Надо особо подчеркнуть, — говорил в своей речи на сессии Президент И.А. Каримов, — что при создании проекта новой Конституции мы руководствовались документами Организации Объединенных Наций, Всеобщей Декларацией прав человека, другими актами, признанными международным правом. При этом также творчески использовали конституционную практику таких развитых демократических государств, как Турция, Соединенные Штаты Америки, Япония, Канада, Германия, Франция, Португалия, Италия, Швеция, Испания и таких восточных стран, как Индия, Пакистан, Египет». (И.А. Каримов. Сочинения. том 1, стр. 127.)

На сессии депутаты внесли в проект около 80 изменений, дополнений и уточнений. Таким образом, 8 декабря 1992 года Конституция Республики Узбекистан была принята.

В ознаменование принятия Конституции независимой Республики Узбекистан объявить 8 декабря всенародным праздником — Днем Конституции Республики Узбекистан. 8 декабря считать выходным днем. (Из постановления об объявлении дня принятия Конституции Республики Узбекистан всенародным праздником)

Конституция Республики Узбекистан состоит из 6 разделов и 128 статей. Она полностью воплотила в себе принципы и идеи, закрепленные в «Декларации о суверенитете», Законе «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», и развила их.

Конституция, являющаяся Основным законом, паспортом Республики Узбекистан, в корне отличается от всех конституций бывшего Союза. Во-первых, новая Конституция является Конституцией независимой Республики Узбекистан, все статьи которой отражают идею независимости. Прежние конституции были просто официальным документом, не обеспечивающим независимость Узбекистана, где «суверенитет» республики являлся пустым звуком, а права оставались только на бумаге.

Во-вторых, новая Конституция была самостоятельно разработана на основе желания, воли и творчества нашего народа и учитывала самую передовую в мире конституционную практику и особенности национальной государственности. А прежние конституции копировались на основе Союзной Конституции, утвержденной центральной властью. И поэтому наш новый Основной закон считается первой Конституцией независимого Узбекистана.

В процессе изучения Конституции Республики Узбекистан надо обратить внимание на ее основные принципы.

Первый принцип Конституции Узбекистана — государственный суверенитет. В статьях 1-6 определено, что Узбекистан — суверенная демократическая республика, государство служит интересам народа, узбекский язык является государственным языком. В Конституции определено, что названия государства «Республика Узбекистан» и «Узбекистан» равнозначны.

Второй конституционный принцип — народовластие. В статьях 7-14 указано, что народ Узбекистана как единственный источник государственной власти составляют граждане республики независимо от их национальности, а государство осуществляет свою деятельность в интересах человека и общества.

Третий конституционный принцип — разделение государственной власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из трех властей нем зависима в своей деятельности и подчиняется только закону. В Узбекистане законодательную власть представляет Олий Мажлис, исполнительную — Президент и Кабинет Министров, судебную — Конституционный суд, Верховный суд и Верховный Хозяйственный суд Республики Узбекистан, Верховный суд и Верховный Хозяйственный суд Республики Каракалпакстан, областные, города Ташкента, районные и городские суды и хозяйственные суды. В статьях 76-88 Конституции определены положения о составе Олий Мажлиса, его полномочиях по разработке и принятию законов. В статьях 89-98 установлено, что Президент Республики Узбекистан является главой государства и исполнительной власти, закреплены его полномочия и определены задачи функционирования Кабинета Министров.

Четвертый конституционный принцип — верность демократии. В Конституции закреплено положение о приверженности демократии и социальной справедливости, предусматривается создание гуманного демократического правового государства. В Конституции признан приоритет общечеловеческих ценностей и демократических принципов, общепризнанных положений в области международного права. В Конституции Узбекистана определено, что человеческая жизнь, свобода, честь и достоинство и другие неотъемлемые права — самая высшая ценность.

Пятый конституционный принцип — верховенство Конституции и законов. Статья 15 гласит: «В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан. Государство, его органы, должностные лица, общественные объединения, граждане действуют в соответствии с Конституцией и законами».

В статье 16 Конституции зафиксировано, что ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить конституционным нормам и принципам.

Шестой конституционный принцип — обеспечение соблюдения гражданских прав и свобод на уровне мировых стандартов. Права граждан Узбекистана обеспечиваются в соответствии с важнейшими международно-правовыми актами — Всеобщей Декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах и др. Статьи 18-52 Конституции посвящены основным правам и свободам, а также обязанностям человека и гражданина. Права и свободы граждан признаны самой высшей ценностью, и они защищаются государством. Согласно Конституции, каждому человеку гарантируется защита через суд своих прав и свобод.

В Конституции определено, что каждый человек вправе быть собственником, что основу экономики Узбекистана составляет собственность в ее различных формах, которые являются равноправными.

Согласно статье 21 Конституции, в Республике Узбекистан устанавливается единое для всей территории республики гражданство. Все граждане Республики Узбекистан, независимо от национальности, составляют народ Узбекистана.

Седьмой конституционный принцип — законность. Законность обеспечивает стабильность в обществе, согласованное функционирование государственных органов. Стабильность в обществе и прогресс обеспечиваются тогда, когда государство, его органы, должностные лица, общественные объединения, граждане действуют в соответствии с Конституцией и законами.

Данный принцип является конституционной нормой, требующей от государства и его органов, политических партий и общественных объединений осуществлять свою деятельность на основе законов Республики Узбекистан. В Конституции определены правовые основы создания и деятельности политических партий, общественных объединений, средств массовой информации.

Восьмой конституционный принцип — четкое определение основных принципов внешней политики Республики Узбекистан. Статья 17 Конституции гласит: «Республика Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений. Ее внешняя политика исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств и иных общепризнанных принципов и норм международного права».

Конституцией установлено, что государство в целях обеспечения интересов и безопасности народа может заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования и выходить из них.

Девятый конституционный принцип — местное самоуправление. В Узбекистане, учитывая историческую практику узбекской государственности, действует институт хокима. В областях, районах и городах представительными органами хокимията являются Кенгаши народных депутатов, которые возглавляют хокимы областей, районов и городов. В статьях 99-104 Конституции определены основы государственной власти на местах, порядок назначения и утверждения хокимов и задачи их деятельности.

В Конституции установлен порядок создания органов самоуправления граждан, которые являются важным фактором построения гражданского общества. В статье 105 говорится: «Органами самоуправления в поселках, кишлаках и аулах, а также в махаллях городов, поселков, кишлаков и аулов являются сходы граждан, избирающие на 2,5 года председателя (аксакала) и его советников».

Десятый конституционный принцип — правосудие, независимость и неприкосновенность судей. Судьи подчиняются только закону. В статьях 106-116 определены основы судебной системы Узбекистана и ее задачи. В Конституции установлено, что судья не может быть избран депутатом, не может состоять в политических партиях и движениях. Заседание суда ведется открыто, судопроизводство осуществляется на государственном языке, а при необходимости — на другом языке.

Судебная власть является важной составляющей государственной власти. В Конституции установлено, что решения судебных органов обязательны для всех государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.

В Конституции Республики Узбекистан определены правовой статус Республики Каракалпакстан, правовые основы ее взаимоотношений с Узбекистаном.

«Принятие первой в истории свободного Узбекистана Конституции означает возрождение нашей республики, закладку прочного фундамента нашей истиной независимости. Принятая нами в качестве Основного закона Конституция сделает наше государство государством, нацию — нацией». (И. А. Каримов. Сочинения, том 1, стр 122)

Принятие Конституции Республики Узбекистан имело большое значение в жизни страны. Она стала основой для развития законодательства, для осуществления правовых реформ. На ее основе были разработаны сотни законов, кодексов, национальных программ, прошедших общенародное обсуждение и охватывающих все сферы жизни.

Конституция Узбекистана закрепила суверенитет республики. Узбекистан признали все страны, с которыми были установлены дипломатические, экономические и культурные отношения.

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

17 статья конституции узбекистана

Народ Узбекистана, торжественно провозглашая свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета, осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, опираясь на исторический опыт развития узбекской государственности, подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости, признавая приоритет общепризнанных норм международного права

Статья 1. Узбекистан — суверенная демократическая республика. Названия государства «Республика Узбекистан» и «Узбекистан» равнозначны.

Статья 2. Государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами.

Статья 18. Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.
Льготы могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости.

Статья 53. Частная собственность наряду с другими формами собственности неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишен ее только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Статья 69. Изменение границ Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, а также образование или упразднение областей, городов, районов производится с согласия Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Статья 76. Высшим государственным представительным органом является Олий Мажлис Республики Узбекистан, осуществляющий законодательную власть.
Олий Мажлис Республики Узбекистан состоит из двух палат — Законодательной палаты (нижняя палата) и Сената (верхняя палата).
Срок полномочий Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан — пять лет.

Статья 127. Изменения в Конституцию Республики Узбекистан вносятся законом, принятым большинством, не менее чем двумя третями от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, или референдумом Республики Узбекистан.

УЗБЕКИСТАН. КОНСТИТУЦИЯ

УЗБЕКИСТАН. КОНСТИТУЦИЯ. (вступительная статья)

Конституция Республики Узбекистан принята на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан 8 декабря 1992 г. Законом от 28 декабря 1993 г. в нее были внесены изменения. Статья 1 Конституции характеризует государство как «суверенную демократическую республику».

Форма правления Узбекистана – смешанная республика с сильной президентской властью. Президент является главой государства и исполнительной власти (одновременно занимает должность Председателя Совета Министров). Кандидатом на должность Президента может быть гражданин Республики Узбекистан не моложе 35 лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Избирается гражданами путем проведения прямых выборов. Срок полномочий Президента – 5 лет.

Высшим государственным представительным органом является Олий Мажлис, осуществляющий законодательную власть. Это однопалатный орган, состоящий из 259 депутатов. Последние выборы в него состоялись в 1994 г. Срок полномочий депутатов – 5 лет. Кабинет Министров формируется Президентом Республики и его состав утверждается Олий Мажлисом. В состав Кабинета Министров входят: Премьер-министр, первый заместитель Премьер-министра, заместители Премьер-министра, члены Кабинета Министров и по должности глава Правительства Республики Каракалпакстан.

Судебная система включает: Конституционный суд, Верховный Суд, Высший хозяйственный суд, Верховный Суд Республики Каракалпакстан, Хозяйственный суд республики Каракалпакстан, областные суды, Ташкентский городской суд, районные, городские и хозяйственные суды.

Представительными органами власти на местах являются Советы народных депутатов, возглавляемые хокимами. Хокимы являются одновременно и руководителями местной исполнительной власти. «Это позволило особенно на первом самом трудном и важном этапе становления национальной государственности избежать конфронтации между органами различных ветвей власти и придать необходимую динамику экономическим и политическим реформам».

В разделе II Конституции «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина» отдельные главы посвящены личным правам и свободам (гл. 7), политическим правам (гл. 8), экономическим и социальным правам (гл. 9), таким образом, классификация прав и свобод прямо отражена на конституционном уровне.

Отдельная глава (17) посвящена Республике Каракалпакстан. Государственный язык – узбекский.

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

(Принята 8 декабря 1992 г., с изменениями и дополнениями от 28 декабря 1993 г.)

торжественно провозглашая свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета,

осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями,

опираясь на исторический опыт развития узбекской государственности,

подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости,

признавая приоритет общепризнанных норм международного права,

стремясь обеспечить достойную жизнь гражданам республики,

ставя задачей создание гуманного демократического правового государства,

в целях обеспечения гражданского мира и национального согласия

принимает в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республики Узбекистан.

Раздел первый. Основные принципы

Узбекистан – суверенная демократическая республика. Названия государства «Республика Узбекистан» и «Узбекистан» равнозначны.

Государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами.

Республика Узбекистан определяет национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов государственной власти и управления, проводит свою внутреннюю и внешнюю политику.

Государственная граница и территория Узбекистана неприкосновенны и неделимы.

Государственным языком Республики Узбекистан является узбекский язык.

Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание условий для их развития.

Республика Узбекистан имеет свои государственные символы – флаг, герб, гимн, утверждаемые законом.

Столица Республики Узбекистан – город Ташкент.

Народ является единственным источником государственной власти.

Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на то Конституцией Республики Узбекистан и законодательством, принятым на ее основе.

Присвоение полномочий государственной власти, приостановление или прекращение деятельности органов власти в не предусмотренном Конституцией порядке, создание новых и параллельных структур власти являются антиконституционными и влекут ответственность по закону.

Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности.

Наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на обсуждение народа, ставятся на всеобщее голосование (референдум). Порядок проведения референдума определяется законом.

От имени народа Узбекистана могут выступать только избранные им Олий Мажлис и Президент республики.

Никакая часть общества, политическая партия, общественное объединение, движение или отдельное лицо не могут выступать от имени народа Узбекистана.

Система государственной власти Республики Узбекистан основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

В Республике Узбекистан общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной.

Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.

Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами.

Государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества.

ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ И ЗАКОНА

В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан.

Государство, его органы, должностные лица, общественные объединения, граждане действуют в соответствии с Конституцией и законами.

Ни одно из положений настоящей Конституции не может толковаться в ущерб правам и интересам Республики Узбекистан.

Ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить нормам и принципам Конституции.

Республика Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений. Ее внешняя политика исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств и иных общепризнанных принципов и норм международного права.

Республика может заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них, исходя из высших интересов государства, народа, его благосостояния и безопасности.

Раздел второй. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина

Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.

Льготы могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости.

Гражданин Республики Узбекистан и государство связаны взаимными правами и взаимной ответственностью. Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их.

Осуществление прав и свобод гражданином не должно нарушать законных интересов, прав и свобод других лиц, государства и общества.

В Республике Узбекистан устанавливается единое для всей территории республики гражданство.

Гражданство Республики Узбекистан является равным для всех независимо от оснований его приобретения.

Гражданин Республики Каракалпакстан является одновременно гражданином Республики Узбекистан.

Основания и порядок приобретения и утраты гражданства устанавливаются законом.

Республика Узбекистан гарантирует правовую защиту и покровительство своим гражданам как на территории Республики Узбекистан, так и за ее пределами.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Республики Узбекистан, обеспечиваются права и свободы в соответствии с нормами международного права.

Они несут обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Республики Узбекистан.

ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Посягательство на нее является тягчайшим преступлением.

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании закона.

Каждый, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет установлена законным порядком, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство человека обращению.

Никто не может подвергаться медицинским или научным опытам без его согласия.

Каждый имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство, вмешательства в его частную жизнь, на неприкосновенность его жилища.

Никто не вправе войти в жилище, производить обыск или осмотр, нарушать тайну переписки и телефонных разговоров иначе как в случае и порядке, предусмотренных законом.

Гражданин Республики Узбекистан имеет право на свободное передвижение по территории республики, въезд в Республику Узбекистан и выезд из нее, за исключением ограничений, установленных законом.

Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом.

Свобода мнений и их выражения может быть ограничена законом по мотивам государственной или иной тайны.

Все государственные органы, общественные объединения и должностные лица Республики Узбекистан обязаны обеспечивать гражданам возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы.

Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов.

Граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов.

Граждане имеют право осуществлять свою общественную активность в форме митингов, собраний и демонстраций в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. Органы власти имеют право приостанавливать или запрещать проведение этих мероприятий только по обоснованным соображениям безопасности.

Граждане Республики Узбекистан имеют право объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях.

Никто не может ущемлять права, свободы и достоинство лиц, составляющих оппозиционное меньшинство в политических партиях, общественных объединениях, массовых движениях, а также в представительных органах власти.

Каждый имеет право как отдельно, так и сообща с другими лицами, обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в компетентные государственные органы, учреждения или к народным представителям.

Заявления, предложения или жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА

Каждый имеет право на собственность.

Тайна банковских вкладов и право наследования гарантируются законом.

Каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы в порядке, установленном законом.

Запрещается принудительный труд иначе как в порядке исполнения наказания по приговору суда, либо в других случаях, предусмотренных законом.

Работающие по найму имеют право на оплачиваемый отдых. Продолжительность рабочего времени, оплачиваемого трудового отпуска определяются законом.

Каждый имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности, а также потери кормильца и в других предусмотренных законом случаях.

Пенсии, пособия, другие виды социальной помощи не могут быть ниже официально установленного прожиточного минимума.

Каждый имеет право на квалифицированное медицинское обслуживание.

Каждый имеет право на образование.

Государство гарантирует получение бесплатно общего образования.

Школьное дело находится под надзором государства.

Каждому гарантируется свобода научного и технического творчества, право на пользование достижениями культуры.

Государство заботится о культурном, научном и техническом развитии общества.

ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Государство обеспечивает права и свободы граждан, закрепленные Конституцией и законами.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.

Права несовершеннолетних, нетрудоспособных и одиноких престарелых находятся под защитой государства.

Женщины и мужчины имеют равные права.

Все граждане несут обязанности, закрепленные за ними в Конституции.

Граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других людей.

Граждане обязаны оберегать историческое, духовное и культурное наследие народа Узбекистана.

Памятники культуры охраняются государством.

Граждане обязаны бережно относиться к окружающей природной среде.

Граждане обязаны платить установленные законом налоги и местные сборы.

Защита Республики Узбекистан – долг каждого гражданина Республики Узбекистан. Граждане обязаны нести военную или альтернативную службу в порядке, установленном законом.

Раздел третий. Общество и личность

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА

Основу экономики Узбекистана, направленной на развитие рыночных отношений, составляет собственность в ее различных формах. Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности.

Частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишён ее только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Использование имущества не должно причинять ущерб экологической среде, нарушать права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства.

Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством.

Общественными объединениями в Республике Узбекистан признаются профессиональные союзы, политические партии, общества ученых, женские организации, организации ветеранов и молодежи, творческие союзы, массовые движения и иные объединения граждан, зарегистрированные в установленном законом порядке.

Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, выступающих против суверенитета, целостности и безопасности республики, конституционных прав и свобод ее граждан, пропагандирующих войну, социальную, национальную, расовую и религиозную вражду, посягающих на здоровье и нравственность народа, а также военизированных объединений, политических партий по национальному и религиозному признакам.

Запрещается создание тайных обществ и объединений.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, создает им равные правовые возможности для участия в общественной жизни.

Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается.

Профессиональные союзы выражают и защищают социально-экономические права и интересы работников. Членство в профессиональных организациях – добровольное.

Политические партии выражают политическую волю различных социальных слоев и групп и через своих избранных демократическим путем представителей участвуют в формировании государственной власти. Политические партии обязаны в установленном порядке представлять Олий Мажлису или уполномоченному им органу публичные отчеты об источниках финансирования своей деятельности.

Религиозные организации и объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений.

Роспуск, запрещение или ограничение деятельности общественных объединений могут иметь место только на основании решения суда.

Семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства.

Брак основывается на свободном согласии и равноправии сторон.

Родители обязаны содержать и воспитывать детей до их совершеннолетия.

Государство и общество обеспечивают содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, поощряют благотворительную деятельность по отношению к ним.

Дети равны перед законом вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей.

Материнство и детство охраняются государством.

Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Средства массовой информации свободны и действуют в соответствии с законом. Они несут в установленном порядке ответственность за достоверность информации.

Цензура не допускается.

Раздел четвертый. Административно-территориальное и государственное устройство

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Республика Узбекистан состоит из областей, районов, городов, поселков, кишлаков, аулов, а также Республики Каракалпакстан.

Изменение границ Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, а также образование или упразднение областей, городов, районов производится с согласия Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

XVII РЕСПУБЛИКА КАРАКАЛПАКСТАН

Суверенная Республика Каракалпакстан входит в состав Республики Узбекистан.

Суверенитет Республики Каракалпакстан охраняется Республикой Узбекистан.

Республика Каракалпакстан имеет свою Конституцию. Конституция Республики Каракалпакстан не может противоречить Конституции Республики Узбекистан.

Законы Республики Узбекистан обязательны и на территории Республики Каракалпакстан.

Территория и границы Республики Каракалпакстан не могут быть изменены без ее согласия. Республика Каракалпакстан самостоятельно решает вопросы своего административно-территориального устройства.

Республика Каракалпакстан обладает правом выхода из состава Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана.

Взаимные отношения Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан в рамках Конституции Республики Узбекистан регулируются договорами и соглашениями, заключенными Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан.

Споры между Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан решаются путем согласительных процедур.

Раздел пятый. Организация государственной власти

ОЛИЙ МАЖЛИС РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Высшим государственным представительным органом является Олий Мажлис Республики Узбекистан, осуществляющий законодательную власть.

Олий Мажлис Республики Узбекистан состоит из 150 депутатов, избираемых по территориальным избирательным округам на многопартийной основе сроком на пять лет.

Правом быть избранным в Олий Мажлис Республики Узбекистан обладают граждане Республики Узбекистан, достигшие ко дню выборов 25 лет.

Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты, определяются законом.

К исключительным полномочиям Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся:

1) принятие Конституции Республики Узбекистан, внесение в нее изменений и дополнений;

2) принятие законов Республики Узбекистан, внесение в них изменений и дополнений;

3) определение основных направлений внутренней и внешней политики Республики Узбекистан и принятие стратегических государственных программ;

4) определение системы и полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей Республики Узбекистан;

5) принятие в состав Республики Узбекистан новых государственных образований и утверждение решений о выходе их из состава Республики Узбекистан;

6) законодательное регулирование таможенного, валютного и кредитного дела;

7) законодательное регулирование вопросов административно-территориального устройства, изменение границ Республики Узбекистан;

8) принятие по представлению Кабинета Министров бюджета Республики Узбекистан и контроль за его исполнением, установление налогов и других обязательных платежей;

9) назначение выборов в Олий Мажлис Республики Узбекистан и местные представительные органы; образование Центральной избирательной комиссии;

10) назначение даты выборов Президента Республики Узбекистан по истечении срока его полномочий;

11) избрание Председателя Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместителей;

12) избрание Конституционного суда Республики Узбекистан;

13) избрание Верховного Суда Республики Узбекистан;

14) избрание Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан;

16) по представлению Президента Республики Узбекистан назначение и освобождение от должности председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;

16) утверждение указов Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности премьер-министра, его первого заместителя, заместителей премьер-министра, членов Кабинета Министров;

17) утверждение указов Президента республики о назначении и освобождении от должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей;

19) по представлению Президента Республики Узбекистан назначение и освобождение от должности председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан;

19) утверждение указов Президента Республики Узбекистан об образовании и упразднении министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления;

20) утверждение указов Президента Республики Узбекистан об объявлении общей или частичной мобилизации, о введении, продлении и прекращении действия чрезвычайного положения;

21) ратификация и денонсация международных договоров и соглашений;

22) учреждение государственных наград и званий;

23) образование, упразднение, переименование районов, городов, областей и изменение их границ;

24) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящей Конституцией.

Заседание Олий Мажлиса является правомочным, если в его работе участвует не менее двух третей общего числа всех депутатов.

На заседании Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его органов могут участвовать Президент Республики Узбекистан, премьер-министр и члены Кабинета Министров, председатели Конституциoннoго суда, Верховного Суда, Высшего хозяйственного суда, Генеральный прокурор республики, председатель правления Центрального банка.

По истечении срока своих полномочий Олий Мажлис Республики Узбекистан продолжает свою деятельность вплоть до начала работы Олий Мажлиса нового созыва.

Первое после выборов заседание Олий Мажлиса Республики Узбекистан созывается Центральной избирательной комиссией не позднее чем через два месяца после выборов.

Право законодательной инициативы в Олий Мажлисе Республики Узбекистан принадлежит Президенту Республики Узбекистан, Республике Каракалпакстан в лице ее высшего органа государственной власти, депутатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинету Министров Республики Узбекистан, Конституционному суду, Верховному Суду, Высшему хозяйственному суду, Генеральному прокурору Республики Узбекистан.

Олий Мажлис Республики Узбекистан принимает законы, постановления и другие акты. Для принятия закона необходимо большинство голосов всех депутатов Олий Мажлиса.

Опубликование законов и других нормативных актов является обязательным условием их применения.

Председатель Олий Мажлиса и его заместители избираются из числа депутатов Олий Мажлиса Республики Узбекистан тайным голосованием.

Председатель Олий Мажлиса и его заместители ежегодно отчитываются перед Олий Мажлисом.

Одним из заместителей Председателя Олий Мажлиса является представитель Каракалпакстана – депутат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Председатель Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместители избираются на срок полномочий Олий Мажлиса.

Одно и то же лицо не может быть избрано Председателем Олий. Мажлиса Республики Узбекистан более чем на два срока подряд.

Председатель Олий Мажлиса Республики Узбекистан может быть досрочно отозван по решению Олий Мажлиса Республики Узбекистан, принятому более чем двумя третями депутатов Олий Мажлиса Республики Узбекистан тайным голосованием.

Председатель Олий Мажлиса Республики Узбекистан:

1) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на обсуждение Олий Мажлиса;

2) созывает заседания Олий Мажлиса, формирует совместно с председателями комитетов и комиссий предложения к его повестке дня;

3) председательствует на заседаниях Олий Мажлиса;

4) координирует деятельность комитетов и комиссий Олий Мажлиса;

5) организует контроль за исполнением законов и постановлений Олий Мажлиса;

6) руководит работой по осуществлению межпарламентских связей и деятельностью групп, связанных с работой международных парламентских организаций;

7) представляет Олий Мажлису кандидатуры для избрания заместителей Председателя Олий Мажлиса, председателей комитетов и комиссий Олий Мажлиса;

8) по предложению председателей комитетов и комиссий вносит изменения в состав комитетов и комиссий с последующим внесением на утверждение Олий Мажлиса;

9) осуществляет руководство деятельностью печатных органов Олий Мажлиса;

10) утверждает уставы и составы редакционных коллегий печатных органов Олий Мажлиса и сметы расходов на их содержание;

11) назначает и освобождает от должности редакторов печатных органов Олий Мажлиса;

12) утверждает смету расходов на содержание депутатов и аппарата Олий Мажлиса;

13) подписывает постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Председатель Олий Мажлиса Республики Узбекистан издает распоряжения.

Олий Мажлис избирает из числа депутатов комитеты и комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение Олий Мажлиса, контроля за исполнением законов и иных решений Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Олий Мажлис создает, в случае необходимости, депутатские, ревизионные и иные комиссии на постоянной или временной основе.

Депутатам, избранным в состав Олий Мажлиса, в установленном порядке возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью. Депутаты, работающие в Олий Мажлисе республики на постоянной основе, на период своих полномочий не могут занимать какую-либо иную оплачиваемую должность, заниматься предпринимательской деятельностью.

Депутат Олий Мажлиса пользуется правом неприкосновенности. Он не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Олий Мажлиса.

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Президент Республики Узбекистан является главой государства и исполнительной власти в Республике Узбекистан.

Президент Республики Узбекистан является одновременно Председателем Кабинета Министров.

Президентом Республики Узбекистан может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Узбекистан более двух сроков подряд.

Президент Республики Узбекистан избирается гражданами Республики Узбекистан на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Порядок выборов Президента определяется законом Республики Узбекистан.

Президент на период исполнения своих обязанностей не может занимать иную оплачиваемую должность, быть депутатом представительного органа, заниматься предпринимательской деятельностью.

Личность Президента неприкосновенна и охраняется законом.

Президент считается вступившим в должность с момента принесения на заседании Олий Мажлиса Республики Узбекистан присяги следующего содержания:

«Торжественно клянусь верно служить народу Узбекистана, строго следовать Конституции и законам республики, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на Президента Республики Узбекистан обязанности».

Президент Республики Узбекистан:

1) выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан;

2) принимает необходимые меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан, реализации решений по вопросам национально-государственного устройства;

3) представляет Республику Узбекистан внутри страны и в международных отношениях;

4) ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения Республики Узбекистан, обеспечивает соблюдение заключенных республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств;

5) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей;

6) назначает и освобождает дипломатических и иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах;

7) представляет Олий Мажлису республики ежегодно информацию о внутреннем и международном положении;

8) формирует аппарат исполнительной власти и руководит им, обеспечивает взаимодействие высших органов власти и управления республики, образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Республики Узбекистан с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение Олий Мажлиса;

9) назначает и освобождает от должности премьер-министра, первого заместителя, заместителей премьер-министра, членов Кабинета Министров Республики Узбекистан, Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей с последующим утверждением их Олий Мажлисом;

10) представляет Олий Мажлису Республики Узбекистан кандидатуры на должности председателя и членов Конституционного суда, председателя и членов Верховного Суда, председателя и членов Высшего хозяйственного суда, председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан, председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;

11) назначает и освобождает от должности судей областных, районных, городских и хозяйственных судов;

12) назначает и освобождает от должности хокимов областей и города Ташкента с последующим утверждением их соответствующими Советами народных депутатов; Президент вправе освободить своим решением от должности хокимов районов и городов в случае нарушения ими Конституции, законов или совершения действий, порочащих честь и достоинство хокима;

13) приостанавливает, отменяет акты органов государственного управления республики, а также хокимов;

14) подписывает законы Республики Узбекистан; вправе возвратить закон со своими возражениями в Олий Мажлис для повторного обсуждения и голосования. Если Олий Мажлис большинством в две трети голосов подтвердит ранее принятое им решение, Президент подписывает закон;

16) в исключительных случаях (реальная внешняя угроза, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях Республики Узбекистан и в течение трех суток вносит принятое решение на утверждение Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Условия и порядок введения чрезвычайного положения регулируются законом;

16) является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами республики, назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания;

17) объявляет состояние войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии и в течение трех суток вносит принятое решение на утверждение Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

19) награждает орденами, медалями и грамотой Республики Узбекистан, присваивает квалификационные и почетные звания Республики Узбекистан;

19) решает вопросы гражданства Республики Узбекистан и предоставления политического убежища;

20) принимает акты об амнистии и осуществляет помилование граждан, осужденных судами Республики Узбекистан;

21) формирует службы национальной безопасности и государственного контроля, назначает и освобождает от должности их руководителей и решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.

Президент не вправе передавать исполнение своих полномочий государственным органам или должностным лицам.

Президент Республики Узбекистан на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан издает указы, постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики.

При возникновении в составе Олий Мажлиса Республики Узбекистан непреодолимых разногласий, ставящих под угрозу его нормальное функционирование, или неоднократного принятия им решений, противоречащих Конституции, Олий Мажлис может быть распущен решением Президента, принятым по согласованию с Конституционным судом. В случае роспуска Олий Мажлиса новые выборы его проводятся в течение трех месяцев.

Олий Мажлис не может быть распущен в период действия чрезвычайного положения.

Если Президент Республики Узбекистан по состоянию здоровья, подтвержденному заключением Государственной медицинской комиссии, образуемой Олий Мажлисом, не может исполнять свои обязанности, в десятидневный срок на чрезвычайном заседании Олий Мажлиса из числа депутатов на срок до трех месяцев избирается временно исполняющий обязанности Президента Республики Узбекистан. В этом случае в трехмесячный срок должны быть проведены всенародные выборы Президента Республики Узбекистан.

Президент, ушедший в отставку по истечении своих полномочий, занимает пожизненно должность члена Конституционного суда.

Состав Кабинета Министров формируется Президентом Республики Узбекистан и утверждается Олий Мажлисом республики.

В состав Кабинета Министров входит по должности глава правительства Республики Каракалпакстан.

Кабинет Министров обеспечивает руководство эффективным функционированием экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов, иных решений Олий Мажлиса, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан.

Кабинет Министров в соответствии с действующим законодательством издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики Узбекистан всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Кабинет Министров слагает свои полномочия перед вновь избранным Олий Мажлисом.

Порядок организации деятельности и компетенция Кабинета Министров определяются законом.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ

Представительными органами власти в областях, районах и городах (кроме городов районного подчинения, а также районов, входящих в состав городов) являются Советы народных депутатов, возглавляемые хокимами, которые, исходя из интересов государства и граждан, решают вопросы, отнесенные к их компетенции.

К ведению местных органов власти относятся:

обеспечение законности, правопорядка и безопасности граждан;

вопросы экономического, социального и культурного развития территорий;

формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов, сборов, формирование внебюджетных фондов;

руководство местным коммунальным хозяйством;

охрана окружающей среды;

обеспечение регистрации актов гражданского состояния;

принятие нормативных актов и иные полномочия, не противоречащие Конституции и законодательству Республики Узбекистан.

Местные органы власти проводят в жизнь законы Республики Узбекистан, указы Президента, решения вышестоящих органов государственной власти, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и местного значения.

Решения вышестоящих органов, принятые в пределах предоставленной им компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими органами.

Срок полномочий Советов народных депутатов и хокимов – 5 лет.

Представительную и исполнительную власть на соответствующей территории возглавляет хоким области, района и города.

Хоким области и города Ташкента назначается и освобождается от должности Президентом и утверждается соответствующим Советом народных депутатов.

Хокимы районов и городов назначаются и освобождаются от должности хокимом соответствующей области и утверждаются соответствующим Советом народных депутатов.

Хокимы районов в городах назначаются и освобождаются от должности хокимом соответствующего города и утверждаются городским Советом народных депутатов.

Хокимы городов районного подчинения назначаются и освобождаются от должности хокимом района и утверждаются районным Советом народных депутатов.

Хоким области, района и города осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за решения и действия руководимых им органов.

Организация деятельности, объем полномочий хокимов и местных Советов народных депутатов и порядок выборов местных Советов народных депутатов регулируются законом.

Хоким в пределах предоставленных ему полномочий принимает решения, которые обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, а также должностными лицами и гражданами на соответствующей территории.

Органами самоуправления в поселках, кишлаках и аулах, а также в махаллях городов, поселков, кишлаков и аулов являются сходы граждан, избирающие на 2,5 года председателя (аксакала) и его советников.

Порядок выборов, организация деятельности и объем полномочий органов самоуправления регулируются законом.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Судебная власть в Республике Узбекистан действует независимо от законодательной и исполнительной власти, политических партий, иных общественных объединений.

Судебная система в Республике Узбекистан состоит из Конституционного суда Республики Узбекистан, Верховного Суда Республики Узбекистан, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, Верховного Суда Республики Каракалпакстан, Хозяйственного суда Республики Каракалпакстан, избираемых сроком на 5 лет, областных, Ташкентского городского, районных, городских и хозяйственных судов, назначаемых на этот же срок.

Организация и порядок деятельности судов определяются законом.

Создание чрезвычайных судов не допускается.

Конституционный суд Республики Узбекистан рассматривает дела о конституционности актов законодательной и исполнительной власти.

Конституционный суд избирается из числа специалистов в области политики и права в составе председателя, заместителя председателя и судей Конституционного суда, включая представителя от Республики Каракалпакстан.

Исполнение обязанностей председателя и членов Конституционного суда несовместимо с депутатским мандатом.

Председатель и члены Конституционного суда не могут состоять членами политических партий и движений и занимать какую-либо другую оплачиваемую должность.

Судьи Конституционного суда пользуются правом неприкосновенности.

В своей деятельности судьи Конституционного суда независимы и подчиняются только Конституции Республики Узбекистан.

Конституционный суд Республики Узбекистан:

1) определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан законов Республики Узбекистан и иных актов, принятых Олий Мажлисом Республики Узбекистан, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений правительства и местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан;

2) дает заключение о соответствии Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан – законам Республики Узбекистан;

3) дает толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан;

4) рассматривает другие дела, отнесенные к его компетенции Конституцией и законами Республики Узбекистан.

Решения Конституционного суда вступают в силу с момента опубликования. Они окончательны и обжалованию не подлежат.

Организация и порядок деятельности Конституционного суда определяются законом.

Верховный Суд Республики Узбекистан является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

Принимаемые им акты являются окончательными и обязательны для исполнения на всей территории Республики Узбекистан.

Верховный Суд Республики Узбекистан обладает правом судебного надзора за деятельностью Верховного Суда Республики Каракалпакстан, областных, городских и районных судов.

Разрешение возникающих в экономической сфере и в процессе управления ею хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями, организациями, основанными на различных формах собственности, а также между предпринимателями, осуществляется Высшим хозяйственным судом и хозяйственными судами в пределах их компетенции.

Судьи независимы, подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Неприкосновенность судей гарантируется законом.

Председатели и члены Верховного Суда и Высшего хозяйственного суда не могут быть депутатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Судьи, в том числе районные, не могут состоять членами политических партий и движений и занимать какую-либо другую оплачиваемую должность.

До истечения срока полномочий судья может быть освобожден от должности лишь по основаниям, указанным в законе.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, установленных законом.

Акты судебной власти обязательны для всех государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.

Судопроизводство в Республике Узбекистан ведется на узбекском, каракалпакском языках или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.

Обвиняемому обеспечивается право на защиту.

Право на профессиональную юридическую помощь гарантируется на любой стадии следствия и судопроизводства. Для оказания юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям действует адвокатура. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законом.

Граждане Республики Узбекистан имеют право избирать и быть избранными в представительные органы. Каждый избиратель имеет один голос. Право голоса, равенство и свобода волеизъявления гарантируются законом.

Выборы Президента, представительных органов власти в Республике Узбекистан проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют граждане Республики Узбекистан, достигшие 18 лет.

Не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.

Гражданин Республики Узбекистан не может быть одновременно депутатом более чем в двух представительных органах.

Порядок проведения выборов определяется законом.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории Республики Узбекистан осуществляют Генеральный прокурор Республики Узбекистан и подчиненные ему прокуроры.

Единую централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Республики Узбекистан.

Прокурор Республики Каракалпакстан назначается высшим представительным органом Республики Каракалпакстан по согласованию с Генеральным прокурором Республики Узбекистан.

Прокуроры областей, районные и городские прокуроры назначаются Генеральным прокурором Республики Узбекистан.

Срок полномочий Генерального прокурора Республики Узбекистан, прокурора Республики Каракалпакстан, прокуроров областей, районов, городов – пять лет.

Органы Прокуратуры Республики Узбекистан осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было государственных органов, общественных объединений и должностных лиц, подчиняясь только закону.

Прокуроры на период своих полномочий приостанавливают членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели.

Организация, полномочия и порядок деятельности органов прокуратуры определяются законом.

На территории Республики Узбекистан запрещается создание и функционирование частных, кооперативных организаций, общественных объединений и их подразделений, самостоятельно выполняющих оперативно-розыскные, следственные и иные специальные функции по борьбе с преступностью.

В защите законности и правопорядка, прав и свобод граждан правоохранительным органам могут оказывать содействие общественные объединения и граждане.

ФИНАНСЫ И КРЕДИТЫ

Республика Узбекистан имеет собственную финансовую и денежно-кредитную систему.

Государственный бюджет Узбекистана включает в себя республиканский бюджет, бюджет Республики Каракалпакстан и местные бюджеты.

На территории Республики Узбекистан действует единая налоговая система. Право установления налогов принадлежит Олий Мажлису Республики Узбекистан.

Банковскую систему Республики Узбекистан возглавляет Центральный банк республики.

ОБОРОНА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Вооруженные Силы Республики Узбекистан создаются для защиты государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Узбекистан, мирной жизни и безопасности ее населения.

Структура и организация Вооруженных Сил определяются законом.

Республика Узбекистан содержит Вооруженные Силы для обеспечения своей безопасности на уровне необходимой достаточности.

Раздел шестой. Порядок изменения конституции

Изменения в Конституцию Республики Узбекистан вносятся законами, принятыми большинством, не менее чем двумя третями от общего числа депутатов Олий Мажлиса республики.

Олий Мажлис Республики Узбекистан может принять закон об изменениях и поправках к Конституции в течение шести месяцев после внесения соответствующего предложения с учетом его широкого обсуждения. Если Олий Мажлис Республики Узбекистан отклонил предложение об изменении Конституции, оно может быть возобновлено не ранее чем через год.

Смотрите еще:

  • Ценовая дискриминация как инструмент регулирования Ценовая дискриминация как инструмент регулирования Введение. 2 Глава 1 Теоретические основы понятия ценовая дискриминация. 4 1.1. Понятие ценовой дискриминации, ее формы и виды. 4 1.2 Детерминанты эффективности ценовой дискриминации . 16 1.3 Общая характеристика схем ценообразования. 20 […]
  • Статья 1 42 Статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу начиная с аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитной организации, годовой консолидированной финансовой отчетности банковской группы, годовой консолидированной финансовой отчетности банковского холдинга за 2014 […]
  • Работы средней тяжести Большая Энциклопедия Нефти и Газа Работа - средняя тяжесть Признаком отработанности фильтров следует считать затруднение дыхания, которое наступает при сопротивлении вдоху 100 Па при работах легкой и средней тяжести и 70 Па при тяжелых работах. [31] Для районов с температурой наружного […]
  • Земельный участок в находке продажа Земельные участки в Находке Всего 54 объявления Всего 54 объявления Объявление о продаже земельного участка, 28 соток. 23 сентября 113 Агентство Пожаловаться Заметка Продаю землю под ИЖС, 20 соток, 5. вчера в 22:45 123 Собственник Пожаловаться Заметка Продам […]
  • Гаражные кооперативы москва Гаражные кооперативы подрубрика 121099, Москва, Новый Арбат улица, дом 32 Ищете платную парковку машин в центре Москвы? Тогда вы её нашли! Современный многоуровневый подземный паркинг элитного комплекса «Новый Арбат, 32» . КАРАМЫШЕВСКИЙ ГСК гаражный кооператив 123308, Москва, Демьяна […]
  • Губернаторские выплаты за второго ребенка в 2018 году новосибирск Пособия и выплаты в связи с беременностью и рождением ребенка Информация актуализирована на 2018 год НОВОЕ: Ежемесячная финансовая помощь при рождении первого ребенка в течение 1,5 лет (федеральные выплаты) Если семья обратится за выплатой в 2018 году, в Новосибирской области по данному […]
  • Правовые акты содержащие эколого правовые нормы это 1. Понятие, особенности, классификация и система источников права окружающей среды Как отмечалось, наличие развитой системы источников права окружающей среды – существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права. Под […]
  • Договор ренты в ростове Московская городская служба ренты. МГСР. Услуги по оформлению квартир в ренту. Рента в Москве. Для пенсионеров: Условия по заключению договора ренты: от 1 млн. руб. до 4 млн. руб. сразу на счёт получателя ренты; от 16 до 32 тысяч рублей ежемесячно; 100%оплата коммунальных […]
Записи созданы 6122

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх